Значок esp на панели приборов
Перейти к содержимому

Значок esp на панели приборов

  • автор:

Уведомление борткомпьютера «Сервис ESP»: проблемы и их устранение

Уведомление борткомпьютера

Многочисленные электронные ассистенты безопасности, которыми оснащен модельный ряд последних поколений «Опеля», работают в связке. Повреждения каждого датчика отражаются отдельными буквенно-цифровыми кодами ошибок на малом дисплее и в архиве бортового компьютера. Для обобщения сбоя функций электроники управления однотипных (построенных на общей базе) моделей Astra J, Insignia, Zafira, Mokka на центральном дисплее борткомпьютера загорается уведомление «Сервис ESP».

Многочисленные электронные ассистенты безопасности, которыми оснащен модельный ряд последних поколений «Опеля», работают в связке. Повреждения каждого датчика отражаются отдельными буквенно-цифровыми кодами ошибок на малом дисплее и в архиве бортового компьютера. Для обобщения сбоя функций электроники управления однотипных (построенных на общей базе) моделей Astra J, Insignia, Zafira, Mokka на центральном дисплее борткомпьютера загорается уведомление «Сервис ESP».

Для специалистов понятно, что программистами и русификаторами «Опеля» выбрана щадящая форма предупреждения. Неподготовленный водитель может воспринять ее как напоминание об очередном техобслуживании. На самом деле уведомление о повреждениях электронных ассистентов предупреждает о серьезных проблемах, которые могут привести с серьезной дорожной аварии.

Причины появления уведомления

Система курсовой устойчивости (ESP), состоящая из внешних датчиков, управляющего блока и исполнительного механизма, работает в комплексе с другими электронными ассистентами безопасности — ABS, EDS, EBD, ASR. Получая от датчиков информацию об изменении угла поворота руля, работе педалей тормоза и акселератора, блок управления отдает команды исполняющему гидроблоку. При необходимости вступают в действие и механизмы распределения тормозных усилий, блокировки колёс и дифференциала, антипробуксовочной системы.

Анализируя траекторию движения автомобиля и действия водителя, электроника может вмешиваться в управление при опасных ситуациях с помощью изменения оборотов (сброса и набора мощности) двигателя, подтормаживания отдельными колесами. Так, при заносе машины, система курсовой устойчивости сначала тормозит переднее наружное колесо и сбрасывает мощность (уменьшая подачу горючего в двигатель), позже — добавляет обороты и снимает тормозящее усилие.

Сигнальное уведомление «Сервис ESP» может загораться при неисправности любого из датчиков электронных ассистентов, управляющих блоков, ступичных подшипников, гидроблока. Безобидное по форме сообщение сигнализирует о серьезных неисправностях электроники. Некорректное вмешательство электронных ассистентов в управление автомобилем может привести к тяжелому ДТП. Нетрудно представить себе ситуацию, когда при динамичном обгоне транспортной колонны электроника начнет сбрасывать обороты двигателя и подруливать в сторону обгоняемого грузовика.

На практике у моделей «Опель» датчики ESP редко выходят из строя. Чаще сигнал появляется при повреждениях датчиков АБС, подшипников ступицы, управляющего блока антипробуксовочной системы. Наиболее серьезна ситуация, когда сигнал «Сервис ESP» сопровождается значком «Чек эндж» на доске приборов и рывками при разгоне. В этом случае повреждения электроники сопровождаются пропусками зажигания в одном из цилиндров двигателя. Продолжать движение опасно, нужно остановиться и вызвать эвакуатор.

Методики устранения неисправностей

Все повреждения электроники легко диагностируются при анализе архива кода ошибок бортового компьютера «Опеля». По кодам ошибок опытный программист локализует датчики, вышедшие из строя, определяет программные сбои электронных блоков управления. Автомеханикам остается только заменить поврежденные датчики.

Почему загорается ошибка ESP

Большинство современных автомобилей оснащены системой противоскольжения, но некоторые водители могут о ней не знать.

Почему загорается ошибка ESP

Задача этого датчика — контроль характеристики рулевой системы и обеспечение устойчивости машины.

Если автомобиль теряет сцепление с дорожным покрытием, то система контроля тяги быстро фиксирует проблему и реагирует на неё. Бортовой индикатор, указывающий на тяговую систему, не появится на приборной панели, пока система находится в состоянии неисправности, делится Car.ru.

Если же внутри комплекса есть неполадки, то машина не остается устойчивой на дорожном покрытии. И тогда на панели приборов загорится соответствующая сигнальная лампа.

Есть несколько причин, по которым система выдает сбой, и самая частая — поломка датчиков скорости вращения колес. Но бывают и другие причины.

Неисправность датчика угла поворота рулевого колеса

Главная задача этого элемента — вычисление угла поворота рулевого колеса и скорости вращения. Датчик находится на рулевой колонке, и поэтому может транслировать достоверную информацию об углах поворота. Но если этот элемент выходит из строя, на приборке может загореться лампа ESP.

Дорожные условия

Система тяги выдает сбой из-за неблагоприятных условий на дороге. Автомобиль в этот момент сильно перегружается. Порой бывает так, что водителю приходится передвигаться по ледяной или снежной дороге. А система ESP чувствует проблему, которая не решается на протяжении долгого времени. После этого сигнал отправляется на бортовой компьютер, а на панели горит знакомый индикатор.

Программное обеспечение

В современных машинах за все отвечает программное обеспечение. Поэтому нужно проверять и эту систему для исключения неисправностей. Могут возникнуть ситуации, когда вся система тяги нуждается в полном перепрограммировании. И такие сбои возникают без конкретной причины. И в таком случае индикатор говорит о неисправности. Для перепрограммирования придется обратиться в автосервис.

Ранее мы рассказали, какие предохранители в машине сгорают быстрее остальных.

ESP система — что это и как работает?

В автомобиле есть электронные системы, которые повышают безопасность движения. Одна из таких систем — ЕСП. Рассказываем, как работает ESP, зачем нужна эта система и можно ли ее отключить.

Для чего нужна ЕСП система

ЕСП — это транслитерация англоязычного термина ESP, которое расшифровывается как «Electronic Stability Program». На русском языке эту систему называют системой курсовой устойчивости или системой стабилизации.

Система ЕСП — это микропроцессор и набор датчиков в антиблокировочной системе. Датчики анализируют скорость вращения колес, давление в тормозах и угол вращения руля. Система обрабатывает эти показатели и понимает: если началось внезапное боковое ускорение, значит, машина уходит в занос. В этот момент водитель может не справиться с управлением, поэтому система частично берет контроль на себя: выборочно подтормаживает колеса, переключает передачу или уменьшает подачу топлива.

Набор действий системы зависит от конкретной ситуации. Ее команды приоритетнее действий водителя: например, система затормозит, даже если водитель продолжает давить на газ.

Когда включается ESP

Пример. Водитель слишком быстро заходит в поворот на мокрой дороге. Машина начинает скользить, водитель от испуга слишком сильно жмет на тормоз. От такого действия машину уводит в занос еще сильнее, автомобиль может развернуть или даже закрутить.

мокрая дорога

Система ЕСП включается и регулирует торможение: включает выборочное торможение только нужных колес и может снизить обороты двигателя. Тем самым она не дает машине уйти в занос.

Водителю важно помнить, что возможности системы ЕСП не бесконечны. Если скорость слишком высокая или дорога слишком скользкая, действия системы не смогут полностью предотвратить занос.

На всех ли автомобилях есть ли такая функция

Системой ЕСП оснащены все легковые машины и грузовики, выпускаемые в странах Европы с 2011 года.

В России ESP устанавливают на все грузовые автомобили с 2016 года, а на легковушки — с 2017 года.

То есть если у вас иномарка старше 2011 года или российский автомобиль старше 2017, системы курсовой устойчивости в нем может не быть. А еще после февраля 2022 «АвтоВАЗ» выпускал LADA без ESP и подушек безопасности. Так что новые отечественные авто тоже могут быть без системы стабилизации.

Что делать, если горит кнопка ESP на панели

Если в автомобиле есть система ЕСП, то на приборной панели есть специальная пиктограмма. Иконка выглядит как скользящая машина.

горит кнопка есп

Если иконка не горит, значит, автомобиль стабилен и в данный момент система не вмешивается в управление. Если иконка мигает — система сработала и пытается скорректировать траекторию движения автомобиля.

Когда загорается ESP, лучше не делать резких движений, а плавно снизить газ. Если иконка горит постоянно, значит, система ЕСП неисправна и в случае возникновения заноса не сработает. Так что водителю нужно быть особенно внимательным на скользкой дороге, потому что придется полагаться только на свое умение управлять автомобилем.

Как отключить. Если машина оборудована системой ЕСП, то в ней может быть кнопка ESP off. Она отключает систему стабилизации. Это нужно для движения по бездорожью или рыхлому глубокому снегу: машина в таких условиях неизбежно будет пробуксовывать, а система ЕСП сбавит обороты и не даст преодолеть сложный участок.

Чаще всего ESP off есть на кроссоверах и внедорожниках. Но вот на некоторых легковых автомобилях она может отсутствовать.

Кратко

  • Система ЕСП помогает автомобилю выходить из заносов на мокрой или скользкой дороге.
  • На панели приборов есть специальный значок. Он мигает, когда система срабатывает, и горит непрерывно, если система сломалась.
  • Систему ЕСП можно отключить специальной кнопкой ESP off, чтобы преодолеть бездорожье.

Автор: Наталья Куляшова

Авто из США: подводные камни

Вся информация о ESP на сайте BOSS AUTO ☝ Доставка авто с аукционов ☎️ +380 (63) 667 02 72.

Что такое система ESP (Electronic Stability Program) и зачем она нужна

Система стабилизации Electronic Stability Program впервые была установлена в 1995 году на Mercedes CL600. Сегодня большинство машин оборудовано электронной программой, которая обеспечивает курсовую устойчивость (ESP). Что это: незаменимое устройство или бесполезный модуль в автомобиле? Устройство задумано как активный элемент системы безопасности, который на 25–35% снижает риск аварии на дороге. Все машины, которые сходят с конвейера в ЕС, обязательно оборудуются ЕСП. С 2014 года продажа авто без программы стабилизации запрещена законом.

Для чего нужна система ESP

ESP — это компьютеризированная технология, программа стабилизации, которая разработана в помощь водителю. Основное назначение:

  • поддержание курсовой устойчивости;
  • предотвращение заносов;
  • предупреждение бокового скольжения;
  • улучшение контроля управления;
  • сокращение тормозного пути;
  • компенсация ошибок водителя.

Использование программы динамической стабилизации снижает риск возникновения аварийной ситуации. Модуль автоматически регулирует положение автомобиля, если возникает неуправляемое отклонение вбок.

Принцип работы ESP

Чтобы понять, что такое ESP, нужно разобраться в устройстве модуля. Система состоит из микропроцессора и многочисленных датчиков, которые контролируют положение колес и кузова, а также другие параметры во время движения. Некоторые из них:

  • показатели давления в системе тормозов;
  • положение руля;
  • скорость вращения колесных дисков;
  • угловое ускорение.

Один из элементов программы — G-сенсор, который реагирует на любые события, значительно изменяющие траекторию движения. Он воспринимает сигналы, свидетельствующие о торможении и разгоне, повороте и вращении автомобиля. Датчики фиксируют боковое ускорение, которое является маркером неконтролируемого скольжения. Ответные меры зависят от направления заноса, величины бокового ускорения и скорости движения авто.

Датчики передают информацию в блок-контроллер. В ходе обработки информации он определяет степень опасности ситуации. В критический момент система восстанавливает баланс кузова за счет торможения нужной группы колес. Модуль ЕСП сравнивает текущую траекторию с углом поворота рулевого колеса. При расхождении активируются тормозные механизмы.

Итак, можем сказать, что ESP в машине — это механизм, который отвечает за сохранение направления движения во время сложных маневров на скорости. Главное назначение — предотвращение заноса в момент резкого поворота рулевого колеса.

Как на практике выглядит действие ESP

ESP в машине работает совместно с ABS (система активной безопасности) и блоком, который управляет двигателем (TCS — система контроля тяги). Она действует так:

  • Модуль ABS предотвращает блокировку колес во время интенсивного торможения. Система кратковременно разжимает тормозные колодки в момент, когда начинается блокировка колеса, что позволяет избежать скольжения. Модуль TCS предупреждает пробуксовку колес во время ускорения. ABS и TCS контролируют продольную динамику, ESP — поперечную.
  • Если от датчиков поступает информация, которая расценивается контроллером как боковое скольжение, система ESP в авто активирует работу ABS для выборочного торможения колес. Одновременно сокращается подача топлива в двигатель, что приводит к уменьшению показателей крутящего момента. Интеграция программ ESP, ABS и TCS предотвращает боковой занос. Корректировка положения колес происходит в автоматическом режиме. Процесс занимает считанные секунды, что позволяет оперативно среагировать на потенциально опасные изменения курса.

ЕСП — это система, которая работает постоянно, анализируя и контролируя характер движения транспортного средства 25 раз в 1 секунду. Например, при совершении крутого поворота происходит занос задней оси. Датчики фиксируют изменение траектории движения, контроллер ограничивает подачу топлива в двигатель. Если положение не стабилизировалось, дополнительно выполняется торможение переднего внешнего колеса. При недостаточной поворотной динамике модуль ЕСП притормаживает внутреннее заднее колесо, чтобы обеспечить лучшее вращение.

Важно понимать, что возможности модуля стабилизации не безграничны. Если занос возникает на высокой скорости при малом сцеплении колес с дорожной поверхностью, электроника бессильна. Поэтому система ESP уменьшает вероятность аварии, но не исключает ее полностью при критических условиях.

Что такое кнопка ESP OFF и стоит ли ей пользоваться

В автомобилях, оборудованных системой активной безопасности, предусмотрена кнопка ESP OFF, которая отключает модуль. Обычно ее используют автолюбители, которые предпочитают экстремальный режим вождения. Отключив ЕСП, можно беспрепятственно совершать развороты на 180° и ездить дрифтом. Дрифт — это техника совершения поворотов на скорости, которая характеризуется управляемым заносом. Она используется на сложных трассах для преодоления препятствий в виде грязи, снега или песка.

ЕСП стоит отключить в таких случаях:

  • для подъема по скользкой дорожной поверхности;
  • чтобы выбраться из месива грязи или снега, когда автомобиль застрял;
  • во время езды по глубокому снегу или бездорожью.

Без контроля со стороны электронных систем колеса интенсивно буксуют, благодаря чему протектор очищается. В результате машина сохраняет скорость, что позволяет преодолевать препятствия. В такие моменты необходимо полностью использовать потенциал двигателя.

Если автомобиль движется по сухому песку или глубокому снегу, водитель сильно выжимает педаль газа, однако скорость остается невысокой. При этом машину периодически заносит из стороны в сторону. В такой ситуации модуль ESP способен среагировать торможением буксующего колеса. Как результат, машина может окончательно увязнуть в снежной или песчаной массе. Поэтому перед въездом на сложную трассу лучше отключить программу динамической стабилизации.

Неисправность модуля ESP

На приборной панели находится значок ESP, который загорается, когда срабатывает система или происходят сбои в ее работе. В первом случае значок перестает гореть после ликвидации заноса, во втором — горит постоянно. Неисправности системы чаще связаны с поломкой датчиков. Если один датчик выходит из строя, в микропроцессор поступают некорректные данные. Из-за ошибки загорается значок ESP.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *