Сколько обычно клапанов у 4х цилиндрового двигателя
Перейти к содержимому

Сколько обычно клапанов у 4х цилиндрового двигателя

  • автор:

8 или 16 клапанов

Двигатели на 8 и 16 клапанов отличаются сильно. Хотя все различие — в верхней части, где стоят распредвалы. В этом и кроется основная особенность, но практически из каждого двигателя можно сделать как 8 так и 16 клапанный вариант.

8 клапанов двигатель

8 клапанный вариант

Как становится понятно, у 8 клапанного варианта один распределительный вал, который контролирует систему впрыска топлива и отвода отработанных газов.

Технически это реализовано так – в каждом цилиндре, сверху, находится два клапана, один на впрыск топлива (открывается, когда топливо подается в цилиндр), другой выпуск отработанных газов (открывается, когда топливо сгорело и нужно выпустить отработанные газы). Открытие клапанов регулирует распределительный вал, он имеет конусные металлические части в своем строении, когда вал вращается, он надавливаем ими на клапана, тем самым открывает либо один клапан (впуск топливной смеси), либо другой (выпуск отработанных газов).

Таким образом, на каждый цилиндр мы имеем по два клапана, а как мы знаем обычно в двигателе 4 – ре цилиндра, поэтому получается 4 Х 2 = 8, нет конечно есть шести и восьми цилиндровые типы. Там формула будет 6 Х 2 = 12 или 8 Х 2 = 16, но такие двигатели сейчас редкость.

Плюсы
  • Чем проще, тем лучше. Это применимо и к 8 клапанному двигателю, конструкция уже проверенная временем, имеет всего один распред.вал, по два клапана на цилиндр. Механических частей мало, а соответственно запчасти намного дешевле.
  • Также у такого строения, практически никогда нет гидрокомпенсаторов, что еще более упрощает его конструкцию. Здесь есть механические толкатели, это и хорошо и плохо. Хорошо – этот механизм намного проще, соответственно его заменить или починить также легко и дешево. Кстати зачастую на такие типы устанавливают безвтыкавые поршни.
  • Не очень требователен к маслу в него можно заливать, полусинтетические масла.
  • Нетребователен к качеству топлива (конечно в рамках разумного), можно смело лить 92 бензин и не бояться.
  • Размер. Верхняя часть намного меньше, ведь вал всего один. Легче долезть до навесных деталей, генератора, стартера и прочего
Минусы
  • Малая мощность. Иногда доходит до 15 – 20%, а с двигателя в 100 л.с. (это 15 – 20 «лошадей»). Клапана всего два, а впуск и выпуск топлива происходит медленнее, достигнуть высоких оборотов, как у оппонента не получится.
  • Расход топлива, немного увеличен, все же опять от медленного цикла впуска и выпуска отработанных газов. Двигателю нужно сильнее проталкивать отработанные газы через один клапан.
  • Еще одним минусом является шумность, особенно это проявляется на скорости. Механические толкатели постоянно нужно регулировать, на них со временем появляется выработка, появляются зазоры – от этого падает эффективность работы и проявляется шум! Вот вам отрицательный эффект механических толкателей.
  • Нужно чаще регулировать зазоры клапанов, для лучшей работы двигателя. Чтобы банально не было перерасхода.

Если подвести итог по этому типу, то получается: — надежный, неприхотливый, простой, можно лить не такое дорогое топливо и масло (простой и надежный как автомат «Калашникова»). НО не такой мощный и оборотистый, а также зачастую очень шумный.

16 клапанов

16 клапанный вариант

Этот тип несет в себе более сложную конструкцию. В одной головке блока сочетаются два распределительный вала, разведенные по разным сторонам, соответственно количество клапанов возрастает на два.

То есть тут уже четыре клапана на цилиндр, два на впуск топлива и два на выпуск отработанных газов. Что это дает?

Во-первых, мощность и не плохую, мотор больше получает воздушно-топливной смеси и быстрее ее отводит, соответственно КПД двигателя возрастает, смело можно прибавить 15 – 20 л.с. (возможно и больше все зависит от объема).

Во-вторых, на многих «16 клапанниках» используется гидрокомпенсаторы, они дают отличный прижим клапана к валу, соответственно меньше шума (лучше плавность работы), экономия топлива и прибавка к мощности.

Также что сейчас немаловажно, эти варианты более экологичные, из-за более точной работы ГРМ.

Минусов здесь тоже хватает, само строение намного сложнее и дороже, требовательно к качеству жидкостей. Давайте разберем по пунктам:

Плюсы

1) Двигатель намного мощнее, соответственно и разгонная динамика, и максимальная скорость выше.

2) Расход топлива уменьшен, во-первых из-за конструкции, во-вторых из-за того что автомобиль быстрее разгоняется, не нужно долго крутить на высоких оборотах.

3) Намного тише, чем 8 клапанный, из-за строения, а также из-за применения в конструкции гидрокомпенсаторов.

4) Регулировка клапанов не требуется, тут все автоматически регулируют гидрокомпенсаторы.

Минусы

1) Практически у всех 16 клапанных автомобилей есть гидрокомпенсаторы. Для того чтобы они нормально функционировали, нужно хорошее моторное масло, желательно синтетику. А синтетика стоит недешево.

2) Топливо. Желательно лить чистые высокооктановые составы.
3) Конструкция сложнее, обслуживание и ремонт дороже.
4) Ремонт. Если что-то сломается, то стоимость ремонта примерно в два раза выше.
5) Размеры. Головка блока больше и шире, неудобно обслуживать, запчасти на 16-клапанники дороже.

Если нужен не убиваемый агрегат, не прихотливый к топливу и маслу, мощность не важна, а на звук двигателя все равно – то 8 клапанов. Если любите погонять, любите тишину, но готовы платить за масло и более дорогое топливо – то 16.

Скоро «8 клапанные» моторы умрут как вид, ведь они не такие экологичные и уже в жесткие рамки какого-нибудь ЕВРО 6 – ЕВРО 7 (будущего) они могут и не пройти.

Сколько клапанов в двигателе лучше: 8 или 16

Сегодня на дорогах встречаются разнообразные типы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в автомобилях, начиная с небольших трехцилиндровых агрегатов и заканчивая мощными V8 или V12. Интересно отметить, что подавляющее большинство автомобилей оснащены традиционными четырехцилиндровыми моторами.

Ранее четырехцилиндровые двигатели чаще всего устанавливались на модели начального и среднего ценового сегмента, но сегодня такие агрегаты можно встретить даже в премиальных автомобилях. Это связано с разработкой технологий, таких как увеличение мощности, увеличение количества клапанов на каждом цилиндре, внедрение систем изменения фазы газораспределения, установка турбонаддува и другие усовершенствования, которые позволили достичь необходимой производительности и эффективности даже у таких небольших моторов.

Одним из наиболее эффективных способов повышения КПД является увеличение числа клапанов на каждом цилиндре. Например, в самых базовых вариантах двигателей может быть только два клапана — один для впуска и один для выпуска. В более продвинутых моделях газораспределительный механизм может включать в себя 4 или 5 клапанов.

В данной статье мы рассмотрим различия между восмью и шестнадцатью клапанными двигателями, а также попытаемся определить, какой из них является более предпочтительным. Кроме того, мы проанализируем преимущества и недостатки разного числа клапанов в моторе, с учетом вопросов ремонта и обслуживания таких ДВС.

Более современный 16 клапанный двигатель и 8 клапанный: разница

Сколько клапанов в двигателе лучше: 8 или 16

Давайте начнем с того, что четырехцилиндровые двигатели с 8 клапанами (по два клапана на каждый цилиндр) представляют собой старую, надежную и хорошо зарекомендовавшую себя конструкцию. На сегодняшний день некоторые производители автомобилей активно устанавливают их в своих бюджетных моделях.

Тем не менее, на той же модели автомобиля можно также встретить современные 16-клапанные двигатели. Другими словами, покупателю предоставляется возможность выбора наиболее подходящего типа ДВС. Для более глубокого понимания ситуации давайте разберемся в преимуществах и недостатках обеих конструкций.

Преимущества восьмиклапанных моторов

Итак, модель с 8 клапанами изначально предлагается по более низкой цене и обычно устанавливается на автомобили в базовой комплектации, чтобы сделать их более доступными. Такой двигатель имеет по одному клапану для впуска топливно-воздушной смеси и по одному клапану для выпуска отработавших газов из цилиндра на каждый цилиндр.

Конструктивно, 8-клапанный двигатель обычно имеет один распределительный вал. Газораспределительный механизм может быть выполнен с использованием ремня ГРМ или цепи. Основными преимуществами такой конструкции являются ее простота, доступность для ремонта, устойчивость к качеству топлива и моторного масла.

Следовательно, ремонт и обслуживание 8-клапанных двигателей дешевле, что является существенным преимуществом для владельцев экономичных автомобилей. При необходимости серьезного ремонта двигателя с 8 клапанами обычно заменяется меньше деталей по сравнению с более современными аналогами.

Эти двигатели также хорошо подходят для тяжелых условий эксплуатации, таких как высокая нагрузка, низкое качество топлива и масла, а также загрязненный воздух. Их обслуживание и ремонт удобнее и проще.

Что касается вероятности поломки клапанов при обрыве ремня или цепи ГРМ, большинство 8-клапанных двигателей имеют более низкий риск повреждения по сравнению с 16-клапанными версиями.

Кроме того, двигатели с 2 клапанами на цилиндр компактнее, что делает их более подходящими для автомобилей с ограниченным местом под капотом. Доступ к внешнему оборудованию во время ремонта также менее затруднен. Следовательно, обслуживание и ремонт 8-клапанных ДВС не только более экономичны, но и более удобны.

Следует также отметить, что такие двигатели хорошо подходят для установки газобаллонного оборудования (ГБО), благодаря простоте газораспределительного механизма и долгому сроку службы.

Недостатки 8-и клапанных двигателей

Однако, несмотря на свою простоту, двигатели с 8 клапанами также имеют свои недостатки. Прежде всего, производители стремятся к экономии средств при производстве таких моторов, что может отразиться на качестве отдельных компонентов и отсутствии некоторых решений, способствующих упрощению обслуживания.

Например, многие 8-клапанные двигатели требуют регулярной настройки зазоров клапанов, поскольку они не оборудованы гидрокомпенсаторами. Это, с одной стороны, снижает требования к качеству масла, но, с другой стороны, требует периодической ручной настройки зазоров.

Что касается мощности, у таких двигателей общий диаметр отверстий для двух клапанов остается меньше по сравнению с четырьмя клапанами. Это означает, что воздушно-топливная смесь поступает в камеру сгорания медленнее, что ухудшает ее заполнение. После сгорания топлива отработавшие газы выводятся из цилиндров медленнее и менее эффективно, что влияет на вентиляцию. В результате двигатель с 8 клапанами реагирует медленнее на акселератор.

Такие двигатели не подходят для быстрого разгона «с низов,» хотя они обычно обладают хорошей мощностью на низких оборотах. Приемлемая динамика достигается в среднем диапазоне оборотов, что означает, что двигатель должен быть более высокооборотистым. В результате такие моторы могут потреблять больше топлива. Также они могут вызывать дополнительные замечания по шуму и вибрации, что влияет на комфортность вождения.

Плюсы 16-и клапанных двигателей

Основным преимуществом такого мотора является его способность обеспечивать более высокую мощность и лучшую производительность при одинаковом объеме рабочих цилиндров. При этом такие двигатели также обладают повышенной топливной эффективностью. Это обусловлено более эффективной работой системы впуска и выпуска.

Как уже упоминалось, четыре клапана на цилиндр имеют больший общий диаметр по сравнению с двумя клапанами. Это позволяет подавать в камеру сгорания больше рабочей топливно-воздушной смеси за единицу времени и более эффективно выводить отработавшие газы. Это, в свою очередь, способствует более равномерному заполнению цилиндров и более полному сгоранию топлива. Вентиляция также оптимизирована, что приводит к увеличению мощности двигателя.

В результате этих усовершенствований 16-клапанный двигатель обычно обеспечивает более высокую мощность по сравнению с 8-клапанным мотором на уровне от 15% до 25%. При этом он остается более экономичным.

Кроме того, 16-клапанные моторы обычно оснащены гидрокомпенсаторами, что позволяет автоматически поддерживать заданный тепловой зазор клапанов.

Благодаря оптимизированному процессу сгорания в цилиндрах такие двигатели считаются более отзывчивыми и универсальными, хорошо реагирующими на малые обороты и обеспечивающими более равномерный набор крутящего момента.

Минусы моторов с 16 клапанами

Важно отметить, что у 16-клапанных двигателей более сложная система газораспределительного механизма (ГРМ). Это делает их более чувствительными к качеству моторного масла и топлива. Загрязнение системы смазки или топливной системы может привести к быстрому износу гидрокомпенсаторов.

Что касается ремонта и обслуживания, 16-клапанные двигатели более сложны и дороги в обслуживании. Они имеют два распределительных вала — один для впускных клапанов и другой для выпускных, а также больше клапанов, что увеличивает сложность. Любые работы, связанные с ремонтом ГРМ (замена сальников клапанов, клапанов, притирка клапанов, замена гидрокомпенсаторов, ремонт распределительного вала и т. д.), требуют более значительных затрат на запчасти и труд.

Замена привода механизма газораспределения также может быть более сложной, поскольку требуется более точная настройка фаз ГРМ, и высокие требования предъявляются к точности выставления по меткам.

Когда речь идет о установке газобаллонного оборудования (ГБО), моторы с 16 клапанами более требовательны к качественной настройке ГБО, так как сбои или нарушения в работе системы смесеобразования могут привести к быстрому износу клапанов при работе на газу.

Какой силовой агрегат лучше выбрать

Подведя итоги всех рассмотренных особенностей, можно сделать следующие выводы:

Мотор с 8 клапанами имеет преимущества в плане более простого обслуживания, низкой стоимости ремонта, способности работать на топливе и масле низкого качества, а также хорошей совместимости с установкой ГБО. Однако он обычно потребляет больше топлива, выдает меньшую мощность, более подвержен вибрациям и шумам.

Силовой агрегат с 16 клапанами позволяет достичь лучшей динамики, обладает большей мощностью, экономичнее расходует топливо и менее вибрирует. Однако для его надежной работы требуется более высокое качество топлива и масла, а также увеличенные затраты на обслуживание и ремонт.

При выборе между этими двумя типами двигателей следует учитывать индивидуальные предпочтения и особенности будущей эксплуатации автомобиля. Если важны динамика и экономичность, и автомобиль будет обслуживаться на профессиональной сервисной станции, то предпочтительнее выбрать более современный двигатель с 16 клапанами.

С другой стороны, если динамические характеристики, мощность и экономия топлива не столь важны, а владелец планирует обслуживать машину самостоятельно с целью экономии или из-за ограниченных возможностей посещения СТО, то двигатель с 8 клапанами может быть более подходящим вариантом.

Также стоит отметить, что в настоящее время многие двигатели с 8 клапанами также оснащены гидрокомпенсаторами, что повышает их требовательность к качеству масла и подчеркивает необходимость его своевременной замены. Кроме того, в большинстве случаев при обрыве ремня или цепи ГРМ на 8-клапанных двигателях также может произойти гнет клапанов. Таким образом, их главными преимуществами остаются доступная начальная стоимость автомобиля, меньшая чувствительность к качеству топлива и составу топливно-воздушной смеси, а также простота ремонта, особенно при самостоятельном обслуживании.

Подведем итоги

Очевидно, что двигатели с 16 клапанами постепенно вытесняют более простые версии с 2 клапанами на цилиндр. При покупке нового автомобиля с 8-клапанным двигателем сегодня цена часто остается единственным весомым аргументом. Машина с таким мотором будет стоить на 15-20% дешевле, чем аналогичная модель с 16 клапанами. Это снижение стоимости обусловлено не только различиями в моторах, но и максимальной упрощенной комплектацией.

Такой подход к конструированию автомобилей играет важную роль в нижнем ценовом сегменте, где это предложение может быть выгодным для покупателей с ограниченными финансовыми ресурсами или для коммерческого использования, такого как такси.

Однако, если автомобиль приобретается для личного пользования и планируется обслуживание на профессиональной станции, лучше заплатить немного больше и выбрать более современный 16-клапанный двигатель с большей мощностью.

Сравнив 8-клапанные и 16-клапанные версии на вторичном рынке, в некоторых случаях более простая конструкция может оказаться оптимальной. 8-клапанный двигатель, благодаря своей проще конструкции и устойчивости к качеству топлива, может представлять собой хороший выбор. Даже если он потребует ремонта в будущем, затраты на восстановление будут значительно ниже благодаря его простоте и доступности запчастей.

Однако стоит помнить, что замена 8-клапанного двигателя на 16-клапанный и последующий тюнинг являются распространенными методами улучшения характеристик автомобиля, особенно для достижения более высокой мощности.

Четыре клапана на цилиндр

Еще недавно многоклапанные двигатели ставили только на гоночные автомобили, а сегодня существует не меньше сотни коммерческих моделей и модификаций, где использовано такое техническое решение. Что это, дань моде, очередной ход в конкурентной борьбе или действительно полезное усовершенствование? Об этом рассказывает инженер А. ФОМИН.

Когда нижнеклапанные двигатели ушли в прошлое, клапаны перекочевали наверх в головку блока, и с тех пор их расположение не менялось. Чтобы избежать длинных толкателей, которые ограничивали возможность форсирования двигателя по оборотам (такая конструкция — инерционная и нежесткая), распределительный вал перенесли в головку блока, чем и закончилась трансформация. Потом росли только степень сжатия и обороты. Но если «оборотистый» двигатель и годится для гонок (правда, не для всех), то для повседневной эксплуатации он не подходит: высоки требования к материалам, из которых сделаны детали, топливу и маслам, велики токсичность выхлопа и эксплуатационные расходы. Пришлось искать другие пути.

Площадь четырех вписанных кругов больше, чем двух; соответственно больше проходное сечение каналов,

Идею двигателя с четырьмя клапанами на цилиндр не назовешь особо оригинальной или новаторской, но нельзя отрицать и то, что это достаточно простой способ улучшить наполнение цилиндра горючей смесью и удаление отработавших газов из него. Нарисуйте окружность и впишите в нее две другие максимально возможного диаметра, а затем попробуйте изобразить то же, но уже с четырьмя. Большая окружность обозначает цилиндр, а малые — каналы, закрытые клапанами. Невооруженным глазом видно, в каком случае площадь, занимаемая вписанными кругами, больше и, следовательно, больше проходное сечение впускного и выпускного каналов в головке двигателя.

Четыре клапана «спустились» с высот формулы 1 сначала на другие гоночные, затем на более простые спортивные автомобили, а сейчас они бодро «шествуют» от дорогих машин в средний класс и дальше, к любимым нами малым и дешевым (этот этап начался буквально год-два назад).

Кстати, двигателю с четырьмя клапанами на цилиндр вовсе не обязательно иметь два распределительных вала в головке, как думают иногда автолюбители. Есть моторы, в которых клапаны приводит один вал, например у «Мазды-121». Эта японская двухдверная машина (на фото) по размерам — аналог нашей «Таврии» (длина соответственно 3810 и 3708 мм), а по рабочему объему двигателя близка «восьмеркам» и «девяткам». У «Мазды» два варианта двигателя рабочим объемом 1324 см и мощностью 53 и 72 л.с., а до «сотни» она разгоняется за 13,7 и 11,4 с соответственно (ВАЗ-2108: 1,3 л, 65 л.с., 16 с). Конечно, хорошие характеристики — показатель технического совершенства всей машины, и мотор с четырьмя клапанами сыграл здесь не последнюю роль. «Мазда-121» — самая маленькая из поставляемых в Европу модель этой фирмы. Чтобы двигатель был дешевле, применен только один распределительный вал, нет распространенных сегодня гидравлических толкателей — в процессе эксплуатации зазоры придется регулировать. Цена машины в Германии около 19 тысяч марок.

Схема механизма газораспределения двигателя «Мазды-121»: зеленым цветом выделен распредвал, коричне

Другая японская четырехклапанная машина, «Мицубиси-Галант» принадлежит к среднему классу (как наша «Волга») и стоит 37 тысяч марок (как самый дешевый «Мерседес»). В автомобилях такого класса простота и дешевизна — не главное; комфорт, техническое совершенство и снижение трудоемкости обслуживания гораздо важнее. На рисунке хорошо видны два распределительных вала, гидрокомпенсаторы клапанных зазоров. Заметим, что схема с двумя распредвалами применяется в четырехклапанных двигателях чаще. «Мицубиси-Галант» предлагают с двигателем рабочим объемом 2 литра в двух вариантах — с двумя и четырьмя клапанами на цилиндр (см. таблицу).

Вторая модификация — явно спортивного характера: заметно меньше время разгона, почти на две секунды, и расход топлива вполне приемлемый для такого мощного мотора.

Есть двигатели и с тремя клапанами на цилиндр: несколько таких моделей использует, например, «Тойота» на автомобилях «Старлет» и «Королла». В этом случае два клапана впускные, а один — выпускной. Это обусловлено тем, что для впуска требуется большее сечение: рабочая смесь хуже проходит по узким каналам, чем выхлопные газы.

Таковы дела на Востоке, но и на Западе не дремлют. Когда фирма «Опель» добавила к модификациям своей «Вектры» «модную» полноприводную, то едва не оступилась. Инертная трансмиссия, возросший вес машины почти свели на нет ее достоинства по сравнению с переднеприводной. Спасти положение помогла новая головка с четырьмя клапанами на цилиндр. Прибавилась мощность, динамика и скорость выросли под стать полноприводным амбициям (см. таблицу). Пожалуй, это пример настоящей конструкторской удачи, в чем убеждает сравнение «Вектры» и «Галанта», благо, по объему двигателей и габаритам они почти равны. Полноприводной машине по всем законам положено «есть» процентов на десять больше, но «Вектра» со всеми ведущими на поверку оказалась экономичнее переднеприводного «Галанта», что говорит само за себя.

Неумеренно популярный в нашей стране «Вольво-940GL» тоже имеет модификацию с многоклапанной головкой — 940GLT-16V, которая встречается намного реже. Резонно: нужда в лишних «лошадях» невелика, а платить за них мало желающих. Не прельщает и улучшенная динамика при умеренном росте расхода топлива (см. таблицу).

Внешне непохожие друг на друга, «Пежо-605» и «Ситроен-XM» по двигателям полностью идентичны: у обоих они V-образные шестицилиндровые, двух- и четырехклапанные. (Это варианты так называемого евромотора, разработанного и выпускаемого совместно еще с 70-х годов фирмами «Рено», «Пежо» и «Вольво» для своих престижных моделей.) «Пежо-605» — самая большая у этой фирмы, одна из самых солидных во Франции — должна представлять свою страну в крайне трудном для конкуренции «верхнем среднем» (по принятому в Германии делению) классе, соперничая с такими европейскими авторитетами, как «Ауди-100», БМВ пятой серии, «Мерседес-200-500E» (W124) (см. таблицу). Многоклапанный двигатель для данной модели (как и для «Вольво-940») — средство укрепиться на рынке мощных и скоростных автомобилей. 33 л.с. «сверху» и плюс 14 км/ч к максимальной скорости — неплохое приобретение при почти том же расходе топлива. А что предлагают серьезные и уважаемые БМВ и «Мерседес», ведь эти фирмы вряд ли клюнут на пустую затею? Если в 1988 году они делали по одной-две модели с четырехклапанными двигателями, то в 1992-м каждая выставила их более десяти — от купе и кабриолетов до универсалов, доказав, что спортивность не чужда и «грузовикам». Каковы же результаты?

Модель БМВ-318iS появилась как более дешевая альтернатива «325-й», но в то же время более мощная, чем базовая -318, специально для тех, кому не по карману «большой» двигатель. Более мощная машина получилась экономичнее на всех режимах, кроме городского цикла. Правда, для этого случая есть контраргумент — -318iS расходует бензин «супер», а не «нормаль», но в Германии разница в цене этих сортов бензина невелика (около пяти процентов).

Двигатель автомобиля «Мицубиси-Галант»: два распределительных вала, гидравлические компенсаторы кла

Если сечение каналов больше, это не значит, что топлива в цилиндры поступает больше и расход должен быть выше. Многоклапанные головки двигателя позволяют изменить распределение рабочей смеси по камере сгорания, снизить потери впуска и уменьшить количество оставшихся в цилиндрах отработавших газов. Все это увеличивает КПД двигателя, следовательно, появляется возможность уменьшить расход, хотя бы на некоторых режимах. Кстати, двигатель потребляет не столько топлива, сколько войдет в цилиндры, карбюратор или система впрыска «определяют дозу» согласна желанию конструкторов. Но и разработчики иной раз вынуждены идти на уступки, например, применять высокооктановый бензин, как в описанном выше случае. А другие, более солидные модели? В таблице приведены характеристики БМВ 5-й серии. БМВ пришлось действовать так же, как «Опелю»: новая головка двигателя — и время разгона стало что надо! Так поступили в 1990 году с моделями -520 и -525, а еще через год выпуск этих моделей с двухклапанной головкой прекратили. Результат нам уже знаком: улучшены динамические качества, расход топлива снижен на всех стандартных режимах, кроме городского цикла.

Если не усложнять двигатель лишними валами и клапанами, а просто увеличить его объем? Ответ тоже есть в таблице. С появлением четырехклапанной «525-й» модель -530 (большего литража) сняли с производства. Машина с четырехклапанным двигателем разгоняется с места до 100 км/ч за 7,8 с, а с двухклапанным — за 8,5 с (с автоматической коробкой передач).

Если мы изучим все моторы, выпускаемые БМВ и «Мерседес-Бенц», то убедимся, что двухклапанные в последние годы почти не встречаются. Осенью 1992 года «Мерседес» упразднил их на самых популярных моделях -200 и -300, заменив четырехклапанными.

Конечно, улучшить характеристики автомобиля можно не только изменив конструкцию двигателя (увеличив число клапанов). Нередко вместе с этим изменяют передаточные числа в коробке передач, модифицируют систему впрыска топлива и т. д. Вспомните: у «Жигулей» двигатели разной мощности комплектуются коробками передач с различающимися передаточными числами. Но все же ведущие фирмы все шире применяют четырехклапанные двигатели. Исключение составляют американские: они комплектуют такими моторами лишь спортивные модели («Олдсмобил-Катлесс») и те, что изготовлены по кооперации с японскими фирмами («Форд-Торус-SHO»).

Каковы дальнейшие перспективы развития многоклапанных двигателей? Видимо, к концу десятилетия они полностью или почти полностью вытеснят обычные. «Мазда-121», о которой мы говорили,— далеко не предел: в Японии, где все еще популярны микролитражные, как говорили раньше, машины, четырехклапанный двигатель объемом 600—800 см3 (у той же «Мазды», «Дайхатсу», «Субару») — не редкость. В условиях современного производства затраты на выпуск технологически более сложной головки блока невелики, а повышенная цена автомобиля, как правило, оправдывается хорошими характеристиками и не отпугивает покупателя.

Некоторые и у нас, и на Западе ездят на четырехклапанных машинах, даже не подозревая об этом. Автомобильные фирмы иной раз упоминают о конструкции только в технических характеристиках: ведь потребителя волнуют эксплуатационные показатели, а не устройство двигателя. Другие, наоборот, стремятся подчеркнуть технический уровень или спортивные качества модели, тогда в названии появляются обозначения «16V», «24V». Первое говорит о том, что двигатель имеет четыре цилиндра и четыре клапана на цилиндр, всего шестнадцать, а второе — шесть цилиндров, по четыре клапана на каждый (6X4=24). Индексы трехклапанных двигателей «12V», «18V». Те же надписи могут быть и на клапанной крышке, а кроме них «DОНС» и «Twincam», что означает «два распределительных вала в головке». Если же рядом с «DОНС» не стоит «12V» или «24V», то двигатель вовсе не обязательно четырехклапанный: два распредвала могут быть и у обычного, двухклапанного.

Представим, что вы пришли в магазин и увидели некую модель как с двухклапанным двигателем, так и с четыреклапанным. Какой вариант предпочесть? С точки зрения «чистого ездока», автомобиль с многоклапанным мотором, безусловно, хорошее приобретение: высокая мощность, отличная динамика при приемлемом расходе топлива будут радовать. Но заплатить придется на 10—30% больше, правда, не только за клапаны: вы наверняка получите еще литые диски, широкие покрышки, спойлеры и много других приятных мелочей. В эксплуатации такой автомобиль будет ненамного дороже, но в случае крупного ремонта двигателя возможны дополнительные расходы: запчастей понадобится больше и придется поискать того, кто возьмется.

Есть еще нюанс: мощная машина великолепно проявляет темперамент водителя, и если вы привыкли давить на газ до упора, на умеренный расход не надейтесь. Впрочем, клапаны тут не виноваты, чаще посматривайте на эконометр и держите стрелку подальше от красной зоны.

Сравнительные характеристики автомобилей с двух- и четырехклапанными двигателями.

Мицубиси-Галант

2 клапана 4 клапана
Индекс 2.0GLSi 2.0GTi-16V
Максимальная мощность л.с. (кВт)/ об/мин 109(80)/5500 146(107)/6500
Максимальный крутящий момент Н•м/ об/мин 159/4500 170/5000
Максимальная скорость, км/ч 188 207
Время разгона с места до 100 км/ч, с 10,6 8,8
Расход топлива при 90,120 км/ч, городском цикле 6.2/8.1/10.0 7.2/8.9/11.4

Количество клапанов на цилиндр

Достойна только та жизнь, которая прожита ради других людей.

© 2005—2024 СТО «КОВШ»® г. Херсон
Обслуживание дизелей и топливной аппаратуры
Разработка сайта — web-студия «Ковш»
Онлайн: Зарегистрированных: 0, Гостей: 86

Уникальных
посетителей
за сегодня:
за вчера:
всего:
Максимум за день:
Максимум посещений:
7210
7151
10009074
8329
10.01.2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *