Секвентальная коробка передач что это такое
Перейти к содержимому

Секвентальная коробка передач что это такое

  • автор:

Секвентальная КПП: особенности, плюсы и минусы

На сегодняшний день существует множество различных типов трансмиссий для автомобилей, включая механические, автоматические и роботизированные коробки передач. Важно отметить, что «автоматические» и «роботы» также могут иметь различное устройство и функциональные особенности.

Например, в сфере автомобильных трансмиссий существует два распространенных типа автоматических коробок передач: АКПП и вариаторы CVT. Роботизированные коробки передач (РКПП) могут варьироваться от простых с одним сцеплением до более сложных, таких как преселективные коробки с двумя сцеплениями, например, тип DSG. В данной статье мы рассмотрим сущность и характеристики секвентальных коробок передач.

Коробка SMG: секвентальная трансмиссия

Секвентальная КПП: особенности, плюсы и минусы

На ранних этапах истории автомобильного производства преобладала механическая коробка передач (МКПП). Однако в дальнейшем инженеры начали разрабатывать новые виды трансмиссий, при этом главной целью стало сделать управление автомобилем как можно более простым для водителя.

Важным моментом стало внедрение автоматической коробки передач (АКПП), которая позволяла автоматически выбирать и переключать передачи без активного участия водителя. Важно отметить, что гидромеханический «автомат» не вытеснил традиционную механику по нескольким причинам. Механические коробки передач (МКПП) продолжали развиваться и усовершенствоваться.

Одним из значимых достижений стала секвентальная коробка передач, которая отличается от других трансмиссий тем, что позволяет включать повышенные и пониженные передачи только в определенной последовательности. Владельцу автомобиля с секвентальной коробкой передач необходимо переключаться по порядку «вверх» для включения повышенных передач и «вниз» для включения пониженных. В отличие от этого, на обычной механической коробке передач водитель может произвольно переключать передачи в зависимости от текущей ситуации. Например, можно стартовать со второй передачи и затем сразу переключиться на четвертую. В случае с секвентальной коробкой передач такая свобода выбора отсутствует.

Устройство и принцип работы секвентальной коробки передач

Как уже упоминалось, секвентальная коробка передач (иногда известная как селективная трансмиссия) в своей основе представляет собой простую механическую трансмиссию, однако существуют отличия от обычных механических коробок передач.

Прежде всего, в секвентальной коробке отсутствует педаль сцепления, что делает ее похожей на классические автоматические трансмиссии. Кроме того, в ее конструкции используются прямозубые шестерни вместо косозубых. За процесс сцепления и разсцепления сцепления отвечает отдельная электронная блокировка управления (ЭБУ), а переключение передач осуществляется с помощью специального гидравлического механизма.

Эти особенности позволяют добиться очень быстрых и плавных переключений передач, что особенно важно для спортивных автомобилей, гоночных болидов и тому подобных транспортных средств. Интересно, что секвентальные коробки передач могут встречаться не только на спортивных автомобилях, но и на обычных гражданских моделях.

Это связано с тем, что на высоких скоростях автомобиль сильно вибрирует, и на обычной механической коробке передач довольно сложно быстро и точно выбирать нужную передачу. Следовательно, секвентальная коробка передач можно считать более схожей с современными «роботами» в автомобилях. Кроме того, обычные автоматические коробки с возможностью ручного управления (например, с технологией Типтроник) в ручном режиме напоминают работу секвентальных коробок передач.

Преимущества и недостатки секвентальной коробки

Давайте рассмотрим преимущества секвентальной трансмиссии. Прежде всего, это ее универсальность, позволяющая водителю выбирать между ручным и полностью автоматическим режимом переключения передач. Это значительно облегчает вождение на обычных гражданских автомобилях, оснащенных коробкой SMG.

Кроме того, селективная коробка передач отличается высокой скоростью переключения. Под управлением электроники переключение происходит быстрее, чем у опытного водителя, и даже в автоматическом режиме передачи переключаются быстрее, чем в автоматических коробках передач типа АКПП.

Это обеспечивает почти непрерывную передачу крутящего момента от двигателя к колесам, что устраняет заметные перерывы в мощности в момент переключения передач и способствует увеличению топливной экономичности.

Селективная коробка передач также обладает более удобным управлением по сравнению с вариатором, АКПП или даже преселективной коробкой с двумя сцеплениями типа DSG на многих моделях автомобилей. Это связано с наличием подрулевых «лепестков», которые позволяют водителю быстро переключать передачи в ручном режиме, не снимая руки с руля.

Для лучшего понимания различий между секвентальной коробкой передач и другими типами трансмиссий, рассмотрим примеры. Например, при использовании коробки АКПП с функцией Типтроник, водителю необходимо физически передвигать селектор вверх и вниз, чтобы осуществлять переключение передач. В случае с коробкой DSG, нужно нажимать специальную кнопку на селекторе и т.д. Именно по этой причине секвентальные коробки передач, как правило, устанавливаются на гоночные машины и спортивные версии гражданских автомобилей.

Однако есть и некоторые недостатки. Несмотря на то что коробка SMG спроектирована для высоких нагрузок и передачи значительного крутящего момента, она не всегда является надежной. Основным источником проблем является гидравлический механизм, который подвержен быстрому износу и часто подвержен поломкам.

В случае гоночных спорткаров, где скорость переключения имеет первостепенное значение, надежность часто ставится на второй план. Проще говоря, после нескольких гонок такие трансмиссии могут требовать замены или серьезного ремонта.

В гражданских автомобилях и серийных спорткарах ресурс секвентальной коробки передач обычно выше, так как нагрузка на нее обычно меньше по сравнению с гоночными болидами. Однако неправильное использование, в частности, несвоевременное переключение передач вручную, может сократить срок службы коробки. Это может привести к поломке гидропривода сцепления и других компонентов. Важно также понимать, что ремонт секвентальной коробки передач может обойтись владельцу довольно дорого.

Подведем итоги

Следовательно, секвентальная коробка передач SMG имеет свои достоинства и недостатки. Прежде всего, выбор автомобиля с такой коробкой для городской езды зачастую не является оптимальным решением. Эта трансмиссия плохо приспособлена для городских условий и столкновений с пробками, более подвержена износу при движении по снегу с пробуксовками и обладает более высокой стоимостью ремонта и обслуживания по сравнению с аналогичными коробками передач.

Однако, если вашим приоритетом является очень высокая скорость переключения передач и максимальное удобство при переключениях, то секвентальная коробка передач может быть оптимальным выбором.

Заключительно, стоит отметить, что на сегодняшний день на рынке представлены модели автомобилей, которые оборудованы надежными гидромеханическими автоматическими коробками передач, но при этом также имеют подрулевые лепестки для переключения в ручном режиме, что предоставляет водителю больше гибкости и выбора в зависимости от ситуации.

Секвентальная коробка передач: принцип работы, плюсы и минусы

Это какая? Секвентальная коробка передач отличается от традиционных МКПП и АКПП. Также не стоит ее путать с роботизированной КПП. Главное отличие от распространенных видов трансмиссии в последовательном переключении передач и отсутствии педали сцепления.

Где устанавливается? Изначально коробка разрабатывалась для спорткаров, затем ее начали использовать на мотоциклах и гражданских автомобилях. Сейчас секвентальную КПП все чаще устанавливают на большегрузы и тракторы, и ее работа породила много заблуждений.

Из этого материала вы узнаете:

  1. Распространенные типы коробок передач
  2. Что собой представляет секвентальная коробка передач
  3. Принцип работы секвентальной коробки передач
  4. Преимущества и недостатки секвентальной коробки передач
  5. Частые заблуждения о работе секвентальной коробки передач
  6. Часто задаваемые вопросы о секвентальной коробке передач

Распространенные типы коробок передач

Трансмиссия необходима для передачи энергии от двигателя к ведущим колесам. В зависимости от конструкции выделяют следующие типы коробок передач:

  • Механические КПП. Различаются по числу ведущих, ведомых и промежуточных валов, а также по количеству передач вперед и назад.
  • Автоматические КПП. Отличаются друг от друга по конструкции коробки передач.
  • Гидротрансформатор. В основе конструкции – планетарный ряд Фурье (планетарная передача).
  • Вариатор. Содержит два шкива, изменяющих свой диаметр под воздействием центробежной силы, что приводит к изменению передаточных чисел. Между шкивами есть цепная или ременная передача, а связь между двигателем и КПП осуществляется через гидротрансформатор.
  • Роботизированные КПП. Речь идет о механических КПП с электронным управлением процессом переключения скоростей.

Современные механические трансмиссии включают два или три вала (в зависимости от типа привода: два – для переднего или заднего, три – для заднего и полного), оснащенные косозубыми шестернями. Косозубое зацепление обеспечивает передачу крутящего момента.

Сепараторы, в которые входят вилки включения передач, устанавливаются между шестернями. На внутренней стороне сепараторов и косозубых шестеренок имеется большее количество зубцов. Именно они обеспечивают надежное взаимодействие деталей.

В механических коробках передач валы создаются из цельных металлических заготовок и не подлежат разборке. В этой трансмиссии можно переключить передачу с первой на третью, и авто продолжит движение. Например, на скользком покрытии без межосевых и межколесных блокировок можно начать движение сразу с четвертой передачи. При этом двигатель будет функционировать нормально.

Что собой представляет секвентальная коробка передач

Многие люди не понимают, что такое секвентальная коробка передач. Каждый год появляются инновационные изменения в области автомобильных трансмиссий. Эти нововведения направлены на упрощение управления автомобилем и улучшение его технических характеристик. Яркий пример – внедрение секвентальных коробок передач. Основной особенностью этой технологии является последовательное переключение передач.

В отличие от механических коробок передач, где возможно «перепрыгивание» через несколько скоростей (к примеру, с первой на третью), секвентальная коробка не допускает подобных пропусков. Таким образом, переключение осуществляется последовательно как вверх, так и вниз.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Теперь разберемся, как работает секвентальная коробка передач. Не всегда у водителя есть возможность выбрать оптимальную передачу, особенно при переходе с более высокой на более низкую, не прибегая к использованию тормозов. Эта проблема особенно актуальна в сельском хозяйстве, где техника, такая как тракторы и грузовики, может иметь большое количество скоростей (6 и более).

Читайте также!

Интересной особенностью секвентальной коробки передач является отсутствие педали сцепления, что упрощает управление автомобилем. Когда нет необходимости в синхронизации движений левой и правой ноги при переключении скоростей, процесс становится более интуитивным.

Для управления сцеплением используется бортовой компьютер, который получает данные от сенсоров и датчиков, следящих за уровнем нажатия педали акселератора и попытками включения той или иной передачи. Электронный блок управления, оценивая эти сведения, отправляет сигнал на прогрессивный блок секвентальной коробки передач, который отвечает за контроль скорости движения транспортного средства.

Для более полного понимания принципов работы секвентальной коробки передач важно учесть отличия от механических вариантов. Вместо конусных шестерён, характерных для механических коробок, здесь используются прямозубые шестерёнки. Этот подход обеспечивает более высокий КПД благодаря снижению потерь на трении, но имеет один недостаток – уменьшение крутящего момента. Для устранения проблемы устанавливаются шестерни большего диаметра. Следует учитывать, что уровень шума при функционировании трансмиссии с прямозубыми шестернями значительно выше.

Кроме того, в секвентальной коробке используются гидравлические сервоприводы. Основная задача этих устройств – облегчить и ускорить процесс переключения передач. Стоит отметить, что в секвентальных коробках привод осуществляется гидравлическим путем, в отличие от электрического привода, применяемого в роботизированных вариантах.

Преимущества и недостатки секвентальной коробки передач

У трансмиссий с секвентальной конфигурацией есть свои позитивные и отрицательные стороны. Для начала рассмотрим преимущества:

  • Отсутствие педали сцепления. Это удобно как для водителей-новичков, для которых бывает проблематично освоить управление тремя педалями одновременно, так и для опытных.
  • Высокая скорость переключения. Секвентальные коробки передач существенно опережают по скорости механические варианты, которые, в свою очередь, заметно превосходят в скорости реакции более медлительные «автоматы».
  • Простота переключения. Независимо от текущей передачи, вам просто нужно сдвинуть рычаг в определенную сторону или нажать соответствующую кнопку. Это упрощает процесс управления и делает его более интуитивным.
  • Различные режимы работы. Есть секвентальные коробки, которые имеют различные режимы работы, включая аналоги МКПП, спортивный режим для более высокой скорости и точности переключения, а также автоматический режим, в котором электроника берет на себя управление. При этом сохраняется высокая скорость функционирования трансмиссии.

Уменьшенные размеры корпуса коробки, возможность передачи более значительного крутящего момента и способность выдерживать переменные нагрузки – это не менее важные плюсы секвентальной КПП. При смене передач не наблюдается снижение оборотов двигателя, а трансмиссия не теряет мощность из-за нагрева деталей. Снижена нагрузка на подшипники валов, что способствует долговечности и стабильности работы. Кроме того, устройство отличается простотой обслуживания.

Читайте также!

Несмотря на эти преимущества, секвентальные трансмиссии имеют свои недостатки, которые в некоторых случаях могут оказаться более существенными. Основные минусы включают:

  • Сниженный срок службы. Устройство секвентальной коробки не так долговечно, особенно при высоких нагрузках, что делает такие КПП менее надежными по сравнению с традиционными типами коробок передач. Чаще всего в СКПП ломаются гидравлические сервоприводы.
  • Сложность обслуживания и ремонта. Обслуживание и ремонт СКПП требует значительных затрат из-за сложной конструкции. Собственноручно устранить неисправность вряд ли получится. Даже на специализированных СТО может быть сложно найти мастера с опытом работы с такими коробками ввиду редкости данных устройств на российском рынке.

Частые заблуждения о работе секвентальной коробки передач

Роботизированные и секвентальные трансмиссии – это одно и то же

Несмотря на схожий принцип работы, существует несколько существенных различий. Например, сервопривод в роботизированных коробках передач работает на электричестве, а не на гидравлике, как в случае с секвентальными трансмиссиями. Кроме того, коробка-робот использует двойное сцепление для плавного переключения скоростей, чего не требуется СКПП.

АКПП и СКПП всегда используются в связке

На самом деле это не так. У секвентальных коробок далеко не всегда есть автоматический режим.

Секвентальные коробки передач устанавливаются исключительно в гоночных автомобилях

И в сочетании с кулачковым механизмом. Хотя такая комбинация действительно распространена в автоспорте, существуют серийные автомобили, на которых успешно используется секвентальная коробка передач. Более того, СКПП может быть применена и без кулачкового механизма, который чаще всего встречается в гоночных авто. Например, многие модели большегрузных грузовиков и другой тяжёлой спецтехники оснащены секвентальными коробками.

Часто задаваемые вопросы о секвентальной коробке передач

Какие есть ограничения при использовании секвентальных коробок передач?

Во-первых, для управления кулачковыми КПП нужно иметь определенный опыт. Во-вторых, существует несколько важных кинематических аспектов, ограничивающих эксплуатацию таких устройств.

Последовательное переключение заметно снижает маневренность машины. Особенно это заметно при выполнении сложных перестроений на общественных дорогах. Таким образом, даже опытному гоночному пилоту придется столкнуться с затруднениями при переключении вилки из-за необходимости резких переходов от нижних к верхним передачам. На прямых участках дороги, где поддержание постоянной высокой скорости является критически важным моментом, кулачковая КПП проявляет себя наилучшим образом.

Но стоит учитывать, что при повседневном использовании гражданского автомобиля СКПП имеет больше недостатков, чем преимуществ.

Какая КПП считается наиболее надежной?

Первое место, без сомнений, принадлежит классической механической трансмиссии. На втором месте располагается гидротрансформатор. Вариаторы и роботы делят между собой последние позиции.

Читайте также!

Специалисты считают, что доля автоматических коробок на рынке будет постепенно увеличиваться, в то время как механические трансмиссии останутся, но их популярность может заметно снизиться.

На каких машинах впервые была установлена секвентальная коробка передач?

Секвентальные коробки передач представляют собой относительно новую технологию, впервые появившуюся в начале 90-х годов XX века. Первоначально эти трансмиссии были внедрены в гоночные авто (спорткары BMW 3 серии от подразделения «motorsport»).

Теперь вы знаете, что такое секвентальная коробка передач. Очевидно, что создание и интеграция таких КПП в серийное производство ознаменовало технический прогресс в области автомобилестроения. Однако большой популярности эти трансмиссии все еще не имеют, что объясняется большим количеством технических ограничений и недостатков.

  • Будьдозеры (11)
  • Грузовики (23)
  • Погрузчики (22)
  • Подъемные краны (18)
  • Складская техника (3)
  • Спецтехника (42)
  • Экскаваторы (20)

Утилизационный сбор

Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы

Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы

Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий

Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий

Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация

Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация

Виды, типы и классификация спецтехники

Виды, типы и классификация спецтехники

Секвентальная коробка передач: что это и где используется?

Большинство автолюбителей привыкло, что в автомобилях устанавливается либо «автомат», либо «механика». Однако, в последние годы на регулярной основе создаются и другие трансмиссии, основной целью которых становится упрощение управления транспортным средством с одновременным увеличением технических возможностей.

Секвентальная коробка передач: что это и где используется?

Большинство автолюбителей привыкло, что в автомобилях устанавливается либо «автомат», либо «механика». Однако, в последние годы на регулярной основе создаются и другие трансмиссии, основной целью которых становится упрощение управления транспортным средством с одновременным увеличением технических возможностей. К числу таковых изобретений относится секвентальная коробка передач, устанавливаемая на спортивные автомобили. Основной её особенностью стало переключение скоростей исключительно последовательно, и водитель не сможет переключиться с 3-ей на 5-ю передачу, минуя при этом четвертую скорость. Если выполняется понижение передачи, то это правило не потеряет актуальности. Этот вариант КПП объединяет в себя особенности и достоинства «автомата» и «механики», ввиду чего характеризуется как простой в использовании при максимальной чёткости работы. Переключение передач выполняется в последовательности, и происходит это в минимально сжатые сроки. К числу основных особенностей представленных КПП относят и факт отсутствия сцепления. При этом, нет только педали, а сам механизм имеется, и его стабильная работа обеспечивается в автоматическом режиме. Это в значительной степени обучает жизнь новичкам, лишь недавно севшим за руль.

Принцип работы секвентальной КПП

  • на классической МКПП, когда автолюбитель изменяет положение селектора, происходит подтягивание тяги, поворот, и после этого лишь происходит переключение скорости;
  • в СКПП тяга предыдущей скорости подтягивается одновременно с выжимкой тяги следующей передачи.

Ввиду сказанного, время на переключение скорости сокращается до 120 миллисекунд, в сравнении с 1 секундой для «механики». При обычном передвижении такое расхождение практически незаметно, но на гоночных трассах эта разница может привести к победе. Именно поэтому, секвентальные коробки передач устанавливают на гоночных автомобилях.

Плюсы и минусы СКПП

Конечно, представленные агрегаты обладают как безоговорочными преимуществами, так и серьезными недостатками.

Достоинства

1. Нет педали сцепления.

Это порадует как новичков, так и опытных автолюбителей, уставших от регулярной необходимости нажимать на эту педаль.

2. Скорость переключения.

По этому критерию СКПП в значительной степени обгоняют «механику», а также задумчивый «автомат». В результате можно сказать, что секвентальные коробки в настоящее время не имеют конкурентов по скорости переключения.

3. Простой переход при повышении или понижении скорости.

Чтобы переключить передачу, нужно лишь передвинуть рычаг в нужном направлении, либо нажать по соответствующей кнопке на панели.

4. Рабочий режим.

Коробки такого типа поддерживают несколько рабочих режимов. Например, классика, спорт, автомат и т.д. Но вне зависимости от выбранного режима, коробка не лишится оперативности в процессе работы.

Недостатки

1. Незначительный срок службы.

В настоящий момент секвентальные коробки передач плохо справляются с высокими нагрузками в процессе передвижения. В особенности чувствителен к ним гидравлический сервопривод. Поэтому, срок службы таких КПП в 2-3 раза ниже, чем у «механики», что относится к числу главных минусов.

2. Непростое обслуживание и дорогой ремонт.

На обслуживание приходится тратить «кругленькие» суммы, а на ремонт и подавно, в несколько раз больше. А иногда устранить поломку и вовсе не возможно ввиду того, что нужная деталь отсутствует в России и не получается выполнить её заказ, либо невозможно найти мастера, специализирующегося на устранении данного типа неисправностей в КПП.

Заключение

В целом, секвентальные коробки переключения передач являются достаточно неплохим вариантом ввиду того, что имеют много перспектив. Наверняка в скором времени они будут устанавливаться на большинстве автомобилей, после того, как производители устранят их слабые места. А пока все. Не забывайте делать репост статьи в социальные сети и делиться собственным мнением о секвентальных КПП!

Секвентальная коробка передач – «механика» для любителей скорости

Секвентальная трансмиссия

На переключение передач в механической коробке тратится в среднем 0,5-0,7 секунд. И если для обычного автомобиля – это нормально, то для спортивного авто – недопустимая трата времени. И вот снижение времени этого самого переключения и является одним из главных достоинств секвентальной КП, но далеко не последним.

Преимущества секвентальной трансмиссии

Почему сразу о положительных моментах, а не об устройстве и принципах работы? Потому что этот вид коробки передач действительно примечателен (ведь не просто так ее используют в ралли и Формуле 1).

  • очень быстрое переключение передачи (0,1-0,2 секунды), что идеально для гоночных автомобилей, к тому же ведет к общей экономичности;
  • отсутствует педаль сцепления (обусловлено конструкцией и принципом работы, о чем расскажем дальше);
  • можно установить кнопки переключения передач на руле (удобно и эффективно);
  • снижает риск неаккуратного переключения передач (благодаря своей последовательности, о чем поговорим в принципах работы).
  • Есть возможность работы в 3-х режимах: механическая КПП, спорт-режим, автоматическая КПП.

А теперь о том, как устроена эта коробка передач и принцип работы.

Устройство и работа секвентальной коробки передач

Устройство секвентальной коробки передач

Этот тип трансмиссии представляет собой улучшенную механическую, в которой:

  • применяются прямозубые шестерни (вместо косозубых, что в стандартной) : не создается осевых нагрузок на валах, увеличивается КПД работы трансмиссии;
  • электронный блок управления выполняет роль педали сцепления;
  • переключение передач происходит с помощью гидравлики (меньше энергетических потерь) и последовательно (нет возможности перепрыгнуть с первой на третью передачу, к примеру).

Сам же принцип работы прост. Движение рычага переключения осуществляется вверх-вниз, а специальный вал с бороздами волнообразной формы управляет вилками переключения. Соответственно, с каждым движением рычага вал прокручивается, переводя тем самым вилки в нейтраль или положение конкретной передачи. Гидравлика служит тем самым «мостом» для перевода шестерней в нужное положение.

Устанавливать или нет секвентальную коробку передач

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно рассказать о некоторых проблемах, которые могут возникнуть у обычного автолюбителя.

  1. Из-за конструкции гидравлического механизма имеет место низкая устойчивость СКПП к высоким нагрузкам (владельцы гоночных автомобилей с секвентальной трансмиссией перебирают ее после каждой гонки). Но вот современные серийные автомобили с этим видом КПП лишены столь сильных нагрузок, поэтому ресурс трансмиссии не сильно отличается от механической коробки передач или «автомата».
  2. Нет возможности перепрыгнуть с передачи на передачу, что может привести к конфузу неподготовленных водителей во время вхождения в поворот или движения в пробке (приходится с перегазовкой переходить с передачи на передачу).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *