Ремонт гбц что это такое
Перейти к содержимому

Ремонт гбц что это такое

  • автор:

Что такое ГБЦ: описание, функции, конструкция и диагностика

Силовая установка большинства автомобилей в настоящее время представлена двигателем внутреннего сгорания. Его сложность растет с каждым годом. Появляются новые узлы и вспомогательные системы, которых не было еще десять лет назад. Две основные корпусные детали, которые существуют с самого появления ДВС, – это блок цилиндров и головка блока цилиндров. Рассмотрим подробнее, что же такое ГБЦ.

  • ГБЦ в двигателе авто – что это такое
  • Как найти ГБЦ под капотом машины
  • Какие элементы и детали входят в состав ГБЦ
  • Какие признаки указывают на проблемы с ГБЦ в авто

Что такое ГБЦ в авто простыми словами

ГБЦ

Головка блока цилиндров (в дальнейшем ГБЦ), или сокращенно «головка», «голова» двигателя, расположена в его верхней части. Она соединяется с блоком цилиндров при помощи болтов. Это одна из главных деталей мотора, являющаяся основой конструктива.

ГБЦ можно сравнить с крышкой, закрывающей цилиндры двигателя. Стык между ней и блоком очень тщательно герметизируется с помощью специальной обжимной прокладки, для того чтобы обеспечить высокую компрессию горючей смеси во время рабочего такта. Нарушение этого соединения приведет к поломке автомобиля.

В состав ГБЦ входят детали, отвечающие за процесс смесеобразования и подачи топлива в камеру сгорания. Правильное соотношение между горючим и воздухом достигается благодаря синхронизированной работе всех элементов головки. От состояния и качества настройки ее частей во многом зависит бесперебойное функционирование мотора.

Читайте также!

Головка изготавливается из чугуна или алюминиевого сплава. Последний материал более предпочтителен из-за меньшего веса. Однако имеет недостаток, связанный с большей текучестью и склонностью металла к короблению при высоких температурах в случае перегрева мотора. Рядные двигатели имеют, как правило, одну головку блока цилиндров. V-образные – две головки. И, наконец, экзотические W-образные двигатели оснащаются как минимум тремя головками. При любом их количестве наполнение узла остается примерно одинаковым.

Где находится ГБЦ

Где находится ГБЦ

Под капотом автомобиля можно увидеть пластиковый кожух, сняв который легко обнаружить крышку ГБЦ. Сама головка расположена ниже, но обычно она скрыта агрегатами навесного оборудования.

Головка находится над блоком цилиндров, занимающим большую часть подкапотного пространства. Двигатель может быть расположен как вдоль продольной оси автомобиля, так и поперек. Редкий вариант размещения двух головок – по бокам на оппозитном двигателе.

Головка крепится к блоку цилиндров резьбовыми соединениями – шпильками или болтами. Через плоскость их разъема проходит множество каналов и камер, которые задействованы в работе двигателя. Это в первую очередь камеры сгорания, а также масляные каналы, магистрали жидкостного охлаждения и т. д.

На корпусе ГБЦ располагаются клапаны с пружинным механизмом и постель распредвала. Снаружи в специальные резьбовые отверстия вкручиваются свечи. Также на ней может быть другое оборудование, в зависимости от типа двигателя и расположения его цилиндров.

Читайте также!

Клапаны в движение приводит распредвал, смонтированный в верхней части головки блока цилиндров. В передней части находится шестерня привода газораспределительного механизма, расположенная на оси распредвала, а также цепь (или ремень) привода ГРМ.

Конструкция детали: что входит в ГБЦ

Конструкция детали

Поподробнее рассмотрим, из чего состоит ГБЦ.

Первоначально детали головки изготавливались из чугуна. Выбор материала был обусловлен высокой вибронагруженностью и температурным режимом работы двигателя. Чугун обладает высокой механической прочностью и термоустойчивостью. Он не подвержен деформациям и короблению при нагревании. Основной недостаток чугуна – большой удельный вес. Современное материаловедение позволяет использовать сплавы из легких металлов (например, из алюминия), которые отвечают всем вышеперечисленным характеристикам, но обладают меньшей массой.

Герметизация плоскости разъема блока и головки цилиндров осуществляется посредством специальной прокладки. Это сложная деталь, в основу которой входит армированный асбест. Она должна повторять все контуры и каналы головки и при этом выдерживать высокое давление и температуру. Во время крепления болтов головки блока цилиндров необходимо соблюдать заданное усилие и последовательность затяжки. Обычно она осуществляется в несколько этапов и деформирует прокладку в определенных местах.

Что входит в состав ГБЦ?

  • Прокладка создает герметичное соединение и функционирование систем охлаждения и смазки.
  • ГРМ – это газораспределительный механизм, включающий в себя цепь (ремень), связывающую коленвал и распредвал, собственно распределительный вал и клапаны с пружинным механизмом.
  • Корпус головки блока цилиндров называется картером. В нем расположены все детали и механизмы.
  • Резьбовые отверстия для монтажа свечей системы зажигания и форсунок для впрыска топлива.
  • Камера сгорания, в которой происходит рабочий процесс воспламенения горючей смеси, обеспечивающий работу двигателя.
  • Цепь или ремень ГРМ.
  • Привалочные плоскости с отверстиями для крепления впускного трубопровода и выпускного коллектора вместе с датчиками и патрубками системы охлаждения.

Клапаны впуска и выпуска расположены вдоль постели распредвала. При использовании двух клапанов на цилиндр они расположены в один ряд. При использовании четырехклапанной конструкции (два впускных и два выпускных на цилиндр) они располагаются в два параллельных ряда. Ось клапанов имеет отклонение от перпендикуляра к плоскости разъема головки и блока цилиндров, как правило, в 20 градусов.

В передней части головки находится пространство для звездочки газораспределительного механизма цепи (или ремня) и ее успокоителя. Они приводят в движение распредвал. Камеры сгорания расположены над цилиндрами и имеют немного меньший диаметр, чем поршни. Благодаря такому несоответствию на границе блока цилиндров и ГБЦ создается завихрение топливной смеси в конце такта сжатия. Это благоприятствует воспламенению горючего и увеличению мощности двигателя.

Направлению движения

Слева по направлению движения автомобиля расположены входные отверстия для монтажа свечей зажигания и форсунок подачи топлива. Они вкручиваются по резьбе и участвуют в процессе работы двигателя. На противоположной стороне находятся площадки для подсоединения впускного и выпускного трубопроводов. Также сюда подходят патрубки, подводящие охлаждающую жидкость к ГБЦ.

Сверху головка блока цилиндров имеет сложную конфигурацию, обеспечивающую расположение элементов газораспределительного механизма. Вдоль центральной оси идут площадки для монтажа вкладышей распредвала. В них помещается сам распредвал и сверху фиксируется крышками с ответными полукольцами подшипников скольжения. В специальные отверстия под распредвалом запрессовываются направляющие втулки клапанов. Над ними крепятся шайбы сложной формы, в которые устанавливаются пружины, удерживающие клапан в поднятом состоянии. Сверху ГБЦ надевается металлическая или силуминовая крышка, закрывающая механизмы.

Из чего еще состоит ГБЦ? В головке блока цилиндров имеются неподвижные элементы, такие как:

  • седла клапанов, обеспечивающие герметичность впускных и выпускных клапанов в закрытом состоянии;
  • направляющие клапанов, задающие вектор их перемещения.

Седла и направляющие запрессовываются с натягом в ГБЦ. В домашних условиях выполнить такую работу очень сложно. Требуется сильный нагрев головки блока цилиндров и глубокое охлаждение ответных деталей перед процессом монтажа. Долгая запрессовка может привести к выравниванию температур и заклиниванию направляющей или клапана. Кроме того, головки из алюминиевого сплава подвержены деформации при нагревании, поэтому перегрев может стать для них фатальным. Для выполнения этой операции лучше обратиться в специализированную мастерскую.

Функции ГБЦ в автомобиле

Функции ГБЦ в автомобиле

Головка имеет в своей нижней части полости, являющиеся камерами сгорания. Между ГБЦ и блоком цилиндров устанавливается жаропрочная прокладка. Ее основной функцией является подача горючего, отвод отработанных газов и рабочий процесс сгорания топлива.

Рассмотрим, для чего нужна ГБЦ:

  • сверху головки блока цилиндров находится металлическая крышка, выполняющая защитную функцию;
  • в верхней части крышки устроена маслоналивная горловина, закрытая резьбовой пробкой;
  • стык блока цилиндров и головки уплотняется жаропрочной асбестовой прокладкой, армированной металлом;
  • в головке блока смонтирован распредвал, на котором закреплена шестерня привода ГРМ с ремнем (или цепью) и успокоителем;
  • свечи зажигания (в дизельных моторах – свечи накаливания), а также форсунки подачи топлива находятся с левой стороны головки;
  • снизу устроены полукруглые выемки, являющиеся камерами сгорания цилиндров;
  • газораспределительный механизм монтируется в корпусе ГБЦ;
  • с правой стороны головки находятся площадки и отверстия для подсоединения впускного и выпускного трубопроводов.

Техобслуживание и диагностика ГБЦ

Техобслуживание и диагностика ГБЦ

Соблюдение температурного режима и своевременное проведение сервисных регламентных мероприятий обеспечит бесперебойную работу головки блока цилиндров на протяжении всего срока службы двигателя. Основные операции по обслуживанию головки блока цилиндров связаны с газораспределительным механизмом, подверженным наибольшим механическим и тепловым нагрузкам.

Следует упомянуть о:

  • нормальном функционировании клапанов;
  • контроле эластичности сальников клапана;
  • сальниках шкивов распредвала;
  • и, самое важное, целостности прокладки ГБЦ.

Повреждения прокладки головки блока цилиндров – самая распространенная неисправность. Она может прогореть, и тогда в ней появляются каналы, по которым жидкости и газы начинают перемешиваться. Например, охлаждающая жидкость может попадать в камеру сгорания.

Диагностировать такую неисправность можно по беловатому цвету выхлопных газов. Если есть сомнения, то надо выкрутить свечи зажигания и внимательно их рассмотреть. Одна из них (в том цилиндре, где появилась течь) будет отличаться цветом и состоянием электродов от остальных.

Читайте также!

Еще бывает, что масло попадает в антифриз. При этом последний теряет свои свойства, и мотор начинает перегреваться. Охлаждающая жидкость бурлит, меняет цвет, начинает выдавливаться через пробку расширительного бачка или радиатора. Если же тосол попадает в масло, то оно пенится, на поверхности образуется эмульсия, при этом смазывающие свойства значительно ухудшаются.

Ранняя диагностика и ремонт в начале проявления неисправности существенно продлят жизнь головке блока цилиндров. После ремонта особое внимание обратите на порядок и момент затяжки болтов ГБЦ. Подробно процесс описан в руководстве по ремонту.

В некоторых случаях ремонт возможен только после демонтажа головки. Рассмотрим их подробнее:

  • расточка и хонингование цилиндров;
  • замена направляющих втулок клапанов и их седел;
  • замена клапанов или притирка рабочих фасок к седлам;
  • проточка или шлифовка седел;
  • проточка привалочных плоскостей ГБЦ;
  • замена пробитой прокладки ГБЦ;
  • заваривание микротрещин и дефектов в корпусе головки блока цилиндров.

Большинство ремонтных работ, связанных с головкой блока цилиндров, требует высокой квалификации мастера и специализированного инструмента. Поэтому тщательно взвесьте все за и против, прежде чем самостоятельно браться за сложные операции.

В некоторых случаях ошибка может стать фатальной, и придется покупать новую ГБЦ. Самая трудоемкая операция связана с демонтажем изношенных направляющих втулок и запрессовкой новых.

Перед выполнением операции головка должна быть нагрета до определенной температуры. Превышение температурного порога чревато ее короблением и выходом из строя. Особенно это касается силуминовых ГБЦ.

Направляющие втулки, наоборот, должны быть глубоко охлаждены. Тепловая деформация металла позволяет смонтировать их в посадочные места, а после выравнивания температур появляется требуемый натяг детали.

Гораздо проще выполнить операцию замены втулок (подшипников скольжения) шкива маслонасоса. По крайней мере, здесь не надо создавать специальный температурный режим сопрягаемых деталей.

Признаки проблемы с ГБЦ в машине

Признаки проблемы с ГБЦ в машине

Регламентные работы выполняются в условиях специализированного сервиса опытными механиками. Проведение технического обслуживания двигателя включает, в числе прочих, и операции, связанные с ГБЦ. Это регулировка клапанов, замена успокоителя, ремонт распредвала, замена и регулировка свечей зажигания и т. п.

Снятие головки блока цилиндров для ремонта влечет за собой массу дополнительных операций. Сюда входит замена прокладки, снятие и установка привода ГРМ и его последующая регулировка, выставление зазоров клапанного механизма и т. п.

Нарушение целостности прокладки можно выявить по следующим признакам:

  • белесый цвет выхлопных газов;
  • высокий расход моторного масла;
  • эмульсия в моторном масле, особенно хорошо видная на масляном щупе холодного мотора;
  • изменение цвета и бурление охлаждающей жидкости после попадания в нее масла;
  • течь масла или антифриза по стыку ГБЦ и блока цилиндров;
  • быстрое снижение уровня охлаждающей жидкости.

Мнения автовладельцев о проблемах с ГБЦ

  1. Печальный опыт «В прошлом году заменил прокладку ГБЦ у неофициалов. Через некоторое время двигатель начал парить. Пробило прокладку, и антифриз попадает в цилиндры. Временно спас герметик в антифриз, который закупоривает дыры в прокладке. Но сейчас опять парит. Надо было делать в нормальном сервисе».
  2. Проблема в кадрах «Двигатель 4SFEна автомобиле Toyota-Corona-ST190 1995 года выпуска потребовал ремонта. Самое сложное было с ГБЦ. Нужно было проточить фаски седел и клапанов. Нет ни сервисов с нормальными специалистами, ни достойного оборудования. Все, что есть в продаже, стоит необоснованно дорого. В итого сделал сам. Теперь все работает».
  3. Странные люди вокруг «Ремонт головки блока цилиндров заключается не только в сборке-разборке. Надо правильно притереть седла. Нужно создать правильный угол, точнее, целых три угла. Во время работы фаска притирается, и клапан садится на место. В итоге два угла срабатываются, и остается третий, который дает хорошее прилегание. Если же притирать седло клапаном внутрь, то рабочая фаска, и так уже сносившаяся, еще больше уходит в минус. После сборки двигателя клапан во время работы должен садиться глубже, а ему некуда. Так ГБЦ долго не прослужит и опять попросит ремонта».
  4. Шлифовать бесполезно «У меня автомобиль Nissan Pathfinder. От перегрева ведет головку блока цилиндров. Если такая история приключилась, то некоторые пытаются прошлифовать плоскость ГБЦ. Я тоже поначалу так сделал. Провел опрессовку, нигде не травит. Собрал мотор, начал ездить. Через пару месяцев появились проблемы. Микротрещины в металле никак себя не проявили во время опрессовки, а затем достаточно быстро превратились в трещины. Поэтому поведенную головку блока лучше сразу менять на новую».

Что такое ГБЦ в автомобиле

Аббревиатура ГБЦ расшифровывается как Головка Блока Цилиндров, это один из важнейших узлов любого двигателя внутреннего сгорания. Знать, что такое ГБЦ в автомобиле, принцип ее работы и особенности конструкции, должен каждый владелец машины. Это поможет вовремя заметить возможную неисправность, а также обеспечить стабильную работу силового агрегата в различных режимах.

Описание ГБЦ и существующие модификации

ГБЦ, это верхняя часть блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Она крепится на нем при помощи болтов или специальных шпилек. Основное назначение головки — контроль поступления топлива в рабочие цилиндры, обеспечение его сгорание, контроль и распределение потоков газов. Именно от точности регулировки отдельных узлов ГБЦ зависит мощность и устойчивость работы всего двигателя в целом.

как выглядит головка блока цилиндров

Как выглядит головка блока цилиндров

Для различных силовых агрегатов выпускают головки блока цилиндров из чугуна или сплавов на основе алюминия. Именно алюминиевые ГБЦ устанавливаются на большинстве современных автомобилей, что позволяет несколько снизить общий вес силового агрегата.

Для двигателей с рядным расположением цилиндров применяется единая ГБЦ, а для V-образных силовых установок применяют отдельные головки на каждый ряд. Других конструктивных отличий не существует.

Видео о ГБЦ

Теория ДВС: Прокладки ГБЦ

  • Теория ДВС: Прокладки ГБЦ

    Теория ДВС: Как собрать клапана (Ремонт ГБЦ)

  • Теория ДВС: Как собрать клапана (Ремонт ГБЦ)

    Теория ДВС: Мойка ГБЦ

  • Теория ДВС: Мойка ГБЦ

    Читайте также: Что такое ЭБУ в автомобиле, как он работает и зачем нужен.

    Как устроена головка блока цилиндров

    • Газораспределительный механизм, обеспечивающий отвод отработанных газов. Клапана системы газораспределения открываются в четкой последовательности в зависимости от этапов работы каждого отдельного цилиндра.
    • Привод газораспределительного механизма, обеспечивающий открывания клапанов в необходимый момент.
    • Площадки для крепления впускного и выпускного коллекторов, обеспечивающих подачу топлива и отвод отработанных газов.
    • К несъемным элементам ГБЦ относят направляющие втулки и седла клапанов. Данные элементы обеспечивают герметизацию механизма газораспределения. Монтаж этих деталей осуществляется методом горячей опрессовки, выполнить его самостоятельно, тем более без специального оснащения, практически невозможно, особенно в условиях частного гаража.

    Каждый из приведенных узлов отвечает за работоспособность двигателя в целом, а выход любого из них из строя станет причиной более серьезной поломки. На видео ролике внизу можно наблюдать работу всех элементов ГБЦ в движении.

    Solidworks Cylinder Head Animation

  • Solidworks Cylinder Head Animation

    Читайте также: Что такое ДМРВ и какие функции оно выполняет в автомобиле.

    Как правильно установить ГБЦ

    ГБЦ, прокладка и блок двигателя

    ГБЦ (Cylinder Head), прокладка (Head Gasket) и блок двигателя (Engine Block).

    Учитывая то, что ГБЦ имеет множество каналов для движения смазки, охлаждающей жидкости, отработанных газов, важнейшим условием правильного монтажа является надежная герметизация в месте соединения с блоком цилиндров. Осуществляется это путем установки специальной прокладки, изготовленной из армированного асбеста. Такой материал способен выдержать высокую температуру и значительное давление рабочих жидкостей и отработанных газов. Учитывайте то, что прокладка ГБЦ одноразовая, повторное применение не сможет гарантировать надежную герметизацию места соединения с блоком цилиндров. Плотное прилегание головки и сжатие асбестовой прокладки достигается затяжкой крепежных болтов или гаек на шпильках. Учитывайте тот факт, что любой перекос при выполнении этих операций приведет к недостаточной герметизации соединения. Именно поэтому затяжка должна осуществляться с определенным усилием, которое должно контролироваться при помощи динамометрического ключа. При этом каждая шпилька должна подтягиваться строго в определенном порядке, нарушение которого так же станет причиной появления проблем с недостаточной герметизацией. При постоянной эксплуатации необходимо уделять внимание именно на плотность прилегания ГБЦ к поверхности блока цилиндров. Появление потеков масла, охлаждающей жидкости свидетельствует о ненадежной герметизации соединения. В этом случае необходимо обтянуть головку по новой. При техническом обслуживании обязательно проверяйте состояние наиболее нагруженных элементов ГБЦ. Непременно оценивайте состояние клапанов, распределительного вала, не упускайте из вида и целостность уплотняющих сальников. Все работы, относящиеся к ремонту головки блока цилиндров или замене отдельных ее механизмов, можно выполнять самостоятельно исключительно при наличии соответствующего опыта. Помните, любая небрежность и несоблюдение технологии монтажа станет причиной более серьезных поломок двигателя. А стоимость такого ремонта будет существенно большей. Поэтому доверяйте ремонт ГБЦ только профессиональному автослесарю, имеющему опыт и соответствующее оборудование.

    Что такое ГБЦ

    Многие автовладельцы любят свои большие четырехколесные игрушки до такой степени, что стремятся ознакомиться со всеми узлами и системами, из которых состоит транспортное средство. Дойдя до подкапотного пространства, можно обнаружить там много на первый взгляд непонятных элементов. Например, под капотом имеется ГБЦ, что это такое в машине, знают не многие начинающие автолюбители.

    Описание

    Что такое ГБЦ

    На автомобильных курсах и в транспортных учебных заведениях более подробно можно узнать про ГБЦ автомобиля, расшифровка понятия там приводится и технические параметры. Под данной аббревиатурой принято понимать Головку Блока Цилиндров силовой установки. Она представляет собой крышку, которая герметично укрывает мотор от негативного внешнего воздействия.

    Деталь в большинстве случаев имеет довольно сложную литую форму. В большинстве случаев основным материалом для нее служат алюминиевые сплавы. Также встречаются изделия, изготовленные на основе легированных чугунов.

    Необходимо знать, что литая головка после этапа литья подвергается искусственному старению материала, таким образом снимаются все физические напряжения, установившиеся во время приобретения заготовкой своей формы.

    Подобная операция является обязательной, так как заготовка проходит несколько ступеней механической высокоточной обработки. Если пропустить этап старения, то со временем головка блока цилиндров двигателя из-за остаточного напряжения деформируется произвольно самостоятельно.

    Особенности конструкции

    Разбираясь, что такое ГБЦ в автомобиле, и какую роль она играет, необходимо учесть, что этот элемент сопрягается с большим числом дополнительных узлов:

    • впускные/выпускные клапаны газораспределения;
    • форсунки;
    • система зажигания в бензиновых авто;
    • распределительный вал и пр.

    Нужно знать, что головка располагается непосредственно над блоком цилиндров.

    Что такое ГБЦ

    Фактически она укрывает все цилиндры одновременно, являясь их небольшим продолжением. Исходя из этого, для классических рядных моторов автомобильные инженеры обходятся одной ГБЦ, а для V-образных конструкций необходимо ставить пару штук.

    Привод газораспределительного механизма, являющийся частью головки, включает клапаны. Конструкционно они располагаются в один ряд напротив цилиндров. Для правильной работы системы их устанавливают в большинстве автомобилей под углом примерно в 20.

    Функционал узла

    Головка блока двигателя защищает одновременно все камеры сгорания. Алюминиевую или чугунную деталь ставят на блок, располагаю между ними специальную жаропрочную прокладку. Последняя обеспечивает максимальную герметизацию системе. В некоторых случаях дополнительный наносят слой герметика, повышающий эксплуатационные характеристики прокладки.

    Во время текущих или капитальных ремонтов прокладку под головкой необходимо менять. Для повторного использования она не годится.

    Алюминиевая деталь подвергается высокотемпературным воздействиям, так как сопрягается непосредственно с камерами сгорания. Смесь топлива и воздуха во время взрывов также оказывает силовое воздействие на внутреннюю поверхность.

    В корпусе имеются резьбовые отверстия. В них вкручиваются свечи зажигания (для бензиновых силовых установок) или форсунки (для дизельных двигателей). Также имеются отверстия, благодаря которым свои операции выполняет распредвал. В его случае приходится устанавливать:

    • втулки;
    • пружины;
    • клапаны;
    • опорные шайбы;
    • подшипники вращения и пр.

    Для каждого из этих элементов создается своя форма или отверстие в ГБЦ. Все они являются частями сложного газораспределительного механизма.

    Стоит учесть, что несвоевременное либо несоответствующее обслуживание узла, либо некорректная эксплуатация приведет к быстрому выходу из строя. Что повлечет за собой дорогостоящий ремонт. На специализированных станциях он обойдется в крупную сумму. Даже при самостоятельном проведении ремонта, операция окажется трудоемкой и длительной. Одной из первых сложностей является отвинчивание крепежных элементов.

    Передняя часть головки используется для монтажа цепного привода. Также там учитывается необходимость в натяжителе цепи.

    Поверхность головки, сопрягаемая с прокладкой и блоком цилиндров, подвергается специальной механической обработке. Обеспечивается единая горизонтальная плоскость без впадин и выступов. Впоследствии от температурных перепадов она будет деформироваться, поэтому в качестве ремонта ее подвергают дополнительной шлифовке. Таким образом восстанавливается первоначальная геометрическая форма. В противном случае даже наличие прокладки не спасет от разгерметизации камер сгорания.

    Особая форма имеется у частей головки, сопрягаемых с камерами сгорания. Поршни обеспечивают сжатие топливной смеси в наивысшей своей точке, а форма камеры способствует обеспечению наилучшего завихрения газов. Это позитивно влияет на процесс горения с максимальной отдачей энергии.

    К тыльной стороне прилегает фланец особой формы. Он соединен с несколькими патрубками, уходящими дальше под автомобиль. Там же установлены впускные и выпускные коллекторы.

    В полостях циркулирует охладительная жидкость — антифриз. Благодаря ей понижается температура головки и блока.

    Головка имеет ряд несъемных элементов, к которым относятся седла клапанов. Они необходимы для создания герметичности системы газораспределительного механизма. К несъемными стоит отнести направляющие втулки клапанов.

    Их монтируют за счет прессования на спецоборудовании. Провести подобную операцию в домашних условиях весьма проблематично. Потребуется наличие особых инструментов и оборудование для термической обработки.

    Иногда такую операцию «умельцы» предлагают провести в гаражных условиях, но подобный процесс может привести к перегреванию детали и последующей ее деформации. При этом безвозвратно потеряется геометрия изделия, а также возможно образуются микротрещины. В результате придется покупать новый узел.

    Особенности прокладок

    Что такое ГБЦ

    Большинство проблем возникает от разгерметизации, которая происходит часто при выходе из строя прокладки. Ее необходимо правильно подобрать, чтобы избавиться от дорогостоящего ремонта. В результате прогорания будет слышаться стук поршней, а также это приведет к отказу в работе мотора. Производители предлагают два типа головок:

    • на основе паронита;
    • из металла.

    Лучше справляется со своими функциями металлическая, но она не подходит определенным типам моторов. В частности, ее не принято ставить на атмосферные силовые установки. Там необходимо обходиться паранитовой, справляющейся с большинством неровностей поверхности.

    Техобслуживание системы

    Необходимо учитывать, что в любом случае всем автомобильным системам и деталям требуется со временем обслуживание, включая и ГБЦ. Важным фактором в подобной ситуации является своевременная диагностика. Особое внимание стоит уделять следующим факторам:

    • качественной работе прокладки, обеспечивающей герметичность;
    • отрабатыванию клапанов;
    • важно проверять работоспособность сальников клапанов;
    • нужно контролировать качество сальников распредвала.

    Если с прокладкой случатся неприятности, то масло из системы смазки проникнет в систему охлаждения, а антифриз попадет в полости циркуляции масла. При таком взаимном проникновении мотор станет работать с пониженной эффективностью.

    Когда часть масла станет циркулировать с антифризом, то проявится такое явление, как строение двигателя. Через некоторое время двигатель просто перестанет заводиться. Одновременно на приборной панели по индикаторам будет проявляться повышенная температура мотора.

    Наличие антифриза в системе смазки окажет негативное влияние на состояние свечей. При выкручивании их можно заметить по нагару, что их «заливает».

    Правильная эксплуатация

    Важно после ремонта или диагностики корректно повести сборку всех элементов головки, так как даже неверно зафиксированная деталь на блоке цилиндров способна деформироваться в процессе работы. В определенных ситуациях без демонтажа ГБЦ не удастся обойтись:

    1. расточка цилиндров блока;
    2. проблема с клапанами, при которой потребуется их замена или ремонт;
    3. проведение опрессовки клапанных втулок либо седел;
    4. потеря геометрических параметров поверхности сопряжения;
    5. прокладка пробита (потеряла герметичность);
    6. необходимость устранения микротещин.

    Что такое ГБЦ

    Благодаря тому, что автомобилисту виден момент достижения необходимого усилия, обеспечивается достаточный натяг резьбы и не срываются витки. Категорически не допускается применять дополнительного наращивания ключей при завинчивании. Также важно соблюдать очередность при закручивании гаек на шпильках.

    Как проявляется неисправность

    Вывить неработоспособность узла необходимо своевременно. В противном случае поломка приведет к повышенному расходу бензина либо даже к полной остановке ДВС, требующего капремонта. Чтобы своевременно выявить проблему, необходимо обратить внимание на косвенные признаки явления:

    • из-под прокладки появляются подтеки масла;
    • щуп во время диагностики имеет небольшое количество белой пены;
    • выхлопы теряют прозрачность, и появляется былая дымка из трубы;
    • масляные пятна и потеки заметны в радиаторе и расширительном бачке.

    При выявлении одного из признаков, рекомендуем обратиться на СТО для диагностики состояния всех узлов. Также можно выявить пробитую прокладку, у которой нарушена целостность. При ее установке не должно быть посторонних элементов с одной стороны между ней и ГБЦ, а также между прокладкой и блоком. Вкручивая шпильки, нужно обезопасить прокладку от повреждения, так как это сократит срок ее службы.

    Нестандартный звук в виде постороннего стука является свидетельством того, что присутствует повреждение. Полный пробой прокладки способен остановить мотор и повредить ГБЦ. Чаще всего неприятности возникают в следующих случаях:

    • перегрев силовой установки;
    • неверный монтаж самой прокладки;
    • повышенные значения компрессии.

    Каким образом вычистить головку блока цилиндров

    Чтобы избавиться от нагара на металлической части головки, можно воспользоваться различными химическими средствами. Она является достаточно стойкой к большинству из бытовой слабоагрессивной «химии». Бывалые автомобилисты применяют такие составы:

    • ацетон;
    • солярка;
    • бытовые моющие средства;
    • стиральные порошки и пр.

    Главное — использовать персональные средства защиты от химпрепаратов. Также необходимо будет хорошо прополоскать металл от остатков очистителя.

    Что такое ГБЦ: устройство, как выглядит и где находится

    Фото: Shutterstock

    ГБЦ — это одна из основных деталей двигателя — фактически, верхняя его половина. ГБЦ расшифровывается как головка блока цилиндров.

    Как выглядит ГБЦ

    Ниже приведена фотография типичной ГБЦ четырехцилиндрового двигателя внутреннего сгорания. На кадре головка блока перевернута: сверху видны большие круглые отверстия для клапанов, между ними маленькие резьбовые отверстия для свечей зажигания. 4 овальных отверстия ниже — каналы впуска, рядом установлены шпильки крепления впускного коллектора.

    Фото: ruud.ru

    Фото: ruud.ru

    Далее рассмотрим иллюстрацию типичной ГБЦ с видом сверху (как можно ее наблюдать под капотом).

    Фото: avtostore.spb.ru

    Фото: avtostore.spb.ru

    Здесь головка ВАЗ-21176 (ставится на «Лада XRay») находится в полусобранном состоянии. Сиреневым цветом обозначена непосредственно ГБЦ. Синим и красным — соответственно, впускной и выпускной распредвалы. Также на впускном валу видна большая синяя шестерня с фазовращателем (фазорегулятором), рядом этим же цветом обозначен электронно-регулируемый клапан, который и отвечает за изменение фаз. Голубая широкая деталь, накрывающая весь «бутерброд» — крышка подшипников ГБЦ. В корпусе ГБЦ можно видеть большие круглые отверстия впуска, расположенные рядом маленькие отверстия под форсунки и шпильки крепления коллектора.

    Где находится ГБЦ

    ГБЦ является неотъемлемой частью любого двигателя внутреннего сгорания, являясь верхней его половиной. На примере мотоциклетного 4-цилиндрового двигателя Yamaha R1 очень хорошо видно деление «тела» мотора на две основные половины — блок цилиндров (серебристый, снизу) и головку блоков цилиндра (черная, сверху).

    Фото: mototribu.com

    Фото: mototribu.com

    Устройство ГБЦ

    Если рассматривать головку блока цилиндров как составную часть общей конструкции ДВС, она является сложным узлом, включающем в себя множество деталей. Описание всех их находится за пределами темы данной статьи, поэтому перечислим основные конструктивные нюансы непосредственно головки.

    Прокладка ГБЦ

    Хоть и является отдельной деталью, но часто подразумевается в составе ГБЦ. Располагается между блоком и головкой, исполняя роль уплотнителя. ГБЦ и блок стягиваются болтами.

    Фото: Shutterstock

    Фото: Shutterstock

    Отверстия под болты

    Сквозные отверстия, в которые вставляются болты головки блока цилиндров. В самом блоке, соответственно, находятся резьбовые части.

    Каналы рубашки охлаждения

    Каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость внутри двигателя. Являются сквозными — проходят как через блок цилиндров, так и через головку, сообщаясь на их стыке. Прокладка ГБЦ служит, в том числе, для уплотнения этих стыков.

    Камера сгорания

    Камера сгорания представляет собой куполообразный (как правило) объем, где и происходит воспламенение топливовоздушной смеси. Количество камер сгорания соответствует количеству цилиндров.

    Объем под цепь (если она есть)

    Пространство, необходимое для расположения деталей цепного газораспределительного механизма, включая саму цепь ГРМ.

    Фото: proaveo.ru

    Фото: proaveo.ru

    Отверстия под клапаны и свечи

    В камере сгорания есть отверстия под стержни клапанов, места для посадки их направляющих, а также фрезеровки под места прилегания (фаски) самих клапанов. В любой ГБЦ также присутствуют колодцы для свеч зажигания или накаливания.

    Колодцы гидрокомпенсаторов (если они есть)

    Установочные места для гидрокомпенсаторов, если таковые присутствуют в конструкции двигателя.

    Фланцы и привалочные плоскости

    Всевозможные привалочные плоскости и отшлифованные площадки для установки или подсоединения к головке блока различных узлов и деталей, как то: подшипники скольжения, впускной и выпускной коллекторы, датчики, термостат, клапанная крышка и т.д.

    Крышка ГБЦ

    Как и прокладка, является отдельной деталью, но часто упоминается в составе головки блока. Прикручивается к ГБЦ и накрывает сверху весь двигатель, являясь его «шапкой». Именно в клапанной крышке расположена видимая часть заливной горловины под масло.

    Прочие элементы ГБЦ

    Разумеется, перечисленные пункты являются базовыми. В зависимости от конкретного мотора, особенно современного и многоцилиндрового, их количество может быть значительно выше.

    Фото: dr1ver.ru

    Фото: dr1ver.ru

    Неисправности ГБЦ и как их решить

    Основными предпосылками к ремонту или замене головки блока являются следующие неисправности.

    • Пробой прокладки ГБЦ. Здесь снова необходимо сделать примечание: все же, это не повреждение непосредственно головки, а выход из строя прилегающего компонента. Тем не менее, не отметить данный пункт нельзя. Пробой прокладки — пожалуй, самая распространенная неисправность, связанная с обсуждаемой деталью. Решение только одно: замена прокладки ГБЦ.
    • Увод привалочной плоскости ГБЦ. Если простыми словами — искривление поверхности, которой головка прилегает к блоку цилиндров через прокладку. Сама прокладка, помимо уплотнения стыка, также частично компенсирует неидеальность плоскостей двух смыкаемых деталей, но иногда ГБЦ деформирует так, что прокладка уже не способна это скомпенсировать. Так происходит вследствие перегрева двигателя или неправильной установки головки. Решением является шлифовка ГБЦ с применением специализированного контрольно-измерительного инструмента. При самом плохом раскладе, если деформация значительна, ГБЦ заменяют.
    • Отдельной подкатегорией можно выделить трещины, также появляющиеся по причине перегрева или ввиду чрезмерных усилий затяжки резьбовых соединений.
    • Износ постелей и крышек распредвалов. Постелями называются точки опоры распредвала в ГБЦ. Ввиду естественного износа или иных причин (абразив, недостаточное давление масла) они теряют гладкую заводскую обработку, покрываясь задирами, раковинами и меняя изначальную сверхточную геометрию. Как и в вышеописанном случае, при первых признаках износа может помочь шлифовка, но в ряде обстоятельств придется менять головку.
    • Износ мест прилегания клапанов. Часто является следствием постоянного перегрева в камере сгорания. Решается либо притиркой, либо, если повреждения слишком серьезные, заменой ГБЦ.

    Фото: Shutterstock

    Фото: Shutterstock

    Часто задаваемые вопросы

    Какие признаки пробитой прокладки ГБЦ?

    Одним из признаков пробоя прокладки головки является пузырение в бачке охлаждающей жидкости. Так происходит потому, что газы из цилиндра через пробитую прокладку попадают в контур охлаждения. Параллельно и сама охлаждающая жидкость может проникать в цилиндр: при старте после долгого простоя может наблюдаться белый дым из выхлопной трубы. В антифризе присутствуют следы масла.

    Как поменять прокладку ГБЦ?

    Без базового набора автослесарного инструмента поменять прокладку головки блока не получится. Тем не менее, процедура проводится из-под капота, и при наличии пары свободных дней и руководства по ремонту, поменять прокладку ГБЦ можно и во дворе. При этом обязательным условием будет присутствие в арсенале динамометрического ключа. Без этого инструмента невозможно затянуть головку правильным моментом. В противном случае крайне вероятна неравномерность затяжки и порча новой прокладки — с последствиями в виде повторной замены в обозримом будущем.

    Как правильно затягивать ГБЦ?

    Затяжка головки блока цилиндров — важнейший этап в процедуре замены прокладки или самой головки. Притяжка двух основных половин двигателя производится с очень большим усилием и с максимальной равномерностью. Для этого производителем предусмотрена особая процедура затяжки болтов ГБЦ, описанная в руководстве по ремонту. Болты необходимо затягивать в несколько этапов, в определенной последовательности и с определенным усилием на каждом этапе. Выполнить все требуемые условия можно только при наличии динамометрического ключа с соответствующей вилкой моментов.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *