Сколько стоил урал в ссср мотоцикл с коляской
Перейти к содержимому

Сколько стоил урал в ссср мотоцикл с коляской

  • автор:

Сколько стоил мотоцикл в СССР?

Мотоцикл — достаточно популярное транспортное средство. Им пользовались и в Советском Союзе. Тогда на многие модели не требовались права, так что управлять ими мог практически кто угодно. Востребованным транспорт был еще и по той причине, что способен был проходить через грунтовую дорогу, что позволяло перевозить урожай. Ниже представлена таблица цен на мотоциклы в СССР:

Сколько стоил мотоцикл в СССР?

�� Средняя стоимость на мотоциклы в СССР была от 100 до 1900 рублей;
�� Мотоцикл «Урал»: 300-1900 руб.;
�� Мотоцикл «Иж-Юпитер»: 900-1500 рублей;
�� Мотоцикл «Иж-Планета»: 550-900 руб.;
�� Мотоцикл «Восход»: 500 р.;
�� Мотоцикл марки «Минск»: 600 руб.;
�� Мотоцикл «Ява» Чехословацкий: 900 р.;
�� Мопед М-18: 100 р.;
�� Мопед «Рига»: 150 руб.;
�� Мопед «Карпаты»: 250 рублей;
�� Мопед «Вятка Электрон»: 270 р.;
�� Мопед «Тула»: 540 рублей;

Сколько стоил мотоцикл в СССР

Для понимания ценообразования также следует изучить следующие факторы:

Модели и цены на мотоциклы в СССР

Цена мотоцикла в СССР

Для начала стоит рассказать про такую модель, как Урал. Это один из самых дорогих вариантов в Советском Союзе. Стоимость варьировалась в промежутке от 300 до 900 рублей, транспорт был оснащен коляской для пассажира. В шестидесятые за один экземпляр требовалось заплатить 900 р., затем ценник увеличился до 1250. К девяностым эта цифра дошла до 1900 руб.

Иж-Юпитер — мотоцикл, который считался самым доступным в тот период. В шестидесятые его предлагали приобрести по 900 руб. При этом она совершенно не менялось, что и привлекало внимание покупателей. В восьмидесятые этот показатель увеличился до 1,5 тыс. рублей, а вот к девяностым достиг 1050 р.

Иж-Планета. Данная модель продавалась без коляски, поэтому считалась недорогой. В шестидесятые годы необходимо было отдать 550-600 р. Далее она слегка повысилась, достигая в максимуме 700 рублей. В девяностые годы же она была 900 руб.

Восход. Поистине советская легенда. В шестидесятые годы его цена считалась даже смешной. Составляла она около 500 руб., тогда как средняя зарплата была 100. В семидесятые модель подешевела на 30 рублей. В дальнейшем эта цифра не увеличивалась, что только повышало спрос.

Еще существовали такие модели, как Минск или Ява. Их преимущественно приобретали в больших городах, так как в регионах отмечались проблемы с поставками. Иногда даже покупали через полезные знакомства, едва те появлялись на заводах.

Модели мопедов и их стоимость в СССР

Стоимость мотоцикла в СССР

Мопеды тоже пользовались определенной популярностью среди жителей Советского Союза. Ассортимент был довольно впечатляющим. Например, такие легкие модели, как МВ-18, МВ-18М, ЗИФ 77, ЗИФ-20. Они выпускались в Пензе на велосипедном заводе. Ценник у них был чуть более 100 рублей.

Еще можно выделить различные вариации «Риги», которые оценивались примерно в 150 рублей. Стоимость зависела от конкретной комплектации, цвета, колес. Естественно, в разные годы она тоже колебалась. Были и другие варианты: «Карпаты», «Верховина», «Карпаты-2 Спорт». Приобрести можно было примерно за 250 р.

Также можно выделить мотороллеры — например, «Вятка Электрон» за 270 руб. «Тула» была в два раза дороже.

Мотоцикл — удобное средство передвижения, которое пользовалось популярностью среди советских граждан. Цена у него была значительно более доступной, чем у автомобилей.

Все советские крупносерийные мотоциклы «Урал» – вспоминаем легендарные модели

Все советские крупносерийные мотоциклы «Урал» – вспоминаем легендарные модели

Мотоциклы марки «Урал» в России прочно ассоциируются с сельской местностью. Ведь именно там они и эксплуатировалось до конца эпохи СССР. К сожалению, большинство «колясячей» отправилось в гаражи и сараи, когда бензин резко подорожал. Но есть еще экземпляры в хорошем состоянии.

Кстати, мотоциклы «Урал» делают до сих пор. Да и после развала СССР ИМЗ выпустил немало моделей. Правда, все они были малосерийными – производитель долго искал свою нишу.

Сейчас отечественные мотоциклы с коляской – это скорее роскошь. Стоит самая дешевая модель в линейке производителя 1,65 млн рублей. За эту сумму можно взять две Лады Гранты. Неудивительно, что большая часть байков продается на экспорт.

Все советские крупносерийные мотоциклы «Урал» – вспоминаем легендарные модели

Мотоциклы «Урал» и «Днепр» после восстановления, не реставрации. Фото: Youtube.com

Между прочим, из-за ввода экономических санкций против Российской Федерации, конечная сборка мотоциклов «Урал» производится в Казахстане. Да и хватает зарубежных комплектующий в них, причем далеко не китайских.

Сегодня мы не будем касаться мотоциклов, появившихся после развала Советского Союза. Ограничимся только периодом до 1992 года.

Самый первый – М-72

Модель М-72 появилась еще до начала Великой Отечественной войны. Литера «М» в индексе означает, скорее всего, «Москва». Дело в том, что изначально мотоцикл собирали в столице СССР. В Ирбит производство эвакуировали, да там оно и осталось в итоге.

Этот М-72 выпущен в Ирбите. Фото: Youtube.com

М-72 был скопирован с немецкого BMW R71 образца 1938 года. Но советский «колясыч» немного доработали для упрощения и удешевления производства.

В Ирбите мотоциклы начали выпускать в феврале 1942 года. Понятно, что техника шла на фронт. Армия получала все М-72 выпущенные на ИМЗ вплоть до 1955 года.

Кстати, тяжелые мотоциклы данной модели выпускали в нескольких городах:

✅ Москве
✅ Ирбите
✅ Горьком
✅ Киеве

Особых различий между техникой от разных производителей тогда не существовало.

В 1955 году появляется первый М-72, рассчитанный на гражданский рынок. В специализированных журналах тех лет писали, что его улучшили, поставив усовершенствованный двигатель и торсионную подвеску на коляску. А еще раму и колеса усилили.

Это М-72 для почетного кортежа. Фото: Youtube.com

Оппозитный мотор М-72 имел объем в 746 см3 и развивал 22 л. с. Кажется, что маловато, но не стоит забывать, что это скорее внедорожная модель. Ее предназначение – передвижение по дорогам низкого качества или вообще без оных.

До 1956 года мотоцикл неоднократно подвергали мелким доработкам. А потом появляется М-72М – то есть, глобально модернизированная модель. Она получила новый двигатель, кстати, он дебютировал на год раньше и ряд усилений конструкции.

Внешне обновленный мотоцикл можно сразу отличить по поднятому переднему щитку и новой коляске. Впрочем, заметят это разве что реставраторы.

Самый редкий – М-52

Удивительно, но Ирбитский завод, который ассоциируется только с «колясычами», мог стать производителем полноценных «дорожных ракет». В 1957 году начался выпуск модели М-52. Это мотоцикл-одиночка, вообще не рассчитанный на эксплуатацию с коляской.

Найти такой М-52 сейчас очень сложно. Фото: Youtube.com

В те годы никаких Jawa в СССР еще не поставляли. Из «одиночек» были только легкие «Мински», ковровские К-125 и Иж-49. Последний мотоцикл считался самым спортивным на «безрыбье».

Ирбитский М-52 выпускали в небольших количествах. В СССР про него особо не знали – продажи осуществлялись только в Ирбите и его недалеких окрестностях. Имея двигатель с объемом 494 см3, мотоцикл развивал 24 л. с.

Сложно сказать, почему этот проект запретили, отказавшись от него полностью в 1960 году. Возможно, «верха» посчитали, что нет нужды делать «одиночки», лучше кинуть все силы на разработку нового «колясыча». Среди мотоциклистов вообще была легенда, что сотрудники правоохранительных органов боялись давать такую технику гражданским. На ней они легко бы уходили от погонь.

Мотоцикл М-52 разгонялся до 120 км/ч. Его двигатель сконструирован на основе силового агрегата от М-72М.

В магазины первая партия байков попала в 1957 году. В это же время на ИМЗ начали выпускать спортивные версии на его основе. Естественно, они предназначались профессионалам и никогда не продавались свободно.

Первые М-52 имели ярко выраженную спортивную внешность. Потом конструкторы пытались бороться за свое детище, максимально унифицируя модель с М-72М. Не помогло – когда мотоцикл превратился внешне в «старшего брата», отличаясь от него лишь двигателем, судьба его была решена окончательно.

Революционный М-61

В 1958 году в Ирбите появляется новый мотоцикл. Это М-61 с мотором на 650 см3. Он воплотил надежность старого М-72 и спортивность новейшего М-52.

Интересно, что в качестве основы для нового мотора взяли именно силовой агрегат от перспективного «одиночки», так и не пошедшего в крупносерийное производство. Увеличили рабочий объем просто – сделали диаметр цилиндров как у М-72. Двигатель сохранил расход топлива на уровне М-52 и мощность в 28 л. с.

М-61 без коляски не продавался, так что это самоделка. Фото: Youtube.com

Именно этот мотоцикл считается прародителем гражданских «Уралов». Что касается мотора, то он стал основой для всех советских оппозитов ИМЗ, выпускавшихся до конца существования эпохи СССР. К 750 «кубикам» решили больше не возвращаться.

Полноценный – М-62

С 1961 по 1965 годы выпускался первый «Урал» в истории Ирбитского завода. Уже это название говорит, что армии модель не предназначалась – она ориентирована исключительно для гражданского рынка.

Двигатель мотоцикла по сути остался тем же, что на М-61, но его доработали. Впрочем, то, что техника не военная, не самым лучшим образом сказалось на надежности. Да, первый «Урал» однозначно был более современный и совершенный, но ломался он чаще военного М-72.

Унификация советских оппозитов – М-63

После появления новых моделей, заводы ИМЗ и КМЗ начали постепенно двигаться каждый по своему пути развития. Это привело к частичной потере унификации. Конечно, цельные узлы и агрегаты вставали на мотоциклы от разных производителей без проблем, но ряд мелких деталей оказывались не взаимозаменяемыми.

Оригинальный М-63 в неплохом сохране. Фото: Youtube.com

Чтобы упростить жизнь сельским труженикам, «верха» дали команду провести глобальную унификацию моделей. Так в 1963 году появился новый «Урал» – М-63. Его постарались сделать максимально близким по конструкции с К-650 «Днепр».

✅ Рама с маятниковой подвеской
✅ Новые глушители
✅ Доработанный двигатель
✅ Облегченный картер мотора

Первые мотоциклы М-63 получали двигатели от модели предыдущего поколения. Ходовая часть стала однозначно мягче. Кстати, гидравлика амортизаторов взята от автомобилей «Москвич» с минимальными изменениями.

Развитие «эмки»

С 1970 и по 1984 годы с конвейера сходят модернизированные мотоциклы М-серии. Первым появился М-66. Внешне модель не отличалась от предшественника, но технически получила ряд усовершенствований.

В СССР ГАИ не разрешала эксплуатировать оппозиты без коляски. Фото: Youtube.com

Самая главная особенность– мощность двигателя увеличили с 28 до 32 л. с. Добились этого благодаря повышению степени сжатия и установке нового впускного клапана.

В 1973 году появляется модель М-67. Она считается переходной и выпускалась параллельно с М-66. Главное отличие – 12-вольтовая система электрооборудования. Потребитель радостно встретил нововведение – наконец фара «Урала» начала светить ярко.

Потом появляется М-67-36. Этот мотоцикл выпускали до 1984 года.

Первые ИМЗ

Модернизация продолжалась. Новую модель назвали ИМЗ-8.103-30. Она была переходной и выпускалась всего несколько лет. Сейчас таких мотоциклов мало, да и как-то систематизировать их сложно. Ведь они несли в себе черты предыдущего и последующего поколений.

И немного спецтехники под занавес. Фото: Youtube.com

Последним советским «Уралом» стал ИМЗ-8.103-10. Он выпускался с 1987 по 1994 годы, пережил распад СССР и стал первым российским тяжелым мотоциклом с коляской.

Отдельно стоит отметить и ИМЗ-8.103-40 «Турист». Этот мотоцикл появился в 1990 и выпускался до 1994 года. Модель лучше приспособлена для грунтовых дорог, отличается повышенной грузоподъемностью.

На этом историю серийных мотоциклов «Урал» советского производства стоит считать завершенной. Но завод еще существует и продолжает выпускать «колясычи». А про российские «Уралы» мы расскажем в одной из следующих статей.

Сколько стоили мотоциклы и мотороллеры в СССР?

b072f5df3a3486eab0271050b9bd01b5_w650.jpg

Комментарии: 8 25.02.2021 В советские времена, мототехника была весьма популярна не только среди молодежи, но и людей постарше. Основной причиной повышенного спроса на мотоциклы была их доступная стоимость. Кроме этого в пользу мотоциклов играла их надежность и большой выбор моделей. Чтобы приобрести популярный в те годы мотороллер “Вятка ВП-150”, требовалось 150-200 рублей.

48cdfc95c0d824b6fb36ce2cee64df58_w650.jpg

Простенький “Минск” ММВЗ-3.112 в магазине стоил 600 рублей.

f63d47e9f2f0590b6097d4a2144cabfc_w650.jpgПопулярный ИЖ Юпитер-5, можно было приобрести за 1 000 рублей. 4d2c85715fa44c2ea535c992276bca42_w650.jpgЧехословацкая “Ява-350” продавалась за 900 рублей. 3f1cedc34320f36cf67f0b53024802cc_w650.jpgТяжелый мотоцикл “Урал” стоил в советские времена 1 750 -1 900 рублей. Если брать в расчет, что средняя зарплата в те годы составляла 150-170 рублей, то можно вычислить, сколько зарплат уходило на покупку той или иной модели мотоцикла. За 10 зарплат можно было насобирать на самый дорогой мотоцикл. Современные мотоциклы стоят от 500 000 рублей. А средняя зарплата заявлена на уровне 48 500 рублей. Если не брать в расчет, что такую “среднюю” зарплату получают далеко не все, то за десять платежей можно будет приобрести самый дешевый мотоцикл. А у вас имеется мотоцикл или другой двухколесный мототранспорт? Поделитесь своей историей в комментариях.

Мотоцикл «Урал» – неутомимый труженик на советских дорогах

article231.jpg

В Советском Союзе мотоцикл «Урал» с коляской пользовался большой популярностью. В те годы мотоцикл для советского человека был единственно доступным средством передвижения и рассматривался как относительно недорогая, более простая и доступная альтернатива автомобилю. Мототранспорт постепенно вытеснил велосипеды и гужевой транспорт. Мотоцикл «Урал» — настоящий труженик советской эпохи. Мобильность, экономичность и неприхотливость в эксплуатации считались главными преимуществами мотоцикла перед дорогими автомобилями.

«Урал» – мотоцикл с мужской харизмой

Первый Урал М-63

Мотоцикл «Урал» — тяжёлая машина даже по сравнению с «Харлеем», а наличие люльки еще более увеличивает габариты этой марки мотоциклов. Первая модификация мотоцикла М-63 начала выпускаться в 1964 году на Ирбитском заводе. В технических разработках и в дизайне мотоцикла прослеживались заимствования из немецкого мотоцикла BMW r-71. В довоенное и военное время мотоцикл в качестве грузоподъёмного транспорта с повышенной проходимостью и как мобильная огневая точка использовался в армейских моторизованных подразделениях. В СССР мотоцикл «Урал» рассматривался как стратегический вид транспорта, в военкоматах велся строгий учёт каждой единицы техники. Мощность двигателя составлял 21 л.с., грузоподъёмность 250 кг. Технические параметры «Урала» нередко позволяли использовать его как мощный тягач.

«И швец, и жнец, и на дуде игрец»

Мотоцикл Урал на службе Вооруженных Сил СССР

Мотоцикл «Урал» состоял на вооружении Советской Армии, им пользовались сотрудники ГАИ и оперативных служб милиции. Мотоцикл был служебным транспортом для специалистов сельского хозяйства, на личных мотоциклах ездили на работу. Мотоцикл преодолевал бездорожье и в снег, и в дождь. И это неудивительно на «Уралах» люлька могла подключаться к приводу, то есть, получалось 2 ведущих колеса, а не одно. В те годы мотоцикл не был дорогой игрушкой или спортивным снарядом, он был универсальным транспортом для любых дорог и даже бездорожья. Кроме мощи и отличных ездовых качеств у мотоцикла «Урал» было еще одно преимущество – люлька. Вместительная люлька выполняла функцию удобного места для пассажира, имела багажник и место для закрепления запасного колеса. На мотоцикле с люлькой и прицепом советские семьи отправлялись на отдых за город и даже путешествовали по стране.

Современные мотоциклы «Урал»: 3% патриотизма

Современная модель мотоцикла Урал

Современные модели мотоцикла «Урал» оснащены двигателем мощностью 45 л.с., 4-х ступенчатой коробкой передач, развивают скорость 120 км/ч и по мощи конкурируют с автомобилями. В конструкцию мотоцикла внесён ряд изменений, используются импортные комплектующие, модернизован внешний дизайн. Однако 97% продукции Ирбитского завода уходит за рубеж: тяжёлый байкер с боковым прицепом пользуется спросом в США, Канаде, Японии, Корее, Австралии. Старые модели мотоциклов – заветная мечта европейских и американских фанатов, за ретро-мотоцикл они готовы заплатить пятизначные суммы в евро и долларах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *