Синтетика или минералка что лучше
Перейти к содержимому

Синтетика или минералка что лучше

  • автор:

Синтетика против минералки (практика) — Сравнение моторного масла

Мы взяли два масла одной фирмы, минералку 10W-40 и синтетику 5W-40. Один и тот же двигатель на стенде работал сначала с одним маслом, потом с другим на одинаковом режиме работы – с заданной нагрузкой и на одних и тех же оборотах по 120 моточасов.

Товар по теме:

Синтетическое моторное масло 5W-40 "Супротек Атомиум" 1 и 4 литра. SN/CF C2/C3

Синтетическое моторное масло «Suprotec Atomium» 5W-40 4л, 1 л.

Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-40. Покупайте масло с гарантией производителя.

Итак, теоретически ясно, синтетика лучше минералки. Но насколько? И насколько это существенно для двигателя? Ответ на этот вопрос должен дать специальный эксперимент.

Опыт был поставлен таким образом. Мы взяли два масла одной фирмы, минералку 10W-40 и синтетику 5W-40. Один и тот же двигатель на стенде работал сначала с одним маслом, потом с другим на одинаковом режиме работы – с заданной нагрузкой и на одних и тех же оборотах по 120 моточасов. Режим работы двигателя соответствовал скорости движения автомобиля со средней загрузкой со скоростью 100 км/час. Если пересчитать на пробег, получится где-то 12000 км. По ходу испытаний через каждые 30 моточасов отбирались пробы масла и измерялись параметры вязкости при разных температурах, щелочного и кислотного числа. Динамика изменения этих параметров четко характеризует поведение масла в моторе.

Синтетическое моторное масло «Suprotec Atomium» 5W-40 4л, 1 л.

Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-40. Покупайте масло с гарантией производителя.

Кинематическая вязкость синтетического и минерального масла

Так меняется кинематическая вязкость синтетического и минерального масла при длительной работе в двигателе. Зеленые линии – границы, за которые масло выходить не должно

Так меняется кинематическая вязкость синтетического и минерального масла при длительной работе в двигателе. Зеленые линии – границы, за которые масло выходить не должно

Статьи по теме «Моторное масло»

  1. Кровь мотора. Основные функции моторного масла
  2. Масляный базис. Группы моторных масел
  3. Кулинария масла. Чем отличаются моторные масла
  4. Синтетическое масло против минерального (теория)
  5. Синтетика против минералки (практика)
  6. САЕнтология масла. Классификация моторных масел по SAE
  7. Индексация масла. Индекс вязкости моторного масла
  8. АПИлог масла. Классификация моторного масла по API
  9. Допуск формы «Мерседес». Рекомендованное моторное масло
  10. Читаем инструкцию. Выбор синтетического масла

Результаты – на рисунках. Они весьма показательны. Для минералки сначала видим уменьшение вязкости, причем достаточно значительное – это идет деструкция загущающих присадок. Начиная с некоторого момента она начинает расти – а это уже эффект накопления в масле продуктов его распада и окисления. Но участка стабильной вязкости вообще практически нет. Кстати, это в определенной степени учитывается и требованиями SAE – ведь согласно им, для этих масел допускается разброс вязкости при 100 град. от 12.5 до 16,3 сСт!

Выход вязкости за этот диапазон является одним из браковочных параметров. Если вязкость масла либо упала, либо выросла выше границ диапазона – все! Диагностируем его смерть, требуется срочная замена.

«Минералка», судя по результатам эксперимента, скончалась на 7500 километров пробега. Кстати, весьма неплохой результат, но и условия проведения эксперимента для масла были практически идеальными – никаких зимних пусков, стояния в пробках. А вот колебания вязкости синтетики в диапазоне наших замеров укладываются в предел погрешности измерения. Синтетическое масло спокойно проехало 12 тысяч километров, и готово ехать дальше. По-нашему, вполне наглядный результат!

Изменение щелочного и кислотного числа минералки и синтетики

Изменение щелочного и кислотного числа минералки и синтетики

Еще одна показательная динамика – изменение щелочного и кислотного числа минерального и синтетического масла в течение того же цикла испытаний

Динамика изменения щелочного числа характеризует темп срабатывания моющих присадок в масле. Если их концентрация падает меньше половины от начального уровня, масло начинает мыть значительно хуже, а значит, и свои функции выполняет не полностью. Для минерального масла, даже при изначально более высокой концентрации, темп снижения щелочного числа более высокий. И критического значения оно достигает при пробеге около 5000 км. У «синтетики» все значительно стабильнее, к моменту окончания испытаний запас щелочного числа еще остается. Причина – более высокая стабильность синтетической основы этого масла, оно менее подвержено окислению, со следами которого борются моющие присадки.

Вскрытие мотора после работы на обоих типах моторных масел дает картину образования отложений, образующихся при разложении масла в процессе его жизненного цикла.

Синтетическое и минеральное масло: в чем разница?

Мы уже знаем что условия, в которых работает двигатель, не стабильны. Мотор остывает, нагревается, во время его работы – меняются обороты, температура, скорость трения и прочее. Поэтому идеальным моторным маслом для двигателя могло бы быть такое масло, свойства и характеристики, которого не изменялись бы при вышеперечисленных условиях. Но это невозможно…

Поэтому на определенном этапе развития моторостроения вопрос обеспечения максимальной стабильности свойств моторного масла стал особо актуальным. А поскольку минеральная основа имеет свои ограничения, то стали путем синтеза молекул, получать синтетическую основу, которая значительно менее подвержена влиянию внешних факторов и свойства которой более стабильны в процессе длительной эксплуатации.

Впервые синтетическое моторное масло было применено в авиации, когда встала необходимость запуска двигателей при очень низких температурах (-40 и ниже). Минералка при таких температурах просто замерзала. Естественно себестоимость синтетического масла была в те времена очень высокой, что не позволяло массово применять его в двигателях автомобилей. Со временем синтетические моторные масла стали более дешевыми в производстве и начали применяться в автомобильной промышленности.

А что лучше – синтетическое или минеральное?

Итак, главным отличием синтетического моторного масла от минерального является более высокая стабильность его свойств при различных режимах работы.

1) синтетика меньше боится низких температур и перегревов.

2) синтетика дольше сохраняет свои свойства в процессе работы.

3) некоторые свойства масла, обязательные для многих современных двигателей, невозможно сделать на минеральной основе. Таким примером является вязкость.

Но то, что синтетика как панацея от всего, сказать нельзя, в некоторых случаях как раз наоборот – синтетика для двигателя противопоказана – это касается, в основном, двигателей с большими пробегами. Или вы живете в мягком климате, без больших скачков температур, но минералку придется менять, в любом случае чаще, чем синтетику

Полусинтетическое моторное масло.

Полусинтетическое моторное масло делается смешиванием основы, где 20-50% составляет синтетическая составляющая, и, соответственно все остальное это присадки и минеральная основа. Такое масло действительно обладает гораздо лучшими показателями стабильности характеристик, чем минеральное, но уступает синтетическому.

Обычно полусинтетическое моторное масло рекомендуют заливать в современные двигатели с большими пробегами, когда увеличивается угар синтетического масла. В таких ситуациях полусинтетика – оптимальный выход, поскольку вероятность найти полусинтетическое масло, соответствующее всем требованиям производителя гораздо больше, чем у минерального.

В следующих статьях, мы более подробно разберем процесс гидрокрекинга и то, как получаются синтетические, полусинтетические масла и где нас могут обмануть, выдавая масла за синтетику.

Какое масло лучше минералка или синтетика

минеральное и синтетическое масло

Базовая основа моторного масла и пакет присадок определяют поведение состава во время работы с двигателем. Выбирать часто приходится из двух видов: минерального и синтетического. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Давайте дадим однозначный ответ на вопрос — какое моторное масло лучше?

Минеральное масло

Минеральный состав (или народное “минералка”) образуется после очистки и перегонки нефтепродуктов, как соединения углеводородов и прочих разнородных элементов, не вошедших в состав бензина или дизельного топлива. На канистре обозначается маркировкой Mineral.

минеральное масло

У него есть один бесспорный плюс — очень низкая цена. Минеральное масло имеет довольно много минусов, особенно если сравнивать его с синтетическим. Минералка довольно нестабильна и сильно зависит от исходного качества нефти, так что покупайте его только у официальных дилеров.

Чтобы сделать минералку выносливей, в состав добавляют загущающие присадки, формирующие антикоррозионные и моющие характеристики. Таких компонентов в минералке набирается до десятой части от общего состава. Однако они наряду с положительным влиянием, добавляют составу и много слабостей:

  • Минералка становится уязвимее перед внешними воздействиями — холодом, жарой, перепадами температур;
  • Моторное масло быстрее окисляется и деградирует со временем;
  • В процессе работы производит много отложений, которые часто забивают масляные фильтры.

состав моторного масла

Главное правило при использовании минерального масла — соблюдать сроки эксплуатации. Обязательно меняйте минералку каждые 5-6 тыс. км пробега автомобиля и едва ли столкнетесь с серьезными проблемами.

Синтетическое масло

Синтетическую ПАО или эстеровую основу (иначе “синтетику”) получить намного сложнее в отличие от минеральной. Синтетика любого типа — плод синтеза углеводородов, которые на выходе образуют очень стабильный состав с хорошими рабочими характеристиками. Такие моторные масла помечаются маркировкой Synthetic или Fully Synthetic на канистре.

синтетическое масло

Синтетика чаще всего используется в современных автомобилях с высокими требованиями обслуживания двигателя или для работы в экстремальных условиях, с которыми минералка просто не справится: например, для езды в условиях крайнего севера.

Присадки в синтетическом масле если и используются, то в ограниченном объеме, что не мешает составу показывать улучшенные свойства работы с двигателем:

  • Синтетические масла выносливы к условиям крайних температур (они лучше текут в сильные морозы и обладают большей вязкостью при максимальном разогреве мотора);
  • Имеют меньшее количество отложений;
  • Большой ресурс (период замены 7-10 тыс. км);
  • Стабильную вязкость.

Главный и единственный недостаток синтетического масла — это высокая цена. Стоимость литра синтетики начинается от 700 руб.

Также есть полусинтетические масла, которые получаются через смешивание элементов синтетики и минералки в пользу последней. Синтетических составляющих там до 50% состава, такое масло маркируется Semi-Synthetic. Стоит в среднем 400-600 руб. за литр. Его свойства также являются промежуточными между синтетикой и минералкой.

Если хотите знать больше о свойствах и различиях синтетических и полусинтетических моторных масел, читайте об этом в нашей прошлой статье.

Что лучше — синтетика или минералка

Если начинать разговор о полезных качествах для двигателя, то нужно признать, что синтетика на голову выше минералки по ресурсу, по качествам смазки, износостойкости, защите от кислот, угарности и т.д. Удивительного тут ничего нет: эта технология современней и эффективней минеральной, время которой давно прошло. Если закрыть глаза на высокую стоимость, то тем, кто передвигается на современных, высокопроизводительных автомобилях, мы рекомендуем заливать исключительно синтетическое масло.

Также оно подойдет тем, кто эксплуатирует автомобиль в регионах, где в зимнее время -20-30 градусов на термометре или даже выше — обычное дело. Синтетические масла в мороз густеют намного медленней минералки, за счет чего качественней смазывают двигатель. Они подойдут тем, кто эксплуатирует двигатель на пределе его возможностей (внутри мотора температура часто превосходит планку в 100 градусов). Для минерального масла такой режим работы неприемлем — жидкость становится очень жидкой, быстро теряет всю эффективность и начинает провоцировать утечки.

Однако если для вас цена имеет ключевое значение, то можете остановиться на минеральном составе. Он, конечно, не приспособлен для работы в сильный мороз или на повышенных оборотах, но для повседневной езды без сверхнагрузок хорошо справится со своими задачами — минеральное масло все еще широко распространено не только среди водителей России, но и США, Европы и Азии. Его можно без особых проблем применять в температурных условиях Южного Федерального округа. Главное, соблюдайте все допуски и меняйте застарелый состав не реже 6 тыс. км пробега. Тогда моторное масло будет работать как надо.

Иногда можно услышать мнение, что минералка подойдет владельцам старых, изношенных двигателей из-за того, что она лучше обволакивает подвижные детали двигателя и устраняет утечки. Если это и соответствует действительности, не забывайте, что отложения и оксилости никто не отменял — а они вполне могут закупорить масляные каналы и серьезно затруднить работу и без того слабого двигателя. Это еще не говоря о том, что моторное масло большей вязкости сильнее нагружает систему, способствует ускоренному износу и большему расходу топлива.

Подробно о том, как правильно выбирать моторное масло, читайте в нашей прошлой статье.

Можно ли смешивать синтетику с минералкой?

На этот вопрос есть лишь один ответ — нет. Речь идет не о смешивании масел с разной вязкостью, например с индексами 5W-30 и 5W-40, которые допускается доливать в небольшой консистенции и на короткий срок. Здесь речь идет о принципиально разных составах, которые разнятся уже на молекулярном уровне.

Если у вас в двигателе залито синтетическое масло, и если нет иного выхода, лить туда можно только такое же синтетическое и крайне желательно, чтобы его выпустил тот же производитель. На базовом уровне такие моторные масла схожи и скорее всего имеют тот же пакет присадок, так что при смешивании едва ли произойдет что-то плохое. А вот “микс” составов с разной базовой основой и технологией производства ни к чему хорошему не приведет.

И не слушайте тех водителей, которые считают, что могут получить полусинтетику, просто смешав синтетику и минералку. Технология получения полусинтетического масла намного сложнее.

Если решили переходить с одного состава на другой, прежде чем заливать новое моторное масло в двигатель, обработайте его полости специальным промывочным маслом, чтобы устранить остатки отработки из самых труднодоступных уголков мотора и очистить стенки.

Список отличных промывочных составов мы тоже приводили в одной из прошлых статей.

Заключение

Подведем итоги и дадим рекомендации:

  • Минеральное масло изготавливается по устаревшей технологии дистилляции нефтепродуктов. По сравнению с полусинтетическим и синтетическим маслом оно значительно дешевле, но по своей производительности и выносливости сильно слабее.
  • Если вы используете минералку, то замена моторного масла требуется каждые 5-6 тыс. км.
  • Синтетическое масло производится по принципу, который исключает или серьезно уменьшает количество присадок. Оно намного лучше смазывает детали двигателя и промывает его полости. Однако синтетика вдвое дороже минералки.
  • Владельцам синтетического масла нужно менять отработанную жидкость каждые 7-10 тыс. км.
  • Выбор моторного масла строго зависит от ваших финансовых возможностей. Синтетический состав более современный и качественный, но стоимость его довольно высока. Минералка дешевле, но она не обеспечивает такого высокого уровня промывки и смазки, как синтетика или полусинтетика. Однако ее допускается использовать для повседневной езды в относительно теплом климате.
  • Ни в коем случае не мешайте синтетический и минеральный состав — у них совершенно разный химический состав. Это прямой путь к поломке мотора и дорогостоящему ремонту.

Качественные синтетические масла ищите в каталоге интернет-магазина BlackTyres. А подобрать хороший состав вы можете с помощью рейтинга десяти лучших моторных масел. Читайте, если пропустили.

Минералка или синтетика

При выборе моторного масла есть несколько ключевых моментов: вязкость, рекомендации производителя, допуски и, наконец, ваши финансовые возможности. Прежде чем разбираться в тонкостях подбора, выясним, как масло получают, очищают и перерабатывают, а также как все эти процессы влияют на качество готового продукта.

Из нефти — в масло

Углеводороды в составе нефти имеют различную молекулярную массу и, как следствие, разные температуры кипения. Этот показатель важен при первичной переработке нефти, также называемой «перегонкой», которая позволяет поделить нефть на фракции. Сырая нефть подогревается в печи до 350°С и подается в атмосферную колонну в виде смеси газа и жидкости.

В атмосферной колонне нефть разделяется на фракции в зависимости от температуры кипения каждой из них:

  1. На самом верху выделяется газовая фракция, из которой в дальнейшем с помощью синтеза получают пластик, полиэтилен, резину и другие материалы.
  2. Ниже выделяется бензиновая фракция. Впоследствии из неё получится то самое топливо, которое мы заливаем в автомобиль.
  3. Следом выделяется керосиновая фракция, которая используется в качестве моторного топлива для авиации и крупной техники.
  4. Под ней находится газойлевая фракция, используемая в производстве дизельного топлива.

После выделения этих фракций в атмосферной колонне остаeтся мазут, который перемещается в вакуумную колонну. Далее уже мазут подвергается аналогичному разделению под вакуумом. Из мазута выделяют:

  • несколько масляных фракций;
  • гудрон, который представляет собой почти твёрдый остаток: он оседает на дне колонны. Из гудрона получают так называемые остаточные масла и битум, который используется в строительстве дорог.

На сегодняшний день действует международная классификация американского института нефти (API — American Petroleum Institute), по которой все производимые базовые масла делятся на пять групп в зависимости от происхождения, количества в них ненасыщенных углеводородов, серы и присущего им индекса вязкости:

Масла I, II и III групп получаются непосредственно из нефти и называются минеральными.

Отличаются они степенью и способами очистки.

I — полученные методом селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти;
II — полученные с помощью гидроочистки;
III — полученные благодаря процессам гидроизомеризации, гидрокрекинга и каталитической гидроизодепарафинизации;

Для каждой следующей группы новые процессы очистки не заменяют старые, а добавляются к ним. Проходя каждую стадию, масло становится на порядок чище — от первой к третьей группе. Подробнее о процессах очистки расскажем далее.

При производстве базовых масел IV и V групп задействуют технологии органического синтеза, поэтому их относят к синтетическим:

IV — масла на основе полиальфаолефинов.
V — масла на основе различных химических соединений, не вошедших в предыдущие группы.

Базовое масло — Группа I

Чтобы получить базовое масло первой группы, масляную фракцию необходимо подвергнуть очистке.

  1. Селективная очистка растворителями снижает содержание ароматических углеводородов, чтобы повысить стабильность конечного продукта.
  2. Депарафинизация, как видно из названия, снижает содержание парафинов. Благодаря этому замедляется скорость застывания масла при низких температурах.

Получившиеся масло имеет свой набор сильных и слабых свойств.

  • простой процесс создания таких масел;
  • низкая стоимость производства;
  • хорошая растворимость присадок.
  • слабая окислительная стабильность;
  • высокая способность к образованию отложений;
  • работа в узком диапазоне температур;
  • сильный запах нефтепродуктов.

Стоит сказать, что из-за простоты производства на эти масла приходится до 70% мирового объeма смазочных материалов. Это самая распространeнная группа масел.

Базовое масло — Группа II

Для получения базовых масел второй группы в дополнение к уже перечисленным процессам добавляется гидроочистка. Гидроочистка снижает содержание примесей серы и азота. В противном случае они образуют агрессивные соединения, разрушающие двигатель (к ним относятся коррозия, серная кислота).

  • меньше примесей серы, азота, тяжeлых металлов и ароматических углеводородов по сравнению с первой группой;
  • более однородная структура сырья;
  • более высокий индекс вязкости;
  • низкая испаряемость масла;
  • улучшенная термоокислительная стабильность.
  • всe ещe низкий индекс вязкости в сравнении с III группой (от 80 до 120 против 120+);
  • более высокая себестоимость в сравнении с I группой.

Базовое масло — Группа III

Для получения базовых масел третьей группы сырьe подвергают дополнительным процессам. К ним относятся:

  • гидроизомеризация,
  • гидрокрекинг,
  • каталитическая гидроизодепарафинизация.

Благодаря специальной технологии, применяемой специалистами ЛУКОЙЛ, в процессе гидроизомеризации минеральное сырьe подвергается очень глубокой переработке на молекулярном уровне. Такая очистка позволяет получать масла группы III+ (VHVI-масла, от английского Very High Viscosity Index — «очень высокий индекс вязкости»). Они состоят из углеводородов с низкой температурой застывания.

Масла группы III+ отличаются следующими характеристиками.
  • высокий индекс вязкости (больше 140);
  • стойкость к окислению;
  • наименьшее содержание примесей и ароматических углеводородов;
  • низкая испаряемость (уменьшается расход масла на угар).
  • стоимость производства (примерно в 2,5 раза выше масел первой группы).

По своим свойствам масла группы III+ очень близки к «чистой синтетике», а по ряду показателей превосходят еe.

Базовое масло — Группа IV

Учeные до сих пор активно дискутируют над вопросом: хватит ли человечеству ископаемых ресурсов. Работая на опережение, химики создали особые соединения — полиальфаолефины, сокращeнно ПАО, которые уже сейчас могут стать альтернативой нефти как источника.

Получают полиальфаолефины путeм реакций синтеза из этилена. ПАО производят на сложных химических установках, «сшивая» короткие молекулы компонентов природного газа в более длинные, которые называются деценами. Итоговые масла и смазочные материалы обладают исключительными характеристиками.

  • очень высокая окислительная стабильность;
  • малая испаряемость;
  • высокий индекс вязкости;
  • высокая температурная толерантность: от −70 °C до +180 °C.
  • плохая способность к смешиванию с присадками;
  • малая область применения.

В отличие от масел на минеральной основе, синтетические базовые масла плохо растворяют присадки. При этом без присадок базовое масло будет значительно хуже работать, его придeтся чаще менять, чтобы избежать образования пены, окисления масла и других неприятных последствий. Подробнее о свойствах присадок мы расскажем в будущей статье.

Необходимость использовать полностью синтетические масла существует только в автоспорте. Высокофорсированные двигатели нуждаются в особых маслах и смазках, поскольку значительную часть времени работают на предельных режимах.

Базовое масло — Группа V

В пятую группу могут входить любые соединения, которые не вписываются в первые четыре.

Среди прочих, к пятой группе относятся масла на основе сложных эфиров, так называемые эстеры. Эстеры являются полностью синтетическим базовым маслом, во многом превосходящим ПАО, которое образует прочную масляную плeнку на металлических деталях благодаря полярности молекул.

Чаще всего эти масла используют в комплексе с другими базовыми маслами для улучшения свойств смазки. Готовых продуктов на основе пятой группы не производят из-за слишком высокой стоимости на всех этапах создания.

Что выбрать: «минералку» или «синтетику»?

Прямого и однозначного ответа на этот вопрос быть просто не может. Для каждого вида техники есть свои рекомендации производителя, свои допуски, условия эксплуатации, возраст или износ самого агрегата. Те масла, которые подойдут для нового турбированного двигателя, будут хуже работать, например, в двигателе с пробегом более 100.000 км.

Главное преимущество минеральной основы — доступность для потребителя и широкое распространение. Козырь в рукаве «чистой синтетики» — уникальные температурные условия, при которых эти масла продолжают работать.

При этом готовые продукты, которые основаны исключительно на маслах I группы, сегодня практически не встречаются. Это утверждение верно и для масел на основе IV группы— они слишком дорогие в производстве, крайне плохо растворяют комплекс присадок и, как следствие, требуют частой замены.

Самыми популярными на общемировом рынке являются смеси на основе базовых масел II и III групп, с разной степенью примесей «чистой синтетики». Если вы не передвигаетесь на ретро автомобилях марки Horch (привет минеральным маслам), и не пугаете соседей по потоку рёвом 1200-сильного спортивного болида (любитель чистой синтетики), то вам подойдут хорошо очищенные масла на основе базовых масел II и III группы с правильно подобранным комплексом присадок.

Информация с сайта производителя Лукойл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *