Разрешено ли вам выполнить разворот на данном перекрестке
Перейти к содержимому

Разрешено ли вам выполнить разворот на данном перекрестке

  • автор:

Как правильно развернуться на перекрестке, чтобы не получить штраф

Фото: Анастасия Диева / ТАСС

Разворот на перекрестке должен быть выполнен строго по правилам дорожного движения. Главное условие любого разворота — заранее перестроиться в крайний левый ряд, включить поворотник, проверить дорожную обстановку на безопасность своего маневра, после чего спокойно развернуться, не заезжая на полосу встречного движения. Существует несколько типов перекрестков, и разворот на каждом из них имеет свои нюансы. Сотрудники ГИБДД всегда пристально следят за правилами на перекрестках. Рассказываем, как правильно совершить разворот на разных перекрестках и какие штрафы предусмотрены за маневры с нарушениями.

  1. Т-образный перекресток
  2. Регулируемый перекресток
  3. Нерегулируемый перекресток
  4. Перекресток с разделительной полосой
  5. Узкий перекресток
  6. Перекресток улиц с односторонним движением
  7. Перекресток с трамвайными путями
  8. Круговое движение
  9. Перекресток с дополнительной секцией
  10. Где нельзя разворачиваться, знаки
  11. Штрафы за разворот на перекрестке

Самое популярное место для разворота — пересечение двух и более проезжих частей, то есть перекресток. При этом не всякое пересечение дорог можно считать перекрестком. Например, выезд на проезжую часть с прилегающей территории перекрестком не является. Разворот на перекрестке разрешен, если нет запрета на данный маневр в виде знаков, разметки и других запрещающих сигналов.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

С этими билетами ПДД не могут справиться даже опытные водители. Разбор

Разворот на Т-образном перекрестке

На перекрестке Т-образной классификации разворот разрешен, если нет запрещающих знаков либо разметки. Развернуться можно в каждом из трех направлений. Важно правильно оценить ширину проезжей части, потому что на таких перекрестках дороги могут быть уже, и маневр разворота может быть невыполним. Поэтому траектория должна быть выбрана таким образом, чтобы машина не заезжала на встречную полосу, и чтобы водителю не пришлось сдавать назад для выполнения повторного маневра из-за того, что автомобиль не вписывается в пределы проезжей части. Напомним, что движение задним ходом на перекрестке запрещено.

Разворот на регулируемом перекрестке

Совершить разворот на регулируемом перекрестке достаточно просто. Главное, что нужно сделать — дождаться разрешенного сигнала светофора или жеста регулировщика. Дальше нужно приготовиться к маневру, пропустить весь транспорт, имеющий преимущество, и развернуться. При этом, как совершить маневр лучше по большому радиусу, чтобы машина не въехала во встречный поток. Разворот по малому радиусу правилами не запрещен, но сотрудники ГИБДД часто трактуют его как выезд на встречную полосу.

Совершить разворот на регулируемом перекрестке достаточно просто. Главное, что нужно сделать — дождаться разрешенного сигнала светофора.

Совершить разворот на регулируемом перекрестке достаточно просто. Главное, что нужно сделать — дождаться разрешенного сигнала светофора. (Фото: Яндекс.Карты)

Нерегулируемый перекресток

В случае нерегулируемого перекрестка нужно также заранее подготовиться к маневру, включив левый указатель поворота и перестроившись в крайний левый ряд. Далее нужно пропустить встречный поток или дождаться, пока автомобили на встречке пропустят вас и дадут возможность развернуться.

Далее важно следить за перекрестным потоком, потому что оттуда может выехать «помеха справа», которую водитель, совершающих разворот, тоже обязан пропустить. Если на регулируемом перекрестке этот поток чаще всего остановлен светофором, то на нерегулируемом перекресток машины будут продолжать движение.

Разворот на перекрестке с разделительной полосой

В центре перекрестка часто можно увидеть разделительную полосу, иногда на центральном участке перекрестка даже устанавливают дополнительный светофор. Развернуться через разделительную полосу тоже можно. Важно обратить внимание на пересекаемую проезжую часть, и исходя из того, одностороннее ли там движение или нет, выбрать траекторию разворота.

Если разворот через разделительную полосу предусматривает пересечение встречного потока, то разворот должен быть совершен с большим радиусом и предоставлением права приоритетного проезда встречного потоку и «помехе справа». При этом важно совершить разворот после разделительной полосы, а никак не до нее, иначе автомобиль окажется на встречке. То есть полоса всегда должна быть слева от вас. Это единственная ситуация, когда разворот по малому радиусу запрещен правилами дорожного движения.

Разворот на узком перекрестке

Чтобы правильно развернуться на узком перекрестке, нужно знать одно важное правило. Выворачивать руль до упора следует, когда середина перекрестка примерно проходит по задней оси автомобиля — тогда радиус разворота будет максимально удачный для маневра. Машина спокойно развернется, не заденет бордюр и не выедет на встречную полосу.

Чтобы правильно развернуться на узком перекрестке, нужно знать одно важное правило. Выворачивать руль до упора следует, когда середина перекрестка примерно проходит по задней оси автомобиля.

Чтобы правильно развернуться на узком перекрестке, нужно знать одно важное правило. Выворачивать руль до упора следует, когда середина перекрестка примерно проходит по задней оси автомобиля. (Фото: Яндекс.Карты)

Если водителю нужно развернуться на узкой дороге, то по ПДД он может войти в разворот с правого ряда. В этом случае важно следить, чтобы маневру не мешали машины и встречного, и попутного потоков. Но такая схема возможно только, если ширина дороги не позволяет выполнить разворот с крайнего левого положения.

Разворот на перекрестке с односторонним движением

Если проезжая часть пересекается с другой улицей с односторонним движением, то развернуться на ней можно. Правда если одностороннее движение осуществляется слева направо, то разворот, скорее всего, будет запрещен знаками. Если знаков нет, то развернуться тоже можно, но пропустив все встречные машины. А вот если пересекаемый поток едет справа налево, то развернуться можно и вовсе без особого труда и даже с маленьким радиусом.

Если же вы находитесь на дороге с односторонним движением, то разворот на перекрестке невозможен (только поворот), так как ехать по ней обратно просто нельзя. Придется строить другой маршрут через прилегающие проезжие части.

Перекресток с трамвайными путями

На перекрестке с трамвайными путями могут быть установлены знаки приоритета для того или иного транспорта и соответствующие светофоры. Если ничего из вышеперечисленного нет, то право проезда всегда предоставляется рельсовому транспорту, то есть трамваю. Это самое важное, что нужно знать при развороте через трамвайные пути.

Разворот на перекрестке с трамвайными путями разрешен, если отсутствуют знаки запрета, и разметка позволяет совершить маневр. После того, как вы пропустили трамвай, встречные потоки и другой приоритетный транспорт, можно совершить разворот из крайней левой полосы, то есть с трамвайных путей попутного направления.

Разворот на перекрестке с круговым движением

Развернуться через круговое движение гораздо проще, чем кажется. Потому что на перекрестке с круговым движением не нужно выкручивать руль и разворачивать машину через потоки. Следует просто продолжать движение по кругу, пока автомобиль не доедет до нужного выезда.

На перекрестке с круговым движением не нужно выкручивать руль и разворачивать машину через потоки. Следует просто продолжать движение по кругу, пока автомобиль не доедет до нужного выезда.

На перекрестке с круговым движением не нужно выкручивать руль и разворачивать машину через потоки. Следует просто продолжать движение по кругу, пока автомобиль не доедет до нужного выезда. (Фото: Яндекс.Карты)

Нельзя совершать разворот до въезда на круг, потому что тогда автомобиль окажется на встречном направлении тех, кто едет по кругу. Если на круговом движении стоят знаки приоритета, нужно соблюдать их и пропускать автомобили из других потоком, только после этого можно проехать по кругу и вернуться на свою проезжую часть в обратном направлении.

Разворот на перекрестке с дополнительной секцией

Если вам нужно развернуться на светофоре с дополнительной секцией в виде стрелки, то это можно сделать, соблюдая ПДД. Сигналы светофора в дополнительной секции имеют такое же значение, что и сигналы основного, только их действие распространяется на определенное направление движения. Само наличие контурной стрелки предусматривает, что на светофорах перекрестка есть дополнительные секции.

Такой перекресток считается регулируемым. Движение разрешено на зеленый сигнал светофора, а если нужно развернуться, то это можно сделать, уступив дорогу встречному потоку, который завершает маневры и пропустив автомобили, которые едут на стрелку. Если стрелка горит для вашего направления, то можно развернуться из крайнего левого положения, даже если поворот налево разрешен с двух полос. Так вы не пересечетесь с автомобилями, которые совершают поворот с крайнего левого ряда.

Где нельзя разворачиваться

В ПДД указаны все места, где разворачиваться нельзя. Запрещено делать это на зебре, пешеходном переходе, в тоннеле, на мостах, путепроводах, на эстакадах и под ними — во всех местах, где недостаточно видимости для безопасного маневра. Нельзя разворачиваться на остановках общественного транспорта, а также на протяжении 15 метров до и после места остановки. Также разворот через сплошную линию разметки строго запрещен. Совершать маневр нельзя при запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика.

Существуют также специальные знаки запрета разворота. Обычно запрет обозначается знаком 3.19 «Разворот запрещен». Запрет заворота также действует при установленных разрешающих знаках, которые требуют двигаться в направлении, не совпадающем с разворотом. Например, знак 4.1.1 или 4.1.2, которые обозначают «Движение прямо» и «Движение направо». Также разворот запрещен в зоне действия знака 4.1.1 «Движение прямо и направо». При этом знак 3.18.2 «Запрет поворота налево» никак не ограничивает возможность совершить в этом месте разворот.

Существуют также специальные знаки запрета разворота. Обычно запрет обозначается знаком 3.19 «Разворот запрещен».

Существуют также специальные знаки запрета разворота. Обычно запрет обозначается знаком 3.19 «Разворот запрещен». (Фото: Яндекс.Карты)

Штрафы за разворот на перекрестке

При развороте на перекрестке важно помнить несколько правил. Важно соблюдать действие знаков и разметки, выполнять требования светофоров и регулировщика, занять нужный ряд для разворота, пропустить машины, которые имеют преимущество, и выехать в сторону попутного направления, минуя встречку. Важным правилом является также оповещение других участников дорожного движения о своем маневре посредством поворотника.

Наказание за неправильный разворот на перекрестке предусмотрены статьей 12.13 КоАП РФ «Нарушение правил проезда перекрестков». Например, выезд на перекресток или пересечение проезжей части в случае затора карается штрафом в размере 1000 рублей. Такой же штраф грозит за отказ пропустит транспорт, имеющий преимущество проезда.

Предусмотрен штраф и за поворот или разворот без использования поворотника — он составляет 500 рублей. Такое же наказание грозит за поворот из другого ряда. Разворот на железнодорожном переезде, на мосту, а также в тоннеле, на эстакаде или под ней карается денежным штрафом в 500 рублей (ч.2 ст.12.14 КоАП). Также предусмотрен штраф за разворот в технологических разрывах автомагистрали — 2500 рублей. Самое популярное нарушение во время разворота на перекрестке — нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, за это накажут на 1000-1500 рублей.

Если водитель развернулся на перекрестке и не пропустил пешеходов, который двигались на разрешенный сигнал, то он получит штраф 1500-2 500 рублей. Если при выполнении разворота на дороге машина выехала на полосу встречного движения или встречные трамвайные пути, то это можно квалифицировать по разным частям ст.12.15 КоАП. Наказанием может быть как денежный штраф на 1000, 1500 или 5000 рублей, так и лишение прав на полгода или на год при повторном нарушении.

Правила разворота на 7 видах перекрёстков: техника выполнения, траектории и нарушения

Разворот на перекрёстке относится к категории наиболее сложных манёвров, поскольку задача водителя заключается в одновременном контроле нескольких направлений. Разные правила разворота на перекрёстке действуют для различных типов дорожного пересечения, а их нарушение может привести к штрафу, лишению прав или даже фатальному исходу в случае ДТП. Новичкам лучше отказаться от мысли развернуться на перекрёстке, пока у них не будет достаточно опыта. Всегда ли разрешён разворот на перекрёстке, и как это делать правильно?

Необходимо чётко понимать особенности разворота на перекрёстке, чтобы избежать материальных убытков и смертельных последствий. Правила разворота на перекрёстке требуют придерживаться крайнего левого положения и правильного расчёта траектории. За расчёт безопасной траектории отвечает сам водитель. Как правильно рассчитать безопасную траекторию разворота в зависимости от разных типов перекрёстков и чем может обернуться разворот по опасной траектории?

Более подробную информацию о том, как правильно осуществлять проезд перекрестков, вы сможете найти в статье нашего специалиста.

Советуем дополнительно также прочитать статью нашего эксперта, в которой подробно рассказывается об обгоне на перекрестке.

Также рекомендуем прочитать интересную статью нашего автора, из которой можно узнать, с какой стороны разрешен обгон ТС.

Особенности разворота на перекрестке

Техника выполнения разворота

Поскольку транспортные средства с механической КПП более сложны в управлении, рассмотрим порядок действий при развороте именно на них:

  • водитель должен занять крайнюю левую позицию и остановиться после включения поворотника;
  • далее необходимо выжать сцепление, активировать первую передачу и держать ногу на педали тормоза;
  • проверьте приоритетные направления на наличие транспортных средств и если таковые отсутствуют, начинайте вращать руль влево, отпуская педаль тормоза;
  • выровняйте машину после завершения разворота;
  • выключите поворотник и начинайте набирать скорость в соответствии с общим транспортным потоком.

Правила разворота на перекрёстке

Последовательность действий в данном случае строго регламентирована и нарушать её нельзя. Начать разворот можно только после занятия крайней левой полосы. Данное правило можно опустить, если габариты вашего автомобиля не позволяют его выполнить. Убедитесь, что вы не создаёте аварийную ситуацию и не являетесь помехой.

Соблюдение следующих условий является обязательным:

  • за пределы перекрёстка выезжать нельзя;
  • выезжать на встречную полосу нельзя;
  • необходимо вписаться в свою полосу;
  • запрещено пересекать двойную сплошную линию (читайте больше о штрафе за пересечение сплошной);
  • пропустите все автомобили с других направлений, когда выедете на середину пересечения, если они имеют преимущество перед вами.

Правила разворота на перекрестке

Траектории разворота

Выполнять разворот на перекрёстке можно по двум траекториям – ближней и дальней. При выборе траектории необходимо ориентироваться на место, куда ваша машина выедет после завершения маневра. Наличие разделительной полосы требует использования дальней траектории. Если таковая отсутствует, вы имеете право самостоятельно выбрать траекторию.

  1. Разворот по дальней траектории уместен, если водитель не может выполнить поворот непосредственно возле конца разделительной сплошной. Причин может быть несколько: автомобиль слишком длинный, дорожное полотно слишком узкое, крупногабаритное транспортное средство перекрыло часть дороги, ведутся ремонтные работы. Если не представляется возможным развернуться с места, можно проехать немного вперёд и зайти на дугу так, чтобы получить дополнительное пространство для выравнивания авто и встраиванию его в ряд. Можно произвольно выбирать расстояние до начала маневра, допустимо даже поворачивать непосредственно возле края обочины, зебры, полосы или противоположной разделительной линии.
  2. Ближняя траектория при развороте уместна, если для манёвра достаточно места на дорожном полотне и в формировании дуги нет никакой необходимости. В данном случае поворот выполняется в самом начале пересечения дорог непосредственно у края сплошной на встречную полосу. Водитель обязан просчитать заранее вероятность заезда автомобиля на бордюр, поскольку это уже будет создание аварийной ситуации. Также необходимо следить за тем, чтобы машина не заехала за зебры и сплошные.

Разворот на разных видах перекрёстков

Разворот по траектории следует выполнять так, чтобы транспортное средство не выезжало за перекрещивание проезжих частей. Можно выбирать любую схему движения, но следить за соблюдением правил ПДД. Как правильно разворачиваться на перекрёстке со светофором, разделительной полосой, односторонним движением, трамвайными путями и другими особенностями?

Т-образный перекрёсток

Разворот на Т-образном перекрёстке доступен для всех легковых автомобилей, кроме крупных внедорожников. Радиус движения у них слишком широкий для такого манёвра. На таком участке нельзя выполнять несколько разворотов и сдавать назад, в противном случае размер штрафа составляет 500 руб. Прежде всего стоит определить местоположение главной дороги, поскольку она не всегда может быть ровной. Если указатели «Уступи дорогу», «Стоп» и «Главная дорога» отсутствуют, стоит ориентироваться на правило «Помеха справа». Не забудьте включить поворотный сигнал и развернуться только после того, как убедитесь в отсутствии помех.

Перекрёсток со светофором

Разворот на перекрёстке со светофором выполняется только налево. Действия водителя следующие.

  1. После выезда на крайнюю левую полосу и активации поворотника необходимо дождаться разрешающего сигнала светофора и выехать на середину. Движение можно продолжать без остановок, если со встречных направлений не едут машины, в противном случае их необходимо пропустить. В этот момент следите за транспортным потоком сзади вас, поскольку тем водителям ещё неизвестно, развернётесь ли вы или просто повернёте направо.
  2. Завершите манёвр после того, как уступите дорогу всем автомобилям с преимуществом и следуйте дальше, даже если на светофоре горит красный свет. Поскольку вы уже начали выполнять разворот, вас должны пропустить.
  3. Не забудьте выключить поворотник.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой он подробно разъясняет значение сигналов светофора.

Также советуем прочитать статью нашего специалиста, посвящённую такой важной и сложной теме, как сигналы регулировщика.

Использование прилегающей территории

Если прилегающая территория справа, алгоритм действий следующий.

  1. Проезжайте вперёд, но не прижимайтесь к бордюру вплотную.
  2. В метре от поворота на прилегающую территорию необходимо остановиться, ориентируйтесь на габариты ТС.
  3. Убедитесь в отсутствии помех на дорожном полотне (автомобили и пешеходы).
  4. Включите правый поворотник и начинайте движение задним ходом, сворачивая.
  5. Остановитесь, как только бампер вашей машины скроется в повороте, и не будет препятствовать движению других авто.
  6. Включите правый поворотник и подождите, пока в транспортном потоке появится просвет. Далее можно выезжать на проезжую часть.

Если прилегающая территория слева, ваши действия следующие.

  1. Остановитесь после того, как займёте крайнюю левую полосы и включите левый поворотник.
  2. Пропустите встречные автомобили и начинайте двигаться передом к прилегающей территории. Придерживайтесь правой стороны.
  3. Как только вы скроете в повороте, съехав с проезжей части, проверьте, нет ли автомобилей позади вас.
  4. Аккуратно выезжайте на проезжую часть задним ходом и продолжайте движение.

С разделительной полосой

Если разделительная полоса не доходит до перекрёстка, необходимо разворачиваться по малой траектории, места будет достаточно. Если же разделительная полоса пересекает перекрёсток, радиус поворота должен быть большой, в противном случае вам придётся двигаться по встречной полосе некоторое время, а за это могут лишить прав. Не забывайте учитывать ширину разделительной полосы.

Разворот с разделительной полосой

С трамвайными путями

ПДД регламентирую преимущество рельсового транспорта перед другими ТС в большинстве случаев. Уступить дорогу автомобилю трамвай должен, если автомобиль двигается по главной дороге, а трамвай по примыкающей. Трамвай в приоритете, если на перекрёстке есть светофор, разрешающий движение и автомобилю, и трамваю.

Если же на светофоре горит красный для трамвая и зелёный для авто, водитель машины действует в соответствии с ПДД. Однако в этот момент может загореться движение на стрелку, и водитель трамвая решит ехать. Следовательно, лучше всегда уступать дорогу трамваю, поскольку не всегда можно предугадать, чем руководствуется водитель – светофором или стрелкой. Разворот на нерегулируемом перекрёстке с трамвайными путями требует всегда пропускать трамвай, кроме ситуации, когда автомобиль едет по основной дороге.

С односторонним движением

Многие убеждены, что разворот на перекрёстке с односторонним движением запрещён, поскольку для совершения манёвра придётся выехать на встречную полосу. На самом деле никаких запретов в данной ситуации нет, а алгоритм действий такой же, как в общих случаях. Знак «Стрелка» лишь запрещает поворот в сторону, но разворачиваться можно.

С дополнительной секцией

Если вы проезжаете через перекрёсток с дополнительной секцией, преимущество будет за водителями, которые на перекрёсток не въезжают. То есть уступить дорогу при желании совершать разворот необходимо той машине, которая движется вам наперерез по дополнительной секции. Разрешающий сигнал светофора во внимание не берётся. Ориентироваться на данное правило можно до тех пор, пока вы находитесь на перекрёстке. Как только вы завершите манёвр и окажетесь на дороге, преимущество будет за вами. Если же одновременно с запрещающим сигналом светофора включена стрелка, двигающаяся по дополнительной секции машина должна уступить дорогу.

В каких случаях разворот запрещён

Остаётся узнать, можно ли разворачиваться на перекрёстке со специальными знаками. Ответ будет отрицательным, если речь идёт о знаках, которые запрещают разворот. Они могут быть установлены на остановках и пешеходных переходах, на дорожном полотне с плохой видимостью, железнодорожных переездах и мостах, даже если двойной сплошной нет.

Штрафы за нарушение правил разворота

Вынесение штрафов за нарушение правил разворота регламентируется ст. 12.14 КоАП:

  • штраф от 500 руб., если водитель не занимает крайнюю левую полосу или не включает соответствующий поворотник;
  • штраф от 500 руб., если водитель сдаёт назад там, где это запрещено;
  • штраф в размере 1/1,5 тыс. руб., если разворот совершён в запрещённом месте.

Отдельно стоит упомянуть о штрафах, которые выписываются за выбор водителем опасной траектории разворота.

  1. Штраф в размере 1,5 тыс. руб. возможен, если рубеж перекрёстка был пересечен при движении по удлинённой траектории.
  2. Штраф в размере 5 тыс. руб. выписывается водителю, который нарушил принцип движения по малой траектории и выехал как за границы пересечения дорог, так и на встречную полосу. Лишение прав сроком на год ждёт водителя при повторном нарушении.

 Штрафы за нарушение правил разворота

В отдельных случаях штраф не выписывается, даже если водитель нарушил ПДД. Речь идёт о нарушениях с целью предотвращения ДТП, а также пропуска полиции, пожарных, скорой помощи и авто с проблесковыми маяками. Также в категорию исключений входят ситуации, когда часть дорожного полотна перекрыта из-за ДТП или ведутся ремонтные работы. Если светофор на перекрёстке не работает, данный участок автоматически становится нерегулируемым.

Выводы

Как видите, достаточно изучить технику выполнения разворота на перекрёстке для общих случаев и учитывать нюансы с разными типами при необходимости. Пробовать выполнять такие манёвры можно только после длительной практики за рулём автомобиля.

Разворот на перекрестке

Разворот на перекрестке

В этой статье будет рассматриваться разворот на перекрестке и особенности этого маневра.

При этом речь пойдет о самом обычном перекрестке, на котором пересекаются две четырехполосные дороги.

Напомню, что ранее на pddmaster.ru был рассмотрен более сложный маневр — разворот на перекрестке с разделительной полосой. Сегодня он затрагиваться не будет.

Тем не менее нужно помнить о том, что неправильное выполнение разворота даже на самом обычном перекрестке может привести к лишению водительских прав. Так что прочитайте статью внимательно и не допускайте подобных нарушений.

Почему удобнее выполнять разворот на перекрестке?

Для начала рассмотрим перекресток, на котором нужно выполнить разворот:

Пересечение двух четырехполосных дорог

В рамках этой статьи не имеет принципиального значения, каким является перекресток: регулируемым или нет. Нас интересует только траектория движения автомобиля.

Поэтому будем считать, что водитель белого автомобиля уже уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

Напомню, что перед началом выполнения разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления (пункт 8.5 ПДД). Именно это и сделал водитель белого автомобиля.

Кстати, многие водители предпочитают выполнять разворот на перекрестках именно из-за того, что при большом радиусе разворота им не придется пользоваться задним ходом, т.к. автомобиль может немного заехать на пересекаемую дорогу. А так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Разворот на перекрестке с разъяснениями

Итак, задача поставлена и белому автомобилю необходимо выполнить разворот на перекрестке без нарушения требований ПДД.

Примечание. На рассматриваемом в качестве примера перекрестке отлично видно горизонтальную дорожную разметку, а на реальном перекрестке разметка может быть частично или полностью стерта. Это немного усложняет задачу для водителя.

Итак, на перекрестке есть одно пересечение проезжих частей, и вот его границы:

Пересечение проезжих частей

Обратимся к пункту 9.1 1 правил дорожного движения:

9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева

Этот пункт говорит о том, что после выполнения разворота автомобиль не должен оказаться на стороне встречного движения.

Оптимальная траектория разворота на перекрестке

Оптимальная траектория разворота должна пройти таким образом, чтобы автомобиль не выехал с пересечения проезжих частей раньше намеченного места:

Правильная траектория разворота на перекрестке

На этом рисунке представлены только 2 возможные правильные траектории разворота, однако на практике можно развернуться и по любой траектории, пролегающей между этими двумя. Поскольку автомобиль не выезжает с пересечения проезжих частей, водитель не нарушает правил и наказание наложено быть не может.

Неправильные траектории разворота на перекрестке

Рассмотрим несколько неправильных траекторий, разворот по которым может привести к серьезному наказанию:

Лишение прав при развороте на перекрестке

Итак, на приведенном выше рисунке оба водителя не смогли выполнить разворот в пределах пересечения проезжих частей, поэтому им пришлось немного заехать на примыкающую сверху дорогу.

При этом водитель, который выбрал правую траекторию, при выезде с пересечения проезжих частей оказался на полосе попутного направления. Однако затем, продолжая начатый разворот, он допускает пересечение двойной сплошной линии разметки. Если пересечение происходит перпендикулярно линии разметки, то нарушение не может квалифицироваться как выезд на встречную полосу движения. Наказание для нарушителя — штраф 1 000 — 1 500 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП.

Что касается водителя, выбравшего левую траекторию, то его дела куда плачевнее. Он выезжает с пересечения проезжих частей прямо на встречную полосу и наказанием для него будет являться штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП). А в случае повторного нарушения — лишение прав на 1 год.

Обратите внимание именно на второй маневр, за который возможно лишение прав. Большинство водителей, которые читают правила дорожного движения, не догадываются про подобное развитие событий и сотрудники ГИБДД этим активно пользуются.

Давайте рассмотрим, как можно уменьшить наказание в том случае, если разворот не удался:

1. Всегда начинайте выполнять разворот по большой траектории. Если «вписаться» не получается, то просто откажитесь от разворота и продолжите движение по пересекаемой дороге (на рисунке — вверх).

2. Если Вы начали выполнять разворот по маленькой траектории и чувствуете, что «вписаться» не получится, то воспользуйтесь передачей заднего хода. Естественно, движение задним ходом на перекрестке запрещено, однако штраф за такой маневр составит всего 500 рублей.

Конечно же при этом нужно внимательно следить за другими участниками движения, чтобы не спровоцировать ДТП.

Разворот на Т-образном перекрестке

Ранее в тексте этой статьи рассматривался замечательно оформленный перекресток, на котором была хорошо видна разметка. Однако на практике перекрестки зачастую бывают совершенно другими.

Например, рассмотрим разворот на Т-образном перекрестке без разметки:

Разворот на Т-образном перекрестке без разметки

Обратите внимание, что хотя на дороге в верхней части рисунка и нет двойной сплошной линии разметки, неправильный выбор траектории разворота (выезд на встречную) на Т-образном перекрестке приведет водителя к лишению прав.

На практике можно встретить в том числе перекрестки со сложной конфигурацией. При маневрировании на таких перекрестках нужно помнить о том, что в процессе разворота запрещено выезжать на встречную полосу движения. Однако в случае неудачного разворота Вы можете воспользоваться информацией из этой статьи и отделаться малыми потерями.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 22 марта 2023
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Рекомендуем также прочитать: Перекресток с разделительной полосой. Выбор правильной траектории для разворота. Разворот через двойную сплошную линию разметки Выезд такси на полосу для маршрутных транспортных средств Новые штрафы за установку диодных и ксеноновых лампочек Завершение обгона через сплошную разметку Особенности национального обгона

28 августа 2015 21:36
Polsovatel

Можно указать, какой конкретно вариант не приведёт к нарушению ПДД.

Именно это я и имел ввиду. Если под последним рисунком написать: «здесь разворот по верхней траектории – разрешен, т.к. он выполнен в пределах перекрестка, а при выезде с пересечения автомобиль на стороне для встречного движения не оказывается» — статья бы от этого только выиграла, а читатель бы получил исчерпывающую информацию.

25 ноября 2015 18:39

Согласен, что разворот в пределах пересечения — наиболее предпочтителен, с точки зрения не нарушить ПДД. И к первым картинкам вопросов нет: при развороте запрещено пересекать линию разметки, а также заезжать на «зебру».

Сегодня при сдаче на права должен был выполнить вот такой разворот, как на картинке (кривые линии — это пешеходный переход).

Реальный перекресток тоже приложен в виде фото.

Перекресток со светофором. У водителя зеленый свет, у пешехода (слева на фото) красный.

При развороте не хватило радиуса и правым передним колесом был совершен наезд на зебру. Итог — не сдал. На вопросы инспектору:

1. Как необходимо было проехать перекресток, если он оказался у’же, чем был оценен водителем?

2. Что делать, если видишь, что не пересечь пешеходный переход не получится, а задом сдавать на перекрестке тоже нельзя? — был получен ответ: оценивать обстановку заблаговременно.

Что это может означать?

1. Прижаться правее к краю своей левой полосы? Или, если радиус кажется маленьким, выполнить разворот с правого ряда?

2. Если не уверен, что уместишься, не заехав на зебру, то не выполнять разворот? (машина незнакомая, радиус разворота оценить с первого раза очень сложно).

В этом случае инспектор скажет, что ближайшее место разворота было пропущено и штрафные баллы получишь (ну может меньше, чем при наезде на зебру).

3. И главное, я не смог найти, подскажите, какой пункт правил запрещает наезд на зебру?

4. При отсутствии зебры и разделительной (как на исходном рисунке), можно ли выполнить разворот, пересекая условную линию края полосы?

25 ноября 2015 23:04

1. Нужно сделать левый поворот вместо разворота и развернуться где-нибудь еще.

2. Да, не выполнять. Нужно проехать прямо или повернуть налево.

Вам нужно было вслух сообщить инспектору, что на этом перекрестке Вы разворачиваться не будете, т.к. без нарушения правил этого сделать нельзя. И искать другое место для разворота.

4. Можно. Но при выезде с пересечения проезжих частей автомобиль не должен оказаться на полосе встречного движения.

26 ноября 2015 07:46
19 мая 2016 02:12

Добрый день, Максим!

Обращаюсь к Вам как специалисту по безопасности движения.

У меня вопрос. Такая вот ситуация.

Автобус и легковой движутся попутно по двухполосной проезжей части, автобус по правой полосе движения, легковой по левой в районе заднего левого колеса автобуса.

Им обоим нужно развернутся в разрыве разделительной полосы (газонное сооружение).

В соответствии с п. 8.7. ПДД РФ автобус из-за своих габаритов (свыше 12 метров) заранее занял правую полосу, что бы вписаться в разворот.

При выполнении маневра разворота водитель легковой, движущийся в районе левого заднего колеса автобуса, не учел боковое смещение корпуса автобуса и допустил с ним столкновение.

Кто виновен в данном ДТП?

24 мая 2016 13:09

Юрий, здравствуйте.

Пункты 8.5 и 8.7 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Водитель автобуса однозначно виноват в ДТП. Возможно, водитель легкового автомобиля также допустил нарушение ПДД, но Ваше описание не содержит информации об этом.

Удачи на дорогах!

2 апреля 2018 22:52

Правила дорожного движения утверждены Постановлением Правительства, то есть являются подзаконным актом, который разработан на основании «Закона о безопасности дорожного движения». В связи с этим хотелось бы ознакомиться с официальным толкованием подзаконного акта, а не с доктринальным. Потому что каждый толкователь (кого не прочитаешь), толкует ПДД так как он это «видит». А хотелось бы прочитать это видение от официальных органов государственной власти, которые разрабатывали этот подзаконные акт. В конкретном случае — о правилах разворота на перекрёстках. Должно быть единое, юридическое обоснование этого манёвра, чтобы прекратить раз и навсегда любые разговоры на эту тему. Законодатель сказал так и не иначе. Точка. Из всех комментариев на разных сайтах, которые я прочитал, получается, что в местах пересечения проезжих частей нет полос движения, а это всего лишь места пересечения проезжих частей.

3 апреля 2018 23:13
Keeper_Riff

А хотелось бы прочитать это видение от официальных органов государственной власти, которые разрабатывали этот подзаконные акт.

Так акт этот и разрабатывался с расчётом на двоякое толкование, чтобы «типа не нарушающих» можно было бы всё-таки привлечь за нарушение, и чтобы при разборе ДТП можно было бы назначить виновным любого из участников, по желанию инспектора или судьи. Поэтому как бы они чего не объясняли, они всегда будут оставлять себе лазейку для произвола.

16 мая 2018 20:25

Хочу обратить внимание, что водитель, двигающийся по верхней траектории, пересекает двойную сплошную линию разметки, однако при этом не происходит выезда на встречную полосу движения (он едет перпендикулярно ей).

. не происходит выезда на встречную полосу? Он находится на встречной полосе! Это по-вашему не. выезд? Вход что ли?

17 мая 2018 14:04
Владимир-270

Ну зачем же иронизировать? Оказывается выезд выезду рознь!

В данной статье идёт толкование п.8.6. ПДД и разбирается ситуация, когда «. при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения», но всё же имело место нарушение ПДД. Но это отнюдь не «выезд на встречку», как порой пытаются «развести» водителя сотрудники ГИБДД (и с ними соглашаются некоторые), а всего лишь «нарушение разметки».

Так что Максиму спасибо! Ну а для избежания кривотолков эту фразу в статье, полагаю, целесообразно немного подредактировать.

23 мая 2018 21:29

Владимир, укажите Ваш вариант обновления данной фразы.

24 мая 2018 08:50
Владимир-270

Хочу обратить внимание, что водитель, двигающийся по верхней траектории, выезжая с пересечения проезжих частей, сначала оказывается на полосе попутного направления, а затем, продолжая начатый разворот, допускает пересечение двойной сплошной линии разметки. Если, как изображено на рисунке, пересечение происходит перпендикулярно линии разметки, нарушение не может квалифицироваться как выезд на встречную полосу движения. Наказание для него — штраф 1 000 — 1 500 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП.

1 июня 2018 14:35

Владимир, спасибо! Статья обновлена.

Удачи на дорогах!

20 октября 2018 09:34

Согласна. Но на практике нужно учитывать время для выполнения разворота, и по самой длинной траектории не самый лучший вариант, а также учитывать движение машин, которые едут за тобой. Не думаю, что мой «правильный» разворот не спровоцирует тоже ДТП или хотя бы кручение указательного пальца у виска

26 февраля 2019 17:43

подскажите, разрешён ли разворот на регулируемом перекрёстке при наличии диагонального пешеходного перехода? спасибо

26 февраля 2019 18:03

Наличие или отсутствие какого-либо пешеходного перехода на перекрестке НИКАК не влияет на возможность разворота на нем.

Единственное, что необходимо учесть, что если вы начали маневр разворота на зеленый, и тут он погас и со всех сторон пошли пешеходы, то вы обязаны их всех пропустить, и лишь затем закончить маневр. Хотя это касается не только разворота, но и любого другого маневра.

28 февраля 2019 09:39

Ирина-188, действительно, п 8.11 ПДД запрещает разворот на пешеходном переходе. Причём, не важно — регулируемый или нерегулируемый, отдельно оборудованный или в составе перекрёстка — пешеходный переход.

При развороте на таком перекрёстке Вы не разворачиваетесь на пешеходном переходе, а пересекаете его — что не запрещено ПДД. Однако, некоторые инспектора могут обвинить водителя в нарушении п 8.11 ПДД в этом случае. Поэтому, планируйте траекторию разворота таким образом, чтобы ПП именно пересекать, а не двигаться по нему. А если это не возможно — лучше откажитесь от разворота на этом перекрёстке.

27 ноября 2020 23:35
Дмитрий-627

Разворот с малым радиусом на перекрестке — это нарушение п. 8.6. ПДД РФ и наказывается согласно ч.4, ст.12.15 КоАП РФ, в редких случаях можно обойтись ст.12.16 КоАП РФ.

28 ноября 2020 02:19

Во-первых, разворот «малым радиусом» сам по себе никогда не был нарушением. Венская Конвенция наоборот требует, чтобы его по возможности делали по кратчайшей траектории, так как никаких мифических пересечений, которые были бы меньше, чем ширина ПЧ дорог (с учетом их уширения) в месте пересечения этих дорог по Конвенции нет. В ПДД тоже ничего нет ни про такой запрет в общем случае, ни про то, что на перекрестке есть какие-то особые линии многочисленных пересечений проезжих частей, пересекать которые запрещено при развороте. Когда такие линии появляются — их обозначают разметкой — либо сплошной, либо типа 1.11.

Во-вторых, чем, например, разворот по большому радиусу на пересечении с дорогой с односторонним движением, даже если по ней движение слева направо (а разворот не запрещен ни при каком направлении этого одностороннего движения), лучше малого радиуса? Тем, что в 2 раза дольше будешь торчать на перекрестке?

С учетом того, что по Конвенции запрещена стоянка ближе определенного расстояния до перекрестка, а в ППД, которые являются реализацией положений Конвенции в стране, это расстояние меряется от «пересечения проезжих частей», то суть этого термина — проезжая часть в месте пересечения дорог. И нужен этот термин, по моему глубокому убеждению, только по одной причине — в отличие от Конвенции у нас не все пересечения дорог в одном уровне считаются перекрестками, а ведь в таких местах всё равно нехорошо стоять слишком близко к потоку и закрывать обзор выезжающим на такое пересечение, например, с парковки Ашана.

1 декабря 2020 18:34

Дмитрий-627, всё верно. Но надо бы уточнить — на перекрёстке дорог при наличии разделительной полосы (надо, чтобы две ПЧ было — тогда получится два пересечения ПЧ).

4 сентября 2021 23:45
Сергей-1073

Напутали! О каком пересечении ПП идёт речь, коли нельзя при развороте выезжать с пересечения проезжих частей. Выполнить это можно только при ТРЕХ полосах в одном направлении, а не двух или тем более одной полосе, как учат в роликах инструкторы. На практических показах разворот демонстрируют при двух полосах с заездом на пересекаемую проезжую часть соответственно пересекая сплошную разметку (штраф1000).

5 сентября 2021 13:20

Сергей-1073, что-то маловразумительное написали.

Начнем с того, что разворот можно выполнить не только на дороге с тремя полосами в каждом направлении. Про пункт 8.7 слышали? Если у Вашего автомобиля его конструктивные особенности не позволяют ему вписаться в поворот/разворот из крайнего левого — поворачивайте хоть от правой обочины, уступая дорогу, если это не запрещено знаками и разметкой. На экзамене даже баллы снимают, если ты на узком перекрестке начал поворачивать из крайнего левого.

Так и скажут — раз не хватает места по 8.5 — делай в следующий раз по 8.7. А сегодня — увы, двойка!

Потом, почему при развороте нельзя «съезжать с пересечения проезжих частей» с инструктором в автошколе? Разворот в три приема с использованием проезжей части выезда из дворов на занятиях в автошколе не учили? Там как раз есть выезд с пересечения ПЧ. Или Вы к тому, что это уже не разворот, а «поворот налево передом + поворот направо задом + движение вперед» или «поворот направо задом + поворот влево передом + движение вперед»? Кроме того, кто запрещает выехать немножко на «попутную ПЧ»? Запрещено выезжать с пересечения на встречную.

На практических показах разворот демонстрируют . пересекая сплошную разметку

Плохой «практический показ». Смотрите хорошие. Например, такой

9 сентября 2021 10:46

Сергей-1073,

нельзя при развороте выезжать с пересечения проезжих частей.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Похоже, что можно..

На практических показах разворот демонстрируют при двух полосах с заездом на пересекаемую проезжую часть соответственно пересекая сплошную разметку (штраф1000).

Правильно. Сплошную линию разметки пересекать нельзя в любом случае.

Если же разметку не пересекаем, то возможен разворот и на двухполосной проезжей части.

30 мая 2022 12:48
Константин-76

Искренне не понимаю когда к регулированию траектории разворота применяют п. 8.6. Он регулирует траекторию поворота. Разворот — самостоятельный маневр, правила выполнения которого строго указаны в пдд. Для выполнения разворота на перекрестке необходимо: 1) заблаговременно занять крайнюю левую полосу, 2) выезжать на разрешающий сигнал светофора, 3) пропустить встречные ТС. Всё! Про траекторию разворота ПДД вообще ничего не сказали. А значит она может быть любой в пределах перекрестка. Контрпродуктивное толкование разворота как некой последовательности левых поворотов и привело к проблеме разворота на перекрестках с двумя пересечениями проезжих частей и судя по данной статье и не только.

30 мая 2022 17:58

Константин-76, требования к развороту на дороге без разделительной полосы вы верно трактуете.

А вот разворот на дороге с разделительной полосой необходимо считать двумя левыми поворотами, т.к. после выполнения первого левого поворота Вы двигаетесь уже по пересекаемой дороге и только после такого движения выполняете второй поворот налево.

Мало того (что касается очередности движения), если Вы въехали по главной, то после первого поворота налево Вы двигаетесь уже по второстепенной! Делайте выводы.

31 мая 2022 11:18
Константин-76

GDW nik, Вот именно такое толкование разворота я считаю контрпродуктивным. В разделе 1 ПДД не даны определения ни поворота ни разворота, так как они используются в общепринятом понимании этих терминов. Поворот — это такой маневр, ПО ЗАВЕРШЕНИИ которого автомобиль продолжает движение по иной дороге, чем с которой он начал этот маневр. Разворот — это такой маневр, ПО ЗАВЕРШЕНИИ которого автомобиль продолжает движение по той же дороге с которой он начал этот маневр, но в противоположном направлении. ПДД в разделе 8 прямо указывает два возможных способа выполнения разворота: на перекрестке и вне перекрестка. Других вариантов в ПДД нет. Мы рассматриваем разворот на перекрестке. Определение перекрестка в ПДД есть — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. То есть перекресток — это самостоятельное место, если хотите, отдельный правовой режим движения с прямо указанными в ПДД правилами его проезда. Поэтому, выехав на перекресток для выполнения разворота, мы весь разворот двигаемся по перекрестку, сколько бы пересечений проезжих частей он не имел. То факт, что в процессе выполнения разворота на перекрестке с двумя пересечениями проезжих частей я на мгновение окажусь в точке, в которой вектор моего движения направлен под углом 90 градусов к направлению дороги, с которой я начал разворот совершенно ничего не означает. Даже если я проеду в этом направлении какое-то расстояние — это ничего не меняет. Я нахожусь на перекрестке и выполняю маневр под названием «разворот на перекрестке», и он еще не закончен. И в разделе 8 нет ни одного пункта, регулирующего конкретную траекторию этого маневра. Начало — да, из крайней левой полосы и никак иначе, завершение — да, в любую полосу дороги, с которой я начал маневр, но идущую в противоположном направлении (если я в процессе разворота на перекрестке выкачусь за пределы перекрестка в любом ином месте и направлении — нарушение).

Константин-76, Мало того (что касается очередности движения), если Вы въехали по главной, то после первого поворота налево Вы двигаетесь уже по второстепенной! Делайте выводы.

GDW nik, Здесь совсем не готов с Вами согласиться, так как правила говорят об обратном: 13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

31 мая 2022 19:16

Константин-76, суть Вашего длиннючего сообщения сводится к тому, что если перекрёсток один, то два манёвра на перекрёстке выполнить нельзя, возможен только один манёвр. Так? Можете следующий раз выражать короткие мысли в 10 строк максимум.

Конфигурация перекрёстка с разделительной полосой не позволяет выполнить манёвр «разворот», про который в главе 8 ПДД. Возможен только разворот в смысле поменять направление на обратное. Изменение направления движения не всегда связано с выпонением соответствующего манёвра. На таком перекрёстке водитель вынужден переезжать с одной ПЧ на другую, причем двигаться при этом по пересекаемой ПЧ пересекаемой дороги. Почему Вы считаете, что изменение направления движения на одном перекрёстке ничего не меняет? На основании чего?

Не так давно рассматривался перекрёсток, на котором — чтобы двигаться в направлении «прямо» — необходимо сначала повернуть направо (по правилам правого поворота), а затем повернуть налево (опять же по правилам выполения поворота налево).

1 июня 2022 08:52
Константин-76

GDW nik, Ок, в следующий раз постараюсь выражаться лаконичнее. Смысл моей позиции предельно прост — поддерживаемое Вами толкование разворота на перекрестке с двумя ППЧ и вытекающая из него одна единственно верная траектория разворота, имхо, ничего не дают ни в плане безопасности движения ни в плане пропускной способности перекрестка. Лишь создают поле для деятельности сотрудников гибдд. Почему бы тогда не посмотреть на соответствующие положения 8 раздела с другого угла зрения?

1 июня 2022 12:24

Константин-76, не соглашусь. Именно такая «моя» позиция обеспечивает безопасный разворот или поворот налево на перекрёстке с РП и обеспечивает максимально возможную пропускную способность хотя бы потому, что водители обязаны соблюдать однообазные и понятные для правостороннего движения манёвры. Кстати, эта позиция большинства сотрудников ГИБДД РФ. Встречаются нетрадиционные взгляды на такой порядок проезда водителей и даже некоторых сотрудников ГИБДД почему то в Петербурге. Но таких взглядов так мало, что можно считать, что их нет. А вот судебные решения (статья то лишенческая) все как один за разворот по большому радиусу.

Интересно — а в чём Вы видите безопасность и оптимальность разворота по малому радиусу? Или Вы вообще противник того, чтобы указывать водителю — по какой траектории разворачиваться — как на обычном перекрёстке?

2 июня 2022 13:14
Константин-76

GDW nik, Да, Вы правы, я против нормативной траектории вообще. Исходя из конкретной дорожной ситуации на перекрестке, водитель сам принимает решение по какой траектории ему развернуться: по малому или большому радиусу. Плюс малого радиуса вижу в том, что при интенсивном движении на перекрестке не возникает двух змей, пытающихся укусить друг друга из двух потоков разворачивающихся автомобилей встречных направлений.

Что касается гибдд и суда — считаю их единственными бенефициарами такого толкования разворота.

2 июня 2022 18:52

Константин-76, ну что Вы, нет, я не прав. Просто угадал, причём довольно не честно, предложив Вам два из двух возможных вариантов позиции водителя, отличной от «моей».

Сопоставив разворот по малому радиусу с обоюдными укусами змей, Вы не учли тот момент, что отсутствие нормативной траектории разворота приведет к неспособности змей кусать вообще — по той простой причине, что они столкнутся лоб в лоб, а точнее — зуб в зуб.

А «гибдд и суд» с анакондой сравнили — а ведь на кролика Вы точно не похожи!

2 июня 2022 21:57

разворот на дороге с разделительной полосой необходимо считать двумя левыми поворотами

Главное не забывать указать, кому это необходимо — GDW nik-у и тому полицаю, что народ на этом перекрестке отоваривает.

Правительство Российской Федерации, которое ввело в действие ПДД РФ, о такой необходимости и не подозревает и ничего подобного не писало.

Порочная практика привлечения за это к административной ответственности особо расцвела поле того, как было опубликовано интервью одного Московского дуболома, который тыкал пальцем в картинку, где некто на плакате едет по красной траектории слева от двойной сплошной разметки, и вопит — вод видите — за это будет наказание по лишенческой статье, поэтому разворот по малому радиусу на дороге с разделительной запрещен. В провинции это приняли к жесткому исполнению. В Санкт-Петербурге начальник ГУВД велел «даже и не думать этим маразмом заниматься и прекратить кошмарить водителей».

3 июня 2022 15:45

Может кто и продолжает, но не те, кто писал и утверждал Закон (Вы же тут на Закон пытались глубокомысленно и туманно намекнуть), а те у кого в глазах двоится. А в особо тяжких случаях потом начинают делиться впечатлениями, в том числе, к сожалению, в учебных наглядных пособиях.

Подобной ахинеи нет ни в одном НПА. Если при помощи средств организации дорожного движения нет обособления отдельных проезжих частей, то ни на какие «части» проезжая часть дороги не делится. И никаких правил «мысленно» продолжать считать одну проезжую часть двумя отдельными проезжими частями, после того как закончилось её «фактическое» разделение, нет ни в одном Законе, а только в мыслях отдельных фантазеров.

3 июня 2022 19:10

Подобной ахинеи нет ни в одном НПА.

Определение проезжей части в ПДД есть. Используются понятия «пересечение проезжих частей», «край проезжей части».

Почему определение пересечения ПЧ на х-образном перекрёстке не вызывает сомнений, а вот на перекрёстке с разделительной полосой аналогичный метод Вы называете ахинеей?

4 июня 2022 00:16

на перекрёстке с разделительной полосой аналогичный метод Вы называете ахинеей?

Как раз наоборот. Разделительная полоса на перекрестке будет разделять одну двустороннюю ПЧ на две односторонних ПЧ (и есть такие перекрестки в реальной жизни). И при этом, под каким углом по перекрестку проходит разделительная полоса (андреевский крест или классический) — не имеет значения.

А вот ахинея — это уверенно рассказывать, что если на перекрестке нет разделительной полосы, но она была где-то неподалёку от перекрестка на одной из дорог, то Закон требует её вообразить, а куски проезжей части по сторонам от воображаемой разделительной полосы считать воображаемыми отдельными проезжими частями, а ГИБДД должна грудью стоять на защите этого «требования Закона». Нет такого ни в одном «Законе», а сотрудники ГИБДД в провинции стоят не на защите этого закона, а на защите Московского дуболома в погонах и лампасах, давшего интервью Комсомольской правде, после чего его попросили выступить в какой-то телепередаче, и которого потом поперли с высокой должности. Не более того.

В наших городах какой только фигней не страдают местные полицаи и повязанные с ними учителя автошкол чего только ни страдают.

Мне тут с месяц назад гугл подсунул на первом месте ролик «частая ошибка на экзамене в ГИБДД» от какого-то «заслуженного инструктора автошколы с большим стажем» — по фото уже под 60. Суть ошибки — на дороге есть трамвайные пути, отделенные он асфальта бордюрным камнем высотой в половину стандартной для «поребриков», т.е. сантиметров 7. Пространство между бордюрами, в том числе между рельсами, вымощено брусчаткой. Машина с регистратором приближается к перекрестку вдоль этого бордюра. Метрах в 50 перед перекрестком — трамвайная остановка. В зоне остановки вдоль этого бордюрного камня вкопано металлическое ограждение. Потом ограждение заканчивается. Инспектор просит на перекрестке выполнить разворот. Автомобиль доезжает до места, где бордюр и брусчатка опускаются вровень с асфальтом и разворачивается. Итог — экзамен не сдан. Инспектор объясняет — заблаговременно перед поворотом не перестроились на трамвайные пути попутного направления. Специалист из автошколы объясняет «ситуацию» — правила требуют перестроиться на трамвайные пути, расположенные в одном уровне с проезжей часть. Если бы тут были вот такие трамвайные пути (картинка «рельсы, рельсы, шпала, шпалы, шпалы. ), то правила от вас этого бы не требовали, да и двигаться по таким путям невозможно, так как шпалы мешают. А на перекрестке в ролике пути не такие, значит надо на них перестраиваться. Конец ролика.

И больше сотни благодарных комментариев под видео из серии «спасибо за доходчивое объяснение, теперь я чувствую себя гораздо увереннее перед экзаменом». Я ему тоже коммент поставил: «Вот так и портят вполне адекватных учеников». Так что то, что главными «фейкометами» в области ПДД являются как раз полицаи и инструкторы автошкол — медицинский факт. Зато уверенности в собственной правоте у них через край. И их учеников на дорогах — пруд пруди. И это надо учитывать. Поэтому «разворот по большому радиусу» — это не требование Закона, а «беспроигрышный вариант», с у четом того, что мало ли кого на этом перекрестке встретишь.

4 июня 2022 00:55

Определение проезжей части в ПДД есть. Используются понятия «пересечение проезжих частей», «край проезжей части».

Это замечательно. Вам остался сущий пустяк — показать, где там между строк этих определений сказано, что на середине перекрестка есть какие-то не обозначенные ни разметкой, ни конструктивно воображаемые куски, не являющиеся проезжей частью, а проезжих частей там минимум две, по обе стороны от воображаемой «непроезжей» части?

4 июня 2022 07:19

Заставляете всё же читать эти тирады бессмысленные -т.е. не уважаете собеседника. «Зато уверенности в собственной правоте у них через край. » — у Вас через край.

Ролик не видел. Но, судя по Вашей отрицательной на него реакции, ролик толковый. Ссылку, конечно, не дадите. Ну и ладно.

Вам остался сущий пустяк — показать, где там между строк этих определений сказано, что на середине перекрестка есть какие-то не обозначенные ни разметкой, ни конструктивно воображаемые куски, не являющиеся проезжей частью, а проезжих частей там минимум две, по обе стороны от воображаемой «непроезжей» части?

То есть предлагаете мне найти что то между строк. Какие «воображаемые куски проезжей части, не являющиеся проезжей чаастью»?

Задал Вам простой вопрос:

Определение проезжей части в ПДД есть. Используются понятия «пересечение проезжих частей», «край проезжей части».

Почему определение пересечения ПЧ на х-образном перекрёстке не вызывает сомнений, а вот на перекрёстке с разделительной полосой аналогичный метод Вы называете ахинеей?

Вижу — это бесполезно..
4 июня 2022 19:07

То есть предлагаете мне найти что то между строк.

Вы в очередной раз продемонстрировали полную неспособность воспринимать тексты — ни длинные, ни короткие, ни официальные, ни бытовые. Разъясняю:

1) Я предлагаю опираться на Правила дорожного движения РФ, Венскую конвенцию и прочие НПА, которые подразумеваются под высокопарным «Закон».

2) А посты в Интернетах, интервью в бульварных газетах и т.п. за авторством различных «предпринимателей от ПДД» с погонами и без — воспринимать исключительно как рекомендации из серии «если большинство делает так, то тебе не стоит выбиваться из общей массы, чтобы не ставить остальных на дороге в непривычную для них ситуацию».

3) И настоятельно рекомендую не путать первое со вторым.

6 марта 2023 18:06

Почему при развороте ссылаетесь на п.8.6 про поворот который?

7 марта 2023 08:48

ovsov, не в этом проблема. В ПДД поворот — это обычное литературное слово, означающее изменение направления движения. Изменение на 180 градусов — просто частный случай, имеющий собственное название. И выезжать на встречку после разворота также нельзя. Проблема в том, что начинают придумывать какие-то воображаемые продолжения после четко и однозначно обозначенного конца разделительной полосы, делящие единую проезжую часть перекрестка на какие-то воображаемые пересечения пч.

7 марта 2023 19:38

ovsov, действительно, на перекрёстке без разделительной полосы п 8.6 ПДД при развороте не применим.

22 марта 2023 18:52

ovsov, спасибо за замечание! В статью внесено дополнение, общий смысл при этом сохранился.

Правила правильного разворота на перекрестке

Выполнить разворот на перекрестке можно только при соблюдении определенных правил. При этом нужно учитывать особенности дорожной разметки, статус дорог и наличие специальных знаков. Чтобы не нарваться на штраф, нарушив ПДД, следует ознакомиться со всеми нюансами правильного разворота и запомнить их. Иначе есть риск лишиться не только некоторой денежной суммы, но и водительского удостоверения.

Особенности выполнения

Опытные водители, выбирая место для разворота, с уверенностью отдают предпочтение перекресткам. Недостаток знаний же можно легко компенсировать быстрым изучением правил в картинках. Поэтому при желании повысить удобство езды водители могут быстро получить нужную информацию.

Правила разворота зависят от особенностей перекрестка. Нужно их обязательно учитывать, чтобы сделать все безошибочно и не стать нарушителем или виновником случайного ДТП.

Важно! Наибольшее внимание следует уделять перекресткам в форме буквы Т, регулируемым и нерегулируемым, с действующим светофором, а также варианту разворота с использованием прилегающей территории.

На Т-образном перекрестке

Развернуться на Т образном перекрестке может любое транспортное средство. Исключением являются лишь крупногабаритные внедорожники, которым требуется много пространства для выполнения маневра. Водителям таких авто рекомендуется найти другое место для разворота, т. к. они не впишутся в пределы дорожного полотна и будут вынуждены использовать задний ход, что запрещено правилами. За нарушение грозит штраф в виде 500 руб. При этом маневр может стать причиной серьезного ДТП или создания затора.

Выполнять правильно разворот на таком участке довольно просто. Нужно лишь максимально аккуратно проехать полукругом внутри перекрестка. Для исключения нарушений следует руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу». Если ни одного из них нет, а дороги равнозначны, то нужно пользоваться классическим правилом о помехе справа.

Важно! При совершении маневров нужно обязательно включать подворотники, а по их завершении – выключать.

На регулируемом и нерегулируемом

Перекрестки без нанесения разметки более вариативны для выполнения разворота. Можно использовать дальний или малый радиус на свое усмотрение. При выполнении маневра нужно рассчитывать траекторию, чтобы не пересечь границу проезжей части. Иначе есть риск получить штраф.

При движении по регулируемому перекрестку следует учитывать сигнал светофора или указания инспектора-регулировщика, пропуская встречный поток машин. На нерегулируемых перекрестках все несколько сложнее. Перед началом движения потребуется определить, равнозначные ли дороги. Это можно понять из отсутствия знаков, показывающих статус каждой из них.

Правила разворота

Во время разворота нужно пользоваться правилом помехи справа. Согласно ему, приоритетной считается полоса дороги, расположенной с правой стороны от водителя. Все авто, движущиеся по ней, следует пропустить. Если разворот выполняется по малому радиусу, то начинать его можно с края перекрестка. Для дальних радиусов правильно сделать его будет из середины, проехав чуть дальше.

Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

На неравнозначных дорогах нужно учитывать знаки «Главная дорога» и «Уступи дорогу», а также нанесенные на асфальт стоп-линии. Действовать водителю следует по ситуации. Если он находится на главной дороге, то должен пропустить машины, движущиеся навстречу. Автомобилисты со второстепенной обязаны дождаться разворота и только потом продолжать езду. Водитель же должен только проявлять внимательность и осторожно выполнять маневр. Если он сам находится на второстепенной, то нужно смотреть на обе неравнозначные дороги. Когда все автомобили проедут, тогда можно выполнить разворот.

Со светофором

Выполнять маневр на перекрестке с работающим светофором безопаснее всего. Водитель обязан пропустить только встречный поток, а по перпендикулярным дорогам машины будут стоять, т. к. сигнал для них сигнал запрещающий. На участке со светофором тоже нужно четко соблюдать траекторию своего маневра. Она должна быть в пределах перекрестка и придерживаться одного радиуса.

Светофор на перекрестке

Перед началом движения требуется убедиться в отсутствии запрещающих разворот факторов. Регулируемый перекресток со знаком, не разрешающим поворот налево, все равно подойдет для маневра. Правила позволяют развернуться даже на таком участке.

Внимание! Выполнять разворот при красном сигнале светофора по краю перекрестка, где автомобиль не помешает другим участникам движения, запрещено.

С использованием прилегающей территории

В некоторых случаях можно развернуться вне перекрестков. Сделать это будет легко с помощью прилегающей территории. Маневры с ее использованием считаются безопасными, но новичкам даже они могут показаться очень трудными.

Как правильно сделать разворот на перекрестке :

Если она находится справа, то действовать нужно следующим образом :

  1. Проехать немного вперед, убедиться в отсутствии помех, включить правый поворотник и сдать назад, въезжая на прилегающую территорию.
  2. Остановиться, не оставляя на проезжей части бампера, чтобы не мешать движущимся автомобилям. Потребуется пропускать на главной дороге и второстепенной все машины.
  3. Включить поворотник, убедиться в отсутствии помех и начать движение в нужном направлении, выехав на дорогу.

Разметка на дороге

При развороте с левой прилегающей территории действия будут похожими. Только съехать туда будет труднее, т. к. потребуется встать перед разделительной полосой и пропустить все автомобили, движущиеся навстречу. Въехав на прилегающий участок, нужно будет убедиться, что отсутствуют помехи, и выехать задом на дорожное полотно, развернув авто в нужном направлении.

Где можно разворачиваться

Зачастую выполнить разворот очень трудно. Особенно в случаях, когда человек едет в городе, где большой поток машин. Разворачиваться можно на перекрестах, на которых нет запрещающих знаков. Для этого нужно просто подъехать к повороту, пропустить встречные авто и начать движение. Если перед перекрестком есть знаки, позволяющие выполнить поворот налево, то в возможности проведения маневра можно не сомневаться . Разворот разрешен даже при запрете поворота налево, но тогда следует ориентироваться на линию разметки.

Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Разворачиваться можно и не на перекрестке. Делать это разрешено только при отсутствии встречных или обгоняющих сзади машин. При этом маневр должны позволять линия разметки и отсутствие запрещающих знаков. Перед его выполнением нужно остановиться, убедиться в безопасности и включить поворотник. На узком участке дороги следует проявлять осторожность. Чтобы вписаться в поворот, рекомендуется начинать движение от обочины, но перед этим нужно обязательно пропустить все едущие авто. На обычной дороге разрешается движение задним ходом. Поэтому при совершении ошибок и не вписывании можно сдать назад.

По обучающим видео можно понять, как именно лучше всего выполнять разворот на перекрестках или обычных дорогах.

Где нельзя

Правила разворота регламентируются ПДД п. 8, где прописаны места, выполнение маневра в которых запрещается. Об этом на дороге сообщают соответствующие знаки, устанавливающиеся Госавтоинспекцией.

  • мосты любого типа;
  • ж/д переезды;
  • пешеходные переходы;
  • остановки общественного транспорта.

Запрещено разворачиваться на участках с плохой видимостью. Иногда специальные знаки не размещаются, но определять такие места водители могут самостоятельно. Если маневр на подобной дороге приведет к ДТП, виновником станет разворачивающийся автомобилист.

Разворот на дороге

Также запрещено выполнять маневр на участках дороги, имеющих соответствующую разметку. Водитель должен доехать до зоны, где пересечь встречную полосу будет разрешено. При езде задом для разворота тоже нужно учитывать дорожное движение – если действия создают помехи другим авто, то они запрещены.

Штрафы за нарушение

Новички боятся разворачиваться на перекрестке не только вследствие страха попасть в аварию, но и по причине возможности получить крупный штраф. Если порядок действий при выполнении маневра был серьезно нарушен, то зафиксированная ошибка может стоить водителю даже водительского удостоверения. Все виды ответственности прописаны в статье 12.16 КоАП РФ.

Если автомобилист, перемещаясь по внешней траектории, при развороте попадает в свою полосу движения и случайно пересекает двойную сплошную линию разметки перпендикулярной дороги, то его ждет наказание . Оно не будет расцениваться как выезд на встречную полосу, но размер штрафа в 2024 году за такое нарушение составит от 1000 до 1500 руб.

Сотрудник ГИБДД останавливает авто

При развороте по узкой траектории водитель столкнется с более серьезными проблемами. Выполняя маневр, он может попасть на встречную полосу, что рассматривается по КоАП отдельным нарушением. Штраф за неправильный разворот по внутренней траектории составляет 5000 руб. Иногда наказанием становится лишение прав до полугода. Если автолюбитель нарушит правила повторно, то он рискует остаться без водительского удостоверения на 12 месяцев.

Важно! При неаккуратном маневре можно совершить целый ряд нарушений, за каждое из которых придется понести наказание.

Общие рекомендации

Разворачиваться по всем правилам дорожного движения не так сложно. Каждый новичок с появлением достаточного опыта учится легко выполнять любые маневры. Однако всегда нужно следовать простым рекомендациям, которые помогут избежать неприятностей и штрафов.

О правилах выполнения разворота вы узнаете из следующего видео :

  • выбирая место для разворота, следует обращать внимание на присутствие запрещающих знаков и линию разметки;
  • при выполнении маневра нужно внимательно следить за всеми участниками дорожного движения;
  • нельзя забывать о включении поворотников, расчете траектории будущего перемещения и других правилах выполнения разворота;
  • стоять перед перекрестком можно только с прямыми колесами, выворачивать руль нужно непосредственно при начале движения;
  • разворачиваться лучше по широкой траектории, т. к. это позволит избежать штрафа за выезд на встречную полосу при неаккуратном маневре.

Правила разворота на дороге

Осторожность при выполнении маневров очень важна. Особенно для новичков, ранее не разворачивающихся на перекрестках. Следование простым рекомендациям снизит риск возникновения аварийной ситуации и обеспечит спокойное правильное маневрирование .

Заключение

Безопасно и правильно развернуться получится у тех, кто знаком со схемами выполнения такого маневра. Они знают, какую траекторию лучше выбрать и как нужно двигаться. Порой даже этих знаний может оказаться недостаточно. В таких случаях рекомендуется прибегнуть к специализированным проектам, с помощью которых можно ознакомиться с правилами разворота по подробному видеоуроку, разъясняющему все нюансы движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *