Как заряжать электромобиль в москве
Перейти к содержимому

Как заряжать электромобиль в москве

  • автор:

Где заряжаться в городе

Где заряжаться в городе

Найти подходящую зарядку для электромобилей в городе может стать настоящим испытанием для автовладельца. Рассказываем, где искать доступные точки зарядки и какие факторы нужно при этом учитывать.

  • Особенности зарядки электромобилей
  • Как найти станции зарядки для электромобилей в городе
  • Чем руководствоваться при выборе городской зарядной станции
  • Станции с оплатой в приложении
  • Станции с альтернативными методами оплаты
  • Как пользоваться общественными ЭЗС

Особенности зарядки электромобилей

Большинство электрокаров оборудованы двумя разъемами: для подзарядки переменным и постоянным током. Первый подведен к бортовому инвертору, который преобразует переменный ток в постоянный и передает его в батарею, второй — подключен напрямую, а от аккумулятора его отделяет только защитная электроника.

Чтобы подзарядить АКБ, недостаточно просто подключить ее проводами к источнику питания. Для каждого устройства важны свои напряжение, ток и время, которое требуется для восстановления ресурса батареи. Так, существует четыре режима зарядки:

Mode 1: прямое соединение с бытовой электрической сетью. В нем не учитываются нормы на заземление и уровень защиты от внешних воздействий, а сеть и устройство не обмениваются данными. Этот режим подзарядки считается небезопасным и запрещен в отдельных странах.

Mode 2: базовый полуавтоматический режим, что используется для зарядки «батарейного» транспорта от домашней сети. В кабельном соединении имеется электронное устройство защиты от перегрузки, которое в случае необходимости понижает зарядный ток. По аналогии реализованы системы зарядки, поставляющиеся с «розеточным» авто. При подключении к однофазной сети они обеспечивают зарядную мощность в 3,7 кВт, к трехфазной — до 11 кВт. Восстановление ресурса батареи в таком режиме может длиться сутки.

Mode 3: защищенный режим подзарядки переменным током от зарядного устройства через кабель с информационной шиной. Через нее происходит проверка всех соединений и утечек в изоляции. ЭЗС и электрокар «согласовывают» допустимые режимы и только после этого подается ток. Так достигается полная безопасность электрозарядного процесса даже при неблагополучных погодных условиях. Большинство ЭЗС Mode 3 выдают мощность в 22 кВт. Зарядка с их помощью называется «медленной» и длится примерно 4-6 часов.

Mode 4: защищенный режим быстрой электрозаправки постоянным током. Электрокар и зарядная станция обмениваются информацией о допустимых токах и напряжении, а зарядка начинается лишь после полной проверки всех систем. Максимальная мощность терминалов Mode 4 достигает 300 кВт. Им достаточно 30-40 минут, чтобы полностью зарядить батарею. Установка таких устройств вдоль трасс должна полностью решить проблему дальних путешествий на «розеточных» автомобилях.

К сожалению, в мире электрического транспорта не существует единого стандарта зарядных разъемов. Часто владельцы электрокаров вынуждены возить с собой переходники и адаптеры, чтобы быть уверенными в своей мобильности. Существует семь стандартов розеток для «батарейного» транспорта:

Type 1: однофазный разъем для подзарядки в режимах Mode 2 и Mode 3. Общераспространенный в Северной Америке и Японии. Зарядная мощность ограничена 9,2 кВт.

Type 2: одно- или трехфазный разъем, который заряжает в режиме Mode 3. Распространен в Европе. Максимальная мощность зарядки достигает 22 кВт.

CCS Combo 1 и CCS Combo 2: это те же Type 1 и Type 2, только с парой дополнительных контактов для быстрой зарядки в режиме Mode 4 мощностью 400 кВт. Такие разъемы встречаются у автомобилей, произведенных для европейских стран.

CHAdeMO: широко распространен в Северной Америке и Японии. Этот стандарт обеспечивает зарядную мощность в 400 кВт, правда, большинство электрокаров, оборудованных таким разъемом, могут принимать не больше 50 кВт. Самый известный электромобиль на территории нашей страны с разъемом CHAdeMO — Nissan Leaf.

GB/T: этот стандарт был создан в Китае, а значит, если вы рассматриваете покупку китайского электрокара, скорее всего именно таким разъемом он будет оснащен. GB/T обеспечивает мощность зарядки DC до 237 кВт, а в обновленной версии с жидкостным охлаждением достигает невероятных 900 кВт.

Tesla Supercharger: разъем разработала американская компания Tesla для развития собственной сети электрозарядок. Он обеспечивает как медленную, как и быструю зарядку. Новая модификация кабеля Supercharger V 3 оснащена жидкостным охлаждением и выдает мощность до 250 кВт.

Как найти станции зарядки для электромобилей в городе

Публичные зарядные станции устанавливают на общественных парковках, рядом с отелями, ресторанами, бизнес-центрами, торгово-развлекательными комплексами, на автозаправочных станциях. Найти доступную точку зарядки несложно, достаточно воспользоваться мобильными приложениями или сайтами для владельцев электрического транспорта. Где еще зарядить электромобиль? Воспользуйтесь картой зарядных станций, размещенной на нашем сайте. Приложение Plugshare содержит информацию о зарядных станциях по всему земному шару. Кроме того, можно искать свободные ЭЗС в приложении оператора зарядных станций — it.CHARGE. Оно отображает не только данные о местоположении точки зарядки, а и выстраивает маршрут к ней, содержит информацию о начале и завершении процесса зарядки, а также через него можно оплатить зарядную сессию.

Главная проблема владельцев электрокаров — не поиск доступных точек электрозаправок, а их нехватка. Станций для зарядки личного «зеленого» авто недостаточно даже в Москве и Санкт-Петербурге. Покрытие автомагистралей не развито совсем. Исключением является трасса М11, ведущая из столицы в Санкт-Петербург. Поэтому лучше всегда иметь в багажнике переносное зарядное устройство, которое позволяет быстро и безопасно восстанавливать ресурс батареи электромобиля от любой розетки, например, Juice Booster 2.

Чем руководствоваться при выборе городской зарядной станции

Найдя зарядную станцию для электромобиля в городе, важно убедиться, что ее зарядный разъем совместим с вашим «батарейным» авто, или воспользоваться специальным адаптером. Также лучше всегда с собой возить зарядный кабель, поскольку общественные ЭЗС переменного тока чаще оборудованы розетками, а не кабелями. После необходимо подключиться к электрозаправке, а когда заряд будет восстановлен, оплатить зарядную сессию.

Станции с оплатой в приложении

Удобно находить ЭЗС и оплачивать зарядку через приложения операторов зарядных устройств. Там же будет доступна вся информация о зарядной сессии.

Станции с альтернативными методами оплаты

В Москве и Санкт-Петербурге можно найти бесплатные зарядные терминалы. Так в столице благодаря проекту «Энергия Москвы» установлено более 250 ЭЗС, которые заряжают «розеточные» авто безвозмездно.

Как пользоваться общественными ЭЗС

  • Разблокируйте станцию. Для этого нужно скачать приложение оператора ЭЗС или воспользоваться RFID-картой.
  • Присоедините электрокар к терминалу с помощью кабеля.
  • Выберете ЭЗС в приложении и следуйте дальнейшим указаниям.
  • Электрокар восстанавливает заряд.
  • Когда ресурс батареи будет полностью восстановлен, выберете «Завершить зарядку».
  • Оплата спишется автоматически с привязанной карты.
  • Отключите зарядный кабель.

Где заряжать электромобиль в России?

Где заряжать электромобиль в России?

После покупки электрокара перед его владельцем встает главный вопрос: где и как его заряжать? Рассказываем, какие существуют варианты зарядки, как найти общественную ЭЗС и можно ли заряжаться бесплатно.

  • Как найти общественную ЭЗС?
  • Зарядка дома или в офисе
  • Сколько стоит зарядка электрокара?

Nissan Leaf: актуален ли в 2022?

Подробный обзор Nissan Leaf с учетом современных реалий,…

После покупки электрокара перед его владельцем встает главный вопрос: где и как его заряжать? Рассказываем, какие существуют варианты зарядки, как найти общественную ЭЗС и можно ли заряжаться бесплатно.

При заправке машины с двигателем внутреннего сгорания главное выбрать автозаправочную станцию с качественным топливом. Остальное мелочи — определиться с нужным сортом топлива и не пролить его во время заправки.

С «заправкой» электрокара дело обстоит иначе. Качество топлива здесь не играет роли. А для зарядки батареи подходят как специализированные, так и бытовые источники энергии. Дальше дело за малым — разобраться с совместимостью разъемов источника и электрокара. Подробно про режимы зарядки и разъемы мы рассказали в статье «Type 1 или Type 2». А на вопрос: «Где заряжаться?» Ответить могут не все жители мегаполисов, поскольку электрозарядная инфраструктура в нашей стране развивается медленно.

За пределами Москвы и Санкт-Петербурга точек зарядки немного. А из всех автомагистралей оборудована станциями одна — М11, которая ведет от Москвы до Санкт-Петербурга. Но не стоит отчаиваться, станций хоть и мало, но они есть.

Как найти общественную ЭЗС?

Если вы хоть раз попадали в ситуацию, когда в дороге заряд батареи приближался к 20%, то согласитесь, что карта с расположением общественных ЭЗС — лучшая находка. Поэтому делимся сервисами, которые помогут и подзарядить батарею, и сориентироваться на местности.

Приложение Plugshare показывает расположение точек зарядки по России и миру. Сервис удобен тем, что отображает не только данные о количестве и типах доступных розеток, а и информацию об актуальном состоянии станций, например, если они на ремонте. Ведь никому не хочется на последних процентах дотянуть до ЭЗС и обнаружить, что она не работает.

Также Plugshare отображает пункты с бесплатной зарядкой. Чаще они в супермаркетах, торговых центрах, общественных автостоянках, отелях и иногда на станциях технического обслуживания. На них часто стоят ограничения по времени или установлены иные условия использования.

ezs-bahrushina.jpeg

6bcdb6ab33cf4cd9e4cecf51844d7a6d.jpeg

Если вы предпочитаете заряжаться у определенного оператора, скачайте его приложение. Каждая сеть создает удобные сервисы, где вы сможете не только посмотреть нахождение станции, а и активировать карту, стать участником бонусной программы, оплачивать зарядку.

В рамках проекта «Энергия Москвы» по столице расставлены быстрые зарядные терминалы, подключится к которым можно бесплатно. Их расположение отображено в приложении «Транспорт».

Мосэнергосбыт установил в городе немало зарядных терминалов. Для их активации нужна карта «Тройка». Найти станции можно через приложения: «Электрозарядки» на iOS и «Мосэнергосбыт зарядки» на Android.

Довольно распространены точки зарядки от ПАО Россети. Чтобы подключиться к ним, потребуется специальная карта «МОЭСК EV».

Универсальные зарядные станции с разъемами Chademo, CCS Combo 2 и Type 2 расставляет Русгидро. Активировать станцию и оплатить зарядку можно через приложение «Русгидро».

Зарядка дома или в офисе

Заряжать электромобиль дома или в офисе

Интересно, что большинству современных электромобилей быстрые зарядки зачастую не нужны. Самый лучший терминал — это тот, который установлен дома или на работе. Другими словами там, где электрокар находится большую часть дня или ночи.

Компактную настенную станцию для домашнего использования можно разместить где вам удобно — в гараже, во дворе, на подземном паркинге. Такое устройство заряжает переменным током мощностью до 22 кВт/ч. Шести часов зарядки вполне хватит для 200-300 километров пути. Более того, настенные станции поддерживают зарядку по графику, а значит вы сможете экономить на электроэнергии, заряжая электромобиль по более выгодному ночному тарифу. Еще один большой плюс — станции переменного тока практически не изнашивают дорогостоящий АКБ.

Сколько стоит и как зарядить электромобиль в Москве

Сколько стоит и как зарядить электромобиль в Москве

В зависимости от мест и способа пополнения заряда аккумуляторных батарей, возможны два варианта зарядки электромобиля: от бытовой или специализированной электросети. В первом случае речь идет о подключении к электросети 220В или 380В в гараже частного дома или на паркинге многоквартирного дома напрямую или через домашнюю зарядную станцию (ДЗС). Во втором — о зарядке от стационарной зарядной станции (СЗС) общественной или корпоративной инфраструктуры. Чтобы зарядить электромобиль в Москве, можно воспользоваться одним из трех видов общедоступных терминалов:

  • Коммерческие СЗС, установленные на некоторых АЗС («Лукойл», «Роснефть»).
  • Отдельные терминалы от «Энергии Москвы», «Россетей», itCharge, Punkt E и других компаний.
  • Точки заряда на парковках парковок гостиниц, официальных дилеров, бизнес-центров, других коммерческих или общественных объектов.

Зарядные станции в паркинге для электромобилей могут быть как платными, так и бесплатными.

Как заряжать электромобили в Москве - NEOCARS

От чего зависит время зарядки аккумуляторной батареи?

Параметров, определяющих скорость зарядки тяговой батареи электрокара, довольно много, но ключевые – это тип исходного тока (переменный или постоянный), мощность зарядной станции, емкость батареи, режим зарядки и тип разъема.

В чем отличие постоянного и переменного тока?

Представьте себе поток автомобилей, идущий по прямой автостраде с неизменной скоростью. Это постоянный ток (международное обозначение DC – direct current). Он не меняется по величине и направлению. А теперь вообразите дорогу, по которой машины едут «змейкой». Это переменный ток (АС – alternating current). В такой цепи электроны движутся по синусоиде – условно говоря, «плюс» и «минус» меняются местами с частотой 50 или 60 Гц.

Знать, чем отличается постоянный ток от переменного владельцам электрических автомобилей важно потому, что все аккумуляторы принимают только постоянный ток.

Как заряжать электромобили в Москве - NEOCARS

При подключении к терминалу постоянного тока батарея заряжается напрямую. Мощность станций этого типа достигает 50 кВт и более, что существенно сокращает время зарядки. Обычно для пополнения заряда электромобиля постоянным током требуется от 30 минут.

При подключении к бытовой или общественной сети переменного тока электричество проходит через инвертор в самом автомобиле или зарядной станции, преобразующий переменный ток в постоянный. Мощность терминалов этой категории не превышает 22 кВт. В зависимости от параметров зарядной станции и емкости тяговой батареи автомобиля зарядка переменным током занимает от нескольких часов до суток.

Ток для зарядки электромобиля в Москве - NEOCARS

Быстрые и медленные зарядные станции: мощность

Очевидно, что для сокращения времени пополнения заряда аккумулятора, нужно использовать терминал большей мощности. Домашние станции переменного тока, подключаемые к сети 220 или 380В, считаются «медленными» так как их мощность в первом случае не превышает 7, а во втором — 22 кВт. Общественные терминалы переменного тока обычно подключаются к промышленной сети 380В. Они комплектуются разъемами Type 1 либо Type 2, обеспечивающими темп пополнения заряда также в пределах 22 кВт/ч.

В конечном итоге скорость пополнения заряда батареи электромобиля зависит от того, какой максимальный ток способен принимать сам автомобиль. Например, на Tesla Model 3 установлена станция, которая обеспечивает всего 7 кВт при подключении к сети 220В и 11 кВт, если зарядка для электромобиля в подземном паркинге либо на другом объекте осуществляется от электросети 380В. А в Zeekr 001 для китайского рынка с этого года бортовая зарядка переменного тока может принимать только однофазный ток до 3,5 кВт.

Емкость аккумуляторов для электромобилей

Емкость аккумуляторов электромобилей измеряется в кВт/ч. По мере совершенствования электромобилей и технологий она постоянно растет. Например, десять лет назад электрические авто комплектовались аккумуляторами 20–30 кВт/ч. А сейчас никого не удивить батареей в 100 кВт/ч как, например, у Zeekr 001, и это не предел.

Режимы зарядки

В зависимости от схемы и параметров подключения выделяют четыре режима пополнения энергии аккумулятора электромобиля.

Mode 1

Устаревший способ заряжать батарею путем прямого подключения к бытовой или другой электросети без какого-либо контроля над процессом зарядки и защиты подключения от перепадов напряжения и перегрева. Из-за крайне низкой скорости зарядки и небезопасного подключения, режим Mode 1 сегодня практически не применяется для зарядки электромобилей. А в некоторых странах прямое подключение и вовсе запрещено даже для заряда аккумуляторов бытовой техники.

Mode 2

Базовый режим подключения к бытовым электросетям переменного тока с использованием специального безопасного кабеля. По сравнению с Mode 1 он также не предполагает обмена данными, но предусматривает наличие в соединении встроенного устройства защиты. При пиковых нагрузках электронный блок снижает ток зарядки. При зарядке от сети 220В подаваемая мощность не превысит 3,5 кВт. Если же есть возможность подключения к трехфазной сети 380В напрямую либо при помощи трансформатора, можно будет получать уже 7–11 кВт. Для наполнения энергией штатного аккумулятора 70–90 кВт/ч потребуется до 24 часов.

Mode 3

Режим зарядки от зарядной станции переменного тока, домашней или общественной. При таком подключении электромобиль и станция сначала проводят взаимную диагностику соединений, рабочих параметров, уровня безопасности и неисправностей. Затем после полного «согласования» допустимых режимов, включается подача электричества в бортовую сеть. При этом электроника постоянно контролирует параметры зарядной сессии, при необходимости регулируя зарядный ток.

Большинство зарядных станций переменного тока обеспечивают пополнение заряда со скоростью до 22 кВт/ч. В то же время, есть терминалы мощностью до 43 кВт. В любом случае, все станции этого типа также относятся к категории «медленных» – заправка электромобилей с использованием режима Mode 3 занимает более 4–5 часов.

Mode 4

Наиболее продвинутый режим предполагает пополнение заряда сразу постоянным током. Как и в предыдущем случае, сначала проводится диагностика и «согласование», а потом включается подача электричества напрямую в батарею под постоянным контролем параметров. Зарядные станции этой категории считаются «быстрыми». Даже маломощные модели обеспечивают скорость заправки для электромобилей в пределах 43–50 кВт/ч. Наиболее продвинутые терминалы рассчитаны на мощность 100–150 и более кВт. А станции Porsche Turbo Charging подают до 320 кВт.

В целом количество терминалов быстрой зарядки пока уступает медленным, но в будущем, по мере развития зарядной инфраструктуры их будет становиться все больше, что может кардинально изменить восприятие электромобилей как преимущественно городского транспорта и средства доставки «последней мили» и сделать возможным их использование для путешествий и транспортировки грузов на большие расстояния.

Зарядить электромобиль дома - способы

Типы разъемов для зарядки электромобилей

Современные электромобили, как правило, оснащены двумя разъемами – постоянного и переменного тока.

Для зарядки переменным током

  • Type 1 – распространен в Америке и Японии. Принимает до 7,4 кВт.
  • Type 2 (Mennekes) – распространен в Европе. Принимает до 7,4 кВт по одной фазе и до 22 кВт по трем фазам.

Для зарядки постоянным током

  • CHAdeMO – разработан в Японии, используется также в Америке и Европе. Принимает до 62,5 кВт или 200 кВт (CHAdeMO 1.2).
  • CCS Combo – разъем постоянного тока, который также позволяет подключать переменный ток по Type 1 (в версии CSS Combo 1) или Type 2 (CSS Combo 2). Принимает до 350 кВт (DC).
  • GB/T – китайский стандарт для внутреннего рынка в версиях для постоянного и переменного тока. Принимает до 237,5 кВт (DC).

Разъемы для зарядки электромобиля в Москве - NEOCARS

Помимо перечисленных, существует проприетарный разъем Tesla Supercharger, который используется только на электромобилях Tesla и позволяет подключаться как к «медленным» терминалам переменного тока, так и к «быстрым» станциям постоянного тока, позволяя заряжать машину с мощностью до 250 кВт.

Электромобили Зикр (Zeekr), Voyah, Hongqi, Lixiang L9, внедорожник U8 и других марок, поставляемых в Россию из Китая, используют разъемы GB/T AC и GB/T DC.

На ЭЗС в России доступны коннекторы CCS Combo 2, CHAdeMO, Type 2 и GB/T DC. Чтобы подключаться к зарядным станциям с коннекторами, не соответствующими Вашему электромобилю, используйте переходник (адаптер).

ВАЖНО! Не используйте адаптеры с меньшей пропускной способностью, чем передает станция и может принимать машина — они могут оплавиться.

Как зарядить электромобиль в Москве

Как зарядить электромобиль дома от бытовой электросети

С помощью зарядного устройства (переносной или настенной зарядной станции) или «умного» кабеля электромобиль можно зарядить от однофазной (220В) или трехфазной (380В) бытовой электрической сети. Зарядка от 220В актуальна при условии, если ежедневный пробег не превышает 70–100 км. Когда автомобиль проходит каждый день больше 120 км, целесообразно использовать трехфазный вариант.

У большинства современных китайских электромобилей и гибридов «медленный» зарядный разъем GB/T АС позволяет принимать однофазный ток напряжением 220В и силой до 32А. Бытовые розетки с напряжением 220В и силой тока 16А рассчитаны на подключение приборов мощностью максимум 3,5 кВт. Производители китайских марок электромобилей это учли, и с завода машины идут со слабыми зарядными устройствами: не на 32А, а на 16 или даже 8А – чтобы не перегружать сеть.

Простейшая однофазная зарядка для Zeekr 001, к примеру, подает максимум 3 кВт. С ее помощью 100-киловаттный аккумулятор электромобиля будет заряжаться c 20 до 80% емкости примерно сутки.

Существенно быстрее (за четыре – пять часов) можно зарядиться от трехфазной розетки 380В и 32А (к таким обычно подключают электроплиты или нагревательные котлы в загородных домах). Но если машина не поддерживает трехфазную зарядку переменного тока, потребуется еще приобрести трансформатор, который будет преобразовывать трехфазную сеть в однофазную.

Разумное решение для зарядки электромобиля дома – домашняя зарядная станция переменного тока. Вы можете приобрести такую зарядку у нас или заказать установку зарядной станции под ключ как в частном домовладении, так и на паркинге многоквартирного дома. Мы подберем оптимальную для Вашего автомобиля модель ЗУ, оформим необходимые разрешения, организуем правильное и безопасное подключение к выделенной линии и установим станцию с гарантией.

Преимущества зарядки электромобиля в домашних условиях вполне очевидны:

  • В ночное время электроэнергия продается по сниженным тарифам.
  • Вам не нужно искать по городу совместимый с вашим автомобилем терминал.
  • «Медленная» зарядка дома избавляет от необходимости часто подзаряжать машину в течение дня, что способствует продлению срока жизни батареи.

Домашние терминалы разрешено устанавливать не только в частном доме или коттедже, но и на местах парковки внутри многоквартирных домов. Они позволяют быстро заряжать электромобили в безопасном режиме Mode 3, обеспечивая мощность в пределах 22 кВт. За 4–7 часов такая станция способна пополнить энергию батареи, которой будет достаточно, чтобы преодолеть расстояние 300–400 км.

Сколько стоит зарядная станция для электромобиля

9 августа 2023 года к запрету присоединилась и Япония. Японские и европейские электромобили проще найти на вторичном рынке. Так, Nissan Leaf в зависимости от года выпуска и состояния батареи стоит от 400 000 до 2 000 000 ₽. Новый электромобиль Evolute i-Pro доступен по цене от 1 800 000 ₽, Москвич 3е стоит 3 950 000 ₽.

Покупатели охотно приобретают электромобили. Главное их преимущество перед бензиновыми — экономия. Заряжая батареи на общественных станциях, можно сэкономить по сравнению с бензином и дизелем примерно вдвое, а если заряжаться от бытовой сети, траты сократятся примерно в 3—5 раз . О том, сколько экономят владельцы электромобилей, мы подробно рассказывали в статье «Как я купила электромобиль». По подсчетам автора статьи, на электромобиле она экономит 108 800 ₽ в год.

Но главная проблема с электромобилем в том, что не всегда понятно, где его заряжать. Расскажу, как можно решить эту проблему.

БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР
Как защитить деньги от инфляции и кризиса
Прямой эфир Учебника Т—Ж: разберем, как хранить деньги, если вы за них часто переживаете

Баннер

Записаться

Где зарядить электромобиль

Заряжать электромобиль удобно тем, у кого есть собственный дом или место в паркинге, где можно установить зарядную станцию. Но есть и другие варианты:

  1. Отдельно стоящие зарядные станции. В Москве и области самые крупные сети — «Мосэнерго», «Россети», «Энергия Москвы», «Пункт Е», itCharge. В Санкт-Петербурге и Калининграде распространены «Россети», а в крупных городах восточной Сибири — «Русгидро».
  2. Зарядные станции, которые оборудовали на некоторых обычных заправках. Такие есть у сетей «Роснефть» и «Лукойл».
  3. Станции на парковках бизнес-центров, гостиниц и других общественных пространств. Парковка может быть бесплатной, а может быть платной и даже закрытой.

Обложка статьи

Так выглядит зарядная станция общего пользования. Для этой модели водителю необходим свой кабель Type 2 — Type 2, но есть станции со встроенными кабелями. Платят за зарядку через приложение для смартфона

Так выглядит зарядная станция общего пользования. Для этой модели водителю необходим свой кабель Type 2 — Type 2, но есть станции со встроенными кабелями. Платят за зарядку через приложение для смартфона

Карта московских зарядных станций на plugshare.com (сайт недоступен из РФ)

Карта московских зарядных станций на plugshare.com (сайт недоступен из РФ)

Кабель Type 2 — Type 2, он понадобится для зарядки на некоторых типах ЭЗС

Кабель Type 2 — Type 2, он понадобится для зарядки на некоторых типах ЭЗС

Сколько стоит зарядить электромобиль

При зарядке от бытовой электросети стоимость зависит от региона, времени суток, а иногда даже от того, установлена ли в квартире электроплита: в этом случае тарифы ниже. Заряжать автомобиль в Москве в 2023 году ночью по тарифу многоквартирного жилого дома с 23:00 до 07:00 будет стоить 2,98 ₽ за 1 кВт·ч . Днем — 7,85 ₽.

При емкости батареи 77 кВт·ч по ночному тарифу автомобиль можно будет полностью зарядить за 217,5 ₽. По дневному — за 572,2 ₽. Такого заряда батареи хватит, чтобы проехать примерно 300 км в городском цикле.

При цене бензина в 50 ₽ за литр и расходе топлива 7 литров на 100 километров пробега Ладу Калину для того, чтобы проехать те же самые 300 километров, придется заправить на 1050 ₽.

Для расчета времени зарядки и ее стоимости существуют специальные онлайн-калькуляторы. Там можно выбрать конкретную модель автомобиля с учетом его технических характеристик. Вот пример — калькулятор стоимости и времени зарядки VW ID.4 1st 77 kWh .

217,5 ₽ стоит зарядить электромобиль ночью, чтобы проехать 300 км

Получается, цена 100 км на электрокаре — 50—150 ₽ , если вы подзаряжаете автомобиль от бытовой сети многоквартирного дома.

Городские быстрые электрозарядные станции, ЭЗС, подают постоянный ток, их мощность — от 50 кВт и выше. Этого достаточно, чтобы зарядить аккумулятор Tesla Model 3 емкостью 60 кВт·ч чуть больше, чем за час. Стоимость зависит от оператора, в 2023 году это обычно 15—20 ₽ за кВт·ч . Значит, чтобы зарядить автомобиль полностью, придется потратить 750—1200 ₽ . Этого хватит на 320 км, а 100 км на электромобиле обойдутся в 230—375 ₽ . А еще, например, в Москве развернули сеть ЭЗС «Энергия Москвы», на которой пока можно заряжаться бесплатно.

Как долго заряжается электромобиль

Электромобили можно заряжать постоянным и переменным током. Постоянный ток заряжает батарею напрямую. А если на вход подают переменный ток, встроенное в электромобиль бортовое зарядное устройство преобразует его в постоянный, который и заряжает батарею.

Процесс зарядки переменным током более медленный, потому что мощность зарядных станций ограничена 22 кВт. Мощность станций постоянного тока — 50 кВт и выше, поэтому зарядка постоянным током — «быстрая».

Время зарядки зависит от емкости батареи и мощности зарядного устройства. Чем выше мощность, тем быстрее заряжается автомобиль. Например, полностью зарядить батарею Tesla Model 3 емкостью 60 кВт·ч постоянным током от «быстрой» станции мощностью 50 кВт можно за 1 час 12 минут. Но если заряжать ту же машину переменным током от бытовой электросети мощностью 7,4 кВт, уйдет чуть более 10 часов.

Максимальную мощность можно рассчитать, если умножить напряжение на силу тока. Но в случае переменного тока нужно смотреть еще и на мощность встроенного бортового зарядного устройства. Чаще всего она меньше мощности внешней зарядной станции, и именно эта характеристика будет самым узким местом процесса зарядки.

Например, мощность бортового зарядного устройства Tesla Model 3 — 7,4 кВт при использовании однофазной сети переменного тока и 11 кВт при трехфазной. В подобном случае нет никакого смысла использовать мощную станцию переменного тока мощностью в 22 кВт. Есть и электромобили с бортовым зарядным устройством в 22 кВт. Например, все модификации Zeekr 001.

Режимы заряда электромобилей описаны в международном стандарте IEC 61851. Возьмем для примера Tesla Model 3. Его батарею емкостью 60 кВт·ч можно зарядить:

  1. От бытовой однофазной электросети 230 В через обычную евророзетку с током 16 А — за 16 часов. Это время можно уменьшить вдвое, до 8 часов, если установить специальную промышленную розетку на ток 32 А.
  2. От бытовой трехфазной сети 400 В с использованием трехфазной розетки — за 5,5 часа. При токе в 32 А мощность зарядки составит 11 кВт — предел для бортовых зарядных устройств большинства моделей электромобилей.
  3. От внешней зарядной станции переменного тока мощностью 22 кВт — за 2 часа 45 минут. Но полностью использовать такую мощность умеют далеко не все модели. Для большинства электромобилей зарядная мощность переменным током не может превышать 11 кВт, так что время зарядки составит те же 5,5 часа, что и в предыдущем случае.
  4. От внешней зарядной станции постоянного тока — за час и быстрее. Мощность таких станций начинается от 50 кВт, а у некоторых моделей может превышать 200 кВт. При этом они заряжают батарею напрямую, без всяких узких мест в виде бортового зарядного устройства. Установка такой станции требует подведения промышленной электрической мощности, так что это типичное решение для электрозарядных станций, а не для частного дома.

Установка зарядной станции в подземном паркинге

У моего друга два автомобиля — Mercedes EQV и Porsche Taycan Turbo. К последнему, как и ко всем электромобилям Порше, бесплатно дают зарядную станцию.

Другу предстояло подключить два машино-места в подземном паркинге. Также нужно было установить зарядную станцию в загородном доме. Все это в перспективе позволяло ему пользоваться электромобилями как основными средствами передвижения и не зависеть от неразвитой инфраструктуры.

К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель

К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель

К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель
К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель

Вот что другу нужно было сделать, чтобы установить зарядку на городской парковке.

Прийти в ТСЖ за разрешением на установку электрозарядки. Друг пошел в ТСЖ и спросил, может ли он установить на свои парковочные места электрозарядки.

Ему разрешили их поставить и предоставили электропитание под две станции мощностью 22 кВт каждая с условием, что он установит таймер и будет пользоваться зарядкой с 23:00 до 07:00, когда дом потребляет минимум электроэнергии. Ночью есть свободные мощности и возможность подзаряжать электромобили. Делать это днем можно только по согласованию с комендантом дома: спрашивать его придется каждый раз. Электропотребление нужно будет оплачивать по счетчикам.

Ситуация осложнялась тем, что в доме друга установлена «карусельная» парковка. Это когда нижние платформы с припаркованными автомобилями двигаются влево-вправо, чтобы освободить место для опускающейся верхней платформы.

Карусельная парковка в подземном паркинге

Карусельная парковка в подземном паркинге

В некоторых случаях ТСЖ или управляющая компания может отправить вас в «Россети», чтобы согласовать электропроект установки. А может и вовсе отказать. Например, чтобы другие владельцы парковочных мест не накупили электромобилей и не приходили спрашивать про электрозарядки. К сожалению, так бывает достаточно часто.

Подвести электричество к парковочным местам. Работники ТСЖ протянули по подземному паркингу кабели от распределительного щита и установили по электросчетчику у каждого из машино-мест . Все сделали бесплатно, за материалы друг отдал 69 581 ₽.

69 581 ₽ заплатил мой друг за материалы для проведения электричества к своим парковочным местам

Чтобы подвести электричество к двум парковочным местам и поставить приборы учета, пришлось потратить 69 581 ₽

Чтобы подвести электричество к двум парковочным местам и поставить приборы учета, пришлось потратить 69 581 ₽

Установить приборы защиты от перепадов напряжения, реле с таймером и сами зарядные станции. Для этой работы было необходимо найти электрика с допуском по электробезопасности до 1000 В. На рынке немало мастеров без допуска, но воспользоваться их услугами не получится: ни в одном ТСЖ такого человека не подпустят к электрощитку.

Главная сложность была в том, чтобы правильно подвести кабель к подвижной платформе. Необходимо было исключить вероятность, что кабель переломится, попадет в подвижные части конструкции или оборвется. Пришлось прятать кабель в дорогой гибкий кабель-канал . У электрика все получилось:

  1. Он помог закупить оборудование и материалы, необходимые для подключения зарядных станций к электросети и приборам учета.
  2. Закрепил навесные шкафы на стенах, смонтировал в них автоматы и реле времени.
  3. Подключил навесные шкафы к электросчетчикам.
  4. Смонтировал зарядные станции на подвижные платформы.
  5. Соединил навесные шкафы кабелем в гибком кабель-канале с зарядными станциями на подвижных платформах. Все протестировали сразу после установки: кабели не путались и не цеплялись за платформы, все обошлось.

Обложка статьи

Одна зарядная станция у друга уже была, понадобилось купить что-то такое же для Мерседеса. Выбрали Wallbox smart 22 кВт от Schneider Electric под разъем Type 2 без кабеля c регулировкой напряжения.

Сами кабели Type 2 — Type 2 покупать не пришлось: один шел в комплекте с зарядной станцией Порше, второй — в комплекте с Мерседесом. Если придется покупать кабель отдельно, китайские модели будут стоить от 8000 ₽, а кабель Mennekes — от 25 000 ₽. Этот кабель рекомендует Тесла, он же идет в комплекте с немецкими электромобилями.

322 197 ₽ стоила установка двух зарядных станций на подземном паркинге

За зарядную станцию друг заплатил 105 270 ₽. За щиты, кабель-канал , автоматы, реле времени с таймером и всякий крепеж — 81 346 ₽. Электрик взял за работу 66 000 ₽ — по 33 000 ₽ за каждое машино-место .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *