Процесс сборки автомобиля на заводе
Перейти к содержимому

Процесс сборки автомобиля на заводе

  • автор:

Линия сборки автомобиля

Все мы сегодня пользуемся технически сложными вещами, но не каждый задумывается о процессе, предшествующем полученному результату. Например, современный легковой автомобиль содержит внутри себя около 20 тысяч деталей. Многие заводы, которые собирают автомобили, проводят у себя экскурсии, так что каждый желающий может посетить завод и увидеть основные этапы сборки автомобиля своими глазами. За символическую плату Вы можете попасть даже на завод BMW.

Для тех, у кого все-таки нет возможности увидеть все своими глазами, рассмотрим основные этапы сборки автомобиля.

Процесс производства автомобиля начинается с цеха штамповки, или прессовочного цеха.

Сюда поступают заготовленные стальные листы, которые проходят штамповку, гибку, пробивание отверстий, в результате чего каждая кузовная панель получает свой финальный вид.

Следом за формовкой кузовных деталей – этап сварки. Отштампованные детали поступают в сварочный цех, где на автоматизированной линии соединяются части днища автомобиля, боковые части кузова, а затем и крыша.

На завершающем этапе сварки кузова устанавливаются навесные детали: крылья, капот и багажник, двери.

Благодаря современным роботизированным линиям, кузов будущего автомобиля появляется буквально на глазах.

Дальше, уже собранный кузов отправляется на оцинковку и грунтовку. Эти операции необходимы, чтобы защитить автомобиль от коррозии и подготовить его к дальнейшей покраске. Также на данном этапе устанавливаются шумоизоляционные маты, на днище автомобиля наносится антигравийное покрытие для защиты кузова от сколов.

В покрасочном цехе роботами окрашиваются внешние детали кузова, наносится лак для обеспечения привлекательного вида и блеска, после чего кузов помещают в печь для сушки лакокрасочного покрытия. На финальной стадии поверхность кузова обрабатывается воском для защиты от внешних воздействий и для защиты скрытых полостей кузова от коррозии.

Следующий этап самый ответственный – сборка автомобиля. Почти все операции здесь выполняются вручную. Роботов используют на начальном этапе только для установки тяжелых агрегатов.

Сборка проводится в следующем порядке:

  • Устанавливается двигатель и навесное оборудование
  • Собирается подвеска и механизм рулевого управления
  • Устанавливаются электропроводка, ремни безопасности, подушки безопасности, система ABS;
  • монтируются элементы интерьера (ковровое покрытие, сидения, панель, задняя полка) и экстерьера.

После того, как сборка автомобиля завершена, перед тем как автомобиль попадет к покупателю, каждый автомобиль проходит тестирование. Проверяется внешний вид автомобиля, качество установки навесных деталей, качество лакокрасочного покрытия. Также обязательно проводится функциональная часть: корректируются углы развала схождения колес, на стенде проверяют эксплуатационные характеристики двигателя. Тестируются трансмиссия, система ABS, ходовая часть автомобиля и все электронные системы и приборы автомобиля. Только после этого завод транспортирует готовый автомобиль в дилерский центр, где его будет дожидаться счастливый покупатель.

Способы и технологический процесс сборки автомобиля

Автомобили собирают двумя способами: ту­пиковым и поточным.

Тупиковый способ сбор­ки обычно применяют на предприятиях с не­большой программой ремонтных работ, поточ­ный же способ — на специальных ремонтных предприятиях. Характеристика каждого спосо­ба рассматривалась ранее при разборке авто­мобиля. Применяют различные инструменты, позволяющие механизировать процесс сборки.

Технологический процесс сборки разных моделей автомобилей определяется их конст­рукцией, но общая последовательность сборки примерно одинакова.

Рассмотрим в укрупненном виде технологи­ческий процесс сборки грузового автомобиля ЗИЛ-130.

Сборка заключается в установке на раму автомобиля в определенной последова­тельности собранных, испытанных и окрашен­ных узлов и агрегатов. Раму располагают так, чтобы горизонтальные нижние полки продоль­ных балок находились в верхнем положении. Устанавливают и закрепляют обоймы и допол­нительные буфера передних и задних рессор, тягу соединения двигателя с рамой в сборе с чашками и буферами.

Затем устанавливают передний — и задний мосты в сборе с рессорами так, чтобы совмес­тились отверстия передних ушек рессор и крон­штейнов, вставляют и закрепляют пальцы. Зад­ние концы рессор устанавливают накладками на сухари кронштейнов, вставляют втулки, со­вмещают отверстия вкладышей, втулок, уста­навливают стяжные болты, пружинные шайбы и закрепляют гайки.

Следующей операцией является установка и закрепление амортизаторов передней подвес­ки. В гнездо кронштейнов задней опоры двига­теля вставляют опорные подушки.

Устанавливают и закрепляют воздушные баллоны, тормозной кран, пневматические тру­бопроводы, соединяя их с тормозным краном, воздушными баллонами и тормозными камера­ми передних и задних колес.

Размещают и закрепляют карданную пере­дачу (основной и промежуточный карданные валы), закрепляют на раме брызговики двига­теля, глушитель, амортизатор глушителя и приемные трубы глушителя. Краном поднима­ют шасси и переворачивают, опуская на дере­вянные подкладки под передний и задний мос­ты. Устанавливают буксирный прибор в сборе, соединяют с трубопроводами гибкие шланги тормозных камер передних и задних колес. На поперечину рамы устанавливают и закрепляют разобщительный кран, соединив его с тормоз­ным краном.

На раме устанавливают и закрепляют крон­штейн вала педали сцепления, надевают рычаг и закрепляют его болтом, подложив под голов­ку болта пружинную шайбу. На вал педали на­девают рычаг управления тормозным краном и устанавливают его в отверстие кронштейна. На наружный конец вала надевают педаль привода сцепления, предварительно вставив шпонку, и закрепляют болтом.

Устанавливают и закрепляют рулевой меха­низм с гидроусилителем, соединяют передний мост с рулевым механизмом продольной руле­вой тягой, вставив в отверстие поворотного ры­чага и сошки вала рулевого механизма шаро­вые пальцы, и закрепляют их гайками. На передние концы продольных балок рамы уста­навливают и закрепляют передний буфер, уси­лители и буксирные крюки, брызговики .обли­цовки радиатора.

Затем прокладывают пучки проводов, за­крепляют их скобами, а соединительную трех- клеммную панель крепят к четвертой поперечи­не рамы. Аккумуляторную батарею устанавли­вают в гнездо, присоединяя соответствующие провода.

Устанавливают, закрепляют на раме двига­тель в сборе со сцеплением и коробкой пере­дач. К выпускному трубопроводу прикрепляют приемные трубы глушителя. Устанавливают и закрепляют первую трубку от крестовины тор­мозного крана к клапану регулятора давления и трубку от компрессора к первому воздушно­му баллону. Колено подводящего патрубка ра­диатора соединяют со шлангами и сливным краником, а затем устанавливают и соединяют хомутами с патрубком водяного насоса. Тягу от промежуточного рычага тормозного крана закрепляют с рычагом привода ручного тормо­за, отрегулировав длину тяги и обеспечив за­зор, равный 1,0 мм, между пальцем и скобой тяги. Рычаг педали сцепления соединяют с ры­чагом вилки включения сцепления, отрегулиро­вав свободный ход педали — 35—50 мм.

На переднем кронштейне топливного бака устанавливают и закрепляют фильтр-отстойник. Устанавливают в кронштейны и закреп­ляют топливный бак, фильтр-отстойник и топ­ливный насос.

Отвернув пробки наливных отверстий, за­ливают трансмиссионное автомобильное масло в картеры заднего моста и коробки передач. Через пресс-масленки смазывают узлы головой, рулевых тяг, подшипник вилки выключения сцепления, оси педали сцепления, стебля крю­ка буксирного прибора, шкворней поворотных цапф, пальцев передней и задней подвески, ва­лов разжимных кулаков.

Устанавливают и закрепляют на передней поперечине рамы радиатор в сборе с рамкой подвески, кожухом вентилятора, жалюзи, мас­ляным радиатором. При помощи хомутов со­единяют шланги патрубка водяной рубашки и колена подводящего патрубка с патрубками радиатора. Также шлангами с трубками соеди­няют патрубки масляного радиатора с масля­ным картером двигателя и нижней секцией масляного насоса. Шлангами низкого и высо­кого давления соединяют бачок и корпус насо­са с гидроусилителем рулевого механизма.

Затем устанавливают и закрепляют кабину в сборе с арматурой, электрооборудованием, отопителем, облицовкой радиатора, крыльями, подножками, капотом и колонкой рулевого уп­равления. На рычаг переключения передач на­вертывают рукоятку, соединяют верхнюю и нижнюю части педали сцепления. Соединяют трубки пневматической системы с регулятором давления и воздушным манометром.

Далее соединяют провода с соответствую­щими узлами и датчиками автомобиля.

К полу кабины закрепляют передний и зад­ний коврики. К ступицам крепят передние и задние колеса. Устанавливают подушки и спинки сидений пассажира и водителя.

Затем отсоединяют продольную рулевую тягу от рулевого механизма и заправляют мас­лом систему гидроусилителя, предварительно повернув рулевое колесо в крайнее левое по­ложение. Масло доливают до тех пор, пока при вращении рулевого колеса от одного крайнего положения до другого не будет залить не ме­нее 2,5 л. Затем включают двигатель и на ре­жиме холостого хода доливают масло до уров­ня метки, вращая рулевое колесо от одного крайнего положения до другого и удерживая его в этих положениях в течение 2—3 с с уси­лием 10 кгс. Заливку масла заканчивают при прекращении выхода пузырьков воздуха из си­стемы через масло в бачке насоса гидроусили­теля. После заправки маслом закрепляют крышку бачка насоса, устанавливают сошку на валу рулевого механизма, предварительно со­вместив их метки.

Далее готовят собранный автомобиль к ис­пытанию. Перед испытанием автомобиль под­вергается внешнему осмотру. При осмотре про­веряется комплектность, качество сборки, ис­правное действие и правильность регулировки отдельных механизмов и приборов, а также го­товность к испытательному пробегу.

Проверяют состояние дверей. Они должны легко открываться, плотно закрываться и не иметь перекосов. Стекла дверей должны плав­но опускаться и подниматься подъемными ме­ханизмами. Проверяют качество сборки капота двигателя. Он должен плотно закрываться, лег­ко подниматься, опускаться и удерживаться в поднятом положении.

Обращают внимание на монтаж передних колес, которые не должны иметь ощутимого люфта при боковом качании. Проверяют рабо­ту приборов освещения и сигнализации, а так­же надежность крепления всех резьбовых со­единений. Затем автомобиль полностью за­правляют (водой, топливом, маслом), проверя­ют правильность подсоединения проводов за­жигания и регулируют фары. Заправку осуще­ствляют в соответствии с заводской инструк­цией

Как выпускают машины: анатомия автозавода

Покраска

Технологии производства автомобилей отличаются в зависимости от их предназначения – спецтехника, гоночные машины и эксклюзивные суперкары собираются на небольших специализированных фабриках. А серийный выпуск можно наладить только на полноценном заводе. Как он устроен?

Что такое CKD и SKD

Некоторые автолюбители наверняка слышали термин «отверточная сборка», когда с импортируемых машин снимали, к примеру, бамперы и колеса, перевозили через границу, а затем «на заводе» все прикручивали обратно. Это – крупноузловая сборка, SKD (Semi Knocked Down, «полуразобранный»).

Способ был популярным в России в первой декаде нынешнего века для снижения таможенных платежей, но впоследствии регулирующими органами был определен порядок «промышленной сборки» на территории страны. Введены ограничения на возможность ввоза компонентов для производства автомобилей с нулевой пошлиной.

Hyundai

Эти меры вынудили автопроизводителей вкладываться в создание предприятий для выпуска машин по технологии (CKD – Completely Knocked Down, «полностью разобранный»). И их уже можно назвать полноценными автозаводами!

Все начинается с металла

Любой крупный автозавод работающий по полному производственному циклу имеет в своем составе цех штамповки кузовных деталей. Листовой металл на российские предприятия, в основном, поставляет «Северсталь», причем у каждого из автопроизводителей есть свои требования по его прочности и другим характеристикам – в частности, сталь должна быть оцинкованной.

Nissan

Дальше из металла специальными и очень мощными прессами штампуются кузовные детали. Пресс-формы стоят дорого, поэтому многие автопроизводители уже отказались от выпуска, например, трехдверных хэтчбеков – спрос на них ниже, чем на пятидверные, а боковина кузова требует отдельного штампа.

Некоторые компании штампуют на своем заводе не все детали – отдельные панели приходят с других предприятий. Процесс этот автоматизирован и закрыт от глаз, поэтому в цехах штамповки обычно смотреть не на что – только раздается приглушенный грохот из недр прессов.

Собираем кузов

Следующий этап – сварка. Это едва ли не самый эффектный и зрелищный процесс в создании автомобиля. Со склада или цеха штамповки привозят детали, а дальше специальный конвейер в определенном порядке доставляет их на участки сварки, где одни огромные металлические роботизированные «руки» легко подхватывают нужные «железки», а другие – сваривают их между собой со снопами искр.

Lada

Ручная сварка на современных заводах используется только для совсем простых операций, поэтому вероятность брака минимальна. Кроме того, сварочные линии – достаточно гибкие, что позволяет производить кузова сразу для нескольких моделей.

Антикоррозионная обработка и окраска

После сварки на кузов навешиваются подвижные элементы – двери, капот, крышка багажника. Дальше будущий автомобиль отправляется в окрасочный цех – здесь также все процессы автоматизированы. Сначала остов погружается в специальную ванну для нанесения антикоррозийного покрытия.

Hyundai

Затем наносятся грунт, основа и лак – например, на заводе в Ижевске, где выпускались автомобили Lada Vesta, на окрасочной линии используется 16 роботов. Производительность линии – 30 кузовов в час, а весь цикл окраски занимает 9,5 часов.

Сборка автомобиля

Окрашенный кузов «переезжает» в сборочный цех. И, пока он медленно едет по конвейеру, к нему прикручивают все недостающие детали. Монтируется передняя панель в сборе (как правило, для этого используется специальный манипулятор), оптика, вклеиваются стекла.

Nissan

А самое главное событие (его даже называют «свадьбой») – это соединение кузова и ходовой части. На специальной тележке смонтированы двигатель, трансмиссия, передняя и задняя подвески. И в строго определенный момент «низ» начинает подниматься, после чего сборщики фиксируют детали на своих местах.

Hyundai

Наконец, устанавливаются недостающие детали интерьера, сиденья, колеса, в автомобиль заливаются технические жидкости – антифриз, бензин, масло, «тормозуха». А лист со специальными кодами, прикрепленный к каждой машине, позволяет свериться, действительно ли он оказался в нужной комплектации и нужного цвета – это контролируется на каждом участке сборки. Но и это еще не все!

Тестовый участок

Каждый собранный автомобиль попадает на тестовый участок, где регулируется свет фар, регулируются правильные углы установки колес, проводятся испытания на беговых барабанах, чтобы исключить неправильную работу тормозной системы. В специальной «водяной» камере проверяют герметичность уплотнителей.

Lada

Дальше контролеры проводят осмотр автомобиля и либо ставят специальную отметку о его годности к отгрузке, либо отправляют машину на устранение недостатков. Финальный штрих – ходовые испытания: водители проезжают специальный маршрут, где имитируются разные дорожные условия: брусчатка, «лежачие полицейские» и так далее. И только после этого новоиспеченный автомобиль отправляется на площадку готовой продукции.

Откуда берутся другие детали?

Крупные предприятия включают в себя заводы, которые производят двигатели и элементы трансмиссии. Имеются и цеха пластмассовых изделий. Но это требует огромных энергетических мощностей и приличных размеров территорию. Если такой возможности нет, или бизнес-процессы выстроены иначе, то большую часть деталей поставляют сторонние поставщики.

Lada

Например, в рамках автозавода не произведешь шины, различные электронные блоки и экраны, у сторонних поставщиков заказывают сиденья, электропроводку и многие другие элементы. Причем для снижения издержек больших складских запасов не держат – все привозят в соответствии с логистической концепцией «точно в срок» (Just in Time), когда поставка комплектующих идет в соответствии с производственным планом: в определенном количестве, в определенное время и определенное место.

Процесс сборки автомобиля на заводе

Общее описание
Автомобильная и транспортная промышленность производит:

· Легковые автомобили и легкие грузовики
· Средние и тяжелые грузовые автомобили
· Автобусы
· Сельскохозяйственное и строительное оборудование
· Промышленные грузовые автомобили
· Мотоциклы

Типичная линия сборки готовых автомобилей состоит из производственных подразделений по изготовлению различных частей и компонентов. Компоненты автомобиля могут изготавливаться на главном предприятии или закупаться у отдельных корпоративных организаций. Промышленность насчитывает сто лет. В Северной Америке, Европе и после Второй мировой войны в Японии автомобильная и транспортная промышленность сконцентрирована в нескольких корпорациях, имеющих свои филиалы, которые выполняют сборочные операции в Южной Африке, Африке и Азии для сбыта продукции на этих рынках. Международная торговля готовыми автомобилями возросла, начиная с 1970-х годов, а торговля через филиалы исходным оборудованием и запасными частями к автомобилям имеет еще большее значение.

Производство тяжелых грузовиков, автобусов, а также сельскохозяйственного и строительного оборудования, является типичным видом деятельности при автомобильном производстве. Производство некоторых изготовителей автомобилей направлено на оба рынка: и сельскохозяйственное и строительное оборудование производится одними и теми же корпорациями. Такая производственная линия использует дизельные двигатели, а не бензиновые. В этом случае производительность обычно ниже, объемы меньше, а процессы — менее механизированы.

Типы технических средств, производственных процессов и типовых компонентов представлены в таблице 91.1.

Таблица 91.1 Технологические процессы автомобильного производства

Тип производства

Продукт и процесс

Металлическое литье

Отливки для механической обработки и сборки блока цилиндров двигателя, головок цилиндров

Алюминиевое литье и литье под давлением

Блоки цилиндров двигателей, головки цилиндров, корпус коробки передач, другие литые компоненты

Ковка и термообработка

Предварительная машинная обработка деталей для двигателей, подвесок и коробки передач

Штамповка

Панели кузова и предварительная сборка

Двигатель

Механическая обработка отливок и ковка, сборка изделия

Коробка передач

Механическая обработка отливок и ковка, сборка изделия

Стекло

Ветровые стекла, боковые окна и задняя подсветка

Автомобильные детали

Машинная обработка, штамповка и сборка, включая тормоза, детали подвески, обогрев и кондиционирование, оборудование контроля загрязнения, освещение автомобиля

Электрическая и электронная часть

Системы зажигания, радио, электродвигатели, блок управления

Технические средства и внутренняя твердая отделка

Формовочный полимер для внутренних панелей корпуса, компоненты отделки

Мягкая отделка

Подушки сидений, монтаж сидений, сборка приборной доски, внутренние панели кузова

Сборка автомобиля

Цех сборки корпуса, покраска, сборка шасси, окончательная сборка

Склад деталей

Складирование, покраска и сборка деталей, упаковка и отгрузка

Рисунок 91.1 представляет технологическую карту по этапам автомобильного производства. В стандартные промышленные классификации автомобильного производства включаются:

· сборка автотранспортных средств и корпусов для легковых автомобилей
· сборка грузовых автомобилей и корпусов автобусов
· запасные части для автотранспортных средств и принадлежности
· сталелитейный и чугунолитейный цех
· цех по обработке цветных металлов
· автомобильная штамповка
· чугунная и стальная ковка
· электрооборудование для двигателей
· внешняя и внутренняя отделка и т.д.

Рис. 91.1 Карта автомобильного производственного процесса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *