Октановое число бензина что это такое
Перейти к содержимому

Октановое число бензина что это такое

  • автор:

Что такое октановое число бензина

Вы помните, что означает октановое число бензина? Что стоит за цифрами 92, 95, 98 и 100? Почему в двигатель, рассчитанный под высокооктановое топливо, нельзя лить более дешёвый? Давайте пройдёмся по важнейшему параметру топлива и другим сопутствующим тонкостям. Октановое число в первую очередь говорит автовладельцу о стойкости той или другой марки топлива к детонации, хотя от него также зависят эксплуатационные характеристики и свойства бензина, динамические и другие характеристики, например, мощность мотора и запас хода.

Depositphotos

Поскольку естественным образом упомянута детонация, то, прежде чем углубляться в тонкости октановых чисел, вспомним об этом понятии. Детонация – это самостоятельное или несвоевременное воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания. Для двигателей (а, именно, элементов цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма) это одно из самых опасных явлений, поскольку сопровождается взрывом, очень высокой скоростью распространения взрывной волны и, соответственно, повышением температуры в камере сгорания и её закоксовкой.

© Depositphotos

Взрыв в камере сгорания может быть спровоцирован высокой (увеличившейся) степенью сжатия, сбоями в системе зажигания, неисправностями системы охлаждения, отклонениями в составе топливно-воздушной смеси, но одним из главных провоцирующих фактором является использование бензина с несоответствующим (более низким октановым числом).

Что такое октановое число

Это стойкость топлива к воспламенению под напором сжатия. Для его определения используются два лабораторных способа – исследовательское октановое число (ОЧИ) и моторное октановое число (ОЧМ). Инструментальные механизмы моторного и исследовательского метода отличаются и в процессе определения получается разница, которая называется чувствительностью топлива. Более приближенным к реальности является фактическое октановое число, выявляемое на агрегате, работающем на специальном стенде. Но самым приближенным к реальности является дорожное октановое число – его получают на движущемся автомобиле.

© Depositphotos

Так что же означают цифры, которые украшают колонки на АЗС? Они указывают на количество почти невоспламеняемого под действием силы сжатия изооктана в сочетании с н-гептаном. Но, если вернуться к методике определения октанового числа, то для таких основных марок бензина как Аи-92, Аи-95 и Аи-98 значение получено исследовательским методом, в то время как параметры, полученные моторным методом, отличаются в меньшую сторону.

Как повышают октановое число

Для многих современных автомобилей, особенно тех, что оснащены наддувными агрегатами и двигателями с высокой степенью сжатия использование топлива с низким октановым числом неприемлемо. Но по сей день некоторые автовладельцы пренебрегают рекомендациями производителя и заливают в бак более дешёвое низкооктановое топливо. Аргументация у них обычно такая, мол качество бензина с октановым числом Аи-92 выше, его бодяжат меньше 95-го и 98-го, а о цене и говорить нечего. Кстати, раз уж речь зашла о повышении октанового числа, как именно его корректируют? Первый способ, встречающийся особенно часто, – это использование антидетонатора, в роли которого может выступать тетраэтилсвинец или добавки на основе спирта.

© Polina Tankilevitch / Pexels.com

Тетраэтилсвинец – один из самых эффективных и часто используемых антидетонаторов, который стали использовать с начала 20-х годов XX века. Компонент позволяет повысить октановое число на 17 пунктов, но не применяется в чистом виде, а в сочетании с веществами, которые выводят продукты оксида свинца. Дело в том, что именно это соединение образуется в процессе сгорания тетраэтилсвинца и провоцирует появление нагара на поршнях и клапанах.

© Depositphotos

Что касается способа повышения октанового числа добавками на основе спирта, то в ход шёл (да и местами идёт) метиловый, а также этиловый спирт. Положительные стороны у данного метода есть – например, если в бензин добавить 1/10 часть этилового спирта (соотношение 10 к 1), то это не только повышает октановое число до 95, но и делает выхлоп более чистым. Но есть и негативные моменты. Так, например, следствием повышения октанового числа с помощью спирта становится увеличение давления паров и паровые пробки в топливопроводах. Не стоит забывать и о высокой гигроскопичности спирта, то есть, его способности вбирать в себя воду со всеми вытекающими последствиями для двигателя внутреннего сгорания.

© Depositphotos

Как измеряют октановое число

Выявить некачественное топливо позволяет специальный прибор октанометр, который использует принцип измерения диэлектрической проницаемости бензина, которая находится в пропорциональной зависимости от октанового числа. В свою очередь калибровочную зависимость можно выстроить с помощью известной величины октанового числа топлива и н-гептана. Метод возможен потому как топливо производят смешиванием, а не прямой перегонкой, но для измерения понадобится контрольный образец топлива, который и будут сравнивать с другими образцами. Узкие места у данной методики, разумеется, присутствуют. В первую очередь это, как вы уже поняли, невозможность определить октановое число неидентифицированного топлива, поскольку в основе лежит способ сравнения. При этом, сравнение происходит исходя из данных, которые заложены в прибор. Кроме того, разные внешние факторы могут влиять на процесс измерений, но определить их достаточно сложно.

Комментировать
Новости Quto в Одноклассниках Подписаться

Автомобильные новости

Мотокаталог на Quto

Более 5000 моделей в каталоге

Quto.ru, 2024 г. 16+

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Октановое число бензина: как измеряется, на что указывает

Что это такое? Октановое число бензина указывает на его стойкость к детонации в двигателе внутреннего сгорания. Соответственно, чем выше показатель, тем меньше возгорание. Заливать высокооктановое топливо в машины со старыми двигателями не рекомендуется, так как есть риск прогара клапанов.

Что учесть? Определить октановое число бензина возможно только в лабораторных условиях. Не существует приборов, которые бы точно могли вычислить показать, что на заправке вам продают не Аи-95. Также не рекомендуется повышать или завышать этот показатель кустарными способами – это неэффективно и чревато поломками ДВС.

В этой статье:

  1. Суть октанового числа бензина
  2. 6 распространенных мифов об октановом числе бензина
  3. Часто задаваемые вопросы об октановом числе бензина
  4. Насколько эффективны октан-бустеры?
  5. Можно ли понизить октановое число бензина?

Суть октанового числа бензина

Детонационная устойчивость бензина определяется октановым числом, поэтому на данный параметр необходимо обращать внимание. Также эта характеристика влияет на эксплуатационные свойства топлива, динамику, мощность двигателя и запас хода.

Далее подробно разберем зависимость детонационных свойств горючего от октанового числа.

Детонация представляет собой воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания, которое происходит несвоевременно и самостоятельно.

В результате мотор (цилиндры и поршни, а также кривошипно-шатунный механизм) быстро выходит из строя из-за детонации, при которой взрывная волна распространяется максимально быстро, резко поднимается температура в камере сгорания, образуется кокс.

Взрыв в камере сгорания происходит из-за повышенной степени сжатия, неправильной работы системы зажигания и системы охлаждения, некачественной топливно-воздушной смеси. Также детонация возникает, если использовать бензин с низким октановым числом.

В зависимости от марки бензина, октановое число может отличаться. Данный параметр определяет устойчивость горючего к воспламенению в результате сжатия.

Измерение октанового числа бензина происходит в лабораторных условиях, в результате определяют два параметра – исследовательское октановое число (ОЧИ) и моторное октановое число (ОЧМ).

Инструментальные механизмы моторного и исследовательского метода отличаются, полученная разница – это чувствительность горючего.

Наиболее реальным значением считается фактическое октановое число, чтобы его определить, используется агрегат, функционирующий на стенде.

Максимально близким к реальности можно назвать дорожное октановое число, полученное на машине во время движения.

На что указывают значения, которые мы видим на автозаправочных станциях? Эти цифры определяют объем изооктана с н-гептаном, которые практически не воспламеняются в результате сжатия.

Однако если мы вернемся к проверке октанового числа бензина, для главных марок горючего Аи-92, Аи-95 и Аи-98 параметр получен исследовательским методом. При этом значения, выявленные моторным методом, будут несколько меньше.

6 распространенных мифов об октановом числе бензина

  • Миф 1. Чем выше октановое число, тем лучше качество бензина, поскольку это наиболее важная характеристика горючего

Этот миф встречается чаще всего. На самом деле октан, насыщенный углеводород с брутто-формулой С8Н18, в минимальном процентном соотношении есть в горючем. Однако его ни в коем случае не добавляют в топливо целенаправленно.

Несмотря на ошибочное мнение многих автовладельцев, октановое число чистого октана критически мало, оно меньше, чем у эталонного «антибустера» гептана (его октановое число равно 0). Таким образом, октана в бензине должно быть как можно меньше. Однако почему тогда число называется октановым?

Обратите внимание, что этот показатель определяет устойчивость горючего к детонации. Поэтому его правильнее было бы называть не октановым, а изооктановым числом. Дело в том, что изооктан (по химической формуле — 2,2,4-триметилпентан) является эталоном шкалы устойчивости к детонации с номиналом в 100 шагов.

Таким образом, если детонация бензина происходит так же, как смесь из 92 частей изооктана и 8 частей гептана, то октановое число – 92. Однако непосредственно изооктана в горючем нет, точно так же, как и октана.

  • Миф 2. Повышение октанового числа бензина приводит к быстрому и жаркому горению топлива, в результате мотор становится мощнее

Данное утверждение в корне неверно. Наоборот, воспламенение топлива с высоким октановым числом происходит более медленно, чем горючего с низким показателем. Разница столь заметна, что в старых моторах с малой степенью сжатия при использовании неподходящего бензина прогорают выпускные клапана, пламя проскакивает в глушитель.

Поэтому поднятие октанового числа бензина не приводит к повышению мощность ДВС, это может стать причиной поломки мотора. Поскольку воспламенение топлива с высоким октановым числом происходит медленно, горючее хорошо сгорает в моторах с большой мощностью и высокой степенью сжатия. Высокое октановое число – основное достоинство современных бензинов. Количество энергии, выделяемой при сгорании одного литра горючего, зависит от плотности жидкости.

  • Миф 3. Октановое число не превышает 100

На самом деле октановое число может быть больше сотни. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к химии углеводородов. Это класс органических соединений, молекулы которых включают в себя атомы углерода и водорода. Из этих же атомов состоит и горючее.

Постоянно совершенствующиеся технологии позволили нефтеперерабатывающим компаниям внедрить крекинг-процесс, чтобы увеличить выход горючего и октановое число, расщепляя тяжелые и линейные углеводороды. Также стал использоваться процесс риформинга, чтобы нарастить октановое число благодаря образованию ароматических углеводородов.

Кроме того, были созданы специальные присадки для повышения октанового числа бензина. На первый взгляд может показаться, что инженеры, разрабатывающие двигатели, должны просто повышать степень сжатия.

Однако спустя небольшой временной промежуток все стало ясно: присадки наносили вред экологии, поскольку в них содержится свинец. Наращивать содержание ароматических углеводородов удалось до небольшого предела. Топливо стало токсичным, ДВС постоянно перегревались. Объясняется это тем, что в таком бензине недостаточно водорода, кроме того, у него специфический режим горения.

Таким образом, в 1980 году пришлось уменьшить степень сжатия двигателей, увеличение октанового числа бензина прекратилось: на всех АЗС стало продаваться топливо с показателем не более 100.

  • Миф 4. Существует прибор для определения октанового числа

Многие наблюдали по ТВ или лично ситуацию, когда на АЗС подъезжает лабораторный автомобиль и специалист в спецодежде достает небольшую сумку и приборы, наливает топливо, нажимает на устройство и якобы определяет октановое число бензина. В ходе такого исследования может быть выявлено, что горючее не соответствует государственному стандарту качества.

Однако такие действия являются некомпетентными. Подобные лабораторные исследования напрямую нарушают стандарт, а именно техрегламент Евразийского союза. В этом документе прописаны способы, с помощью которых происходит определение октанового числа бензина.

Небольшой прибор для измерения октанового числа бензина не способен определить данный показатель, поскольку это не температура, давление и другие легкоизмеряемые характеристики. Октановое число бензина нужно не измерять, а определять с помощью сложнейших методов.

Читайте также!

Также важно выявить зависимость между искомым параметром и другими измеряемыми характеристиками. Эта функциональная связь может отсутствовать (импедансные устройства) или же будет слишком сложная (спектральные приборы).

Поэтому ни одно из вышеперечисленных устройств не считается стандартным. Поэтому, чтобы не нарушить законные требования и определить октановое число, придется поехать в лабораторию с аккредитацией, где установлены моторные стенды Waukesha CFR или УИТ-85, а также потратить не менее 5 тыс. рублей за проведение одного тестирования.

  • Миф 5. Моторное октановое число можно определить на ДВС, исследовательское — в специальной лаборатории без мотора

Если вы опытный автовладелец и помните устаревшую номенклатуру марок горючего (А-76, Аи-92), то должны понимать, чем отличаются моторные и исследовательские октановые числа. Тогда вы сможете прийти к верному умозаключению.

Моторное и исследовательское октановые числа определяются на одних и тех же моторных испытательных стендах. Отличия между методами заключаются только в условиях проведения тестирований.

Что такое октановое число

Свойства бензина влияют на срок эксплуатации двигателя и топливной системы. Низкокачественное горючее — одна из самых распространенных причин поломок мотора. Часто проблема в октановом числе. Этот вопрос вызывает спекуляции, так как на низкокачественное горючее часто пытаются списывать все поломки силового агрегата.

Последствия некачественного бензина не так очевидны, чтобы уловить связь между ним и неисправностью. Иначе все водители стали бы лучше выбирать, где заправляться. Когда автомобиль заправлен топливом с определенными отклонениями в составе, он проедет на нем без особых проблем. Но далее, даже если заливать в бак десяток раз качественный бензин, может возникнуть поломка. Проба из бака ничего не даст, потому что на этот момент залито топливо с хорошим составом. А может, и вовсе не в октановом числе дело?

Многие грешат на октановое число топливной смеси, называя его главным фактором при выборе горючего. Давайте разбираться, насколько важно, что мы заливаем в бак и как это влияет на эксплуатацию автомобиля. Начнем с состава бензина — это смесь углеводородов с различной испаряемостью. Химическая формула зависит от места добычи нефти. Помимо легких углеводородов, соединение содержит азот, свинец, серу и различные присадки для улучшения качества.

pic15.png

Также в состав топлива входят два элемента: н-гептан и изооктан. Второй отличается высокой взрывоопасностью, а для первого вероятность детонации близится к нулю. Каждому элементу были присвоены значения «0» и «100» соответственно. Соотношение между ними называется октановым числом. Появление эталонных единиц измерения связано с необходимостью оценивать и сравнивать между собой разные характеристики бензина. Владельцы авто также ориентируются на эти показатели при заправке транспортного средства.

Детонация — это процесс воспламенения топлива до момента появления искры. Ударное горение отзывается в стенках цилиндра и дне поршня, его улавливает водитель по характерному стуку мотора или металлическому звону. Если это происходит единожды, причин для беспокойства нет. Но когда посторонние звуки в силовом агрегате становятся частым явлением, пора принимать меры. Можно сразу ехать в сервис и узнать, в чем причина, или начать заправляться другим бензином. Часто двигатель детонирует из-за низкого октанового числа.

pic16.png

Основными показателями качества топливной смеси можно назвать безопасность для мотора и всей системы, а также соответствие экологическим нормам. Параметры могут отличаться в зависимости от сорта. Водители в основном ориентируются по октановому числу.

Октановое число бензина указывает на устойчивость топливной смеси к самопроизвольному возгоранию в цилиндрах при сжатии. По этому показателю различают высокооктановое и низкооктановое топливо. Показатель применяется только по отношению к бензину. Для дизеля характеристика воспламеняемости измеряется цетановым числом. Оно указывает время задержки горения рабочей смеси.

Высокое октановое число обладает и другими преимуществами, помимо отсутствия или наличия минимальной детонации:

  • развитие большого крутящего момента при высоких показателях компрессии — повышение эффективности работы двигателя при тех же параметрах расхода бензина;
  • двигатель выставляет заранее фазы — оптимальный поджог смеси;
  • возможность повышения результативности работы в моторах с нагнетателями и турбинами;
  • нормальное сгорание бензина на всех режимах эксплуатации силового агрегата.

Низкооктановая топливная смесь обладает противоположными характеристиками. Такому октановому числу нужно отдавать предпочтение в случае маломощных атмосферных двигателей.

Важность показателя и влияние на двигатель

Какие последствия низкого октанового числа бензина? Некоторых водителей волнует этот вопрос, потому что он напрямую связан с будущими затратами. Только представьте себе стоимость ремонта или замены двигателя. Рассмотрим, как это выглядит в цифрах на примере рыночных цен и с привязкой к конкретной автомобильной марке. Например, капитальный ремонт двигателя Renault обойдется сейчас в среднем в 24–35 тысяч рублей.

Если говорить о полной замене узла, тут уже другие цены. Новый мотор для LADA Kalina может обойтись в 230 000 рублей, а для Nissan X-Trail — до 810 000 рублей. Б/у силовой агрегат может обойтись в 3–5 раза дешевле, но часто на него нет гарантии, особенно если покупать с рук. Это серьезные затраты, которых лучше избежать, особенно если причина — низкое октановое число бензина. Связь октанового числа с неисправностями двигателя бывает трудно доказуемой, но исключить ее полностью нельзя.

Было бы неприятно, если подобные расходы возникли по причине низкокачественного топлива. Как застраховать себя от него? Заправляйтесь всегда на проверенных АЗС, где при запросе готовы предоставить вам документы, подтверждающие соответствие нормам. Водителю не так просто самостоятельно проверять состав бензина при каждой заправке, а значит, рассчитывать приходится только на ответственность заправочных станций.

pic17.png

Достаточно предположить, что из-за низкого октанового числа возникает поломка двигателя, чтобы заправляться более ответственно. Ремонт обойдется дороже, чем небольшая экономия при покупке низкооктанового бензина. Тем более что разница цены составляет всего 11–14 рублей от АИ-92 до АИ-98 или в среднем 15 рублей, по сравнению с Pulsar-100. В случае улучшенных сортов топлива также наблюдается наценка в 1–3 рубля.

pic18.png

Существует бензин, чья детонационная стойкость выше, чем у изооктана. Он оценивается по расширенной шкале, где эталоном выступает изооктан с добавлением толуола и тетраэтилсвинца. Но иногда октанового числа недостаточно для оценки качества горючего. Вредные присадки или их избыток также могут привести к поломкам двигателя.

Покупайте горючее, которое подходит для вашего авто. Следуйте рекомендациям производителей, чтобы предотвратить проблемы с двигателем из-за неподходящего октанового числа. Производители калибруют элементы топливной системы под определенный сорт бензина. Если заливать другую смесь, двигатель может детонировать, перегреваться, изнашиваться.

От чего зависит октановое число

Состав бензина отличается по способу производства и месту добычи сырья. Если рассматривать бензиновую фракцию, которая получается вследствие перегонки нефти, октановый показатель — 55–60. Такой тип сырья нельзя использовать в качестве топлива. Высокое содержание серы в сочетании с низким октановым числом делают его непригодным для автомобильного двигателя. Основные недостатки — это несоответствие экологическим нормам в сочетании с низкой устойчивостью к детонации.

pic19.png

Бензиновая фракция подвергается дополнительной переработке в специальных установках так, чтобы улучшить качество готового продукта. Для этого применяют различные технологии:

  • Риформинг — способ обработки прямогонной фракции, которая была предварительно очищена от серы. Подразумевает использование установок гидроочистки и риформинга. Как результат — на выходе получаются высокооктановые ароматические углеводороды. По экологическим стандартам содержание ароматики не должно превышать 35%.
  • Изомеризация — заключается в рецикле на катализаторах. Алканы с изомерным строением устойчивы перед детонацией. Метод используется для производства АИ-92 и АИ-95.
  • Каталитический крекинг — увеличивает количество бензина, который обязательно должен смешиваться с другими фракциями для повышения стабильности при хранении.
  • Алкилирование — обработка углеводородных газов и получение высокого октанового числа.
  • Компаундирование — смешивание всех компонентов и добавление метилтретбутилового эфира.

Сочетание таких технологий позволяет добиться нужных показателей, сохраняя при этом качество горючего. Бензин должен защищать двигатель, расходоваться эффективно, а выбросы — соответствовать экологическим нормам.

pic20.png

Октановое число и детонация

Воспламенение от искры происходит при расположении поршня в верхней точке. В случае детонации воспламенение происходит на такте сжатия и противодействует перемещению поршня. Причина — горючее с неподходящим октановым числом. Как результат: двигатель — перегревается, его детали — изнашиваются, а мощность — снижается.
Самопроизвольное воспламенение случается при использовании горючего с несоответствующим октановым числом. К примеру, по рекомендациям завода-изготовителя в бак нужно заливать АИ-98. Если вы заливаете АИ-92, мотор будет детонировать. Конструктивные особенности мощных моторов рассчитаны на высокую степень сжатия топливовоздушной смеси.
Детонация может произойти по различным причинам, но часто это последствия неподходящего октанового числа. При регулярном использовании такого горючего возникают проблемы с силовым агрегатом. Последствия ударной волны, которая возникает при детонации, бывают плачевными. Самые частые из них — повреждение стенок или разрыв прокладки головки цилиндров, срыв кромок поршня и поломка датчика дроссельной заслонки.

Как повысить октановое число?

Улучшение качества топливной смеси позволяет защитить двигатель и повышает эффективность его эксплуатации. На заводах для модификации октанового числа бензина используются ароматические и парафиновые углеводороды. Помимо технологических процессов и методологий на производстве, октановое число также повышают присадками. Они известны под названием антидетонаторы или октан-корректоры.

Присадками повышают октановое число автомобильного топлива около 100 лет. Они действительно способствуют изменению октанового числа в лучшую сторону. Некоторые из них были признаны вредными для окружающей среды и запрещены к использованию:

  • нафталин;
  • тетраэтилсвинец;
  • ферроцен;
  • спирт;
  • марганцевые добавки;
  • толуол, бензол.

Сейчас подобные присадки запрещены. Единственная присадка, которая продолжает использоваться в Европе и СНГ — это метилтретбутиловый эфир. Октановое число также повышают с помощью присадок на базе эфира, ароматических углеводородов и спиртов. Добавление этих веществ способствует увеличению октанового числа на 10–12 единиц. Единственный недостаток таких корректоров — это высокая испаряемость.

pic21.png

В некоторых случаях встречается повышение октанового числа присадками на заправках или этим занимаются сами автолюбители. Это крайне нежелательно, так как, помимо повышения октанового числа топлива, происходит снижение его качества. Неконтролируемое добавление присадок снижает качество бензина и сводит преимущество октан-корректоров на нет. Иногда горючее разбавляют водой, а потом улучшают его качество присадками. Такой тип топлива еще можно встретить на недобросовестных АЗС. Это еще одна причина, почему стоит заправляться в проверенных местах.

Как понизить октановое число?

Выбор подходящего топлива осуществляется в зависимости от рекомендаций производителя и по типу двигателя. По этой причине иногда возникает необходимость понизить октановое число бензина. Некоторая старая техника по-прежнему ездит на топливной смеси с октановым числом 76 и 80. Если купить такое горючее невозможно, приходится понижать его показатели. Иначе мотор будет работать неровно или заглохнет сразу после запуска.

pic22.png

Для этого можно применять народные способы, которыми пользуются водители, чтобы не обновлять технику. Чаще всего это проблема владельцев старых мотоблоков.

Популярные способы изменения октанового числа:

  • хранение горючего в открытой таре в течение нескольких дней;
  • разбавление АИ-92 керосином (его октановое число — 45);
  • разбавление топливной смеси моторным маслом в соотношении 1:1 (единственный минус — высокая цена);
  • добавление сернистых соединений;
  • разбавление различными топливными соединениями, выветрившимся АИ-92 или АИ-95, но не водой.

pic23.png

Вмешательство может касаться не только топлива, но и самого двигателя. Чтобы мотор мог работать на горючем с высоким октановым числом, стачивают головки или перемещают зажигание. Такие манипуляции нужно проводить только со знанием дела, иначе можно вывести из строя весь узел.

Не все методы безопасны, поэтому рекомендуется применять их с осторожностью. До того как приступить к снижению октанового числа, нужно обязательно измерить параметр. Для этого можно воспользоваться специальными приборами под названием индикаторы качества бензина. В промышленных условиях применяют исследовательский и моторный метод. Также можно заправиться там, где вы уверены, что заявленные параметры соответствуют действительности. Еще можно попросить на заправке контакты заводов по переработке нефти, чтобы связаться с ними и заказать нужную марку горючего.

Влияние бензина со слишком низким или высоким октановым числом на двигатель

Все автолюбители слышали хотя бы раз о том, что заливать в бак нужно такое горючее, которое рекомендует сам производитель. Но почему? Это объясняется тем, что в моторах с высокой степенью сжатия, нужен высокооктановый бензин, и наоборот. Последствия слишком высокого или низкого октанового числа отражены в таблице ниже.

Влияние октанового числа на двигатель

Показатели октанового числа

Ниже рекомендуемых показателей

  • горючее не успевает сгорать;
  • высокая температура работы узла;
  • увеличение расхода топлива или незначительное снижение потребления;
  • прогорание выпускных седел и клапанов;
  • образование осадков из-за большого количества присадок и модификаторов.
  • появление детонации;
  • снижение мощности мотора;
  • перегрев и поломка элементов поршневой группы;
  • неровная работа двигателя и проблемы с запуском;
  • образование рывков при движении;
  • нестабильная работа коленвала;
  • износ силового агрегата;
  • увеличение расхода топлива в среднем на 2–3 л.

pic24.png

Если вы заливаете в бак горючее с нужным октановым числом, но по-прежнему сталкиваетесь с различными проблемами в работе двигателя, заправляйтесь на других АЗС. В некоторых случаях заявленные цифры не соответствуют действительности или топливо попросту предварительно разбавляют водой. Сотрудничайте только с проверенными автозаправочными сетями, чтобы заявленное октановое число соответствовало действительности.

Все об октановом числе: полезный справочник

Любой автомобильный мотор разрабатывается под определенный тип топлива. Именно характеристики топливной смеси позволяют инженерам корректно рассчитать нужный объем камер сгорания, конфигурацию поршней. Водителю нужно обязательно учитывать рекомендации производителя, неверно подобранное октановое число бензина не просто не позволяет двигателю работать с должной эффективностью, но представляет опасность, может спровоцировать серьезные внутренние повреждения, для устранения которых потребуется капитальный ремонт. Что такое октановое число? Как оно рассчитывается, как влияет на функционирование силовой установки?

  1. Что такое октановое число топлива?
  2. Что такое детонация и на что она влияет?
  3. Как определить октановое число?
    • Как повысить октановое число?
    • Как понизить октановое число?
  4. Как влияет на двигатель бензин с низким и высоким октановым числом?

Что такое октановое число топлива?

Октановое число

Октановое число — это показатель, который характеризует детонационную стойкость топлива, применяемого в двигателях внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием.

Автомобилист должен знать, какое октановое число бензина подходит его автомобилю. Почему это важно? Показатель определяет, насколько хорошо топливо сопротивляется детонациям, неконтролируемым воспламенениям рабочей смеси. Внутри цилиндра ДВС расположен поршень, при движении которого вниз цилиндр наполняется топливовоздушной смесью, движение вверх провоцирует сжатие и дальнейшее воспламенение за счет искры, воспламенение толкает поршень вниз, за счет чего формируется сила, вращающая вал мотора. Чем выше характеристика, тем большее давление выдерживает смесь до воспламенения, тем больше энергии она способна произвести.

Октановое число определяется в процессе лабораторных исследований, на одноцилиндровых стендах. Тестовый состав сформирован парой углеводородов, изооктаном, показатель которого равен 100, и н-гептаном, с нулевым значением. Компоненты смешиваются в нужной пропорции. Если эталонный состав содержит 95% изооктана, то его характеристики идентичны бензину марки АИ-95. Далее работа состава сравнивается с бензином аналогичной марки. Если ДВС функционирует так же, то октановое число топлива соответствует норме, если же имеются отклонения, оно нуждается в корректировке.

Ремонт и обслуживание в официальном сервисе Avilon
Вы отправляете заявку online
С вами согласовывается предварительная стоимость и дата визита
Работы выполнены, ваш автомобиль обслужен

Что такое детонация и на что она влияет?

Что такое детонация топлива?

Под детонацией понимается процесс самопроизвольного воспламенения топливной смеси. Если мотор функционирует корректно, то сгорание плавное, искра формирует вспышку в момент, когда поршень достигает крайнего верхнего положения. Самопроизвольный процесс имеет место, когда вспышка возникает в процессе сжатия, из-за чего увеличивается нагрузка на поршень и стенки цилиндра, как механическая, так и термическая.

На что влияет детонация? На все рабочие характеристики ДВС. При ее возникновении мотор просто не может работать нормально. Корректное сгорание предполагает, что пламя распространяется со скоростью от 20 до 40 метров в секунду, отсутствие контроля увеличивает этот показатель до 2000, что идентично взрыву. Определить опасную ситуацию можно по характерным хлопкам, металлическим звукам. Из-за нее мотор сильно греется, теряет мощность, камеры сгорания быстро загрязняются. Если не понимать, что значит детонация, игнорировать ее признаки, продолжать использовать горючее низкого качества или неправильной марки, то очень скоро придется столкнуться с необходимостью капитального ремонта, а то и замены силовой установки.

Как определить октановое число?

Таблица зависимости октанового числа

Определение октанового числа с максимальной точностью возможно только в условиях специализированной лаборатории. Специалисты используют две технологии:

  1. Моторная, для которой требуется одноцилиндровый испытательный стенд. Он позволяет оперативно корректировать степень сжатия, сама проверка почти на 100% идентична поведению реального автомобильного двигателя на загородной магистрали. Нормативный документ, в соответствии с положениями которого проводятся тесты – ГОСТ 511/82.
  2. Исследовательская, основанная на сравнении эталонного и опытного топливных образцов. Регламентирующий нормативный акт – ГОСТ 8226.

Многих водителей интересует, как определить октановое число самостоятельно, чтобы определить одну из вероятных причин поломки авто. К сожалению, с высокой точностью сделать это невозможно. Перед тем, как проверить октановое число, можно прочитать массу специализированной литературы и даже обзавестись специальным прибором, октанометром, но даже у наиболее совершенных моделей погрешность доходит до 5 единиц, а у большинства простых – до 10. Это очень много.

Если говорить о минимальных и максимальных показателях, то когда-то на АЗС был распространен бензин АИ-76. Нетрудно понять, чему равно октановое число этой марки – 76 единицам. Сейчас марка уже не продается, машины, использующие ее, давно сняты с производства, минимальное значение, которое можно увидеть на информационных щитах заправочных станций – 80. Максимальное октановое число – 130-140, но оно запрещено экологическими актами, присадки, позволяющие достичь таких цифр, довольно опасны. Гоночные новые авто используют топливо с ОЧ 102, авиатехника – 115.

Инструкция: как повысить октановое число?

Как повысить октановое число?

Как повысить октановое число, если у купленной партии горючего оно оказалось ниже заявленного? Это довольно трудно. В рамках производства нефтеперерабатывающие заводы могут вносить коррективы в технологию, применять специальные катализаторы, за счет которых формируются соответствующие углеводороды.

Стоит знать, чем повысить октановое число и водителю. В магазинах автомобильной химии доступны специальные присадки, основные компоненты которых – ароматические углеводороды, спирты, тетраэтилсвинец. Они весьма эффективны, рост составляет до 12 единиц, при этом, вред для экологии отсутствует. Минус – высокая летучесть присадок, их имеет смысл заливать непосредственно в бак, при долговременном хранении топливо однозначно растеряет достигнутые свойства.

Инструкция: как понизить октановое число?

Как понизить октановое число?

Над тем, как понизить октановое число бензина правильно и безопасно, часто задумываются владельцы старых машин, моторы которых просто не рассчитаны на современные марки. Самый простой способ – ожидание. Открытую емкость с топливом нужно просто выдержать в течение определенного времени. В среднем, значение падает на 0.5 единицы в сутки, что объясняется испарением летучих компонентов.

Если говорить о том, как понизить октановое число быстро, то допустимо, но не рекомендовано добавление керосина. Методика сложна в расчетах, непросто определить необходимые пропорции, а ошибка стоит очень дорого.

Как влияет на двигатель бензин с низким и высоким октановым числом?

Влияние октанового числа топлива на двигатель

Причины возникновения детонации – ошибки водителя, эксплуатация топлива со слишком низким ОЧ, обман на АЗС. Длительная работа в таком режиме категорически не рекомендована. Сначала начинают доноситься посторонние звуки, потом мощность ДВС сильно падает, растет топливный расход. Страдает и выхлопная система, по которой выходят раскаленные газы. Лучшее решение в такой ситуации – сбросить обороты и осторожно доехать до заправки за нужным горючим. Стоит вновь прочесть, что значит детонация, чтобы понять всю опасность явления.

Использовать бензин с большим октановым числом – это тоже ошибка, несмотря на то, что многие водители считают иначе. В первую очередь, придется столкнуться с увеличением расхода, если же работа длительная, то на свечах, клапанах, поршнях начнет формироваться нагар, мощность серьезно упадет, потеряется динамика. Все это объясняется тем, что топливовоздушная смесь просто не будет в достаточной мере сжиматься, это не предусмотрено конструктивными особенностями двигателя, ее горение станет медленным, неполным. Постепенно ситуация усугубится, выпускные клапаны перегреются, а в критическом случае – прогорят. Замена клапанов – одна из наиболее сложных восстановительных задач, без капитального ремонта не обойтись, а это долго и дорого.

Если даже примерно понимать, что представляет собой октановое число, это простыми словами поможет объяснить и нежелательные последствия, связанные с некорректным выбором. Чтобы работа ДВС была безаварийной, нужно грамотно подбирать топливо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *