Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Перейти к содержимому

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

  • автор:

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры двигателя (датчик температуры охлаждающей жидкости, ДТОЖ) представляет собой важный элемент в устройстве автомобиля. Основная задача – определять температуру ДВС и своевременно уведомить водителя о перегреве двигателя.

Примечательно то, что в зависимости от температуры ЭБУ двигателем регулирует и изменяет различные параметры работы мотора (угол опережения зажигания УОЗ, смесеобразование, обороты холостого хода и т.д.).

Вполне очевидно, что если датчик охлаждающей жидкости выходит из строя, двигатель может работать с перебоями, перегреться, могут возникать ложные уведомления о перегреве и т.п. Далее мы рассмотрим устройство ДТОЖ, как проверить датчик температуры, а также как выполняется замена датчика температуры охлаждающей жидкости.

Устройство датчика температуры двигателя

Датчик температуры двигателя схема

Как уже было сказано, указанный датчик измеряет температуру не самого «железа», а охлаждающей жидкости (антифриза или тосола) в системе охлаждения двигателя. Другими словами, замеряется температура ОЖ в системе охлаждения двигателя.

Устройство ДТОЖ простое. Фактически, это термистор (терморезистор) в корпусе. Резистор работает таким образом, что сопротивление падает по мере повышения температуры охлаждающей жидкости, то есть чем выше нагрев, тем меньше сопротивление.

Признаки неисправности датчика температуры ОЖ

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за качеством работы ДТОЖ. Если же замечены признаки неисправности, требуется проверить датчик температуры охлаждающей жидкости. Если датчик вышел из строя, необходима его замена.

Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя зачастую диагностируются визуально путем осмотра элемента. Обычно на датчике видны повреждения (как механические, так и в результате коррозии).

Как правило, трещины корпуса датчика и сильный налет в виде ржавчины указывают на то, что работоспособность устройства будет нарушена. Однако, из строя может выйти и сам терморезистор в корпусе.

В данном случае на проблемы с термистором указывают следующие признаки:

  • указатель температуры охлаждающей жидкости показывает перегрев двигателя даже на холодном ДВС, показания плавают и т.д.;
  • постоянно срабатывает или не срабатывает вентилятор охлаждения;
  • увеличен расход горючего, повышены обороты холостого хода, двигатель плохо заводится, может глохнуть, обороты плавают или скачут и т.д.
  • на приборной панели горит чек или загорается значок термометра.

При появлении данных симптомов нужно сначала убедиться в том, что вышел из строя именно датчик. После этого следует выполнять замену ДТОЖ. Кстати, стоимость датчика для большинства распространенных моделей авто вполне доступная. На практике, датчик температуры ВАЗ по сравнению с датчиком для иномарки стоит практически одинаково, особенно если использовать качественные аналоги вместо оригинальных.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Для начала, нужно разобраться, где стоит датчик температуры ОЖ. Если просто, ДТОЖ представляет собой компактное устройство в корпусе, которое должно напрямую контактировать с охлаждающей жидкостью для измерения ее температуры.

На датчике выполнена резьба. Благодаря такой резьбе он вкручивается в головку блока цилиндров, может стоять на верхнем шланге радиатора, также местом установки в ряде случаев является корпус термостата.

Обратите внимание, так как датчик должен иметь контакт с охлаждающей жидкостью, низкий уровень антифриза или тосола в системе может быть причиной того, что показания не точные. Получается, перед проверкой датчика следует проверять уровень ОЖ в системе.

Еще добавим, что есть модели авто, где стоят сразу два ДТОЖ (один датчик температуры двигателя ставится на выходе жидкости из двигателя, тогда как другой на выходе жидкости из радиатора системы охлаждения).

В данном случае нужно учитывать, что сбои может давать только один датчик, так как сразу два выходят из строя редко. Так или иначе, определившись с тем, где находится датчик ДТОЖ, местом его установки и общим количеством таких датчиков, можно переходить к тому, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

Сначала нужно убедиться, что проводка на датчик исправна. Чтобы ДТОЖ нормально работал, на датчик подается постоянное напряжение 5 Вольт. Чтобы проверить проводку, нужно от датчика отключить провода, после чего завести мотор и мультиметром проверить подаваемое на датчик напряжение.

  • В случае, когда напряжение в норме (5 Вольт), тогда можно переходить к проверке датчика. Сначала датчик выкручивается ключом и осматривается на предмет механических повреждений. Далее следует проверять сопротивление и общую работоспособность.

Для этого потребуется мультиметр, электронный термометр, электронагреватель или чайник для подогрева воды. Сняв датчик с машины, проверку ДТОЖ можно осуществить двумя способами.

Чтобы проверить датчик при помощи нагрева:

  • сначала термометр ставится в чайник с холодной водой;
  • затем к датчику присоединяется мультиметр, включается режим замера сопротивления;
  • теперь сам датчик помещается в чайник.

Далее показания сопротивления фиксируются. Сначала замеры делаются для холодной воды, затем нужно начать нагрев воды. Параллельно фиксируются показания сопротивления при нагреве до 10, 15, 20 градусов Цельсия и выше.

Далее полученные показания нужно сравнить с оптимальными, которые можно найти в технической литературе, в специальных таблицах или на автофорумах. Если заметны сильные отличия от нормальных показателей, тогда датчик температуры охлаждающей жидкости вышел из строя и требуется его замена.

Второй способ проверки ДТОЖ быстрый и простой, однако, менее точный. Термометр для диагностики не нужен. С учетом того, что вода кипит при 100 градусах, то есть температура выше не поднимается, данную отметку можно использовать в качестве контрольной точки.

Остается только поместить датчик температуры ОЖ в кипящую воду и замерить сопротивление датчика тестером-мультиметром. Нормой считается показатель, когда при нагреве жидкости до 100 градусов Цельсия датчик показывает среднее сопротивление 175-178 Ом.

Однако, важно учитывать и то, что во время кипения температура может быть не 100, а 96-98 градусов. Другими словами, есть небольшая погрешность. Принимая во внимание такую поправку, нормальными можно считать показания по сопротивлению датчика на отметке 195-210 Ом.

В любом случае, сравнение полученных данных с таблицей сопротивления ДТОЖ позволяет четко определить, есть ли проблемы с датчиком и работоспособностью терморезистора датчика температуры охлаждающей жидкости.

Подведем итоги

Как видно, датчик температуры двигателя является таким элементом, который не только измеряет температуру для уведомления водителя о перегреве, но и тесно взаимодействует с ЭСУД автомобиля и самой системой охлаждения.

В зависимости от показаний ДТОЖ, блок управления корректирует топливно-воздушную смесь, управляет оборотами двигателя и зажиганием. Также показания датчика инициируют включение вентилятора охлаждения двигателя и т.д.

По этой причине в случае появления проблем и сбоев в работе ДВС, при возникновении ошибок на панели приборов, а также некорректной работы системы охлаждения, указанный датчик ДТОЖ нуждается в диагностике.

По результатам данной проверки датчика температуры мотора принимается решение о замене данного элемента или поиске других проблем, которые могут быть причиной перегрева или сбоев в работе ДВС.

Реклама наших партнеров

Акционные товары

Addinol Premium 0530 FD (5W30) 5 л

Addinol Premium 0530 FD (5W30) 5 л

Addinol Super Light 0540 (5W40) 5 л

Addinol Super Light 0540 (5W40) 5 л

Bosch S5 002 12В 54Ач

Bosch S5 002 12В 54Ач

Bosch S5 001 12В 52Ач

Bosch S5 001 12В 52Ач

  • Моторные масла
    • Для легковых автомобилей
    • Для грузовых автомобилей
    • Для смешанного автопарка
    • Для 4-х тактных двигателей
    • Для 2-х тактных двигателей
    • Газомоторные масла
    • Суда и рельсовый состав
    • Тракторные масла
    • Для газонокосилок
    • Автоматическая КП
    • Механическая КП
    • Гидродинамические редукторы
    • Антифриз
    • Стеклоомыватель
    • Tормозная жидкость
    • Очистка двигателя
    • Масляный фильтр

    Новые записи в блоге

    • 01.08.2023 Снятие головки блока цилиндров: правильный демонтаж ГБЦ
    • 19.07.2023 При перегазовке хлопки в глушителе: карбюратор, инжектор, дизель
    • 07.07.2023 Что можно понять по цвету свечей зажигания при проверке
    • 05.07.2023 О чем говорит нагар на свечах зажигания и его цвет
    • 28.06.2023 После запуска двигателя черный или сизый дым

    Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

    Датчик температуры окружающей жидкости (ДТОЖ) – важнейший элемент автомобиля, своевременно предупреждающий о перегреве мотора. Выступает частью системы управления двигателем. В зависимости от его показаний регулируются различные параметры работы мотора: угол опережения зажигания, частота вращения коленчатого вала, процентное соотношение топлива в рабочей смеси и многое другое.

    Его устройство довольно простое. Это термистор, расположенный в корпусе. Термистор — это тот же резистор, с той лишь разницей, что сопротивление снижается с повышением температуры. Если датчик температуры выйдет из строя, это может привести к перегреву двигателя. Необходимо следить за его состоянием и при необходимости иметь возможность его оперативно заменить.

    Что указывает на неисправность датчика?

    Чаще он выходит из строя из-за повреждения, которое может быть механическим или коррозионным. Если же у датчика треснул корпус, он приходит в негодность. Может выйти из строя сам термистор, расположенный в корпусе, и на его неисправность указывают следующие факторы:

    1. Загорается контрольная лампа, сигнализирующая о перегреве двигателя
    2. Увеличивается расход бензина
    3. Возникают сложности с запуском мотора, может произойти самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов
    4. На приборной панели появляются сигналы об ошибках.

    Если есть признаки поломки датчика температуры, необходимо оперативно провести замену. Его стоимость невысока.

    Причины неисправности датчика температуры

    Благодаря простоте конструкции, поломки случаются редко. Но тем не менее необходимо знать основные причины выхода датчика из строя, так как это важный элемент и необходимо периодически проводить профилактику.

    Причины неисправности датчика температуры могут быть следующими:

      Низкое качество антифриза.

    Использование плохого антифриза или отечественного «Тосола» может привести к тому, что поверхность датчика разъедается или покрывается кристаллическим осадком. Температурное воздействие на датчик меняется, и он показывает неверные данные, чаще всего, в сторону занижения температуры.

    К сожалению, на рынке встречается много подделок и часто распространены датчики от «безымянных» производителей. Или же датчик может иметь незначительные повреждения и в результате выходить из строя.

    В результате изменяются его показатели. Такое встречается при нарушении целостности резьбы, если датчик устанавливался с чрезмерным усилием на затяг или наблюдается износ прокладки-вкладыша.

    Это самая распространенная причина выхода из строя датчика. Может быть вызвано целым рядом причин: резким скачком напряжения в электросистеме автомобиля или из-за обычной коррозии контактов.

    Как проверить датчик температуры?

    Сначала убедитесь в отсутствии неисправности в проводке автомобиля. На ДТОЖ должно постоянно подаваться напряжение в 5 Вольт. Далее проверьте датчик на правильность определения сопротивления. Для этого потребуются: мультиметр, термометр, электрический чайник (или устройство, способное подогревать воду), ключ для демонтажа датчика.

    Способ 1. Проверка датчика в электрочайнике

    Для этого вам потребуется:

    1. Поместить электронный термометр в электрочайник. Он должен выдерживать высокие температуры.
    2. Присоединить к датчику мультиметр
    3. Поместить датчик в чайник
    4. Замерить и записать показания датчика
    5. Включить чайник и записывать показания сопротивления датчика при достижении точек нагрева: +10 С, +15 С, +20 С. Сравнить полученные результаты с таблицей.

    Если значения сильно отличаются от идеальных, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и требует замены.

    Способ 2. Проверка датчика без использования термометра

    Это менее точный, но более простой способ. Его особенность заключается в том, что кипящая вода выше 100С подниматься не будет. Эту температуру можно взять за контрольное значение и провести измерение температуры датчика при данной температуре. Поместите датчик в кипящую воду и замерьте сопротивления при помощи мультиметра. При температуре в 100 С датчик должен показывать 177 Ом. Учитывая все погрешности (снижение температуры воды до 95-97С), сопротивление может достигать 210-190 Ом.

    Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости?

    Датчик температуры охлаждающей жидкости – это важный компонент, который отвечает за передачу информации о температуре двигателя на приборную панель и ЭБУ. Неправильная работа этой детали может привести к различным проблемам, включая перегрев мотора. Поэтому регулярная проверка его функциональности является важным аспектом обслуживания автомобиля. В данной статье мы расскажем, как проверить датчик температуры самостоятельно.

    Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости не снимая: пошаговая инструкция

    Шаг 1. Подготовка к проверке

    Прежде чем начать проверку, убедитесь, что двигатель автомобиля полностью остыл. Работа с горячим двигателем может быть опасной и привести к ожогам.

    Шаг 2. Нахождение датчика температуры

    Датчик температуры охлаждающей жидкости обычно находится вблизи двигателя. Используйте руководство по эксплуатации вашего автомобиля для определения местоположения детали. Обычно он расположен на блоке цилиндров или на радиаторе.

    Шаг 3. Проверка соединений

    Убедитесь, что все электрические соединения к датчику температуры надежно подключены. Иногда плохие соединения могут привести к неправильной работе датчика.

    Шаг 4. Проверка на коррозию

    Проверьте датчик на наличие признаков коррозии или повреждений. Плохое состояние запчасти может привести к неправильным показаниям температуры.

    Шаг 5. Проверка приборной панели

    Если после проверки датчика температуры все еще существуют подозрения на его неисправность, вы можете также проверить приборную панель. Проверьте, отображаются ли на ней корректные данные о температуре силового агрегата. Если приборная панель показывает аномальные данные, проблема может быть связана как с ДТОЖ, так и с самой панелью.

    Как проверить датчик температуры мультиметром?

    Для проверки возьмите мультиметр и выполните следующие шаги:

    1. Установите прибор на режим измерения сопротивления (омметр).
    2. Отсоедините разъем от датчика и прикрепите контакты мультиметра к контактам детали.
    3. Сравните показания мультиметра с допустимыми значениями, указанными в руководстве по эксплуатации авто. Если показания сильно отличаются от нормы, вероятно, датчик требует замены.

    Заключение

    Проверка датчика охлаждающей жидкости является важной процедурой, которая поможет предотвратить серьезные проблемы с двигателем. Регулярное обслуживание и проверка всех компонентов системы охлаждения помогут сохранить транспортное средство в рабочем состоянии и продлить его срок службы. Если у вас возникают сомнения или затруднения при проверке датчика, всегда лучше обратиться к специалисту для профессиональной помощи.

    Быстро подобрать масла и запчасти для ТО можно кликнув по этой ссылке:

    В интернет-магазине Drossel можно прочитать актуальные отзывы автолюбителей и купить качественные запчасти по выгодным ценам. Доставка товаров осуществляется оперативно во все регионы Украины.

    Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

    Датчик температуры охлаждающей жидкости — тип с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления.

    Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

    •Большинство датчиков температуры охлаждающей жидкости, используемых в автомобилях, принадлежат к типу с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Этот датчик представляет собой термистор, в котором сопротивление уменьшается с ростом температуры.
    •Отогните резиновый защитный чехол на штекере датчика охлаждающей жидкости.
    •Подсоедините отрицательный провод вольтметра к заземлению двигателя.
    •Определите контакты для сигнала и заземления.
    •Подсоедините положительный провод вольтметра к проводу, соединенному с контактом для сигнала на датчике температуры охлаждающей жидкости.
    •Когда двигатель холодный и не работает, включите зажигание.
    •В зависимости от температуры должно быть получено напряжение примерно от 2,0 до 3,0 В. Руководствуйтесь приводимой ниже таблицей для значений напряжения при различных температурах.

    Таблица типичных значений напряжения и сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости.

    Температура С Сопротивление Ом Напряжение В
    0 4800 — 6600 4,00 — 4,50
    10 4000 3,75-4,00
    20 2200 — 2800 3,00 — 3,50
    30 1300 3,25
    40 1000-1200 2,50 — 3,00
    50 1000 2,50
    60 800 2,00-2,50
    80 270 — 380 1,00-1,30
    110 0,50
    разрыв цепи 5,0 + 0,1
    замыкание на «землю» 0

    •Проверьте, что напряжение датчика температуры охлаждающей жидкости соответствует его температуре. При этом потребуется термометр.
    •Заведите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. Когда двигатель прогревается, напряжение должно уменьшаться в соответствии с таблицей, приведенной выше.
    •Обычной проблемой является то, что выходное сопротивление (и напряжение) изменяется вне пределов своего нормального диапазона. Если нормальное значение напряжения датчика температуры охлаждающей жидкости составляет 2,0 В на холодном и 0,5 В на горячем двигателе, то неисправный датчик может выдавать напряжение 1,5 В на холодном и 1,25 В на горячем двигателе, что приводит к затрудненному запуску холодного двигателя и к работе на переобогащенной смеси горячего двигателя. Это не приведет к выдаче кода неисправности (если электронный модуль управления не запрограммирован на определение изменений напряжения со временем), так как датчик продолжает работать в пределах своих конструктивных параметров. Если такая неисправность имеет место, замените датчик. ЗАМЕЧАНИЕ: Этот пример является типичным, но это не значит, что он соответствует реальным значениям, получаемым в конкретной системе при ее проверке. •Проведите следующие проверки, если напряжение сигнала датчика равно О В (цепь подачи напряжения разомкнута или закорочена на «землю») или равно 5,0 В (цепь разомкнута). Напряжение на контакте для сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости равно 0 В •Проверьте, что контакт для сигнала на датчике не закорочен на заземление.
    •Проверьте провода для подачи сигнала между датчиком и электронным модулем управления.
    •Если провода датчика нормальные, но выходного напряжения с электронного модуля управления нет, проверьте все соединения цепей подачи напряжения и заземления на электронном блоке управления. Если эти соединения нормальные, то под подозрение подпадает электронный модуль управления. Напряжение на контакте для сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости равно 5,0 В •Это напряжение равно напряжению в разомкнутой цепи и будет получено при хотя бы одном из следующих условий: a)контакт для сигнала в штекере датчика температуры охлаждающей жидкости не обеспечивает контакта с датчиком;
    b)цепь датчика разорвана;
    c)цепь заземления датчика разомкнута. Напряжение сигнала или опорное напряжение равно напряжению аккумуляторной батареи •Проверьте наличие короткого замыкания на провод, соединенный с положительным контактом аккумуляторной батареи или на провод, подающий напряжение. Измерение напряжения с помощью омметра Датчик температуры охлаждающей жидкости на автомобиле •Проверка сопротивления может производиться при различных температурах с последующим сравнением с данными таблицы температурной зависимости сопротивления. •Когда сопротивление находится в пределах установленных значений для холодного двигателя (20°С), температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах ± 5,0 В от указанного значения. •Допуск может быть сделан для температуры, полученной при измерениях вне датчика или канала для охлаждающей жидкости. Это происходит потому, что истинная температура охлаждающей жидкости может быть больше, чем температура поверхности датчика. Датчик температуры охлаждающей жидкости вне автомобиля •Поместите датчик в подходящую емкость с водой и измерьте температуру воды.
    •Измерьте сопротивление датчика и проверьте его по таблице температуры.
    •Подогревайте воду, периодически измеряя температуру воды и сопротивление датчика и сравнивая их с данными таблицы.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости тип с положительным температурным коэффициентом

    •Датчик температуры охлаждающей жидкости с положительным температурным коэффициентом устанавливается на небольшое число систем (в основном на автомобили Renault). Он представляет собой термистор, сопротивление которого возрастает с ростом температуры.
    •Общие методы проверки совпадают с описанными выше для датчика температуры охлаждающей жидкости с отрицательным температурным коэффициентом. Сравнивайте данные измерений с таблицей сопротивлений и напряжений датчика.

    C Om B
    0 254-266
    20 283-297 0,6 — 0,8
    80 383-397 1,0-1,2
    разрыв цепи 5,0 ±0,1
    замыкание на «землю» 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *