Как проверить антифриз на замерзание
Перейти к содержимому

Как проверить антифриз на замерзание

  • автор:

Как проверить антифриз в автомобиле? Проверка качества, состояния и уровня антифриза

Любой автомобиль нуждается в регулярных технических осмотрах. В процессе проверки особое внимание стоит уделить рабочим жидкостям всех узлов автомобиля. Это касается и антифриза. В обязательном порядке автовладелец должен быть в курсе качества, состояния и уровня охлаждающей жидкости, поскольку в ее задачу входит поддержание необходимого температурного режима силовой установки. Какие параметры стоит измерять у антифриза?

проверить антифриз

Качество рабочей жидкости

Перед заливкой антифриза стоит проверить его пригодность к эксплуатации в радиаторе. Существует несколько способов оценить состояние охлаждающей жидкости.

Специальный прибор с 2 щупами используют для проверки антифриза, уже залитого в систему. Для этого один щуп опускают в радиатор или расширительный бачок на глубину соприкосновения с жидкостью, а второй прикладывают к зачищенной металлической поверхности двигателя. По данным, показанным на дисплее мультиметра, определяют качество антифриза:

    • до 150 мВ – пригодный к работе;
    • 150-300 мВ – жидкость с выработанными антикоррозийными, смазывающими и защитными присадками;
    • больше 300 мВ – требуется срочная замена.

Чем объяснить наличие напряжения между жидкостью и корпусом? Оно обусловлено происходящим электролизом, чем меньше антикоррозийных присадок, тем больше усиливается электролиз.

Тестовую полоску опускают в жидкость. Через несколько минут проверяют результат реакции – узнают pH-фактор. В норме этот показатель 7-9.

Немного жидкости растирают между пальцами. Хороший антифриз по консистенции напоминает мыльный раствор. Если при подогревании охлаждающая автомобильная жидкость источает запах нашатыря, то она непригодна к использованию.

Антифриз можно проверить на замерзание с помощью ареометра. Также контролируют и температуру кипения – чем она ниже, тем хуже для двигателя.

Как проверить уровень антифриза

Охлаждающую жидкость проверяют только на холодном двигателе. Антифриз во многих автомобилях залит в полупрозрачный пластиковый бачок с отметками уровня max и min. Достаточно визуально осмотреть емкость, чтобы определить количество содержимого.

Если система охлаждения автомобиля не предусматривает наличие бачка, то контроль производится через горловину радиатора.

Чтобы поддерживать автомобиль в исправном состоянии, необязательно разбираться во всех тонкостях. Обращайтесь за услугами, связанными с диагностикой, ремонтом и обслуживанием транспортного средства, к специалистам СТО «Дрога» в Минске. Мы предлагаем ремонт двигателя, подвески, коробки передач. Выявим проблемы на начальном этапе, запланируем обязательные и профилактические работы независимо от марки и года выпуска автомобиля. Доверьте заботу о безопасности вашего передвижения профессионалам!

О нас

Решаем поставленные задачи по ремонту автомобилей любой сложности. Всегда готовы предоставить полный комплекс высококвалифицированных услуг, технического обслуживания и ремонта автомобиля, с гарантией качества выполненных работ.

Как проверить качество антифриза?

Как проверить качество антифриза?

Как проверить качество антифриза?

Антифризом обычно называют автомобильные охлаждающие жидкости с низкой температурой замерзания, обычно намного ниже температуры замерзания воды. Название произошло от греческого слова ἀντι- — против и английского freeze — замерзать. Многие считают что антифриз и отечественный тосол это разные жидкости, по факту Тосол – это торговое название отечественных антифризов. «Тосол» и антифриз марки G11 практически одинаковы по составу, отличаются только применяемые присадки. Основное назначение антифриза (охлаждающей жидкости) – отвод избыточного тепла от двигателя и передача его в окружающую среду.

Основой большинства антифризов является этиленгликоль или реже пропиленглиголь, именно он придает раствору низкотемпературные свойства. В зависимости от процентного содержания в смеси с дистиллированной водой, меняется температура кристаллизации антифриза. Кстати бытующее мнение, что чем крепче раствор (больше концентрата антифриза) тем лучше ошибочно. При соотношении концентрата антифриза более 50% в растворе с водой, температура кристаллизации раствора повышается, то есть такая смесь замерзает при более высокой температуре, только при этом образуется густой гель, а не кристаллы сплошного льда. Да этот гель не может разорвать двигатель при больших морозах, но может нарушить общую циркуляцию и привести к локальным перегревам. Также загустевший в гель сильно концентрированный антифриз создает повышенную нагрузку на помпу и может даже повредить крыльчатку.

Кроме этиленгликоля и пропиленгликоля в антифриз добавляют противокоррозионные присадки. Этиленгликоль довольно агрессивен к деталям, из которых сделан двигатель автомобиля и без применения присадок довольно быстро разъел бы его изнутри. Присадки, растворенные в антифризе, покрывают внутренние поверхности двигателя тончайшей пленкой, которая и защищает его от внутренней коррозии. Но, к сожалению, эта защита от коррозии не является вечной и поэтому для разных типов антифризов в зависимости от используемой основы и пакета присадок, производители устанавливают предельный срок эксплуатации антифриза, по истечении которого его рекомендуют менять.

Несоблюдение рекомендованных сроков замены приводит к внутренней коррозии блока цилиндров и его головки. К выходу из строя помпы, радиатора охлаждения, радиатора печки. Образующиеся при этом продукты коррозии (ржавчина), могут забить соты радиатора охлаждения двигателя и привести к его перегреву.

Как же узнать хороший или плохой антифриз в автомобиле?

И не пора ли его менять? Этот вопрос обычно не тревожит автовладельцев, которые регулярно обслуживают автомобиль и сохраняют все заказ наряды с автосервиса. Сложнее тем, кто приобрел автомобиль на вторичном рынке, особенно если у него уже сменилось несколько владельцев. Проследить историю обслуживания автомобиля в таких случаях довольно затруднительно. Обращения, в какой либо автосервис, обычно тоже не приносят результата… Я пообщался с коллегами по автобизнесу и выяснил, максимум, что могут предложить в большинстве автосервисов – это проверку температуры замерзания антифриза ареометром. Но проблема в том, что у нового и очень старого антифриза температура замерзания не меняется! Старый антифриз не замерзает, он начинает разъедать двигатель!

Самое интересное, что проверка качества антифриза не вызывает никаких проблем и очень проста. Для определения качества антифриза используется его показатель PH (Щелочное число).

Зависимость тут довольно простая:

  • pH нового антифриза по ГОСТу – от 7,5 до 11,0
  • pH поработавшего антифриза но еще не разрушающего двигатель pH 6 -7
  • pH старого агрессивного антифриза меньше pH 6 – требуется срочная замена!

Проверка антифризаПроверка антифриза

Для измерения pH в автосервисах БиК Авто мы используем цифровые pH метры, их достоинства высокая точность, а недостатки – требуют частой калибровки в тестовых растворах.

Каждый автовладелец, может самостоятельно оценить качество антифриза в своем автомобиле и принять решение о его замене, использую лакмусовые тестовые pH полоски, которые можно приобрести в любом интернет магазине. Погрузив такую тест полоску в антифриз и сравнив получившийся цвет с прилагающийся образцовой шкалой можно с большой вероятностью определить безопасен для двигателя антифриз или его нужно срочно менять.

Руководитель сети автосервисов БиК-Авто Борисов Борис.

Шесть из двенадцати! Половина антифризов замерзла при –35 градусах

Расследование по антифризам продолжается: если в прошлый раз охлаждающие жидкости (точнее, их пары) поджигали, то теперь попробуем образцы заморозить. Этот тест не претендует на особую научность, зато он очень простой и наглядный. Насколько термин «антифриз», буквальный перевод которого звучит как «против замерзания», соответствует характеристике, заключенной в самом названии? Двенадцать проб поместили в термокамеру, где были созданы условия 35-градусных морозов. О результатах — ниже.

Из истории вопроса: раньше была вода

Как говорилось в предыдущих публикациях, две важнейшие функции антифриза — это регулирование температуры в двигателе и предотвращение коррозии в системе охлаждения. И только на третьем месте — защита от замерзания.

На заре автомобилестроения в качестве охлаждающей жидкости использовали обычную воду. Между прочим, отличный теплоноситель. Однако есть два «но». Во-первых, вода оказывает существенное коррозионное воздействие на элементы системы охлаждения. А во-вторых, при замерзании она превращается в монолитный лед, расширяясь в объеме примерно на 10%.

— Это может привести к механическим повреждениям в системе охлаждения, — предупреждают специалисты. — Патрубки срывает, хомуты разжимает, в головке блока цилиндров образуются микротрещины.

Большинство производителей изготавливают охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля, который предотвращает ее замерзание. Данный компонент в чистом виде кристаллизуется уже при –13 градусах (здесь и далее градусы указаны по Цельсию). При этом в отличие от H2O смесь этиленгликоля с водой (в пропорции 50% на 50%) увеличивается в объеме всего на 1—1,5%, что некритично для автомобиля.

— Даже если раствор этиленгликоля и воды замерзнет, то он превратится не в монолитный лед, а в шугу (снежную рыхлую массу), которая не приводит к механическим повреждениям, — подчеркивают эксперты.

Тем не менее законодательством Евразийского экономического союза четко определена температура начала кристаллизации готовой к использованию охлаждающей жидкости. Она составляет –35 градусов. Если выше, то антифриз не соответствует требованиям технического регламента ЕАЭС.

Для сравнения: в Западной Европе используют охлаждающую жидкость с температурой начала кристаллизации от −20 до −37. А в Якутии — до −60 градусов!

На этикетках канистр с концентратом обычно указывают, в какой пропорции разводить его с водой. Вот почему еще важно следовать рекомендациям производителя антифриза: раствор с содержанием 25% этиленгликоля и 75% воды увеличивается в объеме на 3,5%. Жидкость, состоящая на 40% из этиленгликоля и на 60% из воды, — на 1,5%.

Эксперимент: −20, −25, −30, −35. Есть замерзшие!

Подобный эксперимент может провести практически любой автолюбитель, поместив колбу с антифризом в обычный холодильник. В нашем случае использовалась сертифицированная термокамера, которая несколько месяцев назад прошла поверку. Так что объективность результата и честность испытания гарантированы.

— В термокамеру загрузили двенадцать образцов антифризов разных производителей, — рассказывает Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс» (компания выступает партнером расследования). — Десять жидкостей продавались в готовом виде, еще две были приготовлены из концентрата согласно рекомендациям производителей.

Сперва была установлена температура в −20 градусов. Все пробы выдержали испытание, не выдав признаков кристаллизации. Тогда прибор настроили на −25. Результат тот же. Образцы даже не помутнели.

А вот при −30 градусах три антифриза «сдались», не выдержав температурного испытания.

— В колбах №8, 9 и 10 наблюдается процесс кристаллизации, — комментируют результат специалисты. — Стоит отметить, что на этикетках канистр (две из них произведены в России, одна в Беларуси) была указана температура замерзания в −40 градусов.

Разночтение в −35 (по законодательству) и −40 градусов (от производителя) эксперты объясняют следующим образом: «Так сложилось исторически. Температура начала кристаллизации, при которой в растворе появляются первые кристаллики льда, — это скорее технический параметр. Шуга (снежная кашица) образуется при температуре на пару-тройку градусов ниже».

Поэтому производители антифризов чаще указывают на этикетке т. н. температуру защиты, которая может составлять от −40 до +108 градусов.

Спустя сутки эксперимент продолжился. За это время температура в термокамере была понижена до −35 градусов. Даже через смотровое окошечко видно, что «капитулировали» еще три образца — №1, 2 и 4.

На этикетках двух из них производители указали температуру замерзания в −40 градусов, еще у одного стоял показатель в −35.

— В данном случае мы можем смело констатировать: образцы не соответствуют требованию технического регламента Таможенного союза, в котором четко указана температура начала кристаллизации антифризов — не выше −35 градусов, — замечает Евгений Рязанов. — Кроме того, наш небольшой эксперимент наглядно демонстрирует, что охлаждающая жидкость не отвечает параметру, указанному на этикетке.

Ранее сотрудники «Шате-М Плюс» в своей лаборатории устраивали аналогичную проверку антифризам. Примечательно, что некоторые повторно не прошли данное испытание.

Два образца и «горят», и «мерзнут»

В прошлый раз антифризы мы нагревали, чтобы выяснить температуру кипения. А для пущей убедительности поджигали пары. Все эти охлаждающие жидкости были подвергнуты и тесту на замерзание. Так вот две пробы и «горят», и «мерзнут»!

— Это еще одно свидетельство того, что данные антифризы некачественные, — подчеркивает Евгений Рязанов. — Более того, эти жидкости некорректно называть антифризами.

По словам специалистов, факт замерзания говорит о том, что в охлаждающей жидкости содержится недостаточное количество базового компонента (этиленгликоля). Например, его для удешевления могли заменить метанолом.

— Про метанол много говорилось в прошлый раз, — напоминает начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс». — Метиловый спирт образует горючие пары и активизирует коррозию. По мере выкипания метанола температура начала кристаллизации будет повышаться. В худшем случае такая жидкость в сильный мороз превратится не в кашицу, а в монолитный лед, что чревато механическим разрушением элементов системы охлаждения.

Консистенция — кашеобразная

Теперь Евгений Рязанов предлагает достать образцы из термокамеры и с помощью химической палочки проверить, в каком они состоянии.

С незамерзшими образцами все ясно — они в жидком состоянии, поэтому интереса для нас не представляют. А вот «самочувствие» проб, не прошедших испытание, более любопытно.

— Консистенция снегообразная, — берет в руки колбу с образцом №10 специалист.

Аналогичная ситуация с образцами №8 и 9. Это густая кашица. Та самая шуга.

— В образце №4 частично заметны кристаллы. А №1 и 2 замерзли плотнее и представляют из себя снежную, рыхлую кашицу.

На самом деле это означает, что в них все же содержится некая часть этиленгликоля (пропиленгликоля) и они не представляют опасности в плане механического разрушения элементов системы охлаждения и двигателя.

Остальные образцы в морозы не замерзнут

В числе шести образцов, выдержавших температурное испытание, оказались жидкости белорусского, российского и немецкого производства.

Тем не менее, по словам экспертов, говорить об их качестве в полной мере сложно: «Да, они выдержали тест на температуру кристаллизации. Однако насколько эффективно эти жидкости препятствуют образованию коррозии, пены и как воздействуют на эластомеры, сказать без специальных исследований сложно».

— На этой стадии можно утверждать только одно: данные образцы (№3, 5, 6, 7, 11, 12) в морозы не замерзнут, — заключает Евгений Рязанов.

А если охлаждающая жидкость замерзла?

В самой первой публикации расследования по антифризам специалисты с помощью рефрактометра установили, что жидкость, залитая в радиатор ВАЗа, может замерзнуть при –10 градусах. Это совсем плохо?

— Только без паники! — призывает Евгений Рязанов. — Если в системе охлаждения содержится антифриз на базе этиленгликоля, то его замерзание к фатальным последствиям привести не должно. Ведь такая жидкость превращается в снежную кашицу, существенно не увеличиваясь в объеме. А значит, бояться механических повреждений не стоит.

Владельцу «Жигулей», понятное дело, было объяснено, чем чревата длительная эксплуатация с таким антифризом: «У данной жидкости нет запаса точки кипения. Она будет быстро закипать. А чем больше в составе антифриза воды, тем выше вероятность образования монолитного льда».

— И все же к тем образцам, которые полностью замерзли, нужно относиться с опаской, — считает начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс». — Их эксплуатация может привести к повреждению насоса системы охлаждения или привода этого насоса.

В самом худшем случае, если охлаждающая жидкость все-таки замерзла и превратилась в монолитный лед, это чревато серьезными повреждениями двигателя.

— Разрыв хомутов, патрубков, прочих соединений тоже может иметь негативные последствия, — говорят специалисты. — Представьте, автовладелец не заметил данную неисправность, завел двигатель и поехал. В процессе антифриз уходит или, что еще хуже, через микротрещины попадает в камеру сгорания, оказываясь в моторном масле. В результате элементы двигателя работают в условиях нехватки смазки, а в системе охлаждения уровень жидкости оказывается недостаточным. В процессе дальнейшей эксплуатации это может привести к перегреву двигателя и необходимости в его капремонте.

Повторимся: если говорить об антифризе на базе этиленгликоля (разведенного в правильной пропорции), то даже если он замерзнет в сильные холода, этого пугаться не стоит. По словам экспертов, после запуска мотора охлаждающая жидкость оттает: «По мере нагрева металлических деталей двигателя антифриз начнет циркулировать по рубашке системы охлаждения. Затем постепенно приоткроется термостат и жидкость попадет в большой круг, в который входит радиатор».

Как подчеркивают специалисты, наибольшая проблема в сильные морозы (от —25 до —35) заключается в прокачивании застывшего моторного масла, которое нужно доставить в точки трущихся пар в цилиндрах, а не в возможной кристаллизации антифриза.

Совет автовладельцам, которые решат проверить, не замерз ли антифриз в холода, простой: поднять капот, пощупать патрубки, ведущие к системе охлаждения. Если там образовалась шуга, то услышите характерный хруст. А если лед, то вы даже не сможете сжать патрубок. В таком случае поездку рекомендуют отложить до потепления.

В комментариях часто спрашивают: как выбрать качественную охлаждающую жидкость? По мнению экспертов, продукция известного производителя — один из гарантов, что антифриз будет соответствовать требованиям автоконцернов. Зарекомендовавшие себя с лучшей стороны изготовители тратят большие деньги на исследования, тестирование, получение допусков, а также рекламу, внешний вид канистры, поддержку сайтов и продвижение продуктов через соцсети.

Словом, производители качественных антифризов не прячутся от покупателя, а громко заявляют о себе.

— В любом случае подходить к выбору охлаждающей жидкости нужно ответственно, — подытоживает Евгений Рязанов. — Пусть замерзание не приведет к фатальным последствиям, однако оно может сделать невозможным эксплуатацию автомобиля в сильные морозы или после холодов.

Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс».

Остальные публикации расследования по антифризам:

  • Предъявите радиатор! Расследование по антифризам
  • «Выбирать нужно по цвету», «менять только при снижении уровня», «летом можно заправлять водой». Десять мифов про антифризы
  • Ржавчина, наросты, язвы. Как выглядит «больной» радиатор изнутри (таблица симптомов)
  • Гореть им в пару! Тест огнем для антифризов. Что это значит?

Ареометр для антифриза : проверять, а не доверять

Качественный антифриз отводит избытки тепла от двигателя; защищает систему от коррозии и кавитации; не замерзает на морозе и не кипит при температурах выше 100 °С. Провести качественный анализ антифриза своими силами не получится, для этого нужно отправлять пробу в лабораторию.

Денис Гудин
специалист
Службы поддержки

Однако приблизительную температуру замерзания антифриза можно узнать самостоятельно. Для этого нам потребуются приборы: рефрактометр или ареометр. Рефрактометр измеряет показатель преломления в среде. Ареометр определяет плотность жидкости.

Преломление и плотность — эта два косвенных показателя, по которым можно выяснить концентрацию антифриза (соотношение воды и гликоля). Именно от концентрации зависит поведение антифриза при низких и повышенных температурах.

В данной статье мы рассмотрим принцип работы ареометра для антифриза и ответим на вопрос, можно ли доверять этому прибору?

Устройство классического ареометра для антифриза и электролита

принцип работы
АРЕОМЕТРА ДЛЯ АНТИФРИЗА

Ареометр — это прибор, известный с древности. С его помощью можно определить плотность вещества. В классическом виде он представляет собой утяжеленный стеклянный поплавок с градуировочной шкалой. Поплавок опускают в жидкость, и, когда он фиксируется на определенном уровне, снимают показания по шкале плотности. Существует много типов ареометров, которые откалиброваны под разные жидкости: спиртометры, лактометры, солемеры и др.

Главное достоинство ареометров для антифризов — их цена и доступность. В отличие от тех же рефрактометров, ареометры продаются практически в любом автомагазине и стоят копейки. Точность измерений, произведенных таким прибором, очень приблизительная. Показания измерения температуры замерзания варьируются в пределах 5–10 °C.

Как правило, ареометры для антифризов определяют температуру замерзания в пределах от −5 до −45 °С. Жидкости с более низкими температурами замерзания, предназначенные для полярных районов, проверить не получится.

Еще один недостаток: подавляющее большинство ареометров для антифризов откалиброваны для этиленгликолевых традиционных ОЖ с минеральным пакетом присадок (например, для классического ТОСОЛа). Современные составы антифризов с карбоксилатными присадками сильно отличаются от ТОСОЛа по плотности. Также отличаются по плоности пропиленгликолевые антифризы. И измерения будут неточными.

Таким образом, ни о каком серьезном анализе речи не идет, однако приблизительное представление о температуре начала кристаллизации антифриза получить можно.

погрешность ареометра для антифриза

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
АРЕОМЕТРОМ ДЛЯ АНТИФРИЗА

Автомобильные ареометры бывают разных модификаций. По умолчанию у них есть градуировка под температуру замерзания антифриза. Классические стеклянные ареометры, как правило, еще можно использовать для замеров плотности аккумуляторного электролита. Некоторые приборы имеют шкалу с температурами кипения антифриза.

Современный ареометр показывает температуры замерзания и кипения

Классический ареометр показывает плотность антифриза и электролита

Автомобильные ареометры любого типа спроектированы таким образом, чтобы токсичные жидкости случайно не попали на кожу или в глаза. С помощью резиновой груши (баллона для закачки) антифриз набирается в колбу или непосредственно в пластиковый корпус, в зависимости от типа прибора.

Перед тем, как брать пробу на анализ, нужно убедиться в том, что ареометр для антифриза чистый и не содержит следов предыдущих испытаний. Если есть загрязнения, промываем прибор в мыльной воде и ждем высыхания 5–10 минут. После этого промываем ареометр исследуемой ОЖ, и после этого можно приступать к тестированию антифриза.

Для того, чтобы взять пробу, сжимаем грушу и опускаем резиновый наконечник пробки в охлаждающую жидкость. После этого разжимаем грушу, и антифриз заполняет колбу (корпус). Если вы используете традиционный ареометр со стеклянной колбой, то линия соприкосновения антифриза с поплавком показывает температуру замерзания. В современных ареометрах есть специальный подвижный указатель, который отмечает значения на шкале. Все готово, можно снимать показания. Сливаем охлаждающую жидкость и промываем ареометр.

Важно! Проводить имерения ареометром для антифриза необходимо при температуре воздуха 20 °С. При других температурах показания прибора будут искажаться.

Факты об антифризах
Хорошая температура замерзания — еще не признак качественного антифриза

Температура замерзания — это одно из основных, но не первостепенное свойство антифриза. Гораздо важнее то, насколько эффективно ОЖ отводит избытки тепла от двигателя. Также немаловажны антикоррозионные и антикавитационные характеристики.

Однако многие автовладельцы ошибочно отождествляют качество антифриза с его низкотемпературными свойствами. Интернет завален статьями «экспертов», которые проверяют ОЖ самостоятельно, отмечают с помощью ареометров или рефрактометров хорошую температуру замерзания, бросают в пробу жидкости щепотку соды и в целях рекламы предлагают менять антифриз каждый год или не менять до второго пришествия.

Мы напоминаем: для того, чтобы на самом деле понять, отвечает антифриз заявленному производителем качеству, нужно отправлять пробы рабочей жидкости в сертифицированные лаборатории. Там антифриз протестируют по всем показателям и выдадут экспертное заключение. Впрочем, это не уменьшает значения самостоятельных проверок антифриза. Визуальные осмотры на предмет загрязнения, замеры с помощью ручного рефрактометра или ареометра для антифриза могут выявить проблему в случае серьезного отклонения показателей от нормы.

Ареометр — дешевый и несложный прибор, с помощью которого можно получить приблизительное представление о температуре замерзания ОЖ. Сами по себе его показания не очень точные, однако его можно использовать в полевых условиях как дополнительный этап тестирования антифриза наряду с рефрактометром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *