Как камеры видят непристегнутый ремень
Перейти к содержимому

Как камеры видят непристегнутый ремень

  • автор:

Штрафы с камер за непристегнутый ремень и мобильный телефон

С конца 2020 года камеры фотофиксации в Москве начали выписывать штрафы за непристегнутый ремень и разговоры по мобильному телефону. Рассказываем, как работает эта система, какие камеры в Москве подключены к системе и можно ли им доверять.

Как это работает?

Камеры фотофиксации способны делать до 25 снимков высокого качества. Эти снимки анализирует искусственный интеллект: нейросети обучены находить на снимках руль, руки, ремни безопасности и мобильные телефоны. Система выявляет два нарушения:

  • непристегнутый ремень безопасности (штраф 1000 руб.)
  • использование телефона за рулем (штраф 1500 руб.)

Согласно ПДД нарушением считается любое использование телефона, даже если он просто находится в руке. Например, если водитель следит за навигатором или сообщениями в мессенджерах.

Как утверждает ЦОДД (Центр организации дорожного движения Правительства Москвы) алгоритмы определяют нарушения практически безошибочно. Тем не менее работу нейросетей контролируют сотрудники центра, а постановление о нарушении по результатам анализа выписывает инспектор. В случае спорных ситуаций сомнения в виновности будут трактоваться в пользу водителя.

Нарушители получают по почте постановление с фотографией, на которой должно быть отчетливо видно нарушение: непристегнутый ремень или мобильный телефон в руке. Лицо водителя на фото размывают для защиты персональных данных, но сотрудники ГИБДД имеют доступ к оригиналам снимков на случай обжалования штрафов.

С февраля 2020 года система работала в тестовом режиме: водители получали уведомления о нарушениях, но не обязаны были платить штраф. По данным bip.ru, с 1 декабря 2020 года московские водители уже получают настоящие штрафы.

Какие камеры включены в систему?

Не все московские камеры выписывают автоматические штрафы за ремень безопасности и использование мобильного телефона. По нашим данным в Москве ежедневно автоматически выписывается:

  • 320 штрафов за непристегнутый ремень
  • 21 штраф за использование телефона

Тем не менее количество камер в системе увеличивается. Если во время тестирования их было всего 8, сейчас в Москве есть 29 локаций камер с искусственным интеллектом.

Насколько точно работает система?

Мы проанализировали больше 1000 снимков, по которым водителям выписали штрафы. Вот, что удалось заметить:

  • Все проанализированные снимки не вызывают сомнений в нарушении. Удалось найти лишь одно ложное срабатывание из-за совпадения цвета ремня безопасности и одежды водителя.
  • Не найдено ни одного штрафа, выписанного вместе с другим нарушением, например, за превышение скорости. Вероятно, каждая из 29 камер настроена только на нарушения, связанные с ремнем и мобильным.
  • Камеры выписывают штраф либо за непристегнутый ремень, либо за использование мобильного. При том, что на снимках с телефоном водители часто не пристегнуты. В случае двойного нарушения штраф выпишут только за ремень.
  • Не найдено ни одного снимка с телефоном в руке. Пока система считает нарушением только наличие телефона рядом с ухом водителя.
  • Система выписывает только один штраф за непристегнутый ремень, даже если на фото не пристегнуты и водитель, и пассажир. При этом штраф могут выписать, если не пристегнут только пассажир.
  • Лица водителей на фото скрываются, а пассажиров — не всегда.

Заказчивается полис ОСАГО? Оформить полис можно на нашем сайте

Телефон

Мобильное приложение «Штрафы ГИБДД»

Уведомления о штрафах и оплата онлайн.

  • самые полные данные по штрафам из официальных баз ГИБДД, АМПП и МАДИ
  • все детали штрафа: время, место на карте, статья ПДД и фото для штрафов с камер
  • сообщаем о новых штрафах и напоминаем о сроках оплаты, чтобы была скидка и не было просрочек
  • оплата штрафов картой, Apple Pay и Google Pay с официальной квитанцией
  • поддержка по электронной почте

Почему водители в России не любят пристегиваться за рулем и к чему это нарушение ПДД может привести

За полгода только в Подмосковье комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД зафиксировали 154 000 случаев, когда водитель не пристегнул ремень безопасности. В июне таких нарушений было целых 57 тысяч! И это в отдельно взятой Московской области. Простая арифметика подсказывает, что по всей стране статистика показала бы восьмизначное число нарушителей за прошедшую половину года и более миллиона — ежемесячно.

Если вы везете с собой игрушку - пристегните и ее. Смех смехом, но.

Если вы везете с собой игрушку — пристегните и ее. Смех смехом, но. / iStock

«Оказывается, ремень пачкает и мнет одежду, сковывает движения и вообще вызывает неудобства. Многие водители и вовсе считают, что профессионалам их уровня ремень не нужен, — в стиле «тормоза придумали трусы». Профессиональные пилоты, участвующие и побеждающие в соревнованиях, пристегиваются, а наш отечественный водитель — нет. Ему не надо. В результате подобная логика всегда приводит к одному и тому же — к плачевным последствиям. Всегда. Между тем, по данным ВОЗ, использование ремня безопасности на 45-50% снижает вероятность гибели водителя и переднего пассажира, а также на 25% — пассажиров второго ряда. Но это ведь просто слова, да?» — отмечает Ирина Скалябина, генеральный директор общественной организации «Союз безопасности дорожного движения».

Футболка с рисунком поддельного ремня

Такие футболки на маркетплейсах пользуются популярностью. Но умную камеру они не обманут. Фото: aliexpress.ru

Использование камер в истории с непристегнутым ремнем безопасности началось в 2020 году, когда появились первые комплексы, способные распознавать это нарушение. Сегодня, согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, более половины из 27 000 установленных комплексов способны запротоколировать непристегнутый ремень безопасности. Но нарушители об этой «инновации» начнут узнавать только сейчас: система сначала тестировалась в некоторых регионах и обучалась и лишь начинает выходить на полную мощность.

«Чтобы нейросеть корректно работала, ее длительное время обучали на полумиллионе примеров ради исключения возможной ошибки. Ведь первичную обработку полученной информации делает именно искусственный интеллект, и только после отобранные материалы передаются инспектору ГИБДД, который и принимает окончательное решение о вынесении постановления. За время тестирования система показала минимальное количество ошибок: это были разовые несистемные сложности, которые в итоге были использованы для дообучения нейросети», — комментирует Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики оператора подмосковной системы контроля безопасности дорожного движения «МВС Груп».

История ремня безопасности началась в 1885 году, в США был выдан первый патент на это мудрое приспособление Джорджу Кейли. В процессе эксплуатации транспортных средств выяснилось, что двухточечный ремень от Кейли, фиксирующий человека к сиденью параллельно ремню брючному, — так себе: при стечении определенных обстоятельств он разрубал «седока» надвое.

В пятидесятых швед Нильс Болин, работавший на Volvo, создал трехточечный ремень безопасности, который мы используем и по сей день. Кстати, американцы пошли альтернативным путем: они пытались заменить ремень безопасности подушками, но непристегнутый пассажир в случае аварии получал от них лишь дополнительные травмы. Прорыв случился в восьмидесятых, когда инженеры решили объединить ремень и подушки безопасности в единую систему SRS — Supplemental Restraint System, или «систему дополнительного удерживания». С тех пор даже самые бюджетные автомобили в обязательном порядке оснащаются системой SRS, а отечественный водитель продолжает ездить по своим выдуманным канонам: чтобы автомобиль не издавал мешающий звук, замок затыкают обманкой-заглушкой или продевают сам ремень за креслом.

Но не все знают, что подушка безопасности в случае срабатывания летит в лицо со скоростью 300 км/ч, ее активирует взрыв пиропатрона. А инженерный расчет сделан с учетом пристегнутого по правилам ремня безопасности, который удерживает тело в таком положении, чтобы оно не получило травм от столкновения с элементами машины, а также с той самой подушкой. Кстати, «эйрбэг» не связан с ремнем безопасности и срабатывает всегда, пристегнут «седок» или нет, но открывается только при столкновении на скорости более 40 км/ч. Если скорость ниже, то непристегнутый летит на встречу с лобовым стеклом, рулем и торпедо автомобиля. Эффект — как от падения с девяти поставленных друг на друга стульев.

Пилоты на соревнованиях пристегиваются. Мы умнее их.

Однако иногда встречаются случаи, когда постановления о непристегнутом ремне выносятся ошибочно. Где-то ремень был закрыт капюшоном. Где-то он сливался по цвету с одеждой. Некоторые автовладельцы даже предлагают надевать на него яркие накладки, чтобы камеры легче его распознавали.

Впрочем, были и другие случаи. Например, в Екатеринбурге водитель «Газели» получил «письмо счастья» с уведомлением о нарушении пункта 5.1 ПДД РФ, то есть оштрафовали его за перевозку непристегнутого пассажира. Вот только в машине автомобилист находился один, а за второго седока камеры приняли плюшевого кота, приклеенного присоской к лобовому стеклу. Позже в ГИБДД признали, что штраф выписан по ошибке, и отменили взыскание. Очевидно, что нейросети еще не совсем совершенны.

Скрин изображений с камеры ГИБДД в письме о штрафе за непристегнутую игрушку

«Письмо счастья» за того самого непристегнутого кота. Фото: t.me/chp_ekb/

Как считают в «МВС Груп», в накладках на ремни безопасности нет необходимости. Качество и возможности технологий растут. Идентификацией непристегнутого ремня безопасности на первом этапе занимается нейросеть. Более того, в комплексах фотовидеофиксации Московской области она обучена «видеть» ту зону ремня безопасности, где он крепится к корпусу автомобиля за плечом водителя, — если ремень пристегнут, то нейросеть это «увидит» совершенно точно. А после нейросети это еще раз проверяют сотрудники ГИБДД.

Кстати, в ГИБДД для анализа, как правило, поступает больше фото- и видеоматериалов с изображением автомобиля. Особенно это касается сложных составов нарушений правил, к которым относится езда с непристегнутым ремнем безопасности. Следовательно, у инспектора гораздо больше возможностей детально их рассмотреть. Кроме того, качество разрешения фотоматериалов, которые он изучает, лучше, чем в распечатанном постановлении. Инспектор может увеличить изображение без потери качества и решить, было нарушение или нет.

Автовладелец вправе обратиться в ГИБДД с письменным или личным запросом предоставить ему оригиналы материалов, сделанных комплексом фотовидеофиксации, на которых хорошо различимы все детали. Они хранятся в ГИБДД, получить их можно, направив письменное обращение. Полученные снимки следует прикрепить к жалобе на постановление, если будет принято решение его обжаловать. Обжаловать сейчас можно и на «Госуслугах» — это проще сделать.

Как работают камеры, которые штрафуют за телефон и ремень?

Штраф с камеры за непристегнутый ремень или использование мобильного телефона до сих пор вызывает вопросы у водителей. Рассказываем, как работают камеры и что делать, чтобы не получать такие штрафы.

Какие камеры фиксируют непристегнутый ремень и телефон в руках

Первые умные камеры, которые могут распознать непристегнутый ремень безопасности, появились на дорогах еще в 2020 году, но преимущественно в Москве.

Сейчас таких камер намного больше, они есть во многих городах-миллионниках. Так что если вы живете в большом городе, скорее всего, вы уже ездите по дорогам, где стоят камеры на ремень безопасности и на мобильный телефон в руках.

Как работают камеры

Записи с камер видеофиксации поступают на специальный сервер, где их предварительно обрабатывает нейросеть. Модель предварительно обучена: в нее заранее загрузили тысячи снимков пристегнутых и непристегнутых водителей и водителей, держащих в руках мобильный телефон. Основываясь на этих данных, нейросеть выбирает изображения с нарушениями.

Дальше фото с камеры попадают к операторам, которые отсматривают их и отправляют в ГИБДД те снимки, на которых есть нарушение.

За непристегнутый ремень штраф — 1 000 рублей.

За телефон в руках за рулем — 1 500 рублей.

Какие сложности есть в работе камер

трасса в ночное время

Несмотря на двойной контроль, и камеры, и сотрудники иногда ошибаются. Штрафы получают водители, которые были пристегнуты ремнем, но ремень попал под широкий воротник или слился с темной одеждой. Бывает, что штрафуют водителей, которые поднесли руку к уху, но в ней не было мобильного телефона.

Также есть вопросы к работе камер ночью: в темное время суток изображение сильно затемнено, и не всегда можно распознать нарушение.

Операторы, проверяющие снимки, знают про такие ошибки. Чаще всего при анализе снимков сотрудники ГИБДД трактуют ситуацию в пользу водителя. Например, если на снимке непонятно, есть ремень или нет, но у водителя объемная верхняя одежда, скорее всего, инспектор примет решение, что ремень был пристегнут, и не выпишет штраф.

Как избежать штрафа за ремень

Сделать ремень ярче. Для ремней безопасности используют специальные накладки: по сути, просто куски яркой ткани, которые крепятся на ремень и делают его более заметным. Закон никак не регулирует использование таких приспособлений, но шансов получить ошибочный штраф становится меньше.

Если не хочется пристегиваться. Некоторые водители пытаются обмануть камеру на ремень и наклеивают тонировку на верхнюю часть лобового стекла, чтобы она затемняла снимок и не давала возможности разглядеть ремень безопасности.

Или надевают темную одежду, чтобы не было видно, есть ремень или нет. Не советуем так делать: можно получить штраф, если вас остановит сотрудник ГИБДД или если оператору удастся рассмотреть отсутствие ремня.

Как избежать штрафа за телефон

Ни КоАП, ни ПДД не дают четких уточнений, за что именно предусмотрено наказание. Так что, даже если просто держать телефон в руках, можно получить штраф.

телефон на держателе

Поэтому лучше всего закрепить телефон в специальном держателе, не брать его в руки, не подносить к уху или глазам во время движения.

Что точно нельзя, так это разговаривать за рулем по телефону, если телефон в руке. Говорить по громкой связи, не трогая телефон — можно.

Штрафы можно оспорить

Если штрафы за ремень или телефон все-таки назначили, но нарушение вы не совершали, попробуйте его оспорить.

Отправьте запрос в ГИБДД, опишите обстоятельства и приложите доказательства. Подойдет запись регистратора в салоне или показания свидетелей, если вы были в машине с пассажирами.

Кратко

  • Камеры умеют штрафовать за непристегнутый ремень и езду с телефоном в руках. Система устроена так, чтобы избежать ошибочных штрафов, но они все равно случаются.
  • Чтобы избежать штрафа, пользуйтесь накладкой на ремень — так его будет лучше видно.
  • Мобильный телефон не берите в руки во время движения — закрепите его в специальном держателе.

Автор: Наталья Куляшова

Водителей будут штрафовать за пассажиров без ремней. Как это работает

Возможностью штрафовать водителей за пассажиров без ремней с помощью камер заинтересовались в ряде регионов помимо Москвы. Так в ГИБДД хотят снизить последствия от ДТП. Как это работает и сколько штрафов может прилететь

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Запуском фиксации непристегнутых пассажиров в автомобилях с помощью дорожных камер заинтересовались в ряде регионов России: такие штрафы начали получать автомобилисты в Москве с 21 сентября 2023 года.

Как рассказали Autonews.ru опрошенные производители комплексов, сейчас к запуску нового вида контроля готовятся другие города — в первую очередь те, где уже фиксируют непристегнутых водителей. Например, водителей без ремней камеры видят, в частности, в Татарстане, Московской области, Башкирии, Екатеринбурге, Дагестане, Новосибирске, Туле, Ростовской и Самарской областях. По словам участников отрасли, такие виды фиксации в ГИБДД планируют использовать, чтобы снизить тяжесть последствий ДТП — сейчас водители и их пассажиры нередко получают серьезные травмы и погибают именно из-за непристегнутых ремней безопасности. При этом у ГИБДД нет ресурсов останавливать всех таких водителей и штрафовать их вручную. Разбираемся, где появится такая фиксация, как она работает и сколько постановлений грозит автомобилистам.

В регионах пристегиваются реже

Интерес со стороны региональных ЦАФАПов к фиксации пассажиров без ремней, в частности, подтвердил представитель компании-разработчика камер «Технологии распознавания» Сергей Кусов.

«Интерес к теме есть во многих регионах, где у ГИБДД плохая отчетность по ДТП: они видят, что пострадавшие были без ремней и эти показатели можно было бы улучшить. При этом в Москве водители и пассажиры более дисциплинированы и в основном пристегиваются, в регионах ремни игнорируют гораздо чаще, — сказал эксперт. — Там чаще ездят на менее дорогих и на менее безопасных автомобилях, там считается, что пристегиваться не нужно. И последствия в ДТП с такими машинами гораздо серьезнее».

Фото: DtRoad / Telegram

Фото: vitamischa / Facebook (принадлежит компании Metа, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена)

По словам Кусова, сначала запуск новой фиксации скорее будет служить как профилактическая мера — как это сначала было со штрафами с камер за непристегнутые ремни у водителей. Сначала в Москве появилось всего восемь таких комплексов, но эффект сразу же появился. Однако потом таких камер стало уже более 200.

«Фиксация нарушения будет носить сезонный характер — так, зимой, в темноте и при плохой погоде камеры конечно ремни не распознают. Но в сухую солнечную погоду, при длинном световом дне или на трассах с хорошим освещением комплексы смогут выявлять это нарушение. Сейчас в целом все современные дороги строят так, чтобы там было удобно работать с помощью ИТС», — сказал Кусов.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Он отметил, что зимой операторы, скорее всего будут фиксировать больше так называемых «пропусков». Так специалисты называют проезды, которые камера сняла, но для подтверждения нарушения доказательной базы недостаточно. При этом он отметил, что фиксация в любом случае будет идти постоянно, просто в плохую погоду будет снижаться количество регистраций нарушений.

«Например, если, условно, при одинаковом количестве проездов комплекс фиксирует по 2,5 тыс. нарушений, то в плохую погоду это будет 500. Но основная цель — донести до водителей, что такие штрафы есть и эффект все равно будет заметен», — сказал Кусов.

Проверять все фиксации пока нет возможности

В свою очередь руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин отметил, что при всем интересе к новым видам фиксации далеко не все ЦАФАПы готовы работать с большим потоком информации о нарушениях. По его словам, обрабатывать данные во многих регионах просто некому: быстро отсматривать фиксации, как в случае с превышением скорости, в случае с ремнями просто не выйдет. Именно поэтому далеко не все регионы смогут запустить новый вид фиксации.

«В случае со скоростью ошибки минимальны и отсмотр таких постановлений идет практически в автоматическом режиме. В случае с распознаванием ремней брака больше — у нас такие камеры, к примеру, стоят в Ульяновске и в 20% случаях камеры ошибаются, видят ремни, там, где их нет и наоборот. И тут «автоматический» режим оформления невозможен, каждый случай должен изучить инспектор ГИБДД, убедиться, что ремня на пассажире нет. И нагрузка на ЦАФАП огромная, потому что людей мало и отсматривать эти фиксации не все могут себе позволить», — сказал Ласкин.

Настроить на пассажиров без ремней можно любую камеру

Также эксперт уточнил, что с технической точки зрения любая современная дорожная камера, которая работает, к примеру, по скорости, выделенным полосам, светофорам и так далее, способна фиксировать и непристегнутые ремни у пассажиров.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

«Любую камеру можно обновить с помощью софта, ничего дополнительно обновлять в устройстве не придется. При этом есть отличия при установке таких комплексов: для фиксации ремней камеры надо ставить чуть ниже, избегать работы на большое количеcтво полос», — сказал Ласкин.

По его словам, распознавание пассажиров без ремней для нейросети в целом не отличается по сложности с фиксацией водителя: это такая же работа, просто фиксация идет «зеркально».

Об этом же Autonews.ru заявили в ассоциации производителей дорожных камер «Око».

«Все комплексы фотовидеофиксации, которые сейчас распознают непристегнутых водителей, можно настроить и на распознавание непристегнутых пассажиров. В каждом конкретном регионе свое определенное количество технических средств. Так же как и в случае с водителями, непристегнутых пассажиров на первом этапе распознаёт нейросеть, но только на первом этапе. На втором этапе все фото- и видеоматериалы с комплексов фотовидеофиксации отсматриваются вручную. И только после этого отобранные материалы передаются инспектору ГИБДД, который принимает окончательное решение о вынесении штрафа. Если однозначно трактовать изображение не получается, его отбраковывают», — сообщили в ассоциации.

Сколько штрафов получит водитель

Согласно ст. 12.6 КоАП, нарушение правил применения ремней безопасности грозит штрафом в 1000 руб.: столько придется заплатить и за непристегнутого водителя и за непристегнутого пассажира. При этом, если в машине были непристегнуты оба: и водитель, и пассажир, собственнику придет сразу два отдельных штрафа, объяснил в беседе с Autonews.ru член Ассоциации юристов России, юрист Арег Оганесян.

«Непристегнутый водитель и непристегнутый пассажир — это два разных состава одного правонарушения. Соответственно, штрафов также будет два — за водителя и за пассажира», — отметил юрист.

Оспорить постановления по обоим составам можно, если доказать, что за рулем был не собственник транспортного средства.

«В данном случае надо обратить особое внимание на формулировки в п. 2.1.2 ПДД: водитель обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Таким образом, пристегнутый пассажир — это бремя ответственности водителя, а не собственника транспортного средства. Это означает, что, если за рулем был другой водитель, собственник автомобиля сможет оспорить и отменить данные штрафы», — сказал юрист.

Фото: Минтранс Башкортостана

Фото: Минтранс Башкортостана

Напомним, что камеры начали фиксировать непристегнутые ремни в декабре 2020 года, но тогда речь шла только о водителях. Первым регионом, где заработал такой контроль стала Москва. Как рассказывали в Центре организации дорожного движения столицы, данные с дорожных камер предварительно обрабатывает нейросеть. Для этого ее обучали на тысячах снимков пристегнутых и непристегнутых водителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *