Сколько стоила машина в ссср
Перейти к содержимому

Сколько стоила машина в ссср

  • автор:

Людей бы удар хватил: сколько стоили машины в СССР на самом деле

Кадр из фильма

Информация Fullscreen Share

Кадр из фильма «Королева бензоколонки»
Источник изображения

Кадр из фильма «Королева бензоколонки» 1962

Кадр из фильма

Источник изображения

Кадр из фильма «Королева бензоколонки» 1962

Вот где несправедливость.

Известно, что автомобиль в Советском Союзе был предметом роскоши. Владельцы «Жигулей» считались очень обеспеченными гражданами. А уж «Волг» — и вовсе богачами. И не случайно.

Цены на машины были заоблачными. Накопить на новенькую «Волгу» не представлялось даже реальным — они стоили от 9 до 15 тысяч рублей. А средняя зарплата была около 200 рублей.

«Жигули» были в два раза дешевле, но тоже делали огромную дыру в семейном бюджете. И если б люди знали, сколько стоят «ласточки» на самом деле, их бы удар хватил.

Себестоимость «копейки» в 70-х годах была в пределах 1600 рублей. Оптовая цена — чуть больше 1900 рублей. Разницу получал завод. А вот до потребителя машина доходила с ценником в 5500 рублей.

С «Волгой» была та же история. Оптовикам авто поступало по цене 2650 рублей, а в рознице машина уже стоила до 15 тысяч рублей. Разница, получавшаяся от продаж, уходила в государственную казну, сообщает Дзен-канал «АвТОгус».

Трофейные автомобили в СССР: сколько они стоили и что с ними стало

Трофейные автомобили в СССР: сколько они стоили и что с ними стало

Количество оставленных на территории СССР отступающими немцами и привезенных в Союз после войны трофейных машин доподлинно неизвестно. Но было их очень много. Очевидцы рассказывали, что сразу после войны на окраинах Москвы были стоянки, на которые приезжали за трофейными машинами, счастливые граждане, получившие разрешение купить трофей. Так трофейные автомобили (в основном, конечно, немецкие, хотя были и австрийские и чехословацкие и других стран) стали неотъемлемой частью автомобильной жизни и, если угодно, автомобильной культуры нашей страны.

Не случайно издательство «Машгиз» в 1948 году выпустило книгу инженера Юрия Хальфана «Описание конструкций автомобилей иностранных марок». Слово «немецких» в заголовке не было, хотя речь шла именно о них. Основательное издание с подробными описаниями, таблицами, схемами стало настольным для нескольких поколений владельцев раритетов, да и просто любителей олдтаймеров.

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ

Огромное поголовье немецких автомобилей условно делилась на крупносерийные, массовые и редкие, технически сложные и дорогие представительские и спортивные машины. К первой группе относились, скажем, Opel моделей Olympia, Kadett и даже Kapitan, а также BMW 321 и 326 и машины менее известных марок. В том числе, тоже были, правда, и конструктивно необычные переднеприводные Adler и DKW.

Трофейные автомобили в СССР: сколько они стоили и что с ними стало

Трудно теперь представить, но даже Mercedes-Benz моделей 170V, 200, 230 семейства W 143 (как у Штирлица) и 320 примелькались настолько, что внимание на их обращали не много. Что ни касалось, правда, фанатичных любителей древностей.

Роскошные, мощные Mercedes-Benz моделей 500, 540 и 770, а также шикарные кабриолеты и лимузины Horch и даже Maybach сразу после войны попадали в руки представителей советской элиты. На трофейных машинах возили высокопоставленных военачальников, ученых, артистов. Люди этого круга в те годы редко сами садились за руль. Четыре автомобиля, включая Horch 951А и два Mercedes, были у прославленной певицы Лидии Руслановой и ее мужа генерала Владимира Крюкова. На лимузине Horch 951 возили академика – автомобилиста Евгения Чудакова.

Сохранились кинокадры: в Horch 853 привозят на стройку знаменитого архитектора Алексея Щусева. А первым владельцем редчайшего, одного из всего четырех, сделанных специально для гонок в Италии, спортивного BMW 328 Mille Miglia был, по сохранившимся свидетельствам, авиаконструктор Артем Микоян.

Трофейные автомобили в СССР: сколько они стоили и что с ними стало

Но уже скоро — в начале 1950-х ездить на импортных автомобилях государственным чиновникам и тем более военным стало ни то, что уж прямо неприлично, но не модно. Поэтому многие шикарные иномарки продавали по дешевке, а то и просто дарили шоферам, помощникам, обслуге. Хотя некоторые редчайшие автомобили десятилетиями стояли в гаражах на просторных дачных участках. Пока ни переходили в руки любителей автомобильного антиквариата.

МЕНЯЮ HORCH НА «ЖИГУЛИ». С ДОПЛАТОЙ

Конечно, поклонники автомобильного прекрасного были всегда, но подавляющее большинство трофейных машин, особенно не самых пафосных, просто служили владельцам обычным повседневным транспортом. Гаражи были далеко не у всех и еще во второй половине 1970-х то, что потом стали числить антиквариатом просто стояло во дворах. На радость юным фанатичным любителям, которые могли ни только разглядеть, но даже и сфотографировать редкий экземпляр.

И стоило все это богатство удивительно недорого. В начале 1950-х, когда «Москвич-400» обходился в 9 тысяч, а «Победа» – в 16 тысяч, Horch или престижный Mercedes-Benz можно было купить за 15-18 тысяч. А простые, ординарные машины продавали и вовсе за 3-10 тысяч.

Трофейные автомобили в СССР: сколько они стоили и что с ними стало

А уже в 1960-е поезженные, постаревшие, пусть даже и редкие трофеи, скажем, Horch 853, в комиссионке можно было купить тысячи за две советских рублей (при цене тогдашней «Волги» около четырех тысяч!). А обычный BMW 321 продавали и вовсе чуть ли ни за пятьсот рублей!

Истинной цены раритетам в Союзе, по сути, не знал никто. Постепенно круг тех, кто относился к довоенным машинам уже не просто, как к транспорту рос. В 1970-е появились клубы (первый в Союзе был в Риге) любителей олдтаймеров. Но большинство автолюбителей, все равно, относились к поклонникам олдтаймеров, как к чудакам и городским сумасшедшим.

Трофейные автомобили в СССР: сколько они стоили и что с ними стало

Правда, еще в 1967-м известный тогда в Москве коллекционер Артур Лештин продал свой редчайший родстер Mercedes-Benz 540K шведскому журналисту Альфу Юхансону, который, кстати, спокойно выехал на нем на родину. Вскоре по Союзу, в поисках раритетов, стал путешествовать широко известный в узких кругах любителей ретро, потом уже легендарный Пол (он же Пауль) Карасик — выходец из Западной Украины, наживший в США капитал, как говорили, на похоронном бизнесе. Но ведь многие охотно продавали даже наиболее интересные машины за цену новых «Москвича» или «Жигулей», а иной раз меняли на импортную радиоаппаратуру.

ОТ КОЛХОЗА ДО ПОДИУМА

Многие аккуратные и умелые владельцы ездили на трофеях десятилетиями. Новые машины были дефицитны, да и дороги. А кто-то просто настолько сжился с машиной, что просто не хотел его менять на новинки, считая их непрочными и «одноразовыми».

Даже компактные переденприводные и с двухтактными моторами DKW, чье имя остряки после войны расшифровывали: Дурак, Кто Выдумал, у особо бережливых ездили (пусть и характерно дымили!) без серьезных переделок вплоть до начала 1980-х. А уж более солидные машины встречались на дорогах еще чаще.

Трофейные автомобили в СССР: сколько они стоили и что с ними стало

Но как бы ни были крепки и надежны трофейные автомобили, как бы ни велики были залежи запчастей, накопленных самыми хозяйственными владельцами, рано или поздно довоенный антиквариат, как правило, обрастал более современными советскими деталями и узлами.

Можно презрительно называть это колхозом. Но людям просто надо было ездить, возить пассажиров и скарб! При чем, желательно еще надежно и безопасно. Даже кузова иногда безжалостно дорабатывали. Скажем, врезали в кузова современные фары. Встречались даже машины с приваренными сзади багажниками, обновляли салоны советскими сиденьями, рулями и приборами.

Трофейные автомобили в СССР: сколько они стоили и что с ними стало

Многие старались сохранить хотя бы внешний вид раритета, но устанавливали под старые кузова современные агрегаты. Машины класса «Москвичей» от них же и получали двигатели и подвески, более солидные модели, например Opel Kapitan – от «Победы» или «Волги». На большие престижные автомобили ставили даже «шестерки» и «восьмерки» от грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-53.

К слову, самые изобретательные и смелые умудрялись переделывать даже переднеприводные модели! Знаменитый Adler Trumph из «Кавказской пленницы» Гайдая был уже с агрегатами «Москвича», а потому уже не переднеприводным!

Трофейные автомобили в СССР: сколько они стоили и что с ними стало

И все-таки, армия ценителей прекрасного росла. А вместе с ней количество красивых или совсем нелепых легенд. Теперь каждый Maybach или Horch принадлежал в прошлом если ни Борману и Герингу, то хотя бы уж Еве Браун. Понемногу стали расти и цены. Роскошный и хорошо сохранившийся автомобиль мог стоить уже заметно дороже новых «Жигулей». Но на Западе-то уже сотни тысяч долларов! А сейчас, к слову, некоторые экземпляры – миллионы. Например, тот самый спортивный BMW 328 Mille Miglia, на котором некогда ездил Микоян, попал позднее в Ригу, потом через Германию в штаты, где и был продан за 5,6 миллионов «зеленых».

В перестройку на Запад из Союза ушли немало дорогих машин. Хотя, как ни странно, многое сохранилось. Потом пошел обратный поток: поклонники редкостей стали ввозить в Россию антикварные олдтаймеры. Но ведь именно дорогие модели. Теперь у нас проще увидеть дорогущий Mercedes или Horch, нежели обыкновенные, не пафосные Opel, BMW или Wanderer. Их осталось совсем мало. А жаль: они ведь тоже яркие артефакты советского времени.

Ранее мы рассказывали, какие автомобили и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт.

Сколько стоили автомобили СССР в сравнении с иномарками

Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!

Сколько стоили автомобили СССР в сравнении с иномарками

В последнее время в сети проявляется большой интерес к теме советских автомобилей. Особенно что касается их цен.

Недавно OBOZREVATEL посчитал, сколько бы стоили автомобили СССР на нынешние деньги, а теперь сайт TopGir, вдохновившись нашим материалом, провел не менее интересный анализ –сравнение стоимости советских авто и западных «аналогов».

Журналисты определили, какой транспорт на Западе можно было купить, скажем, за цену Запорожца в СССР. За основу был взят 1970 год, когда курс доллара к советскому рублю составлял (официально) 1:0,83 (таким образом, стоимость каждого советского авто была пересчитана с рублей на доллары). А в качестве примеров были взяты модели, которые активно продавались в то время в СССР, США и Европе.

В целом, получились следующие результаты:

ЗАЗ-966 vs Ford Mustang

ЗАЗ-966

Ford Mustang

«Запорожец» стоил в 1970-м году 3000 рублей, что эквивалентно 3614 долларам. Для сравнения, за 3526 долларов американцы могли купить Ford Mustang, причем в эксклюзивном исполнении Mach 1.

Москвич vs Jaguar E-Type

Москвич-408

Jaguar E-Type

Москвич-408 1970 года: 4936 рублей (5946 долларов)

Jaguar E-Type: 2097 фунтов стерлингов (5920 долларов)

Копейка vs Chevrolet Corvette

ВАЗ-2101

Chevrolet Corvette Stingray

ВАЗ-2101: 5620 рублей (6771 долларов)

Chevrolet Corvette Stingray в топовой комплектации: 6650 долларов

Волга и Mercedes-Benz S-Class

ГАЗ-24

Mercedes-Benz S-Class

ГАЗ-24: 9200 рублей (11 085 долларов)

Mercedes-Benz S-Class (280 SEL): 41 800 немецких марок (11 330 долларов)

Мотоцикл с коляской vs MINI

Мотоцикл Урал

MINI Cooper

Мотоцикл Урал: 1250 рублей (1505 долларов)

MINI Cooper: 537 фунтов стерлингов (1288 долларов).

Напомним, как ранее сообщал OBOZREVATEL, в гараже среди хлама нашли авто за 100 000 долларов.

Подписаться

Важное

Юмориста-защитника Виктора Розового тяжело ранили на фронте: его прооперировали

Виктор Розовый перенес операцию после ранения на фронте

11.04.2024 21:09

В Украине готовятся существенно менять курс: что будет с долларом через несколько дней

11.04.2024 19:22

Умер актер О. Джей Симпсон, обвиняемый в убийстве жены и ее друга: это одно из самых громких дел в США

11.04.2024 18:58

TOP NEWS

Зеленский: в опасности все государства-соседи России, слова о передаче Украине ПВО должны совпадать с реальностью

Зеленский: в опасности все государства-соседи России, слова о передаче Украине ПВО должны совпадать с реальностью

11.04.2024 19:19

РФ ударила по Трипольской ТЭС новейшими ракетами Х-69, которые хуже «Кинжала» – Defense Express

11.04.2024 20:28

«Не можем покинуть Украину»: Макрон объяснил, что ЕС будет делать в случае дальнейшей задержки помощи от США

11.04.2024 22:51

Жизнь

Чем подкормить чеснок, чтобы не желтел: спасательные средства

Чем подкормить чеснок, чтобы не желтел: спасательные средства

11.04.2024 19:00

Как вернуть к жизни старые пожелтевшие подушки: лучшие способы

11.04.2024 18:00

Отношения улучшатся до конца апреля: названы знаки, которым повезет в любви

11.04.2024 17:00

Мнения

Зеленский заговорил об освобождении части территории «без оружия». Что это значит!?

Москва пошла ва-банк

Путинские диверсанты уничтожили наше самолетостроение, а кто теперь хочет уничтожить его будущее?

Насколько сильно экономическая авантюра союзного государства ударит по младшей сестре России

Враг уничтожил Трипольскую ТЭС: сделаем так, чтобы пылала вся Россия

Противник собирается начать наступление на нескольких направлениях: анализ резервов РФ

Хроника санкций. Россияне скатываются все глубже в долговую яму

News in English

«Almost everything that is written is true.» A football player fighting in the Armed Forces of Ukraine has admitted what is happening at the front

The scale of the destruction is horrific: Russia completely destroyed Trypillia Thermal Power Plant in Ukraine

The attack lasted seven hours: Russia hits Ukraine with missiles from Tu-95MS, «Kinzhals» and «Shaheds», Poland scrambles fighter jets

Life

Egyptair «загубил» багаж пассажиров в Каире: это выяснилось после приземления в Нигерии

Три знака зодиака ждут активные выходные: гороскоп на 13-14 апреля

Ryanair запустит новые маршруты в популярной курортной стране в 2024 году

OBOZ.UA в Google News
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе последних новостей Украины и мира сегодня

Использование любых материалов, размещенных на ресурсе OBOZREVATEL разрешается только при условии обязательной ссылки на OBOZREVATEL, а для интернет-изданий – размещение прямой, открытой для поисковых систем, гиперссылки на страницу OBOZREVATEL, на которой размещен оригинальный материал. Любое копирование, публикация, перепечатка и последующее распространение информации, которая содержит ссылку на «Интерфакс-Украина» www.interfax.com.ua, строго запрещено. Все опубликованные фотоматериалы Getty Images и УНИАН не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме без письменного разрешения компаний. Редакция OBOZREVATEL может не разделять точку зрения, изложенную в авторском материале. За достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах, ответственность несет рекламодатель.

© 2024 Все права защищены, ООО «Золотая середина».

Каталог автомобилей 1939: что выпускали в СССР

В советское время линейка легковых машин была крайне скромной, заметно шире был модельный ряд грузовиков.

Какие автомобили СССР выпускал в 1939 году. К концу 2022 года автомобильная промышленность России сократилась буквально до нескольких брендов, включая китайские Haval и предлагаемые под видом отечественных «китайцы» с переклеенным шильдиком. Но в довоенном 1939 году доступный советским гражданам модельный ряд автомобилей был ещё скромнее, а на территории нашей страны было не так много сборочных площадок. Крупнейшими из них были ЗИС, ГАЗ и ЯАЗ. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) в распоряжении Quto.ru оказался каталог автомобилей, которые производились на территории СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *