Сколько стоил бензин в ссср
Перейти к содержимому

Сколько стоил бензин в ссср

  • автор:

Сколько стоил бензин в СССР и дорого ли это было в те времена

Советские водители в очереди на заправку

В советские времена на всех автозаправочных станциях, которых, к слову, было не так уж много, бензин стоил одинаково. АЗС принадлежали государству и стоимость горючего согласовывал Госкомитет.

Автомобили в Союзе заправлялись разным бензином. Сначала авиационным Б-70, впоследствии ему на смену пришли А-66, А-72, а также АИ с отметкой 93 и 98. Топливо с самым низким октановым числом заправляли в старые (в то время) авто, а современное топливо — в Жигуле, Волги и ЗАЗы.

Какие цены были на бензин в СССР

К примеру, в 1968 году бензин стоил от 60 копеек и до 1 рубля 5 копеек (в зависимости от его вида). Также существовал бензин экстракласса. Это сегодняшний А-95. За 10 литров такого топлива платили 1 рубль. Да, именно за 10 литров, меньше не заправляли, поскольку колонки были механическими и так работало тогдашнее оборудование на АЗС. Часто водители с собой возили канистры, чтобы набрать про запас.

Читайте также:

В 1970-е бензина А-66 не стало, затем отказались от так называемой «топливной смеси». Это смесь бензина и смазки для мотоциклов.

Существенно бензин подорожал в конце 70-х. Тогда 10 литров 93-го стоило четыре рубля. С этого времени цена стабилизировалась и держалась вплоть до распада Союза.

Такая цена была вполне нормальной для тогдашних зарплат. При средней зарплате в 150 рублей среднестатистический советский водитель мог без проблем позволить себе заправку, стоившую максимум 40 копеек за литр.

Ранее «Телеграф» рассказывал, зачем советские водители брали в дорогу соль, мыло и аспирин. Любопытно, что их использовали не по назначению.

Читайте также:

Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

Сегодня часто приходится слушать про тотальную нищету населения эпохи СССР. Действительно, средняя заработная плата, согласно данным Росстата, в 1970 г. составляла 121,2 ₽. Примерно столько получал на руки инженер в НИИ. Начальник лаборатории считался обеспеченным: он получал примерно 200 – 220 ₽. А уличные плакаты, сообщавшие, что «Интересная профессия – водитель автобуса!», обещали зарплату аж до 400 ₽ — как кандидату наук.

Теперь – о некоторых ценах того же времени:

Стакан газировки без сиропа – 1 коп.

Билет на трамвай/троллейбус/автобус – 3/4/5 копеек.

Батон хлеба – от 13 до 25 коп.

Бутылка водки 0,5 л – примерно 3 – 4 ₽.

Квартплата за среднюю двухкомнатную квартиру – примерно 15 ₽.

Велосипед «Спутник» – около 80 ₽

Черно-белый телевизор типа «Рекорд» – примерно 200 ₽.

Холодильник ЗИЛ – примерно 300 ₽.

Цветной телевизор («Темп», «Радуга» и т.п.) – примерно 650 ₽.

Мотоцикл «Урал» – примерно 1400 ₽.

Автомобиль Запорожец – 3500 ₽.

Автомобиль ВАЗ-2101 – 5605 ₽ (с венгерским радиоприемником за 105 ₽).

Автомобиль ГАЗ-24 – 9200 ₽.

А теперь, освежив в памяти былые ценники, вспомним про автомобильные заправки.

Никакого дизтоплива частникам не продавали: дизельных легковушек заводы не производили, а импорт отсутствовал. Основных бензинов было два: А-76 и АИ-93. Стоимость – соответственно 8 и 10 копеек за литр. Однако очень многие считали это расточительством и предпочитали 76-й, только не на АЗС, а по договоренности с водителем какого-то грузовика или автобуса. Примерная цена за халявный бензин составляла 4 – 5 коп/л.

Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

Таким образом, стоимость одного километра, применительно к Жигулям с расходом 8л/100 км, составляла менее одной копейки! Полный бак официально обходился в 3руб 90 коп. Однако – повторяю – это считалось дорого. При месячном пробеге, скажем, в 2000 км из зарплаты всякий раз утекали 20 ₽ – шестая часть дохода того же инженера, на которого чудом свалился отцовский или дедушкин автомобиль. В ход шли разнообразные ухищрения, призванные снизить расход – одни пытались добавлять в бензин воду, другие снижали степень сжатия моторов, переводя их таким образом на низкооктановый бензин, третьи уповали на возможности электронного зажигания. Но единственно реальным способом снизить топливные расходы был, конечно же, сговор с водителями государственного транспорта.

Число АЗС на автотрассах было сравнительно невелико: на той же Ленинградке популярны были знаки с изображением бензоколонки и табличкой типа «60 км». Однако автовладельцы с опустевшими на полдороге баками встречались редко: в дальние вояжи все ездили с канистрами в багажниках. Засада была иного сорта: загородные АЗС вместо наличных зачастую требовали талоны на бензин. Их продавали тоже за городом – в хозмагах и т.п. Не купил заранее – никто не виноват. Поэтому, собираясь, к примеру, прокатиться по упомянутой Ленинградке из одной столицы в другую, разумно было иметь с собой как деньги, так и талоны. Разобраться, на какой АЗС чем расплачиваться, можно было только на месте.

Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

В 90-е годы на заправках началось что-то непонятное: очереди стали растягиваться на несколько часов. Хитрые пацаны подхалтуривали и тут: шныряя с канистрами от одного заправочного пистолета к другому они умудрялись без очереди наполнять свои емкости, после чего легко делал маленький бизнес в конце очереди, слегка накручивая цену. Желающие находились всегда. Но у смутного времени были свои законы.

Что касается водителей государственного транспорта, которые легко делились свои горючим с частниками, то в свое время этой теме был посвящан фельетон под названием «Со спичкой вокруг Солнца». Водители с помощью спички корректировали показания своих одометров в большую сторону, а руководители автохозяйств старательно «выбивали» себе повышенные квоты на топливо: мол, не хватает! Но реально топлива в стране было много и эти проблему решались довольно легко: надо – значит, надо!

В целом же, несмотря на смешные, по сегодняшним меркам, цены на бензин, заправка личной машины для большинства населения была довольно обременительной. Но на машинах, как правило, никто не экономил: любимую игрушку в семье всегда баловали…

Что еще почитать:

Сколько в СССР стоил бензин в разные годы?

a474cc4c75e817e231bfebf175a84e94_w650.jpg

Комментарии: 19 29.10.2021 В советские времена также как и сейчас стояла проблема с горючим. Интересно, сколько стоило тогда топливо? В СССР цены регулировались на многие товары, включая и бензин. Ключевым можно считать начало 1969 года, когда были введены единые цены на топливо за исключением отдаленных уголков.

Итак, вот тогдашняя стоимость 10 литров разных видов бензина. А-66 и А-72 имели стоимость 60 и 70 копеек. А-66 использовался исключительно для грузовиков. На А-72 в свою очередь ездили разные транспортные средства.

ef0d44a40f6ee66a0727d24c55e903c4_w650.jpgА-76 и А-93 были оценены в 75 и 95 копеек. А А-95 (тогда «Экстра») и А-98 стоили 1 рубль и 1 рубль 5 копеек. Однако последние виды бензина были распространены не так широко. В 1978 году цены на топливо подняли ровно в 2 раза. В свою очередь, 80-е годы запомнились тем, что начались проблемы с наличием бензина А-72. А вот бензин А-76 стал стоить 30 копеек за литр. По сравнению с 60-ми цена подскочила в среднем в 5 раз. 5a6f549fde6f044a3ac8c24240f5ee31_w650.jpgНу, а начиная с 1992 года цена на бензин в России регулярно растет, что сказывается и на стоимости остальных товаров. И такая тенденция продолжается, независимо от сдерживающих мер, предпринимаемых правительством. А вот бензин каких марок существовал в Союзе за весь период. Стоит упомянуть, полноценный расцвет НПЗ начался после ВОВ. Но в довоенный период АЗС, конечно, тоже существовали. Вот какие марки бензина можно было найти в СССР с середины 30-х до начала 50-х:

  • А-56. Им заправляли грузовые ЗИС и ГАЗ;
  • А-66. Подходил как для легковушек, так и для грузовиков.
  • А-70. Им заправляли иномарки, ЗИМы и ЗИС-110
  • А-74. Предназначался для легковых авто.

29 ноября 1968 года Госкомитет ценообразования при Госплане принял и утвердил следующие марки топлива:

  • А-66. Выведен из продажи к 70-м годам.
  • А-72. В СССР считался самым ходовым;
  • А-76. Второй по популярности вид топлива;
  • АИ-93. Появился, примерно, в начале 80-х и встречался на трассах в курортные города и отдаленных регионах. После распада Союза именно его переименовали в востребованный сегодня АИ-92;
  • АИ-98. Неизменный и по сей день;
  • Авиационный Б-70;
  • Экстра – для мотоциклов и двухтактных движков;
  • Сланцевый;
  • Топливная смесь – состав из 25-ти частей бензина А-72 и 1-й части тракторного масла. Применялась для заправки 2-тактных двигателей.

Дешевле газировки: сколько стоил бензин в СССР

Кадр из фильма

Информация Fullscreen Share

Кадр из фильма «Королева бензоколонки»
Источник изображения

Кадр из фильма «Королева бензоколонки» 1962

Кадр из фильма

Источник изображения

Кадр из фильма «Королева бензоколонки» 1962

Таких цен мы больше не увидим никогда.

Порой, рассказы о том, что в Советском Союзе все было очень дешево, действительно не выдумки. Об этом можно судить по стоимости бензина. Если сейчас топливо покупают за неприлично высокие цены, то в СССР дела обстояли иначе.

Во-первых, стоимость бензина считалась не за один литр, а за десять. Во-вторых, существовало несколько марок топлива — шесть, включая дизель. И если непосредственно с машинами автомобилисты сильно мучались, то хотя бы бензин не был головной болью.

В конце 60-х самым дешевым был А-66 — 60 копеек за 10 литров. Стакан газировки с сиропом из автомата — 200 миллилитров — стоил 3 копейки. А самым дорогим был АИ-93 — 95 копеек за десять литров.

Дорожать топливо начало спустя десять лет. Сначала понемногу — на 5 копеек. Затем цены подняли почти в два раза. А уже в начале 80-х тот же АИ-93 продавали по 4 рубля, пишет автор Дзен-канала «АвТОгус».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *