Регион с самым низким транспортным налогом
Перейти к содержимому

Регион с самым низким транспортным налогом

  • автор:

Появилась таблица транспортного налога по регионам на 2020 год

Размер транспортного налога для каждого конкретного автомобиля напрямую зависит от региона его регистрации, мощности двигателя и возраста. Взяв за основу все эти факторы, эксперты Autonews.ru назвали регионы России с самым низким и высоким транспортным налогом.

Появилась таблица транспортного налога по регионам на 2020 год

Регионы с минимальным транспортным налогом

Так, самые низкие ставки действуют в Ингушетии: от 5 до 40 рублей за одну лошадиную силу. Столь же выгодно «содержать» маломощный автомобиль в Крыму, Севастополе и Ханты-Мансийском автономном округе, где ставка на машины до 100 л.с. составляет 5 рублей, а до 150 л.с. – 7 рублей. В Свердловской области за маломощные автомобили платят по базовой ставке в 2,5 рубля, но с увеличением количества «лошадок» она возрастает до средней по стране. Недалеко «ушли» Магаданская область и Забайкальский край, где ставки на машины мощностью 100 и 150 л.с. составляют 7 и 10 рублей соответственно.

Транспортный налог в разных регионах России (рублей в год)

Ингушетия Забайкалье Крым Югра Магадан
Lada Granta (87 л.с.) 435 609 435 435 609
Skoda Octavia 1.4. (150 л.с.) 1050 1500 1050 1050 1500
Toyota Camry 2.5 (181 л.с.) 1810 3620 5430 7240 2715
Audi A6 45TFSI (245 л.с.) 7350 8085 18375 14700 5635
Mercedes-Benz G63 AMG (585 л.с.) 23400 38025 58500 70200 26325

Регионы с умеренным транспортным налогом

Сравнительно небольшой транспортный налог также платят автомобилисты Кавказа и в Сибири. Например, в Чечне, Дагестане, Северной Осетии, Томской области, Хакасии, Тыве, Якутии и Кемерово ставки на маломощные машины не превышаю 8 рублей, а на машины до 150 сил составляют не более 15 рублей за силу.

Транспортный налог в разных регионах России (рублей в год)

Дагестан Чечня Якутия Алтай Кемерово
Lada Granta (87 л.с.) 696 609 696 870 696
Skoda Octavia 1.4 (150 л.с.) 1500 1650 1950 2100 2100
Toyota Camry 2.5 (181 л.с.) 6335 4344 3077 3620 8145
Audi A6 45TFSI (245 л.с.) 12 250 11 760 7350 11 025 16 660
Mercedes-Benz G63 AMG (585 л.с.) 61 425 53 235 35 100 70 200 78 975

Регионы с большим транспортным налогом

Ставки, близкие к максимальным, действуют в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, причем в столичном регионе они даже ниже: там за машины начального сегмента нужно платить по 10-12 рублей за силу, тогда как в Санкт-Петербурге она стоит от 18 до 24 рублей.

Транспортный налог в разных регионах России (рублей в год)

Москва Подмосковье Санкт-Петербург Марий Эл Татарстан
Lada Granta (87 л.с.) 1044 870 2088 2175 870
Hyundai Solaris (123 л.с.) 3075 4182 4305 4305 4305
Skoda Octavia 1.4 (150 л.с.) 5250 5100 5250 5250 5250
Toyota Camry 2.5 (181 л.с.) 9050 8869 9050 9050 9050
Audi A6 45TFSI (245 л.с.) 18 375 18 375 18 375 18 375 18 375
Mercedes-Benz G63 AMG (585 л.с.) 87 750 87 750 87 750 87 750 87 750

Больше, чем в Петербурге, за транспортный налог отдают в Башкирии, Республике Марий Эл, а также в Вологодской и Курской областях, где даже на маломощные автомобили действует максимальная ставка в 25 рублей за силу. Среди них, как сообщают «Автоновости дня», мог быть и Татарстан, но там такая ставка действует только для юрлиц – физлица платят по 10 рублей за силу (за машины мощностью до 100 л.с.).

Особняком стоит Оренбургская область — единственный регион в России с нулевой ставкой транспортного налога. Там владельцы автомобилей мощностью менее до 100 л.с. вообще ничего не платят. Льгота, правда, действует только на одну машину. Если гражданин владеет несколькими автомобилями, их рассчитают по ставке в 5 рублей за лошадиную силу.

Названы регионы с самыми низкими платежами по транспортному налогу

На Чукотке и в Крыму средний размер транспортного налога по сравнению с прошлым годом вырос в два раза. Но это не значит, что платежи там стали самыми высокими в стране.

Среднестатистический автовладелец должен заплатить в казну 3 тысячи 6 рублей. Это средний размер транспортного налога в России на легковое авто, который за год вырос на 68 рублей. Такие расчеты в ожидании последнего дня его уплаты за 2018 год (2 декабря 2019 года) сделала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. И определила регионы, где налог на авто самый низкий и самый высокий.

Выгоднее всего, с точки зрения налоговой нагрузки, содержать авто в Забайкальском крае. Здесь транспортный налог в среднем составляет всего 1 тысячу 427 рублей. Чуть больше — в Ингушетии, 1 тысячу 478 рублей. На третьем месте — Республика Алтай, 1 тысяча 582 рубля. Тыва — на четвертом месте с 1 тысячей 600 рублями. На пятом — Республика Крым, 1 тысяча 660 рублей. Во второй половине ТОП-10 самого низкого транспортного налога Удмуртия, Якутия, Омская область, Ставропольский край и Калмыкия. Что любопытно: Республика Крым вошла вторым номером в еще один рейтинг — роста транспортного налога. В Крыму он поднялся почти в два раза (лидер — Чукотка, более чем в два раза, до 2 тысяч). Но в обоих регионах эти суммы значительно меньше средней по стране.

Чуть не попала в ТОП рейтинга роста Курская область, поскольку у нее налог должен был вырасти на 45,1 процента. Налоговые ставки были повышены до максимальных во всех сегментах авто. Но в конце октября в регионе все-таки изменили налоговые ставки в сторону уменьшения.

Самым затратным (если не считать Москву и Санкт-Петербург) налог оказался, по версии FinExpertiza, в Камчатском крае, 4 тысячи 972 рубля, Ямало-Ненецком автономном округе, 4 тысячи 909 рублей.

Эксперт: Если автомобиль на газе, то у него меньше выхлоп, а электромобиль вообще его не дает, логично было бы на такие машины снижать налог

Уже много лет эксперты обсуждают отмену транспортного налога за счет акцизов на топливо, напоминает председатель совета директоров сети FinExpertiza Елена Трубникова. Тогда владельцы авто будут платить налог не по факту наличия автомобиля, а за непосредственное управление им. Те, кто активно пользуется своим авто, а значит, и дорожной инфраструктурой, будут и платить больше. «Но тут важно понимать и другое, — рассуждает Трубникова. — В крупных городах, близких к транспортному коллапсу, где власти пытаются хоть как-то сократить частный автопарк, отмена транспортного налога была бы явно нелогичной, поскольку стала бы еще одним аргументом в пользу приобретения собственного авто».

В разговоре с корреспондетом «Российской газеты» доцент Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Дмитрий Тихонов заметил, что транспортный налог особо погоды для бюджетов не делает. Поэтому регулировать ставки налога, по его мнению, вполне было бы можно. «Если авто на газе, то у него меньше выхлоп, а электромобиль вообще его не дает, — поясняет Тихонов. — Следовательно, логично было бы на такие автомобили скостить налог». Впрочем, это даже не регулирование, рассуждает эксперт, а некое поощрение для тех, кто пересаживается на продвинутые модели и бережет природу.

Транспортный налог рассчитывают от мощности двигателя, напоминает Тихонов: «И если она у вас превышает мощность в 250 л. с., то налог будет высоким. Некая логика социальной ответственности за более дорогие мощные авто уже встроена в этот налог. Так что здесь я ничего не менял бы». Регионы и так могут вносить коррективы по своим возможностям. Освобождают от налога многодетные семьи, снижают ставку малоимущим. У каждого региона своя — базовая — ставка, которая тоже зависит от материального благополучия жителей.

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Андрей Полынский

Величину транспортного налога региональные власти устанавливают в рамках утверждаемого правительством допустимого «коридора», напоминает минтранс. За тем, чтобы аппетиты местных чиновников не вышли за рамки этого коридора, следит ФАС. Собираемые средства зачисляются в региональные бюджеты. Они так называемые окрашенные, то есть могут быть использованы на развитие и реконструкцию дорожной сети.

Однако если сравнить ставки транспортного налога с протяженностью проблемных дорог, которые выявляет Росстат, то сразу же возникают вопросы. Так, в некоторых регионах с высокими ставками транспортного налога много плохих (не соответствующих нормативам) дорог.

Величина транспортного налога, устанавливаемая регионами, зависит от множества факторов. «Нельзя сказать, что работает только принцип «богатый регион», — говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин. — Например, местные власти ориентируются на то, чтобы было не ниже или не выше, чем у соседей».

Для улучшения транспортной инфраструктуры было бы эффективнее заменить транспортный налог повышением акцизов на топливо, считает первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Транспортный налог платится сейчас по месту регистрации владельца, а миллионы людей не живут по месту прописки; размер налога привязан к мощности двигателя, хотя она прямо не связана с «нагрузкой» автомобиля на дорогу; издержки по взысканию задолженности по налогу могут быть сравнимы с самим налогом, объясняет депутат.

Ставки транспортного налога по регионам России

Обратите внимание! Если региональные ставки не определены на региональном уровне, налог взымается в региональный бюджет по базовым ставкам, установленным налоговым законодательством.

Помимо ставок, региональным законодательством также может определяться конечный порядок и сроки уплаты налоговых платежей, с учетом установленных кодеком ограничений. Регионы самостоятельно определяют круг льготных лиц и объем предоставляемых им послаблений по ТН.

Регион с самым низким коэффициентом транспортного налога

Регионы по-разному подошли к предоставленной возможности самостоятельно определять налоговые ставки. Учитывая положения НК, невозможно однозначно определить регион, где установлены самые низкие ставки, так как законом установлена дифференциация ставок, которая зависит от мощности машины. К разным классам автомобилей в субъектах может применяться разный принцип определения ставки.

Существующая градация применяет принцип, по которому владельцы автомобилей с меньшей мощностью должны платить меньше владельцев более мощных ТС. Потому маркировать ТН в регионе как наиболее низкий можно исходя из социальной ориентированности ставок, демонстрацией которой будет факт снижения минимальной базовой ставки в отношении малолитражных автомобилей до 100 л/с. Так, самые низкие ставки в размере 0 рублей установлены в Оренбургской и Свердловской областях, а в Калининградской области – 2,5 рубля и это наиболее низкие ставки по России. Невысокие ставки также в Республике Крым, ХМАО, Красноярском крае и Ингушетии – 5 рублей.

Обратите внимание! Регионы применяют низкие ставки и в отношении автомобилей с внушительной мощностью. Так, самые низкие ставки на ТС свыше 250 л/с применяет Ингушетия – 40 рублей, Республика Саха – 60 рублей, Магаданская область – 45 рублей, Пермский край – 58 рублей, НАО и Крым – 50 рублей.

Регион с самой высокой ставкой по налогу за транспорт

Самая высокая ставка, исходя из содержания ст. 361 НК, применяется к автомобилям свыше 250 л/с, и она не может превышать 150 рублей за единицу л/с. Именно в таком размере ТН для дорогих ТС установлен в 43 субъектах федерации. Но не во всех из них ставка для малолитражных ТС также является высокой. Например, в Оренбурге при минимальной ставке для малолитражек в 0 рублей применяется максимальная ставка в 150 рублей для авто свыше 250 л/с.

Можно рассматривать социальную ориентированность ТН в конкретном регионе по размеру ставок для малолитражных ТС. Максимально возможная ставка – 25 рублей. Самые высокие из них установлены:

  • во Владимирской области – 20 рублей;
  • в Воронежской области – 20 рублей;
  • в Тамбовской области – 20 рублей;
  • в СПб – 24 рубля;
  • в Вологодской области – 25 рублей;
  • в Марий Эл – 25 рублей;
  • В Башкортостане – 25 рублей.

По информации «ФинЭкспертизы», такие ставки свидетельствуют о том, что в регионах с более высокими доходами населения, применяются менее высокие ставки ТН. В регионах с меньшими доходами устанавливаются максимальные ставки, не только в отношении мощных, но и малолитражных авто.

Таблица ставок транспортного налога по регионам России в 2019 году (ссылка)

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Как различается транспортный налог в регионах России

Как различается транспортный налог в регионах России

Тинькофф Журнал подробно рассказывал о том, кто и как должен платить транспортный налог и как на нем сэкономить.

Если коротко, этот налог платят владельцы автомобилей, снегоходов, вертолетов и других транспортных средств. Ставку налога устанавливают власти каждого субъекта самостоятельно — и поступают собранные деньги тоже в региональный бюджет. Согласно закону, тратят их только на дороги. Впрочем, в целом доля транспортного налога в дорожных фондах составляет около 8%.

В этой статье мы расскажем, от чего зависят ставки налога в разных регионах и где в итоге самый высокий и самый низкий транспортный налог для людей, которые ездят на обычных легковых машинах.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов

Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности

Сколько платят россияне

За истекший год россияне заплатили за свои легковые автомобили 134,4 млрд рублей транспортного налога — примерно по 3183 ₽ на каждую из 42,2 млн легковых машин, по которым исчислен налог. Как мы уже говорили, налог собирается и тратится в регионе. Например, в Москве за 2021 год собрали 23,2 млрд рублей — и это сопоставимо с расходами бюджета столицы на ремонт дорог, которые на 2022 год запланированы в размере около 30 млрд рублей.

Самая большая средняя сумма налога — в Москве: 7291 ₽. Это примерно как платеж за Киа Спортейдж с двигателем 151 л. с. На втором месте — Петербург со средней суммой 5968 ₽. Самый маленький средний налог — в Забайкальском крае: 1513 ₽. В пяти регионах сумма в пределах 1700—1800 ₽ : это Челябинская область, Крым, Тыва, Алтай и Ингушетия.

Этот показатель отражает состав автопарка: если в регионе много дорогих и мощных автомобилей, то средний налог будет высоким. Особенно сильно на него влияют машины стоимостью больше 10 млн рублей, налог за которые платится в тройном размере: 42% таких автомобилей зарегистрированы в Москве, 11% — в Петербурге.

С другой стороны, на среднюю сумму влияют и региональные ставки налога. Например, очевидно низкие ставки в Крыму, Челябинской и Свердловской областях. Подробнее о разнице ставок расскажем ниже.

Обложка статьи

От чего зависит налоговая ставка

Мощность автомобиля. Чем мощнее автомобиль, тем выше ставка. Обычно регионы устанавливают разные ставки для пяти диапазонов мощности: до 100 лошадиных сил, 100—150 , 150—200 , 200—250 и свыше 250.

Эти границы для легковых автомобилей установлены во всех регионах, кроме Кировской области. В большинстве регионов действует 5—7 различных ставок. Чаще всего добавляют градации по мощности на уровне 80, 125 или 175 л. с.

Обложка статьи

Но некоторые регионы подходят к дифференциации ставок основательно: для пермяков ставка увеличивается каждые 25 лошадиных сил автомобиля. Пермский край вообще рекордсмен по числу ставок транспортного налога: для автомобилистов тут предусмотрено 40 разных тарифов.

Возраст автомобиля. В 11 регионах ставка налога кроме мощности зависит от возраста автомобиля: это Татарстан, Кабардино-Балкария, Бурятия, Пермский, Хабаровский и Приморский край, Новгородская, Пензенская, Ростовская, Саратовская и Иркутская области. Обычно чем новее автомобиль, тем выше ставка. Например, в Кабардино-Балкарии за старую Ладу Гранту с двигателем мощностью 90 л. с. ничего платить не нужно. А налог на новую такую машину составит 630 ₽ в год.

На кого оформлен автомобиль. Для граждан и организаций могут устанавливаться разные ставки: например, в Ханты-Мансийском автономном округе за ту же Ладу Гранту физлица платят в три раза меньше, чем юрлица: 450 и 1350 ₽ соответственно.

В целом дифференциация ставок по этому признаку встречается только в восьми регионах. Помимо ХМАО это Ямало-Ненецкий автономный округ и Архангельская область, Татарстан и Башкортостан, а также ряд республик Северного Кавказа: Кабардино-Балкария, Дагестан и Северная Осетия.

Число автомобилей у владельца. В соседних Башкортостане и Оренбургской области во внимание принимают количество машин, зарегистрированных на автовладельца. За вторую платят больше: если у уфимца две Гранты, то за первую он отдаст 900 ₽, а за вторую — уже 2250 ₽. Оренбуржец за первую машину вообще не платит. Заметим, что такая скидка распространяется только на сравнительно маломощные машины: до 150 л. с. в Башкирии и до 100 л. с. в Оренбургской области.

Обложка статьи

Страна производства автомобиля. В Приморском крае на ставку транспортного налога также влияет страна, где сделана машина. В других регионах такого нет. На отечественную машину мощностью 100 л. с. налог составит 450 ₽, а на аналогичную новую импортную машину — 1800 ₽. Возможно, это связано с тем, что Приморский край — лидер по ввозу подержанных иномарок из Японии. По данным «Автостата», в Приморье 84% легковых автомобилей — праворульные.

Тип топлива. В Белгородской области установлена льготная ставка для машин, которые заправляются экономичным видом топлива — природным газом: за бензиновую 90-сильную Гранту придется выложить 1350 ₽ транспортного налога, за такую же Гранту на пропане — 1125 ₽. Для более мощных машин, а тем более для грузовиков, автобусов и спецтехники разница будет более существенной.

Вероятно, это связано с тем, что именно в Белгородской области реализуют пилотный проект по развитию рынка газомоторного топлива: в его рамках, например, можно получить субсидию на перевод машины на газ.

Модель автомобиля. В России владельцы дорогих автомобилей платят транспортный налог с повышающим коэффициентом. В 2023 коэффициент будет применяться для моделей средней стоимостью больше 10 млн рублей. Конкретного перечня пока нет, но в 2021 году в него входили 223 модели 14 разных автобрендов. Больше всего там было Мерседесов, Бентли и Астон Мартинов: 42, 40 и 27 моделей соответственно. Впрочем, список моделей устанавливается федеральным Минпромторгом и на различия между регионами не влияет.

Обложка статьи

Если подытожить, транспортный налог можно назвать прогрессивным: владельцы новых, больших и дорогих машин платят больше, чем владельцы старых, маленьких и дешевых. Если посмотреть на поступления транспортного налога от владельцев легковых автомобилей, то окажется, что 2% самых мощных машин — с двигателем больше 250 л. с. — обеспечили 23% всей суммы.

Источник: ФНС, расчеты Т⁠—⁠Ж

Источник: ФНС, расчеты Т⁠—⁠Ж

В каких регионах самый высокий и самый низкий транспортный налог

Базовые ставки транспортного налога устанавливаются федеральным налоговым кодексом. Регионы могут их увеличивать или уменьшать, но не более чем в десять раз. Получается, что в теории между регионами ставки могут различаться в сто раз. Мы взяли с сайта ФНС ставки транспортного налога по всем регионам России на 2023 год и проверили, как обстоят дела на самом деле.

На практике оказалось, что регионы почти никогда не уменьшают налоговые ставки, поэтому разница все-таки меньше: до десяти раз — на маломощные автомобили, в пять-шесть раз — для более новых и мощных. Рассмотрим подробнее, сколько налога заплатят владельцы некоторых типовых автомобилей в разных регионах.

Обложка статьи

Лада Гранта, 90 л. с. Жителям Оренбургской области за такие машины начисляют нулевой налог. То есть платить совсем ничего не нужно — правда, только если это единственная машина. Жители Калининградской и Свердловской областей заплатят всего 225 ₽ за год владения: ставка здесь установлена на уровне федеральных 2,5 ₽ за лошадиную силу. В десять раз больше заплатят жители Пермского края, Марий Эл и Мордовии: 2250 ₽.

Хендай Солярис, 123 л. с. По 7 ₽ за лошадиную силу, то есть 861 ₽ за год, заплатят жители Крыма и Севастополя, Ингушетии и Ханты-Мансийского автономного округа. В этих регионах налог на менее мощные машины также довольно низок. По-прежнему невелик налог в Свердловской области — 1156 ₽. Среди регионов с самым высоким налогом остаются Марий Эл и Мордовия, но к ним добавляется Орловская область и целый ряд северо-западных регионов: Санкт-Петербург с областью, Вологодская область и Карелия, жители которых должны будут заплатить 4305 ₽.

Киа Спортейдж, 151 л. с. Максимальная ставка на такой автомобиль установлена сразу в 27 регионах — по 50 ₽ за лошадиную силу, или 7550 ₽ в год. Самый низкий налог начислят в Ингушетии и Магаданской области — 2265 ₽ в год, а также в Якутии — 2567 ₽.

Фольксваген Туарег, 249 л. с. Обычно за такую машину нужно платить 18 675 ₽, такая ставка встречается в 45 регионах. А в Магаданской области — в три с лишним раза меньше: 5727 ₽. К регионам с низкой ставкой относятся также Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Забайкальский край и Ингушетия. Здесь, как и в следующем случае, мы будем считать, что эта модель не входит в перечень роскошных автомобилей.

Тойота Лэнд Крузер, 288 л. с. В 49 регионах налог на такую машину составит 49 500 ₽ — по 150 ₽ за лошадиную силу. А самая низкая ставка — опять в Магаданской области: всего 45 ₽, то есть 12 960 ₽ за подобный автомобиль. Меньше 20 000 ₽ заплатят жители Ненецкого автономного округа, Ингушетии и Забайкальского края.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *