Раф 2203 скорая помощь ссср
Перейти к содержимому

Раф 2203 скорая помощь ссср

  • автор:

РАФ-2203. Лицо маршрутного такси и транспортной медицины

Лучший сайт о СССР

Сейчас города уже не мыслимы без сети маршрутных такси, которые пусть и дороже аналоговых трамваев и автобусов, но и довозят до места назначения гораздо быстрее. Удобство и адекватность водителя — это уже другой вопрос.

Нынешнее поколение, скорее всего, не знает, кого на просторах постсоветского пространства можно считать прародителем современных маршруток. Но всем, кто вырос в 80-ые и 90-ые года, без сомнения вспомнятся вездесущие “РАФики”, которые массово использовались и для пассажирских перевозок, и в качестве карет скорой помощи. Именно о них будет рассказано ниже.

История создания

Начнем с того, что РАФ — наименование не модели машины, а аббревиатура завода, на котором ее выпускали — Рижская автобусная фабрика. 2203-ью модель окрестили просто и емко — “Латвия”. Сама по себе предыстория фабрики является интересным материалом, но если вкратце — основали его в 49-ом году и долгое время не могли укрепиться на авторынке СССР. Создание новой модели своей серии микроавтобусов обещало стать прорывом, и вывести РАФ в передовые производители, пускай только в своей специализированной нише.

РАФ-977И «Латвия» ‘1962–68

Работу над “Латвией” начали в 63-ом году. Тогда всем массовым производителям техники правительством СССР была задана ориентация на хим.промышленность — на смену металла должен был прийти стеклопластик и подобные материалы. Однако в скором времени все вернулось на круги своя, а прототип 2203, с кузовом из стекловолокна, выкинули на свалку и больше к нему не возвращались.

А у вас был такой автомобиль?

В дальнейшем директором фабрики было принято решение о продолжение работы на конкурсной основе. Было создано две конструкторские группы, под руководством А. Миезиса и А.Бергса. К 68-ому году оба коллектива предоставили свои эскизы будущей машины, которые потом повезли в Москву на одобрение. Хотя экспертная комиссия выбрала вариант Миезиса, все тот же директор РАФа — Илья Поздняк — считал, что более перспективной машиной является модель Бергса. На ней же в итоге и остановились.

Так как предприятие к тому время едва превышала уровень региональных масштабов и для всесоветского производства абсолютно не годился, в 69-ом году был заложен новый автозавод, базировавшийся в городе Елгава.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер

Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Он должен был обеспечить выпуск 25000 микроавтобусов в год. К моменту окончания строительства, конструкторская группа значительно доработала и модернизировала модель Бергса, изменив ее до неузнаваемости. Именно так на свет появился РАФ-2203, позже наименованый “Латвией”

Эксплуатация

Медицина

Первые серийные машины были спущены с конвейера в 75-ом году. Микроавтобусы использовали в качестве основного транспортного средства на 25-ом съезде КПСС.

Но основной заказ на РАФы был у Министерства здравоохранения. Львиная доля выпускаемых машин продолжила свою жизнь в качестве карет скорой помощи. Практически любая машина, которая приезжала по вызову — была 2203-ью моделью. Для этих целей была выпущена модификация, в салоне которой были установлены нескладные носилки, была возможность для крепежа второго койко-места. Поэтому в одной машине за раз можно было перевозить двух больных. У изголовья носилок крепили вращающиеся кресло врача со шкафчиками для медицинских препаратов по левую руку.

Маршрутка

Также массово применялись РАФы в качестве маршрутных такси. Так как особых аналогов у них не было, вскоре у жителей городов они стали ассоциироваться именно с этим видом транспорта. В салоне размещалось 11 пассажирских мест плюс одно рядом с водителем. Останавливались микроавтобусы строго на остановках. Время ожидания маршрутки, в среднем, составляло около 15-ти минут, проезд был относительно дорогим — 20-ть копеек.

Однако, это компенсировалось тем, что до своей остановки доезжали в два, а то и в три раза быстрее, чем на трамвае или троллейбусе. В начале 90-ых микроавтобусы серии пользовались такой бешеной популярностью, что вскоре стали именем нарицательным и все маршрутные такси по привычке называли “рафиками”

Олимпиада-80

С запуском РАФов-2203 в массовое производство, их быстро решили освоить под ОИ в Москве. “Латвия” стал официальным автомобилем Игр и получил несколько модификаций. Его использовали и в качестве транспортировки спортивных снарядов, велосипедов, деталей парусных яхт. Был создан вариант для работников антидопинговой службы, со всем необходимым оборудованием внутри.

Освоена машина была также в качестве тягача для фургончиков со спортсменами, которых доставляли на соревнования или места жительства. Машины использовались в качестве носителей электронных табло, на которых показывался результат.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер

Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Главной же модификацией “Латвии” был автомобиль, подогнанный под сопровождение и обеспечение сохранности олимпийского огня

Заключение

Несмотря на свою высокую популярность, в 80-ых годах качество автомобиля постоянно падало. Попытки оживить серию не приносили нужного эффекта. И хотя по инерции машиной продолжали массово пользоваться, под конец 90-ых ее массово начала вытеснять не менее культовая “Газелька”. Как итог — в 97-ом году производство РАФов было прекращено, а сам завод почил годом позже. Но память о своем главном детище он оставил на долгие десятилетия.

Легенды и факты о РАФ-2203

Кажется, он бегал по нашим улицам совсем недавно – мы все его помним, симпатягу «рафика». Но в лучшие годы его руль был доступен лишь избранным, и потому микроавтобус был овеян тонким ореолом загадочности и романтики. Сегодня у нас есть возможность покопаться в его подноготной…

В наших руках сегодня – последняя из моделей Рижской автомобильной фабрики, РАФ-2203, в одной из самых распространенных версий – пассажирской. Молва приписывает ей целый комплект эксклюзивных особенностей – разберемся с ними.
РАФ – только для госслужбы
Удачным местом для сбора воспоминаний про этот некогда самый популярный «бусик» СССР оказалась конечная остановка крупного спального массива. Сегодня здесь разворачиваются совсем иные маршрутки, но РАФ еще помнят, причем не только в «маршруточной» ипостаси.
Так, некоторые мужчины постарше сокрушались, что РАФ-2203 не передавался в частную собственность, и что вместо Жигулей они с радостью бы выбрали вместительный, просторный и грузоподъемный микроавтобус – просто мечту активного дачника и автотуриста.
Спешим развеять этот миф об исключительно «служебной» роли данного автомобиля. Дело в том, что во второй половине 80-х годов около 0,5% от годового количества произведенных «рафиков» (примерно 80-90 единиц) передавались в частное пользование многодетным семьям, в которых воспитывалось 4 и больше детей.
В отличие от инвалидных машин (также распространявшихся через гор- и райсобесы), микроавтобусы не подлежали возврату государству и бесплатной замене через определенный период времени.

Но все же большая часть машин использовалась в качестве маршрутных такси, служебных авто для поездок персонала в различных учреждениях, в качестве кареты скорой помощи, в органах МВД и прочих госструктурах.

Комфортный и динамичный

На нашей остановке ждали желтых автобусов и представительницы прекрасного пола. Приятно удивленные отлично отреставрированным ярко-зеленым минивэном, женщины отмечали, что РАФ-2203 запомнился им как комфортабельный автомобиль.
Это правда. Даже обычные пассажирские версии оснащались мягкими широкими сиденьями, а не примитивными «табуретками», как на современных маршрутках. Чего уже говорить о «люксовых» исполнениях прибалтийского микроавтобуса – а таких выпускалось немало. Комфорт также обеспечивала вполне себе «легковая» подвеска с длинным ходом, мягкими пружинами и рессорами.

О динамичности опробованного нами автомобиля можно спорить, но скучным он мне точно не показался. Впечатления за рулем самые яркие: сижу перед передней осью, дорога бежит буквально мне под ноги, и естественно, динамика разгона в такой позиции ощущается ярче, чем в авто традиционной капотной компоновки.
С полной загрузкой (грузоподъемность микроавтобуса равна 895 кг, мощность двигателя – 95 л.с.) Латвия с места до 60 км/ч разгонялась за 14 секунд, до «сотни» – более 25 секунд. Даже по меркам 1980-х цифры не ахти, но, повторюсь, микроавтобус с одним-двумя пассажирами субъективно кажется достаточно резвым.

Недолговечный

В автохозяйствах рижский автомобиль снискал славу надежного и неприхотливого транспорта, за что стоит благодарить в первую очередь донора платформы – Волгу ГАЗ-24. Одновременно автомобиль был слаб конструкцией кузова, из-за чего машину официально могли списывать уже через три года интенсивной эксплуатации.

Кузов неважно переносил перегрузки и езду по плохим дорогам, на маршрутных такси часто трескался кузов в районе центральных стоек. С этой напастью конструкторы боролись добавлением дополнительного усилителя, но проблема окончательно не исчезла.
По меркам огромной страны РАФ выпускался недостаточным тиражом, и из-за его дефицитности в условиях СССР многие экземпляры неоднократно ремонтировались, переваривались и восстанавливались для продления эксплуатации.

Только пассажирский микроавтобус

Следующий миф о РАФе можно развеять даже кратким перечнем других типов кузовов этого авто: фургон, бортовой грузовичок, пикап, и даже седельный тягач. И этот список еще можно продолжать.
Появление первой группы нетрадиционных для Рижской автомобильной фабрики автомобилей было связано с проведением в Москве ХХ Олимпийских игр. Именно под это событие в Латвии построили несколько вариантов специализированных пикапов и седельных пассажирских автопоездов.

Вторая, более обширная, группа различных вариаций кузовов, отличных от пассажирского микроавтобуса, появилась на рубеже 90-х. Когда распался Советский Союз и все предприятия потеряли гарантированных плановой экономикой потребителей, им пришлось заново завоевывать рынки и искать потенциальных клиентов.
Для нового рынка прибалты создали бортовые грузовики с усиленным шасси в вариантах двух- и пятиместной кабины, паталогоанатомические фургоны, инкассаторские бронеавтомобили, «кинопередвижки» и пр. К сожалению, такое расширение модельного ряда не спасло предприятие от банкротства и закрытия.

Лучшая советская маршрутка

Дожидаясь своей желтой маршрутки – полноценного девятиметрового автобуса, один из современных пассажиров поведал нам, что считает именно РАФ-2203 идеальным маршрутным такси Советского Союза. С ним мы не можем не согласиться.
Во многих городах бывшего СССР Латвии трудились на маршрутах отдаленных микрорайонов, куда запуск полноразмерных автобусов был не целесообразен. С конечной остановки «рафики» отправлялись по мере заполнения сидячих мест, стоячих пассажиров не брали, все размещались в удобных креслах и диванах и могли выйти по требованию – везде, где позволяли Правила дорожного движения.

Также и подсесть на борт можно было где угодно, «проголосовав» прямо с обочины – на то оно и такси, и отличие от обычного таксомотора было только в том, что двигались РАФы по заранее определенному маршруту.
Кстати, маршрутная табличка на борту опробованного нами экземпляра – самая настоящая: маршрут № 27 в 1980-е годы работал в Москве, и реставраторам удалось раздобыть этот указатель в российской столице уже в наши дни.
В отличие от современных массовых маршруток, грубоватых, даже утилитарных, построенных на базе грузовиков, РАФ имел шасси от легковой Волги, что обеспечивало действительно комфортную езду.
При входе в некоторых прибалтийских микроавтобусах устанавливалась автоматическая билетная касса, а снаружи рейсовые автомобили можно было отличить по шашечкам на боковинах. Под лобовым стеклом и на правой стороне размещались таблички с номером маршрута.

Но заводские инженеры работали над еще более совершенной конструкцией общественного транспорта, и в 1974 году даже представили специализированный переднеприводный электромобиль РАФ-2204 с укороченной колесной базой и свесами, который должен был стать образцовой маршруткой – бесшумной, экономичной, комфортабельной. Но малый запас хода (около 40 км) и хлопоты с зарядкой аккумуляторов заставили отложить эту затею на будущее.

Уникальный во всем мире

Сам по себе РАФ-2203 чем-то исключительным в мировых масштабах не был – вместительные авто вагонной компоновки к тому времени были давно известны. Взять хотя бы Volkswagen T1 и T2… Но с точки зрения дизайна он в самом деле был весьма оригинален и заслуживает самой щедрой похвалы. Благодаря наклонным образующим поверхностям, коробчатость его вагонообразного кузова была сведена стилистами к минимуму, при этом удалось сохранить компактные, оправданные с точки зрения компоновки и функционала габариты.
Но в плане эксклюзивности есть еще одна тема для разговоров. Советский народ, как известно, был самым читающим в мире, и вот седоватый мужчина все на той же конечной остановке, засмотревшись на наш ярко-зеленый РАФ, вспомнил, что в начале 80-х, листая подшивку журналов в кружке юных техников, наткнулся на небольшую заметку о водородном РАФе. Был ли он первым в своем роде?

Был – именно РАФ-2203 можно считать первым в мире микроавтобусом c двигателем внутреннего сгорания, работающим на водороде. Первый опытный экземпляр гибридного автомобиля («родной» 2,45-литровый мотор микроавтобуса работал и на водороде, и на бензине) появился в 1979 году. На низких оборотах двигатель РАФа функцонировал исключительно на водороде, с ростом частоты вращения в него добавлялся бензин, а на высоких оборотах авто полностью переходило на А-93.

Как показали исследования НАМИ, суммарный расход топлива снизился почти в 3 раза, а выбросы СО сократились в 23 раза в сравнении с перспективными нормами, которые вступали в силу в 1980 году. Интересно, что несколько опытных водородных «рафиков» обслуживали Олимпийскую деревню в Москве во время проведения Олимпиады-80.
Уже в 1982 году НПО «Квант» и Рижская автомобильная фабрика создали еще один водородный автомобиль – на этот раз работающий на модных сегодня топливных элементах. Кроме электрохимических генераторов и емкости для водорода в комбинированную энергоустановку входили также электродвигатель и никель-цинковая аккумуляторная батарея. Баки для водорода находились в задней части автомобиля, там же размещались и генераторы.

Он и сегодня крут

Даже если допустить, что Рижская автомобильная фабрика смогла бы выжить в тяжелые 1990-е, РАФ-2203 вряд ли бы имел спрос сегодня. В наше время принято использовать внутреннее пространство минивэна более рационально, а у модели 2203 жилая зона передка и возможности трансформации ограничены возвышающимся между узких передних кресел двигателем. И это не говоря об устаревшей компоновке и конструктивно примитивных агрегатах.

И все же жаль, что тяжелые экономические условия уничтожили такое интереснейшее предприятие, как РАФ, поставив крест на перспективах развития одного из самых передовых микроавтобусов своего времени. К счастью, «рафик» будет жить в тех немногочисленных образцах, что заботливо восстановлены отечественными реставраторами.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса

Для молодого поколения РАФ — это модный вариант кофейного напитка. Но люди постарше помнят «Рафики», которые можно было увидеть едва ли ни в каждом советском дворе: они служили маршрутками, каретами скорой помощи, работали в милиции и даже инкассаторской службе. Но были и необычные версии рижского микроавтобуса.

СУСЛИК ИЛИ АВАНГАРД?

Сначала в Риге на улице Дунтес, на совсем небольшом заводе с ручным конвейером собирали около трех тысяч микроавтобусов РАФ-977 в год. Но в Риге мечтали сделать новый, более современный автомобиль. И уже в 1965‑м построили оригинальный прототип РАФ-982. Причем, со стеклопластиковым кузовом. Идея стеклопластика в те годы захватила автомобильные умы всего мира, но для массового производства материал был не технологичен.

Дирекция завода создала две независимые группы художников и конструкторов, которым и поручили сделать новый микроавтобус на агрегатах «Волги» ГАЗ-21.

Группа Арвидса Мейзиса в 1967-м построила два прототипа полукапотной компоновки — с разными внешними элементами, условно названные РАФ-982-I (на заглавном фото). Заводские шутники прикрепили на борт одной из машин надпись Cyclon. Прозвище «Суслик» на заводе вспоминали потом много лет.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса

Группа Артурса Эйсерта показала в 1968‑м совсем другую машину со смелым и даже авангардным дизайном, огромными стеклами, подчеркнуто резкими линиями кузова. И именно РАФ-982-II стал прототипом серийного РАФ-2203. Хотя стилистику, конечно, немного «успокоили» и «пригладили». Но и серийная машина, выпуск которой на новом заводе в Елгаве начали в 1975-м, выглядела свежо и современно даже на фоне зарубежных аналогов.

ЛАТЫШСКОЕ ТРИО

Серийные РАФ-2203 знали не только в Советском Союзе, но и во многих странах мира: социалистических и так называемых развивающихся. Помимо 12‑местного автомобиля с агрегатами «Волги» ГАЗ-24 — мотором мощностью 95 л. с. и четырехступенчатой коробкой передач, делали массовые «санитарки» РАФ-22032. Их выпуск в иные годы составлял до 40 % от общего объема.

Спроектировали и маршрутное такси РАФ-22031. В том числе даже и вариант с электромагнитным замком двери салона, открываемой водителем. Но заводские маршрутки так и остались прототипами. А те, что знали жители многих мегаполисов, делали вовсе не в Елгаве, а местными усилиями из стандартных машин, переставляя сиденья и нанося символы такси на борта.

На такие нагрузки РАФ, конечно, был не рассчитан. Заводские испытатели говорили, что использовать РАФ в такси — всё равно, что реактивный самолет для опыления полей.

РАФ, АМПЕР И ВОЛЬТ

В Советском Союзе были электромобили! Правда, не в свободной продаже и делали их в небольших количествах. Тем не менее, РАФ в этом деле шел в авангарде. Не успел завод а Елгаве заработать на полную силу, а в КБ, которое осталось в Риге, создали уже укороченный РАФ-2204 с электромотором постоянного тока мощностью 22 кВт, позволявшим развить до 70 км/ч.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса

Затем собрали уже шесть РАФ-2207 с кузовом стандартной длины, но на девять человек. Остальное место занимали батареи массой аж 630 кг! Три электромобиля РАФ-2210 в 1982 году даже поработали маршрутками в Москве. Но еще до этого, РАФ «под завязку» загрузили заказами на спецмашины для Олимпиады 1980 года в Москве. В том, числе, и электрическими.

ФАКЕЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ

Всего олимпийских модификаций РАФ-2203 было почти полтора десятка. Тут пригодился и опыт создания электромобилей.

Но главным автомобилем Олимпиады стал, все-таки, бензиновый РАФ-2907 с необычной бело-золотой окраской. Эта машина сопровождала олимпийский огонь. Большую часть пути автомобилю предстояло ехать со скоростью пешехода, поэтому на нее поставили увеличенный радиатор и электровентилятор. В микроавтобусе везли периодически заменяемые факелы, и даже резервный олимпийский огонь.

Необычный пикап с двойной кабиной — первый подобный автомобиль в стране — РАФ-2909 сделали для сопровождения велогонок. Сзади на кузов крепили велосипеды. Такие машины строили и позже для сборной СССР. А в перестроечные годы аналогичные пикапы даже продавали всем желающим.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса

Для Олимпиады в 1980‑м сделали судейский электромобиль РАФ-2910 со второй пассажирской дверью по левому борту. Аналогичный по назначению, но бензиновый РАФ-2911 отличала распашная дверь в задней стенке.

Именно для олимпийской деревни изготовили первые автопоезда на базе РАФ-2203. Правда, до этого уже делали автопоезда, работающие в парках и аэропортах, на основе РАФ-977. Новый тягач РАФ-3407 работал с прицепами РАФ-9225 и РАФ-9226. Тормоза стояли лишь на задней оси тягача, зато пневматические с камерами от КАМАЗа. Аналогичные поезда позднее тоже работали в парках.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса

КРЕМЛЕВСКИЕ ТАЙНЫ

Самые неизвестные и отчасти до сих пор загадочные латвийские машины — электрические микроавтобусы с уменьшенной на 100 мм шириной. Говорят, их предназначали для езды по московским подземельям. Один из таких РАФов, правда, уже с бензиновым двигателем окончил свои дни во дворе НТЦ РАФ на улице Дунтес. Сохранились эскизы роскошного интерьера секретных машин, созданных в заводском Бюро спецавтомобилей.

ВЫШЕ КРЫШИ

Конечно, санитарный РАФ для медиков был не очень удобен — потолок слишком низкий. Первые советские высокие реанимобили сделали в 1979‑м именно на базе РАФ-2203. Правда, с помощью финской фирмы Tamro из Тампере. Высоту машины увеличили на 200 мм, высота салона стала 1600 мм, что облегчало работу медиков. Позднее РАФ стал делать аналогичные автомобили самостоятельно.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса

КАКИМ МОГ СТАТЬ РАФ

Последнюю версию микроавтобуса — РАФ-22038 делали до самой остановки завода. Но по сути, это была временная модель — 22038‑02.

Новый РАФ, помимо немного измененной внешности, должен был получить совершенно новую переднюю подвеску — некое упрощенное подобие стоек McPherson и дисковые передние тормоза с двумя суппортами от Нивы на каждое переднее колесо, а также вакуумным усилителем вместо гидровакуумного.

Таким образом, РАФ могли избавить от врожденных пороков: подвески и тормозов «Волги», явно слабых для 12‑местного микроавтобуса. Но как очень часто случалась в СССР, «временная» версия так и осталась постоянной. Внедрили лишь новые бамперы, подфарники и некоторые иные элементы.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса

Еще в 1985 году, в соответствии с министерской программой внедрения роторных двигателей на автомобили разных заводов, на обычный микроавтобус и санитарку поставили двухсекционные 140сильные агрегаты ВАЗ. Такой микроавтобус планировали для 9-го управления КГБ, занимающегося охраной первых лиц государства, санитарку — для 4-го управления Минздрава, лечащего этих самых лиц.

В коробке передач ГАЗ-24 изменили передаточные числа. Забавно, что при замерах динамики роторного РАФа на полигоне пришлось связывать веревкой верх передних дверей, поскольку при скорости 160 км/ч они начинали оттопыриваться, как уши. А роторный РАФ до такой скорости разгонялся! Потом двери усилили. Но вскоре тему ротора на РАФе закрыли.

КАКИМ РАФ СТАЛ

На рубеже 1990-х, когда спрос стал стремительно падать, а связи между республиками рушиться, в Риге стали лихорадочно создавать самые разные, иногда интересные, порой, почти курьезные модификации.

Например, сделали бортовые грузовики с одинарной и двойной кабинами. Управляемость и поведение при экстренном торможении порожних машин с легкой кормой и перегруженным передком служили поводом для сарказма испытателей.

На базе РАФ-22038 совместно с французской фирмой Labbe, соорудили даже инкассаторский автомобиль. Кстати, это был первый серийный отечественный фургон для перевозки денег, которых в отличие от всего остального, в стране стало как-то уж очень много. Разумеется, машины на абсолютно непригодном для таких нужд шасси, проработали недолго.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса

Сегодня РАФ-2203 — лакомый объект для коллекционеров. Тем более что количество поздних модификаций таково, что работы по поискам и реставрации редких версий любителям этого дела хватит надолго.

РАФ-2203: Советская маршрутка и машина скорой помощи

РАФы активно заказывал тогда Минздрав для обеспечения медицинских учреждений каретами скорой помощи. Так появилась модель РАФ-2203, в салоне которой можно было за один раз перевозить сразу двух больных. Возле носилок крепилось вращающее кресло врача со шкафами для лечебных препаратов.

Помимо того, РАФы эксплуатировали и в качестве городских маршруток. За один раз автомобиль перевозил до 11 человек. Остановки разрешалось делать только на специальных местах. Время ожидания достигало 15 минут, за проезд требовалось платить 20 копеек, что было довольно дорого. Вместе с тем это компенсировалось быстротой поездки, так как трамвай ездил еще медленнее.

Задействовали РАФ и на Олимпиаде-80. Машина перевозила велосипеды, спортивные снаряды и компоненты парусных яхт. Использовали транспорт и как тягая для фургонов с атлетами, доставляя тех к месту жительства или на стадионы. Также в РАФах перевозили электронные табло. Со временем модель потеряла популярность и ее вытеснила «ГАЗель». Окончательно сборка машины прекратилась в 1997 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *