Рабочая температура двигателя воздушного охлаждения
Перейти к содержимому

Рабочая температура двигателя воздушного охлаждения

  • автор:

Температурный режим двигателя

Моторы современных автомобилей являются более теплонагруженными, чем двигатели машин прошлых поколений. Это связано, в первую очередь, с ростом их коэффициента полезного действия (КПД). Чем выше рабочая температура силового агрегата, тем выше его КПД. Однако, современные конструкционные и смазочные материалы, применяемые в двигателестроении, не позволяют повышать температуру мотора более определенных значений. Именно по этой причине все моторы имеют систему охлаждения, которая поддерживает оптимальную для каждого из них рабочую температуру.

Если отбросить ДВС воздушного охлаждения, которые не получили широкого распространения в автомобильной технике, то основной для моторов большинства машин будет являться жидкостная система охлаждения. Она состоит из радиатора, патрубков, помпы и термостата, который отвечает за распределение потоков охлаждающей жидкости, переносящей тепловую энергию по большому и малому контурам.

Дополнительную нагрузку на систему охлаждения двигателя оказывают система кондиционирования. Устанавливаемый первым в кассете радиаторов конденсатор климатической системы передает тепловую энергию воздуху, который затем проходит через основной радиатор системы охлаждения. Негативное влияние на теплообмен оказывает загрязнение радиаторов, вызывающее рост сопротивления проходящему сквозь их соты воздуху и, следовательно, снижение эффективности съема тепловой энергии. Повысить температуру мотора могут и каталитические нейтрализаторы, которые расположены сразу за выпускным коллектором (катколлекторы). Рабочая температура данных элементов очень высокая, а эффективно экранировать идущую от них тепловую энергию не представляется возможным.

Не удивительно, что нормальной (штатной) рабочей температурой современного высоконагруженного двигателя и, соответственно, охлаждающей жидкости, которая залита в систему его охлаждения, является 100-102˚С. В ряде случаев, например при длительной работе мотора в режиме максимальной мощности, движении авто знойным летом в вялотекущей пробке и имеющихся проблемах с эффективным отводом тепла (засорение радиаторов), температура ОЖ в системе может превышать 110-115˚С. Для сравнения: у большинства машин прошлых поколений рабочая температура ДВС равнялась 85-95˚С.

Возникает резонный вопрос: почему, достигнув температуры большей, чем температура кипения (для большинства современных ОЖ она равна 105-110˚С), не происходит закипания охлаждающей жидкости? Дело в том, что система охлаждения является закрытой и находится под некоторым давлением, значение которого задается клапаном, установленным в крышке расширительного бачка. Согласно законам физики избыточное давление повышает температуру кипения охлаждающей жидкости. На практике порог закипания сдвигается до значений более 120˚С, а конкретная цифра определяется как величиной избыточного давления, так и типом ОЖ, ее химическим составом, физическими свойствами.

Несмотря на значительный рост нагрузки на систему охлаждения современных автомобилей, ее заправочный объем значительно (в 1,5-2,5 раза) снизился. Об этом, например, свидетельствует небольшая толщина современных радиаторов, а также уменьшение габаритов самих ДВС. Следовательно, для переноса одного и того же количества тепловой энергии охлаждающая жидкость должна циркулировать по системе более интенсивно, что приводит к ее ускоренному износу.

Для того чтобы обеспечить стандартные для многих бюджетных автомобилей интервалы замены ОЖ (90-120 тыс. км), необходимо, чтобы антифризы были изготовлены по передовым технологиям из качественных ингредиентов. Любая экономия здесь недопустима. Учитывая это, компания Sintec Lubricants, создавая свои охлаждающие жидкости, делает ставку на высококачественное сырье от лидеров отрасли и современные технологии, которые реализованы на предприятии. Только так можно гарантировать соответствие заданному уровню качества и перекрытие требований автопроизводителей по эксплуатационным свойствам ОЖ, обеспечить эффективность работы системы охлаждения в самых жестких условиях, минимизировать затраты на ее обслуживание и ремонт.

Что может нарушить тепловой баланс мотора? Во-первых, любые отклонения в работе ДВС. Они могут возникнуть из-за применения некачественного или несоответствующего по октановому числу бензина, а также сбоям в работе элементов системы питания или зажигания. Во-вторых, игнорирование операции по очистке радиаторов от загрязнения. В-третьих, отказ или нарушение нормального функционирования ответственных элементов системы охлаждения: клапана крышки расширительного бачка, помпы системы охлаждения, термостата.

Если клапан крышки расширительного бачка не обеспечивает создания в системе охлаждения требуемого давления, то это может привести к закипанию ОЖ при температурах близких к верхней границе рабочего диапазона. При чрезмерно высоком давлении (клапан не срабатывает) не исключено разрушение расширительного бачка, возникновение течей антифриза по соединениям патрубков и т.д.

Неисправности помпы – износ сальника, подшипника и / или кавитационное разрушение лопаток водяного насоса – приводят к снижению ее производительности и оборачиваемости жидкости в системе. Это влечет повышение температуры ДВС выше допустимых значений и выходу силового агрегата из строя.

Нарушение штатной работы термостата, например связанное с заклиниванием его клапана в открытом положении, приводит к тому, что ОЖ будет циркулировать по большому кругу обращения. В этом случае ДВС долго прогревается, а в холодное время года и вовсе может постоянно работать при температуре ниже штатной. Это негативно отразится на экономичности мотора, а также ускорит износ его деталей. Величина зазоров в парах трения зависит от температуры деталей, их составляющих. Если же клапан термостата заклинит в закрытом положении, то это приведет к циркуляции ОЖ по малому кругу и перегреву мотора, вплоть до его выхода из строя.

Отметим, что эффективность работы системы охлаждения любого двигателя напрямую зависит от качества и своевременной замены охлаждающей жидкости. В частности, несоответствие ОЖ требованиям защиты от кавитации приводит к ускоренному разрушению лопаток насоса охлаждения, снижению производительности насоса и, соответственно, росту температуры мотора.

Если ОЖ не обеспечивает защиту деталей контура охлаждения от коррозии, то возможно их разрушение. Особенно это опасно по отношению к тонкостенным конструкциям радиаторов. Коррозионные процессы, сопровождаемые образованием большого количества окислов, приводят к уменьшению проходных сечений, а то и вовсе закупорке трубок радиаторов (основного и печки), ухудшению теплоотвода, перегреву мотора. Недостаточная защита деталей, изготовленных из полимеров, является причиной их набухания, размягчения или, напротив, охрупчивания. В результате патрубки, уплотнения и сальник помпы выходят из строя.

Вывод: система охлаждения двигателей современных автомобилей нуждается в регулярном обслуживании, диагностике работоспособности основных ее элементов, а также применении высококачественных охлаждающих жидкостей и своевременной их замене.

Рабочая температура двигателя. Охлаждающие системы разных типов

Как узнать, какая рабочая температура двигателя. Для каждого типа моторов она разная, но имеет одни граничные пределы. Так, градация рабочей температуры составляет от 70 до 110 градусов. В зависимости от типа двигателя этот показатель может быть больше или меньше. Но, ни в коем случае не стоит допускать перегрева мотора, поскольку это может привести к плачевным последствиям.

Рабочая температура разных типов мотора

  • Для бензиновых двигателей средняя температура должна держаться в районе 90 градусов.
  • Для дизельных – 100-110 градусов.
  • Гибридные моторы, в зависимости от структуры и конструкции могут выдерживать от 80 до 100 градусов.

Таким образом, становится понятно, что для любого типа двигателя рабочая температура составляет 80-90 градусов Цельсия.

Последствия перегрева или переохлаждения

Рабочую температуру в моторе держит система охлаждения. Как показывают испытания, без нее двигатель способен разогреться до 2000 градусов, что становится фатальным для некоторых элементов, таких как: головка блока, прокладочный материал, масло и другие.

  • Прогиб головки блока. Перегрев несет в себе деформацию одного из важных конструктивных элементов силового агрегата. После прогиба головки тяжело что-нибудь сделать и зачастую эта деталь подлежит замене.
  • Пробой прокладочного материала. Резиновые и корковые прокладки, которые установлены между деталями не выдерживают высоких температур и разрушаются, при этом увеличивается компрессия, уровень масла повышается, что влечет за собой вытекание масла через образовавшиеся щели.
  • Разрушение структуры блока, а именно камер сгорания, где и происходит воспламенение топливной смеси. В них появляются трещины, которые дают доступ охлаждающей жидкости непосредственно в сам двигатель, что приводит к гидроудару, а соответственно и замене силового агрегата.

Таким образом, видно, что перегрев приводит к разрушению не только элементов мотора, но и самого блока цилиндров, которая может привести в лучшем случае к капитальному ремонту, а в худшем – к замене силового агрегата в сборе.

Переохлаждение мотора также опасно, поскольку на стенках камеры сгорания скапливается конденсат, который не даст нормально заводить мотор, а в худшем случае станет причиной гидроудара, если его скопиться достаточно много.

Также сильное охлаждение приведет к тому, что масло будет слишком вязким и не будет в полной мере исполнять свои функции. Это приведет к тому, что смазочные свойства не будут исполнены в полной мере и изнашиваемость деталей повысится.

Перегрев и переохлаждение приводят еще к одному негативному последствию. Повышенные и пониженные температуры влияют на масло, которое начинает терять свои физико-химические свойства, что приведет к невыполнению своего предназначения. В свою очередь, это повлияет на изнашиваемость поршневой группы, коленчатого вала, а также головки блока цилиндров.

Охлаждающие системы разных типов

С момента развития автомобилестроения системы охлаждения менялись, но основная масса их была основана на охлаждении воздушным потоком. Так, эти системы, по этот день, используют на мотоциклах, мопедах и бензопилах.

Широкое распространение получила гибридная система охлаждения. Она предусматривает, что узел охлаждается при помощи воздушного потока и принудительного понижения температуры. Так, жидкость (ТОСОЛ или антифриз) циркулируют по системе и охлаждаются в радиаторе, где с одной стороны, встречный поток ветра, а с другой — вентилятор.

Рассмотрим, из чего состоит гибридная система охлаждения:

  • Радиатор.
  • Водяной насос (помпа).
  • Термостат.
  • Водяные каналы двигателя.
  • Жидкостные магистрали.
  • Расширительный бачок.
  • Датчики системы охлаждения.

Вся эта система позволяет эффективно поддерживать стабильную температуру в моторе.

Вывод

Те, кто имеет более расширенные знания в автомобилестроении, рекомендуют устанавливать тюнинг кит-комплекты для улучшения системы охлаждения. Эта система предусматривает наличие двух помп (электрическая и ременная), которые позволяют более эффективно охлаждать двигатель. Рабочая температура двигателя должна составлять 80-90 градусов. Именно с этой целью профессионалы и ставят тюнинг комплекты. Они, даже при больших нагрузках на двигатель, способны держать рабочую температуру в нужных приделах.

Оптимальная рабочая температура двигателя и советы по охлаждению и перегреву

Оптимальная рабочая температура двигателя и советы по охлаждению и перегреву

Вас интересует вопрос, сколько составляет рабочая температура двигателя? От чего она зависит и как регулируется? Как оказывается, температура силового агрегата, лишь в малой степени зависит от температуры окружающего воздуха. Основные параметры воздействия: конструкционное исполнение мотора и его условия работы.

К конструкционному исполнению относится: способ системы охлаждения, ее устройство, используемая теплоотводящая жидкость, материал из которого изготовлен мотор, конструктивная задумка теплопередачи и отвода тепла от камеры сгорания к жидкости теплоносителю, процесс работы силового агрегата, компрессия, надув в двигателе, зажигание, скорость работы мотора, изношенность механизмов. Как можно видеть, факторов влияющих на температуру двигателя очень много.

Повышенная температура двигателя может приводить к различным неприятным моментам. По этому для понижения температуры двигателя используется система охлаждения.

Оптимальная температура. Последствия перегрева и переохлаждения

Рабочая температура двигателя напрямую зависит от работоспособности системы охлаждения. Охлаждающая система мотора – это полная совокупность всех механизмов и устройств, которая выполняет функции подвода жидкости для охлаждения двигателя, а также потом непосредственный отвод ОЖ и отведение от нее тепла посредством конвекции в атмосферу.

Цель этой системы – обеспечить самые благоприятные условия для работы двигателя и для того, чтобы поддерживать их во время всей работы машины. Температура, которая достигается в момент сгорания топливовоздушной смеси, составляет порядка 2000°C. Охлаждающая система капитально снижает эту температуру до оптимального значения в 80-90°C.

Оптимальная рабочая температура двигателя и советы по охлаждению и перегреву

При перегреве двигателя механизмы начинают испытывать колоссальные нагрузки.

При этом происходит повышенный износ механизмов, деградация смазочного материала, и как следствие, задир на поверхностях деталей с дальнейшим заеданием и заклиниваем. Также при высокой температуре двигателя его мощность существенно снижается. В частности, это связано с плохими условиями сгорания и детонацией топливовоздушной смеси.

Читайте также:
Нужно ли прогревать машину летом? И да и нет. Прочитай и узнай

Вторым вариантом крайности является избыточное охлаждение мотора. При чрезмерном охлаждении впрыскиваемая смесь начинает скапливаться на стенках гильз в виде конденсата.

После конденсации она просачивается в картер и поддон мотора, где растворяет смазочный материал и соответственно ухудшает характеристики смазывания механизмов.

При плохом смазывающем эффекте, трение возрастает и в итоге все это приводит к изнашиванию деталей. Также это приводит к росту расхода топлива и уменьшения КПД силового агрегата. В связи с этим корректная работа системы охлаждения является неотъемлемой частью общего процесса работы двигателя.

Статьи по теме:

  • «Последствия перегрева двигателя»;
  • «Как определить перегрев двигателя».

Оптимальная рабочая температура двигателя и советы по охлаждению и перегреву

Охлаждающие системы

Двигатели внутреннего сгорания требуют постоянного охлаждающего воздействия цилиндров. Лишь некоторые из них, те, которые обладают невысокой мощностью, охлаждаются под воздействием воздушного потока. Для увеличения степени охлаждения на гильзах цилиндров делаются специальные ребра, увеличивающие поверхность теплоотдачи.

Когда мощный, для охлаждения используется вода, циркулирующая под действием насоса и охлаждается в радиаторе под воздействием вентилятора и встречного потока воздуха. Теперь немного опишем основные виды охлаждения.

Охлаждение воздушным потоком

Самым простым методом охлаждения силового агрегата является воздушная система. При этой конвекцией между воздухом и верхней ребристой частью цилиндра отводится значительная часть тепла. Однако широкого распространения эта система не нашла. Ее в основном применяют на моторах небольшой мощности.

К установкам такого типа можно отнести:

  • мотоциклы;
  • мопеды;
  • бензопилы;
  • газонокосилки.

Ранее система воздушного охлаждения являлась неотъемлемой частью для моторов самолетов. Недостаток системы заключается в невысокой скорости теплоотвода. Редко, но иногда встречаются и двигатели большой мощности с воздушным охлаждением.

Оптимальная рабочая температура двигателя и советы по охлаждению и перегреву

Охлаждение жидкостью:В этом методе охлаждения гильзы цилиндров омываются водой, за счет чего отводится значительная часть тепла. После прохождения круга жидкость возвращается в емкость.

Жидкостной тип охлаждения уже давно морально устарел, и сейчас практически нигде не встречается. Причина таится в ее неэффективности. Нагретая мотором вода, в бачке не успевает остыть, и отправляется на следующий круг. Через несвоевременное охлаждение вода с каждым кругом поглощала все меньше и меньше тепла.

Охлаждение при помощи гибридной системы

Эта система включает в себя как жидкостную, так и воздушную. При совмещении систем удалось добиться значительного охлаждающего эффекта. Непосредственно сам двигатель охлаждается потоком жидкости. Она после обхода всего круга попадает в систему радиаторных трубок, где быстро охлаждается воздушным потоком, а он создается при помощи вентилятора.

Вся система охлаждения состоит из: водяной рубашки в двигателе, может включать несколько радиаторов, термостата, вентилятора, наноса, бачка, трубчатой магистрали и температурного датчика. Данный тип охлаждения встречается на всех современных машинах. Термостат как раз и создан для регулирования температуры.

Как правило, он настроен на поддержание температуры оптимального значения 80-90°C.

Читайте также:
Все об обкатке нового автомобиля зимой. Советы от владельца автосалона

Самым опасным моментом, с которой можно столкнуться в современной системе охлаждения – это закипание жидкости. В системе создается огромное давление, что существенно увеличивает температуру кипения жидкости, поэтому при открытии пробки закипевшего радиатора берегите руки и лицо. Таким образом, рабочая температура двигателя постоянно зависит от корректной работы системы охлаждения.

При возникновении проблем в этой системе, могут начаться серьезные проблемы с силовым агрегатом. Для избегания проблемы связанной с закипанием жидкости, были разработаны специальные жидкости для охлаждения, которые имеют высокую температуру кипения.

Нормальная рабочая температура двигателя и почему она поднимается

датчик температуры ОЖ

Поддержание нормально рабочей температуры двигателя — важная задача системы охлаждения. Именно поэтому мы должны выяснить что такое нормальная рабочая температура двигателя, и какие есть подводные камни в этом вопросе. От температуры охлаждающей жидкости зависит смесеобразование, расход топлива, мощность и приемистость мотора. Перегрев двигателя сулит серьезные проблемы, вплоть до выхода из строя всего агрегата. Как этого избежать – узнаете далее.

Рабочая температура двигателя — это температура в системе охлаждения двигателя.

Что понимать под рабочей температурой двигателя

Под этим параметром подразумевается не температура внутри цилиндров, а в системе охлаждения мотора. В работающем моторе за счет сгорания воздушно-топливной смеси температура в цилиндрах может превышать порог в тысячу градусов.

Но более важным для водителя является параметр нагрева антифриза в охлаждающей системе. По этому параметру можно определить, когда двигатель можно подвергать нагрузке или включать печку.

Поддержание оптимальной температуры охлаждающей жидкости в системе обеспечивает большую эффективность работы мотора, качественное сгорание ВТС и минимальное загрязнение окружающей среды за счет меньшего количества не сгоревших частиц топлива (на последний параметр влияет наличие адсорбера, катализатора и других систем).

Нормальная температура двигателя внутреннего сгорания в процессе работы должна находиться в пределах от 87 до 103 градусов Цельсия (или в диапазоне от 195 до 220 градусов по Фаренгейту). Для каждого конкретного типа двигателя рассчитана собственная оптимальная температура, при которой он работает наиболее комфортно.

Силовые установки современных машин функционируют при 100-105 градусах. В цилиндрах двигателя, при воспламенении рабочей смеси, нагрев камеры сгорания происходит до 2500 градусов. Задачей же охлаждающей жидкости становится сохранение и поддержание оптимальной температуры, чтобы она не выходила за пределы нормы.

Что такое нормальная температура двигателя?

Считается, что нормальная рабочая температура ДВС от 87° до 105°. Для каждого двигателя рабочая температура определяется своя, при которой он работает наиболее стабильно. Силовые агрегаты современных автомобилей работают при температуре 100°-105°. В цилиндрах двигателя, при воспламенении рабочей смеси, камера сгорания нагревается до 2500 градусов, и задача охлаждающей жидкости — поддерживать оптимальное значение температуры, не выходящей за пределы норм.

машина закипела

Почему важно знать рабочую температуру двигателя

У каждого типа силовых агрегатов свой показатель рабочей температуры, но независимо от этого любой мотор может перегреться. Причина в том, что внутри цилиндров ДВС происходит сгорание смеси топлива и воздуха, а это часто повышает температуру в нем до +1000 градусов и выше.

Такая энергия нужна, чтобы поршень в цилиндре переместился из верхней мертвой точки в нижнюю мертвую точку. Появление такой энергии без образования тепла невозможно. Например, когда поршень в дизельном ДВС сжимает воздух, он самостоятельно накаляется до температуры горения солярки.

Как всем известно, у металлов при нагреве есть свойство расширяться и в критических нагрузках (высокая температура + механическое воздействие) деформироваться. Чтобы двигатели не достигали такой критической отметки в нагреве, производители оснащают силовые агрегаты разного рода системами охлаждения для поддержания оптимального показателя температуры или для предупреждения водителя о возможной неисправности.

Как проверить температуру двигателя

Для упрощения этой процедуры на приборную панель выведен температурный указатель. Это небольшая стрелка с градуированной шкалой, на которой указан критический порог нагрева антифриза в системе охлаждения.

как проверит температуру двигателя

Этот указатель передает показания датчика, установленного в рубашке охлаждения двигателя. Если этот датчик неисправен, можно к нему прикрепить электронный температурный тестер. Устройство спустя пару минут покажет реальную температуру в системе охлаждения.

Как работают современные системы охлаждения?

Устройство современных систем охлаждения намного сложнее, чем в отечественных автомобилях, поэтому они с большей вероятностью устраняют риск перегрева ДВС. Они могут имеет два вентилятора, работающие в разных режимах обдува радиатора охлаждения. Управление этими режимами уже возложено не на термовыключатель, а на электронный блок управления.

В отличие от классического термостата, который открывает большой круг циркуляции и автоматически перекрывает малый круг, в современных автомобилях может устанавливаться термостат с регулировками за счет наличия дополнительного нагревательного элемента. Такой элемент, например, задержит открывание термостата позже, если машина работает при сильном морозе или откроет его позже в жару, чтобы мотор дольше выходил на высокую температуру.

Некоторые современные модели вообще лишены термостата. Вместо него устанавливается электронные клапаны. Также существуют автомобили с подвижными ячейками радиаторной решетки, например, в некоторых моделях BMW или DS. Помимо улучшения аэродинамики такие элементы позволяют предотвратить переохлаждение мотора или ускоряют его прогрев при сильных морозах.

Еще одним важным улучшением в современных системах охлаждения является установка электрической водяной помпы взамен классического механического насоса, который работает только пока заведен мотор. Электропомпа продолжает обеспечивать циркуляцию, даже после остановки двигателя. Это нужно, чтобы после остановки ДВС охлаждающая жидкость, находящаяся в охлаждающей рубашке мотора не закипела.

Особенности систем охлаждения и их влияние на температурный режим

На транспортных средствах, оснащенных двигателем внутреннего сгорания, может использоваться одна из следующих систем охлаждения:

тип системы охлаждения и нормальная температура двигателя

  • Воздушная естественного типа. Такую систему сейчас на автомобилях не встретишь. Она может использоваться на некоторых моделях мотоциклов. Система представляет собой дополнительные ребра, расположенные на корпусе мотора. они выполняют функцию теплообменника.
  • Воздушная принудительного типа. По сути, это та же воздушная система, только ее эффективность выше за счет использования электровентилятора. Благодаря его работе мотор не будет перегреваться, даже когда транспорт стоит. Она иногда встречается на некоторых моделях авто.
  • Открытая жидкостная. В наземном транспорте такая система не применяется из-за необходимости в постоянном восполнении недостатка охлаждающей жидкости. В основном открытая жидкостная система охлаждения применяется на водном транспорте.
  • Жидкостная закрытого типа. Такой системой охлаждения оснащается большинство современных автомобилей и много моделей мотоциклов.

Максимально эффективное охлаждение и мягкий прогрев силового агрегата обеспечивает жидкостная система закрытого типа. Жидкость в ней закипает при большей температуре за счет давления, которое создается внутри магистрали.

Что влияет на выбор рабочей температуры двигателя при проектировании автомобиля

Любой автомобилист ожидает от мотора своего автомобиля максимальный КПД. Французский инженер Сади Карно, живший в период с 1796 по 1832 годы, провел исследования в области термодинамики и пришел к заключению, что эффективность двигателя внутреннего сгорания прямо пропорциональна его температуре.

Только если бесконечно повышать его температуру, его детали рано или поздно придут в негодность из-за деформации. На основании этого параметра инженеры, проектируя новые силовые агрегаты, просчитывают, до какой степени позволительно повысить температуру агрегата, чтобы он имел максимальный КПД, но при этом не подвергался чрезмерным термическим нагрузкам.

С повышением экологических требований в автомобилях все чаще стали появляться моторы с более высокой рабочей температурой. Чтобы повысить эффективность ДВС и обеспечить ему допустимую экологичность, производители были вынуждены повысить рабочую температуру моторов.

Достичь этой цели можно двумя путями:

  1. Если изменить химический состав охлаждающей жидкости, чтобы она не закипала при большей температуре;
  2. Если повысить давление в системе охлаждения.

При совокупности этих двух методов получится создать почти идеальный КПД для силового агрегата без критических последствий. Благодаря этому некоторым производителям получилось повысить рабочую температуру агрегатов до более100 градусов.

Влияние типа ДВС на рабочую температуру двигателя

  1. Двигатели с воздушным охлаждением. Такие двигатели имеют самую высокую рабочую температуру двигателя. В первую очередь это связано с невысокой эффективностью охлаждения воздухом. Температура радиатора может достигать 200 градусов Цельсия. Если отсутствует эффективное охлаждения, например, во время движения в городском цикле, такие двигатели могут перегреться.
  2. Двигатели с открытой системой водяного охлаждения рассчитаны для не очень высоких рабочих температур. В систему охлаждения подается холодная вода с акватории. После нагревания она возвращается назад.
  3. Дизельные двигатели. Особенность таких двигателей состоит в том, что для нормальной работы им требуется высокая компрессия в цилиндрах, которая приводит к самовоспламенению рабочей смеси. Именно поэтому для поддержания рабочей температуры требуются большие радиаторы. Вполне нормально, когда рабочая температура дизельного двигателя достигает температуры более 100 градусов Цельсия.
  4. Бензиновые двигатели. ДВС карбюраторного типа, которые сейчас уже практически не выпускаются, имели рабочую температуру от 85 до 97 градусов Цельсия. Инжекторные модели двигателей выпускаются с характеристиками рабочей температуры от 95 до 114 градусов. При этом давление в системе охлаждения может достигать 3-х атмосфер.

Что такое «штатный перегрев»

Когда водитель видит на приборной панели стрелку температуры мотора в пределах 80-90 градусов, этот параметр может быть далеким от реальности. Если в современном автомобиле не загораются лампочки, предупреждающие о перегреве ДВС, это не всегда означает, что он не испытывает термических перегрузок.

штатный перегрев и нормальная температура двигателя

Дело в том, что сигнализатор срабатывает не с приближением критической температуры, а когда перегрев уже состоялся. Если взять моторы, работающие на бензине, то они могут исправно работать при температуре в 115-125 градусов, но реально этот параметр может быть намного выше, а лампочка не загореться.

В таких условиях стандартная система охлаждения будет работать в режиме максимальной нагрузки, так как чем выше температура антифриза, тем сильнее он расширяется, что повышает давление в системе и патрубки могут не выдержать.

Под штатным перегревом подразумевается ситуация, когда система охлаждения не может оптимизировать температуру охлаждающей жидкости до нормального значения. При этом двигатель еще не дошел до аварийной температуры, поэтому лампочка не загорается.

Иногда происходит локальный перегрев, о котором тоже водитель не узнает, так как датчик аварийного нагрева ДВС не срабатывает. Несмотря на отсутствие аварийного сигнала, мотор может серьезно пострадать. Причем во многих подобных ситуациях даже компьютерная диагностика может не показать эту проблему, потому что блок управления не регистрирует ни одну ошибку температурного датчика.

Данный эффект был учтен производителями силовых агрегатов, и их конструкция позволяет выдерживать подобный перегрев. Допустимым перегревом является температура в промежутке от 120 до 130 градусов. Большинство силовых агрегатов не рассчитано на большую нагрузку при таких температурах, а вот при работе мотора в пробках еще допустимо.

Но при достижении параметра «штатного перегрева» мотор нельзя подвергать нагрузке, например, лихо стартовать на освободившейся трассе после стояния в пробке. Хотя радиатор начал обдуваться более интенсивно, требуется некоторое время, чтобы охлаждающая жидкость остыла до желаемых 80-90 градусов.

Чем опасна высокая температура двигателя

Если мотор длительное время испытывает штатный перегрев, в цилиндрах начнет появляться детонация (не сгорание воздушно-топливной смеси, а ее взрыв, причем энергия может распространяться хаотично), поршни могут повреждаться, а в цельноалюминиевых ДВС может выкрашиваться покрытие гильз цилиндров.

Часто в таких ситуациях давление масла недостаточное, чтобы охладить детали и должным образом их смазать. В результате мотор получает задиры на самых нагруженных деталях. Критическая температура поршней, поршневых колец и клапанов приведет к образованию масляного нагара.

Ситуацию усугубляет грязь на ребрах теплообменника радиатора охлаждения, проскальзывание ремня помпы, просадки напряжения, ухудшение теплообмена головки блока цилиндров, использование старого вентилятора, давно потерявшего свою эффективность.

Хуже всего приходится машинам, которые часто оказываются в пробках. Система охлаждения мотора в таком транспорте часто работает в условиях критической температуры, поэтому такие силовые агрегаты даже при небольшом пробеге долго не служат. Если машина оснащается автоматической коробкой, то и трансмиссия в таком транспорте тоже может серьезно страдать от чрезмерно высокой температуры.

нормальная температура двигателя

Когда мотор достигает пикового перегрева, сопровождающегося обильным облаком пара из-под капота, это может привести к клину мотора и другим последствиям. Конечно, чтобы мотор настолько «ярко» умер, водителю нужно постараться, но такой проблеме зачастую предшествует длительная эксплуатация в условиях «штатного перегрева».

Предотвратить преждевременный выход из строя силового агрегата от перегрева можно, если его заглушить. Но это если система охлаждения оснащена электрической помпой. Иначе перегретый мотор длительное время будет оставаться в таком состоянии, пока антифриз не остынет в водяной рубашке мотора, а для этого может потребоваться около часа в зависимости от температуры окружающей среды.

Первой при перегреве ДВС страдает система охлаждения. Из-за чрезмерного давления антифриза могут разорваться патрубки. В более критической ситуации в цилиндрах появятся задиры, деформация головки и самого блока цилиндров, смещение клапанов и другие фатальные последствия длительного перегрева мотора.

низкий уровень охлаждающей жидкости и нормальная температура двигателя

Если нет возможности долить ОЖ, то включите печку, чтобы снизить вероятность перегрева. В крайнем случае долейте обычной или дистиллированной воды, после чего систему охлаждения нужно промыть, после залить свежий антифриз. При t° выше 90 градусов следует немедленно остановить автомобиль и выключить зажигание, дать мотору остыть.

Отказал электрический вентилятор охлаждения

Электровентилятор нагнетает холодный воздух на радиатор, что особенно необходимо при движении на малой скорости, когда воздушного потока недостаточно. Вентилятор может устанавливаться как спереди, так и сзади радиатора. Если стрелка температуры начала подниматься — остановите авто и проверьте на исправность вентилятор. Причины отказа работы вентилятора:

  • вышел из строя электродвигатель
  • окислился разъем
  • реле вентилятора сгорело
  • вышел из строя датчик температуры ДВС.

Для проверки вентилятора снимите с него разъемы, и “подкиньте” провода напрямую к АКБ, что позволит определить причину отказа.

термостаты

Неисправность термостата

Термостат – один из главных элементов системы охлаждения. В системе охлаждения есть два контура: малый и большой. Малый контур означает то, что жидкость циркулирует только по двигателю. В большом контуре жидкость циркулирует по всей системе. Термостат помогает скорее набрать и поддерживать рабочую температуру. Благодаря чувствительному элементу, который при 90 градусах открывает клапан, жидкость попадает в большой круг, и наоборот. Термостат считается неисправным в двух случаях:

  • рабочая t° охлаждающей жидкости не достигается
  • силовой агрегат стремится к перегреву.

Термостат может находится непосредственно в блоке цилиндров, в отдельном корпусе, или как одно целое с датчиком температуры и помпой.

Обрыв ремня вентилятора охлаждения

У автомобилей с продольно расположенным двигателем, вентилятор может приводится в движение посредством приводного ремня от шкива коленчатого вала. В этом случае вентилятор работает принудительно. Ресурс приводного ремня от 30 до 120 тыс. км. Обычно одним ремнем приводится в движение несколько узлов. При обрыве ремня ДВС моментально стремится к перегреву, особенно при снижении скорости движения. Если у вас отечественный авто с ременным приводом вентилятора, рекомендуется установить дополнительно электровентилятор, во избежание неприятных случаев.

Грязный радиатор

промывка системы охлаждения

Раз в 80-100 тысяч километров требуется промывать радиатор вместе со всей системой охлаждения. Радиатор забивается по следующим причинам:

  • несвоевременная замена антифриза
  • применения некачественной жидкости
  • применение в системе воды
  • применение герметика системы охлаждения.

Для мойки радиатора следует использовать специальные составы, которые добавляются в старый антифриз, на этой “смеси” мотор работает в течении 10-15 минут, после нужно удалить воду из системы. Желательно снять радиатор, промыть его водой под давлением снаружи и внутри.

Причины низкой температуры двигателя

Заниженная температура двигателя может быть в следующих случаях:

заливка ож

  • применение несоответствующего термостата (температура открытия слишком ранняя)
  • высокая производительность вентиляторов охлаждения, или их принудительная работа с момента запуска двигателя
  • неисправность термостата
  • несоблюдение пропорции смешивания антифриза с водой.

Если вы приобретаете антифриз концентрат, то его обязательно нужно разбавлять с дистиллированной водой. Если в вашем регионе t° снижалась, максимум, чем до -30°, то приобретайте антифриз с пометкой “-80” и разбавляйте его 1:1 с водой. В этом случае, полученная жидкость будет вовремя нагреваться и охлаждаться, а также не потеряет смазочных свойств, что крайне необходимо для помпы.

Основные типы систем охлаждения ДВС

  1. Жидкостное охлаждение. В системе жидкость циркулирует благодаря давлению, создаваемым помпой (водяным) насосом. Рабочая температура невысокая за счет контроля термостатом, датчиками и вентилятором.
  2. Воздушное охлаждение. Такая система нам знакома от автомобиля “Запорожец”. В задних крыльях применены “уши”, через которые воздушный поток попадает в подкапотное пространство и поддерживает t° ДВС в норме. Во многих мотоциклах также моторы охлаждаются воздухом, за счет применения ребер на ГБЦ и поддонах, которые отводят тепло.

Влияние типа ДВС на его рабочую температуру

От типа системы охлаждения, которой оснащается мотор, зависит и показатель рабочей температуры. Больше всего перегреву подвержены моторы с естественной воздушной системой охлаждения. Когда транспорт движется по трассе, ребра теплообменника в должной мере охлаждаются. Но стоит мотоциклу остановиться в пробке, как температура теплообменника подскакивает до 200 градусов и выше.

Самой низкой рабочей температурой обладают силовые агрегаты, которые охлаждаются водяной системой открытого типа. Причина в том, что нагретая вода не возвращается в закрытый контур, а удаляется в акваторию. Для дальнейшего охлаждения силового агрегата уже берется холодная вода из водоема.

показатель температуры двигателя

Если говорить об автомобилях, то модели, оснащенные дизельным силовым агрегатом, получают увеличенный радиатор охлаждения. Причина в том, что для таких моторов оптимальной является температура в 100 градусов и выше. Чтобы топливо в нем загорелось, воздух в цилиндрах должен сжиматься с большой силой (увеличенная по сравнению с бензиновыми моторами компрессия), поэтому ДВС должен хорошо прогреваться.

Если в машине стоит бензиновый карбюраторный мотор, то оптимальной температурой для него является показатель в промежутке от 85 до 97 градусов. Инжекторные силовые агрегаты рассчитаны на более высокую температуру (95-114 градусов), а давление антифриза в системе охлаждения может повышаться до трех атмосфер.

Оптимальная рабочая температура для инжекторного, карбюраторного и дизельного двигателя

Как мы уже отметили, оптимальным показателем температуры силового агрегата, работающего на бензине, составляет в пределах +90 градусов. И это не зависит от типа топливной системы. Инжекторный, карбюраторный или турбированный бензиновый мотор – у всех их один стандарт оптимальной температуры.

Единственное исключение – дизельные моторы. В них этот показатель может варьироваться между +80 и +90 градусов. Если в процессе работы мотора (независимо от режима) стрелка градусника переваливает за красную отметку, это говорит либо о том, что система охлаждения не справляется с нагрузкой (например, старые карбюраторные машины в пробках часто закипают), либо какой-то ее механизм вышел из строя.

Последствия перегрева и переохлаждения ДВС

Теперь немного поговорим о перегреве и, как бы это странно ни звучало, о переохлаждении силового агрегата. При перегреве мотора повышается температура охлаждающей жидкости. Когда этот параметр выходит за точку кипения, антифриз, сильно расширяется из-за образовывающихся пузырьков воздуха.

слишком высокая температура двигателя

Вследствие критического повышения магистраль может порваться. В лучшем случае слетит патрубок, и кипящий антифриз зальет все подкапотное пространство. Такая поломка сулит водителю многими проблемами, начиная с загрязнения приводных ремней, и заканчивая коротким замыканием проводки.

Помимо порыва закипание антифриза создает воздушные пробки, особенно в рубашке охлаждения. Из-за этого металл может деформироваться. При расширении деталей может произойти клин агрегата. Такая поломка требует самых дорогостоящих ремонтных работ.

Для большинства современных моторов критической является температура в +130 градусов. Но существуют и такие силовые агрегаты, которые можно спокойно эксплуатировать, даже когда тосол в них нагревается до +120. Конечно, если охлаждающая жидкость при такой температуре не закипает.

Теперь немного о переохлаждении. Этот эффект наблюдается в северных регионах, где критически низкие температуры – вполне нормальное явление для зимы. Под переохлаждением двигателя подразумевается слишком быстрое охлаждение антифриза, даже если двигатель работает в условиях высокой нагрузки. Двигатель переохлаждается в основном во время движения. В этот момент ледяной воздух в большом количестве поступает на теплообменник радиатора, и понижает температуру охлаждающей жидкости настолько, что мотор не выходит на рабочую температуру.

Если карбюраторный ДВС переохладится, то может пострадать топливная система. Например, в топливном жиклере может образоваться кристалл льда, который закупорит отверстие, и бензин перестанет поступать в камеру. Но чаще замерзает воздушный жиклер. Так как в мотор перестает поступать воздух, топливо не загорается. Это приводит к тому, что свечи заливает. В результате машина глохнет, и ее невозможно будет завести, пока не просохнут свечи зажигания. Подобная трудность решается установкой гофрированной трубы, которая обеспечивает забор свежего воздуха в районе выпускного коллектора.

При сильных морозах антифриз не замерзает, собственно, почему жидкость и называется антифризом, и у каждого типа охлаждающих жидкостей свой порог замерзания. Но если водитель думает, что мотор все равно нагреет охлаждающую систему, и использует вместо антифриза воду, то он рискует испортить радиатор, так как на сильном морозе машине достаточно немного постоять с заглушенным мотором, и система начнет замерзать.

Но образование кристаллов воды на большом морозе происходит даже во время движения машины. Если радиатор закупорится, то даже если термостат будет открыт, охлаждающая жидкость не будет циркулировать, и вода будет замерзать еще сильнее.

Еще одно последствие переохлаждения силового агрегата – невозможность должным образом использовать систему отопления салона автомобиля. Воздух из дефлекторов будет поступать либо холодным, как будто машину только что завели, либо еле теплым. Это отрицательно повлияет на комфорт в процессе поездки.

Как восстановить нормальную температуру ДВС

Если стрелка температуры мотора быстро поползла вверх, необходимо определить, что стало этому причиной. Например, из-за низкого уровня тосола в системе охлаждения он может не циркулировать, из-за чего мотор начнет быстро нагреваться.

нормальная температура двигателя

При этом следует выяснить, куда делся антифриз, если перед поездкой его в бачке было достаточно. Например, он мог вытечь из-за порыва патрубка. Хуже если антифриз пошел в картер. В этом случае из выхлопной трубы будет обильно идти густой белый дым (не похожий на водяной пар).

Также утечка тосола может произойти из-за вышедшей из строя помпы или пробитого радиатора. Помимо проверки уровня охлаждающей жидкости необходимо убедиться, что вентилятор возле радиатора исправно работает. В пробке при повышенной температуре он может не включаться, что обязательно приведет к перегреву ДВС.

При какой температуре двигателя стоит начать движение

Если на улице зима, то для качественной прокачки масла по каналам мотора силовой агрегат должен прогреться до отметки в 80-90 градусов. Если на дворе лето, то начинать движение можно при прогреве мотора до 70-80 градусов. Масло при плюсовой температуре достаточно жидкое, чтобы должным образом прокачалось ко всем деталям ДВС.

Дождаться до выхода двигателя на рабочую температуру перед поездкой необходимо, чтобы во время нагрузки его детали не страдали от сухого трения. Но такой прогрев необходим после длительного простоя, например, утром. При последующих запусках мотора эта процедура не требуется, так как масло еще не успело полностью стечь в поддон.

Если двигатель не прогревается до рабочей температуры

У данной проблемы есть несколько причин:

низкая температура двигателя

  • Зимой во время прогрева мотора водитель сразу включает печку;
  • Сильный мороз;
  • Некорректная работа термостата или его заклинило в открытом положении (охлаждающая жидкость сразу циркулирует по большому кругу);
  • Выход из строя температурных датчиков.

Если мотор медленно прогревается, и слишком рано начать интенсивную езду, особенно на высоких оборотах и в горку, то мотор не будет получать достаточное количество смазки (масляное голодание). Из-за этого его детали быстрее придут в негодность. Так как от температуры ДВС зависит его КПД, то холодный силовой агрегат будет менее приемистым.

Чтобы мотор прогревался на морозе быстрее, не стоит сразу же включать печку – от нее все равно не будет толку, пока ДВС не разогреется. Заклинивший термостат необходимо заменить, а если на улице сильный мороз, то можно предотвратить сильное охлаждение антифриза. Для этого можно установить жалюзи на часть радиатора, чтобы он обдувался во время езды лишь частично.

Какие правила следует соблюдать

Чтобы двигатель не выходил за допустимые параметры температуры, каждый водитель должен соблюдать следующие правила:

  1. Постоянно контролировать количество и качество охлаждающей жидкости в системе;
  2. Пока двигатель не выйдет на рабочую температуру, не следует подвергать его нагрузкам, например, транспортировать грузы или быстро ездить;
  3. Начинать движение можно, когда стрелка термометра ДВС достигнет отметки в +50 градусов, но в зимний период при наступлении морозов необходимо дождаться выхода на рабочую температуру, так как в процессе движения охлаждение будет усиленным;
  4. Если температура силового агрегата выходит на показатель, превышающий норму, необходимо проверить состояние системы охлаждения (не забит ли радиатор, не старый ли тосол, исправен ли термостат или вентилятор);
  5. После серьезного перегрева мотора обязательно провести его диагностику, чтобы предупредить серьезные неисправности;
  6. Чтобы в зимний период двигатель не переохлаждался, нужно предотвратить свободный доступ потока воздуха непосредственно на теплообменник радиатора. Для этого можно установить между радиатором и радиаторной решеткой картонную перегородку. Но это потребуется только в том случае, если мотор переохлаждается, то есть в процессе движения его температура падает ниже требуемого параметра;
  7. В северных широтах для облегченного запуска ДВС можно воспользоваться жидкостным предпусковым подогревателем (о том, что это такое, читайте в другой статье);
  8. Не заливать в систему охлаждения воду. В летний период она быстрее закипит, а зимой может порвать радиатор или, что хуже всего, рубашку охлаждения.

Вот небольшое видео о теории перегрева силового агрегата:

утепление двигателя для поднятия рабочей температуры двигателя

Чтобы ускорить время прогрева ДВС, автовладелец может воспользоваться:

  • Автомобильным одеялом для моторов. Это небольшое покрывало, изготовленное из огнеупорного материала. Его можно даже не убирать во время поездки. Особенность этого утеплителя в низкой теплопроводности, благодаря чему после остановки транспорта мотор не так быстро остывает.
  • Электрический нагреватель. Это небольшой тэн, который устанавливается вместо щупа в двигателе. Его используют, чтобы нагреть все масло в поддоне. После старта мотора такая смазка быстро прокачивается по каналам ДВС, благодаря чему не нужно долго жечь топливо, чтобы нагрузка не повредила детали двигателя. недостатком такого подогревателя в том, что машина должна стоять неподалеку от сети в 220 вольт, чтобы можно было подключить устройство.
  • Предпусковой автономный подогреватель. На сегодняшний день это самое совершенное средство для подготовки транспортного средства к поездке в условиях суровой зимы. Существуют модели подогревателей, которые нагревают только двигатель, а есть и такие модификации, с помощью которых можно даже нагреть салон автомобиля. Подробней о таких устройствах читайте в другом обзоре. Достоинство такого оборудования в том, что оно эффективно нагревает двигатель без его запуска. К недостаткам относится необходимость в постоянной подзарядке аккумулятора, особенно если используется салонный обогреватель.

Замерзание двигателя

Существует две ситуации, в которых мотор может замерзнуть. Во-первых, с таким эффектом сталкиваются автомобилисты с халатным отношением к транспортному средству. Такие водители не считают нужным использовать в качестве охлаждающей жидкости специальные вещества.

Они уверены, что для охлаждения мотора достаточно дистиллированной воды. Если летом это не критично кроме накипи, то зимой кристаллизация воды в двигателе или радиаторе обязательно приведет к порыву контура.

Во-вторых, с замерзанием мотора сталкиваются водители, эксплуатирующие свое транспортное средство в северных широтах при больших морозах. Такое в основном происходит во время движения. Хотя мотор работает, и в нем происходит сгорание воздушно-топливной смеси, из-за чрезмерного охлаждения радиатора антифриз в системе слишком холодный.

Это приводит к тому, что температура мотора падает ниже рабочего показателя. Чтобы устранить переохлаждение, машина оснащается термостатом, который при падении температуры антифриза закрывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по малому кругу.

Из-за переохлаждения мотора может отказать топливная система (например, солярка не успеет нагреваться и превратится в гель, из-за чего насос не сможет ее прокачать, и мотор заглохнет). Также чересчур холодный мотор не даст возможности использовать печку – в салон будет поступать холодный воздух, так как радиатор отопителя тоже холодный.

Видео на тему

Как видим, от рабочей температуры мотора зависит не только работоспособность и эффективность силового агрегата, но и исправная работа других систем автомобиля.

Вот небольшое видео о том, что делать, если двигатель в машине перегрелся:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *