При какой температуре замерзает электролит в аккумуляторе
Перейти к содержимому

При какой температуре замерзает электролит в аккумуляторе

  • автор:

Электролит замерзает в аккумуляторе: почему так происходит и как решить эту проблему

Подготовка автомобиля к наступающим холодам включает в себя ряд мероприятий, нацеленных на обеспечение нормальной работы всех его компонентов и устройств при низких температурах.

Обычно водители выбирают моторное масло с более низкой вязкостью, чтобы обеспечить надежный запуск двигателя, меняют топливные, масляные и воздушные фильтры, проверяют состояние антифриза и антизамерзающей жидкости в системе охлаждения, устанавливают новые свечи зажигания, проводят проверку высоковольтных кабелей и заряжают аккумулятор, и так далее.

Отдельное внимание следует уделить аккумулятору, поскольку он требует особой заботы перед приходом зимы. Это связано с тем, что в холодную погоду многие водители сталкиваются с проблемой замерзания электролита в аккумуляторе. Более того, даже при покупке нового аккумулятора нет абсолютной гарантии от этой проблемы.

Наблюдались случаи, когда электролит замерзал в новых аккумуляторах. При внимательном осмотре новых или бывших в употреблении аккумуляторов легко заметить, что стенки батареи значительно вздуваются, и электрическое питание в автомобильной электросистеме полностью отсутствует.

В данной статье мы рассмотрим, что делать, если электролит замерз в аккумуляторе, можно ли восстановить работоспособность батареи, какие факторы способствуют замерзанию электролита и как с этим справиться. Кроме того, мы предоставим несколько полезных советов, которые помогут избежать распространенных ошибок при эксплуатации автомобильных аккумуляторов.

Почему в аккумуляторе замерз электролит: основные причины

Таблица замерзания электролита в аккумуляторе

Некоторые водители предпочитают использовать необслуживаемые аккумуляторы и заменять их, как только появляются первые признаки старения или при поломке. В то время как другие автолюбители предпочитают самостоятельно обслуживать свои аккумуляторы и не спешат их заменять.

Очевидно, что обслуживание аккумулятора может иметь определенные преимущества в некоторых случаях. Чаще всего владельцы обслуживаемых батарей интересуются, при какой температуре электролит в аккумуляторе замерзает и как можно предотвратить такое замерзание.

Следует отметить, что дать точный ответ на этот вопрос относительно практической эксплуатации довольно сложно. Обычно температурный режим использования аккумулятора в автомобиле находится в диапазоне от -45 до +65 градусов по Цельсию.

В регионах, где зимой температура опускается ниже этого диапазона, требуется дополнительное увеличение концентрации электролита. Это достигается путем добавления дополнительного количества кислоты в «ячейки» аккумулятора. Для лучшего понимания, давайте рассмотрим сводную таблицу.

Температура замерзания электролита в аккумуляторе таблица

Представленная в таблице информация о точках замерзания электролита в аккумуляторе иллюстрирует явную зависимость между плотностью электролита и порогом замерзания. Однако важно учесть, что аккумулятор подвержен саморазряду в процессе эксплуатации.

При саморазряде аккумулятора происходит процесс электролитической диссоциации. Без вдавания в химические детали этого процесса, можно сказать, что серная кислота воздействует на свинец в пластинах аккумулятора. Это воздействие приводит к реакции, в результате которой выделяется углекислый газ и сульфат аммония.

Проще говоря, в аккумуляторе уменьшается содержание кислоты и увеличивается содержание воды. Вода в аккумуляторе имеет тенденцию к замерзанию, и, следовательно, уменьшение плотности электролита повышает точку замерзания. Таким образом, если аккумулятор замерз, это может быть следствием либо глубокого разряда, либо снижения плотности электролита.

Если электролит в АКБ замерз: как разморозить и зарядить автомобильный аккумулятор

В первую очередь, необходимо провести тщательный осмотр корпуса аккумулятора. Этот осмотр можно выполнить непосредственно на автомобиле. Важно удостовериться, что корпус аккумулятора не имеет трещин и других дефектов. Для более детального осмотра, рекомендуется использовать фонарик, так как образование льда внутри аккумулятора может вызвать не только разрушение внешних пластиковых стенок, но и повредить внутренние перегородки.

Если при осмотре не было обнаружено повреждений, тогда аккумулятор можно снять с автомобиля и переместить в отапливаемое помещение. Рекомендуется поместить аккумулятор в пластиковый или металлический контейнер, или, в крайнем случае, использовать полиэтиленовую пленку или другое водонепроницаемое покрытие. Затем аккумулятор следует оставить на некоторое время.

Важно помнить, что запрещено заряжать аккумулятор до тех пор, пока внутри него есть лед, а также пока общая температура электролита не повысится до положительных значений (плюсовых). Нарушение этого правила может привести к короткому замыканию при попытке зарядки замерзшего аккумулятора.

После полного размораживания аккумулятора следует провести повторный осмотр на предмет утечек. Именно по этой причине выше рекомендовалось поместить аккумулятор в контейнер или подложить пленку под него. Это связано с тем, что вытекание кислотосодержащего электролита может вызвать повреждение напольного покрытия и других предметов, а также опасно для кожи, так как может вызвать ожоги.

После того как вздувшиеся стенки, если таковые были, вернулись в нормальное состояние после размораживания, следует внимательно осмотреть аккумулятор. Часто утечки происходят через микротрещины, которые становятся видными только после размораживания. Если обнаружены утечки или следы жидкости на корпусе аккумулятора, это должно послужить поводом для дополнительной проверки.

Иногда утечка может быть не вызвана электролитом, а просто водой или другими техническими жидкостями, которые могли попасть на аккумулятор извне в моторном отсеке. Также многие ошибочно принимают вытекающий электролит за конденсат, который образуется при размораживании.

Для точной диагностики можно использовать специальный индикатор, который можно приобрести в специализированных магазинах. Если бумага индикатора покраснела после контакта с жидкостью на корпусе аккумулятора, это свидетельствует о наличии утечки кислоты. В других словах, образование льда привело к повреждению корпуса, и аккумулятор начал утекать электролит.

Отсутствие реакции индикатора указывает на то, что на корпусе собрался конденсат или ранее попала вода или технические жидкости, но электролит не вытекает изнутри.

Если утечки незначительные, и источник был определен точно, можно предпринять два действия: либо сразу заменить аккумулятор на новый, либо попытаться его отремонтировать. Под ремонтом подразумевается полный слив электролита, а затем пайка корпуса при помощи паяльника.

Следует отметить, что шансы успешной ремонта не всегда высоки, так как эффективное устранение дефекта возможно только в случае, если трещина находится сбоку и затрагивает только одну из «банок» аккумулятора. Если разрушение корпуса произошло в нижней части или в углах, существует высокая вероятность того, что после ремонта аккумулятор снова начнет утекать.

Важно понимать, что вытекание электролита в некоторых случаях может быстро повредить элементы автомобильного кузова под капотом, что потребует дорогостоящего кузовного ремонта. По этой причине не рекомендуется эксплуатировать даже аккумулятор с незначительными утечками.

Только после уверенности в отсутствии повреждений аккумулятора можно приступить к его зарядке. Важно выбрать правильный ток заряда на зарядном устройстве. Рекомендуется установить ток заряда равный 1/10 от номинальной емкости аккумулятора.

В данном случае, аккумулятор будет заряжаться примерно 10 часов. Этот способ зарядки считается наиболее простым. Оптимальными условиями для заряда можно считать изменение тока на аккумуляторе. В начале заряда используются импульсные высокие токи для эффективной зарядки с учетом процесса сульфатации пластин.

Затем основное накопление заряда происходит при подаче пониженных токов. Завершающим этапом является дозарядка низкими прерывающимися токами, что помогает накопить максимальное количество заряда и восстановить пластины. Возможность такой зарядки зависит от функционала зарядного устройства, и наилучшим решением является использование автоматического зарядного устройства.

В любом случае, основной целью является максимальная зарядка аккумулятора. Затем необходимо проверить плотность электролита и его прозрачность. Для измерения плотности используется ареометр, а прозрачность оценивается визуально. Если электролит остается прозрачным после размораживания и зарядки, аккумулятор можно установить обратно в автомобиль для дальнейшей эксплуатации.

Если электролит помутнел, это может указывать на осыпание пластин, и в таком случае, замена аккумулятора будет наилучшим решением. Необходимо понимать, что даже если попытаться восстановить плотность электролита и зарядить аккумулятор, он может не обеспечивать нормальную работоспособность и не выдавать необходимый пусковой ток из-за потери емкости.

Советы и рекомендации

С учетом предоставленной информации, становится ясно, что в большинстве случаев основной причиной замерзания электролита в аккумуляторе является недостаточная зарядка аккумулятора. Также важно избегать перезаряда аккумулятора в процессе зарядки.

Чаще всего машина стоит с разряженным аккумулятором, когда наступает зима. Разряд аккумулятора ускоряется как естественными факторами (низкие температуры), так и из-за увеличенных нагрузок в холодное время года. В это время двигатель более сложно запускать с помощью стартера (масло становится более вязким в картере, топливо менее испаряется), также активно используются обогреватели стекол и сидений, длительно работают фары и другие электроприборы.

Важно отметить, что зимние поездки часто бывают короткими, и аккумулятор не успевает полностью зарядиться от генератора. Чтобы избежать глубокого разряда аккумулятора, следует регулярно проверять плотность электролита. Это следует делать в каждой «банке» аккумулятора по отдельности. Кроме того, важно проверять работоспособность генератора, измеряя напряжение, которое он подает на аккумулятор, и следя за нормальной работой реле-регулятора и других компонентов.

Если были обнаружены причины, по которым аккумулятор недозаряжается, необходимо их устранить. Затем аккумулятор следует полностью зарядить с использованием зарядного устройства.

Если температура в регионе значительно снизилась, можно предотвратить саморазряд аккумулятора, сняв его с автомобиля и поместив в теплое помещение на время ночной стоянки. Если такая возможность отсутствует, аккумулятор можно оставить на автомобиле, но при этом отключить массу.

Однако важно учитывать, что после отключения питания аккумулятора часто происходит полное отключение автомобильной охранной системы.

Что в итоге

Как видно из вышеуказанной информации, аккумулятор, который полностью заряжен и имеет правильную плотность электролита, не замерзнет даже при сильных морозах. Замерзание электролита в аккумуляторе не всегда означает полный выход из строя аккумулятора. Для обслуживаемых аккумуляторов существует возможность увеличить плотность водно-кислотного раствора или полностью его заменить, а затем полностью зарядить до максимального уровня.

При этом важно правильно заряжать аккумулятор от зарядного устройства, чтобы избежать недозаряда или чрезмерной перезарядки. Для дополнительной защиты аккумулятора и улучшения запуска двигателя после зимней стоянки можно использовать специальные обогреватели аккумуляторов, такие как термокейсы. Эти устройства помогают поддерживать оптимальную температуру аккумулятора и предотвращают замерзание электролита, что способствует сохранению его работоспособности в холодные периоды.

При какой температуре замерзает электролит в аккумуляторе

ВНИМАНИЕ. Магазины, доставка, колл центр не работают 31 декабря, 1 и 2 января.
С 3 по 8 января магазины и коллцентр работают c 10:00 до 20:00. Доставка работает.

ВНИМАНИЕ. Магазины, доставка, колл центр не работают 31 декабря, 1 и 2 января.
С 3 по 8 января магазины и коллцентр работают c 10:00 до 20:00. Доставка работает.

С 3 по 8 января магазины и коллцентр работают. Доставка работает.

Уважаемые покупатели! В связи с переоценкой товара наши магазины и доставка временно не осуществляют продажи!
Приносим свои извинения!

Выберите свой город

Уважаемые покупатели!
Ассортимент и условия доставки в разных городах отличаются.

  • О компании
  • Новости
  • Все об аккумуляторах
  • Гарантия и возврат
  • Юр. лицам

Свежие аккумуляторы
напрямую с завода!

0 позиций на 0 руб

Заявка на заказ

* — помечены все обязательные поля

ПН-ПТ и ВС, с 9:00 до 18:00

Эксплуатация зимой

Какая плотность электролита должна быть зимой, и как подготовить аккумулятор к зиме?

Ответ:

Плотность электролита у полностью заряженной аккумуляторной батареи, предназначенной для эксплуатации в условиях умеренного климата в любое время года должна быть 1,27-1,30 г/см3 при температуре +25°С. При более высокой температуре электролита значение плотности должно быть ниже, а при более низкой температуре электролита, наоборот, — выше.
В странах с тропическим климатом эксплуатируют батареи с более низкой плотностью электролита (1,22-1,24 г/см3). В условиях крайнего Севера, наоборот, требуется более высокая плотность электролита (1,30-1,32 г/см3). Перед началом зимнего периода необходимо проверить, чтобы батарея находилась в заряженном состоянии. Это обеспечит предохранение от замерзания электролита и обеспечит надежный пуск двигателя при отрицательных температурах. Именно в зимний период существенное влияние на работу АКБ будут оказывать слабо натянутый ремень генератора и повышенная утечка электроэнергии.

Если при запуске двигателя в зимнее время аккумулятор разрядился в «ноль», какие действия нужно предпринять?

Ответ:

В данном случае необходимо зарядить аккумулятор от стационарного зарядного устройства током малой величины. Сделать это следует не позднее, чем через 2-3 дня после глубокого разряда батареи.

Почему замерзает электролит?

Ответ:

При разряде АКБ плотность электролита снижается, уменьшается удельное количество серной кислоты, содержащейся в растворе электролита и образуется вода.

Чем глубже разряд батареи, тем выше отрицательная температура, при которой может замерзнуть электролит. Например, при плотности 1,11 г/см3 электролит замерзнет уже при -7 0С, а при плотности 1,27 г/см3 — только при -58 0С.

Если замерз электролит, можно ли восстановить работоспособность аккумулятора?

Ответ:

Зависит от степени замерзания: если батарея замерзла не на весь объем, а корпус не подвергся деформации, ее можно восстановить. Необходимо, чтобы лед полностью растаял при комнатной температуре, и только потом приступить к заряду АКБ. При этом не избежать повреждения электродов и снижения токовых характеристик батареи.

Если в мороз перед запуском двигателя включить на короткое время фары автомобиля, поможет ли это облегчить запуск?

Ответ:

Нет. При данной процедуре эффект разогрева электролита ничтожен и не влияет на увеличение мощности разряда. Напротив, батарея может потерять драгоценную емкость и после этого не сможет запустить двигатель.

Почему в зимнее время рекомендуют аккумуляторы с более высокими пусковыми токами?

Ответ:

Холодный пуск имеет следующие особенности:

— Стартеру требуется больше времени для прокрутки двигателя.
— Сопротивление холодного двигателя в зимнее время увеличивается в 2,5-3 раза
от АКБ требуется отдача большей мощности и энергии.
— Чем ниже температура окружающего воздуха, тем выше вязкость электролита и внутреннее сопротивление батареи.
— Для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо выбирать ту АКБ, которая при одних и тех же габаритных размерах имеет максимально высокие токи холодной прокрутки.

Пуск двигателя в зимнее время зависит только от АКБ?

Ответ:

Нет. Помимо технических характеристик и степени заряженности батареи, пуск двигателя зависит от следующих факторов:

1. состояния электропроводки и электрооборудования автомобиля;
2. состояния свечей;
3. состояния топливной системы и качества топлива;
4. качества масла;
5. опыта водителя.

По какой причине замерз аккумулятор?

Ответ:

Если замерзла только одна ячейка, то это, скорее всего, внутренний дефект батареи, который привел к снижению плотности и замерзанию электролита.

Если замерзла не одна ячейка в батарее, то здесь ответ один — батарея была разряжена. Причины могут быть разные, самая распространенная — частые запуски двигателя и короткие дистанции движения по городу. В результате батарея в холодную погоду просто не успевает заряжаться от генератора. Плотность электролита 1,21 г/см3 соответствует примерно 45%-ной степени заряженности батареи. По справочным данным электролит с такой плотностью замерзает при температуре около -30 0С.

Часто бывает ситуация: утром с нескольких попыток не завелась машина, и человек едет на работу на общественном транспорте. А разряженная батарея с низкой плотностью электролита до вечера замерзает.

Эксплуатация зимой

Что сделать, чтобы подготовить батарею к холодному времени года и какая плотность электролита нормальна для зимы?

У заряженной на 100% АКБ, изначально рассчитанной на использование в условиях умеренного климатического пояса, плотность электролита при стандартных +25оC должна колебаться между 1.27 и 1.30 г/см3. Если температура будет выше, плотность снизится, если вокруг будет холоднее – повысится. Именно поэтому на крайнем Севере используют аккумуляторы с более плотным электролитом (1.32 г/см3), а в тропических странах с более низким (1.24 /см3).

Перед наступлением холодов важно убедиться в том, что аккумулятор заряжен – в этом случае вы избежите замерзания электролита и связанных с ним проблем при пуске двигателя. Учтите также, что зимой на работу батареи серьёзное влияние оказывают утечки в системе электрооборудования и слабое натяжение генераторного ремня.

Что делать, если при старте двигателя в холода батарея разрядилась до нуля?

Зарядите батарею при помощи небольшого тока – причём провести зарядку нужно от стационарного устройства и не позже, чем через 2-3 дня с момента наступления глубокой разрядки.

В чём причина замерзания электролита?

Когда аккумулятор разряжается, плотность электролита падает – и, соответственно, становится ниже количество содержащейся в его растворе серной кислоты. Образуется вода, которая и замерзает. Чем сильнее разряжен аккумулятор, тем раньше электролит способен замёрзнуть. К примеру, при 1.11 г/см3 замерзание наступает уже при -7 градусах Цельсия, а при 1.27 г/см3 (нормальная плотность при полном заряде) только при -58 градусах.

Можно ли реанимировать батарею, если замёрз электролит?

Всё зависит от тяжести конкретного случая. Как правило, если аккумулятор замёрз не на весь объём, а его корпус не был деформирован, восстановить АКБ можно. Для этого занесите батарею в комнату, оставьте её там до тех пор, пока весь лёд не растает (это должно происходить при комнатной температуре, без лишнего нагрева), и уже после этого ставьте батарею на зарядку. Но учтите, что токовые характеристики аккумулятора в любом случае упадут, а электроды будут повреждены.

Если перед тем, как стартовать двигатель в холода, ненадолго включить фары, станет ли запуск легче?

Нет, это один из самых вредных мифов. Эффект разогрева электролита, на который надеются в рассматриваемом случае, будет ничтожным, а значит, мощность разряда не вырастет. Более того: батарея на этой процедуре теряет драгоценную ёмкость, и есть шанс, что оставшегося заряда на старт мотора не хватит.

Почему в холода советуют использовать аккумуляторы с высокими пусковыми токами?

У холодного пуска есть несколько характерных особенностей:

  • 1. Стартеру понадобится больше времени на успешную прокрутку мотора;
  • 2. Сопротивление холодного мотора зимой возрастает в 2.5-3 раза;
  • 3. Батарее нужно будет отдать большее количество энергии и мощности;
  • 4. Чем холоднее вокруг, тем выше внутреннее сопротивление АКБ.

Именно поэтому для того, чтобы двигатель стартовал надёжно, лучше использовать аккумулятор, имеющий при аналогичных габаритах более высокие токи холодной прокрутки.

На старт двигателя в холода влияет только аккумулятор?

Нет, влияние также оказывает состояние свечей, электрического оборудования, топливной системы и электропроводки машины. Также много зависит от качества топлива, от масла, и, конечно, от опыта водителя.

Из-за чего замёрзла батарея?

Если у Вас замёрзла только одна ячейка, причина, вероятно, во внутреннем дефекте аккумулятора. Из-за него в этой ячейке снизилась плотность электролита, и он замёрз.

Если замёрзло несколько ячеек, дело в том, что аккумулятор был разряжен. Чаще всего это происходит из-за того, что при поездках по городу приходится часто запускать мотор для передвижения на короткую дистанцию – генератору просто не хватает времени для того, чтобы зарядить батарею. Между тем, уже при 45% заряда аккумулятора плотность электролита будет составлять 1.21 г/см3, а при таких параметрах он замерзает уже при -30.

Часто бывает так, что утром не удаётся завести автомобиль, и водитель едет по своим делам на метро или автобусе. Тем временем, разряженная на попытках пуска батарея до вечера успеет замёрзнуть.

Почему замерзают аккумуляторы?

Почему замерзают аккумуляторы?

Зима, самое суровое время года для автовладельцев. Ситуации, когда машина не заводится случаются довольно часто. Основная причина отказа АКБ в ее низком заряде. Если вы регулярно ездите на машине зимой, вовремя проверяете и заряжаете аккумуляторную батарею, то вы никогда не столкнетесь с этой проблемой.

Прочему же замерзает аккумулятор?

Вся проблема в электролите, при сильном разряде батареи, плотность электролита снижается, что приводит к его замерзанию. Соотношение кислоты с водой в электролите – 35% на 65%. Этого достаточно для регионов, в которых морозы достигают -30, -40 градусов. В более морозных регионах, кислоты в электролите больше, поэтому выдерживает батарея холода в -50, -60 градусов. Показатель плотности регулирует количество серной кислоты.

Плотность АКБ для средней полосы России равна 1,27-1,29 г/см3, и при данных показателях жидкость в аккумуляторе не замерзнет.

При разряженной же батарее плотность кислоты снижается, то есть оседает в качестве солей на пластинах аккумулятора, а концентрация воды растет. Поэтому даже при температуре -5, -7 градусов, аккумулятор полностью разряжается.

Ниже приведены температуры замерзания электролита в аккумуляторе при разряде:

Плотность электролита, приведенная к температуре 25°C, г/см³ Температура замерзания, минус °C
1.090 7
1.120 10
1.140 14
1.160 18
1.180 22
1.200 28
батарея, разряженная на 50%
1.210 34
1.240 50
батарея, разряженная на 25%
1.300 70

Что сделать, чтобы разморозить аккумулятор?

Сначала осмотрите аккумулятор снаружи. Необходимо выявить, есть ли на корпусе трещины, желательно просветить фонариком на наличие разлома пластин.

Если все в порядке, то батарею нужно снять с машины и отнести в теплое помещение. Поставить ее в таз или на непромокаемое покрытие и оставить на некоторое время. Запомните, что пока в АКБ лед, заряжать её нельзя!

Мера с непромокаемым покрытием необходима, так как, если окажутся разломы и трещины, кислота, содержащаяся в аккумуляторе, вытечет и испортит вам пол. Не стоит путать конденсат и другие жидкости с электролитом. Определить природу жидкости вам поможет индикатор, который продается специальных магазинах. Если бумага индикатора соприкасаясь с жидкостью покраснеет, значит – это кислота, будьте осторожны!

Только убедившись в целостности аккумулятора и отсутствии разных протечек, можно заряжать аккумулятор. На зарядном устройстве необходимо установить показатель 1/10 в А.ч., от той емкости, которая является номинальной для вашего аккумулятора.

В этом случае батарея будет заряжаться примерно 10 часов.

Вывод

Помните о том, что необходимо подготавливать машину к зимнему периоду, кроме стандартной замены шин, проверьте всё электрооборудование автомобиля, тогда неприятные ситуации обойдут вас стороной. Однако, если ваш АКБ уже не подлежит восстановлению, то купить аккумулятор вы можете на нашем сайте, в разделе «Аккумуляторы». Удачи на дорогах!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *