Паз 3205 автобус автобусы ссср
Перейти к содержимому

Паз 3205 автобус автобусы ссср

  • автор:

ПАЗик, до свидания: чем был плох автобус, от которого отказались в Новокузнецке

Транспортная реформа в Новокузнецке стартовала с перебоями: новые автобусы задержали, люди по часу не могли дождаться транспорт, а старые перевозчики потребовали вернуть на дорогу ПАЗы. Между тем, именно отказ от устаревшей техники был важным аргументом в пользу радикальных изменений. Давайте разберёмся, насколько «пазики» на самом деле устарели, чем плохи и есть ли в них какие-либо достоинства.

Как сельский автобус прописался в городах

В 2020 году ПАЗ-3205 и его модификации стал самым многочисленным автобусом России. Хотя разработка модели началась ещё в 1970-х, то есть почти полвека назад. По данным аналитического агентства «Автостат», продукция нижегородского завода составляет 45% автобусного парка страны.

Привычный для всех облик маршрутки обрели в 1989 году — именно тогда стартовало массовое серийное производство базовой модели 3205. Однако опытные образцы создавали задолго до того: фактически разработка началась в 1972 году. В конструкцию закладывали перспективные на тот момент решения (их приводит «Грузовик Пресс»): пневмогидравлическую тор­мозную си­стему от ГАЗ-53-11, зад­нюю рес­сор­ную под­веску с кор­рек­ти­ру­ю­щими пру­жи­нами, мощный 5,5-лит­ро­вый дви­га­тель, гидроусилитель руля от ЗИЛ-130 и не только. Парадокс в том, что выполнить все эти решения конструкторов заводу не удалось.

В итоге новый кузов установили на глубоко модернизированное, но ещё более старое шасси. Предназначалась новая модель в основном для пригорода и села, а вовсе не для городских пассажирских перевозок. Это видно и по отсутствию накопительной площадки, и по высоте, отлично подходящей для бездорожья. Перевозка строителей, заводских рабочих, вахтовиков, школьников из села в райцентры — вот целевое назначение «пазика».

Кстати, у автобуса и сейчас есть полноприводная модификация 3206. И не просто с высоким клиренсом, но и с блокировкой межосевого дифференциала, и с раздаточной коробкой — в общем, это полноценный внедорожник.

Так как же он стал главным рейсовым автобусом в городах?

ПАЗ-3205 пошёл в серию в 1989 году, а в 1991 году СССР приказал долго жить. Экономика улетела в пике. Перевозчикам нужен был транспорт максимально дешёвый, простой и ремонтопригодный. ПАЗ-3205, большую часть узлов которого можно починить в гараже с помощью простых инструментов, кувалды и двух палок, стал настоящим бестселлером. О комфорте пассажиров тогда не думал никто, включая и самих пассажиров.

Давайте присмотримся к недостаткам «пазика» сейчас, накануне третьего десятилетия XXI века.

Холодный

Кто после долгого ожидания январским утром, пробившись в уютный салон под комплименты дружелюбных соотечественников, не пытался шевелить пальцами ног в ботинках, пытаясь понять, чувствует он их или уже нет? Проблемы с отоплением — бич «пазиков», особенно когда водители вынуждены принимать в салон втрое больше пассажиров, чем в нём есть кресел. И открывают двери каждые пять минут. В Западной Сибири. В -30. Конструкторы, конечно, на это не рассчитывали.

— В Новокузнецке в ходу были ПАЗ-4234 — это удлинённая примерно на метр модификация увеличенной вместимости с двумя дверьми, — рассказывает водитель Михаил Б. — Система отопления салона, и так-то не очень продуктивная, в нём совсем сдаётся. В передней части ещё более-менее, там всё-таки двигатель, но до задней тепло просто не успевает дойти. Последние годы выпускают модели с утеплением пола, крыши, люков и двойным остеклением. Но в наших маршрутках пока ничего этого нет.

Двигатель, расположенный прямо в салоне, греет воздух не только через «печку», но и, так сказать, напрямую. Однако есть и минус: запах масла и топлива неизбежен. И чем старше машина, тем он интенсивней.

Тесный

Базовая модель рассчитана на 19-25 сидений, при этом официальная вместимость — до 43 человек. То есть при полной загрузке в салоне должны стоять 17 человек. Расскажите это утром на Запсибе. В последние годы индивидуальные предприниматели Новокузнецка редко выводили больше 70% машин от расчётного числа; летом 2020 года директор Центральной диспетчерской службы Евгений Скорых приводил цифру в 51%. Жители клянут жадность перевозчиков, те кивают на рентабельность поездок: ездить полупустыми — значит ничего не заработать. В целом выходит, что теснота — недостаток не столько модели автобуса, сколько модели организации перевозок.

Небезопасный

Завод никогда не прекращал работы по доводке ПАЗ-3205 и снял многие проблемы безопасности. Пневмогидравлическую тормозную систему, регулярно теряющую жидкость и, соответственно, способность тормозить, с 2003 года заменили на полностью пневматическую. В модель с дизельным двигателем добавили моторный тормоз, в 2008 году почти все модификации получили ABS.

Однако ключевые недостатки снять невозможно. Главный — неправильная развесовка из-за архаичного расположения двигателя. Она делает автобус неустойчивым, особенно на скорости и при неожиданных манёврах. Маршрутки очень легко ложатся на бок.

Каждый год с автобусами (не только «пазиками») происходит более пяти тысяч ДТП, половина из которых — из-за несоблюдения дистанции. Причём ГИБДД официально называет в числе способствующих условий «борьбу конкурентов за клиента на маршруте» — такие данные приводит ТАСС.

Пассажирские сиденья без боковой поддержки означают, что пассажир легко выпадет в повороте и крене. Низкая спинка увеличивает риски травмы шеи при фронтальном ударе. Водитель не защищён практически никак, куда бы ни пришёлся удар. После очередного ДТП, где водитель маршрутки погиб от удара легковушки в противоположную часть кабины, воронежский эксперт общественного движения «Город и транспорт» Юрий Новиков предложил отказаться от старых «пазиков» именно из соображений безопасности.

— ПАЗ 3205 — автобус несовременный и небезопасный, — приводит слова эксперта «Комсомольская Правда». — При серьёзном ДТП, находясь в нём, вы можете получить значительные травмы или даже погибнуть. В аналогичном ДТП, произошедшем недавно, водитель старого автобуса Volvo отделался лёгким испугом.

Неудобный для водителя

Достаточно открыть любой форум водителей или подойти к хмурым мужикам в курилке около диспетчерского пункта, чтобы узнать много технических особенностей «пазиков», а заодно и новых красноречивых эпитетов в его сторону.

— Двигатель что бензиновый, что на газу — вообще не тянет, перегруженный едва трогается, — говорит Михаил Б. — Педаль сцепления высокая и тугая, к вечеру нога болит. Без двойного выжима передачу не включить, скрежет страшный. Коробка воет. Стекло зимой запотевает и замерзает. Зато подвеска неубиваемая, она же родом от пятитонного ГАЗа — поэтому и трясёт так. А чего ты хочешь-то, на таком «пазике» ещё мой отец работал, пока на пенсию не ушёл.

У ПАЗа есть более современные модели малых и средних автобусов. На замену ПАЗ-3205 с 2006 года выпускается ПАЗ-3204 — с современной отделкой, комфортабельным салоном, пневматической подвеской и двигателем Cummins. Однако широким спросом модель не пользуется — в основном потому, что старая модель дешевле и при покупке, и в эксплуатации.

  • ПАЗ-672
  • ПАЗ-3201
  • ПАЗ-3205
  • ПАЗ-4234

«Пазик» незаменим?

Идея использовать малые автобусы для пассажирских перевозок, как видим, появилась не от хорошей жизни. Однако перейти на современные вместительные автобусы провинциальным городам сложно и сейчас.

Стоимость большого автобуса — около 10 миллионов рублей, то есть перевозки требуют инвестиций объёмом в сотни миллионов и миллиарды рублей. Это бизнес с низкой рентабельностью в сфере с регулируемыми тарифами. Если тарифы не повышать, покупка больших автобусов без господдержки не окупится никогда. Малым предпринимателям такие вложения не под силу.

Можно положиться на эффект масштаба, когда издержки снижают за счёт массовости. Две-три крупные компании на город, льготный лизинг на технику, современные технологии — те же валидаторы вместо кондукторов. О том, как эту модель внедряют в десяти крупных городах, писал «Коммерсант». Однако без косвенной господдержки не обойдётся и здесь, да и риски построить нерентабельную систему тоже велики. Например, в Перми, где реформа прошла в 2019 году, финансовый разрыв к концу текущего года прогнозируется в 2,5 миллиарда рублей (об этом пишет ФАН).

В городах, где вливания из бюджета в сферу перевозок не предусмотрены, модернизации системы и новой техники не будет. Зато на «Павловском заводе» в 2019 году выпустили 4621 экземпляров того самого ПАЗ-3205, которому почти полвека. И продолжат это делать в 2021-м. Наверное, что-то знают.

ПАЗ-3205

ПАЗ-3205 — советский и российский высокопольный автобус.

  • 1 История
  • 2 Варианты и модификации
  • 3 Краткая характеристика
  • 4 Как пригородный автобус
  • 5 Как маршрутный автобус
  • 6 В игровой и сувенирной продукции
  • 7 Интересные факты
  • 8 Галерея

История [ ]

Разрабатывался путём создания десятков опытных образцов в течение 15-ти лет. Первая опытная партия автобусов для испытаний была изготовлена в 1979 году, конвейерная сборка была начата в 1984 году. Окончательный вариант автобуса был утверждён в 1986 году. Массовый выпуск начался 1 декабря 1989 года, когда на конвейере полностью прекратили выпуск предыдущей модели Варианты и модификации [ ]

Выпускается в большом количестве модификаций:

  • ПАЗ-3205 — базовый вариант с одной автоматической дверью, карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 и пневмо-гидравлической тормозной системой;
  • ПАЗ-32051 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов и пневмо-гидравлической тормозной системой;
  • ПАЗ-3205-60 — автобус в северном исполнении;
  • ПАЗ-32052 — опытный с одной широкой автоматической дверью для городских маршрутов;
  • ПАЗ-32053 — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов и пневматической тормозной системой с АБС;
  • ПАЗ-32053-20 — грузопассажирский автобус для перевозки строительных бригад и оборудования;
  • ПАЗ-32053-27 — грузопассажирский с дизельным двигателем ММЗ 245.7;
  • ПАЗ-32053-50П — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов с улучшенным салоном;
  • ПАЗ-32053-57 — пригородный с дизельным двигателем ММЗ 245.7;
  • ПАЗ-32053-60 — автобус в северном исполнении;
  • ПАЗ-32053-67 — северный с дизельным двигателем ММЗ 245.7;
  • ПАЗ-32053-70 — школьный автобус;
  • ПАЗ-32053-77 — школьный с дизельным двигателем ММЗ 245.7;
  • ПАЗ-320538-70 — школьный в северном исполнении;
  • ПАЗ-32053-80 — ритуальный автобус;
  • ПАЗ-32054 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов, карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 и пневматической тормозной системой с АБС;
  • ПАЗ-32054-03 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов с дизельным двигателем Cummins B 3.9 140 CIV-1;
  • ПАЗ-32054-07 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов с дизельным двигателем ММЗ 245.7;

Краткая характеристика [ ]

Высокопольный автобус. Привод на задние колёса, колёсная формула — 4х2. Мощность двигателя — 120 л.с. Расход топлива — 18-21 л/100 км. Вентиляция естественная, через 3 люка в крыше и боковые форточки. Кол-во дверей для пассажиров — 1 или 2, в зависимости от модификации.

Как пригородный автобус [ ]

Часто используется на малозагруженных пригородных маршрутах, обычно, как грузопассажирский.

Как маршрутный автобус [ ]

На сегодня в очень многих русских городах, например, в В игровой и сувенирной продукции [ ]

Качественную модель пригородного ПАЗа-3205 в масштабе 1/43 предоставляет фирма SSM. 4 модели (в том числе и пожарный вариант) можно купить в интернет-магазине Mini-Koleso. Оба варианта отличаются высокой детализацией, но стоят достаточно дорого. Фирма ТЕХНОПАРК предоставляет альтернативный вариант в ассортименте. Пластмассовую модель ПАЗа с открывающимися дверьми, инерционным механизмом и работающими фарами можно приобрести за 200-300 рублей, но на настоящий аналог модель, очевидно, не очень похожа.

Интересные факты [ ]

  • Существует также автобус с полным приводом, ПАЗ-3206, выпускается в малых количествах.

Автобус. Подвижной состав. ПАЗ-3205

ПАЗ-3205 гос.# 016-18ХА 612-го маршрута на конечной

Прообраз современного автобуса ПАЗ-3205 — ПАЗ-665 — был создан на Павловском автобусном заводе еще в 1966 году. Автобус был построен в двух вариантах — городской ПАЗ-665 с двумя двустворчатыми дверьми и туристический ПАЗ-665Т с одной дверью, открывавшейся вручную, и междугородными сиденьями в салоне. По кузову и компоновке салона автобус напоминал будущую модель 3205. В 1967 году туристический автобус ПАЗ-665Т брал участие в международном автосалоне во Франции, где был отмечен Большой серебряной медалью Комиссариата Франции по туризму, призом отличия и медалью автосалона.

В то же время, на заводе шла полным ходом подготовка к выпуску модели ПАЗ-672, разработанной несколькими годами ранее. Поэтому идея о запуске в серийное производство вновь созданного автобуса не нашла поддержки в Министерстве автомобильной промышленности и ПАЗ-665 так и остался экспериментальной моделью.

За 665-м ПАЗом последовали другие экспериментальные машины, компоновка которых была идентична будущему ПАЗ-3205. В начале 70-х годов был разработан автобус ПАЗ-3202, а в 1975 году появилось сразу несколько экземпляров опытных автобусов ПАЗ-3203 (городской), ПАЗ-32033 (пригородный) и ПАЗ-3204 (повышенной проходимости). Их планировали запустить в серийное производство в 1979 году, но возникли непредвиденные трудности — Завод имени Лихачева, чьи агрегаты (мосты, КПП, рулевой механизм) должны были использоваться на новой машине, отказался поставлять эти узлы.

Для выхода из сложившейся ситуации было решено использовать агрегаты ГАЗа — так появилась следующая модель, ПАЗ-3205. На ее создание ушло еще несколько лет и в 1981 году были выпущены первые опытные образцы — ПАЗ-3205 с одной автоматической и одной ручной дверью и ПАЗ-32051 с двумя автоматическими дверьми. Тем не менее, автобусы требовали дальнейшей доработки. Лишь в 1986 году на Павловском автозаводе было организовано мелкосерийное производство ПАЗ-3205, а полностью отказаться от производства морально устаревшей 672-ой модели завод смог лишь в 1989 году.

ПАЗ-3205 значительно отличался от своего предшественника в первую очередь более просторным салоном и большой площадью остекления кузова. Тем не менее, автобус проигрывал по сравнению с предыдущей опытной моделью, ПАЗ-3203, поскольку ГАЗовские агрегаты были менее надежными, чем комплектующие ЗИЛа. На автобусе был установлен двигатель ЗМЗ-5112, мощностью 125 л.с., что лишь на 10 л.с. больше, чем у ПАЗ-672, коробка передач грузовика ГАЗ-3307, мосты и тормозная система производства ГАЗа, рулевой механизм МАЗа.

С 1989 по 1991 годы автобусы ПАЗ-3205 поставлялись практически во все уголки СССР — в перспективе они должны были заменить собой 672-ю модель. Но распад Советского Союза и последующий экономический кризис стал причиной резкого спада производства на Павловском автозаводе. Тем не менее, в 1991 году на конвейер была запущена городская модификация ПАЗ-32051, а в 1995 — автобус ПАЗ-3205-07 с дизельным двигателем ММЗ Д-245.7 белорусского производства.

Во второй половине 90-х годов количество заказов у Павловского завода существенно увеличилось. Благодаря свей дешевизне, ПАЗы постепенно стали вытеснять с городских улиц автобусы большой вместимости, так как у перевозчиков зачастую не было средств для закупки более вместительного подвижного состава. В то же время в конце 90-х годов участились случаи аварий автобусов ПАЗ-3205. Виной тому была ненадежная пневмогидравлическая тормозная система, а также нарушения правил эксплуатации автобусов — некачественное техническое обслуживание, перегрузка и т.п.

В 2000 году на заводе начали производство более надежных модификаций ПАЗ-32053 (однодверный) и ПАЗ-32054 (двухдверный) — с мостами Рязанского завода автоагрегатов (РЗАА) и, самое главное, новой пневматической тормозной системой. В 2002 году автобусы ПАЗ-32053/32054 были оснащены ABS, и, помимо мостов РЗАА, стали комплектоваться также мостами Канашского автоагрегатного завода (КААЗ). Следует отметить, что колея передних колес у машин, оснащенных мостами РЗАА, шире, чем у тех, на которых стоят мосты ГАЗ и КААЗ. ПАЗ-32053 и ПАЗ-32054 постепенно вытеснили ПАЗ-3205 и ПАЗ-32051 с автобусного рынка.

В 2002 году незначительные изменения произошли во внешнем виде автобусов. Задняя аварийная дверь автобусов ПАЗ-3205 и ПАЗ-32053, ранее по высоте находившаяся на уровне пола автобуса, увеличена до уровня дорожного просвета, при этом уменьшены размеры окна аварийной двери. Поручни в салоне автобуса стали «одевать» в желтую обкладку.

В начале 2007 года автобусы ПАЗ-3205 подверглись более серьезной модернизации. Прежде всего, ненадежные отечественные комплектующие заменили импортными. Так, вместо белорусской ABS «Экран» и украинского компрессора, регулярно выходивших из строя, стали использоваться немецкие агрегаты. Стыки кузова стали проклеивать специальной лентой для защиты от коррозии, а передок получил новую пластмассовую облицовку серого цвета. Изменения коснулись также и салона автобуса. На пол настелили хорошо пропитанную фанеру, стены вместо ДСП обшили пластиком, а двери стали делать из оцинкованной стали и с защитными профилями стекол. Кабину водителя отделили от салона неполной перегородкой, переключатель света фар перенесли с пола на рулевую колонку, поставили зеркала с электроподогревом. Покупатели получили возможность заказать цветовое решение экстерьера и интерьера (окраска кузова, включая пластиковые детали экстерьера, рабочее место водителя, внутренние панели боковин и потолка, пассажирские сиденья) в соответствии со схемой окраски и отделки.

В связи с поэтапным вводом в россии нормативов экологической безопасности Евро-2 и Евро-3 на автобусы ПАЗ-3205 стали также устанавливать новые модификации двигателей ЗМЗ 5234 и ММЗ Д-245 (Евро-3). В качестве дополнительной опции стали устанавливать низкопрофильные шины (R19,5).

В 2012 году в украинском Кременчуге налажена сборка школьных автобусов АС-Р 32053-07 «Мрія» на базе автобуса ПАЗ-32053-07. При этом автобусы из Павлово-на-Оке приходят в Кременчуг без комплектации салона, последнюю же осуществляют уже в Украине. В частности, устанавливаются сидения с высокими подголовниками, ремнями безопасности и опускающимися подлокотниками, оборудование громкоговорящей связи, кнопки подачи сигнала водителю, полочки для ранцев под сидениями, выдвигающаяся подножка на первой двери и проблесковые маячки на крыше. В некоторых деталях внутреннего оснащения подобные машины отличаются от школьных ПАЗ-32053-70 российского производства, в частности, в российских «школьниках» полки для ранцев находятся в задней части салона, а не под сидениями. Крупные партии таких автобусов поступили в 2012 году в Луганскую, Одесскую и Харьковскую области.

Несмотря на недавние изменения в лучшую сторону, ПАЗ-3205 уже давно морально и технически устарел. Коробка передач от грузовика ГАЗ-3307, прожорливый карбюраторный двигатель ЗМЗ и «тракторный» дизель ММЗ — все это, вместе с устаревшим дизайном автобуса давно требует замены. Павловский завод имеет целый ряд современных разработок, призванных заменить ПАЗ-3205 — в частности, автобусы модельного ряда ПАЗ-3203/3204 и низкопольный автобус ПАЗ-3237. Проблемой является высокая стоимость этих машин — автоперевозчики по-прежнему предпочитают покупать дешевый ПАЗ-3205, а спрос, как известно, диктует предложение.

Заводская окраска автобусов

Стандартная окраска первых ПАЗ-3205 была красной с белой юбкой. Но уже с 1991 года стали применять различные варианты окраски, в основном белый цвет с разноцветными полосами, различными по ширине. С 2002 года стандартным для ПАЗов стал однотонный белый цвет с самоклеящимися полосками разных цветов по бортам кузова. Модернизация 2007 года вновь повиляла на схему окраски ПАЗиков. Теперь автобусы красят в светло-зеленый, бежевый и светло-серый основные цвета с полосками различного цвета на бортах. Школьные автобусы красят полностью в желтый цвет с надписями «Школьный автобус» по бортам.

Модификации автобуса ПАЗ-3205

Когда ПАЗ-3205 стал выпускаться серийно в 1989 году, предприятие предлагало заказчикам лишь стандартную пассажирскую модификацию. Но в рыночных условиях завод был вынужден искать различных поставщиков комплектующих, а также расширять линейку продукции согласно выбору заказчика. На данный момент Павловский автобусный завод производит несколько десятков различных модификаций ПАЗ-3205, в которые различаются по комплектации и назначению. Здесь мы кратко рассмотрим основные из них, включая также модификации, уже снятые с производства.

В базовый индекс модели заложена информация о количестве и типе дверей пассажирского салона и типе тормозной системы, устанавливаемой на автобусе.

ПАЗ-3205 — Первенец завода с одной автоматической передней дверью и аварийной ручной задней. Оснащен гидропневматическими тормозами и мостами ГАЗ. Со второй половины 90-х годов выпускался под индексом 3205-110. В настоящее время снят с производства.

ПАЗ-32051 — Двухдверный вариант автобуса ПАЗ-3205, выпускавшийся серийно с 1991 года. Со второй половины 90-х годов выпускался под индексом 32051-110. В настоящее время снят с производства.

ПАЗ-32052 — Маршрутное такси на базе автобуса ПАЗ-3205 (опытная модификация). Всего было построено три машины с этим индексом. Первая из них появилась в 1997 году и отличалась от серийных ПАЗ-3205 лишь наличием газобалонного оборудования. Два других экземпляра, построенные в 2001-2002 гг. имели более серьезные отличия. В салон вела одна четырехстворчатая дверь, увеличенная в два раза по сравнению с дверями ПАЗ-3205/32051 и расположенная в базе автобуса. Остекление автобуса было изменено, а над лобовым окном был расположен маршрутоуказатель. Последняя машина, построенная в 2002 году, к тому же имела измененный дизайн передка и тонированные стекла. В 2002-2004 годах она была представлена на нескольких российских автовыставках. Тем не менее, в серийное производство модификация ПАЗ-32052 так и не пошла из-за отсутствия заказов.

ПАЗ-32053 — Модернизированный автобус ПАЗ-3205, отличающийся от базовой модели более надежными пневматическими тормозами. На автобус также устанавливаются мосты РЗАА или КААЗ. Базовая модификация оснащена карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10.

ПАЗ-32054 — Двухдверный вариант автобуса ПАЗ-32053.

К базовому индексу модели через тире приписывается двухзначный индекс модификации, первая цифра которого указывает на предназначение автобуса, а вторая — на тип двигателя (исключение — газобаллонный ПАЗ-3205-10).

ПАЗ-3205-10 — Автобус, предназначенный для работе на сжатом газе, опытный экземпляр которого был выпущен в 1997 году. Газовые баллоны у этой машины спрятаны под специальным кожухом на крыше, установленном на месте третьего люка. Автобус так и остался опытным. В то же время, многие перевозчики самостоятельно переделывают карбюраторные автобусы ПАЗ-3205 для работы на сжатом газе. У таких машин над третьим люком (а иногда и в заднем свесе автобуса) установлены газовые баллоны, не прикрытые кожухом.

ПАЗ-3205-20 — Грузопассажирский вариант автобуса ПАЗ-3205, выпускающийся в нескольких вариантах с разным объемом грузового отсека, который расположен в задней части кузова. Количество посадочных мест достигает 16. Задняя аварийная дверь в таких автобусах отсутствует — ее функции выполняет дверь грузового отсека в задней панели. Объем грузового отсека может варьировать от 5,3 до 15 куб. м. согласно пожеланиям заказчика.

ПАЗ-3205-30 — Автобус для инвалидов, оборудованный гидроподъемником и креплениями для колясок. Был разработан в 1998 году и изначально носил индекс ПАЗ-3208.

ПАЗ-3205-40 — Самоходное шасси на базе узлов и агрегатов автобуса ПАЗ-3205. В 70-80 годы прошлого века Советский Союз осуществлял значительные объемы поставок самоходных шасси на базе автобуса ПАЗ-672 на Кубу, где заказчик монтировал на него свои кузова. В связи с прекращением выпуска 672-ой модели планировалось продолжить поставки шасси уже на базе ПАЗ-3205. Однако изменение политической обстановки не дало этим планам осуществится — на Кубу было отправлено лишь незначительное число шасси ПАЗ-3205-40 перед распадом СССР.

ПАЗ-3205-50 — Вариант «Люкс», разработанный в начале 90-х годов прошлого века. Первые опытные автобусы имели индекс ПАЗ-3205Т. От стандартных автобусов отличается установкой мягких нерегулируемых кресел в салоне на надстройке (подиуме), наличием багажных полок над сиденьями вдоль окон и багажного отсека объемом около 2 куб. м. в задней части салона.

ПАЗ-3205-60 — Северный вариант автобуса был разработан еще в 80-е годы, а первый опытный образец, называвшийся тогда ПАЗ-320501, появился в 1984-ом году. Однако на конвейер автобус был поставлен лишь в 90-е годы. От базовой модели он отличается улучшенной термоизоляцией, двойным остеклением, полностью отгороженной от салона кабиной водителя. Система отопления калориферная — от радиатора и 3 отопителей, подключенных к системе охлаждения двигателя. По желанию заказчика устанавливаются также автономные отопители.

ПАЗ-3205-70 — Изначально этот индекс был присвоен дизельному автобусу ПАЗ-3205, который появился в 1995 году. Однако вскоре его поменяли на ПАЗ-3205-07, а под индексом ПАЗ-3205-70 ныне выпускается школьный автобус. От базовой модели он отличается четырьмя ступеньками, из которых нижняя — выдвижная, сиденьями с полумягкой высокой спинкой, ремнями безопасности на каждом сиденье, кнопкой сигнала водителю возле каждого места. Также автобус оборудован полками для ранцев школьников, предусмотрено место для двух инвалидных колясок в сложенном состоянии. По периметру кузова нанесена светоотражающая полоса, а на крыше установлен мегафон.

ПАЗ-3205-80 — В качестве похоронных автобусов в большинстве городов Советского Союза служили автобусы ПАЗ-672. Сейчас эту функцию выполняет ПАЗ-3205-80, правда, если переоборудованием 672-х ПАЗов под ритуальные машины занимался Арзамасский завод коммунального транспорта, то сейчас Павловский завод сам производит готовые ритуальные автобусы. Как и у грузопассажирской версии (ПАЗ-3205-20), функцию аварийной двери выполняет служебная дверь в задней панели кузова. Боковины автобуса могут быть полностью остекленными или частично глухими. В салоне сиденья установлены вдоль бортов автобуса, пол в задней части салона имеет настил из оцинкованного листа для установки гроба. На бортах автобусов ПАЗ-3205-80 обычно нанесена черная полоса.

Спецавтобусы ПАЗ-3205 — в зависимости от пожеланий заказчика могут быть изготовлены специальные автобусы ПАЗ-3205 по индивидуальным проектам. Среди услуг по доработке автобуса — установка мягких сидений, перегородок, кондиционеров, индивидуальной вентиляции и освещения, стереосистемы и видеосистемы, стационарных столиков и многое другое. По спецзаказам на Павловском автозаводе могут быть произведены пожарные, штабные, представительские автобусы, автобусы-кемперы и спецлаборатории. Оборудованием медицинских автобусов ПАЗ-3205, таких как передвижной стоматологический кабинет или передвижной флюорограф, занимается ООО «ТД Ворсма».

В зависимости от типа двигателя существуют следующие индексы модификаций:

ПАЗ-3205-03 — Автобусы, оснащенные польскими дизельными двигателями Andoria.

ПАЗ-3205-04 — Автобусы, оснащенные дизельными двигателями Deutz.

ПАЗ-3205-05 — Автобусы, оснащенные дизельными двигателями Cummins.

ПАЗ-3205-07 — Автобусы, оснащенные белорусскими дизельными двигателями ММЗ Д-245.7. Первые машины, выпущенные в 1995 году, имели индекс ПАЗ-3205-70. Среди всех модификаций, оснащенных дизельными двигателями, ПАЗ-3205-07 получил наибольшее распространение из-за невысокой стоимости белорусского силового агрегата.

ПАЗ-320507 — Экспортные автобусы, так называемый «тропический» вариант для стран с жарким климатом. От стандартных автобусов отличаются большими форточками, занимающими 2/3 окна, другой конструкцией вентиляционных люков на крыше и несколько измененным дизайном передка. Поставки таких автобусов ведутся во Вьетнам, Узбекистан, Казахстан и т.д.

Автобусы, созданные на базе ПАЗ-3205

ПАЗ-3206 — Полноприводный вариант автобуса ПАЗ-3205, первые опытные образцы которого появились в 1986 году. В отличие от ПАЗ-3205, его полноприводная версия до сих пор выпускается с мостами ГАЗ, гидропневматическими тормозами и без ABS. Существует несколько модификаций этого автобуса, в частности, школьный автобус ПАЗ-3206-70.

ПАЗ-3798 — Изотермический фургон на базе автобуса ПАЗ-3205.

ПАЗ-3975 — Передвижная лаборатория для комплексного обследования спортсменов на местах проведения соревнований. Модель была разработана по заказу Госкомспорта СССР в 1987 году.

ПАЗ-4234 — Автобус с удлиненной базой, созданный на основе ПАЗ-3205. Подробнее про него читайте в соответствующей статье.

Внутризаводской транспорт — специальные грузовые автобусы-пикапы для использования на территории завода. На шасси устанавливается только передняя часть автобусного кузова, задняя часть представляет собой открытую бортовую платформу. В зависимости от потребностей цеха, который обслуживает машина, может быть короче или длиннее, чтобы перевозить одновременно и грузчиков, и экспедиторов. Автобусы-пикапы не проходили испытания на сертификацию, тем не менее, их довольно часто можно встретить на улицах Павлово, так как имеется разрешение от ГИБДД на использование таких машин для нужд завода в пределах заводского поселка.

ПАЗ-3205 в Харькове

Автобусы ПАЗ-3205 начали приходить в Харьков в 1989 году, буквально сразу же после начала их серийного выпуска и в течении последующих двух лет в город, а также в область, попало значительное количество новых ПАЗов. Большинство из них имело стандартную красную окраску с белой «юбкой». ПАЗы попали в АТП-16327, 16330, 16331. В начале 90-х в связи с экономическим кризисом поставки автобусов ПАЗ-3205 в Харьков практически прекратились. Только во второй половине 90-х единичные экземпляры стали закупаться автотранспортными предприятиями города, преимущественно для использования в качестве служебных автобусов.

Снова ПАЗы стали массово поступать в Харьков в 2002 году. Этому способствовала компания «Автоинвестстрой» — официальный дистрибьютор концерна «РусАвтоПром», в состав которого входит и Павловский автобусный завод. В течении 2002-2003 годов ПАЗ-3205 и ПАЗ-32051 поставлялись в Харьков в сравнительно небольших количествах. Но в 2004 году перевозчики массово стали покупать эту модель из-за ее невысокой стоимости, а в 2005 году, после запрета эксплуатации на городских маршрутах автобусов, чей возраст превышает 10 лет, закупки приобрели лавинообразный характер. Обычно перевозчики закупали наиболее дешевые двухдверные автобусы модификаций ПАЗ-32051-110 либо ПАЗ-32054 с карбюраторным двигателем. Большинство из них переоборудовано для работы на природном газе.

Ситуация изменилась коренным образом в 2006 году. С 1 июля 2006 года в Украине вступил запрет на ввоз в страну автомобилей, не соответствующих нормам экологической безопасности Евро-2. Поскольку автобусы ПАЗ-3205 соответствуют лишь нормам Евро-1, их поставки прекратились, что сразу же вызвало увеличение спроса на более дорогие отечественные аналоги — автобусы «Богдан» и «Эталон». С 2007 года был разрешен ввоз обновленных дизельных автобусов ПАЗ-32053/32054, но спрос на них на харьковском рынке автоперевозок пока что невысок.

В 2011 году городские власти объявили о намерении прекратить эксплуатацию автобусов марки ПАЗ на городских маршрутах. К этому времени количество ПАЗиков на маршрутах Харькова значительно снизилось. Многие автобусы были проданы в другие регионы Украины, большей частью в райцентры других областей страны, где перевозчики не могли позволить себе закупку новых автобусов. С 2013 года последними городскими маршрутами, где эксплуатировались автобусы ПАЗ-3205, стали 19э (1 машина), 32 (1 машина) и 209э (3-4 автобуса), а с 2016 года на городских маршрутах остался лишь один автобус ПАЗ-32054 (гос.# AX1040AA, маршрут 19э). Похожая ситуация и на пригородных маршрутах, где автобусы ПАЗ практически полностью уступили место «Боданам» и «Эталонам».

ПАЗ-3205 повсеместно используются в Харькове и области различными предприятиями и организациями для перевозки своих сотрудников. В 2011-2012 годах в Харьковскую область поступило около 50 школьных автобусов ПАЗ-32053-70 и АС-Р 32053-07

Источники:

  1. Информация от пользователей www.rcforum.ru;
  2. Каталог сертифицированных автобусов общего назначения на сайте Государственного департамента автомобильного транспорта;
  3. Агапитов Р. На каких автобусах завтра поедет Северо-Запад? // Газета пассажирского транспорта «Омнибус», № 11(83), 2002;
  4. Васильев В. Катастрофы автобусов ПАЗ: правда и вымысел. // «Коммерческий транспорт», № 5, 2002;
  5. Власова И., Климов Д. Без тормозов // Новые известия, 25 июня 2004 г.;
  6. Лапшин Ф. Тосол по ГОСТу // Грузовики и автобусы, № 3, 2007;
  7. Чуйкин А. Павловский маршрут // За Рулем, № 10, 1998;
  8. ПАЗ обновил модель 3205 // ИАГ AUTO-Consulting;
  9. Торговый центр «Русский автобус».

Техническая характеристика автобусов ПАЗ-3205:

Габаритные размеры
Длина, мм 7000
Ширина, мм 2500
Высота, мм 2960
Колесная база, мм 3600
Передний свес, мм 1274
Задний свес, мм 2126
Передняя колея, мм 1930
Задняя колея, мм 1690
Дорожный просвет, мм 320
Ширина проема пассажирской двери, мм 726
Высота пола салона от уровня дороги, мм 875
Высота потолка в салоне, мм 1695
Масса и наполняемость автобуса
Масса снаряженного автобуса, кг 5130-5380 (в зависимости от модификации)
Полная масса автобуса, кг 7610-8390 (в зависимости от модификации)
ПАЗ-3205/32053 ПАЗ-32051/32054
Количество мест для сидения 21-26 19-24
Общее количество мест 37-41 38-42
Двигатель и КПП
ПАЗ-32053/32054 ПАЗ-32053-07/32054-07
Марка двигателя ЗМЗ-5234.10 ММЗ-245.7
Тип карбюраторный дизельный
Количество и расположение цилиндров 8 V 4 R
Рабочий объем, л 4,67 4,75
Мощность, кВт (л.с.) 96 (130) при 3200 об/мин 90 (122) при 2200 об/мин
Крутящий момент, Нм 314 при 2250 об/мин 424 при 1300 об/мин
Соответствие нормам токсичности Euro-2 Euro-2
Расход топлива при полной загрузке, л/100 км 20,5 19
КПП ГАЗ-3307-1700010 ПАЗ-3206-70
Тип КПП механическая механическая
Количество ступеней КПП 4 5
Рулевое управление МАЗ-64229 с гидроусилителем
Тормозная система
рабочая: пневматический двухконтурная с разделением
на контуры по осям, тормозные механизмы всех
колес — барабанные, ABS
запасная: один из контуров рабочей тормозной системы
стояночная: привод от пружинных энергоаккумуляторов к
тормозным механизмам задних колес
Вентиляция естественная, через люки и форточки
боковых окон
Система отопления ПАЗ-32053/32054: Воздушная, использующая
тепло системы охлаждения двигателя
ПАЗ-32053-07/32054-07: Жидкостная, от системы
охлаждения двигателя, независимый подогреватель
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 90
Емкость топливного бака, л 105
Минимальный радиус разворота, м 7,6

© Авторская группа проекта «Харьков транспортный» , 2002-2024.
Использование материалов возможно только после согласования
с авторской группой и при наличии ссылки на сайт.

Статьи и информационные материалы

Выгодный лизинг Вектор NEXT

ПАЗ – одна из самых «народных» марок в отечественном автомобилестроении. Автобусы ПАЗ известны практически каждому жителю нашей страны. Они всегда высоко ценились потребителем за свою надежность, неприхотливость, маневренность и, конечно же, за доступную стоимость. В каждый период времени с начала деятельности Павловского автозавода определенная марка автобусов завоевывала наиболее высокое признание покупателей. Сегодня, вот уже на протяжении более чем 20 лет такой моделью является ПАЗ-3205, который часто называют «народным автобусом».
Необходимо отметить, что ПАЗ-3205 – это, пожалуй, единственная модель завода с такой большой историей. Ее прообразом была модель ПАЗ-665, разработанная в 1966 году. Компоновка салона и форма кузова этой модели имели много общего с нынешним ПАЗ-3205. Автобус выпускался в качестве экспериментальной модели и был предложен в двух модификациях:
• городской автобус, имеющий две двустворчатые двери,
• туристический автобус с соответствующей компоновкой кузова и одной дверью, открывающейся вручную.
Туристическая модификация автобуса ПАЗ-665 была представлена на международном автосалоне, прошедшем в 1967 году во Франции.
Разработка павловских автостроителей получила высокое признание на автосалоне и была удостоена ряда наград, в том числе Большой серебряной медали Комиссариата Франции по туризму. Однако ПАЗ-665 не получил серийного воплощения, поскольку в то время завод был сосредоточен на внедрении в производство модели ПАЗ-667, и запуск новой модели в серию не был одобрен Министерством автомобильной промышленности.
В последующие годы в этом же направлении неоднократно разрабатывались экспериментальные модели автобусов. Последними разработками в этой серии стали модели ПАЗ-3203 и ПАЗ-3204, которые должны были быть запущены в серийное производство в 1979. Автобусы этих марок предполагалось комплектовать двигателями ЗИЛ, однако в последний момент возникли проблемы с поставками агрегатов московского завода. Тогда было принято решение о переходе на двигатели ГАЗ, что отодвинуло сроки разработки и, фактически, стало отправной точкой создания ПАЗ-3205. Экспериментальные версии ПАЗ-3205 (одна автоматическая и одна ручная дверь) и ПАЗ-32051 (две автоматические двери) были представлены в 1981 году. После ряда доработок в 1986 году началось мелкосерийное производство этих автобусов. Только в 1989 году Павловский автозавод снял с производства устаревшую модель ПАЗ-672, что стало началом эпохи ПАЗ-3205.
Первой в серийное производство в 1989 году была запущена базовая модель ПАЗ-3205. Новый автобус сразу получил широкую популярность и поставлялся практически во все регионы СССР. В 1991 году в серию был запущен и ПАЗ-32051, а в 1995 году увидела свет модель ПАЗ-3205-07 на дизельном двигателе. Однако кризисные явления в экономике начала 90-х годов коснулись и Павловского автозавода, что проявилось в резком снижении объемов производства. Тем не менее, уже к середине 90-х годов снова возрастает спрос на доступные по цене автобусы ПАЗ-3205, которые для многих перевозчиков стали практически единственным возможным вариантом пополнения автопарка.
К сожалению, такая популярность имела и свою отрицательную сторону. Участились случаи злоупотребления перевозчиками правилами эксплуатации и технического обслуживания автобусов, не рассчитанных на значительную нагрузку, что довольно часто становилось причиной ДТП. Также давала себя знать и морально устаревшая пневмогидравлическая система автобусов. В результате разработчиками была проведена работа по повышению надежности ПАЗ-3205, в результате которой в 2000 году появилась однодверная модификация ПАЗ-32053 и двухдверная – ПАЗ-32054. Новые автобусы были оборудованы надежной пневматической тормозной системой и мостами РЗАА. Еще через два года эти модели получили систему ABS, также была проведена работа по улучшению характеристик комфортабельности автобусов. В результате этого, новые модели достаточно быстро заменили на отечественных дорогах устаревшие ПАЗ-3205 и ПАЗ-32051.
Еще одним важным этапом развития модели стал 2007 год, когда была проведена очередная масштабная модификация автобусов серии ПАЗ-3205. Прежде всего, это выразилось в замене ненадежных отечественных деталей на импортные агрегаты. Это позволило существенно улучшить ходовые и эксплуатационные характеристики машин, а также – характеристики безопасности. Кроме этого были улучшены параметры комфортабельности и эргономичности машин. Также было расширено количество вариантов расцветки автобусов. В результате этой модернизации вновь вырос спрос автобусы ПАЗ-3205.
И сегодня автобусы ПАЗ-3205 пользуются большой популярностью у покупателей. Даже несмотря на то, что Павловский автозавод предлагает довольно широкий модельный ряд автобусов, многие из которых значительно превосходят по своим характеристикам ПАЗ-3205, выпускающийся уже более 20 лет. Тем не менее, эта серия удовлетворяет потребителя, благодаря своей доступности. Таким образом, ПАЗ-3205 на сегодня остается абсолютным чемпионом по объемам продаж. Кроме этого, данную модель можно назвать рекордсменом по количеству модификаций, созданных на ее базе. Помимо серийных, было разработано большое количество опытных модификаций, которые, по тем или иным причинам, так и не вышли в серию. К таким моделям, например, можно отнести ПАЗ-3205-10 на газовом топливе или ПАЗ-32052, разработанный в качестве маршрутного такси. Всего же ПАЗ-3205 дал жизнь нескольким десяткам различных модификаций, получивших самую широкую область применения.
Кроме этого, следует отметить, что на базе ПАЗ-3205 был разработан целый ряд новых моделей автобусов. К таким моделям можно отнести ПАЗ-3206, который стал полноприводной версией своего прототипа и получил широкое распространения, в том числе, и в качестве школьного автобуса. Еще одной популярной моделью, созданной на базе ПАЗ-3205, стал автобус с удлиненной базой ПАЗ-4234.

Поделиться в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *