Основы безопасного управления транспортным средством пдд ответы
Перейти к содержимому

Основы безопасного управления транспортным средством пдд ответы

  • автор:

Тестирование по теме «Безопасность движения и техника управления автомобилем».

На нашем сайте собрана вся актуальная информация, необходимая для успешной подготовки к сдаче теоретического экзамена на знание Правил Дорожного Движения 2024 года в ГИБДД/ГАИ России для получения водительских прав категорий АВ/CD(СД). Все официальные экзаменационные билеты ПДД с комментариями, ответами и пояснениями к вопросам составлены при участии А.И.Копусова-Долинина — автора известной серии книг «Экзамен в ГИБДД» в соответствии с изменениями на 1 сентября 2023. Тест на знание ПДД дополнен статистикой и содержит карты и перфокарты, рейтинг автошкол и инструкторов. Учи вопросы ПДД 2024 РФ онлайн с официальными билетами, решай марафон 800 вопросов и сдавай экзамен как в ГАИ РФ, а также проверить штрафы ГИБДД.
Смотреть рейтинг автошкол.

Билет 12 ПДД АВМ — правильные ответы

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 1

В каких случаях владелец легкового автомобиля может передавать управление этим транспортным средством в своем присутствии другому лицу, имея страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на бумажном носителе или в виде электронного документа либо его копии на бумажном носителе?

1. При наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством подкатегории «B1».

2. При наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «В».

3. В обоих перечисленных случаях.
* Правильный ответ выделен цветом

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (п.1 ст. 25) владелец легкового автомобиля, имея соответствующий страховой полис, может передать управление в своем присутствии другому лицу, которое имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории «В» (пп. 2.1.1 и 2.7).

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 2

1. Предупреждает Вас о наличии узкого участка дороги, но не устанавливает очередность движения.
2. Запрещает Вам проезд через мост.
3. Обязывает Вас уступить дорогу встречному транспортному средству.
* Правильный ответ выделен цветом

Знак 2.6 «Преимущество встречного движения» обязывает уступить дорогу встречным ТС, находящимся не только непосредственно на узком участке дороги, но и на противоположном подъезде к нему. Вы не должны вынуждать их тормозить или изменять направление движения.

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 3

В каких направлениях Вам можно продолжить движение на перекрестке?
1. Только налево и в обратном направлении.
2. Прямо, налево и в обратном направлении.
3. В любом направлении.
* Правильный ответ выделен цветом

Знак 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств» информирует о том, что на пересекаемой дороге общий поток ТС движется справа налево, а маршрутные ТС по специально выделенной полосе — слева направо. Вам движение по такой полосе, а следовательно, и поворот направо запрещены (п. 18.2). Таким образом, на этом перекрестке Вы можете продолжить движение прямо, налево и в обратном направлении.

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 4

Какие из указанных знаков разрешают движение мопедов?
1. Только В.
2. Только Г.
* Правильный ответ выделен цветом

Знаки А (5.1 «Автомагистраль») и Б (5.3 «Дорога для автомобилей») обозначают дороги, по которым движение мопедов запрещено (п. 16.1). Знак Г (3.9 «Движение на велосипедах запрещено») также запрещает движение мопедов. Только знак В (3.5 «Движение мотоциклов запрещено») не ограничивает движение мопедов.

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 5

Движение разрешается:
1. Только по траектории А.
2. Только по траектории Б.
3. По любой траектории из указанных.
* Правильный ответ выделен цветом

Линию разметки 1.11 применяют в случаях, когда необходимо ограничить с одной стороны маневры ТС. В данной ситуации движение разрешается только по траектории Б, поскольку пересекать разметку со стороны сплошной линии нельзя.

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 6

Какое значение имеет сигнал свистком, подаваемый регулировщиком?
1. Водитель должен немедленно остановиться.
2. Водитель должен ускорить движение.
3. Сигнал подается для привлечения внимания участников движения.
* Правильный ответ выделен цветом

Сигнал свистком является дополнительным сигналом и используется регулировщиком только для привлечения внимания участников движения (п. 6.12).

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 7

Вы намерены повернуть налево на этом перекрестке. В какой момент следует включить указатели левого поворота?

1. Заблаговременно, до въезда на перекресток.
2. После въезда на первое пересечение проезжих частей.
3. По Вашему усмотрению.
* Правильный ответ выделен цветом

Указатели левого поворота в данной ситуации следует включить только после въезда на первое пересечение проезжих частей, поскольку их включение до въезда на перекресток может свидетельствовать о Вашем намерении выполнить разворот на первом пересечении проезжих частей (п. 8.2).

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 8

Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении?
1. Водитель легкового автомобиля.
2. Водитель мотоцикла.
3. В данной ситуации водителям следует действовать по взаимной договоренности.
* Правильный ответ выделен цветом

При одновременном перестроении водитель легкового автомобиля должен уступить дорогу мотоциклу, находящемуся от него справа (п. 8.4).

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 9

Разрешено ли Вам выполнить разворот на мосту по указанной траектории?
1. Разрешено.
2. Разрешено только при видимости дороги не менее 100 м.
3. Запрещено.
* Правильный ответ выделен цветом
На любых мостах независимо от видимости дороги в обоих направлениях разворот запрещен (п. 8.11).

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 10

С какой скоростью Вы имеете право продолжить движение в населенном пункте по правой полосе?
1. Не более 40 км/ч.
2. Не более 60 км/ч.
3. Не менее 40 км/ч и не более 60 км/ч.
* Правильный ответ выделен цветом

В данной ситуации знак 4.6 «Ограничение минимальной скорости» с табличкой 8.14 «Полоса движения» распространяет свое действие только на левую полосу. Двигаясь по правой полосе дороги в населенном пункте, Вы не должны превышать скорость 60 км/ч. Минимальная скорость на ней не установлена (п. 10.2).

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 11

Разрешено ли Вам выполнить обгон в данной ситуации?
1. Разрешено.
2. Разрешено, если обгон будет завершен до перекрестка.
3. Запрещено.
* Правильный ответ выделен цветом

Вы приближаетесь к нерегулируемому перекрестку равнозначных дорог (знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог»). На нерегулируемых перекрестках обгон запрещен при движении по дороге, не являющейся главной (п. 11.4). Следовательно, в данной ситуации обгон гужевой повозки можно начать лишь в том случае, если он будет завершен до перекрестка.

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 12

Можно ли Вам поставить автомобиль на стоянку в указанном месте?
2. Можно, если Вы проживаете или работаете в обозначенной знаком зоне.
3. Нельзя.
* Правильный ответ выделен цветом

Поставить автомобиль на стоянку в населенном пункте на левой стороне дороги с одной полосой движения для каждого направления Вы имели бы право при отсутствии знака 5.27 «Зона с ограничением стоянки» (п. 12.1). Данный знак в отличие от запрещающего знака 3.28 «Стоянка запрещена» распространяет свое действие не только на ту сторону дороги, на которой он установлен, но и на всю территорию (участок дороги) до выезда из зоны, обозначаемой знаком 5.28 «Конец зоны с ограничением стоянки».

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 13

Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?
1. Повернете направо, не уступая дорогу пешеходам.
2. Повернете направо, уступив дорогу пешеходам.
3. Остановитесь перед перекрестком и дождетесь другого сигнала регулировщика.
* Правильный ответ выделен цветом

В случае, когда регулировщик расположен к Вам левым или правым боком, а его руки опущены либо вытянуты в стороны, движение разрешено прямо и направо (п. 6.10). Однако, поворачивая направо, следует уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую Вы поворачиваете (п. 13.1).

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 14

При движении в каком направлении Вы должны уступить дорогу автомобилю с включенными проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?

1. Только налево.
2. Налево и в обратном направлении.
3. В любом.
* Правильный ответ выделен цветом

При движении в любом направлении Вы должны уступить дорогу легковому автомобилю с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (п. 3.2).

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 15

Вы намерены продолжить движение прямо. Ваши действия при желтом мигающем сигнале светофора?
1. Уступите дорогу обоим транспортным средствам.
2. Уступите дорогу только трамваю.
3. Уступите дорогу только автомобилю.
4. Проедете первым.
* Правильный ответ выделен цветом

При желтом мигающем сигнале светофора перекресток считается нерегулируемым (п. 13.3), поэтому Вам следует руководствоваться знаком приоритета 2.1 «Главная дорога» и табличкой 8.13 «Направление главной дороги». В данном случае следует уступить дорогу только легковому автомобилю, который, так же как и Вы, находится на главной дороге и является для Вас «помехой справа» (пп. 13.10 и 13.11). По отношению к трамваю Вы пользуетесь преимуществом, поскольку он двигается по второстепенной дороге (п. 13.9).

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 16

Разрешается ли учебная езда на автомагистрали?
1. Запрещается.
2. Разрешается только по крайней правой полосе.
3. Разрешается.
* Правильный ответ выделен цветом
На автомагистрали учебная езда не запрещена (п. 16.1).

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 17

При движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог можно использовать противотуманные фары:

1. Только отдельно от ближнего или дальнего света фар.
2. Только совместно с ближним или дальним светом фар.
3. Как отдельно, так и совместно с ближним или дальним светом фар.
* Правильный ответ выделен цветом

Правила запрещают использовать противотуманные фары самостоятельно в темное время суток на неосвещенных участках дорог (п. 19.4). Их можно применять только совместно с ближним или дальним светом фар.

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 18

При какой неисправности тормозной системы запрещается эксплуатация транспортного средства?
1. Не включается контрольная лампа стояночной тормозной системы.

2. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние транспортного средства с полной нагрузкой на уклоне до 16 % включительно.

3. Уменьшен свободный ход педали тормоза.
* Правильный ответ выделен цветом

Эксплуатация ТС запрещается, если стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние ТС с полной нагрузкой (имеется в виду технически допустимая максимальная масса — установленная изготовителем максимальная масса ТС со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками) на уклоне до 16% включительно (Перечень, пункт 1.9).

Вопрос:
Почему содержание этого вопроса и билета 16 вопрос 18 примерно похожи, а ответы совершенно разные?
Ответ:
В билете 16 вопрос 18 определен максимальный уклон в 23%, при котором стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние автомобиля. Если уклон будет больше 23%, то допускается движение автомобиля. Поэтому там правильный ответ — до 23% включительно. В вопросе этого билета уклон до 16%, но сравнение идет по другим параметрам (контрольная лампа, ход педали). Так как 16 меньше 23, то эксплуатация ТС при 16% и подавно запрещается.

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 19

Способ разворота с использованием прилегающей территории справа, обеспечивающий безопасность движения, показан:

1. Только на левом рисунке.
2. Только на правом рисунке.
3. На обоих рисунках.
* Правильный ответ выделен цветом

Безопасный способ разворота на узких дорогах с использованием прилегающей справа территории показан на левом рисунке, так как при движении задним ходом водитель имеет возможность не только следить за траекторией движения, но и полностью контролировать обстановку на полосе, на которую он въезжает.

Картинка к вопросу

Билет 12 — Вопрос 20

Как следует уложить пострадавшего при потере им сознания и наличии дыхания и кровообращения для оказания первой помощи?

1. На спину с подложенным под голову валиком.
2. На спину с вытянутыми ногами.

3. Придать пострадавшему устойчивое боковое положение, чтобы согнутые колени опирались о землю, а верхняя рука находилась под щекой.

* Правильный ответ выделен цветом

Пострадавший жив, так как у него определяется наличие дыхания и признаки кровообращения. Но если он в бессознательном состоянии останется лежать на спине, то может погибнуть от удушения в результате западания языка. С учетом этого следует придать ему устойчивое боковое положение, чтобы согнутые колени опирались о землю, а верхняя рука находилась под щекой, что обеспечит проходимость дыхательных путей.

Тема 26. Основы безопасного управления транспортными средствами

Когда будущий водитель проходит обучение в автошколе, он представляет себе, что будет ездить на прекрасном автомобиле, любуясь окружающим ландшафтом. Но повседневная жизнь, как правило, подобно холодному душу по утрам, резко возвращает мечтателя с небес на землю.

***** Полезный контент есть и в нашем телеграм канале. Подпишись! *****

В первую очередь, состоянием дорог. Особенно за городом в межсезонье, когда машину начинает бросать из стороны в сторону по проезжей части.

Занос – одна из самых опасных ситуаций на дороге.

Водитель теряет контроль над транспортным средством. Нередко у новичков заносы сопровождаются ощущением беспомощности.

Именно поэтому важно прогнозировать подобные ситуации и заблаговременно принимать меры, обеспечивающие вашу безопасность.

Прежде всего, необходимо подумать, а стоит ли вообще сегодня выезжать. Например, когда на дороге гололед. Точно ли НАДО не означает просто ХОЧУ.

Прежде, чем включать зажигание, включай мозги!

Перед поездкой обязательно оцените состояние дороги, свое состояние, состояние автомобиля…

Если опасная ситуация застала водителя в дороге, нужно выбирать скорость соответственно моменту. Вплоть до полной остановки.

Занос может происходить по разным причинам.

Вот, например, водитель резко нажал на педаль газа, и это спровоцировало занос.

Что надо сделать, чтобы прекратить занос? Необходимо устранить причину. А причина – в резком увеличении оборотов двигателя. Значит, надо уменьшить нажатие на педаль газа.

Другой вариант – водитель резко нажал на педаль тормоза, и машину повело в заносе.

Что необходимо сделать, чтобы прекратить занос? Надо устранять причину заноса. Т.е. нужно прекратить торможение.

А если занос случился при резком повороте руля на скользкой дороге?

Нужно быстро, но плавно повернуть руль в сторону заноса. Затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять движение автомобиля. Так, по крайней мере, написано в задачнике по ПДД.

Правда, мы не всегда согласны с формулировками задач и ответов на них. В данном случае, например, «быстро, но плавно» – это как. Водителю в экстренной ситуации нужно принимать решение в доли секунды. А тут – «быстро, но плавно…».

Очевидно, подразумевается, что водитель должен действовать быстро, но без паники. Нужно повернуть руль в сторону заноса быстро (но не вращать его, как штурвал парохода) и опережающим движением выровниять траекторию движения.

Дело в том, что автомобиль – достаточно инерционный аппарат. И движения мгновенно он отработать не может. Поэтому водитель опережающим движением руля, не ожидая реакции автомобиля, выравнивает траекторию движения. А автомобиль отработает поворот рулевого колеса с небльшой задержкой.

Опасная ситуация складывается и при прохождении поворота.

Когда транспортное средство входит в поворот, на него начинает действовать центробежная сила.

Если вы хорошо учили физику в школе, то возможно вспомните, что центобежная сила прямо пропорциональна массе.

Зачем нам это знать? Да чтобы решить вот такую экзаменационную задачу:

Более устойчив против опрокидывания на повороте легковой автомобиль:

1. Без пассажиров и груза.
2. Без пассажиров, но с грузом на верхнем багажнике.
3. С пассажирами, но без груза.
4. С пассажирами и грузом.

Для понимания этой ситуации рассмотрим пример. Лежит на земле бетонная балка. Центр тяжести у нее достаточно низко. Устойчиво ли она лежит? Конечно, да. А давайте эту бетонную балку поставим вертикально. Центр тяжести стал значительно выше. Достаточно ткнуть в нее пальцем, и она упадет – положение крайне неустойчивое.

Так и с автомобилем. Для того, чтобы транспортное средство было максимально устойчивым, его центр тяжести стараются сделать как можно ниже. Но вот машину загружают – садятся пассажиры, в багажник сверху кладут какой-то груз. Центр тяжести поднимается, устойчивость ухудшается. Получается, что на повороте более устойчиво пустое транспортное средство, нежели груженое. Верный ответ – 1.

Но, предположим, что автомобиль все-таки загрузили, а выбрасывать вещи и уж тем более пассажиров на повороте никто не захочет. Поэтому водитель должен учитывать загруженность автомобиля при входе в поворот.

И самое эффективное уменьшение центробежной силы – за счет скорости. Из формулы видно, что зависимость эта квадратичная. Незначительно уменьшая скорость, мы значительно уменьшаем центробежную силу.

Какие действия водителя приведут к уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте?

1. Увеличение скорости движения.
2. Снижение скорости движения.
3. Уменьшение радиуса прохождения поворота.

До вхождения в поворот рекомендуется снижение скорости движения. Верный ответ к данной задаче – 2.

Центробежная сила также зависит и от радиуса поворота.

Чем меньше радиус поворота, тем больше центробежная сила. Для уменьшения центробежной силы желательно радиус поворота увеличивать.

Но поворот дороги уже имеет свой радиус. Как мы можем его увеличить? За счет правильной траектории прохождения поворота!

Рассмотрим пример прохождения левого поворота.

При повороте налево обеспечение безопасности движения достигается путем выполнения поворота по траектории, которая показана:

1. На левом рисунке.
2. На правом рисунке.
3. На обоих рисунках.

На левом рисунке водитель перед поворотом принял несколько правее, а поворот проходит, приближаясь к осевой линии, но не пересекая ее. Таким образом водитель как бы выравнивает траекторию движения. Он увеличивает радиус поворота. И тем самым уменьшает центробежную силу.

Кроме того, водитель удаляется от края проезжей части. И если в какой-то момент машину начнет заносить, у водителя будет время на корректировку траектории движения.

На правом рисунке водитель на повороте прижимается к правому краю. И в случае заноса его просто выбросит с дороги.

Верный ответ – 1.

При повороте направо обеспечение безопасности движения достигается путем выполнения поворота по траектории, которая показана:

1. На левом рисунке.
2. На правом рисунке.
3. На обоих рисунках.

При правом повороте также надо выравнивать траекторию для увеличения радиуса поворота.

На левом риснке водитель правильно проходит поворот, удаляясь от осевой линии. В случае заноса у водителя будет время на выравнивание машины.

На правом рисунке водитель на повороте приближается к осевой линии. В случае заноса его просто вынесет на полосу встречного движения.

Правильный ответ – 1.

Способы выхода из заноса переднеприводных автомобилей и заднеприводных автомобилей отличаются.

Для понимания ситуации рассмотрим пару смешных рисунков.

Допустим, вы толкаете санки с помощью палки. Точка приложения силы расположена сзади. Это имитирует задний привод.

Представьте, что в какой-то момент вы слишком сильно надавили на санки, и они стали съезжать в сторону. Что нужно сделать, чтобы устранить занос?

Нужно уменьшить нажатие на точку приложения силы. То есть на заднеприводном автомобиле для устранения заноса необходимо уменьшать нажатие на педаль газа.

А вот противоположная ситуация. Вы оказались впереди санок и тянете их с помощью веревки. Точка приложения силы – спереди. Это имитирует передний привод.

Если в какой-то момент времени санки начнут съезжать в кювет, что нужно сделать, чтобы их вытащить? Необходимо посильнее потянуть санки за веревку. То есть на переднем приводе для устранения заноса необходимо плавно увеличить обороты двигателя.

***** Полезный контент есть и в нашем телеграм канале. Подпишись! *****

Оставлять транспортное средство на спуске или подъеме необходимо с умом!

А то вдруг автомобиль неожиданно покатится, когда за рулем не будет водителя, и натворит на дороге много неприятностей.

Водители грузовых автомобилей обязаны возить с собой противооткатные упоры. Это металлические сварные уголки, которые ставят под колеса при стоянке на спуске или подъеме.

Для легковых автомобилей такого требования нет. Поэтому водители «легковушек» должны определенным образом ставить колеса на уклоне.

Рассмотрим два случая.

В первом примере дорога ограничена бордюром или тротуаром. В этом случае колеса ставятся таким образом, чтобы был упор.

На спуске колеса необходимо повернуть вправо, чтобы автомобиль упирался в бордюр передней частью переднего колеса. На подъеме – руль, наоборот, поворачиваем влево.

Если поставить автомобиль иначе, то при несанкционированном движении транспортное средство выедет на проезжую часть.

Второй пример – когда вместо тротуара присутсвует обочина. Тут требуется другой подход.

В этом случае руль надо поворачивать таким образом, чтобы при несанкционированном движении автомобиля, он поехал в сторону от проезжей части. В данном случае водители А и Г правильно поставили колеса.

Пришло время поговорить о торможении.

Иногда ситуация на дороге меняется так стремительно, что у водителя не остается другого выбора, кроме как «ударить по тормозам». При этом из-за неправильных действий педалью тормоза автомобиль все же достигает препятствия. И все слышат характерный скрежет металла.

Почему же так происходит при экстренном торможении?

При нажатии на тормозную педаль тормозятся и передние, и задние колеса автомобиля. Если при этом блокируется хотя бы одно колесо, то увеличение тормозного пути и занос транспортного средства практически неизбежны. При заблокированных передних колесах ко всему прочему автомобиль перестает поворачивать (не реагирует на поворот руля).

Антиблокировочная система ABS предотвращает блокировку колес автомобиля при торможении. Если на панели приборов вашей машины при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена.

А если нет? К сожалению, рефлекс любого неподготовленного человека в экстремальной ситуации – давить что есть мочи на педаль тормоза. И вот машину уже закрутило. Поэтому, если у вас в автомобиле не установлена ABS, то придется научиться тормозить прерывисто на грани блокировки. Поворот руля в сторону заноса также устраняет занос.

Если вы счастливый обладатель автомобиля с ABS, то привычно выжимайте педаль тормоза по максимуму. Система все сделает за вас и будет тормозить прерывисто.

Есть еще способ торможения двигателем . Очень эффективный. Мы про него даже статью в блоге написали.

Как происходит торможение двигателем? Все логично до невозможности.

Когда водитель нажимает педаль газа, обороты двигателя увеличиваются, колеса вращаются быстрее. За счет сцепления колес с дорогой машина едет быстрее.

Если водитель уменьшает нажатие на педаль газа и снижает скорость, колеса вращаются медленнее. За счет сцепления колес с дорогой наступает эффект торможения. Подробности читайте в блоге.

Какие колеса более склонны к блокировке?

Наиболее тяжелое устройство в автомобиле – это двигатель. Когда водитель тормозит, автомобиль как бы «клюет носом». В результате передние колеса только сильнее прижимаются к дороге.

А вот задние колеса наоборот при торможении приподнимаются. Сцепление с дорогой уменьшается. Даже при незначительном торможении они сразу блокируются, поэтому наиболее склонны к блокировке именно задние колеса.

Освежим некоторые знания по теме «Скорость движения», которые пригодятся нам не только на экзамене в ГИБДД, но и для безопасного вождения.

Начнем с терминов.

Время реакции водителя (на рисунке – L1) – это период с момента обнаружения опасности до принятия решения.

Время срабатывания тормозной системы (L2) – это время с момента нажатия на педаль тормоза до срабатывания тормозов.

Тормозной путь (L3) – это путь, который автомобиль проходит с момента срабатывания тормозов до полной остановки.

Остановочный путь (L4) – это путь, который проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

Вывод напрашивается сам собой: нужно выбирать скорость таким образом, чтобы остановочный путь был меньше зоны видимости. То есть увидив опасность, мы должны успеть остановиться до нее, а не после. Исходя из этих условий, выбираем скорость движения. Вот, например, в этой экзаменационной задаче:

Является ли безопасным движение вне населенного пункта на легковом автомобиле в темное время суток с включенным ближним светом фар по неосвещенному участку дороги со скоростью 90 км/ч?

1. Является безопасным, поскольку предельная допустимая скорость соответствует требованиям Правил.
2. Является безопасным при малой интенсивности движения.
3. Не является безопасным, поскольку остановочный путь превышает расстояние видимости.

При езде с ближним светом фар зона видимости составляет 30-40 метров. А остановочный путь при скорости 90 км/ч получается около 90 метров. Выходит, что остановочный путь значительно больше зоны видимости. И, конечно, это крайне опасно. Верный ответ – 3.

В транспортном потоке мы должны двигаться со среднепотоковой скоростью. Если разница со скоростью потока будет около 30 км/ч или больше, то вероятность ДТП возрастает в несколько раз.

Если у водителя транспортного средства прицеп без тормозов, то тормозной путь у такого состава явно увеличится.

Общая масса состава возросла, а тормоза рассчитаны только на один автомобиль. Поэтому в таких случаях водитель должен компенсировать увеличение тормозного пути за счет снижения скорости движения.

Опасность для водителей несет и боковой ветер.

Встретив соответствующий предупреждающий знак будьте особенно осторожны при выезде с закрытого участка на открытое пространство.

В этом месте идет резкий перепад давления воздуха, и порывом ветра автомобиль может снести с дороги или вынести на полосу встречного движения.

В таких местах обязательно снижайте скорость.

***** Полезный контент есть и в нашем телеграм канале. Подпишись! *****

Чем может закончиться езда по обочине?

Правильно, штрафом! А если это езда по влажной обочине?

Если на скорости более 50 км/ч правые колеса наедут на влажную неукрепленную обочину, высока вероятность опрокидывания автомобиля.

Из-за того, что левая часть транспортного средства находится на твердом покрытии, а правая – на зыбком скользком грунте, за счет разницы трения автомобиль может развернуть и даже перевернуть.

При небольшой скорости движения в такой ситуации надо плавно вернуть машину на дорогу, не надавливая при этом на педаль тормоза.

Любителям экономить топливо на спусках посвящается…

Если вы приноровились выключать сцепление и передачу на продолжительных спусках ради экономии пары литров горючего, то знайте: ничем хорошим это не закончится.

Некоторые водители еще и зажигание выключают. Двигатель не работает, а автомобиль движется с ускорением! Радости – полные штаны…

Но вот на дороге возникла помеха. Например, трактор. Вы объезжаете его по «встречке», а вам в лоб на всех парах несется другой автомобиль. Нужно бы ускориться и успеть завершить обгон до столкновения. Но вот беда: передача не включается, двигатель не заводится… А водитель мгновенно попадает в критическую ситуацию. Либо врезаться в трактор, либо во встречный автомобиль, либо вообще в кювет нырять…

Это как в анекдоте:

— У начинающего водителя спрашивают:

— Ты едешь. Впереди девушка и старушка. Кого давить будешь?

— Ну… Наверное, старушку: она уже пожила…

— Дурак! Тормоз давить надо!

Чтобы не было такого отвественного выбора, на спусках посвящается…

с горки необходимо ехать без выключения сцепления и передачи. И уж тем более двигателя!

Чем круче спуск, тем ниже передача.

Если водитель спускается к берегу или в овраг, нужно понижать передачу вплоть до первой.

Во время движения на спуске с выключенным сцеплением и передачей автомобиль сильно разгоняется, и водителю приходится постоянно притормаживать.

Непрерывное воздействие на тормоз перегревает узлы и механизмы тормозной системы. Это приводит к повышенному износу этих деталей. Но, что более важно, резко снижается эффективность торможения. А соответственно и безопасность на дороге!

Что происходит с автомобилем в дождь?

Если у вас не кабриолет, то ничего критичного. Главное, чтобы стеклоочистители исправно работали.

Однако учитывайте, что поведение транспортного средства на дороге сильно изменится.

Даже при мелкой измороси покрытие проезжей части становится влажным, отчего сцепление колес с дорогой уменьшается. То естьустойчивость транспортного средства на дороге ухудшается. Тормозной путь при этом увеличивается, так как дорога становится более скользкой.

Что необходимо сделать в такой ситуации, чтобы максимально обезопасить движение автомобиля?

Правильно, уменьшить скорость!

Если за окном уже не просто дождик, а настоящий ливень, то перед колесом транспортного средства образуется волна (по-научному, водяной клин).

В таких условиях нужно еще больне снизить скорость и быть готовым к аквапланированию и заносу.

В случае, когда приходится преодолевать глубокий ручей или лужу, тормозные колодки погружаются в воду, и влага начинает играть роль смазки. В результате водитель нажимает на педаль тормоза, а тормозов нет.

Поэтому после проезда водной преграды необходимо просушить тормозные колодки попеременным нажатием на педаль тормоза.

В пасмурную погоду или в условиях недостаточной видимости расстояние до встречного автомобиля представляется весьма обманчивым.

Ощущения такие, что до встречного транспортного средства еще о-о-о-очень далеко. Но это не так. И данный фактор водитель должен обязательно учитывать.

Скорость движения встречного автомобиля кажется меньше, чем есть на самом деле. И об этом тоже необходимо по

Чтобы более четко представить себе скорость движения, достаточно выполнить элементарное преобразование километров в метры, а часов в секунды. Получится, что скорость в 90 км/ч равна 25 м/с. То есть при скорости движения 90 км/ч транспортное средство проезжает за 1 секунду 25 метров. Впечатляет! Цифры запомните – встречаются в экзаменационных задачах.

На скользкой дороге автомобиль может вести себя неадекватно.

Коварство зимы – это не только снежная каша на дорогах, замерзший и отказывающийся заводиться автомобиль и бесконечные пробки из-за снегопада. Самым страшным испытанием водителя оказывается банальный гололед. Не зря дни, когда асфальт покрыт ледяной коркой, в народе называют днями жестянщика. Чтобы не попасть в аварию, воспользуйтесь нашими незамысловатыми советами.

Но иногда участок скользкой дороги может быть небольшим. В этой ситуации любые резкие действия водителя категорически противопоказаны. А тем более – торможение.

Короткий скользкий участок (например, замерзшую лужу) нужно проходить не меняя скорости движения.

Если же водитель подъезжает к опасному повороту, нужно заранее (!) снижать скорость.

Радиус поворота всегда представляется весьма обманчивым. Этот фактор необходимо учитывать при проезде.

Если заранее переходить на более низкую передачу, то автомобиль будет более устойчив при прохождении поворота.

После прохождения поворота нельзя резко увеличивать скорость движения, так как это способствует заносу. Скорость лучше набирать плавно.

Если вам «сели на хвост» …

Казалось бы, что плохого случится от того, что к вам сзади очень близко подъезжает транспортное средство? Но если едущий впереди вас автомобиль резко затормозит? Да здравствует «гармошка» — ДТП сразу из трех учатсников, которые не соблюдают необходимой дистанции.

Конечно, задний будет виноват, но ждать инспектора ГИБДД, а потом восстанавливать битый автомобиль придется и вам в том числе.

Поэтому, если вы заметили, что к вам «прижимается» едущий сзади водитель, плавно уменьшите нажатие на педаль газа, тем самым увеличивая расстояние до движущегося впереди транспортного средства и оставляя за собой возможность плавного торможения при резком торможении впереди едущего.

Обгон является одним из самых опасных маневров на дороге.

Перед выполнением обгона необходимо принять во внимание довольно много факторов.

Главное – определить безопасную дистанцию для обгона.

Иногда водитель долгое время движется за тихоходом, так как «встречка» не дает совершить обгон. В этом случае крайне опасно уменьшать дистанцию с перспективой скорейшего выхода на обгон, поскольку при резком торможении едущего впереди транспортного средства возможно столкновение.

Когда появилась возможность совершить обгон, необходимо сразу выходить на полосу встречного движения. Для того, чтобы едущий впереди водитель увидел этот маневр. Если же он замечтался или отвлекся разговором, необходимо ему просигнализировать либо звуковым, либо световым сигналом.

Иногда в экзаменационных задачах возникает вопрос, путь обгона какой пары транспортных средств, едущих с различной скоростью, будет больше?

Если водитель объезжает неподвижное транспортное средство, путь объезда будет небольшой. Но чем больше скорость обгоняемого автомобиля, тем больше будет путь обгона. То есть та пара транспортных средств, которые движутся быстрее, будет иметь больший путь обгона.

Дистанция – это расстояние между транспортными средствами по ходу движения. Но важнее другое понятие.

Безопасная дистанция – это расстояние, позволяющее водителю едущего позади транспортного средства реагировать на внезапное действие впереди едущего.

Есть различные формулы вычисления безопасной дистанции.

Минимальной величиной необходимой дистанции при движении по сухой дороге на легковом автомобиле принято считать расстояние, которое автомобиль проедет не менее чем за:

1. 1 секунду.
2. 2 секунды.
3. 3 секунды.

Среднее время реакции водителя – 1 секунда, а на принятие мер потребуется еще секунда. Выходит, правильный ответ – 2.

Интервал – это расстояние между транспортными средствами по ширине дороги.

Так же, как и дистанция, он зависит от скорости движения.

Чем больше скорость, тем более безопасный интервал должен соблюдаться

Если водитель попал в туман

При движении в тумане по ПДД водитель должен использовать противотуманные фары только совместно с дальним или ближним светом фар.

Однако дальний свет фар в тумане получает мощное переотражение. И перед водителем возникает «белая завеса». Ехать становится невозможно.

Но если водитель переключит дальний свет фар на ближний, дальность видимости значительно увеличится из-за того, что менее интенсивный пучок света получит меньшее переотражение.

Подсвет противотуманными фарами идет в нижней части над поверхностью дороги, где тумана практически нет. Именно поэтому более эффективно использовать противотуманные фары именно совместно с ближним светом фар.

Дальний свет фар крайне опасен при встречном разъезде.

Поэтому неоходимо переключать его на ближний не менее, чем за 150 метров до встречного автомобиля.

Кроме того, его также нужно переключать, подъезжая к вершине подъема, чтобы не ослепить водителя, движущегося с той стороны горы.

На зыбком грунте и бездорожье вам обязательно пригодится пониженная передача.

На высокой передаче на песке, в грязи или на снегу будет происходить пробуксовка колес, и автомобиль просто застрянет.

Не зря на автомобилях повышенной проходимости устанавливают такое устройство, как раздаточная коробка. Она позволяет транспортному средству значительно снизить обороты трансмиссии. И машина становится более проходимой.

В задачах ГИБДД встречаются вопросы про экономию топлива.

Как влияет длительный разгон транспортного средства с включенной первой передачей на расход топлива?

1. Расход топлива увеличивается.
2. Расход топлива не изменяется.
3 Расход топлива уменьшается.

При аналогичных оборотах двигателя скорость движения низкая. Необходимо потратить больше времени, чтобы пройти одно и то же расстояние. Конечно, в этом случае расход топлива увеличится. Верный ответ – 1.

Или вот движение на слабо накаченных шинах. Диаметр колеса несколько уменьшится, а сцепление с дорогой увеличится. Соответственно – расход топлива будет только расти.

Есть экстремалы, которые начинают движение с форсажа. Пробуксовка, дым из-под колес и пошел… Но произвести впечатление на девушек можно и другими способами.

Торможение производится так, что тормозной путь оставляет длинный след на асфальте. Такое вождение не только держит водителя в напряжении и быстро его утомляет, но и увеличивает расход топлива.

Плавное начало движения, плавное торможение – такой способ вождения уменьшает износ резины, а также узлов и механизмов тормозной системы. Бонусом: вы еще и расход топлива значительно сократите!

Больной вопрос для России – алкоголь.

В 2018 году за вождение в нетрезвом виде были лишены прав около 200 000 водителей!

Медики говорят, что после употребления алкоголя внимание водителя ухудшается, а время реакции увеличивается. Это само по себе уже может служить причиной ДТП.

Российские законодателя хотят существенно ужесточить наказание за злоупотребление спиртным за рулем. Вплоть до пожизненного лишения прав и конфискации транспортного средства. Время покажет.

На состояние водителя также оказывает значительное влияние утомление.

Нужно правильно распределять время за рулем и отдых.

Нередко ДТП происходят от того, что водитель уснул за рулем.

Характерные признаки утомления: сонливость, вялость, притупление внимания. Почувствовав такие симптомы, нужно немедленно остановиться. Желательно выйти из машины, прогуляться по свежему воздуху. И только почувствовав себя отдохнувшим, можно продолжить движение.

А лучше просто поспать час-другой. Хотя бы в машине.

***** Полезный контент есть и в нашем телеграм канале. Подпишись! *****

Основы безопасного управления транспортными средствами

За время обучения в автошколе мы все приобретаем самые, что ни на есть, первоначальные навыки вождения. Этого вполне достаточно, чтобы сдать экзамен в ГИБДД, но этого ой как недостаточно для уверенного управления автомобилем в реальных условиях. Вот теперь-то и начинается настоящая учёба! Каждый день, впитывая в себя приобретаемые на дороге знания, новичок постепенно превращается в опытного водителя.

Курс «Основы безопасности» рассчитан на то, чтобы подготовить вас к вождению в сложных дорожных условиях хотя бы теоретически.

Как держать безопасную дистанцию и безопасный боковой интервал.

Знакомая всем картинка: тот, кто ехал впереди, затормозил, тот, кто ехал сзади, не успел среагировать. В 99,9% случаев виноват тот, кто ехал сзади. И обвинение будет стандартным – несоблюдение безопасной дистанции.

Так какой же она должна быть, эта самая безопасная дистанция? Правила не содержат никакого численного значения, да и не могут содержать. Безопасная дистанция зависит от множества причин и в каждом конкретном случае определяется водителем самостоятельно.

Чем выше скорость, тем больше должна быть дистанция. На сухом покрытии дистанция одна, на скользком – другая. Опытный водитель, даже двигаясь «бампер в бампер», никогда не ударит едущего впереди. Новичок же может стать виновником ДТП, держа увеличенную дистанцию.

Конечно, существуют некоторые известные рекомендации. Например, на сухой дороге дистанция (в метрах) должна быть не менее половины скорости (в км/час), а на скользкой дороге – не менее абсолютного значения скорости. То есть при движении со скоростью 60 км/час на сухой дороге дистанция должна быть не менее 30 метров, на скользкой дороге – не менее 60 метров. Знать и использовать такую рекомендацию, безусловно, не вредно. Однако в реальной действительности всё происходит несколько иначе.

В процессе движения каждый из нас невольно осуществляет постоянный мониторинг дорожной ситуации, компьютер внутри нас анализирует поступающую информацию и выдаёт результат – сигнал опасности, нам страшно! Водитель инстинктивно увеличивает дистанцию, чтобы избавиться от неприятного чувства тревоги. В этом смысле у всех водителей безопасная дистанция одна и та же — когда не страшно.

Но всё-таки, держать безопасную дистанцию, ориентируясь только на «страшно-нестрашно», как-то уж очень субъективно и совсем ненаучно. А что по этому поводу говорит наука?

Каждый раз, когда водитель обнаруживает препятствие на дороге, дальнейшие события развиваются следующим образом:

— глаза сообщают информацию в головной мозг;

— головной мозг тут же сигналит спинному мозгу;

— спинной мозг командует определённым группам мышц, и ваша правая нога переносится с педали газа на педаль тормоза.

Это время (от момента, когда водитель обнаружил препятствие на дороге, до момента начала нажатия на педаль тормоза) принято называть временем реакции водителя.

Экспериментально установлено, что время реакции у разных людей разное и оно может изменяться в пределах от 0, 4 до 1, 6 секунды. (Начинающему водителю лучше считать, что это именно у него время реакции – 1, 6 секунды).

Но и это ещё не всё. Инженеры измерили время срабатывания гидравлического привода тормозов, и оно, как выяснилось, может достигать значения 0,4 секунды. То есть тормозные механизмы могут срабатывать с опозданием в 0,4 секунды после того, как водитель начинает давить на педаль тормоза.

И всё это время

(целых 2 секунды после того, как у едущего впереди автомобиля вспыхнули стоп-сигналы)

ваша машина будет неумолимо сближаться с ним!

И только по истечении 2-х секунд начнётся собственно торможение!

То есть получается, что при движении по сухой дороге безопасной дистанцией может считаться расстояние, которое проезжает автомобиль за 2 секунды. При скорости 60 км/ч – это чуть более 33 метров, а при скорости 90 км/ч – ровно 50 метров.

В сборнике ГИБДД на тему о безопасной дистанции имеется 5 задачек. К двум из них мне придётся дать небольшой комментарий.

Начинающие водители ещё не умеют безошибочно отслеживать дорожную ситуацию. Тем более что всё их внимание сосредоточено на самом процессе управления – ещё не наработана мышечная память — ноги путают педали, а руки «не помнят» где какой рычаг. Любой из нас на первых порах вместе с положительными эмоциями испытывает и постоянный стресс. Естественная реакция – отодвинуть от себя подальше всех остальных участников движения. Хорошо, если бы их вообще тут не было!

Вынужден Вас разочаровать. При сегодняшней жизни вам не удастся постоянно держать комфортную дистанцию. Освободившееся жизненное пространство тут же займут продвинутые коллеги. Так что с первых шагов вам придётся ездить в условиях, когда расстояние до движущегося впереди транспортного средства будет пугающе малым. Особенно в «пробках».

В связи с этим хочу дать несколько советов.

Вам повезло – синий Опель, едущий перед Вами — «прозрачный». Сквозь него прекрасно видно, что происходит дальше на дороге.

Следите вот за тем белым автомобилем (который перед Опелем), и как только у него загорятся стоп-сигналы, можете начинать притормаживать. Ещё секунда, и стоп-сигналы вспыхнут у Опеля, но Вы уже к этому готовы.

Вам не повезло – перед Вами «непрозрачный» автомобиль. Сквозь него ничего не видно.

Не беда. Сдвигайтесь слегка влево в пределах своей полосы и контролируйте развитие событий впереди. По крайней мере, левые стоп-сигналы у едущих далеко впереди Вас визуально легко определяются.

Конечно же, при этом необходимо соблюдать безопасный боковой интервал по отношению к транспортным средствам, двигающимся в попутном направлении по соседней полосе слева от Вас.

Если у вас праворульный автомобиль, сдвигайтесь слегка вправо на своей полосе и тоже визуально контролируйте развитие событий впереди.

Конечно же, при этом необходимо соблюдать безопасный боковой интервал по отношению к транспортным средствам, двигающимся в попутном направлении по соседней полосе справа от Вас.

Наконец, есть ещё одна возможность — следите за тенями автомобилей впереди Вас. Днём тени могут быть от солнца, ночью – от фонарей уличного освещения.

Если тени далеко впереди начали останавливаться, пора и Вам переносить правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

В завершении несколько слов о безопасном боковом интервале. Вы уже знаете, интервал (боковой интервал) – это расстояние между боками автомобилей. Важно соблюдать безопасный боковой интервал по отношению к соседям, едущим в попутном с Вами направлении справа и слева, но во сто крат важнее соблюдать его по отношению к встречным транспортным средствам. Боковое касание при встречном разъезде неизбежно приводит к жутким последствиям. И здесь необходимо понимать следующее. При малых скоростях мы можем, как говорится, и в игольное ушко пролезть. Но чем выше скорость, тем более широкий динамический коридор требуется водителю для безопасного управления своим транспортным средством.

Да, вот ещё что. Чуть не забыл! Но вы, наверное, уже и сами поняли — если Ваш автомобиль «прозрачный», это создаёт комфортные условия тому, кто сзади. А, следовательно, вероятность того, что он «зевнет» и ударит Вас, резко снижается.

Как правильно «жать на тормоза».

Рассказываю о ДТП, которое произошло у меня на глазах. Красный выезжает из двора и поворачивает налево. Водитель видит, что слева приближается синий автомобиль, но глазомер подсказывает ему: «Я успеваю повернуть, ничего страшного не случится».

Водитель синего автомобиля «бьёт по тормозам» и даже не успевает ничего сообразить, как его машина уже на полосе встречного движения. Удар был настолько сильный, что красного выбросило на газон.

Что же случилось, почему синий автомобиль понесло на «встречку»? Почему вдруг движение стало неуправляемым? И что интересно – если бы сейчас водитель синего автомобиля вообще не тормозил, они бы мирно разъехались! Адреналина разве что в крови добавилось, но и только.

Здесь нам необходимо познакомиться с новым термином – блокировка колёс.Если педаль тормоза ударом ноги вогнать в пол, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть все четыре колеса перестанут вращаться. Но автомобиль двигаться не перестанет! Он будет продолжать движение под действием силы инерции, скользя колёсами по дорожному покрытию. Такое движение ещё называю «юзом», и пока колёса не катятся по дороге, а именно скользят, вращать руль совершенно бессмысленно – это не даст никакого результата.

Автомобиль управляем до тех пор, пока колеса катятся!

Если колёса заблокировать, автомобиль становится неуправляемым!

Отсюда вывод – во всех случаях усилие на педаль тормоза надо наращивать плавно! Если ситуация спокойная, эта плавность может быть сколь угодно растянута во времени. Если требуется экстренное торможение, тогда плавность нажатия на педаль будет до предела сжата во времени. Но всё-таки это не будет удар по тормозам!

Что водителю даёт такая плавность нажатия? Водитель во время почувствует, что перешёл грань дозволенного – машина «поплыла», заскользила. То есть теперь торможения никакого нет – колеса потеряли сцепление с дорогой! Надо ослабить нажатие на педаль, чтобы восстановить эффект торможения и вернуть машине управляемость.

В сборнике ГИБДД есть три задачки, где вас спрашивают именно о такой технике торможения. Попробуем разобраться с каждой из них.

Что такое — торможение двигателем.

Здесь в наших разговорах о технике безопасного управления автомобилем наступил момент, когда нам требуется уточнить одно очень важное условие.

В Российской Федерации в соответствие с действующей Программой подготовки водителей экзамен по практическому вождению транспортных средств категории «В» сдаётся и принимается в отделениях ГИБДД только на автомобилях с механической коробкой перемены передач (МКПП).

Соответственно и все вопросы теоретического характера в задачах ГИБДД тоже касаются только автомобилей с МКПП. Соответственно и мы с вами далее будем говорить о технике управления автомобилей только с механической коробкой передач.

На сухой дороге с качественным покрытием блокировка колёс – событие маловероятное.

В то же время на скользкой дороге достаточно лёгкого нажатия на педаль тормоза, и колёса уже не катятся, а скользят.

В такой ситуации самое эффективное торможение – это торможение двигателем. А ещё лучше – комбинированное торможение, то есть одновременно и двигателем, и уже известным нам прерывистым нажатием на педаль тормоза на грани блокировки колёс. Правда в этом случае нажимать на педаль тормоза придётся не просто плавно, но ещё и нежно.

А торможение двигателем это означает всего лишь убрать ногу с педали газа. Причём убирать её надо тоже не рывком, а плавно уменьшая нажатие на педаль. Обороты двигателя начнут падать, и если до этого вы двигались на пятой передаче со скоростью 90 км/час, то постепенно на той же пятой поедете со скоростью 60 км/час. Но колёса при этом не скользят, а принудительно вращаются, и автомобиль по-прежнему управляем! Переходите с пятой передачи на четвёртую, или даже сразу на третью, затем на вторую, а если потребуется, то и на первую передачу. Правая нога при этом на педали тормоза, всё время слегка притормаживает, и вот, наконец, скорость упала до вполне безопасной, и можно продолжать движение даже по такой скользкой дороге. Далее придётся «пилить» на второй передаче со скоростью пешехода, ну а что делать: «Тише едешь – дОльше будешь!».

Опытные водители любят торможение двигателем и в той или иной степени применяют его практически всегда. Даже в самой безобидной ситуации, например, останавливаясь на красный сигнал светофора, опытные водители предпочитают не двигаться накатом на «нейтралке», а просто переносят ногу с педали акселератора на педаль тормоза, в таком режиме подъезжают к перекрёстку и только уже в непосредственной близости от стоп-линии переводят рукоятку переключения передач в нейтральное положение.

Особый случай – движение на затяжном спуске.

Тормозные диски легкового автомобиля при городском ритме езды нагреваются максимум до двухсот градусов. Это нежелательно, но вполне терпимо – тормоза остаются работоспособными.

Если на тормоз давить непрестанно, температура может подняться до 400-500 градусов. А вот это уже по-настоящему опасно! При перегреве дисков и колодок тормозная система почти полностью перестает работать — колодки скользят по раскаленному диску как по маслу.

Такое может случиться, если на затяжном спуске катиться вниз на нейтральной передаче, всё время притормаживая, не позволяя автомобилю слишком разогнаться.

Тормоза можно поберечь, если спускаться, применяя торможение двигателем. Достаточно включить понижающую передачу (третью или вторую) и убрать ногу с педали акселератора. Автомобиль и рад бы разогнаться, но его сдерживает коленчатый вал двигателя, который не желает вращаться быстрее (вы же не давите на педаль акселератора, а в режиме холостого хода частота вращения коленвала все лишь 800-900 об/мин.). А при таких оборотах да на второй передаче автомобиль едет медленно.

На эту тему (движение на крутом спуске) в сборнике ГИБДД имеются две задачки, и, по крайней мере, одна их них требует небольшого комментария.

Ещё один особый случай – водная преграда.

При значительной скорости движения (80 км/час и выше) вода попросту не успевает «убежать» от колеса. В результате под колёсами образуется так называемый водяной клин, шины теряют сцепление с дорогой, и автомобиль становится неуправляемым. Такое явление ещё называютаквапланированием.

При аквапланировании машина не реагирует ни на руль, ни на тормоз!

Но это только до тех пор, пока скорость не снизится, а колеса продавят воду!

Поэтому, если уж случилось страшное, и автомобиль поплыл, не следует вращать рулевое колесо и давить на педаль тормоза. Когда скорость упадет, и контакт с дорогой восстановится, повёрнутые колёса обязательно вызовут бросок автомобиля в сторону. А если при этом ещё и заблокировать колёса, давя на педаль тормоза, то занос автомобиля гарантирован.

Отсюда вывод — если лужа большая и глубокая, преодолевать её надо осторожно и на малой скорости.

Но одного этого мало. В глубокой луже тормозные механизмы обязательно нахватаются воды.

А если тормозные колодки хорошенько смочить, их замечательные фрикционные свойства исчезают.

Водитель нажимает на педаль тормоза, колодки исправно прижимаются к дискам, но торможения не происходит – намокшие колодки трутся по дискам, не оказывая никакого сопротивления!

Что делать? Ждать пока они высохнут? Если на дворе лето, можно, конечно, и подождать, только ждать придётся долго. А если зима, так и вообще колодки обледенеют, и куда ехать с такими тормозами?

Поэтому правильнее всего просушить тормоза на ходу, соблюдая все меры безопасности, а именно: занимаем крайнее правое положение на проезжей части, включаем «аварийку» и, двигаясь на первой передаче, периодически жмём на педаль тормоза. От трения колодки и диски нагреются, вода испарится, и торможение восстановится.

В идеальных условиях (при движении по сухому асфальту да в ясную погоду) водители могут смело двигаться со скоростью, разрешённой Правилами на данном участке дороги. Однако, если покрытие скользкое или видимость недостаточная, водители инстинктивно снижают скорость до такой, которая им кажется безопасной в данных конкретных условиях.

То есть в сложных дорожных условиях выбор безопасной скорости носит субъективный характер – каждый водитель решает сам для себя, с какой скоростью он далее поедет. И ориентируется в таком случае водитель уже не на показания спидометра, а на собственные ощущения. При этом непреложным остаётся универсальное правило:

В любых условиях безопасная скорость это такая, при которой остановочный путь заведомо меньше расстояния видимости!

Помимо этого необходимо учитывать, что глазомер человека – прибор несовершенный. Многочисленные исследования подтвердили – в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости глаза обманывают нас и при том обманывают в сторону большей опасности!

В тумане кажется, что встречные автомобили едва ползут, и водитель слишком поздно начинает готовиться к встречному разъезду. А вот это уже по-настоящему опасно!

Лучше, если бы нам казалось, что они едут быстро, тогда мы бы заранее снижали скорость и увеличивали боковой интервал.

А вот расстояние до предметов в условиях недостаточной видимости представляется большим, чем в действительности.

Нам только кажется, что до автомобиля, терпящего бедствие, ещё далеко. На самом деле уже давно пора тормозить! В тумане расстояние до предметов воспринимается искажённо и всегда в сторону большей опасности.

Лучше, если бы нам казалось, что до него уже рукой подать, и мы бы начали заранее принимать меры.

Да и при ясной погоде не всё так уж безупречно – с увеличением скорости резко сужается поле зрения водителя – впереди водитель все контролирует, а вот опасность сбоку может и не увидеть.

Некоторые особенности применения внешних световых приборов.

При сильном тумане или снегопаде дальний свет фар неэффективен. Световой луч длиною 100 метров попросту не достигает полотна дороги, полностью пропадая в стометровой толще тумана (или густого снегопада).

С места водителя это выглядит примерно вот так. Водитель не видит дороги, а видит только туман (или падающий снег).

Ближний свет фар бьёт на 45-50 метров, и сквозь 50-метровую стену тумана кое-что пробьется, то есть часть светового луча всё-таки достигнет полотна дороги. А если ещё добавить противотуманные фары, то видимость дороги станет вполне сносной. Плоский и широкий луч света, исходящий из «противотуманок», направлен под пелену тумана и хорошо освещает дорогу в непосредственной близости от автомобиля.

С места водителя это будет выглядеть примерно вот так.

При движении ночью в густом тумане или плотном снегопаде наилучшую видимость обеспечивают противотуманные фары совместно с ближним светом фар.

Ну и конечно, скорость надо выбирать такую, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.

И ещё один момент, о котором надо всегда помнить водителям!

В тёмное время суток, приближаясь к вершине подъёма, всегда необходимо переключаться на ближний свет фар!

Если этого не сделать, то уже за 100 метров до вершины подъёма дорогу вы видеть не будете – луч светит в небо, не касаясь полотна дороги. Это, во-первых.

А, во-вторых, встретившись на вершине подъёма, водители одновременно ослепят друг друга (если заблаговременно не переключатся на ближний свет).

Некоторые нюансы маневрирования в стеснённых условиях.

В сборнике ГИБДД на эту тему имеется пять задачек, и все пять придётся прокомментировать, чтобы вы поняли о чём, собственно, вас спрашивают.

Обгон – самый сложный и опасный манёвр.

Как вы уже знаете, обгон – это всегда выезд на полосу встречного движения. И, следовательно, прежде чем решиться на обгон, водитель должен безошибочно просчитать путь предстоящего обгона – успеет ли он вернуться на свою полосу, не создавая помех ни водителю обгоняемого автомобиля, ни водителю встречного автомобиля.

В сборнике ГИБДД технике обгона посвящена пара задач. Предлагаю вам такие же вопросы только в развёрнутом виде и не сомневаюсь, что правильные ответы вам понятны без всякого дополнительного комментария.

Остановка и стоянка на уклонах.

При остановке и стоянке Правила обязывают водителей принимать все меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства. Это требование можно прочитать в последнем пункте Раздела 12 Правил.

Правила. Раздел 12. Пункт 12.8.

Водитель может покидать своё место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Правила не уточняют, что такое «все меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства». Да и вообще, что такого на дороге должно быть, чтобы наш автомобиль отправился без нас в самостоятельное путешествие.

Такое может случиться при остановке или стоянке на уклонах дорог.

Конечно же, первым делом оба водителя должны затянуть ручной тормоз. Но это ещё не «все меры». Если вы покидаете машину, то, выключив двигатель, не забудьте включить первую передачу (если машина с механической коробкой перемены передач). Это как бы ещё один ручной тормоз – колёса не могут вращаться, будучи связаны с неподвижным коленчатым валом двигателя.

Ну, а если автомобиль с АКПП, тогда, естественно, ручку селектора в положение «Р».

Но, оказывается, и это ещё не «все меры»!

Ручник может быть неисправным (водитель пока ещё этого не знает), а передача иногда имеет свойство самовыключаться по разным причинам. Поэтому статистика знает немало случаев, когда транспортные средства, припаркованные на уклонах, вдруг начинали катиться вниз, калеча технику и людей.

В сборнике ГИБДД на эту тему имеется две задачи, и мы сейчас попробуем с ними разобраться.

При любом торможении вес автомобиля переносится на передние колеса. То есть передние колёса крепко прижимаются к дороге, а задние колёса наоборот стремятся оторваться от дороги.

В такой ситуации достаточно небольшого бокового усилия, чтобы задняя ось автомобиля начала вращаться вокруг передней оси.

Это явление и называют заносом автомобиля.

Откуда возьмется это боковое усилие? К величайшему сожалению оно обязательно возьмется, и причин для этого предостаточно!

При торможении автомобиль тащит вперёд одна единственная сила – сила инерции. И приложена эта сила к центру тяжести автомобиля.

А сопротивляются силе инерции целых четыре силы, а именно, тормозящие усилия четырёх колёс автомобиля. При этом основная нагрузка ложится на тормозные механизмы передних колёс (не зря передние тормозные колодки изнашиваются быстрее задних).

Итак, при торможении задние колёса слабо прижаты к дороге и потому склонны к блокировке. Достаточно резко нажать на педаль тормоза, и вот они уже не катятся, а скользят, потеряв сцепление с дорожным покрытием. В этом случае практически всё торможение осуществляется только передними колёсами.

А теперь представим, что левое переднее колесо тормозит эффективнее правого. Этому может быть множество причин – например, различное давление в шинах, или слева асфальт сухой, а справа влажный. Да порой достаточно, чтобы одно из колёс катилось по дорожной разметке, а другое по асфальту!

В этом случае при торможении сразу же возникает момент сил, стремящихся развернуть автомобиль.

В результате левая часть автомобиля начинает двигаться медленнее, чем правая. Происходит занос задней оси автомобиля или просто занос автомобиля.

Если сейчас не прекратить торможение, дальнейшее движение будет напоминать движение камня, брошенного на лёд – камень крутится-вертится, но летит по прямой туда, куда его тащит сила инерции.

Первая естественная реакция неопытного водителя – давить на тормоз ещё сильнее. Как вы понимаете, это означает, что занос будет продолжаться. Изменить ситуацию может обратное действие – убрать ногу с педали тормоза.

Убрали ногу с педали тормоза, и сразу же исчез момент сил, разворачивавших автомобиль. Но сила инерции никуда не делась, она по-прежнему тащит автомобиль вперёд! Не беда, Поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса и выравниваем траекторию движения автомобиля.

Примечание. Как мы уже определились, занос автомобиля – это занос именно задней оси. Задние колеса стремятся сблизиться с передними. В этом случае, выравнивая автомобиль, водитель поворачивает рулевое колесо навстречу приближающимся задним колёсам. Это и принято называть «поворот рулевого колеса в сторону заноса».

Посмотрим, что по этому поводу вас будут спрашивать на экзамене в ГИБДД.

Занос автомобиля при прохождении поворота.

При прохождении любого поворота на автомобиль обязательно действует центробежная сила, приложенная к центру тяжести машины.

На скользком покрытии центробежная сила может вообще столкнуть автомобиль с дороги. Это называется «боковой снос автомобиля».

Но поскольку передние колёса всегда лучше держат дорогу (они нагружены тяжёлым двигателем), то, как правило, центробежная сила сдвигает в сторону заднюю ось. Происходит занос автомобиля при прохождении поворота.

Если сейчас со страху тормозить, к центробежной силе добавятся ещё две – тормозящее усилие передних колёс, и сразу же возникающая сила инерции.

Глядя на рисунок, должно быть понятно, что сейчас машину выбросит на обочину и там она обязательно перевернётся.

Поэтому тормозить в процессе поворота крайне нежелательно. Снижать скорость нужно до входа в поворот, а сам поворот следует проходить, что называется, «в натяжку».

То есть на педаль газа давим, но очень несильно так, чтобы автомобиль проходил поворот и без замедления, и без ускорения. В этом случае никакие силы (кроме центробежной) на автомобиль не действуют, а саму центробежную силу мы уменьшили до безопасного предела, снизив скорость до входа в поворот.

Потом, когда наберётесь опыта, можете проходить поворот даже с небольшим ускорением. При ускорении появляющаяся сила инерции направлена назад и хотя она совсем небольшая, но всё же способствует стабилизации задней оси автомобиля.

Правда последняя рекомендация в полной мере справедлива только для автомобилей с передним приводом, и чуть позднее мы узнаем почему.

А сейчас самое время посмотреть, что по этому поводу вас будут спрашивать на экзамене в ГИБДД.

Что ещё нужно знать о центробежной силе.

На сухой дороге колёса надёжно держатся за дорожное покрытие, и центробежная сила не может снести автомобиль. Но зато может его перевернуть!

А теперь вспоминаем курс школьной физики – центробежная сила прямопропорциональна массе автомобиля, прямопропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота.

Как видим, ощутимее всего на величину центробежной силы влияет величина скорости. Если скорость увеличить в два раза, центробежная сила увеличится в четыре раза. И наоборот, если скорость уменьшить в три раза, центробежная сила станет меньше в девять раз!

Ну, а с радиусом поворота всё понятно — чем больше радиус поворота (то есть, чем меньше кривизна поворота), тем меньше центробежная сила.

Что интересно! Даже не зная о существовании этой формулы, в жизни мы поступаем строго в соответствии с ней – перед входом в поворот снижаем скорость, а, проходя поворот, стараемся по максимуму «спрямить кривую», то есть по возможности стараемся увеличить радиус поворота. Такие действия подсказывает нам вестибулярный аппарат, заложенный в нас Создателем.

И вот, что ещё важно знать водителю. Самое низкое расположение центра тяжести – у пустого автомобиля. При полной нагрузке (с грузом в багажнике и пассажирами в салоне) расположение центра тяжести существенно увеличивается. А центробежная сила как раз и приложена к центру тяжести автомобиля, и при прохождении поворота это необходимо учитывать.

С грузом и пассажирами вероятность опрокинуться выше (при одной и той же скорости и при одном и том же радиусе поворота)!

На эту тему на экзамене в ГИБДД вам зададут три вопроса:

1. В каком случае легковой автомобиль более устойчив против опрокидывания на повороте?

2. Как изменяется величина центробежной силы с увеличением скорости на повороте?

3. Какие действия водителя приведут к уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте?

Не думаю, чтобы у вас возникли трудности при выборе правильного ответа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *