Основные неисправности сцепления и способы их устранения
Перейти к содержимому

Основные неисправности сцепления и способы их устранения

  • автор:

Признаки и причины неисправности сцепления

Когда вы долго держите ногу на педали сцепления, оно быстро сгорает и его придется менять! Эта азбучная истина зачастую нарушается новичками. И не из-за того, что забывается, а потому что управлять автомобилем, полувыжав муфту, удобнее и легче. Поэтому у очень многих автолюбителей неисправности сцепления были причиной первого ремонта первого в жизни автомобиля.

Ознакомьтесь с нашим прайсом на ремонт сцепления в Перми.

К неисправностям сцепления относятся:

  • износ и повреждения накладок ведомого диска;
  • деформация ведомого диска;
  • замасливание накладок ведомого диска;
  • износ шлицев ведомого диска;
  • износ или поломка демпферных пружин;
  • поломка или ослабление диафрагменной пружины;
  • износ или поломка подшипника выключения сцепления;
  • износ поверхности маховика;
  • износ поверхности нажимного диска;
  • заедание вилки выключения сцепления.

Привод сцепления в зависимости от вида может иметь следующие неисправности:

а) механический привод

  • заедание, удлинение или повреждение троса;
  • повреждение рычажной системы;

б) гидравлический привод

  • засорение гидропривода;
  • нарушение герметичности системы (подтекание рабочей жидкости, наличие воздуха в системе);
  • неисправность рабочего цилиндра (повреждение манжеты).

Износ и поломка конструктивных элементов сцепления происходят, в основном, из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля: трогание с места на высоких оборотах, нога на педали сцепления во время движения.
Одной из причин поломки или износа может стать предельный срок эксплуатации элементов сцепления. В большей степени это касается ведомого диска сцепления, имеющего ограниченный ресурс.
При соблюдении правил эксплуатации данный элемент исправно служит свыше 100 тыс.км пробега. У «гонщиков » сцепление редко доживает до 50 тыс.км.

Причиной поломки сцепления может стать и низкое качество комплектующих.

При покупке запасных частей предпочтение следует отдавать оригинальным деталям.

Замасливание фрикционных накладок ведомого диска происходит при попадании на них масла вследствие износа или повреждения сальников двигателя или коробки передач.

Неисправности сцепления хорошо диагностируются по внешним признакам. Вместе с тем, один внешний признак может соответствовать нескольким неисправностям сцепления. Поэтому конкретные неисправности сцепления устанавливаются, как правило, при его разборке.

Внешними признаками неисправностей сцепления являются:

  • неполное выключение (сцепление «ведет »);
  • неполное включение (сцепление «буксует »);
  • рывки при работе сцепления;
  • вибрация при включении сцепления;
  • шум при выключении сцепления.

Неполное выключение сопровождается затрудненным включением передач на работающем двигателе, шумом, треском при переключении передач, увеличением свободного хода педали сцепления.

«Пробуксовка » сцепления характеризуется запахом от горения фрикционных накладок ведомого диска, недостаточной динамикой автомобиля, перегревом двигателя, повышенным расходом топлива

Внешние признаки и соответствующие им неисправности сцепления:

  • деформация ведомого диска;
  • износ шлицев ведомого диска;
  • износ или повреждение накладок ведомого диска;
  • поломка или ослабление диафрагменной пружины;
  • неисправность рабочего цилиндра;
  • засорение гидропривода;
  • нарушение герметичности привода;
  • заедание, удлинение или повреждение троса;
  • повреждение рычажной системы
  • износ или повреждение накладок ведомого диска;
  • замасливание ведомого диска;
  • поломка или ослабление диафрагменной пружины;
  • износ рабочей поверхности маховика;
  • засорение гидропривода;
  • неисправность рабочего цилиндра;
  • заедание троса;
  • заедание вилки выключения сцепления

рывки при работе сцепления

  • износ или повреждение накладок ведомого диска;
  • замасливание ведомого диска;
  • заедание ступицы ведомого диска на шлицах;
  • деформация диафрагменной пружины;
  • износ или поломка демпферных пружин;
  • коробление нажимного диска;
  • ослабление опор крепления двигателя

вибрация при включении сцепления

  • износ шлицев ведомого диска;
  • деформация ведомого диска;
  • замасливание ведомого диска;
  • деформация диафрагменной пружины;
  • ослабление опор крепления двигателя

шум при выключении сцепления

  • износ или повреждение подшипника выключения сцепления

Не выключается ( «ведёт ») сцепление

Когда при нажатии на педаль диски не расходятся полностью, говорят: «ведет » сцепление. То есть, диски остаются в некотором соприкосновении, и не происходит его полное выключение. Опытные водители знают, как нужно проверять сцепление на неполное выключение. Диагностика проста. Если на малых оборотах при нажатой до конца педали первая передача включается легко и без постороннего шума – выключение происходит полностью. Если включение происходит с затруднением и сопровождается шумом шестерен – «ведёт ».

Не включается ( «буксует »)

Когда во время движения вы начинаете слышать запах гари, а на подъёме ваш автомобиль заметно снижает скорость и вообще стал хуже разгоняться – даже диагностика не нужна: пробуксовывает сцепление. Это означает, что ведомый и ведущий диски при включенном сцеплении смыкаются недостаточно плотно.
Существует простой способ, как проверить сцепление.
Для этого поставьте автомобиль на стояночный тормоз и запустите двигатель. Выжав муфту, включите передачу. Плавно нажимайте на педаль газа, и так же плавно отпускайте муфту. Двигатель должен заглохнуть. Если он продолжает работать – значит, буксует сцепление.

Ремонт трансмиссии. Сцепление. Прайс на услуги автосервиса
Наименование Тип двигателя Отечественные Иномарки седан Джип Кроссовер
Сцепление (прокачка) от 350 650 650
Сцепления (регулировка) от 250 300 300
Сцепления (замена) от 2500 3500 4000
Сальник коленвала задний (замена) при снятой коробке от 300 300 300
Сальник коленвала заднего (замена) со снятием коробки однорядный от 2500 3700 5000
Сальник коленвала заднего (замена) со снятием коробки V-образный от 6000 6000
Сальник коленвала заднего (замена) со снятием коробки оппозитный от 6000 6000
Трос сцепления (замена) от 350 400
Трос сцепления (с/у) от 350 400
Пыльник выбора передач (замена) от 350 350
Выжимной подшипник (с/у) при снятой коробке от 200 250

Диагностика других неисправностей и их симптомы

О неисправности в механизме свидетельствуют также посторонние шумы. Так повышенный уровень шума при выключении говорит об утечке смазки или износе подшипника выключения сцепления. Лучше его поменять.
Шум, возникающий когда отпускается педали сцепления, указывает на поломку или утерю упругости пружин демпфера, пружины вилки включения или поломке пластин, которые соединяют нажимной диск с кожухом.

Неисправность сцепления – признаки и способы починки

Сцепление – это один из основных элементов трансмиссии автомобиля, который влияет на переключение скоростей при езде, а также на связь двигателя с другими элементами трансмиссии. Его функция состоит в том, чтобы передавать энергию крутящего момента от двигателя машины к колесам. Технически оно представляет собой два диска, которые при отпускании педали сцепления сводятся между собой. Один из них связан с двигателем, второй – с коробкой передач, которой и осуществляется переключение скоростей. При сведении дисков они начинают тереться друг об друга, происходит та самая передача крутящего момента, а также естественный износ этих дисков.

Каждый, кто учился в автошколе на механической коробке передач, наверняка много раз слышал фразу «ты так не трогайся, спалишь/сожжешь/испортишь мне сцепление». Это самое «сгорание» обозначает то, что диски стираются гораздо быстрее, и уже с трудом выполняют свою функцию – передачу крутящего момента между двигателем и колесами.

Эта часть автомобиля выдерживает огромные нагрузки, и поэтому любой автолюбитель должен знать основные возможные неисправности сцепления и способы их самостоятельной диагностики.

Для автомобилей с механической коробкой передач признаки неисправности сцепления – это:

  • Отсутствие тяги при переключении скорости.
  • Возникновение непривычных вибраций и посторонних шумов при нажатии на педаль сцепления.
  • Увеличение расстояния хода педали сцепления по сравнению с тем, как это было раньше. Иными словами, сцепление «схватывает», к примеру, в самой верхней фазе нажатия педали.
  • Появление горелого запаха внутри салона автомобиля.
  • Резкое падение мощности двигателя: снижаются средние обороты, падают скоростные качества и возможность резко ускоряться с места.
  • Отсутствие плавности при переключении скоростей, резкие необъяснимые рывки.

Сцепление может страдать и на автомобилях с автоматической коробкой передач. Главные признаки неисправности сцепления схожи – это толчки при переключении скоростей и неприятный запах в салоне.

Как проверить свое сцепление?

Есть определенные тексты, которые позволяют проверить состояние сцепления. Чтобы на ранней стадии выявить неисправности сцепления автомобиля с механической коробкой передач – можно произвести следующие действия:

  • Выберите прямой участок дороги и разгоните машину до четвертой передачи. Затем отпустите педаль газа и выполните так называемое торможение двигателем – позвольте автомобилю сбросить обороты до низких значений. Когда скорость упадет до 20-30 км/ч., резко нажмите на педаль газа. Если стрелка тахометра (показывает число оборотов в единицу времени) и стрелка спидометра поднимаются синхронно – значит, со сцеплением все в порядке. Если же наблюдается асимметрия (обороты взлетают, а машина ускоряется резкими рывками и неравномерно, или практически не ускоряется) – это может быть поводом обратиться в автосервис. И чем больше такая асимметрия – тем быстрее это стоит сделать. Это может говорить о неравномерном износе диска сцепления.
  • Второй способ предполагает использование ручного тормоза. Соответственно, последний должен быть в полном порядке, достаточно плотно схватывать тормозные колодки и нормально «держать» задние колеса автомобиля. Стоя на месте, нужно затянуть ручной тормоз. Затем заводим машину, включаем третью или четвертую передачу, а затем пробуем плавно тронуться. Если машина заглохла – значит, неисправности сцепления автомобиля отсутствуют.

Разумеется, чтобы не провоцировать неисправности сцепления автомобиля, нужно избегать некоторых действий. Износ диска сцепления – естественный процесс, который абсолютно неизбежен при езде на автомобиле. В среднем основные неисправности сцепления начинают проявляться примерно в диапазоне от 60 000 до 100 000 километров – это и есть его срок службы. Однако есть существенный риск «убить» механизм гораздо быстрее, если:

  • Зажимать или отпускать педаль сцепления на высоких оборотах.
  • Слишком резко трогаться с места на низкой передаче.
  • Ехать в «полусцепении» – долго газовать с не до конца отпущенной педалью сцепления. Особенно это пагубно сказывается при езде в горку. Именно после этого неопытные ученики автошкол, как правило, чувствуют пресловутый запах гари в салоне.

Виды неисправностей

Теперь, когда нам известны причины неисправности сцепления, можно поговорить о том, какие же виды поломок наиболее распространены.

  • Износ поверхностей дисков. В таком случае устранение неисправности сцепления происходит путем замены дисков на новые.
  • Износ выжимного подшипника. О такой поломке, как правило, сигнализирует шелестящий звук при нажатии педали сцепления. В данном случае выполняется замена подшипника.
  • Износ маховика сцепления. Это может быть возникновение деформаций на зубчатом венце, прилегающей поверхности, других частях маховика. В зависимости от тяжести поломки можно отцентровать деталь, либо заменить ее.
  • Замасливание фрикционных накладок диска. Нужно промыть детали бензином, а затем обязательно выяснить причину избытка масла, устранить и ее.
  • Заедание троса или вилки выключения сцепления. Последнее зачастую проявляется в том, что педаль легко проваливается в пол, не создавая практически никакого усилия.
  • Нарушение работы диафрагменной пружины.
  • Нарушение герметичности системы и попадание внутрь воздуха.
  • Другие неполадки.

Любые неисправности, связанные с работой системы сцепления имеют общее свойство – со временем они могут сильно прогрессировать. Поэтому при первых же признаках, о которых мы рассказали выше, нужно немедленно обращаться в автосалон. Наша компания также предлагает тестирование ходовой части авто. Записаться можно по телефону.

Вероятные неисправности сцепления, их причины и способы устранения

Расшатывание заклепок или разрушение накладок диска сцепления.

Проведите замену диска сцепления ведомого

Износ или загрязнение шлицев первичного вала КПП и/или диска сцепления

Промыть шлицы органическим растворителем, при значительном износе провести замену изношенной запасной части

Деформация диска сцепления ведомого, из-за которой возникает значительное биение

Проведите замену диска сцепления ведомого

Образование в системе сцепления воздушных «пробок»

Необходимо прокачать систему сцепления, для удаления воздушных пробок. Рабочий ход штока нижнего цилиндра гидропривода сцепления в исправном состоянии минимум 24 мм.

Протечки тормозной жидкости из-за не плотности соединения или через поврежденный шланг или трубку сцепления.

Проверьте соединения и элементы системы гидропривода сцепления, при необходимости замените поврежденные детали. После чего прокачайте систему.

Протечки тормозной жидкости через верхний или нижний цилиндры сцепления.

Проведите ревизию деталей, заменить манжеты или цилиндры целиком. После ремонта необходимо провести прокачку системы.

Смещение нажимного диска или его деформация.

Проведите замену диска сцепления нажимного

Износ лепестков нажимной пружины

Проведите замену диска сцепления нажимного

Пробуксовка сцепления (появляется характерный запах)

Стирание накладок диска сцепления ведомого

Проведите замену диска или замените накладки

Попадание масла на ведомый или нажимной диски, а так же поверхность маховика.

Очистите диски и маховик органическим растворителем, устраните причину подтекания масла.

Перекрытие компенсационного отверстия цилиндра из-за засорения.

Проведите очистку отверстия и промывку цилиндра, после чего необходимо прокачать систему.

Заклинивание привода сцепления, вследствие повреждения какой-либо его детали.

Проведите ревизию привода сцепления, замените неисправные элементы новыми, после чего прокачайте систему сцепления.

Выключение сцепления сопровождается шумом.
Разрушение выжимного подшипника

Проведите замену выжимного подшипника в сборе с муфтой

Разрушение подшипника первичного вала КПП

Проведите замену поврежденной детали.
Включение сцепления сопровождается шумом.

Повреждение демпферных пружин диска сцепления ведомого, а так же ослабление закрепления их в гнездах.

Проведите замену диска сцепления ведомого.

Сцепление работает рывками.

Заклинивание ступицы диска на шлицах вала первичного.

Тщательно очистите шлицы, применяя органические растворители. Если на шлицах заметен износ, необходимо заменить диск сцепления, ведомый или первичный вал КПП.

Попадание масла на накладки диска ведомого, маховик и нажимной диск.

Используя органический растворитель, очистите детали от пленки масла. Устраните причину, из-за которой масло попадает на детали сцепления.

Заклинивание поршня цилиндра сцепления.

Устраните заклинивание, отремонтировав цилиндр, или замените деталь целиком.

Расшатывание заклепок на диске сцепления ведомом

Проведите замену диска сцепления ведомого

Дефекты, образовавшиеся на поверхности диска сцепления нажимного

Проведите замену нажимного диска сцепления.

Неисправности сцепления: признаки, причины, способы устранения

Эксплуатация грузовика может сопровождаться различного рода поломками, в том числе, выходом из строя сцепления. В данном случае эксплуатация грузовика становится невозможной, так как сцепление является своеобразным регулятором работы силовой установки.

Рассмотрим основные поломки сцепления, возникающие в процессе эксплуатации грузового транспортного средства, а также их причины.

Основные виды поломок сцепления и их причины

Пробуксовка, или по-другому, неполное включение, представляет собой взаимное проскальзывание дисков сцепления при отпущенном газе. В связи с этим, повышается температура деталей, в результате чего они коробятся и трескаются. По началу проблема становится очевидной на высоких скоростях. Об этом свидетельствует рост оборотов мотора, не приводящий к увеличению скорости. В последующем это скажется на том, что невозможно будет тронуться с места на первой передаче.

Среди основных причин пробуксовки называют:

  1. загрязнение или износ фрикционных накладок;
  2. попадание на сцепление масла, проникающего через щели треснувших уплотнителях коленвала или коробки;
  3. излишняя смазанность или коррозия шлицевого вала.
  • Шумы

Проверка выжимного подшипника и его рычагов должна производиться в том случае, если сцепление издает треск, посторонние шумы или грохот. Неприятные звуки могут быть следствием соударов рычагов с диском сцепления. Чтобы устранить данную неисправность лучше всего обратиться к специалистам в СТО.

Данная неисправность, негативно сказываясь на функционировании шестеренок КПП, может спровоцировать их преждевременную выработку. Зачастую неполное разъединение на грузовиках вызвано искривлением и заклиниванием ступицы, а также замасливанием фрикционных дисков.

Прерывистая работа сцепления вызвана загрязнением фрикционных накладок или повреждением корзины. Наряду с этим, рывки являются следствием ошибки при сервисном обслуживании, проникновением воздуха в гидросистему или коррозионном поражении профиля ступицы. Еще одной причиной может быть износ креплений мотора и КПП. Примечательно, что даже незначительный показатель перекоса данных механизмов провоцирует нарушение плавности хода транспортного средства.

Методы устранения

Большинство проблем со сцеплением невозможно решить самостоятельно, поэтому лучше обратиться в ближайшую мастерскую. Стоит обратить внимание на то, что добираться до СТО необходимо с соблюдением следующих требований:

  • перемещение на невысокой скорости;
  • переключение передачи должно осуществляться с осторожностью;
  • предпочтение при движении лучше отдавать пониженным передачам, при переключении на которые, пользуйтесь перегазовкой;
  • если автомобиль «не слушается», усиливается вибрация или появились посторонние шумы рекомендуется остановиться;
  • следует избегать движения в гору или под уклон.

Если дальнейшее движение затруднено, то во избежание риска выхода из строя КПП или двигателя, стоит вызвать мобильную сервисную бригаду, которая возможно решит проблему на месте. Важно знать, что регулярная диагностика и замена изнашивающихся деталей сцепления минимизирует возникновение неприятностей и станет лучшей гарантией того, что ваш грузовик не подведет вас на дороге.

На сайте компании ООО «АТБ Транс», которая находится в Челябинске, вы можете заказать качественные детали для сцепления грузовиков марок FORD, DAF и МЗКТ. Поиск на сайте компании осуществляется по номеру детали, что позволяет оперативно найти необходимую запчасть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *