Как проверить датчик дождя на работоспособность
Перейти к содержимому

Как проверить датчик дождя на работоспособность

  • автор:

КАК РАБОТАЕТ ДАТЧИК ДОЖДЯ НА АВТОМОБИЛЬ КАК ПРОВЕРИТЬ И ОТРЕГУЛИРОВАТЬ

Датчик дождя на автомобиле – это устройство, которое автоматически определяет наличие осадков и управляет работой стеклоочистителей и фар автомобиля в соответствии с погодными условиями.

Работа датчика основана на использовании инфракрасных лучей, которые излучает специально установленный модуль. Эти лучи отражаются от поверхности стекла и возвращаются обратно в датчик. При наличии осадков уровень отраженного сигнала изменяется, и датчик срабатывает.

Для проверки работоспособности датчика дождя достаточно использовать обычный спринклер или бутылку с водой. При наличии осадков, датчик должен правильно распознать их и активировать стеклоочистители и фары.

Если датчик дождя не функционирует должным образом, возможно он нуждается в регулировке. Для этого можно обратиться к руководству автомобиля или к специалисту сервисного центра Volkswagen.

Как правильно использовать датчик дождя? ��

Плохо работает датчик дождя? Есть решение!

Введение в автодиагностику. Стандарты и протоколы — Di-Zel Academy — Обучение

Как настроить режимы стеклоочистителей (дворники). Почему не работает режим Auto. Датчик дождя

ДВОРНИКИ перестанут СКРИПЕТЬ и ОСТАВЛЯТЬ ПРОПУСКИ после ЭТОГО

Рециркуляция воздуха в машине — КОГДА ее включать? Стекла перестанут потеть, когда узнаешь это .

Павел Шутович

Здравствуйте! Я профессиональный автомеханик с многолетним опытом в ремонте и обслуживании автомобилей. С 2019 года я являюсь гордым владельцем Volkswagen Golf, который не только служит мне надежным спутником в повседневной жизни, но и стал объектом моих многочисленных технических экспериментов и улучшений. Моя страсть к автомобильной технике и стремление к совершенству помогают мне находить оптимальные решения для самых сложных задач. Я рад делиться своими знаниями и опытом с другими автолюбителями.

Как проверить датчик дождя

Датчик дождя в автомобиле отвечает за автоматическое включение стеклоочистителей при наличии осадков. В моделях, оснащенных стеклоподъемниками и/или люком с электроприводом, он дополнительно может подать команду на их закрытие. При выходе из строя сенсора возможны ложные срабатывания “дворников” и стеклоподъемников, либо отключение авторежима.

В этой статье расскажем, как узнать, есть ли датчик дождя в вашей машине и можно ли установить его самостоятельно при отсутствии, как проверить датчика дождя и устранить его неисправность.

Как работает датчик дождя

Конструктивно датчик дождя состоит из излучателя света в инфракрасном диапазоне и сенсора, регистрирующего его отражение. Корпус прибора крепится на лобовом стекле. Чтобы узнать, есть ли в вашей машине датчик дождя, достаточно посмотреть, есть ли за креплением салонного зеркала небольшой блок с «окошком», а на рычаге управления стеклоочистителями – режим AUTO. Принцип работы датчика дождя на автомобиле такой:

  1. Излучатель в импульсном режиме генерирует световые волны, проходящие сквозь лобовое стекло.
  2. Часть ИК-излучения отражается от точки преломления (стекла и воздуха) и попадает на сенсор, улавливающий эти лучи (фотодиод).
  3. Контроллер датчика настроен таким образом, что не реагирует на сигнал, отраженный от чистого стекла.
  4. Когда на стекло попадает инородное вещество (капли воды, грязь и т. д.) – коэффициент преломления границы сред и количество отражаемых ИК-лучей меняются.
  5. Фиксируя изменение сигнала датчика, контроллер активирует стеклоочистители, закрывает окна и люк, и т. д. В зависимости от величины отклонения сигнала от нормы, может регулироваться скорость движения щеток: чем сильнее намокание или загрязнение – тем быстрее работают дворники.
  6. Когда сигнал с ИК-сенсора возвращается к нормальной величине, контроллер отключает стеклоочистители.

В новых моделях датчик дождя зачастую объединяется с датчиком освещения. Достигается это путем добавления в блок сенсоров, регистрирующих видимое и ультрафиолетовое излучение.

Можно ли установить датчик дождя самостоятельно

Установка своими руками датчика дождя на Калину: видео

Бюджетные модели обычно оснащаются датчиком дождя лишь в люксовых комплектациях. Установить его можно за дополнительную плату в качестве опции, на СТО или самостоятельно. При установке штатного датчика может потребоваться не только подключение к электросети, но ещё и программная активация с помощью диагностического сканера.

Датчик дождя можно установить и на старые или бюджетные автомобили (ВАЗ, Киа, Хендэ), в которых эта функция вообще не предусмотрена. Для таких случаев подходят простые и недорогие датчики ДДА (Датчик Дождя Автомобильный, производство Тольятти), которые подключается вместо штатного реле стеклоочистителей или присоединяется к колодке рычага управления ими. Датчик активируется при включении прерывистого режима, регулируя скорость щеток в зависимости от интенсивности осадков.

Способ и схема подключения, а также тип совместимого датчика (ДДА-15, ДДА-25 и т. д.) напрямую зависит от конкретной модели автомобиля. К примеру, для Hyundai Creta, а также других моделей Hyundai и Kia, в которых управление работой стеклоочистителей организовано через отдельный провод, подойдёт датчик ДДА-70. Распиновка датчика дождя RS-22 для ВАЗ показана на иллюстрации ниже.

Распиновка датчика дождя RS-22 для ВАЗ,
нажмите для увеличения

Общий принцип установки подобного датчика к проводке автомобиля следующий:

  • провод массы (в данном случае синий) соединяется с кузовом;
  • провода подачи питания (красный) и выхода (желтый) подключаются в разрыв работы провода переключателя, управляющего реле стеклоочистителя;
  • провод контроля (черный) соединяется с проводом, ответственным за работу прерывистого режима стеклоочистителя (обычно на нем 0 В при парковке щеток и +12 В при движении).

Если вы не можете самостоятельно разобраться в распиновке проводки, лучше довериться квалифицированному электрику, специализирующемуся на авто вашей марки.

Как правило, датчик дождя нельзя установить на атермальное (изотермическое) стекло без штатного «окошка» под него, потому что такое стекло поглощает ИК-излучение.

Почему не работает датчик дождя

Сам сенсор датчика дождя является простым и надежным устройством. Его отказы и некорректная работа чаще всего связаны с лобовым стеклом или управляющей электроникой. Замена датчика может потребоваться только в случае физического повреждения или выхода из строя контроллера из-за перепада напряжения в бортсети.

Наиболее вероятные причины, по которым перестает работать датчик дождя, перечислены в таблице.

Причина неисправности датчика Когда это возникает? Почему устройство не работает и как исправить?
Есть пленки или напыления на стекле или недостаточная освещенность Жирные пятна на лобовом стекле Напыления на стекле меняют коэффициент преломления, тем самым препятствуя работе датчика. Для устранения проблемы необходимо очистить стекло, используя стеклоомыватель или спирт. Наклейку или пленку, перекрывающую датчик, нужно убрать.
Разводы химии после мойки
Неудачно подобранная жидкость «антидождь»
На стекло наклеена тонировочная пленка
Перегрев датчика Включенный обогрев лобового стекла в теплую погоду При повышении температуры датчик передает контроллеру некорректные показания. Исправить ситуацию можно, отключив подогрев стекла, изменив направление воздушных потоков печки или переместив датчик (вариант подходит для нештатных).
Направленные на стекло воздуховоды печки в теплую погоду или при стоянке
Повреждение проводки или предохранителя Окисление контактов под действием влаги При отсутствии питания датчик работать не будет. Для устранения проблемы нужно найти место повреждения и восстановить проводку или предохранитель.
Нарушение контакта под действием вибраций
Короткое замыкание в цепи
Скачок напряжения в бортовой сети
Повреждение проводов
Обледенение ветрового стекла Резкий перепад температур При обмерзании стекла датчик дождя некорректно работает из-за изменения коэффициента преломления. Для устранения проблемы следует разморозить стекло, увеличив интенсивность обогрева или счистить лед механическим способом.
Отключенный обогрев
Недостаток теплого воздуха при скоростной езде в сильный мороз
Повреждения стекла Попадание посторонних предметов Дефекты стекла в зоне датчика дождя меняют показатель преломления, количество отраженного на сенсор света меняется. При небольших потертостях и мелких царапинах лобовое стекло в зоне окошка датчика нужно отполировать. Если повреждения значительные – его надо менять на новое.
Естественный износ из-за работы щеток
Отслоение датчика Перегрев лобового стекла При потере контакта датчика со стеклом его сигнал искажается. Для устранения проблем нужно заново приклеить сенсор, используя прозрачный клей, рекомендуемый производителем. Использование некоторых клеев и герметиков меняет коэффициент преломления, из-за чего датчик дождя может работать неправильно.
Попадание агрессивных жидкостей (вроде растворителя) внутри на лобовое стекло
Вибрации, тряска авто
Попадание в ДТП
Поломка датчика или неисправность контроллера Перегрев датчика Если напряжение в бортсети автомобиля резко вышло за допустимые пределы, или машина подверглась ударам, датчик дождя или его контроллер может выйти из строя. В таком случае неисправный элемент придется менять.
Скачок напряжения в бортовой сети
Резкая потеря питания
Попадание в ДТП
Нарушение калибровок Пропадание питания Ошибка датчика дождя может возникать из-за резкого пропадания или скачка питающего напряжения, вмешательств в работу электроники (перепрошивки, добавления/удаления блоков и т. д.). Если сенсор «отвязался» – требуется его повторная инициализация в системе и, возможно, калибровка.
Скачок напряжения
Вмешательства в прошивку ЭБУ или БК
Переподключение или замена датчика
Несоответствующая модель датчика Замена датчика Если перестал работать датчик дождя после замены лобового стекла в сборе или самого сенсора, причина может быть в несовместимости с моделью. Одинаковые внешне сенсоры, применяемые на автомобилях разных лет выпуска или комплектаций, могут отличаться распиновкой, формой выходного сигнала или другими параметрами. Иногда решение проблемы возможно программным путем, через прошивку в ЭБУ соответствующей модели сенсора, но часто требуется его замена на совместимый.
Замена лобового стекла

Для предотвращения неправильной работы датчика дождя нужно поддерживать чистоту автомобиля, пользоваться хорошей стеклоомывающей жидкостью и не допускать сильного износа щеток дворников, чтобы они не затирали стекло. По той же причине не стоит ездить с пустым бачком омывателя, протирая стекло «на сухую». Основная причина некорректного функционирования сенсора зимой – обледенение стекла. Предотвратить его можно при помощи нанесения специальных антиобледенительных средств или коррекции работы обогрева.

Поливать стекло кипятком или подвергать локальному нагреву для быстрого оттаивания нельзя! Перепады температур способны вызвать растрескивание слоев триплекса из-за неравномерного расширения.

Если датчик дождя самопроизвольно срабатывает на мойке – убедитесь, что зажигание автомобиля выключено, ключ извлечен из замка. Если проблема не устранена – следует искать проблемы с проводкой и/или электроникой.

Как проверить работоспособность датчика дождя

Проверка датчика дождя на работоспособность: видео

Перед тем, как проверить датчик дождя на автомобиле на работоспособность, нужно очистить лобовое стекло в зоне его расположения с помощью спиртового раствора или неагрессивного растворителя.

Средство удалит жирные пленки и другие химические загрязнения, которые могут быть незаметны и не смываться чистой водой. Также стоит проверить надежность крепления сенсора.

Для проверки датчика дождя потребуются мультиметр, диагностический сканер, пульверизатор с водой.

Как проверятся датчик дождя: инструкция

  1. Включение датчика. Включить зажигание, активировать автозапуск дворников подрулевым переключателем и побрызгать в зону сенсора на стекле водой. После этого стеклоочистители должны сработать.

На некоторых автомобилях (в частности, концерна VAG) автоматическое включение стеклоочистителей по сигналу датчика дождя возможно только после достижения определенной скорости (например, 16 км/ч)!

Проверить работу излучателя можно, направив на датчик снаружи камеру телефона. Цифровые матрицы, в отличие от человеческого глаза, видят часть ИК-диапазона, но не весь. Поэтому метод подходит лишь для сенсоров, излучающих на коротких волнах.

В современных авто бортовые системы управляются цифровыми сигналами, проверка датчика дождя мультиметром в большинстве случаев не даст результата. С его помощью можно проверить лишь сам факт наличия сигнала. Для проверки корректности работы нужно снимать осциллограмму сигнала и сверять ее с нормальными показателями, снятыми с заведомо исправного сенсора.

Датчик дождя может не работать, если эта функция не активирована.

Как активировать датчик дождя

Активация датчика дождя через программу «Вася-диагност»: видео

Обычная активация датчика дождя выполняется с помощью подрулевого переключателя. Для этого надо сдвинуть его вверх и выбрать кольцом или «флажком» чувствительность сенсора. После этого дворники должны автоматически включаться при попадании воды на стекло.

На ряде авто работа датчика настраивается через меню головного устройства или на приборной панели. За работу отвечает одноименная опция (Rain Sensor на английском), которую надо переключить положение «вкл» или «on».

В некоторых случаях (скачок напряжения, отсоединение клеммы АКБ, вмешательство в прошивку ЭБУ) сенсор может «отвязываться» и для повторной привязки требуется его активация. Иногда также бывает, что соответствующие опции были установлены на заводе, но не активированы в прошивке. Подобные случаи встречаются, например, на авто Jeep, Fiat.

Как включить датчик дождя, который «отвязался» или отключен с завода

Если сенсор отключен на программном уровне, то для его активации потребуется диагностический сканер OBD-II и специальное ПО для вашего автомобиля. Для группы Fiat (Stellantis) это AlfaOBD, для VAG – ODIS или VAG-COM (VCDS), для BMW – BMWDiagnos и т. д. Также можно попробовать универсальные (мультимарочные) программы, как для ПК или ноутбука, так и смартфона или планшета (вроде ELMConfig, Car Scanner, Carista). Перед тем, как активировать датчик дождя, нужно:

Активация датчика дождя через программу VCDS,
нажмите для увеличения

  1. Установить программное обеспечение на компьютер, телефон или планшет.
  2. Подключить к авто диагностический сканер.
  3. Подключиться к автомобилю в программе.
  4. Выбрать раздел, ответственный за настройки опций комфорта.
  5. Найти там меню включения датчика дождя (Rain sensor, Rain/light sensor, RLS и т. п.) и активировать его. Опция также может называться «инициализация датчика дождя» (как на BMW).

После применения и сохранения настроек датчик должен успешно инициализироваться в системе и активироваться при соответствующем положении переключателя.

Список опций, доступных для настройки, зависит от модели и комплектации авто. К примеру, на некоторых моделях можно настраивать автоматическое закрытие окон и люка. Так, в автомобилях VAG для активации функции управления доводчиками стекол через датчик дождя нужно в разделе настроек меню RLS установить галочку «закрытие во время дождя».

Как активировать датчик дождя и настроить закрытие стекол на VAG?

Функциональность некоторых неоригинальных сканеров и приложений для мобильных устройств может быть ограничена. Если не получается активировать датчик дождя ввиду отсутствия соответствующих параметров в меню настройки, стоит попробовать найти другой прибор или обратиться в специализирующуюся на обслуживании вашей марки СТО.

Как отключить датчик дождя

Иногда в процессе эксплуатации автомобиля возникает необходимость отключить датчик дождя. Сделать это можно одним из следующих способов:

  1. Рычажком. Передвинув переключатель в положение 0 (обычно самое нижнее), вы отключите автозапуск дворников. Недостаток способа в том, что при включении стеклоочистители все равно будут работать по датчику, регулируя скорость по нему (но на некоторых авто в верхних положениях рычажка сенсор не участвует, скорость щеток фиксирована).
  2. Через головное устройство, БК или приборную панель. (Метод доступен не на всех автомобилях). Датчик дождя (Rain Sensor) можно отключить через настройки на головном устройстве, бортовом компьютере или приборной панели. Для этого нужно передвинуть их переключатель на экране в положение «выкл» или «off». Дворники будут работать в режиме ручного управления, а их скорость – регулироваться положением рычажка.
  3. Физически. Для отключения датчика дождя можно элементарно отсоединить от него разъем. Недостатки подобного подхода – появление ошибки датчика на панели, а также невозможность использования автовключения света и затенения зеркала заднего вида, потому что датчик света и проводка электрохромного зеркала обычно подключаются через общий разъем.

Для отключения нужно снять соответствующую галочку или передвинуть ползунок в неактивное положение, после чего сохранить и прописать в ЭБУ новые настройки. После отключения стеклоочистители работают по таймерному режиму.

Как настроить работу датчика дождя

Штатная настройка датчика дождя обычно осуществляется с помощью кольцевого переключателя, расположенного на подрулевом рычажке. Как правило, он имеет от 3 до 5–7 положений, задающих чувствительность сенсора и/или скорость работы щеток в зависимости от его показаний.

На многих моделях датчик дождя работает только в первом положении стеклоочистителей (одна позиция вверх), а при повышении позиции – дворники переходят в фиксированный режим работы вне зависимости от осадков. Это сделано как раз для того, чтобы можно было принудительно включить быструю очистку, если автоматической недостаточно.

На некоторых авто переключатель также поддерживает выбор режима работы в зависимости от вида осадков (дождь или снег). При выборе снега чувствительность обычно повышается, чтобы сенсор быстрее реагировал на капли от тающих снежинок. Однако такая опция присутствует не везде, кроме того, точная настройка чувствительности сенсора и скорости движения щеток обычно крайне затруднена.

Производители закладывают «хитрый» алгоритм, учитывающий скорость передвижения авто. При медленной езде щетки будут двигаться неспешно, с четкими паузами, а по мере разгона скорость работы дворников начнет расти. Это сделано, чтобы на маленькой скорости щетки не терли посуху и меньше напрягали глаза водителя, но при быстром движении эффективно очищали стекло.

Как откалибровать датчик дождя, чтобы срабатывал вовремя

Значения калибровок датчика дождя VAG в зависимости от стекла,
нажмите для увеличения

На ряде автомобилей (в частности, VAG) доступна программная калибровка датчика дождя. Она осуществляется с помощью сервисного ПО, как и включение/выключение сенсора. Функция может быть полезной, если штатный датчик дождя функционирует некорректно.

Калибровка производится путем коррекции чувствительности сенсора, исходя из свойств лобового стекла в настройках ЭБУ, поэтому чаще всего она применяется именно после замены стекла или датчика. Через VCDS или другое аналогичное ПО нужно выбрать меню настройки параметров датчика дождя, где и прописать в соответствующем поле нужный параметр. Его можно выбрать как среди готовых шаблонов, предложенных программой, так и методом подбора.

Иногда, как раз по причине того, что не была сделана калибровка, датчик после замены стекла плохо работает или не работает совсем.

Частые вопросы

Как узнать, есть ли в машине датчик дождя?

Признаками наличия датчика дождя в машине является наличие блока с окошком на лобовом стекле за креплением зеркала заднего вида и наличие режима авто на подрулевом рычаге управления работой стеклоочистителей.

Как должен работать датчик дождя?

Датчик дождя реагирует на изменение преломления ИК-лучей стеклом при попадании воды. Фотодиод регистрирует эти изменения и подает контроллеру сигнал на включение дворников. На современных авто чувствительность датчика обычно регулируется кольцом (шайбой) на переключателе, а скорость движения щеток зависит от количества попадающей в зону датчика воды: чем больше – тем быстрее.

Как проверить работоспособность ДД?

Для проверки датчика дождя следует, включив зажигание и активировав режим переключателем стеклоочистителя, в течение 5–10 секунд поливать стекло водой из пульверизатора. Если сенсор исправен, дворники будут срабатывать самостоятельно после каждого сбрызгивания. Чем быстрее и интенсивнее попадает вода на участок стекла где стоит датчик, тем быстрее должны двигаться щетки.

Для чего стоит датчик дождя на лобовом стекле и как он работает

Чем больше функций автомобиля будет включаться автоматически, тем он безопаснее и комфортнее. Техника сработает быстрее человека, при этом ему не потребуется отвлекаться от управления и слежения за обстановкой в дороге. Органы чувств автоматики – это датчики. Один из них появился в автомобиле сравнительно недавно, им стал датчик дождя (ДД).

Датчик Дождя

Зачем в машине нужен датчик дождя

Первые капли дождя могут появиться на лобовом стекле внезапно, и они моментально ухудшат видимость. Преломление света в воде при этом происходит уже по другим законам, картинка настолько исказится, что можно не заметить опасное развитие ситуации. Особенно такое опасно на большой скорости.

Может измениться состояние дорожного покрытия или обстановка в потоке, а водитель не успеет отреагировать, будучи занят попытками рассмотреть через потерявшее чёткость лобовое стекло, при этом ещё и пытаясь быстро активировать стеклоочистители. Которые тоже не сразу наведут порядок с видимостью, поэтому важна каждая доля секунды.

Дворники необходимо включить сразу, как только упадут первые капли. Для этого потребуется устройство, способное распознать именно появление воды, а не другие помехи.

С разработкой надёжно срабатывающего датчика пришлось повозиться. Первые экземпляры стоили дорого, а устанавливались только на самые премиальные автомобили и в качестве опции. Сейчас это крупносерийная продукция и ничего особенного в таком оснащении даже бюджетной машины уже нет.

Место расположения

Датчик ставится по понятным причинами именно на лобовое стекло, которое он и призван защищать от водяных капель. Чтобы не мешать обзору, он размещается в его верхней части, в зоне расположения салонного зеркала заднего вида.

Для этого там выполняется специальная площадка, свободная от тонировки, обогрева и прочих помех в работе.

Принцип работы

Любой переход между находящимися в контакте веществами образует оптическую границу. Все виды электромагнитного излучения на ней преломляются, то есть меняют угол распространения и энергетические свойства. Часть луча проходит через границу, а другая отражается и возвращается в оптически более плотное вещество.

На этом принципе работают, например, волоконно-оптические линии связи, где под определённым углом свет не может выйти за пределы стекла и распространяется на большие расстояния без потерь.

Наиболее подходящим частотным диапазоном оказалось инфракрасное (ИК) излучение. Его спектр лежит ниже границы видимого света. Ощущается такое излучение только как тепло, поэтому и считается тепловым, глаз его не замечает. Тем не менее, это волна, по свойствам близкая к световой, поэтому работает по оптическим законам.

Устройство

Построенный по данному принципу ДД имеет в своём составе:

  • инфракрасные источники света, в их роли выступают ИК-светодиоды;
  • фотоприёмники, настроенный на тот же ИК-диапазон;
  • призматические световоды, формирующие направленный поток лучей;
  • печатную плату с электронными элементами, создающими и обрабатывающими сигналы;
  • корпус с арматурой, обеспечивающей крепление на стекле, и электрическим разъёмом.

При сухом стекле угол размещения светодиодов и фотоприёмников с оптикой подобран таким образом, что наблюдается полное внутреннее отражение лучей от наружной поверхности лобового стекла. Точно так же, как в упомянутых выше волоконно-оптических линиях. К фотодиоду поступает максимальное количество энергии.

Когда в зоне слежения датчика появляется капля воды, даже самых небольших размеров, на границе раздела сред стекла и атмосферы изменяются условия преломления. Уже невозможно вернуть в тело стекла всю энергию луча, часть её уйдёт в воду. Сигнал на выходе приёмника моментально на это отреагирует, он уменьшится.

Дальнейшую оценку и решение принимает электроника. Контроллер датчика определит наличие достаточного количества воды для включения стеклоочистителей. Алгоритм их работы можно задавать различный. Например, если зафиксировано сильное загрязнение стекла, когда вода плохо удаляется, то щётки будут работать дольше и интенсивней. Можно принять решение на включение омывателя.

Приборы настраиваются на исключение нештатных срабатываний. Они не должны реагировать на сухое загрязнение стёкол, хотя и эту функцию можно добавить как полезное дополнение, но уже с омывателем.

Благодаря инфракрасному диапазону датчик одинаково работает и днём, и ночью, видимый свет на него никак не влияет. А с прочими помехами несложно бороться, применяя модулированное излучение.

Учитывая интеллектуальный уровень современного автомобиля, где все системы связаны по компьютерной шине данных, нетрудно предположить, что срабатывание ДД будет замечено прочими устройствами.

треагирует управление тормозами, подготовив колодки к экстренному срабатыванию и очистке от воды, включится дополнительное освещение, изменится режим работы климат-контроля и информационных экранов. Машина автоматически подстроится под изменившиеся условия.

Как самому установить датчик дождя

Производятся готовые комплекты для оснащения автомобилей, где опция ДД не предусмотрена. Необходимо лишь закрепить датчик на стекле, обеспечив нужную для его работы прозрачность, то есть удалить тонировку, если она имеется в этом месте.

Лучше выбирать набор именно для данной модели, тогда не возникнет сложностей с его интеграцией в электрооборудование автомобиля.

Активный элемент датчика монтируется на стекло изнутри при помощи клея. При этом обеспечивается оптический контакт с внутренней границей стекла, обычно для этого используется невысыхающий гель.

Далее на приклеенной части закрепляется наружный корпус и монтируется электропроводка согласно прилагаемой схеме.

Надо обеспечить возможность полного ручного контроля за стеклоочистителями и омывателями. Иначе возможны нежелательные ложные срабатывания, особенно это касается управления стеклоомывателем, который лучше оставить полностью в ручном режиме. Питание берётся от предохранителя уже после замка зажигания, чтобы устройство не срабатывало во время стоянки.

Как проверить работоспособность

Для проверки достаточно активировать датчик и обрызгать стекло водой из распылителя. Щётки должны включиться. У многих приборов предусмотрена ручная или программная регулировка чувствительности, их можно настроить по порогу срабатывания, исключив помехи.

Современный ДД имеют связь с общей шиной автомобиля, по которой при помощи сканера можно выполнять различные сервисные функции. Прописывать датчик в бортовой сети, изменять его режимы, регулировать чувствительность. Возможна активация дополнительных встроенных функций.

Недостатки устройства

Основные проблемы связаны с установкой порога чувствительности. Слишком тонкая настройка приводит к многочисленным ложным срабатываниям на малейшие загрязнения стекла.

Искусственное загрубление вызывает большие задержки на включение. Даже при проверке приходится ждать десяток секунд до включения, что обнуляет всю пользу от автоматической реакции на дождь.

Неудобства проявляются и при необходимости заменить лобовое стекло. Датчик приходится переклеивать, что требует определённой квалификации, после чего проводить инициацию и настройку. Но квалифицированные специалисты этому обучены и уверенно справляются, а стёкла выпускаются во всех исполнениях, в том числе и с подготовкой под ДД.

Как проверить датчик дождя на работоспособность

Для чего стоит датчик дождя на лобовом стекле и как он работает

Чем больше функций автомобиля будет включаться автоматически, тем он безопаснее и комфортнее. Техника сработает быстрее человека, при этом ему не потребуется отвлекаться от управления и слежения за обстановкой в дороге. Органы чувств автоматики – это датчики. Один из них появился в автомобиле сравнительно недавно, им стал датчик дождя (ДД).

Датчик Дождя

Зачем в машине нужен датчик дождя

Первые капли дождя могут появиться на лобовом стекле внезапно, и они моментально ухудшат видимость. Преломление света в воде при этом происходит уже по другим законам, картинка настолько исказится, что можно не заметить опасное развитие ситуации. Особенно такое опасно на большой скорости.

Может измениться состояние дорожного покрытия или обстановка в потоке, а водитель не успеет отреагировать, будучи занят попытками рассмотреть через потерявшее чёткость лобовое стекло, при этом ещё и пытаясь быстро активировать стеклоочистители. Которые тоже не сразу наведут порядок с видимостью, поэтому важна каждая доля секунды.

Дворники необходимо включить сразу, как только упадут первые капли. Для этого потребуется устройство, способное распознать именно появление воды, а не другие помехи.

С разработкой надёжно срабатывающего датчика пришлось повозиться. Первые экземпляры стоили дорого, а устанавливались только на самые премиальные автомобили и в качестве опции. Сейчас это крупносерийная продукция и ничего особенного в таком оснащении даже бюджетной машины уже нет.

Место расположения

Датчик ставится по понятным причинами именно на лобовое стекло, которое он и призван защищать от водяных капель. Чтобы не мешать обзору, он размещается в его верхней части, в зоне расположения салонного зеркала заднего вида.

Для этого там выполняется специальная площадка, свободная от тонировки, обогрева и прочих помех в работе.

Принцип работы

Любой переход между находящимися в контакте веществами образует оптическую границу. Все виды электромагнитного излучения на ней преломляются, то есть меняют угол распространения и энергетические свойства. Часть луча проходит через границу, а другая отражается и возвращается в оптически более плотное вещество.

На этом принципе работают, например, волоконно-оптические линии связи, где под определённым углом свет не может выйти за пределы стекла и распространяется на большие расстояния без потерь.

Наиболее подходящим частотным диапазоном оказалось инфракрасное (ИК) излучение. Его спектр лежит ниже границы видимого света. Ощущается такое излучение только как тепло, поэтому и считается тепловым, глаз его не замечает. Тем не менее, это волна, по свойствам близкая к световой, поэтому работает по оптическим законам.

Устройство

Построенный по данному принципу ДД имеет в своём составе:

  • инфракрасные источники света, в их роли выступают ИК-светодиоды;
  • фотоприёмники, настроенный на тот же ИК-диапазон;
  • призматические световоды, формирующие направленный поток лучей;
  • печатную плату с электронными элементами, создающими и обрабатывающими сигналы;
  • корпус с арматурой, обеспечивающей крепление на стекле, и электрическим разъёмом.

При сухом стекле угол размещения светодиодов и фотоприёмников с оптикой подобран таким образом, что наблюдается полное внутреннее отражение лучей от наружной поверхности лобового стекла. Точно так же, как в упомянутых выше волоконно-оптических линиях. К фотодиоду поступает максимальное количество энергии.

Когда в зоне слежения датчика появляется капля воды, даже самых небольших размеров, на границе раздела сред стекла и атмосферы изменяются условия преломления. Уже невозможно вернуть в тело стекла всю энергию луча, часть её уйдёт в воду. Сигнал на выходе приёмника моментально на это отреагирует, он уменьшится.

Дальнейшую оценку и решение принимает электроника. Контроллер датчика определит наличие достаточного количества воды для включения стеклоочистителей. Алгоритм их работы можно задавать различный. Например, если зафиксировано сильное загрязнение стекла, когда вода плохо удаляется, то щётки будут работать дольше и интенсивней. Можно принять решение на включение омывателя.

Приборы настраиваются на исключение нештатных срабатываний. Они не должны реагировать на сухое загрязнение стёкол, хотя и эту функцию можно добавить как полезное дополнение, но уже с омывателем.

Благодаря инфракрасному диапазону датчик одинаково работает и днём, и ночью, видимый свет на него никак не влияет. А с прочими помехами несложно бороться, применяя модулированное излучение.

Учитывая интеллектуальный уровень современного автомобиля, где все системы связаны по компьютерной шине данных, нетрудно предположить, что срабатывание ДД будет замечено прочими устройствами.

треагирует управление тормозами, подготовив колодки к экстренному срабатыванию и очистке от воды, включится дополнительное освещение, изменится режим работы климат-контроля и информационных экранов. Машина автоматически подстроится под изменившиеся условия.

Как самому установить датчик дождя

Производятся готовые комплекты для оснащения автомобилей, где опция ДД не предусмотрена. Необходимо лишь закрепить датчик на стекле, обеспечив нужную для его работы прозрачность, то есть удалить тонировку, если она имеется в этом месте.

Лучше выбирать набор именно для данной модели, тогда не возникнет сложностей с его интеграцией в электрооборудование автомобиля.

Активный элемент датчика монтируется на стекло изнутри при помощи клея. При этом обеспечивается оптический контакт с внутренней границей стекла, обычно для этого используется невысыхающий гель.

Далее на приклеенной части закрепляется наружный корпус и монтируется электропроводка согласно прилагаемой схеме.

Надо обеспечить возможность полного ручного контроля за стеклоочистителями и омывателями. Иначе возможны нежелательные ложные срабатывания, особенно это касается управления стеклоомывателем, который лучше оставить полностью в ручном режиме. Питание берётся от предохранителя уже после замка зажигания, чтобы устройство не срабатывало во время стоянки.

Как проверить работоспособность

Для проверки достаточно активировать датчик и обрызгать стекло водой из распылителя. Щётки должны включиться. У многих приборов предусмотрена ручная или программная регулировка чувствительности, их можно настроить по порогу срабатывания, исключив помехи.

Современный ДД имеют связь с общей шиной автомобиля, по которой при помощи сканера можно выполнять различные сервисные функции. Прописывать датчик в бортовой сети, изменять его режимы, регулировать чувствительность. Возможна активация дополнительных встроенных функций.

Недостатки устройства

Основные проблемы связаны с установкой порога чувствительности. Слишком тонкая настройка приводит к многочисленным ложным срабатываниям на малейшие загрязнения стекла.

Искусственное загрубление вызывает большие задержки на включение. Даже при проверке приходится ждать десяток секунд до включения, что обнуляет всю пользу от автоматической реакции на дождь.

Неудобства проявляются и при необходимости заменить лобовое стекло. Датчик приходится переклеивать, что требует определённой квалификации, после чего проводить инициацию и настройку. Но квалифицированные специалисты этому обучены и уверенно справляются, а стёкла выпускаются во всех исполнениях, в том числе и с подготовкой под ДД.

Восстановление датчика дождя.

Привет всем, друзья. Расскажу вам свою эпопею с датчиком дождичка.
Приобрел я давеча LX470, все хорошо, но датчик дождя не продавал признаков жизни. Дворники работали только в режиме интервалов. Дай, думаю, гляну. Снимаю его и охреневаю. Стеклышко, что прилегает к линзе на лобовом (черное такое), как будто его ножом скоблили и потом киркой колошматили, весь в сколах и потертостях. Ну приплыли. Покупать новый (за 200$) жаба душит, ищем на разборках. Нашел за 15$. Правда стеклышко тоже не идеальное было, как будто со следами от скотча, сказали можно вернуть если не работает. Ну отлично, если что не жалко и выкинуть. А тут как раз и лобовое камнем подрихтовал. Ну что же, еду менять стекло и датчик за одно.

Приехал к стекольщикам, поставил задачу, наблюдаю. Те спокойно, без лишних движений, с понимающим видом все сделали. Датчик работать будет? Будет! Ну и супер. Как раз дождик идет, думаю, ну классно, сразу и проверю как датчик работает. Расчитался и поехал.

Еду себе, еду, дергаю ручку дворников туда сюда, пытаюсь понять работает или нет, дождь то идет, дворники никак не могут успокоиться. Покатался туда сюда, заехал под навес и понял, не работает. Все так же, в режиме интервала. Залез с фонариком на порог, смотрю на сенсор через лобовое, обнаружил пузыри воздуха между лобовым стеклом и линзой, понятно, схалтурили. Еду снова к стекольщикам, те меняют силиконовую линзу между сенсором и лобовым, проверяем, не работает. Мля. Ладно, сам разберусь. Покупаю у них три запасных линзы для экспериментов (как раз один сенсор для экспериментов есть) и поехал на работу.

Теперь изучаем матчасть. Сенсор от 470го состоит из корпуса, двух плат на которых крепятся фото и светодиоды и специального хитроформованного стекла. Светодиоды излучают свет через это стекло наружу а фотодиоды принимают отраженный от чего нибудь (в данном случае от капель) свет. Так он и работает, чем больше капель, тем больше отраженного света, тем чаще нужно махать щетками. Оказалось элементарно. Что влияет на его работоспособность? На нее влияет отсутствие помех для лучей на пути от светодиода до капель и обратно до фотодиодов. Этими помехами могут быть пузырьки воздуха или грязь между частями сендвича «стекло сенсора — силиконовая линза — лобовое». Силиконовая линза (просто прозрачный кусок мягкого силикона) нужна для того, что бы убрать воздух на пути от сенсора до лобового стекла. В моем случае она прозрачная и липкая с двух сторон.

Вот как раз стекло сенсора у меня на обоих датчиках было в плохом состоянии и свет не мог пробиться через эти затертости. Машина после двух взмахов щетками понимала что свет не возвращается и автоматом переходила в режим интервалов.
Ну коль так, надо вернуть прозрачность стеклышку сенсора и посмотреть что будет. Этим я и занялся. Делать это я решил со старым сенсором, где стекло было совсем в кошмарном состоянии. Далее с фото:

Меняем лобовое Меняем лобовое Так выглядел мой датчик, обратите внимание на стекло, оно как после метеоритного дождя. А должно выглядеть идеально. Так выглядит стеклышко с купленного сенсора, тож не идеал. Взял 2000 наждачку и сточил всю поврежденную поверхность стеклышка до идеала. Шлифуем. Шаг за шагом, пока не ушли самые глубокие сколы и царапины. Шаг за шагом, пока не ушли самые глубокие сколы и царапины. В итоге получил вот такую поверхность. В итоге получил вот такую поверхность. Стеклышко с обратной стороны.

Нормально. По сценарию, клеевой слой силиконовой линнзы должен заполнить риски от 2000 наждачки и сделать этот пирог полностью прозрачным.

Приступаем к сборке. Купил специально три линзы что бы испортить, так как делаю это в первый раз, да и руки у меня не самые прямые. Линза — это кусок липкого с двух сторон прозрачного силикона Вырезал линзу по размерам стекла сенсора Вырезал линзу по размерам стекла сенсора Приклеил. Неудачно, пузырей воздуха наоставлял. Снимаем. Снимаем. После еще одной неудачной попытки, все получилось.

Теперь нужно аккуратно приклеить к стеклу весь сенсор.

Все получилось, ура, работает!

Все это я проверил на собственном опыте на lexus lx470 2007 года и руководствуюсь только им, как будет работать на других машинах сказать не могу. Но принцип, думаю, везде одинаковый. Надеюсь мой опыт будет вам полезен.

ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА ДАТЧИКА ДОЖДЯ

Здесь Вы найдете полезные сведения и важные советы о датчике дождя и освещенности для автомобилей.

Датчик дождя является функцией помощи водителю, которая посредством автоматической активации стеклоочистителя разгружает водителя при дожде и, таким образом, значительно повышает безопасность и комфорт в автомобиле. Датчик дождя был внедрен в автомобиле в середине девяностых годов и с тех пор является непременным компонентом электроники автомобиля.

Важное указание по технике безопасности
Следующая информация и практические советы были составлены HELLA для профессиональной помощи автомастерским. Информация, предоставленная на этом веб-сайте, должна применяться только соответствующим образом подготовленными специалистами.

Комбинированный датчик дождя и освещенности

Коммуникация и интеграция в систему датчика дождя и освещенности

Замена датчика дождя

Проверка датчика дождя и освещенности

КОМБИНИРОВАННЫЙ ДАТЧИК ДОЖДЯ И СВЕТА : КОНСТРУКЦИЯ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Датчик дождя, изначально устанавливаемый в основании зеркала заднего вида, размещается вне поля зрения на внутренней стороне ветрового стекла. Датчик в области своего действия распознает наличие дождя и передает эту информацию в управляющую электронику стеклоочистителя. Благодаря этому в настройке прерывистого включения стеклоочистителя можно автоматически адаптировать частоту ходов щеток к интенсивности дождя. Ручное вмешательство водителя практически не требуется.

Комбинированный датчик дождя и освещенности объединяет две функции в одном модуле.

  • Распознавание дождя и автоматическое управление стеклоочистителем
  • Регистрация окружающей освещенности и автоматическое включение и выключение освещения автомобиля

Активирование датчика дождя, как правило, осуществляется приведением в действие функции прерывистого включения стеклоочистителя или автоматики переключателем на рулевой колонке (рис. 2).

Поворотом переключателя света в положение AUTO (автоматическое управление светом фар) активируется датчик освещенности, и освещение включается и выключается в соответствии с окружающей освещенностью (рис. 3).

Конструкция датчика дождя и освещенности

Рисунок 2: информация для водителей на дисплее Peugeot

Рисунок 3: выключатель освещения Audi

Датчик дождя

Датчик дождя распознает наличие осадков на ветровом стекле при помощи оптоэлектронного метода измерения. Чувствительный элемент состоит из одного или нескольких светодиодов (передатчик), призмы и фотодиода (приемник). Один из генерируемых светодиодом световых лучей попадает через призму на ветровое стекло, многократно отражается от наружной поверхности стекла и передается на фотодиод.

Правильное расположение датчика и сухая поверхность стекла позволяют достигать максимально возможное отражение светового луча (рис. 4).

Капли дождя на ветровом стекле изменяют характер отражения настолько, что уже не все световые лучи достигают своей цели и отклоняются каплями дождя (рис. 5).

Чем выше интенсивность дождя, тем меньше света доходит до фотодиода. На основании интенсивности облучения электронный блок обработки рассчитывает количество дождя на стекле в данный момент и посылает необходимую электронике стеклоочистителя информацию для управления скоростью очистителя. Благодаря постоянным измерениям датчика характер работы стеклоочистителя может индивидуально адаптироваться в соответствии с количеством осадков. При распознавании на движущемся вперед автомобиле сильного дождя или брызг система автоматически выполняет переключение из прерывистого режима работы стеклоочистителя на наивысшую ступень работы.

Почему не работает датчик дождя в автомобиле

Датчик дождя в машине осуществляет автоматический запуск стеклоочистителей во время непогоды. Если система выйдет из строя, «дворники» могут срабатывать непроизвольно. Водителю следует узнать, предусмотрена ли в машине такая опция и проверить работу датчика.

5efe205a515b6a0562e2a3d44f527955_w650.jpg

Узнать, предусмотрен ли в машине датчик дождя, несложно: в этом случае за салонным зеркалом обнаружится блок небольших размеров, на нем есть «окошко». Также следует посмотреть на рычаг управления стеклоочистителями, где должен предусматриваться режим «Auto».

aeeb7f9f1310bc13fcca7f6d3f9dd191_w650.jpg

Система работает следующим образом: специальный датчик определяет присутствие на стекле грязи и воды, после чего активируются стеклоочистители, закрываются окна и люк. В зависимости от того, как сильно намокла или испачкалась поверхность стекла, выбирается скорость работы щеток. В некоторых моделях датчик дождя функционирует совместно с датчиком освещения.

6355812840359cb86adb5bdd90404f60_w650.jpg

Как правило, датчики дождя присутствуют на топовых версиях авто, в бюджетных вариантах систему можно заказать за дополнительную плату. Также есть возможность внедрить дачтик на старые машины. Но следует иметь в виду, что эту систему не ставят на атермальное стекло без специального штатного окошечка.

Датчик может не работать в следующих случаях:

  • На стекле есть пятна, разводы от химических средств либо наклеена тонировочная пленка. В этом случае стекло нужно помыть, а пленку убрать.
  • Датчик может перегреться на солнце или от печки и работать некорректно. Потребуется перенаправить потоки теплого воздуха, отключить функцию подогрева стекла и т.д.
  • Контакты нарушены, произошел скачок в бортовой цепи. Следует найти место повреждения и решить проблему.
  • Обмерзание или повреждение стекла.

Чтобы система работала корректно, следует содержать авто в чистоте, использовать качественную стеклоомывающую жидкость, своевременно менять щетки.

Датчик может сработать сам собой на автомойке, в этом случае нужно выключить зажигание машины и убрать ключ из замка.

0e64b29bbb863384b52f6689bfc0d4b1_w650.jpg

Как проверить работу датчика дождя:

  1. Включить датчик, зажигание, запустить систему автозапуска дворников.
  2. Обильно побрызгать водой на поверхность лобового стекла, при этом щетки должны сработать. Но в некоторых моделях система запускается только при движении автомобиля.
  3. Отрегулировать чувствительность сенсора на максимальный уровень, если при таких условиях он активируется только при большом объеме воды на стекле, значит нарушены калибровки.
  4. Протестировать работу систему можно с привлечением бортового компьютера или расшифровать ошибки ЭБУ.
  5. Датчик может функционировать корректно, но сигнал на включение стеклоочистителей не подавать. В этом случае нужно проверить предохранитель и реле, сверив напряжение со схемой проводки автомобиля. Нормой является показатель – 12В. Если с напряжением все в порядке то причина может скрываться в самом датчике, проводке, переключателе.

Также следует принять во внимание тот факт, что датчик будет работать только если эта функция активирована. Это выполняется с помощью подрулевого переключателя, который сдвигают вверх, а затем выбирается чувствительность системы.

Узнайте, как спасти машину от судебных приставов из нашей следующей статьи.

Похожие публикации:

  1. Как выглядят права на автомат
  2. Как снять плафон освещения салона пежо 206
  3. Как снять помпу на классике
  4. Лада ларгус fl какие колодки лучше поставить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *