Индекс вязкости масла что это
Перейти к содержимому

Индекс вязкости масла что это

  • автор:

Индекс вязкости моторного масла. Классификация SAE 5w30 и 5w40

Индекс вязкости моторного масла SAE

Зависимость вязкости масла от температуры называется вязкостно-температурной характеристикой (ВТХ) масла.

Товар по теме:

Синтетическое моторное масло 5W-30 «Супротек Атомиум» 1 и 4 литра. SN/CF С3

Синтетическое моторное масло «Suprotec Atomium» 5W-30 4л, 1 л.

Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-30. Покупайте масло с гарантией производителя.

Современные двигатели — это чрезвычайно сложные механизмы, состоящие из различных агрегатов и узлов, которые в разной степени подвергаются действию агрессивных продуктов сгорания нефтепродуктов, топлива, высоких температур, скоростей, давлений и т. д. В двигателе внутреннего сгорания не один десяток поверхностей трения нуждается в смазочном масле, роль и требования к качеству которого возрастают по мере совершенствования конструкций.

За последние годы значительно изменились параметры современных двигателей. Так, на 45 % увеличилась литровая мощность, примерно на 18—20 % повысились скорость и среднее эффективное давление, причем эти изменения произошли при уменьшении литрового веса (32-35 %). Предусмотрено дальнейшее повышение литровой мощности и снижение металлоемкости. Повышение экономичности и эффективности, снижение затрат металла на единицу мощности возможны только за счет дальнейшего форсирования двигателей, т. е. еще будут увеличены среднее эффективное давление, степень сжатия, частота вращения, предполагается более широко использовать наддув. Все это повышает теплонапряженность деталей двигателя и ужесточает требования к качеству моторных масел.

Мы живем в России, в которой раз от раза бывает зима. В течение года температура за бортом может меняться от плюс сорока летом до минус сорока зимой, а ездить все равно надо. Здесь нужно вспомнить, что моторное масло имеет одну неприятную особенность — его вязкость сильно зависит от температуры, причем очень сильно (читать подробнее о моторных маслах «Супротек». ). При отрицательных температурах кинематическая вязкость моторного масла может составлять тысячи сантистоксов (единица измерения вязкости, мм2/с), а в зоне рабочих температур она снижается до единиц этих же сантистоксов. Это огромный разброс. Для одного и того же моторного масла вязкость может отличаться в тысячу раз! Лучшее решения для верного выбора автомобильного масла — консультация со специалистом у дилера. Но немного понимать вопрос необходимо и самому.

Вязкость моторного масла

Вязкость моторного масла зависит от температуры и называется вязкостно-температурной характеристикой (ВТХ) масла. Это его важнейший параметр. Для того, чтобы описать вязкостно-температурную характеристику масла, его производители в техническом описании продукта дают две вязкости: при 40 С и при 100 С, а также указывают еще один параметр, смысл которого понимают не все – индекс вязкости. Что же это такое?

Что такое индекс вязкости?

Рассчет индекса вязкости масла. Характеристики

Индекс вязкости – эмпирическое число, которое указывает на степень изменения вязкости масла при изменении температуры. Масла с высоким индексом вязкости проявляют меньшую зависимость вязкости от температуры, чем масла с низким индексом вязкости. Для повышения индекса вязкости проводят глубокую гидроочистку базовых масел или используют вязкостные присадки (маслорастворимые полимеры) или синтетические (полимерные) масла.

Индекс вязкости это расчетная величина, характеризующая вид зависимости кинематической вязкости масла от температуры. Как рассчитывают вязкость моторного масла? При расчете берутся два эталонных автомобильных масла ГОСТ, у которых при 100 С вязкость будет одинаковой, но одно очень сильно густеет при понижении температуры, а вязкость второго от температуры зависит слабо. Индекс вязкости первого эталона принимается равным нулю, второго – ста. Вязкостно-температурная характеристика испытуемого масла сравнивается с эталонными и по специальной формуле определяется его индекс вязкости. Чем он выше, тем лучше.

полностью синтетическое масло Супротек

синтетическое моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей

Синтетическое моторное масло 5W-30 Супротек Атомиум

Масло SUPROTEC ATOMIUM для современных высоконагруженных двигателей

Вязкостно-температурная характеристика зависит от углеводородного состава базового масла, состава и процента добавки загущающих полимерных присадок. У базовых масел на основе парафиновых углеводородов индекс вязкости достаточно высокий, около 100. У масел на основе ароматических углеводородов существенно более низкий, около 30-40. У синтетических компонентов, например, полиальфаолефинов (ПАО) выше 150.

Вязкостно-температурная характеристика базового масла для двигателя определяет индекс вязкости и конечного продукта. У сезонных «минералок» индекс вязкости самый низкий: 80-90. У всесезонных загущенных «минералок» он повышается до 90-110. Высоко ценятся улучшенные «минералки» с частичным содержанием синтетических компонентов, в том числе гидрокрекингового происхождения, имеют вязкостно-температурную характеристику с индексом порядка 120-140.

А так называемые «полные синтетики» могут похвастаться индексом вязкости, доходящим до 170-180.

Величина этого параметра связана с первой цифрой спецификации масел по SAE (которая указывается перед W: 0W, 5W и т.д.). Чем она ниже, тем в соответствующем классе масел должен быть выше индекс вязкости.

Таблица значений вязкости моторного масла по классификации SAE

Автомобильные масла — классификация SAE J-300 DEC99

Класс по SAE Вязкость низкотемпературная Вязкость высокотемпературная
Проворачивание Прокачиваемость Вязкость, мм2/с при t=100°C Min вязкость, мПа⋅с, при t=150°C и скорости сдвига 106 с-1
Max вязкость, мПа⋅с, при температуре, °C Min Max
0 W 6200 при -35°C 60000 при -40°C 3,8
5 W 6600 при -30°C 60000 при -35°C 3,8
10 W 7000 при -25°C 60000 при -30°C 4,1
15 W 7000 при -20°C 60000 при -25°C 5,6
20 W 9500 при — 15°C 60000 при -20°C 5,6
25 W 13000 при -10°C 60000 при -15°C 9,3
20 5,6 2,6
30 9,3 2,9
40 12,6 2,9 (0W-40; 5W-40; 10W-40)
40 12,6 3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)
50 16,3 3,7
60 21,9 26,1 3,7

Индекс вязкости

Индекс вязкости VI (viscosity index) — это эмпирический (полученный путём эксперимента), безразмерный условный показатель для оценки зависимости вязкости масла от температуры.
Индекс вязкости является одной из важнейших характеристик моторных масел и всегда указывается в техпаспорте — TDS (technical data sheet).
Чем выше численное значение индекса вязкости, тем меньше вязкость масла зависит от температуры. Масло с более высоким индексом вязкости имеет лучшую текучесть при низкой температуре (запуск холодного двигателя) и более высокую вязкость при рабочей температуре двигателя. Высокий индекс вязкости необходим для всесезонных масел и некоторых гидравлических масел (жидкостей). Индекс вязкости определяется (по стандартам ASTM D 2270, DIN ISO 2909).
При очистке масел индекс вязкости, как правило, повышается, что в основном связано с удалением из масла ароматических соединений. Высоким индексом вязкости обладают масла гидрокрекинга. Гидрокрекинг является одним из основных методов получения масел с высоким индексом вязкости. Ещё более высокий индекс вязкости у синтетических базовых масел: у полиальфаолефинов — до 130, у сложных полиэфиров — около 150. Индекс вязкости масел можно повысить введением специальных присадок — полимерных загустителей.

Subarist.ru — техническая поддержка автомобилистов

+7 914 572-29-72 (часовой пояс Москва +6)

Статьи

Одной из ключевых характеристик моторного масла является его вязкость. Пренебрежение данным параметром может привести к серьезным поломкам двигателя. Неслучайно все автопроизводители рекомендуют для своей продукции масла определенной вязкости. Она определяется с таким учетом, чтобы масло могло достаточно смазать все рабочие поверхности, которые поддаются трению. Если смазка будет неудовлетворительной, детали двигателя быстро выйдут из строя.

oil viscosity index2.jpg

Износу трущихся деталей препятствует тонкая масляная пленка на их поверхностях. Ее толщина зависит от вязкости масла. То есть чем выше этот параметр, тем толще будет масляная пленка.

Температурные колебания приводят к изменению вязкости масла. Индекс вязкости показывает, насколько сильно меняется вязкость при нагревании или охлаждении жидкости. Если этот индекс низкий, то вязкость будет меняться значительно. Это означает, что при сильном нагревании масло становится очень текучим, а при сильном охлаждении — чрезмерно густым.

oil viscosity index.jpg

Высокий же индекс показывает, что при температурных колебаниях вязкость меняется незначительно. Если бы существовало идеальное моторное масло, оно бы сохраняло свою вязкость неизменной при любой температуре.

Значение индекса вязкости можно оценить на примере автомобильных двигателей. Чтобы запустить мотор при минусовой температуре, нужно масло с высоким индексом. Оно остается достаточно текучим и легко продавливается по системе. При этом такое масло будет в меру густым и при высоких температурах, что позволяет избежать перерасхода топлива.

oil viscosity index3.jpg

Важность масел с высоким индексом вязкости можно проиллюстрировать и на примере авиационной техники. От ее гидравлических систем требуется безотказная работа и при очень низких температурах на большой высоте, и при очень высоких на земле. Это достигается только путем использования гидравлических жидкостей, имеющих высокий индекс.

Высокий индекс вязкости позволяет жидкости противостоять воздействию нагревания и охлаждения. Как правило, жидкости довольно гибко реагируют на температурные изменения. Но существует достаточно жидкостей с высоким индексом, которые могут быть успешно применены в гидравлике.

Чтобы определить индекс вязкости масла, необходимо знать его вязкость при любых двух температурах. Американское общество специалистов по испытаниям и материалам публикует таблицы, позволяющие определить индекс вязкости для любой жидкости по имеющимся значениям.

Качественное масло — характеристики. Индекс вязкости

При выборе моторного масла, одним из основных параметров, на который мы обращаем внимание, является класс вязкости SAE.

Класс вязкости SAE

Вязкость — это способность слоёв моторного масла сопротивляться сдвигу друг относительно друга.

Масла классифицируются по шкале, разработанной американским обществом автомобильных инженеров. SAE 0w20, 5w30, 10w40 и т.п. — это всё классы вязкости.

Есть 15 классов вязкости: 6 «зимних» и 9 «рабочих». Первая цифра в классе вязкости означает прокачиваемость масла при минусовых температурах, вторая — при рабочей температуре (за эталон взяли 100 градусов).

Класс вязкости присваивается моторному маслу на основании показателей при тестировании.

Как выбрать нужный класс вязкости?

Выбирать класс вязкости лучше всего, заглянув в руководство по эксплуатации — обычно производитель указывает допустимые классы для каждой модели автомобиля.

При этом не стоит забывать, что первая цифра с индексом W не влияет ни на что, кроме способности моторного масла к прокачке при минусовых температурах. В сущности, для любого автомобиля, не эксплуатирующегося на крайнем севере с температурами ниже 35, достаточно использовать моторные масла 5w.

Можно заглянуть вот в такую таблицу и прикинуть условия, в которых автомобиль будет эксплуатироваться:

SAE weather.png

Кажется, что лучше всего выбрать любое маловязкое масло и проблем не знать, не так ли?

Не всё так просто.

Возможные проблемы при использовании маловязких моторных масел:

— малая толщина масляной плёнки, увеличение вероятности её разрыва;

— более быстрая потеря свойств при разжижении масла топливом (актуально для моторов с прямым впрыском и не только. )

Плюсы маловязких масел:

— лёгкий холодный пуск;

Выбор предпочтительной вязкости остаётся за вами, но только в рамках, установленных производителем автомобиля.

Индекс вязкости VI

Моторное масло может поменять свой класс вязкости после эксплуатации при сильной нагрузке и высокой температуре.

Индекс вязкости показывает степень изменения вязкости в зависимости от температуры.

Чем выше индекс вязкости, тем меньше вязкость масла зависит от температуры.

То есть, можно сказать, что чем выше ИВ, тем более качественным является моторное масло.

Индекс вязкости определяется по шкале ASTM D 2270. Хорошим индексом можно считать показатель от 150 единиц.

Таким образом, качественное моторное масло — это масло с подходящим для вашего автомобиля и его условий эксплуатации классом вязкости, а также индексом вязкости не ниже 150.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *