Esp что это такое в автомобиле
Перейти к содержимому

Esp что это такое в автомобиле

  • автор:

Авто из США: подводные камни

Вся информация о ESP на сайте BOSS AUTO ☝ Доставка авто с аукционов ☎️ +380 (63) 667 02 72.

Что такое система ESP (Electronic Stability Program) и зачем она нужна

Система стабилизации Electronic Stability Program впервые была установлена в 1995 году на Mercedes CL600. Сегодня большинство машин оборудовано электронной программой, которая обеспечивает курсовую устойчивость (ESP). Что это: незаменимое устройство или бесполезный модуль в автомобиле? Устройство задумано как активный элемент системы безопасности, который на 25–35% снижает риск аварии на дороге. Все машины, которые сходят с конвейера в ЕС, обязательно оборудуются ЕСП. С 2014 года продажа авто без программы стабилизации запрещена законом.

Для чего нужна система ESP

ESP — это компьютеризированная технология, программа стабилизации, которая разработана в помощь водителю. Основное назначение:

  • поддержание курсовой устойчивости;
  • предотвращение заносов;
  • предупреждение бокового скольжения;
  • улучшение контроля управления;
  • сокращение тормозного пути;
  • компенсация ошибок водителя.

Использование программы динамической стабилизации снижает риск возникновения аварийной ситуации. Модуль автоматически регулирует положение автомобиля, если возникает неуправляемое отклонение вбок.

Принцип работы ESP

Чтобы понять, что такое ESP, нужно разобраться в устройстве модуля. Система состоит из микропроцессора и многочисленных датчиков, которые контролируют положение колес и кузова, а также другие параметры во время движения. Некоторые из них:

  • показатели давления в системе тормозов;
  • положение руля;
  • скорость вращения колесных дисков;
  • угловое ускорение.

Один из элементов программы — G-сенсор, который реагирует на любые события, значительно изменяющие траекторию движения. Он воспринимает сигналы, свидетельствующие о торможении и разгоне, повороте и вращении автомобиля. Датчики фиксируют боковое ускорение, которое является маркером неконтролируемого скольжения. Ответные меры зависят от направления заноса, величины бокового ускорения и скорости движения авто.

Датчики передают информацию в блок-контроллер. В ходе обработки информации он определяет степень опасности ситуации. В критический момент система восстанавливает баланс кузова за счет торможения нужной группы колес. Модуль ЕСП сравнивает текущую траекторию с углом поворота рулевого колеса. При расхождении активируются тормозные механизмы.

Итак, можем сказать, что ESP в машине — это механизм, который отвечает за сохранение направления движения во время сложных маневров на скорости. Главное назначение — предотвращение заноса в момент резкого поворота рулевого колеса.

Как на практике выглядит действие ESP

ESP в машине работает совместно с ABS (система активной безопасности) и блоком, который управляет двигателем (TCS — система контроля тяги). Она действует так:

  • Модуль ABS предотвращает блокировку колес во время интенсивного торможения. Система кратковременно разжимает тормозные колодки в момент, когда начинается блокировка колеса, что позволяет избежать скольжения. Модуль TCS предупреждает пробуксовку колес во время ускорения. ABS и TCS контролируют продольную динамику, ESP — поперечную.
  • Если от датчиков поступает информация, которая расценивается контроллером как боковое скольжение, система ESP в авто активирует работу ABS для выборочного торможения колес. Одновременно сокращается подача топлива в двигатель, что приводит к уменьшению показателей крутящего момента. Интеграция программ ESP, ABS и TCS предотвращает боковой занос. Корректировка положения колес происходит в автоматическом режиме. Процесс занимает считанные секунды, что позволяет оперативно среагировать на потенциально опасные изменения курса.

ЕСП — это система, которая работает постоянно, анализируя и контролируя характер движения транспортного средства 25 раз в 1 секунду. Например, при совершении крутого поворота происходит занос задней оси. Датчики фиксируют изменение траектории движения, контроллер ограничивает подачу топлива в двигатель. Если положение не стабилизировалось, дополнительно выполняется торможение переднего внешнего колеса. При недостаточной поворотной динамике модуль ЕСП притормаживает внутреннее заднее колесо, чтобы обеспечить лучшее вращение.

Важно понимать, что возможности модуля стабилизации не безграничны. Если занос возникает на высокой скорости при малом сцеплении колес с дорожной поверхностью, электроника бессильна. Поэтому система ESP уменьшает вероятность аварии, но не исключает ее полностью при критических условиях.

Что такое кнопка ESP OFF и стоит ли ей пользоваться

В автомобилях, оборудованных системой активной безопасности, предусмотрена кнопка ESP OFF, которая отключает модуль. Обычно ее используют автолюбители, которые предпочитают экстремальный режим вождения. Отключив ЕСП, можно беспрепятственно совершать развороты на 180° и ездить дрифтом. Дрифт — это техника совершения поворотов на скорости, которая характеризуется управляемым заносом. Она используется на сложных трассах для преодоления препятствий в виде грязи, снега или песка.

ЕСП стоит отключить в таких случаях:

  • для подъема по скользкой дорожной поверхности;
  • чтобы выбраться из месива грязи или снега, когда автомобиль застрял;
  • во время езды по глубокому снегу или бездорожью.

Без контроля со стороны электронных систем колеса интенсивно буксуют, благодаря чему протектор очищается. В результате машина сохраняет скорость, что позволяет преодолевать препятствия. В такие моменты необходимо полностью использовать потенциал двигателя.

Если автомобиль движется по сухому песку или глубокому снегу, водитель сильно выжимает педаль газа, однако скорость остается невысокой. При этом машину периодически заносит из стороны в сторону. В такой ситуации модуль ESP способен среагировать торможением буксующего колеса. Как результат, машина может окончательно увязнуть в снежной или песчаной массе. Поэтому перед въездом на сложную трассу лучше отключить программу динамической стабилизации.

Неисправность модуля ESP

На приборной панели находится значок ESP, который загорается, когда срабатывает система или происходят сбои в ее работе. В первом случае значок перестает гореть после ликвидации заноса, во втором — горит постоянно. Неисправности системы чаще связаны с поломкой датчиков. Если один датчик выходит из строя, в микропроцессор поступают некорректные данные. Из-за ошибки загорается значок ESP.

ESP — что это такое, как работает, как ей пользоваться

Статистика автомобильных аварий на дорогах ужасает. При этом количество смертей и травм, которые превращают будущее водителей в настоящий кошмар, можно значительно снизить.

Электронное оснащение для обеспечения транспортных средств курсовой устойчивостью активно развивается с 90-х гг. 20-го века, но далеко не один владелец транспортных средств по-прежнему считает ESP факультативным компонентом и неохотно внедряет в свою жизнь.

Что такое ESP, для чего нужна в машине?

Когда происходят аварии, и нередко с трагическим исходом, часто можно услышать: на автомобиле отсутствовала/была неисправна система ESP?

Давайте рассмотрим функции ESP и что это за система по своей сути.

Аббревиатура ESP расшифровывается как Electronic Stability Program. В русскоязычном пространстве термин употребляется в нескольких вариантах:

курсовая устойчивость. jpeg

  • электронный контроль устойчивости,
  • динамическая стабилизация авто,
  • система поддержания курсовой устойчивости,
  • противозаносная система,
  • система курсовой устойчивости.

Под контроль берутся:

  1. Занос, боковое скольжение автомобиля – нарушения движения машины вдоль продольной плоскости колёс. Занос возникает в ситуациях, когда воздействующая на колёса боковая превышает силу сцепления шин с дорожным полотном.
  2. Курсовая устойчивость – устойчивость транспортного средства при потере сцепления с дорогой.

Результаты исследований свидетельствуют: оснащение машины средствами электронного контроля устойчивости способно уменьшить уровень аварий с заносом на 80%, а если машина всё же попадает в ДТП, то существенно снижается количество смертельных исходов.

У большинства машин система известна именно как ESP. Это торговая марка, запатентованная компанией Robert Bosch GmbH. Системы стабилизации, известные именно как ESP, активно ставятся на автомобили Mercedes Benz, Opel, Volkswagen, Peugeot, Nissan, Renault, Saab, Scania, Smart, Suzuki, Jaguar, Chrysler Jeep, Kia.

Однако есть и системы, которые очень схожие по своей сути, но имеющие иные названия, например,

  • DSC (Dynamic Stability Control). Система под таким названием стоит на ряде автомобилей BMW (BMW M3, BMW M5, BMW X5 M).
  • VSA (Vehicle Stability Assist). Такая система монтирована на автомобилях Honda и Hyundai.
  • IVD (Interactive Vehicle Dynamics). За таким наименованием – система курсовой устойчивости на автомобиле Ford.

У некоторых машин (ставится, главным образом, на внедорожники и кроссоверы) кроме базовой системы для контроля курсовой устойчивостью при заносах, есть отдельные системы для контроля за опрокидыванием (RSC – Roll Stability Control, AdvanceTrac). Системы работают вместе. Но одна ориентирована именно на контроль за заносами, другая – за опрокидыванием.

Необходимость в контроле не только за заносами, но и опрокидыванием особенно актуальна для авто с большой высотой центра тяжести. Как правило, это касается тяжелого коммерческого транспорта (грузовиков).

У машин с адаптивным круиз-контролем дополнительно может быть реализована опция мониторинга и оценки рисков предотвращения столкновения с иным транспортным средством (Braking Guard), у автопоездов с тягово-сцепным устройством – за так называемым рысканием прицепа (непредсказуемым изменением курса прицепа вправо или влево при движении автопоезда).

Braking Guard.jpg

Плюсы и минусы

На ряд современных моделей транспортных средств система ставится уже самими автопроизводителями по «умолчанию», на ряд машин их владельцы ставят системы как дополнительное оборудование.

  • Электроника способна реагировать на непредвиденную ситуацию быстрей, нежели водитель, какая бы внимательность ему ни была присуща. Начало заноса определяется за миллисекунды, и система тут же начинает автоматически принимать меры после начала процесса. В частности, активируется тормозное усилие на нужных колёсах.
  • Даже при езде на быстрой скорости существенно упрощается прохождение поворотов.
  • Система ESP обеспечивает идеальные условия для того, чтобы в нужный момент притормаживать каждое колесо транспортного средства по отдельности.
  • Система обеспечивает расширенный контроль целого комплекса параметров (угла поворота рулевого колеса, тормозного крутящего момента, крутящего момента двигателя, поперечного ускорения, скорости при повороте машины вокруг собственного центра масс, скорости транспортного средства при заблокированном колесе).
  • Экономия расхода топлива. Энергия затрачивается только при поворотах, изменении направления.

Не секрет, что на управляемость авто напрямую влияют конструкция рулевого механизма, углов развала и схождения колёс, шкворня, но чем более скоростным становится движение (а с развитием автодорог это естественно), тем больше и потребность в ESP.

  • Если водитель ранее ездил без ESP и привык к тому, что для выхода из заноса нужно поддать «газа», теперь он будет сталкиваться на дороге с постоянными «разрывами шаблона». Он будет действовать, как и прежде, а электроника будет ему сопротивляться, «душить» движок.
  • Далеко не всегда эффективно система работает на грунтовых дорогах. Но тут важно обращать внимание на общее оснащение авто. Как правило, если дополнительно есть антипробуксовочная система, то проблему можно нивелировать. То есть, чтобы ликвидировать этот минус, систему ESP нужно поддержать. В идеале на машине должен стоять полный комплекс средств активной безопасности, который включает несколько систем: контроля курсовой устойчивости, дифференциала, антиблокировочную систему тормозов и антипробуксовочную систему.
  • Некоторые водители, пересаживаясь на машину с оборудованием, где всё подконтрольно электронике, излишне расслабляются. Доверяя контроль за заносами на дорогах, они излишне теряют бдительность и плохо следят за дорогой. Особенно беспечно доверять свою безопасность исключительно автоматике на езде при высоких скоростях и в морозное время года (при наледи на дорожном полотне).

Устройство ESP и принцип работы

В базовое устройство входят следующие элементы:

  1. Входные датчики. Отвечают за фиксацию как действий водителя, так и параметров машины. Все эти данные мгновенно трансформируются в электрические сигналы. Датчики быстро реагируют на изменение давления в тормозной системы, частоту вращения колёс, скорость авто, ускорение (поперечное и продольное), угол поворота руля. Классическая система курсовой устойчивости обязательно снабжена такими датчиками, как:
    • Датчики скорости вращения колеса бесконтактным способом посредством магнитных полей. Бывают двух видов: пассивные (индуктивные) и активные датчики, которые известны также как датчики Холла). Активные датчики современные производители автокомпонентов устанавливают чаще, чем интуитивные. Кроме скорости они также способны реагировать на момент остановки колеса, определять направление их вращения.
    • Датчики скорости рыскания. Анализирует движения транспортных средств вокруг своей вертикальной оси.
    • Датчики поперечного ускорения.
    • Датчики угла поворота рулевого колеса. В фокусе этих инструментов – положение руля. Результаты измерения этого датчика для системы особенно ценны вместе с данными скорости вращения колёс.
  2. Блок управления (микропроцессор). Сюда приходят сигналы от датчиков. Именно блок управления отвечает за активацию того алгоритма, который максимально снизит риски заноса авто с учётом суммы параметров датчиков. От блока управления идут «команды» исполнительным устройствам. При необходимости одновременно срабатывают компоненты системы управления двигателем.
  3. Гидравлический блок (блок исполнительных устройств, гидравлический модуль). Находится в моторном отсеке. Содержит впускные и выпускные клапаны, гидроаккумуляторы, кулачковый насос, демпфирующие камеры.
  4. Акселерометр. Контролирует повороты рулевого колеса. Важно! Нельзя путать датчик положения рулевого колеса и акселерометр. Для системы важны данные, которые приходят с обоих устройств. Если данные с датчика и акселерометра не совпадают, то это как-раз сигнал о заносе и необходимости запустить процесс торможения. Такая ситуация может возникнуть, если водитель разогнался, в поворот вошёл очень резко, и машину в итоге «потащило». Аналогичная ситуация может произойти и при объезде кочек на высоких скоростях.

Что делает система ESP?

  • При резких маневрах, поворотах, которые потенциально могут привести к заносу, движении накатом включается автоматика.
  • Система уменьшает крутящий момент на ведущих колесах.
  • Каждое колесо приобретает автономное управление и может отдельно затормозить. Уменьшается как скорость движения транспортного средства, так и действие сил в поперечном направлении.
  • В передаче команд к тормозной системе участие принимает модулятор АБС. Именно он задаёт нужное давление в тормозной системе автомобиля.
  • Что происходит с транспортным средством?
  • Какие параметры изменяются?
  • Какой у автомобиля привод? Передне-, задне-, полноприводные автомобили при заносе ведут себя абсолютно по-разному.
  • Изменение крутящего момента двигателя.
  • Подтормаживание колёс.
  • Изменение угла поворота колёс.
  • Изменение степени демпфирования амортизаторов.

Отдельно стоит отметить, как работает ESP при пробуксовке во время разгона. Если она чрезмерная, система начинает её компенсировать.

Это возможность за счёт совместной работы ESP и ABS (антиблокировочной системы торможения). Активная система безопасности берёт во внимание специфику вращения транспортного средства вокруг вертикальной оси, скорость вращения колёс.

Как пользоваться ESP в машине?

  • Для включения системы ESP, как правило, достаточно нажать кнопку “ESP OFF” и убедиться в том, что индикатор “ESP OFF” погас. Но такой механизм – не аксиома для всех транспортных средств. Например, у некоторых кроссоверов Hyundai за счёт единичного нажатия на кнопку можно деактивировать только пробуксовочную систему, а для выключения ESP требуется повторное нажатие с удержанием (не менее 3 секунд).
  • Если ESP – в активном рабочем состоянии, при запуске двигателя вы услышите щелчок. Он как-раз свидетельствует о том, что ESP готова к выполнению контроля за машиной.
  • Динамическая стабилизация авто адаптивна. Можно самостоятельно выполнить настройки относительно тех или иных параметров. Зачем это нужно? У каждого водителя – своя манера вождения, кто-то ездит только по городским асфальтированным дорогам, а кто-то и по качественному асфальтированному полотну, и по грунтовке. И есть возможность подстроиться к чувствительности датчиков к конкретным маневрам при движении.
  • Для того, чтобы получить от системы максимальную отдачу, нужно регулярно следить и при необходимости регулировать сенсор угла поворота руля. С помощью современных диагностических комплексов сделать это совсем несложно. Но главное, не забывать это делать каждый раз при ремонте узлов, которые влияют на ESP. Так, например, если вы заменяли руль, нужно каждый раз делать поверку и при необходимости приводить систему к исходным параметрам.

Как и когда отключать ESP

Казалось бы, если ESP чрезвычайно полезна для обеспечения безопасности при вождении и работает на минимизацию рисков, связанных с аварией, то зачем её отключать.

отключение EPS.jpg

Но автопроизводители сконструировали систему таким образом, что её в любой момент можно отключить.

Когда это актуально? Прежде всего, при езде по очень плохим дорогам или вовсе бездорожью:

  • Склону, покрытого наледью,
  • Сухому песку,
  • Глубокому снегу.

Если в таких условиях включить ESP, весь потенциал автомобиля никак нельзя будет задействован по полной.

Для деактивации системы применяется 4 способа:

  1. Выключение кнопки.
  2. Извлечение предохранителя (плавкой вставки предохранителя). В этом случае будьте готовы к тому, что индикатор может дать сигнал о неисправности системы.
  3. Отсоединение колёсного датчика ABS.
  4. Демонтаж разъема с центрального блока АБС.

Наиболее простой способы 1, но, если кнопка не работает? стоит воспользоваться вариантами 3 или 4. Технически это тоже несложно, но перед выполнением работ требуется обязательно обеспечить разъём от влаги, пыли.

Часто задаваемые вопросы

Причины включения лампы ESP

Если включилась лампа, то причин быть может только две:

  1. Водитель сознательно отключил систему.
  2. Устройства или одно из устройств ESP вышли из строя.

По этой причине в ремонтных работах могут быть задействованы автомехатроники, автомеханики, автоэлектрики, шиномонтажники.

Можно ли ездить с неисправным ESP?

Теоретически езда с неисправным ESP возможна. Это не вышедшие из строя тормоза, руль или коробка передач. Для ряда транспортных средств ESP – по-прежнему факультативное оборудование.

Но если ESP вышла из строя? Важно помнить: систему нужно отключить (как это сделать, указано выше). Иначе датчики могут передать блоку управления некорректные данные, и вместо того, чтобы уберечь себя от неприятностей, легко «наградить» себя ими.

Некоторые владельцы авто боятся ехать с неисправной ESP в Европу, ссылаясь на то, что она там обязательна. Но картина немного другая: в странах Евросоюза запрещены новые автомобили без ESP, а не езда на авто с нерабочей системой.

Так что здесь законодательство касается больше автопроизводителей, а не водителей.

Есть ли смысл переплачивать за ESP при покупке нового авто?

Некоторые покупатели машин считают приобретение транспортных средств с ESP непозволительной для себя лишней роскошью. Они не то, чтобы против такой системы. Ими, скорей, правят такие соображения: «Сейчас денег и так в обрез, авто куплю сейчас, а о контроле курсовой устойчивости можно будет позаботиться потом. Ведь оборудование, которое предлагается для дооснащения, всегда есть в свободной продаже».

Но здесь есть два подводных камня:

  1. Провести дооснащение машины электрооборудованием – всегда дороже. При включении ESP в комплектацию авто изначально она обходится для потребителя дешевле.
  2. Есть риски несовместимости. Разными могут оказаться, к примеру, блоки управления и гидроблоки. На практике такое случается нередко.

Можно ли установить на автомобиль с ABS систему ESP?

В теории установить систему ESP на авто с ABS можно, но заниматься такой процедурой должен только высококвалифицированный специалист, который сможет адекватно оценить совместимость устройств, софта в блоках управления.

Надстройка, установка в «кустарных» (гаражных) условиях чревата тем, что некорректно будет работать как ABS, так и ESP.

Идеальный вариант – обращение в крупный центр, где есть оригинальные автозапчасти, работают опытные автомехатроники и электрики, которые проведут диагностику и грамотно выполнят установку оборудования.

Различаются ли ESP на авто разных классов?

Несмотря на то, что у всех ESP – схоже устройство, в зависимости от класса автомобиля (бюджетные среднеразмерные авто, автомобили бизнес-класса, коммерческий транспорт) может отличаться как электроника, так и механика. Поэтому диапазон цен на ESP – очень большой.

У таких решений отличается опционал. У машин премиум-класса, например, присутствует автоматическая просушка тормозов.

У бюджетных решений нет «подстройки» под стиль вождения, а у систем премиум-класса есть. Можно выбрать и настроить оборудование на обычную, агрессивную езду, движение «привязанное» к максимально высокому уровню безопасности.

Достаточно большой выбор модификаций ESP – и в зависимости от грузоподъёмности, целевого назначения транспортного средства.

  • Для седельных тягачей (автопоездов). Выпускаются системы для автопоездов с разным количеством прицепов, с оснащением и без оснащения ABS.
  • Для грузового транспорта с кузовом. Здесь ESP активно комбинируется с системами против опрокидывания.
  • Решения для грузовиков с малой высотой и высоких или сильно загруженных автомобилей: бетономешалок, лесовозов, в том числе специальные модели для лесовозов с закрепленным краном.

Нужно ли отключать ESP на бездорожье?

На бездорожье от функции курсовой устойчивости рекомендуется отказаться. Ведь в этом случае нужна особая мощность. И, если не отключить ESP, её получить будет невозможно.

Более того, возникают риски застрять. В случае, если проблема уже произошла, а ESP, не была отключена, деактивировать систему важно при первой же возможности.

Нужно ли отключать ESP летом?

Всё зависит от того, какая дорога:

  • Если мокрая, но ровная, то стабилизация курсовой устойчивости необходима. Это важный компонент безопасности.
  • Если дорога скользкая, но в гору, ESP, к сожалению, не поможет. Лучше использовать весь потенциал и при этом аккуратно ехать на небольшой скорости.

Обратите внимание: системы безопасности, датчики систем автомобиля, разновидности, принцип работы, способы проверки, а также сигналы, способы их измерения, анализ входят в программы обучающих курсов «Автоэлектрик. Технологии диагностики, обслуживания и ремонта электрооборудования автомобилей» (полный, дистанционный и курс самостоятельного обучения) на платформе ELECTUDE, также у нас можно заказать установку LMS Moodle, Sensys, которая кстати способна сразу стать учебным порталом.

ESP система — что это и как работает?

В автомобиле есть электронные системы, которые повышают безопасность движения. Одна из таких систем — ЕСП. Рассказываем, как работает ESP, зачем нужна эта система и можно ли ее отключить.

Для чего нужна ЕСП система

ЕСП — это транслитерация англоязычного термина ESP, которое расшифровывается как «Electronic Stability Program». На русском языке эту систему называют системой курсовой устойчивости или системой стабилизации.

Система ЕСП — это микропроцессор и набор датчиков в антиблокировочной системе. Датчики анализируют скорость вращения колес, давление в тормозах и угол вращения руля. Система обрабатывает эти показатели и понимает: если началось внезапное боковое ускорение, значит, машина уходит в занос. В этот момент водитель может не справиться с управлением, поэтому система частично берет контроль на себя: выборочно подтормаживает колеса, переключает передачу или уменьшает подачу топлива.

Набор действий системы зависит от конкретной ситуации. Ее команды приоритетнее действий водителя: например, система затормозит, даже если водитель продолжает давить на газ.

Когда включается ESP

Пример. Водитель слишком быстро заходит в поворот на мокрой дороге. Машина начинает скользить, водитель от испуга слишком сильно жмет на тормоз. От такого действия машину уводит в занос еще сильнее, автомобиль может развернуть или даже закрутить.

мокрая дорога

Система ЕСП включается и регулирует торможение: включает выборочное торможение только нужных колес и может снизить обороты двигателя. Тем самым она не дает машине уйти в занос.

Водителю важно помнить, что возможности системы ЕСП не бесконечны. Если скорость слишком высокая или дорога слишком скользкая, действия системы не смогут полностью предотвратить занос.

На всех ли автомобилях есть ли такая функция

Системой ЕСП оснащены все легковые машины и грузовики, выпускаемые в странах Европы с 2011 года.

В России ESP устанавливают на все грузовые автомобили с 2016 года, а на легковушки — с 2017 года.

То есть если у вас иномарка старше 2011 года или российский автомобиль старше 2017, системы курсовой устойчивости в нем может не быть. А еще после февраля 2022 «АвтоВАЗ» выпускал LADA без ESP и подушек безопасности. Так что новые отечественные авто тоже могут быть без системы стабилизации.

Что делать, если горит кнопка ESP на панели

Если в автомобиле есть система ЕСП, то на приборной панели есть специальная пиктограмма. Иконка выглядит как скользящая машина.

горит кнопка есп

Если иконка не горит, значит, автомобиль стабилен и в данный момент система не вмешивается в управление. Если иконка мигает — система сработала и пытается скорректировать траекторию движения автомобиля.

Когда загорается ESP, лучше не делать резких движений, а плавно снизить газ. Если иконка горит постоянно, значит, система ЕСП неисправна и в случае возникновения заноса не сработает. Так что водителю нужно быть особенно внимательным на скользкой дороге, потому что придется полагаться только на свое умение управлять автомобилем.

Как отключить. Если машина оборудована системой ЕСП, то в ней может быть кнопка ESP off. Она отключает систему стабилизации. Это нужно для движения по бездорожью или рыхлому глубокому снегу: машина в таких условиях неизбежно будет пробуксовывать, а система ЕСП сбавит обороты и не даст преодолеть сложный участок.

Чаще всего ESP off есть на кроссоверах и внедорожниках. Но вот на некоторых легковых автомобилях она может отсутствовать.

Кратко

  • Система ЕСП помогает автомобилю выходить из заносов на мокрой или скользкой дороге.
  • На панели приборов есть специальный значок. Он мигает, когда система срабатывает, и горит непрерывно, если система сломалась.
  • Систему ЕСП можно отключить специальной кнопкой ESP off, чтобы преодолеть бездорожье.

Автор: Наталья Куляшова

Как работает ESP и как ей пользоваться. Это должен знать каждый водитель

Фото: Daimler A.G.

ESP (Electronic Stability Program) — это, если переводить дословно, «электронная программа стабилизации», однако более корректно — электронная система стабилизации. ESP также еще называют «противозаносной системой» или «системой курсовой устойчивости».

Главная задача ESP — контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях. Проще говоря, система стабилизации должна предотвращать занос и боковое скольжение автомобиля в случае его возникновения, а также помогать сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля во время выполнения маневров на высокой скорости или скользком покрытии под колесами.

Первой систему стабилизации начала применять на своих моделях компания Mercedes-Benz, которая запатентовала ее в 1994-м. А год спустя, в 1995-м, ESP начали устанавливать на Mercedes-Benz S-Class Coupe. Позже она появилась на седане S-Class и на спорткаре SL. Затем ESP начала появляться и на других моделях марки, а позднее — и в активе остальных крупных автопроизводителей. Причем, многие из них патентовали для системы собственное товарное название. И, как правило, тоже в виде аббревиатуры. Так что система стабилизации у некоторых других производителей может называться ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, однако ее суть и принцип действия от этого не меняется.

В 1995 году ESP начали устанавливать на Mercedes-Benz S-class Coupe.

В 1995 году ESP начали устанавливать на Mercedes-Benz S-class Coupe. (Фото: Daimler A.G.)

С ноября 2011 года ESP наряду с системой ABS стала одной из систем активной безопасности, которой в обязательном порядке должны быть оснащены все новые модели легковых и грузовых автомобилей, регистрируемые в Европейском Союзе. С ноября 2014 года этот закон без исключения распространяется на все новые автомобили. В России наличие ESP на грузовых автомобилях стало обязательным с 1 января 2016 года, а на легковых моделях — с 1 февраля 2017-го.

Как работает ESP?

Работа ESP взаимосвязана с тормозными механизмами автомобиля, ABS, а также с антипробуксовочной системой и электронным блоком управления двигателем. В своей работе ESP активно использует все эти компоненты, комплексно объединяя их действия и обеспечивая несколько контраварийных мер во время возникновения поперечной динамики или, проще говоря, неуправляемого скольжения задней оси автомобиля.

Фактически ESP состоит из микропроцессора (также называют электронным блоком управления), который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с датчиков скорости вращения колес, интегрированных в систему ABS, положения рулевого колеса и давления в тормозной системе.

Кроме того, на процессор поступает информация с двух других датчиков, которые измеряют угловую скорость относительно вертикальной оси и поперечные ускорения автомобиля. Они фиксируют внезапное боковое ускорение, которое является главным маркером скольжения, и, определив его величину, дают дальнейшие распоряжения системе. К этим данным также добавляется значение скорости, с которой движется автомобиль в этот момент, величина угла поворота руля, а также обороты коленчатого вала двигателя. Анализируя эти данные, ESP «понимает», что возник занос и далее дает команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колес автомобиля, исходя из направления заноса и бокового ускорения.

Сами команды на тормозные механизмы отправляются через модулятор АБС, создающий давление в тормозной системе автомобиля. Вместе с этим, ESP отправляет на блок управления двигателем команду на сокращение подачи топлива и уменьшение тяги на колесах.

Система работает всегда и в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем поступает команда на уменьшение подачи топлива. Если этого оказалось недостаточно, посредством АБС притормаживается внешнее переднее колесо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *