Датчик положения дроссельной заслонки признаки неисправности
Перейти к содержимому

Датчик положения дроссельной заслонки признаки неисправности

  • автор:

Основные признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ: как проверить ДПДЗ и заменить датчик

В современных автомобилях автоматические настройки и контроль различных его систем осуществляются посредством электронных и электромеханических устройств. Такие устройства могут иметь как довольно сложную и дорогостоящую конструкцию (например, ЭБУ двигателем), так и простое и функционально не сложное устройство. Что касается ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки), данное решение относительно простое.

Однако, в случае выхода такого датчика из строя, возникают проблемы при эксплуатации ТС. Далее на примере автомобиля ВАЗ мы рассмотрим датчик заслонки, типы указанных датчиков, принцип работы, а также признаки неисправности ДПДЗ и методы их устранения.

Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ: назначение и неисправности

Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ

Как уже было сказано выше, независимо от конструктивных особенностей, сбой в работе того или иного электронного устройства может привести к нестабильной работе систем автомобиля. В отдельных случаях такие неполадки могут привести к дорогостоящему ремонту.

По этой причине качественное техническое обслуживание и соблюдение правил эксплуатации позволяет избежать серьезных проблем и сбоев в работе автомобиля в целом. Учитывая технические и эксплуатационные особенности ДПДЗ, важно не только правильно диагностировать поломку, но и своевременно ее устранить.

Итак, дроссельная заслонка ВАЗ — один из узлов системы питания, принимающий участие в «приготовлении» рабочей топливно-воздушной смеси, а также регулирующий впрыск топлива во впускной коллектор автомобиля.

Основные составляющие датчика заслонки автомобиля ВАЗ:

  • корпус;
  • привод дроссельной заслонки;
  • датчик ДПДЗ и датчик регулировки холостого хода;
  • блок управления дроссельной заслонки.

Так вот, с целью приготовления качественной топливной смеси для корректной работы ДВС, контроллер (ЭБУ) снимает показания с нескольких электронных датчиков, установленных на двигателе автомобиля. Одним из таких датчиков является датчик положения дроссельной заслонки.

Принцип работы ДПДЗ заключается в определении угла открытия дроссельной заслонки в определенный момент времени и передачи информации на ЭБУ автомобиля. Другими словами, благодаря ДПДЗ ЭБУ может понять, насколько сильно водитель жмет на газ, на какой угол открыта заслонка и т.д.

Что такое ДПДЗ: место расположения и типы

Место расположения датчика определено его функциональным назначением. Конструктивно, для снятия показаний, датчик должен быть закреплен на корпусе дроссельной заслонки. Как правило, он стоит со стороны, противоположной приводу дроссельной заслонки и имеет жесткую механическую связь с ее осью.

Различают несколько видов ДПДЗ ВАЗ:

  • пленочно-резистивный датчик дроссельной заслонки ВАЗ (конструктивно простые потенциометры, они «ходят» до 50 -60 тысяч километров);
  • бесконтактный ДПДЗ (магниторезистивный). Работают по принципу, основанному на эффекте Холла, срок службы от 100 тыс. км и более.

Датчик дроссельной заслонки ВАЗ: принцип работы

Датчик, реагируя на открывание либо закрывание оси дроссельной заслонки, меняет свое сопротивление, при этом напряжение на сигнальном контакте меняется от 0.7В до 4В.

В свою очередь, ЭБУ двигателя автомобиля анализирует сигналы, поступающие от контроллера, фиксирующего изменения напряжения на сигнальном контакте.

При правильной работе дроссельной заслонки регулировка количества топлива, поступающего для формирования топливной смеси, происходит в штатном режиме. При этом малейший сбой в работе ДПДЗ может привести к подаче топлива больше либо меньше необходимого количества. Результатом такого сбоя может стать серьезное нарушение в работе ДВС автомобиля.

Признаки неисправности дроссельной заслонки

Нарушение функциональности дроссельной заслонки может быть связано с поломками ДПДЗ или блока управления заслонки, с износом прокладки дроссельной заслонки и др. Датчик положения дроссельной заслонки имеет следующие признаки неисправности:

  • нестабильная работа двигателя, ДВС глохнет на холостом ходу;
  • возникновение некоторой задержки при ускорении автомобиля;
  • возникновение рывков и толчков при нажатии на педаль акселератора;
  • большой расход топлива;
  • при нажатии педали газа двигатель автомобиля глохнет либо «перегазовывает»;
  • периодически или постоянно загорается «чек».

Также, если сбоит дроссельная заслонка, признаки неисправности по типу установленных датчиков помогают быстрее локализовать проблему. Рассматривая ДПДЗ, признаки неисправности пленочно-резистивных типов связаны с износом резистивного слоя (механический износ датчика либо попадание грязи на рабочую поверхность).

Что касается бесконтактных ДПДЗ, признаки неисправности бесконтактных (магниторезистивных) типов связаны с механической поломкой движущегося узла заслонки либо с возникшим сбоем в работе электронного преобразователя магнитных сигналов в постоянное напряжение.

Обратите внимание, при возникновении первых признаков возможных неисправностей дроссельной заслонки, необходимо в первую очередь проверить датчик положения дроссельной заслонки.

Проверка ДПДЗ и его замена

Для проверки датчика положения дроссельной заслонки необходим мультиметр. Значения снимаемого с датчика напряжения и сопротивления должны находиться в пределах допустимых норм, прописанных в технической документации автомобиля.

Порядок выполняемых действий для проверки датчиков, устанавливаемых на разные модели автомобилей, практически одинаков.

  • заглушив двигатель, устранить препятствия для доступа к датчику;
  • отключить провода, идущие к ДПДЗ и определить назначение контактов питания, массы и сигнала для блока управления;
  • завести ДВС автомобиля, подключив клеммы мультиметра «+» к контакту питания, а «-» к контакту масса, после чего замерить напряжение;
  • выключив зажигание, при закрытой заслонке, переключить мультиметр в режим замера сопротивления, измерить сопротивление между контактом массы и сигнала для контроллера;
  • открыв заслонку, повторить измерения сопротивления.

Важно учитывать, что числовые показатели замеров будут зависеть от типа датчика и модели автомобиля. Отклонение от допустимых норм свидетельствует о поломке датчика.

Если проблема выявлена, тогда нужно знать, как заменить датчик положения дроссельной заслонки. Замена датчика дроссельной заслонки выполняется следующим образом:

  • сначала производится демонтаж неисправного датчика (выключив зажигание и сняв разъем датчика, следует открутить крепежные винты);
  • затем осуществляется установка нового датчика (отсоединив торец оси заслонки с местом посадки датчика, повернув его по кругу, совместив отверстия и вкрутив крепежные винты, надеть разъем);
  • далее делается сброс ошибок неисправности из памяти ЭБУ (сняв клемму аккумулятора минимум на 8 часов память ЭБУ обновится);
  • после может требоваться регулировка датчика (при необходимости).

Что в итоге

Как видно, даже такое простое устройство, как ДПДЗ, может влиять на работу двигателя. Более того, при малейших признаках неисправности ДПДЗ необходимо как можно быстрее диагностировать датчик и устранить поломку. Дело в том, что ездить с неисправным датчиком заслонки попросту опасно.

Напоследок отметим, что при выборе нового датчика для замены оптимально приобретать такое устройство, которое уже стояло на машине (при условии, что датчик родной и оригинальный). Также можно подобрать и качественные аналоги, однако в этом случае нужна консультация со специалистом.

Что такое ДПДЗ и как он ломается?

Что такое ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки)?

Устройство, предназначенное для преобразования углового положения дроссельной заслонки в напряжение постоянного тока. Является одним из датчиков электронных систем управления двигателем автомобиля с впрыском топлива.

Как работает ДПДЗ?

Является одним из датчиков всех систем электронного управления двигателем автомобиля с топливным впрыскиванием. После получения сигнала датчика положения дроссельной заслонки контролёром отслеживается угол, на который отклонилась дроссельная заслонка. На основании информации полученной с датчика дроссельной заслонки электронным блоком управления производится выбор режима передачи топлива.

Как определить, что ДПДЗ неисправен?

В случае поломки этого датчика водитель обычно сразу получает уведомление об ошибке через блок управления. Уведомление об ошибке появляется на панели приборов, а именно вы увидите загоревшуюся лампочку предупреждения.
Может возникать подсос воздуха через так называемую дроссельную заслонку или подняться обороты. Повышенные бороты имеют определённые внешние признаки, но коды ошибок могут не помечаться в памяти электрического блока.

Признаки неисправности ДПДЗ

Трудный запуск двигателя;
Провалы мощности и рывки автомобиля во время движения;
Заметная маленькая мощность;
Детонирующий эффект из-за неправильной смеси;
Заметное увеличение топливного расхода;
Появление специфичного запаха неправильной топливной смеси;
Возможная остановка двигателя на холостом ходу;
Под капотом во впускном и глушителе слышны хлопки.

Если подсос воздуха в дросселе, то необходимо проверить:

Дроссельную заслонку и её ось;
Форсунку холодного старта;
Гофру за датчиком расположения дроссельной заслонки;
Вход очистителя картерных газов, находящийся на гофре;
Соединение дроссельной заслонки и гофры;
Кольца форсунок;
Выводы, через которые выходят бензиновые пары;
Трубку вакуумного тормозного усилителя.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает

Фото: Shutterstock

За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) — это датчик, определяющий текущий угол открытия заслонки дросселя и отправляющий эти показания блоку управления. Является одним из контрольных элементов системы управления инжекторного двигателя.

Фото: Ozon

Фото: Shutterstock

Основываясь на показаниях датчика положения дроссельной заслонки (не только, но в том числе), блок управления контролирует обороты, как на холостом ходу, так и при нагрузке. ДПДЗ, наряду с другими датчиками (положения коленвала, детонации, массового расхода воздуха и др.), является «глазами» ЭБУ, дающими обратную связь при нажатии педали газа. На многих современных моторах ДПДЗ также отвечает за холостые обороты, так как электронный дроссель заменяет собой классический регулятор холостого хода. По очевидным причинам датчик положения дроссельной заслонки устанавливается только на автомобили с электронной системой впрыска топлива.

Как работает датчик положения дроссельной заслонки

ДПДЗ является частью дроссельного узла, хотя отдельная его замена возможна. Представляет из себя потенциомер, связанный с осью заслонки. При перемещении заслонки в процессе управления газом (механически — тросиком, или сервомотором, если газ «электронный») потенциомер вращается на такой же угол. Соответственно, меняется его сопротивление, что дает обратную связь блоку управления — на какой фактический угол сейчас открыта заслонка. Основываясь на этих и других данных от прочих датчиков, ЭБУ корректирует смесь и регулирует обороты в соответствии с заложенной программой.

Фото: lcard.ru

Фото: lcard.ru

Многие современные ДПДЗ имеют более надежную бесконтактную схему, где вместо потенциомера с резистивными дорожками используется датчик Холла.

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Как и в случае с почти любой неисправностью сложного современного двигателя, точно установить причину можно только с помощью OBD-сканера. Тем не менее, существует два основных признака, с высокой долей вероятности указывающих на неисправность датчика положения дроссельной заслонки.

  1. Плавающие холостые обороты.
  2. Неадекватный отклик на перемещения педали газа. Двигатель может реагировать на действия или с задержкой, или, напротив, слишком резко. Также характерна нестабильность оборотов и тяги при неизменном уровне газа, особенно в типичных (средних) положениях педали.

Еще раз оговоримся, что перечисленные симптомы могут являться следствием и других неисправностей, однако при нарушении работы ДПДЗ будут проявляться наверняка.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки мультиметром

Способ самостоятельной проверки ДПДЗ с помощью мультиметра подходит не всем моделям, но в общих случаях возможен, и дает вполне очевидные результаты диагностики. Алгоритм действий следующий.

Способ 1 — по напряжению

  1. Мультиметр перевести в режим измерения напряжения постоянного тока с пределом в 20 вольт.
  2. Выключить зажигание.
  3. Отсоединить разъем, снять датчик и определить его контактные выводы. Классический трехконтактный ДПДЗ имеет плюсовой, минусовой и сигнальный выводы. Обозначения могут присутствовать на самом датчике или ответной фишке проводки к нему. Часто это «А», «B» и «C» соответственно.
  4. К сигнальному выводу «C» на фишке подсоединить провод и вставить фишку обратно в датчик (чтобы провод остался снаружи).
  5. Приставить плюсовой щуп мультиметра к выведенному от сигнального контакта проводу, минусовой щуп — к «массе» автомобиля (любой металлической детали поблизости).
  6. Включить зажигание и поворачивать дроссель рукой — если привод тросиковый, — или попросить напарника нажимать газ, если заслонка электронная. Наблюдать за показаниями прибора. При исправном датчике в состоянии покоя (педали отпущена) мультиметр должен показывать 0,3-0,5 вольт. Максимальное значение (газ полностью нажат) — 4,5-5 вольт.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

При этом важны не только крайние значения, но и плавность роста напряжения по мере нажатия на газ. Изменение напряжения должно происходить плавно и равномерно, точно соответствуя манипуляциям с педалью. Если начальный или конечный вольтаж значительно отличаются от указанных выше, а также есть скачки напряжения, не соответствующие перемещениям педали — вероятно, ДПДЗ неисправен. Самым идеальным вариантом будет проводить данный тест аналоговым (стрелочным) вольтметром, для максимальной наглядности показаний, но сегодня это большая редкость.

Если на экране всегда высвечивается «0», то стоит искать обрыв опорного напряжения на датчик (на выводах «A» и «B» фишки при зажигании всегда должно быть 5 вольт).

Способ 2 — по сопротивлению

Схожим образом проводится проверка на сопротивление ДПДЗ. Только мультиметр переводится в режим измерения сопротивления (предел — до 20 кОм), а щупы подсоединяются к сигнальному и минусовому разъемам отключенного от проводки датчика. Если дроссель с механическим приводом, ДПДЗ можно не снимать и двигать дроссель рукой. Если он с электроприводом — датчик нужно снять и вращать его ось, например, карандашом.

При отпущенной педали на мультиметре должно быть в районе 1-2 кОм, при полностью выжатой — около 8-10 кОм. Если на экране нет значений (всегда показывается единица) — в датчике обрыв. Если значения меняются ступенчато, плавают, или сильно отличаются от указанных пределов — датчик работает некорректно.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Часто задаваемые вопросы

Может ли автомобиль передвигаться при отказе датчика положения дроссельной заслонки?

Да. Несмотря на важность информации, поступающей с ДПДЗ, блок управления вполне способен поддерживать относительно стабильную работу двигателя без него. Но, разумеется, водитель сразу же ощутит побочные эффекты: потерю стабильности холостого хода, ограничение по оборотам, клевки при разгоне, снижение мощности и т.д.

Трудно ли поменять ДПДЗ своими руками?

Нет. В подавляющем большинстве случаев датчик заслонки находится под капотом в прямом доступе и закреплен на корпусе дросселя парой болтов.

Возможна ли регулировка или ремонт датчика положения дроссельной заслонки?

В общем случае — нет. Конструкция и функционирование ДПДЗ не подразумевает какого-либо вмешательства, кроме процедуры адаптации (для некоторых двигателей) с помощью OBD-сканера. На практике многие умельцы разбирают корпус с целью чистки и даже перенастройки потенциомера, но подобные примеры находятся вне плоскости обсуждения стандартного функционала ДПДЗ.

Неисправность датчика дроссельной заслонки: причины и признаки

К чему приводит? Неисправность датчика дроссельной заслонки – не то явление, которое стоит игнорировать. Повышенный расход топлива, нестабильные обороты и внезапное прекращение работы двигателя – вот неполный перечень последствий данной поломки.

На что обратить внимание? О том, что с ДПДЗ есть проблемы, часто можно узнать, даже не погружаясь в дебри диагностики. Плавающий холостой ход, рывки и снижение мощности двигателя, а также индикация на приборной панели скажут, что пора показать машину специалисту.

В этой статье:

  1. Задачи и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки
  2. Признаки и причины неисправностей датчика дроссельной заслонки
  3. Проверка датчика дроссельной заслонки
  4. Что делать с неисправным датчиком

Задачи и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки применяется, чтобы определять угол расположения дроссельной заслонки на оси, а также передавать полученные показания электронному блоку управления.

TPS отслеживает время, в течение которого дроссельная заслонка остается в крайних точках, а также с какой скоростью она перемещается, если водитель резко нажимает на педаль газа.

Анализируя полученные данные, ЭБУ создает оптимальный угол опережения зажигания при выбранном режиме функционирования мотора, а также подает сигналы для подготовки топливно-воздушной смеси.

В результате формируется оптимальная топливно-воздушная смесь, мощность ДВС возрастает.

С учетом полученной информации электронный блок управления изменяет функционирование таких систем автомобиля, как ABS, ESP, круиз-контроль и т.д.

Датчики положения дроссельной заслонки бывают нескольких видов: контактные и бесконтактные. Конструктивно данные устройства имеют отличия, однако способы их диагностики едины. У этих механизмов привод бывает механический, а также электрический. Датчики с первым типом привода (пленочно-резистивные или потенциометры) выполнены в виде ползунка, на котором расположены контакты. Дроссельная заслонка с помощью привода и шестерни с валом изменяет местоположение, то есть угол наклона, соответственно перемещается и ползунок по резисторным дорожкам.

Ориентируясь на напряжение от 0,7 до 4 вольт, которое изменяется с учетом сопротивления резисторных дорожек, электронная система управления автомобилем определяет месторасположение заслонки, а затем выполняет корректировку подачи горючего. Если увеличивается угловое положение заслонки, напряжения электрического тока растет (этот принцип действует и в обратную сторону).

При включении зажигания в электронный блок управления поступает информация от температурных датчиков о том, насколько двигатель прогрелся. С учетом этих данных дроссельная заслонка принимает предпусковое положение, при этом выбирается нужный угол.

Например, на Lada Priora и Kalina, на которых установлены 2 ДПДЗ (в машинах с электронным модулем дроссельного патрубка) в это время выходное сигнальное напряжение будет:

  • 1-й вывод – в границах 0,39-0,52В.
  • 2-й вывод – 2,78-2,91В.

В зависимости от марки автомобиля данные параметры отличаются. Но в рассмотренном выше примере действия системы управления будут выглядеть так:

  • Если спустя 15 секунд после включения зажигания водитель не совершил действий (не нажал на газ, не завел двигатель), то электронный блок управления отключит электрический привод, при этом заслонка опустится до 7 %.
  • Спустя полминуты после включения зажигания, если водитель ничего не делает, система контроля автомобиля закроет заслонку, а затем вернет ее в предпусковое состояние.

В данной ситуации электронапряжение будет следующим:

  • В первой ситуации – 0,5-0,6В.
  • Для второй ситуации – 2,7-2,8В.

Если цепь TPS оборвется, электросистема контроля за автомобилем отключит привод дросселя, в памяти будет зафиксирована закодированная поломка.

На машинах с двумя датчиками положения дроссельной заслонки, к примеру Lada Priora, Lada Kalina, допустимое общее сигнальное выходное напряжение составляет не более 3,2-3,4 вольт.

Бесконтактные датчики TPS с высоким магнитосопротивлением функционируют на основе явления магнитнорезистивности. Они практически не ломаются, так как в конструкции отсутствуют трущиеся элементы. Поэтому такие ДПДЗ надежные, у них большой эксплуатационный срок, однако стоимость намного выше, чем у контактных.

Признаки и причины неисправностей датчика дроссельной заслонки

Прежде чем рассмотреть признаки неисправности датчика дроссельной заслонки, разберем один важный момент.

Датчик TPS выполняет важнейшую функцию: определяет угол поворота заслонки. Этот параметр влияет на угол опережения зажигания, потребление горючего, мощность силового агрегата, динамику автомобиля.

Данные от датчика поступают в ЭБУ мотора, с учетом этой информации электронная система контроля автомобиля определяет количество подаваемого горючего, угол опережения зажигания. В результате происходит образование оптимальной топливно-воздушной смеси.

При неисправности TPS вы заметите множество симптомов поломки:

  • На холостом ходу обороты нестабильные, плавают.
  • ДВС перестает работать при переключении передач или при выборе положения N.
  • На холостом ходу двигатель выключается.
  • Во время движения и быстром наборе скорости машина резко теряет мощность, двигается неравномерно.
  • Снижается мощность мотора, автомобиль медленно набирает скорость. Вы заметите эту проблему во время разгона либо при подъеме в гору, или когда машина загружена, в том числе при буксировке прицепа.
  • На приборной панели светится индикатор Check Engine. Это сигнал обнаружения ошибок, зафиксированных в памяти электронного блока управления, распознают их сканером, который, например, определяет ошибку р0120, указывающую на неисправность датчика положения дроссельной заслонки.
  • В ряде ситуаций повышается потребление горючего.

Во всех вышеуказанных случаях наблюдается неисправность и других узлов в моторе, к примеру поломка дроссельной заслонки. Но при проведении диагностических мероприятий следует удостовериться, что механизм TPS исправен.

Существует два вида ДПДЗ: контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). В большинстве случаев происходит поломка именно контактного датчика. Они функционируют благодаря движению ползунка по резистивным дорожкам. Из-за износа механизма датчик передает неправильные данные электронному блоку управления.

В большинстве случаев пленочно-резистивный TPS ломается по следующим причинам:

  • Отсутствует контакт на ползунке. Происходит это потому, что механизм износился либо обломался наконечник. Также может прийти в негодность резистивный слой, в результате пропадает электрический контакт.
  • Не происходит повышения линейного напряжения на выходе датчика. Это случается потому, что напыление основы полностью стерлось до основания в той области, где начинает двигаться ползунок.
  • Износились шестерни привода ползунка.
  • Оборвались провода датчика (питающие или сигнальные).
  • Произошло короткое замыкание в электроцепи либо сигнальной цепи ДПДЗ.

У магниторезистивных механизмов отсутствует напыление в виде графитового слоя. Если такой механизм перестает нормально функционировать, то это происходит потому, что оборвало провода либо случилось короткое замыкание. Принцип действия при проведении диагностических работ у обоих датчиков идентичен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *