Толкатель распредвала к4м для чего он нужен
Перейти к содержимому

Толкатель распредвала к4м для чего он нужен

  • автор:

Что такое распредвал и за что он отвечает

Что такое распредвал и за что он отвечает

Автолюбителям необходимо знать, что такое распредвал и за что отвечает данная деталь. Ведь от его работы зависит последовательное открывание и закрывание клапанов мотора, расход топлива, развиваемая мощность и множество других характеристик.

Что такое распредвал?

Если говорить простыми словами, что такое распредвал, то это небольшой стержень, на котором имеются детали, вращающиеся на его оси. Их количество должно быть равнозначно впускным клапанам цилиндра, а местонахождение точно напротив них. Так топливо в цилиндрах будет сжигаться равномерно.

С двух сторон на распределительном валу имеются опорные шейки, удерживающие его в подшипниках. Стоит отметить, что большую роль здесь играют масляные каналы. От них напрямую зависит износ деталей, мощность и стабильность мотора. При их выходе из строя может потребоваться и ремонт генератора авто, поскольку механизмы тесно переплетены друг с другом.

За что отвечает распредвал?

Полезно будет знать, за что отвечает распредвал в автомобиле. При вращении вытянутые части «кулачка» вала действует на толкатель клапана и приводят к его дальнейшему открыванию. В итоге воздушно-топливная смесь сжигается, а кулачок с толкателем возвращаются в прежнее положение.

Количество зубьев при этом в 2 раза больше, чем у коленчатого вала. Всем известно, что коленвал крутит 2 оборота рабочего цикла, а распределительный вал всего 1. Так же в зависимости от марки и модели автомобиля компоновка вала может быть различной. Два распредвала необходимы машинам с двумя клапанами на цилиндрах.

На что влияет распредвал?

Толковые механики сразу могут ответить на что влияет распредвал. Главный функциональный компонент газораспределительного механизма устанавливает последовательность открытия клапанов для подачи воздушно-топливной смеси вглубь цилиндра.

Правильная работа детали обеспечивает сгорание каждой топливной порции в камере двигателя. Её конструкция, расположение и состав зависят от модели двигателя. Однако чаще всего встречается верхнее расположение, поскольку проводить его ремонтные работы легче. Из-за тесного контакта с коленчатым валом необходимо знать, как происходит замена задних сальников коленвала, поскольку попасть в такую ситуацию может любой автовладелец.

За что отвечает датчик распредвала?

Не лишним будет узнать, за что отвечает датчик распредвала. Нужда в нем обусловлена способностью определять угловые положения ГРМ по отношению к коленвалу и генерировать сигналы в системе эл. управления. В итоге может осуществляться корректное зажигание и впрыск топлива.

Датчик работает по принципу Холла – магнитное поле в приборе способно измениться при замыкании магнитного зазора особым зубцом. Проходя мимо датчика, создается сигнал и отправляется в электронный блок управления. Частота импульсов зависит от темпов вращения вала. Благодаря этим данным обеспечивается своевременный и последовательный впрыск. При нормальной работе он не потребует ремонта генератора и стартера, так как на них не будет нагрузки.

Для чего нужен распредвал?

Можно много говорить о том, для чего нужен распредвал. Любой автомеханик подтвердит, что это механический «мозг» двигателя, без которого сложно представить авто. Ведь он формирует характер работы мотора и крутящего момента.

Для того, чтобы механизм долго служил необходимо тщательно подбирать смазочный нефтепродукт с определенной вязкостью. Несвоевременная замена или подбор масла может потребовать в дальнейшем даже ремонт грузового стартера, хотя их достаточно трудно вывести из строя.

Что даст распредвал?

Газообмен двигателя, что даст распредвал во время своей работы, будет необходим для работы всего автомобиля. В четырехтактном ДВС, привод распределительного вала предоставляет вращение коленвала, имея при этом наименьшую в 2 раза скорость.

Распределительный вал бывает верхний и нижний. Первый может моделировать моторы с высокой мощностью и рабочими оборотами. Его обычно размещают в головке блока. Второй принято размещать в самом блоке. Ему под силу управлять клапанами с боковым и верхним расположением. В случае, если провернуло коленвал, что делать с проблемой подскажут в мастерской. Однако, можете посмотреть на состояние распредвала и все станет понятно.

Что если перепутать распредвалы?

Владельцы авто не редко проводят ремонтные работы самостоятельно, но никто и не догадывается, что будет, если перепутать распредвалы. Скорее всего машина просто перестанет ездить. Для приведения все в нормальный вид потребуется много времени и средств. В любом случае поспешите за помощью к мастеру.

Всем известно, что использование двух валов обеспечивает более простую организацию привода 4-х клапанов на цилиндре, уменьшение нагрузки на ГРМ, а фазы газораспределения проходят в более легком режиме. При таком комплекте можно особо не задумываться, что значит контактный болт втягивающего реле, поскольку вся нагрузка распределяется между данным механизмом.

Стучит распредвал: что делать?

На форумах часто можно столкнуться с фразой «стучит распредвал, что делать?». Для начала необходимо убедиться, что стучит именно этот элемент, поскольку спутать его с тем же коленвалом проще простого. Если услышите глухой стук при старте, который при наборе оборотов становится звонким, то Вы не прогадали.

Ремонт довольно часто вываливается в довольно крупную сумму, поскольку далеко не факт, что проблема только в одной детали. Зачастую в негодность вместе с ним приходят подшипники, гидрокомпенсаторы и множество других элементов. В случае, если не знаете, что значит демпферный шкив коленвала, это с радостью расскажут механики во время диагностики машины.

Стоит отметить, что, затягивая с диагностикой автомобиля, водитель сильно рискует удорожить ремонт. Чем раньше ее провести, тем проще будет определить истинную проблему и устранить её на начальном этапе развития с минимальными последствиями.

Из чего состоит распредвал?

Напоследок рассмотрим из чего состоит распредвал. Кулачки и шейка распределительного вала позволяет механизму вращаться в спокойном ритме. При этом обеспечивается газораспределение во всем двигателе. Подшипник в форме втулки нужен для более плотного прилегания деталей.

Так же в механизме имеются болты, приводная шестерня распределителя, шайба, звездочка распредвала, упорная платстина, шпонка, рабочие выступы кулачка, опорная шейка детали. Сложная геометрическая конструкция незаменима в автомобиле. Очень часто те, кто понятия не имеют, что такое привод стартера, это отрицают. Хотя результат использования видно сразу.

Распредвал упрощает всю конструкцию мотора, удешевляет её и делает более компактной и простой в обслуживании. Как правило применяется в бюджетных вариациях. Однако есть масса нюансов о которых необходимо знать.

Распредвал: что такое, где находится, из чего состоит, для чего нужен, как проверить, фото

Распределительный вал – это элемент двигателя внутреннего сгорания, регулирующий механизм закрытия и открытия клапанов мотора автомобиля. Он является основной деталью газораспределительного элемента, обеспечивающего синхронизацию тактов работы двигателя и системы впуска и выпуска горючей смеси и отработанного газа.

Распредвал – важное устройство и без его нормальной работы, функционирование ДВС невозможно.

распределительный вал двигателя

Что такое распредвал?

По своему виду, распределительный вал это длинный стержень, содержащий несколько «кулачков». Эти элементы имеют неправильную форму и при работе совершают вращения на оси. Их количество соответствует числу впускных клапанов цилиндра. Сами точки находятся точно напротив них. Кулачки подбираются так, чтобы вращение гарантировало стабильное и точное сжигание используемого горючего в цилиндрах двигателя. работа самого распределительного вала точно синхронизируется с другими механизмами.

В каждой стороне по направлению от кулачков располагаются опорные шейки, удерживающие подшипниками. Важнейшим узлом вала выступает масляный канал, от состояния которого зависит износ деталей, мощность и стабильность работы ДВС. Для постоянного подвода масла в оси элемента располагается сквозное отверстие, обеспечивающее вывод к опорным подшипникам и кулачкам.

Интересно знать! Что вращается быстрее распредвал или коленвал? Последний элемент крутиться в два раза быстрее.

Виды

На современных ДВС используются только верхние распределительные валы. Часто для мотора оправдана установка сразу двух элементов. Один из них работает для впускных клапанов, а второй отвечает за выпускные. В старых машинах, моторы были сконструированы с 1 элементом. Головка блока цилиндров в них контролировалась плунжером. В такой конструкции слишком активно происходило трение, соответственно двигатель становился менее эффективным и мощным. Это легко понять на примерах, если рассмотреть функционирование мотора с четырьмя цилиндрами.

Есть и другой вариант распредвала, предназначенный для дизельных ДВС. Его называют рычажным подвесным толкателем. В его приливах находится ось ролика, содержащая в игольчатом подшипнике вращающийся ролик. При работе мотора он катится по поверхности кулачка распредвала. Отличие между классическим вариантом и подобным устройством заключается в замене трения скольжения на трение качения. Это условие уменьшает интенсивность износа толкателя и поверхности кулачков.

Количество валов

Этот показатель прямо зависит от устройства ДВС. Если мотор имеет рядную конфигурацию и оснащен одной парой клапанов при цилиндре, используется один распределительный вал. Если на цилиндре находится 4 клапана, используют два вала.

кулачки распредвала

Оппозитные и V-образные моторы содержат один элемент, помещенный внутри развала или два, установленных в головки блока. Есть и другие исключения, связанные с особенностями конструкций.

Современные моторы крайне редко оснащают единственным распределительным валом. Чаще всего в конструкции используют два элемента, способных обеспечивать тихую и бесперебойную работу. За счет этого растет КПД и преумножается мощность. Такое условие достигается при использовании двух цилиндров для впуска и выпуска. Это – оптимальное положение. Один вал должен обеспечивать и контролировать впуск, а другой выпуск. Для мощных двигателей целесообразна установка четырех распределителей, что связано с повышенной мощностью силового агрегата.

Из чего состоит распредвал

Процесс изготовления распределительного вала может отличаться. Используются такие методы:

  • ковка;
  • цельное литье;
  • трубчатая система;
  • полое литье.

как устроен распределительный вал v образного двигателя

Основная цель применения новых технологий – снижение общей массы модуля для обеспечения более высокой эффективности при ее работе в моторе. Элемент часто имеет форму стержня, на котором есть отдельные детали, выполняющие функции. Из каких основных частей состоит распредвал:

  1. Носок. Так называют переднюю часть элемента, на котором есть паз для фиксации шпонки. В этом месте обеспечивается монтаж привода газораспределительного механизма. Если устроена цепная передача, на его месте проделывается насечка в формате звездочки. Элемент с торцов удерживают болты.
  2. Шейка сальника. У нее прикрепляется элемент, не допускающий вытекание специальных смазок из цельных механизмов.
  3. Опорная шейка. Количество этих деталей варьируется в зависимости от величины самого стержня. На них часто размещаются опорные подшипники, обеспечивающие снижение силы трения в момент вращения. Эти элементы монтируются в специальные пазы, размещенные внутри головки цилиндров.
  4. Кулачки. Самый известный элемент всей системы, представленный в форме застывшей капли. При вращении он толкает штангу, находящуюся у коромысла клапана. Число этих толкателей определяется в зависимости от количества цилиндров. От остроты вершины зависит скорость закрытия. Полый или скругленный край будет удерживать модуль в неплотно закрытом положении. Это приведет к приросту объема расходуемой топливной смеси, но ускорит выведение отработанных материалов.
  5. Масляный канал. Это сквозное отверстие, размещенное внутри вала, посредством которого масло передается на кулачки. Модуль призван предотвратить раннее стирание шланг толкателей и повысить выработку на плоскостях.

Если конструкцией мотора предусмотрен только один распределительный вал, его кулачки размещаются особым образом. Одни должны перемещать впускные клапаны, а другие, имеющие смещенное положение – выпускные.

Внимание! Где находится распредвал в машине — в двигателе, он является основным функциональным элементом топливной системы.

Принцип работы

Кулачок представлен в виде капли. При совершении вращения его вытянутая часть нажимает на толкатель и провоцирует открытие клапанов. Это обеспечивает подачу топливно-воздушной смеси (ТВС) в цилиндры двигателя, что приводит в работу систему зажигания. Далее при совершении вращении, кулачок опускает толкатель и под действием пружинного механизма стабилизирует положение и закрывает его.

В шестерне распределительного вала находится вдвое больше зубьев по сравнению с коленчатым валом. Это связано с тем, что за один рабочий цикл мотора, коленвал производит 2 оборота, а распределительный – всего 1.

Для чего нужен

Датчик позиции распределительного вала устанавливает место газораспределительного механизма по отношению к коленвалу. Устройство генерирует сигналы внутри систем электронного управления. На фоне этого происходит корректировка работы впрыска топливной смеси. На бензиновых моторах при сбоях в работе элемента, блокируется поставка топлива, и движок завести не получается. На дизеле этот момент можно обойти.

чем отличается коленвал от распредвала

Датчик распредвала работает по принципу Холла. Магнитное поле в нем изменяется при замыкании зазора специальным зубцом, находящимся на валу или диске. Если зубец располагается рядом с датчиком, ему передается сигнал и сразу поставляется на ЭБУ. Частота импульса зависит от вращения распредвала. При получении данной информации происходит последовательный впрыск.

Интересно знать! Как называются крепления распредвала – постели.

Типы размещения распредвала в двигателе

В зависимости от типа мотора, он может иметь 1, 2 или 4 вала газораспределителя. Чтобы установить, имеющийся на машине тип, надо обратить внимание на крышку блока цилиндров. На ней будет маркировка, которая расшифровывается следующим образом:

  1. Используется при рядных и V-образных двигателях, оснащенных 2-3 клапанами у одного цилиндра. В таких случаях монтируется один распредвал на ряд. На его стержнях будут кулачки, обеспечивающие управление фазой впуска. Смещенные элементы будут отвечать за выпуск. При моторах, исполненных в виде V, валов будет 1-2.
  2. Эта система оснащена двумя распределительными валами на один ряд цилиндров. При этом обеспечении, каждый элемент будет отвечать конкретно за впуск и выпуск. Подобная технология позволяет уменьшить нагрузку на вал и повысить его ресурс.

как проверить распредвал

Газораспределительные механизмы способны заметно отличаться в зависимости от размещения самого вала.

  1. Нижнее (боковое). Устаревшая технология. применяемая в карбюраторных моторах. основное преимущество системы – легкость смазывания подвижных элементов, но это не делает конструкцию простой. Обеспечить полноценный доступ и обслуживание или произвести замену бывает проблематично. Работа системы обеспечивается за счет давления толкателей и передачи ими движения непосредственно на клапан. Такие типы двигателей утрачивают свой КПД на максимальных оборотах, что объясняется повышенным количеством элементов. Из-за роста инерции падает точность фаз распределения.
  2. Верхнее или ОНС при альтернативном названии. Этот тип применяется на современных двигателях, популярен из-за легкости в обслуживании и ремонте. Главный недостаток – сложность проведения смазки. Все зависит от устройства масляного насоса и его способности нагнетать необходимое давление. В этом случае надо контролировать периодичность замены масла и фильтров. Устройство такого плана оказывает давление непосредственно на толкатели клапанов. Сказать, сколько распредвалов в двигателе будет в этом случае, сложно. Все зависит от его конфигурации.

Внимание! В современных автомобилях можно встретить любой из вариантов распредвала. Для его качественного обслуживания важно знать конфигурацию.

Как проверить распредвал

Существует два способа, позволяющих своевременно выявить неисправность распределительного вала. Первый это – прослушка, но она окажется эффективной только, если водитель внимательно относится к работе мотора. Нормальный звук, издаваемый при работе – негромкий, ровный, не прерывистый. При появлении неисправностей он меняется глухим, постукивающим, сходным с ударами. Это довольно примитивный, но очень эффективный способ, но для достижения точности, машину надо знать, как свои пять пальцев.

Не менее результативным является визуальный осмотр. Для его проведения деталь демонтируют и изучают. На ее поверхности не должно быть никаких дефектов. Появление задир, заломов, сколов – прямое показание к замене. При обнаружении поломки проводят замену не только распредвала, но и клапанных рычагов (рокеров). Отказываться от ее проведения – не стоит, иначе новый элемент прослужит значительно меньше.

Важно! Какую работу выполняют распредвалы? Они управляют положением клапанов двигателя.

Частые неисправности

Нарушения в работе элемента проявляются при несоблюдении автомобилистом рекомендаций по эксплуатации и в результате естественного износа элемента. Перечень популярных поломок включает:

  1. Поломка примыкающих компонентов. Часто происходит износ шестерни привода, ремня и цепи ГРМ. Вал при этом становится неэффективным и подлежит замене.
  2. Задиры на опорных шейках. Возникают дефекты из-за повышенных нагрузок или при неправильной (несвоевременной) регулировке клапанов. При вращении возрастает сила трения, прикладываемая между кулачками и толкателями. На этом фоне происходит дополнительный нагрев элементов, идет разрушение масляной пленки.
  3. Течь из-под сальника. Проявляется на фоне долгого простоя мотора. С течением времени резинка утрачивает собственную эластичность и рассыхается.
  4. Деформация. Возникает при длительном контакте металла с источниками тепла на фоне повышенных нагрузок. При этом возникают посторонние вибрации на ходу. При длительном игнорировании поломки из строя выйдут другие элементы цепи, и двигателю потребуется поверка и капремонт.
  5. Нарушения рекомендаций при установке. Приводит к быстрому выходу распредвала из строя и проявляется при некачественной затяжке болтов и неполноценной регулировке фаз.

Совет! Важный модуль может быстро прийти в негодность, если при его производстве используются некачественные материалы. Совершая покупку надо обращать внимание не только на сам товар и его сочетаемость по всем факторам, но и на имя производителя. Остерегайтесь подделок и покупайте компоненты для машины только на сертифицированных точках.

Недобросовестные мастера и автомобилисты-любители, изучив лайфхаки, пытаются восстанавливать распределительный вал машины своими руками. Заметим, что шлифовка и установка дополнительных вкладышей даст только временный результат. При помощи таких работ нереально добиться той ювелирной мощности, необходимой для полноценной и бесперебойной работы силового модуля.

Как выбрать новый распредвал (цены и бренды)

Новый распределительный вал нужно подбирать, отталкиваясь от показаний к его замене. Если старый элемент просто вышел из строя, испорченный механизм заменяют новый, подбирая аналог по строению. В случае, когда двигатель модернизирован, компонент подбирают с поправкой. Если опыта в выполнении подобных работ нет, лучше получить консультацию профессионального моториста и заказать модуль по указанным им параметрам.

Внимание! Основное, на что стоит ориентироваться при подборе замены – кулачковый развал, уровень максимального подъема клапанов и углы перекрытия.

Износостойкость распределительного вала напрямую зависит от того, насколько качественные материалы использовались при его производстве. Если выпускающая компания к своей продукции относится недобросовестно, модуль долго не прослужит. Уже через 40-60 тыс. км на нем могут появиться зазоры и сколы. В худшей ситуации, при перегреве или в случае езды плохому дорожному покрытию, балка лопается.

Довольно качественные приложения можно встретить у компании ОЕМ. Она занимает первые позиции в рейтингах производителей товаров для автомобилей и практически не имеет подделок. Широкий ассортимент позволяет найти распределительные валы и подобрать подходящий вариант. Главный недостаток – сравнительно высокая цена, составляющая в 2 раза больше, чем у других брендов. Примерная стоимость – свыше 7-8,5 тыс. руб, в зависимости от конфигурации.

Рассмотрения также доступна продукция следующих компаний:

каково назначение и устройство распределительного вала

  1. Немецкие детали, отличающиеся отменным качеством. Высокая износостойкость (свыше 100 тыс. км) сочетается с доступной ценой – около 3-4,8 тыс. руб. Главный недостаток – повышенный риск приобрести подделку, которая не будет отличаться свойствами, заявленными производителем.
  2. ET Еngineteam. Чешский бренд, производящий автомобильные детали повышенного качества. По отзывам пользователя, такой вал способен пройти более 80 тыс. км без каких-либо проблем. Есть один недостаток – его сложно купить в России, потому приходиться заказывать в интернет-магазинах. Цена стартует от 4 тыс. руб.
  3. Испанский производитель. Товары отличаются высоким качеством, но линейка их небольшая. Если подобрать подходящую деталь не получится, придется обращаться за помощью к опытному токарю. Стоимость – от 3 тыс. руб.
  4. АЕ. Это – британский производитель автозапчастей, выпускающий распределительные валы для моторов разной конфигурации. Товар распространен в России, что является преимуществом, но есть существенный недостаток. Стоимость элемента будет гораздо выше, чем у других компаний. Цены начинаются с 7 тыс. руб.

Подобрать подходящий распредвал, не зная тонкостей и нюансов строения мотора – просто невозможно. Именно поэтому, прежде чем совершить покупку рассмотрите ответы на самые частые вопросы.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Разобраться с принципом работы мотора и его распределительного вала будет проще, если изучить ответы на самые распространенные вопросы. Знание определенных нюансов позволит изучить «физику» устройства и понять, как именно оно функционирует.

Сколько оборотов делает распредвал за один оборот коленвала?

Соотношение оборотов коленвала и распредвала часто волнует автомобилистов. Разобраться с этим просто на предмете четырехтактного двигателя. За один оборот, совершаемый коленчатым валом, распределительный делает пол оборота. Следовательно, он двигается в два раза медленнее. Формула выглядит следующим образом: 1 вращение коленвала = полуоборот распределительного.

Почему распределительный вал вращается в 2 раза медленнее коленчатого вала?

Первый конструктивный элемент двигается медленнее второго из-за особенностей строения четырехтактного ДВН. Основное объяснение подобному течению цикла вращение – шестерня распределительного вала имеет в 2 раза больше зубцов, чем элемент коленчатого.

Чем отличается коленвал от распредвала?

Если рассмотреть распредвал и коленвал разница – существенная, но она практически необозрима при визуальном осмотре. Все отличия проявляются при уточнении принципа работы деталей. Эти элементы в ДВС выполняют совершенно разные функции и при выходе из строя одного, изменится цепь действий, выполняемых поршневой группой. Изначально в устройстве моторов был только коленчатый вал, а распределительный появился позднее, ног при современном устройстве – это невозможно.

В чем сущность верхнего и нижнего расположения распределительных валов?

Нижний приводится в работу под действием шестерней, а верхний работает за счет цепи или ременной передачи. Последнее расположение преимущественно в быстроходных двигателях, потому что работа передается от кулачка, проходит через коромысло и переходит на клапан.

С какой скоростью вращается распределительный вал?

Скорость вращения распределительного вала составляет от 50 до 80 оборотов в минуту. Величина не является постоянной и может быть изменена при перемене положения шкива на червячном валу и передаче.

Один оборот коленвала это сколько оборотов распредвала?

При одном обороте коленчатого вала, распределительный совершает полуоборот.

Чем удерживается распределительный вал от осевого перемещения

Элемент удерживается при помощи специального стального термически обработанного фосфатированного фланца, перемещающегося между торцом передней опорной шейки и задним торцом ступицы шестерни распредвала.

Как отличить впускной распредвал от выпускного?

В действительности принципиальных различий в строении нет. Есть только одна причина по которой элементы не могут выступать заменяемыми. На впускном распределителе имеется элемент, предназначенные для сообщения с датчиком газораспределения.

С какой скоростью вращается распределительный вал относительно коленчатого вала?

Скорость вращения распределительного вала в два раза меньше интенсивности движения коленчатого.

Сколько кулачков имеется на каждом собранном распредвале?

На каждый цилиндр двигателя внутреннего сгорания приходится два клапана и два кулачка. Следовательно, на двигателе с четырьмя цилиндрами их будет 8.

Как называются подшипники распределительного вала?

Подшипники скольжения распределительного вала еще именуются постелями или вкладышами.

Из какого металла сделан распредвал?

Из чего делают распредвалы на автомобили – легированная и углеродистая сталь или чугун. Далее материал подвергают цементации и закалке.

Сколько весит распредвал?

От массы этого конструктивного элемента зависит расход топлива, потому чем он будет легче – тем меньше придется отдавать за горючее. Приблизительная масса составляет от 7 до 12 кг, в зависимости от материала изготовления.

Выводы

Распределительный вал автомобиля – это особый элемент двигателя внутреннего сгорания, регулирующий функции механизмов закрытия и открытия клапанов мотора. Он выступает основным компонентом системы газораспределения, выполняющий отладку тактов работы двигателя, систем впуска и выпуска отработанных газов и топливной смеси. Без этой важной детали как распредвал, и ее полноценной работы невозможным является обеспечение всех функций ДВС.

Распредвал и его функции.

Распредвал и его функции.

Вторник, 12 января 2016

Raspredval

Принцип работы распределительного вала. Рассмотрим поподробнее. Распределительный вал или в сокращении распредвал — является одним из основных составляющих газораспределительного механизма. Выглядит как длинный вал с выступами, так называемыми «кулачками» по всей своей длине и занимает очень важное место в работе двигателя. Именно благодаря ему происходит формирование характера вашего мотора. Теперь рассмотрим поподробнее: Распределительный вал служит синхронизатором тактов работы двигателя , выполняет функцию своевременного закрытия и конечно открытия выпускных и впускных клапанов. Как же ему это удается? Мы уже упоминали ранее о «кулачках» расположенных на распредвале, они и продавливают клапан, нажимая на его толкатель. После этого «кулачек» продолжая вращение, высвобождает толкатель, и он закрывается под мощным давлением пружинки клапана. Стоит упомянуть, что сверху на пружине устанавливается тарелка пружины клапана и фиксируется специальным фиксатором, а сверху устанавливается толкатель. Распредвал для каждого мотора тоже выбирается не случайно, как правило, в серийных автомобилях он имеет усредненные показатели. Что в свою очередь может сказываться на тяге мотора при эксплуатации на низких оборотах. Количество «кулачков» (технически лучше будет сказать эксцентриков) всегда будет соответствовать количеству клапанов впуска и выпуска. Распредвалов не бывает мало, скажет обыватель. Тут мы внесем ясность. Действительно в вашем автомобиле может быть установлен как один, два, так и четыре распредвала. Все зависит от конструкции, а вследствие и стоимости автомобиля. Рассмотрим на примере распространенного в Москве и Московской области автомобиля BMW X6. Модификация xDrive 50i мотор N63B44A с объемом двигателя 4,4 литра и 408 л.с. Мотор V-образный с двумя головками блока цилиндров, установлено: И еще: 8 поршней, по 4 в каждой головке. 32 клапана из которых 16 на впуск и 16 на выпуск 2 впускных распредвала с 1 по 4 и с 5 по 8 цилиндр 2 выпускных распредвала с 1 по 4 и с 5 по 8 цилиндр Внушительно, не правда ли? Это означает, что конструкция мотора прямым образом влияет на его содержание. Чем мощнее и тяговитее мотор, тем сложнее его устройство. Тем большего ухода и контроля он потребует от своего владельца. Распределительный вал вращается коленвалом при помощи ременной или цепной передачи. Рабочий процесс осуществляется в головке блока цилиндров, как с применением подшипников, так и без них. Все о распределительном вале (видео):

Как делают распредвал (видео):

Замена распредвалов на Шкода Суперб 1.8Т (видео):

Толкатель клапана: надежная связь распредвала и клапанов

В большинстве двигателей внутреннего сгорания газораспределительный механизм содержит детали, обеспечивающие передачу усилия от распределительного вала на клапаны — толкатели. Все о толкателях клапанов, их типах, конструкции и особенностях работы, а также об их выборе и замене читайте в этой статье.

Что такое толкатель клапана?

Толкатель клапана — деталь газораспределительного механизма поршневого двигателя внутреннего сгорания; следящее устройство ГРМ, осуществляющее передачу осевого усилия от распределительного вала на клапан непосредственно или через вспомогательные элементы (штангу, коромысло).

Газораспределительный механизм любого ДВС в общем случае основан на трех основных деталях: распределительном вале, который вращается синхронно (но с вдвое меньшей угловой скоростью) с коленчатым валом, клапанах и их привода. Привод клапанного механизма следит за положением распределительного вала и обеспечивает передачу усилия от него на клапаны. В качестве привода могут использоваться различные детали: штанги, коромысла со штангами и без них, и другие. В большинстве ГРМ применяются и дополнительные детали — толкатели.

Толкатели ГРМ выполняют ряд функций:

  • Выступают в роли связующего звена между кулачком распредвала и другими деталями привода клапанов;
  • Обеспечивают надежную передачу усилий от кулачка распредвала на каждый из клапанов;
  • Равномерно распределяют нагрузки, возникающие при вращении распредвала и работе ГРМ;
  • Повышают срок службы деталей ГРМ и облегчают его обслуживание;
  • Толкатели определенных типов — обеспечивают необходимые температурные зазоры между деталями ГРМ и/или облегчают процесс их регулировки.

Толкатель клапана — важная деталь ГРМ, при неисправности которой работа двигателя значительно ухудшается. При поломке толкатель должен быть заменен, а, чтобы сделать верный выбор новой детали, необходимо разобраться в существующих типах и конструкциях толкателей.

Типы и конструкция толкателей клапанов

Различные типы толкателей клапанов

Различные типы толкателей клапанов

По конструкции и принципу работы толкатели делятся на несколько типов:

  • Тарельчатые;
  • Цилиндрические (поршневые);
  • Роликовые;
  • Гидравлические.

Каждый из толкателей имеет свои конструктивные особенности и сферы применения.

Тарельчатые толкатели клапанов

В общем случае такой толкатель состоит из стержня и тарельчатого основания, которым он опирается на кулачок распредвала. В торце стержня предусмотрена резьба для установки регулировочного болта с контргайкой, посредством которого осуществляется регулировка тепловых зазоров. Опорная часть толкателя подвергается термической обработке (цементации) с целью повышения ее износостойкости.

По форме опорной части (тарелки) данные толкатели делятся на две группы:

  • С плоской опорной частью;
  • Со сферической опорной частью.

Толкатели первого типа работают в паре с распределительным валом, имеющим кулачки с цилиндрической рабочей поверхностью. Толкатели второго типа применяются с распредвалами, имеющими конусные кулачки (со скошенной рабочей поверхностью) — вследствие такой конструкции толкатель во время работы двигателя вращается, что обеспечивает его равномерный износ.

Тарельчатые толкатели сейчас практически не используются, они устанавливались на двигатели с нижним или боковым расположением клапанов в паре со штангами или без них.

Цилиндрические (поршневые) толкатели клапанов

Толкатели данного типа бывают трех основных видов:

  • Цилиндрические пустотелые;
  • Стаканы под штангу;
  • Стаканы под клапан.

В первом случае толкатель выполнен в виде закрытого цилиндра, который для облегчения конструкции имеет внутри полости и окна. На одном его торце предусмотрена резьба под регулировочный болт с контргайкой. Такие толкатели сегодня используются редко, так как они относительно массивны и увеличивают габариты всего ГРМ.

Во втором случае толкатель выполнен в виде стакана малого диаметра, внутри которого выполнено углубление (пята) под установку штанги толкателя. В стенках детали могут выполняться окошки для ее облегчения и нормальной смазки. Толкатели данного типа все еще встречаются на старых силовых агрегатах с нижним расположением распредвала.

В третьем случае толкатель выполнен в виде стакана большого диаметра, внутри которого выполнена контактная точка под упор в торец стержня клапана. Обычно толкатель тонкостенный, его днище и контактная точка термически обработаны (закалены или подвергнуты цементации). Такие детали получили самое широкое распространение, они устанавливаются в двигателях с верхним расположением распредвала и непосредственным приводом клапанов.

Разновидностью цилиндрического толкателя под клапан является толкатель с регулировочной шайбой, устанавливаемой в днище (в нее упирается кулачок распредвала). Шайба может иметь различную толщину, ее заменой осуществляется регулировка тепловых зазоров.

Роликовые толкатели клапанов

Толкатели данного типа бывают двух основных видов:

В первом случае толкатель выполнен в виде цилиндрического стержня, в нижней части которого через игольчатый подшипник установлен стальной ролик, а в верхнем торце предусмотрено углубление (пята) под штангу. Во втором случае деталь выполнена в виде рычага с одной опорой, на плече которого установлен ролик и находится углубление под штангу.

Устройства данного типа наиболее широко применяются в моторах с нижним расположением распределительного вала, на новых силовых агрегатах они практически не встречаются.

Гидравлические толкатели клапанов

Конструкция гидравлического толкателя (гидрокомпенсатора)

Конструкция гидравлического толкателя (гидрокомпенсатора)

Гидравлические толкатели (гидрокомпенсаторы) — наиболее современное решение, которое используется на очень многих двигателях. Толкатели данного типа имеют встроенный гидравлический механизм регулировки тепловых зазоров, который в автоматическом режиме выбирает зазоры и обеспечивает нормальную работу мотора.

Основу конструкции толкателя составляет корпус (который одновременно выполняет функции плунжера), выполненный в виде широкого стакана. Внутри корпуса располагается подвижный цилиндр с обратным клапаном, который делит цилиндр на две полости. На наружной поверхности корпуса гидрокомпенсатора выполнена круговая канавка с отверстиями для подачи к цилиндру масла от системы смазки двигателя. Толкатель устанавливается на торец стержня клапана, при этом канавка на его корпусе совмещается с масляным каналом в головке блока.

Работает гидравлический толкатель следующим образом. В момент, когда кулачок распредвала набегает на толкатель, цилиндр испытывает давление со стороны клапана и сдвигается вверх, обратный клапан закрывается и запирает расположенное внутри цилиндра масло — вся конструкция движется, как единое целое, обеспечивая открывание клапана. В момент максимального нажима на толкатель часть масла может просочиться в зазоры между цилиндром и корпусом толкателя, что приводит к изменению рабочих зазоров.

При сбегании кулачка с толкателя клапан поднимается и закрывается, в этот момент корпус толкателя оказывается напротив масляного канала в ГБЦ, а давление в цилиндре падает практически до нуля. Вследствие этого масло, поступающего из головки, преодолевает усилие пружины обратного клапана и открывает его, поступая в цилиндр (точнее — в находящуюся внутри него нагнетательную камеру). За счет созданного давления корпус толкателя поднимается (так как цилиндр упирается в стержень клапана) и упирается в кулачок распредвала — так происходит выбор зазора. В дальнейшем процесс повторяется.

В процессе работы двигателя поверхность толкателей, кулачков распредвала и торцов стержней клапанов изнашиваются и деформируются, также вследствие нагрева несколько изменяются габариты других деталей распределительного механизма, что приводит к неконтролируемому изменению зазоров. Гидравлические толкатели компенсируют эти изменения, всегда обеспечивая отсутствие зазоров и нормальное функционирование всего механизма.

Вопросы выбора и замены толкателей клапанов

Любые толкатели, несмотря на термическую обработку их рабочих поверхностей, со временем изнашиваются или приходят в неисправность, нарушая работу двигателя. Проблемы с толкателями проявляются ухудшением работы двигателя, в том числе и некоторым изменением фаз газораспределения. Внешне эти неисправности проявляются характерным шумом мотора, который легко распознается опытными мастерами. Однако в случае двигателей с гидрокомпенсаторами шум сразу после запуска не является проблемой. Дело в том, что после простоя двигателя масло уходит из толкателей и каналов головки, и первые несколько секунд не обеспечивается выбор зазоров — это и проявляется стуком. Через несколько секунд работа системы налаживается и шум пропадает. Если же шум наблюдается более 10-12 секунд, тогда следует обратить внимание на состояние толкателей.

Неисправные толкатели должны меняться на новые тех же типов и каталожных номеров. Замену следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту и ТО автомобиля, эта работа связана с частичной разборкой ГБЦ и требует применения специального инструмента (для рассухаривания клапанов и другого), поэтому ее лучше доверять специалистам. После замены толкателей периодически необходимо выполнять регулировку зазоров, если же используются гидрокомпнесаторы, то в обслуживании нет необходимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *