Сайлентблок на что влияет при езде
Перейти к содержимому

Сайлентблок на что влияет при езде

  • автор:

Сайлентблоки: как их выбирать, и почему нельзя ремонтировать

О том, что такое сайлентблок, многие автолюбители только догадываются, ошибочно называя так любую штуку, состоящую из резины и металла. Особенно, если у нее есть наружная и внутренняя металлические обоймы. Сегодня мы наконец-то внесём ясность в этот вопрос и расскажем, что такое сайлентблок на самом деле, и почему отремонтировать его попросту невозможно.

Что такое РМШ и что такое сайлентблок

Н ачнём с развенчивания мифа о том, что любой резинометаллический шарнир – это сайлентблок. Скорее, наоборот: любой сайлентблок – это РМШ. Разберёмся в терминологии.

Резинометаллический шарнир – это соединение, в котором взаимное перемещение деталей обеспечивается за свет эластичности резины, без проскальзывания. Сайлентблок – это резинометаллический шарнир, в котором эластичная часть соединяется с внутренней и внешней обоймами вулканизацией при изготовлении или с помощью клея. Это позволяет получить лучшую несущую способность и лучшие эластокинематические характеристики, а заодно кардинально повысить ресурс узла.

В обычном резинометаллическом шарнире неподвижность резиновой части обеспечивается преднатягом или за счет радиального сжатия вставки при монтаже. Со временем это условие может нарушиться, что быстро выведет шарнир из строя. При превышении же нагрузки или изменении внешней среды КШМ склонен к небольшим проскальзываниям, при которых издает характерные звуки «пищащей» резины.

auto parts isolated on a white background

А вот сайлентблок гораздо более «молчалив», за что и получил свое название. Он не издает никаких поскрипываний и писков при превышении нагрузки до самого обрыва «резинки». Материалами для эластичной вставки обычно служат синтетические каучуки, например, изопреновые или бутадиен-стирольные, каучуки на основе натурального, а для агрессивных условий – фторкаучуки или бутадиен-нитрильные. В качестве сменных вставок часто применяют полиуретановые смеси как имеющие меньшую адгезию к металлу.

Преимущества и недостатки

Чем так хороши резинометаллические шарниры вообще и сайлентблоки в частности? Почему они смогли вытеснить все остальные типы соединений из подвесок легковых автомобилей, кроме шаровых шарниров?

Хороши они, например, тем, что не требуют обслуживания. В случае поломки их просто заменяют, но в процессе эксплуатации эти детали требуют только контроля. Смазка им не нужна, она только повредит, зато они не боятся воды и малочувствительны к пыли, пока находятся в исправном состоянии. Эта способность достигается отсутствием в конструкции деталей трения скольжения, все перемещения деталей осуществляются исключительно за счет изгиба эластичной части шарнира.

Резинометаллические шарниры на легковом автомобиле Nissan Avenir: 1 — задний резинометаллический шарнир 2 — передний резинометаллический шарнир 3 — поперечный рычаг передней подвески 4 — крепление шаровой опоры 5 — коробка передач 6 — вал привода левого переднего колеса (с ШРУСами)

Резинометаллические шарниры на легковом автомобиле Nissan Avenir: 1 — задний резинометаллический шарнир; 2 — передний резинометаллический шарнир; 3 — поперечный рычаг передней подвески; 4 — крепление шаровой опоры; 5 — коробка передач; 6 — вал привода левого переднего колеса (с ШРУСами)

Разумеется, в отсутствие трения нет и звуков: металл в исправном сайлентблоке не соприкасается с металлом, нет ударов, а все вибрации гасятся в резиновой подушке. Также у сайлентблоков отличная несущая способность по всем направлениям, можно задать жесткость относительного перемещения по всем осям, и он предельно дешев. И он не меняет установочные размеры в процессе износа, что важно для элементов с точным взаимным расположением.

А служит он достаточно долго, если соблюдать простые правила эксплуатации: не перегревать, не перегружать, не помещать в агрессивные среды. Срок службы может составить десятки лет при незначительном изменении характеристик. За такое время любая смазка успеет высохнуть и закоксоваться в негерметичных шарнирах, а в герметичных испортит оболочку и просто утечет.

Конечно, и на Солнце есть пятна, и недостатков у сайлентблоков тоже хватает. Например, у них жесткость связана с несущей способностью. Ну, или они боятся агрессивных сред, сильно зависят от рабочей температуры, имеют ограниченные углы взаимного перемещения деталей, и их срок службы зависит от амплитуды рабочего хода.

Часто при замене сайлентблока нарушают простое правило, которое гласит, что резинометаллический шарнир в средней точке рабочего хода должен иметь минимальную деформацию эластичной части. Другими словами, затягивать соединения подвески с сайлентблоками нужно под нагрузкой – машина должна стоять колёсами на земле, а не висеть на подъёмнике.

Плавающие и не очень

Очень часто сайлентблоки путают с другим широко распространенным типом подвижного соединения в подвеске автомобиля. Даже опытные мастера склонны вносить путаницу, называя часть шаровых шарниров «плавающими сайлентблоками».

Задний сайлентблок переднего рычага

На самом деле этот элемент никакого отношения к сайлентблокам не имеет. Внутри него стоит обычный шаровый шарнир, имеющий внешнюю и внутреннюю обоймы для запрессовки в узлы подвески. В нем нет упругого элемента, а резина тут только снаружи: она защищает рабочий элемент шарнира от грязи, а смазку внутри него – от высыхания и утечки. Применяют «плавающие» сайлентблоки там, где настоящие сайлентблоки применять нельзя. Например, в высокоподвижных соединениях или там, где требуется повышенная точность перемещения одного элемента относительно другого.

И немного о ремонте

Сайлентблоки нужно менять в сборе. Это совершенно логично проистекает из того факта, что элемент этот неразборный. Но в современных конструкциях сайлентблоки могут быть частью сложных и дорогих узлов подвески, где эластичная вставка – лишь малая часть цены элемента. Но при ее износе он подлежит замене.

Жизненную несправедливость пытается исправить множество компаний, выпускающих ремонтные втулки для таких деталей. Обычно никаких дополнительных данных по установке нет, разве что прилагается переходник для запрессовки.

Собранный таким образом резинометаллический шарнир сайлентблоком уже не является. У него значительно снижена несущая способность, и при нагрузке намного меньше номинальной он может перейти в режим работы простой резиновой втулки. В результате этого его посадочное место в рычаге изменит геометрию и будет непригодно к дальнейшей эксплуатации. К сожалению, ситуация эта очень распространенная. Проблемы можно было бы избежать, за счет использования значительно большего преднатяга или клея для лучшей фиксации, благо современная химическая промышленность предоставляет хороший выбор надежных способов соединения резины или полиуретана с металлическими обоймами. И если ваше соединение работает на растяжение или кручение, то постарайтесь не использовать сомнительные способы восстановления.

Еще более серьезную ошибку совершают те, кто использует консистентные смазки для упрощения запрессовки эластичной втулки или просто смазывает скрипящие узлы. Смазка только вредит любому РМШ: соединение резины и металла должно быть максимально надежным. Для ремонта старайтесь использовать сменные элементы с уже завулканизированными металлическими обоймами: обеспечить качественное соединение вне заводских условий может оказаться сложно.

Что делать, чтобы увеличить срок службы сайлентблоков?

Для начала помните золотое правило установки, о чём уже говорили выше. И это очень важно: сайлентблок не является упругим элементом подвески, его эластичная вставка не должна быть нагружена при среднем состоянии загрузки машины.

Не оставляйте машину надолго с перегруженными элементами подвески или с вывешенными колесами – это больше вредит ей. Постарайтесь в холодную погоду не допускать излишней амплитуды раскачки подвески.

При замене устанавливайте сайлентблоки в нужном положении. Часто жесткость блока различается по радиусу, и на нем есть специальные установочные метки или визуально заметные элементы, на которые нужно ориентироваться. Конечно же, нельзя допускать попадания на сайлентблоки масла и топлива, которые быстро разрушают большую часть синтетических каучуков.

original-7.JPG20160824-15951-h2aku

Ну и, наконец, общий совет: старайтесь промывать элементы подвески, особенно если у вас внедорожник и вы любите загородные вылазки. Попавшая в микротрещины резины пыль ускоряет износ эластичного элемента, а вода еще и разрывает его при замораживании. И нелишним будет периодическое использование специальных смазок для очистки восстановления поверхностного слоя резинометаллических узлов.

PS: Немного истории вопроса

Резинометаллических шарниров в автомобилях огромное множество. Тут же почти все элементы крутятся, вращаются, вибрируют и перемещаются по сложным траекториям. Причем требования к каждому соединению разные: нужны разная степень свободы по направлениям, разные частотные характеристики, да и ресурс тоже требуется разный и в разных условиях.

rear car suspension. the garage mechanic raised the car on the lift

Удивительно, но идея сочетать резину и металл в единой конструкции, позволяющей одновременно удерживать детали и гасить перемещения, родилась в голове именно автомобильного конструктора. Это на самом деле редкость, ибо большая часть важных технических идей пришла в автомобилестроение из других областей.

Имя непосредственного изобретателя история утеряла, но доподлинно известно, что идея родилась в коллективе талантливого менеджера и конструктора Вальтера Крайслера, основателя одноименной компании. В конструкции машины New Finer Plymouth, которая вышла в феврале 1932 года, впервые в мире применили резинометаллические шарниры в подвеске двигателя, что позволило получить отличные показатели виброизоляции. Отличные на то время, разумеется.

На фото: New Finer Plymouth 1932

Идея была оценена всеми автопроизводителями, и очень скоро резинометаллические шарниры прочно прописались в подвеске моторов и коробок передач всех автомобильных марок. Но применения подобной конструкции в подвесках машин пришлось ждать еще добрых двадцать лет. Кстати, первый резинометаллический шарнир по совместительству был и первым сайлентблоком. Он был неразборным, и в нем резиновая прослойка не имела возможности перемещения относительно внешней и внутренней обойм.

Развитие этой перспективной автомобильной технологии происходило, как и во многих других случаях, за счет военных и железнодорожного транспорта. Военных резинометаллические шарниры заинтересовали в качестве элемента гусениц для танков и другой техники.

Теоретически, качественная резина способна выдержать сотни тысяч циклов изгибания на ограниченный угол. И при этом не боится коррозии, грязи и песка. Если создать гусеницу из резинометаллических элементов, то она будет надежнее, чем из стальных деталей, соединенных шарнирами. На практике все оказалось намного сложнее, но с начала сороковых годов резинометаллические гусеницы в армии США нашли свое применение и продолжали совершенствоваться. Были наработаны технологии соединения резины и металла, натяжение и вулканизация, исследованы сорта резины, условия её работы, предельные возможности и многое другое из того, что необходимо для внедрения технологии в промышленности.

Как нельзя кстати резинометаллические шарниры пришлись и на железнодорожном транспорте. Дело в том, что привод с электродвигателя на колесную пару локомотивов при креплении мотора к тележке должен быть гибким для снижения воздействия поезда на путь. Так называемое опорно-рамное подвешивание имело много вариантов исполнения, в том числе и с привычными водителям карданными валами, но в пятидесятые годы на волне прорыва в создании эластичных синтетических материалов обрел популярность привод с муфтой Alstom. В СССР такой привод применялся, например, на тепловозе ТЭП60.

На фото: тепловозе ТЭП60

Во многих странах велись исследования в области применения резинометаллических шарниров, сравнивались возможности вулканизированных элементов и собранных с преднатягом. Появление шарниров в конструкции автомобилей стало лишь вопросом времени.

Так, Mercedes в кузове W186 1951 года выпуска все еще имел в подвеске резиновые демпферы на оси, резьбовые втулки, многочисленные шайбы и оси с отверстиями для смазки. А уже на модели в кузове W120 1953 года, первом «понтоне», и W105/W219 1956 года в подвеске появились первые резинометаллические шарниры. Впрочем, втулок там все еще хватало — подвески, использующие только сайлентблоки, шаровые шарниры и просто подвижные резинометаллические соединения появятся только в середине семидесятых. До этого момента подвеску приходилось периодически смазывать, промывать и шприцевать на всех машинах. Причем подобные технологии сохранились в США аж до начала двухтысячных годов на классических «фуллсайзах» и пикапах.

На фото: Mercedes-Benz 300 Cabriolet D (W186)

W120 W105
На фото: Mercedes-Benz W120 На фото: Mercedes-Benz W105

Сайлентблок

Сайлентблок для автомобилей

Сайлентблок, который также может называться как «сайлент» или резинометаллический шарнир, представляет собой крепежный элемент. Данная деталь, выполняется из пары металлических втулок, между которыми расположена резиновая или полиуретановая вставка, по этому сайлентблоки могут быть резиновые, либо полиуретановые. Сайлентблоки предназначаются для снижения жесткости соединения деталей подвески между собой. Один шарнир запрессовывается в одну деталь подвески, другой – во вторую, чем обеспечивается их соединение, а упругая вставка гасит возникающие в ходе движения колебания, не передавая их на остальные части подвески.

фотогалерея:

Замена сайлентблоков на автомобиле Passat B5

Замена сайлентблоков на автомобиле Nissan Qashqai

Замена сайлентблоков на автомобиле Audi

Замена сайлентблоков на автомобиле ВАЗ

Следует отметить, что на сайлентблок приходится наиболее мощная нагрузка среди всех частей подвески, ведь помимо колебаний именно эта деталь должна гасить все деформирующие движения.

Расположение и продолжительность эксплуатации

  1. в местах крепления амортизаторов;
  2. в местах крепления реактивных тяг;
  3. в местах крепления поперечного стабилизатора;
  4. на опорах балок, к которым крепится коробка передач и мотор;
  5. на штангах задней подвески.

Наибольшая нагрузка, как правило, приходится на сайлентблок штанги задней подвески, из-за чего именно его приходится менять чаще всего.

В целом современные резинометаллические шарниры способны активно эксплуатироваться до 200 тысяч километров пробега, хотя учитывая отвратительное качество дорог часто это значение приходится делить на четыре. Не важно, какие сайлентблоки установлены на автомобиль – их ревизию необходимо проводить примерно через каждые 50 000 километров пробега.

Сайлентблок в неисправном состоянии

Пришедший в негодность сайлентлок хорошо определяется визуально: на нем видны трещины и порывы.

Обнаружение неисправностей сайлентблоков

Проверять сайлентблоки на работоспособность можно самостоятельно. Помимо визуального определения поломки существуют еще и общие симптомы, свидетельствующие о высокой вероятности поломки одного или нескольких сайлентблоков. При выходе из строя сайлентблоков подвески наблюдаются следующие проблемы:

  • ухудшается качество устойчивости автомобиля на дороге, его начинает «водить» из стороны в сторону;
  • усиливается шум и вибрация при движении;
  • начинает появляться характерный повышенный износ шин, когда более активно стираются бока колес.

Если проявляются эти или другие симптомы, следует выполнить диагностику сайлентблоков. Для этого подвески вывешиваются домкратом, а колеса снимаются. Это уже позволит оценить текущее состояние шарниров визуально, а также даст возможность проверить люфт рычагов.

Особо тщательно необходимо изучать резиновые втулки, ведь если резина начала пучиться или трескаться, сайлентблок подлежит немедленной замене.

Полный износ сайлентблоков помимо ускоренного истирания колес и снижения комфорта езды чреват более глобальными проблемами. Например, металлические части шарниров со временем разбивают посадочные места, из-за чего при ремонте ходовой придется позаботиться уже о замене не только сайлентблоков, но и целого ряда других деталей, так как подобные проблемы восстановлением чаще всего не устраняются.

Процесс замены сайлентблока

Чтобы поменять сайлентблок вам понадобится специальное приспособление или набор проставок соответсвующего диаметра.

Специфика ремонта

Учитывая то, что сайлентблоки считаются расходными автомобильными запчастями и в большинстве случаев отличаются невысокой стоимостью, в случае их износа или поломки рекомендуется не ремонт, а полная замена. При этом некоторые модели сайлентблоков являются разборными, поэтому остаются ремонтопригодными.

Самой сложной операцией при замене сайлентблоков является их запрессовка в посадочные крепления, которая выполняется с помощью специальных инструментов. Если они есть, работу можно сделать и самостоятельно. В противном случае для выполнения качественного ремонта следует обращаться к специалистам.

Часто задаваемые вопросы

Как крепится сайлентблок?

Крепление сайлентблоков обусловлено их предназначением гасить вибрации между сочлененными элементами подвески. Поэтому сайлентблоки запрессовываются в одну деталь подвески, а к другой крепятся посредством болтовых соединений. Для этого в конструкции сайлентблока есть внутренняя обойма с отверстием для крепления.

Также сайлентблоки могут иметь конструкцию, когда они запресовываются одновременно в две детали. Еще один вариант — это сайлентблок с двумя крепежными проушинами, когда сайлентблок крепится болтами к двум деталям, а гашение осуществляет центральная резиновая часть.

На что влияет сайлентблок?

Сайлентблок влияет на ресурс деталей подвески, увеличивая его многократно. Если бы металлические детали подвески крепились друг к другу жесткими соединениями, то места соединений пришлось бы смазывать и обслуживать. И все равно они бы быстро выходили из строя из-за вибраций и колебаний, которые бы передавались напрямую от детали к детали. Благодаря резиновой части сайлентблоков уровень вибраций и колебаний серьезно снижается, увеличивая срок службы деталей подвески.

Исправные сайлентблоки влияют на корректную работу всей подвески. Если резиновая часть сайлентблока порвется, то резко ухудшится курсовая устойчивость автомобиля, он начнет рыскать по дороге. Также ухудшится развал-схождение колес, что приведет к повышенному износу шин. В случае одновременного выхода из строя нескольких сайлентблоков сильно возрастает риск аварийной ситуации.

Где находится сайлентблок?

Сайлентблоки могут находиться практически во всех элементах шасси автомобиля. Они присутствуют:

В передней подвеске они используются для крепления амортизаторов, стабилизаторов, реактивных тяг и рычагов.

В задней подвеске их применяют в местах крепления амортизаторов, стабилизаторов и в элементах крепления задней балки.

В подкапотном пространстве их используют для крепления моторов и коробок передач.

Связанные термины

  • Рулевой наконечник
  • Опора двигателя

Сайлентблок: что это, зачем нужен и когда менять

Фото: Shutterstock

Управляемость автомобиля, комфорт и безопасность передвижения напрямую зависят от качества и состояния сайлентблоков.

  • Что это такое
  • Виды
  • Достоинства и недостатки
  • Срок эксплуатации
  • Причины выхода из строя
  • Дефекты

Что такое сайлентблок

Сайлентблок — это шарнир, который предназначен главным образом для уменьшения вибраций и смягчения толчков, передающихся на кузов и в салон автомобиля. Собственно, «silent block» и переводится с английского как «тихий блок». Сайлентблоки, применяемые в ходовой части, отвечают также за сохранение оптимальной траектории перемещения колес, что напрямую влияет на управляемость автомобиля и безопасность движения особенно в ситуации, когда требуется выполнить резкий маневр.

Конструктивно сайлентблок состоит как правило из двух металлических втулок (обойм), прочно соединенных с проставкой из демпфирующего материала, в качестве которого применяется резина или полиуретан. Сайлентблоки устанавливаются:

  • В рычагах передней и задней подвески.
  • В качестве втулок стабилизаторов поперечной устойчивости.
  • В качестве узлов крепления амортизаторов, двигателя и компонентов трансмиссии.

Виды сайлентблоков

В зависимости от особенностей конструкции различают несколько видов сайлентблоков:

  • Классический с цельной демпфирующей проставкой, двумя или одной (чаще внутренней) втулками.
  • С технологическими полостями в резиновой проставке для оптимальной работы рычага подвески на кручение.
  • Сайлентблоки с крепежными проушинами (их часто выполняют несимметричными) вместо втулок под болт.
  • Плавающие, являющиеся близкими родственниками шаровых опор, обеспечивают бОльшую подвижность соединяемых деталей и лучшую плавность хода. Такие сайлентблоки как правило используются в поворотных кулаках ступиц, но встречаются и в рычагах подвески.

Достоинства и недостатки резиновых и полиуретановых сайлентблоков

По типу материала, из которого изготовлена демпфирующая проставка, различают резиновые и полиуретановые сайлентблоки. У каждого из них имеются свои достоинства и недостатки.

Резиновые сайлентблоки

Классические, проверенные временем сайлентблоки устанавливаются на моделях, которые сходят с конвейеров автозаводов. К числу достоинств таких шарниров можно отнести:

  • Невысокую стоимость.
  • Способность работать в больших амплитудах деформации и обеспечить лучшую плавность хода.
  • Не самая высокая устойчивость к низким температурам и воздействию масел, топлива, антигололедных реагентов.

Полиуретановые сайлентблоки

Этот тип сайлентблоков пришел из автоспорта, где в приоритете управляемость, которая напрямую связана с жесткостью шарнира. Соответственно, установка полиуретановых сайлентблоков на обычный автомобиль дает достаточно контрастный эффект. На «плюсовой» чаше весов:

  • Улучшение управляемости, ощутимое в экстремальных режимах при условии замены всех сайлетблоков на полиуретановые.
  • Высокая устойчивость полиуретановых сайлентблоков к ударным и вибронагрузкам, перепадам температур и воздействию химикатов.
  • Увеличение ресурса шарниров до пяти раз относительно резиновых сайлентблоков, но лишь при строгом соблюдении правил установки.

В любом случае, на «минусовой» чаше весов окажутся:

  • Увеличение жесткости подвески, которое становится еще более выраженным при минусовых температурах.
  • Заметно бОльшая цена полиуретановых сайлентблоков относительно резиновых аналогов.

Срок эксплуатации сайлентблоков

100 000 км — таков средний срок эксплуатации сайлентблоков ходовой части. Но это в идеальных условиях. Российские дорожно-климатические реалии диктуют необходимость проверки таких шарниров при вдвое меньшем пробеге. Особенно это касается регионов с экстремально холодными зимами и большой амплитудой перепадов температур, таких как Якутия.

Сайлентблок — это шарнир, который предназначен для уменьшения вибраций и смягчения толчков, передающихся на кузов и в салон автомобиля

Сайлентблок — это шарнир, который предназначен для уменьшения вибраций и смягчения толчков, передающихся на кузов и в салон автомобиля (Фото: Shutterstock)

Ремонту отслужившие свое сайлентблоки не подлежат. Выход один — замена, и с ней лучше не затягивать. Отступление от этого правила чревато не только ухудшением комфорта, управляемости и снижением безопасности, но и существенными дополнительными затратами. Пришедший в негодность сайлентблок способен постепенно деформировать свое посадочное место, что обернется необходимостью менять рычаг подвески в сборе. Кроме того, ходовая часть автомобиля — взаимосвязанный механизм, и запоздалая замена сайлентблока грозит вызвать цепную реакцию ускоренного износа шаровых опор, наконечников рулевых тяг и самой рейки.

Причины выхода сайлентблоков из строя

Сайлентблоки выходят из строя по разным причинам, среди которых есть вполне очевидные и не очень. Как выглядит этот «черный список»?

  • Стиль вождения «Чем выше скорость, тем меньше ям». Следует помнить, что до 90% нагрузки, которая приходится на элементы подвески при проезде неровностей, воспринимается сайлентблоками ходовой части с понятными последствиями для таких шарниров.
  • Чрезмерно осторожная манера вождения также вредна, особенно для сайлентблоков с резиновыми проставками. Они быстро утрачивают эластичность, поскольку работают в очень узком, неоптимальном диапазоне амплитуд.
  • Затяжка болтов крепления рычагов подвески на вывешенном на подъемнике автомобиле облегчает выполнение операции, но заставляет центральную втулку шарнира постоянно испытывать нагрузку. При проезде неровностей она может превысить критический порог и произойдет отрыв обоймы от демпфирующей проставки. Особенно велик риск такого развития событий при установке сайлентблоков с полиуретановым наполнителем, который — в отличие от резинового — не выдерживает больших амплитуд деформации.
  • Установка полиуретановых сайлентблоков без внешней обоймы в рычаги подвески из достаточно податливого алюминия может привести к тому, что шарнир просто выбьет из посадочного места при сильной ударной нагрузке.
  • Повреждение резиновой проставки химически активными маслами, топливом, антигололедными реагентами.
  • Неправильный монтаж сайлентблоков с технологическими полостями в резиновой проставке. Установочные метки на таких шарнирах и рычагах подвески должны совпадать, чтобы нагрузка распределялась равномерно по рабочей поверхности сайлентблока.
  • Установка втулок стабилизаторов поперечной устойчивости без предварительной смазки ведет к усиленной выработке штанг в месте контакта, особенно при использовании втулок из более жесткого, чем резина, полиуретана.
  • Превышение срока эксплуатации, установленного с поправкой на условия движения.

Как проявляют себя дефекты сайлентблоков

Определить, что сайлентблоки ходовой части отслужили свое, можно как по поведению автомобиля, так и с помощью визуального осмотра. В последнем случае шарниры должны быть очищены от грязи, а основное внимание следует уделить проверке состояния демпфирующих проставок, поскольку металлические втулки повреждаются очень редко. Что дает повод задуматься о замене сайлентблоков?

  • Крены автомобиля при движении по прямой и на торможении.
  • Усиление вибраций при движении.
  • Увеличение жесткости подвески.
  • Скрипы и стуки в подвеске.
  • Увеличенный износ боковых секций протектора шин.
  • Трещины, разрывы в демпфирующих проставках.
  • Увеличенный люфт рычагов подвески.

Сайлентблоки: как определить износ? Назначение, разновидности и замена, признаки неисправности и принцип работы

Сайлентблок – это резинометаллический антивибрационный элемент. Также иногда говорят, что это гаситель деформации. Для выполнения своих функций он должен быть изготовлен из материала с так называемым большим внутренним затуханием.

В целом сайлентблоки подходят для поглощения колебательного движения с небольшим отклонением (амплитудой).

Виды сайленблоков

Сайлентблоки в большинстве случаев различаются по форме. В автомобилях чаще всего можно встретить глушители в виде втулки цилиндрической формы. Сайлентблоки также могут быть коническими, золотниковыми, сферическими или сложными. Это зависит от конкретного производителя и метода использования.

Классический цилиндрический корпус сайлентблока представляет собой металлический цилиндр меньшего диаметра, вставленный в цилиндр большего диаметра. Пространство между двумя цилиндрами заполнено каучуковой резиной. Каучук — это органическое соединение шести различных типов, обычно используемых в сайлентблоках.

В автомобильной промышленности чаще всего можно встретить:

  • Каучук SBR;
  • Бутадиен;
  • Бутадиен-нитрильный каучук (пербунан).

Иногда для изготовления сайлентблоков используются и другие каучуки, например, натуральный, хлоропрен, неопрен или силикон. Каждый из этих материалов имеет разные свойства. Из механических свойств различают предел прочности и относительное удлинение.

Первый показатель измеряется в Н/мм2, второй — в процентах. Например, SBR имеет предел прочности на разрыв от 7 до 25 Н/мм2 и относительное удлинение от 100 до 450 процентов. Кроме того, контролируется устойчивость сайлентблоков к маслу, бензину, активному кислороду и кислоте.

В зависимости от того, где сайлентблок будет устанавливаться, конструкторы выбирают соответствующую резину.

Какие функции выполняют сайлентблоки

На свойства, особенно жесткость сайлентблоков, могут влиять определенные структурные нюансы. Например, использование металлической арматуры, которая вставляется в резиновую деталь между двумя металлическими роликами разного диаметра.

  • Некоторые производители используют сайлентблок для подвешивания колес спортивных автомобилей. Цель состоит в том, чтобы поддерживать хорошее подавление шума от качения колеса, который вызывается вибрацией, и в то же время повышать точность рулевого управления.
  • Когда на колесо в повороте действует центробежная сила, использование усиленных сайлентблоков не вызывает такой значительной деформации, которая ухудшает сцепление колеса в повороте.
  • Также используются сайлентблоки сложной формы, имеющие разную жесткость в разных направлениях. В направлении, продольном оси транспортного средства, они обычно более мягкие, поэтому лучше поглощают шум от катящегося колеса.

В направлении, перпендикулярном продольной оси транспортного средства, сайлентблок становится жестче, что обеспечивает более точное рулевое управление. В результате управление колесом при прохождении поворотов происходит под действием центробежной силы.

Другой вариант — сочетание металла, резины и жидкости. Этот тип сайлентблока, прозванный автомеханиками «гидрограф», используется как для крепления двигателя и коробки передач в кузове, так и для подвески колес.

Примерами первого использования являются двигатель Porsche 944, второй Mercedes-Benz C-Class W203 или Mazda MX-3 и 323F (BA).

Повышенный износ сайлентблоков

Основная причина использования сайлентблоков — обеспечение акустического комфорта во время вождения, поскольку они снижают как шум автомобиля, так и его вибрации, возникающие от шасси и привода.

  • Помещая приводную цепь в кузов в сайлентблоках, таким образом одновременно снижается нагрузка на обе части автомобиля.
  • Двигатель автомобиля с коробкой передач, как и кузов, производят колебания разной частоты и длины волны.
  • Используя сайлентблок, вы фактически частично предотвращаете или уменьшаете переплетение волн разных частот и длин, или интерференцию.
  • Это может как уменьшить вибрацию, что было бы желательно, так и увеличить ее.
  • Увеличение вибрации нежелательно, так как если бы оно имело длительный эффект, привело бы к сокращению срока службы привода или корпуса.

Из этого ясно, что длительная езда с нефункциональными сайлентблоками приводит к повреждению автомобиля. Чтобы заменить дефектные сайлентблоки или детали с ними (балки моста), владелец транспортного средства намеренно усиливает шум от шасси или двигателя.

В случае ухудшения ходовых качеств шасси, если намечено посещение СТО, сотрудники мимо такого факта обычно не проходят.

Инструкция по диагностике сайлентблоков

Но как достоверно узнать, неисправен ли тот или иной сайлентблок? Да, стук шасси может привести к неисправности сайлентблока, пальца рычага или шатуна, а может и не привести.

Стук может быть вызван, например, свободным выхлопом или другими причинами, которые могут вообще не иметь отношения к шасси.

  • Вы узнаете о фактическом состоянии сайлентблоков шасси только при детальном осмотре, предпочтительно выполняемом с помощью монтажного рычага. Только так можно узнать, действительно ли резиновая часть сайлентблока непригодна.
  • Сайлентблоки, точнее их резина, тоже стареют с годами, поэтому изменение свойств сайлентблока может быть связано даже не с его разрывом, а с усталостью резины.
  • Типичное проявление изношенности сайлентблоков — это старая резина и неточное рулевое управление, а также дальнейшая курсовая неустойчивость автомобиля при движении по колеям. Такая машина едет куда хочет и часто колебается из стороны в сторону.

Если какой-либо из блоков глушителя рычага подвески окажется неисправным, его можно заменить отдельно или вместе с рычагом. Первый способ, как правило, дешевле, хотя и более трудоемок.

Как заменить сайлентблоки

Снятие сайлентблока с рычага или какой-либо части шасси (оси) означает необходимость применения пресса в сочетании с подходящими насадками. При установке нового сайлентблока необходимо следить за его положением, например, по монтажной метке, нанесенной на его металлический корпус.

В некоторых случаях замена сайлентблоков осложняется тем, что производитель транспортного средства не поставляет их как отдельную деталь. Мелкосерийное производство обычно более сговорчиво, но не всегда.

Кроме того, если в шасси есть определенные сайлентблоки, например, сочетающие резину и жидкость, оно обычно их не поставляет. Или предлагает, но только резину, не обладающую свойствами оригинала, но которая стоит недешево.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *