Ретардер на грузовике что это
Перейти к содержимому

Ретардер на грузовике что это

  • автор:

Ретардер на грузовике: принцип работы, особенности установки, целесообразность использования

Для повышения безопасности грузовых автомобилей во время транспортировки движения используются различные технологии, одна из них – установка дополнительных моторных тормозов (ретардеров). Благодаря этому повышается эффективность управления транспортным средством и снижается риск возникновения аварийных ситуаций. Из статьи вы узнаете, как работает ретардер на грузовиках и целесообразно ли его использовать.

Важно знать. Ретардер нельзя рассматривать как полноценную замену основной тормозной системы.

  • 1 Что такое ретардер
  • 2 Зачем на грузовик устанавливают ретардер
  • 3 Куда может устанавливаться ретардер
  • 4 Принцип работы тормоза-замедлителя
  • 5 Какими бывают ретардеры для грузовиков
  • 6 Стоит ли использовать ретардер: взвешиваем плюсы и минусы
  • 7 Заключение

Что такое ретардер

Ретардер на грузовике — что это такое? Данное устройство предназначено для снижения скорости движения и остановки транспортного средства без подключения тормозной системы. Ретардер создает сопротивление вращению колес грузовика, что приводит к замедлению движения. Это особенно полезно при спуске с горы и в других случаях, когда тормозная система подвергается повышенным нагрузкам и необходимо предотвратить ее перегрев и износ.

Чаще всего грузовики оснащаются и механическими тормозами, и ретардерами. Отличие между ними заключается в следующем: ретардер использует силу сопротивления двигателя транспортного средства, а механические тормоза – силу трения. При спуске с горы основная тормозная система позволяет мгновенно остановить грузовик, а ретардер обеспечивает более длительное и плавное замедление движения.

Также нужно рассмотреть, в чем разница между ретардером и интардером. Оба эти устройства предназначены для сопротивления движению и плавному замедлению транспортного средства. Однако, между ними есть отличия.

Ретардер устанавливается на разные части грузовика, а интардер размещается непосредственно внутри коробки передач. Ретардеры более универсальны и демонстрируют высокую эффективность в разных условиях и на разных скоростях. Интардеры хорошо проявляют себя во время движения на небольшой скорости по ровному дорожному покрытию.

Зачем на грузовик устанавливают ретардер

Для чего нужен ретардер? Устройство обеспечивает максимальную безопасность во время езды и контроль при торможении. Если транспортное средство оснащено только механическими тормозами, они подвергаются большим нагрузкам. Из-за этого на крутых склонах возможностей двигателя бывает недостаточно. В критической ситуации грузовик может нестись вниз на высокой скорости с вышедшими из строя тормозами. Установка ретардера поможет избежать подобного поворота событий, транспортное средство будет безопасно подтормаживать на спусках.

Важно знать. Установка ретардера на грузовик помогает в несколько раз увеличить срок службы тормозной системы. С учетом высокой стоимости технического обслуживания это является ощутимым преимуществом.

Куда может устанавливаться ретардер

Место установки тормоза-замедлителя (ретардера) зависит от модели грузовика, производителя, технических особенностей детали. Важно, чтобы монтаж выполняли специалисты.

  • рядом с коробкой передач;
  • на ведущем мосте;
  • на среднем (проходном) мосте;
  • между карданными валами.

Принцип работы тормоза-замедлителя

Принцип работы ретардера на грузовике заключается в следующем:

  • водитель включает тормоз-замедлитель (управление осуществляется либо вручную, либо с помощью педали);
  • ретардер использует энергию двигателя для создания сопротивления движению грузовика;
  • замедляется скорость вращения двигателя или трансмиссии, и, соответственно, снижается скорость движения транспортного средства.

Водитель грузовика может регулировать работу ретардера в зависимости от необходимой скорости замедления и дорожных условий.

Какими бывают ретардеры для грузовиков

Тормоз-ретардер бывает двух типов: гидродинамический и электродинамический.

Электродинамический ретардер имеет массивную конструкцию, устанавливается между ведущим мостом и коробкой передач. Внешне напоминает огромную кастрюлю, расположенную под днищем грузовика. Состоит из статора и ротора. Статор подсоединяется к автомобилю, а ротор – к карданному валу. После поступления питания статор создает магнитное поле, которое по вращающемуся ротору формирует вихревые токи. Это приводит к торможению транспортного средства.

Гидродинамический ретардер состоит из статора, ротора, шестеренки, электронного блока, насоса, теплообменника. Устройства этого типа зачастую интегрируются в коробку передач, что обусловлено необходимостью подвода рабочей жидкости. После активации тормоза-замедлителя водителем насос подает жидкость в рабочую область. Затем она попадает на крыльчатку ротора, что приводит к замедлению скорости его вращения и созданию тормозного момента. Торможение передается на колеса через шестерню, карданный вал и мост.

Стоит ли использовать ретардер: взвешиваем плюсы и минусы

Разобравшись с тем, для чего нужен ретардер на грузовиках, следует проанализировать целесообразность его использования. Решение об установке тормоза-замедлителя зависит от конкретных потребностей и приоритетов водителя и логистической компании.

  • повышение безопасности. Во время езды по крутым горным дорогам или скользкой поверхности водитель будет чувствовать себя более уверенно, так как ретардер поможет безопасно замедлить движение;
  • снижение износа механических тормозов. В результате увеличивается срок их эксплуатации, снижается необходимость в замене и ремонте;
  • экономия топлива. Достигается за счет того, что тормоз-замедлитель не использует топливо, в отличии от основной тормозной системы;
  • плавное замедление вместо резкого торможения. Благодаря этому остановка грузовика не доставит дискомфорта водителю и пассажирам.
  • требуется дополнительное техническое обслуживание;
  • высокая стоимость установки и интеграции в тормозную систему грузовика;
  • увеличение веса транспортного средства;
  • сложность в управлении для водителей, которые никогда ранее не работали с тормозом-замедлителем.

Важно знать. Несмотря на большие затраты при установке ретардера, в долгосрочной перспективе логистическая компания сможет компенсировать эти расходы за счет экономии на топливе и замене компонентов тормозной системы.

Заключение

Установка тормоза-замедлителя на грузовике повышает безопасность и эффективность вождения. Принцип работы ретардера заключается в том, чтобы плавно замедлить движение транспортного средства без участия механического тормоза. Важно, чтобы устройство было правильно установлено и настроено с учетом особенностей конкретной модели грузовика. Об использовании ретардера нужно задуматься в том случае, если транспортное средство часто передвигается по горным склонам, участкам со скользким дорожным покрытием.

Свежие записи
  • Грузовики будущего: фото и описания
  • Какой он – самый мощный тягач в мире: топ популярных моделей
  • Хотите выбрать идеальный автокемпер?
  • Типы осей полуприцепов и преимущества профессионального ремонта
  • Низкорамный полуприцеп или трал 30 тонн

Устройство и принцип работы Ретардера

Устройство и принцип работы Ретардера

Ретардер – тормоз-замедлитель авто, который позволяет остановить машину без использования тормозов.

Зачастую на грузовых авто используют Ретардер при съезде с горы или при долгих наклонах, где неразумно применять главную тормозную систему, которая расчитана на непродолжительное торможение, а также главные ее компоненты – диски, накладки, колодки, которые достаточно скоро нагреваются и перестают правильно осуществлять свою главную задачу – торможение.

Если возникла поломка, наша компания поможет произвести качественный и быстрый ремонт. Мы проведем диагностику и быстро устраним поломку.

В процессе использования и эксплуатации ретардера значительно возрастает до десяти раз срок работы тормозной системы авто, из-за уменьшения рабочей нагрузки на систему торможения.

Ремонт тормозной системы

Ремонт тормозной системы

Используют 2 вида ретардеров

Гидродинамический ретардер

Он включает в себя 2 турбины, они закреплены на одной оси в главном корпусе, который наполнен маслом. Ротор сопряжен с ведущими компонентами трансмиссии, статор сопряжен с корпусом. Когда включается ретардер – происходит открытие клапана, с помощью которого воздух под давлением проходит в расширительный бак. В турбину начинает поступать жидкость .Карданный вал двигает ротор, он в свою очередь разгоняет масло, после которое попадает в статор и затормаживается, в итоге происходит процесс замедления авто.

Чтобы вывести тепло зачастую применяют систему охлаждения двигателя. Ретардеры можно оснащать личным радиатором, в случае, когда системы охлаждения (ее объем) не хватает на возникновение вспомогательных источников тепла. Сейчас современные модели оснащены системой охлаждения, которая объединена с системой охлаждения двигателя, что упрощает конструкцию, и позволяет достигнуть лучшей стабильности в работе температуры. Главным недостатком этого ретардера считается то, что для получения положительных результатов торможения он использует довольно большие обороты.

Электромагнитный ретардер

Такие ретардеры значительно тяжелее гидродинамических, но при этом они обладают большим плюсом – эффективно работают с начальных холостых оборотов. Недостатком электромагнитного ретардера считается цена замены вышедших из строя электрических катушек.

Иногда изготовители помещают в саму коробку передач ретардер, чем обуславливается экономия в весе. Одним из самых лучших и испробованных методов считается установка ретардера за коробкой передач. В этом случае трансмиссия не подвержена лишним температурным перегрева. Еще используют метод установки: на ось или осевой ретардер. При данном методе ретардер крепится на задний мост.

Существует 2 вида управления ретардером

  • ручное управление. Ретардер монтируется в колонку под рулем;
  • управляется педалью тормоза.

Ручное управление включает в себя шесть режимов:

  • сила торможения (четыре режима);
  • положение для постоянного торможения;
  • нейтральная позиция.

Включение индукционного тормоза и регулирование тормозных сил осуществляется в зависимости от положения педали тормоза – чем больше давление на педаль, тем больше давление на тормоз.

Осуществляется давление на педаль тормоза или перемещается подрулевой переключатель, возникает и направляется напряжение от аккумуляторов к катушкам, смотря в каком положении находится педали ретардера. Вихреобразные токивозникшие в катушках, помогают сформировать силы функционирующих обратно пропорционально вращению роторов, благодаря которым и происходит остановка авто.

Ретардер включает в себя статор и 2 ротора (2 диска с крыльчаткой, которые соединены с карданными валами вращающими их). Находятся рядом друг с другом.

Статор является индуктором и включает в себя 2 электромагнитных соединений. Благодаря ним возникает электромагнитное поле, оно то и формирует вихревые замкнутые электротоки (токи Фуко). Роторы являются в свою очередь компонентами, из-за которых появляется торможение – они созданы из токопроводимых материалов, по этой причине они играют роль якоря. Появляются вихревые токи в случае вращательного процесса роторов при помощи карданного вала в магнитном поле, который создает статор.

Возникают случаи, когда Вы не можете транспортировать свой грузовик до сервиса. ГК Витес располагает эвакуатором для грузовиков. Оперативно отбуксируем ваше авто и приступим к устранению поломки.

Задать вопрос

Мы оказываем консультации и принимаем заявки на ремонт грузовиков и заявки на подбор запчастей дистанционно и рады видеть Вас в числе наших клиентов и партнеров!

Ретардер на грузовике что это

Транспортное средство при движении под уклон начинает постепенно разгоняться, достигая скорости, опасной с точки зрения водителя для безопасного движения. Водитель притормаживает, используя рабочую тормозную систему, снижая скорость до безопасной. Через некоторое время автомобиль вновь разгоняется и цикл притормаживания повторяется.

Грузовики на горном спуске. Использование тормоза-замедлителя.

За путь движения с перевала длиной 5–20 км циклы притормаживания рабочей системой многократно повторяются. Это сопровождается износом шин, тормозных накладок и — самое главное — увеличением температуры тормозных механизмов, в первую очередь тормозных накладок. При разогреве накладок тормозных механизмов снижается коэффициент трения накладки о тормозной барабан, а следовательно, и тормозная эффективность тормозного механизма. В результате эффективность торможения автомобиля в начале спуска с горы и в конце, при прочих равных условиях, совершенно различная. Резкое ухудшение тормозных свойств автомобиля с горячими тормозными механизмами может привести к дорожно-транспортному происшествию с тяжелыми последствиями.

Поэтому была разработана для тяжелых автомобилей и автопоездов такая тормозная система, которая обеспечивает длительное движение на спуске с небольшой постоянной скоростью без использования (и разогрева) механизмов рабочей тормозной системы. Последние должны оставаться в холодном состоянии и готовности выполнить в любой момент торможение с максимальной эффективностью.
Такой системой является вспомогательная (второе название — износостойкая) тормозная система. Вспомогательная система не может снизить скорость автомобиля до нуля.

По нормативным документам эффективность вспомогательной тормозной системы считается достаточной, если на уклоне в 7 % длиной 7 км скорость автомобиля поддерживается на уровне (30±5) км/ч.

Конструктивно вспомогательная тормозная система выполняется сейчас тремя способами: моторный тормоз, гидравлический тормоз-замедлитель и электрический тормоз-замедлитель. Следует иметь в виду, что в качестве тормоза-замедлителя на каждом автомобиле можно использовать двигатель, работающий на режиме холостого хода (так называемое торможение двигателем). Тормозной момент, создаваемый в этом случае двигателем, увеличивается при включении низших передач в коробке. Однако тормозной момент, развиваемый двигателем, работающим на холостых оборотах, небольшой и не обеспечивает необходимого замедления автомобиля большой массы.

Более эффективный моторный тормоз (горный тормоз) представляет собой двигатель автомобиля, оборудованный дополнительными устройствами выключения подачи топлива и поворота заслонок в выпускном трубопроводе, создающих дополнительное сопротивление. При торможении водитель с помощью пневматического привода поворачивает заслонку в трубе глушителя в закрытое положение и перемещает рейку топливного насоса высокого давления в положение нулевой подачи топлива в двигатель. Вследствие этих действий двигатель автомобиля глушится (но вращение коленчатого вала не прекращается) и становится невозможным выпуск воздуха из цилиндров через выпускной тракт. В такте выпуска поршень стремится вытолкнуть воздух через выпускной трубопровод. При этом поршень испытывает сопротивление, многократно сжимая воздух. Следствием этого сопротивления перемещению поршня является замедление вращения коленчатого вала, и, следовательно,передача от него через трансмиссию тормозного момента к ведущим колесам автомобиля.

Тормоз-замедлитель, ретардер

Тормоз-замедлитель, ретардер (англ. retarder), — устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без задействования основной тормозной системы. Из большого количества схем чаще всего применяются электромагнитная и гидравлическая.

Преимущество гидравлического тормоза-замедлителя в стабильности по мере повышения температуры, в то время как электродинамический ретардер способен выдавать большее тормозное усилие.

Ретардеры делят по принципу и месту установки. По месту установки бывают первичные — которые установлены перед коробкой передач и вторичные — за ней. Недостаток первичных в том, что при переключении передач происходит прерывание тормозного момента — что, не совсем есть хорошо. По принципу это соответственно:

Гидродинамический ретардер по принципу работы очень похож на гидротрансформатор. Ретардер этого типа состоит из двух турбин, закрепленных на одной оси в общем корпусе. Ротор жестко связан с ведущими элементами трансмиссии, в то время как статор жестко соединен с корпусом. При движении машины ротор бесцельно гоняет воздух внутри ретардера, а при включении ретардера открывается клапан, через который сжатый воздух поступает в расширительный бак, и рабочая жидкость начинает поступать внутрь турбины. Ротор, движимый карданным валом, разгоняет масло, которое затем попадает в статор и тормозится, замедляя тем самым и ТС. Для вывода тепла чаще всего используется система охлаждения двигателя. Ретардеры могут оборудоваться собственным радиатором, если объем системы охлаждения автодома не рассчитан на появление дополнительных источников тепла. В новых моделях этих устройств система охлаждения ретардера объединена с системой охлаждения двигателя, что не только делает конструкцию проще и легче, но и позволяет достичь большей стабильности температурного режима работы. Недостатком гидродинамического ретардера является тот факт, что для достижения эффективного торможения ему необходимы достаточно высокие обороты.

Электродинамический ретардер

Электродинамический ретардер. Индукционные тормоза обеспечивают рассеивание энергии торможения за счет генерации токов Фуко. В состав тормоза-замедлителя как правило входят неподвижный статор и пара роторов, жестко соединенных с вращающим их приводным валом. Статор и роторы установлены коаксиально (что бы совпадали центральные оси) друг напротив друга и разделены небольшим воздушным зазором во избежание любого трения. Статор играет роль индуктора. Он состоит из последовательно соединенной пары электромагнитов, которые при непрерывном протекании электрического тока через обмотки статора создают электромагнитное поле, необходимое для возникновения токов Фуко в материале роторов. Роторы играют роль якоря. Они изготовлены из специального проводящего материала, и вихревые токи в роторах возникают только при вращении роторов с помощью приводного вала в магнитном поле, созданном статором.
Токи Фуко по определению представляют собой токи, возникающие в массивном металлическом проводнике при его помещении в переменное магнитное поле. Токи Фуко циркулируют вокруг линий магнитного потока, и эти токи также называются вихревыми токами. Появление токов Фуко в материале ротора приводит к возникновению лапласовых сил, действующих в направлении, противоположном вращению ротора. В результате этого создается тормозящий момент, действующий на приводной вал и замедляющий таким образом движение автомобиля. Токи Фуко являются причиной интенсивного повышения температуры роторов, тепло от которых отводится в атмосферу посредством системы вентиляции. Несмотря на то, что электромагнитные ретардеры тяжелее гидродинамических, они имеют существенное преимущество — начинают эффективно работать практически с холостых оборотов. Слабая сторона – ресурс. Ретардеры такого типа, могут быть установлены непосредственно на вторичный вал трансмиссии или карданный вал. Фирма Telma предлагает еще один способ установки – «на ось» или «осевой ретардер», если переводить дословно – axle retarder. На самом деле он устанавливается на задний мост, и ротор крепиться на вал главной передачи. Принцип действия индукционных тормозов может показаться простым, но он основывается на сложных физических законах, как, например, электрическое сопротивление материалов, электромагнетизм и термодинамика.

Акватардер — последняя разработка фирмы Voith. Он работает по тому же принципу что и гидродинамический, но вместо рабочего тела он использует не масло, а ОЖ двигателя. Акватардер установлен спереди двигателя и жестко закреплен с его коленчатым валом. Он относится к классу первичных ретардеров. Во время простоя работы (педаль тормоза не нажата) поток жидкости направляется помпой в систему охлаждения двигателя, минуя акватардер. Любое торможение активирует переключающий клапан, который направляет с помощью помпы весь поток охлаждающей жидкости в контур ретардера. Дальше эту функцию берет на себя сам ретардер, действуя как мощный насос. Чтобы с такой мощностью нагнетания получить желаемый тормозной момент, ретардер должен сопротивляться выходному сопротивлению. Этим дросселем является установленный на выходе акватардера пневматический регулировочный клапан, который служит бесступенчатым регулированием тормозного момента. При выключении ретардера оба клапана вентилируются и возвращаются в свое прежнее состояние. К недостаткам конструкции относиться малая мощность – около 1800 Нм, меньше, чем у ретардеров, работающих на масле (от 2000 до 3200 Нм). К достоинствам – малый вес, всего 32 кг, в сравнении с электромагнитным ретардером (в среднем от 100 кг) и простоту кострукции, так как нет необходимости в охлаждении.

Интардер

Интардер.Некоторые производители автобусов и среднетоннажных грузовиков европейской конструкторской школы (ZF Friedrichshafen AG) встраивают ретандер непосредственно в коробку передач, чем достигается экономия в весе, простота обслуживания а так же возможность охлаждения агрегата ОЖ двигателя. Наиболее распространенным способом является установка ретардера за коробкой передач. Он соединяется со вторичным валом не напрямую, а через пару шестерен с передаточным отношением примерно 1:2, поэтому скорость вращения ротора здесь в два раза выше (что позволяет улучшить характеристики тормозного момента на малых скоростях). Но собственно почему интардер вынесен отдельно от гидродинамического ретардер? Все дело в соединении шестерен в соотношении 1:2. Я думаю, что ZF запатентовала эту схему, и другие производители не идут по этому пути по причине вынужденных отчислений.

Турборетандер на тяжелых тягачах Mercedes-Benz Actros SLT и Arocs SLT. Тянуть за собой 250 тонн очень тяжело. Но еще тяжелее начать движение с таким грузом. Гениальность турбо-ретардера в том, что помимо своей основной функции, выполняет роль гидромуфтыв начале движения. Преимуществом такого способа передачи усилия является быстрое и плавное силовое замыкание с высоким проскальзыванием, при полном крутящем моменте двигателя до 3000 Нм, без износа узлов.
При нажатии на педаль акселератора, с помощью сжатого воздуха масло закачивается в сцепление с турбо-ретардером, это создает силовое замыкание между двигателем и первичным валом коробки передач. Количество масла регулируется нажатием на акселератор. Непосредственно после начала движения сцепление с турбо-ретардером замыкается, и масло удаляется из корпуса под воздействием центробежной силы, силовое замыкание между двигателем и коробкой передач производится стандартным способом с наивысшим КПД посредством фрикционного сцепления. В зависимости от нагрузки, подъема и выбранной программы движения тягач начинает движение на первой или второй передаче. Поскольку трогание с места с проскальзывающим сцеплением не требуется, на SLT оно выполнено как однодисковое сухое сцепление. (На Semi-SLT без сцепления с турбо-ретардером применяется двухдисковое сухое сцепление). При торможении турбинное колесо останавливается, и масло повторно закачивается в корпус, в этом случае сцепление с турбо-ретардером берет на себя функцию мощного первичного ретардера. Так же, водитель может маневрировать на очень малых скоростях, контролируя скорость педалью газа, как на обычной автоматической коробке передач с гидротрансформатором. Тронуться на подъеме с сотней тонн позади, тоже труда не составит.

Горный (моторный) тормоз является самым простым, дешевым и универсальным средством торможения автомобиля. Работает только при включенной передаче и отпущенной педали акселератора. Суть работы горного тормоза сводится к отключению подачи топлива и частичному перекрытию выпускного тракта с целью создания противодавления на такте выпуска. Чаще всего представляет из себя заслонки с вакуумным сервоприводом. Конструктивно заслонка выполнена таким образом, чтобы обеспечить размер остаточного зазора достаточным для того, чтобы слишком большое противодавление не мешало нормальной работе выпускного клапана (точнее — исключалось его неконтролируемое открытие под воздействием отработавших газов из соседних цилиндров). Это одна из особенностей, ограничивающих максимальный тормозной момент такого тормоза-замедлителя.

Jake Brake. Американские моторостроители пошли своим путем: там уже не первое десятилетие применяют Jake Brake — относительно простой тормоз Джакобса, встроенный в газораспределительный механизм. Принцип его работы основан на сбросе давления в цилиндре после такта сжатия при помощи штатного выпускного клапана. Для этого между толкателем и стержнем клапана устанавливается промежуточное звено — плунжер, изменяющий длину под действием управляющей гидравлической системы. Активная фаза торможения продолжается и на такте расширения, когда после закрытия клапана в цилиндре создается разряжение, поэтому такой тормоз называют декомпрессионным. Jake Brake применяется на грузовиках Freightliner (двигатели Cummins и Caterpillar) и DAF (голландцы не стали разрабатывать оригинальную конструкцию, а просто обратились за помощью к американцам).
Свой тормоз «по мотивам Jake Brake», но с несколько иным принципом действия сконструировал и MAN. Баварцы пошли сразу двумя путями — использованием заслонки в выпускном коллекторе и модернизацией газораспределительного механизма: маленький плунжер, встроенный в коромысло, уходит вслед за клапаном вниз, а моторное масло (оно начинает поступать через отдельный канал) давит на плунжер и удерживает клапан в приоткрытом положении. В течение всех тактов, кроме впуска, выпускной клапан открыт — а значит, двигатель работает как обычный компрессор, засасывая воздух и нагнетая его в закрытую заслонкой выпускную систему. В итоге противодавление выхлопных газов возрастает настолько, что существенно тормозит поршень и в конечном итоге ведущие колеса.

Ретардер на грузовике: задачи и принцип работы

О чем речь? Ретардер на грузовике используется для плавного замедления без применения основных тормозов. Он нужен в случае затяжного спуска, когда есть риск перегреть тормозную систему, или при перевозке тяжелых грузов.

На что обратить внимание? Ретардеры отличаются по конструкции и способу установки. Их монтируют на коробке, между КПП и двигателем, между коробкой и мостом, на карданной передаче или даже внутри мотора.

Из этого материала вы узнаете:

  1. Задачи ретардера на грузовике
  2. Виды ретардеров для грузовика
  3. Плюсы и минусы ретардера
  4. Размещение и управление ретардером на грузовике
  5. Правила использования ретардера на грузовике
  6. Часто задаваемые вопросы о ретардере на грузовике

Задачи ретардера на грузовике

Важным аспектом функционирования ретардера на грузовике является его принцип сопротивления вращению колес. Этот механизм активируется при установке на заднюю ось грузовика и последующем подключении к трансмиссии или приводному валу. Если необходимо снизить скорость передвижения, ретардер создает дополнительное механическое противодействие вращению колес, что влечет за собой торможение автомобиля.

Рассмотрим преимущества использования ретардера на грузовике. В первую очередь, он активно содействует уменьшению износа тормозной системы. Это происходит за счет того, что ретардер применяется в основном для торможения в процессе спуска по склону. Во-вторых, его внедрение повышает уровень безопасности, особенно при перевозке грузов с большой массой. В результате водитель легче контролирует скорость движения, что существенно снижает риск несчастных случаев.

Важно знать, что функциональность устройства зависит от нескольких режимов работы, среди которых выделяются «экономия», «стандарт» и «спорт». Это предоставляет водителю возможность выбора оптимальной настройки ретардера, соответствующей конкретным дорожным условиям и предпочтениям водителя.

Ряд узлов составляет основу ретардера на грузовике, каждый из которых выполняет ключевую роль в его работе. Среди них выделяются:

  • Гидравлический насос, трансформирующий механическую энергию водителя в энергию жидкости. Это обеспечивает управление затормаживающим эффектом с высокой точностью.
  • Клапанная система, регулирующая поток жидкости и, следовательно, силу торможения. В отдельных видах ретардеров она электронная, что гарантирует более точное управление и повышает общую безопасность.
  • Механические фрикционные элементы, такие как тормозные колодки или диски, представляют собой неотъемлемую часть системы. Они создают трение, затрудняя увеличение скорости движения грузовика вниз по склону.

Принцип работы ретардера на грузовике основан на использовании силы трения. Активируя ретардер, водитель запускает гидравлический насос, который начинает подачу жидкости в тормозные механизмы. Это приводит к их соприкосновению с колесами автомобиля, создавая противодействие и постепенно замедляя скорость, что в свою очередь обеспечивает экономию тормозов основной системы.

Виды ретардеров для грузовика

В мире грузоперевозок ретардеры становятся неотъемлемой частью технологического прогресса, предоставляя водителям эффективные инструменты торможения. Рассмотрим, как работают две существующие категории ретардеров на грузовике:

  • гидродинамический;
  • электродинамический.

Оба типа ретардеров выполняют единое техническое задание – обеспечение эффективного и безопасного торможения грузовых автомобилей. Выбор между ними зависит от технических требований и особенностей каждого конкретного автомобиля.

Гидродинамический ретардер

Гидродинамический ретардер, основанный на принципах гидродинамики, представляет собой техническое воплощение компактности и эффективности. С его массой, редко превышающей 85 кг, этот инструмент становится легким и удобным для интеграции.

Читайте также!

Основной компонент гидродинамического ретардера – два лопастных колеса, статор и ротор. При активации устройства пространство между лопастями статора заполняется маслом. Тепловая энергия, выделяемая в процессе, передается через масловодяной теплообменник в радиатор автомобиля.

Гидродинамические ретардеры могут быть первичными или вторичными в зависимости от их расположения относительно КПП. Они устанавливаются как перед коробкой, так и за ней, в зависимости от конкретной модели трансмиссии.

Электродинамический ретардер

Электродинамический механизм, представляющий собой массивную конструкцию, напоминающую кастрюлю.

Структура электродинамического ретардера включает в себя два диска, твердо связанных с карданным валом, и статор, который активируется при воздействии силы торможения через электромагнитные катушки (принцип Фотта). Протекающий электроток и тормозящие роторы создают тепло, которое эффективно отводится через вентилятор.

Электродинамические ретардеры могут быть установлены непосредственно на КПП, на ведущем мосту или на карданной передаче. Эта универсальность в расположении делает их привлекательными для различных конфигураций грузовиков.

Плюсы и минусы ретардера

Рассмотрев роль ретардера в мире грузоперевозок, настало время взглянуть на веские преимущества и возможные недостатки, которые могут возникнуть при его использовании. Решение о внедрении этого технологического решения напрямую зависит от уникальных потребностей водителя и стратегических приоритетов логистических компаний.

Плюсы ретардера

  • Более высокая безопасность: вождение по крутым спускам или на скользких поверхностях становится более безопасным благодаря ретардеру. Водитель может чувствовать себя увереннее, зная, что у него есть инструмент для безопасного замедления движения.
  • Снижение износа механических тормозов: ретардер снижает нагрузку на основную тормозную систему, увеличивая срок ее службы. Это ведет к снижению расходов на замену и ремонт тормозов.
  • Экономия топлива: использование ретардера не требует расхода топлива.
  • Плавное замедление: ретардер позволяет избежать резкое торможение. Это комфортно как для водителя, так и для пассажиров при остановке грузовика.

Минусы использования ретардера

  • Дополнительное техническое обслуживание: ретардеру необходимо техническое обслуживание, что требует дополнительных усилий и ресурсов.
  • Высокая стоимость установки: внедрение ретардера в тормозную систему грузовика связано с значительными затратами, что может создать финансовые вызовы для компаний.
  • Увеличение массы транспортного средства: ретардер добавляет дополнительный вес к транспортному средству, что может повлиять на его общую маневренность и эффективность.
  • Сложность в управлении: водителям, не имеющим опыта работы с ретардером, может потребоваться время для приспособления и усвоения навыков эффективного управления этим устройством.

Важно отметить, что несмотря на начальные затраты на установку ретардера, логистические компании могут оправдать эти расходы в долгосрочной перспективе за счет экономии на топливе и уменьшении износа тормозной системы. Решение в пользу ретардера – это взвешенный выбор между безопасностью и экономической эффективностью в мире грузоперевозок.

Размещение и управление ретардером на грузовике

Механизм управления ретардером может подчиняться ручной настройке, где ручка управления удобно размещается под рулем, или плавно реагировать на педаль тормоза. В случае ручного управления предлагается шесть уникальных режимов:

  • четыре варианта торможения;
  • стабильный режим;
  • нейтральная позиция.

Регулировка силы торможения происходит с использованием педали тормоза, влияние которой передается к катушкам от аккумуляторных батарей. Этот процесс вызывает появление вихревых токов в катушках, эффективно действующих в противоположном направлении вращения роторов и способствующих торможению.

Архитектура ретардера включает в себя статор и два ротора, размещенных с минимальным зазором. Статор, выступающий в роли индуктора, состоит из двух последовательно соединенных магнитов, порождающих электромагнитные токи, известные как токи Фуко. Роторы, выполненные из токопроводящих материалов, выполняют функцию якоря.

Вихревые потоки, инициированные этим процессом, создают силы, направленные против вращения роторов, что эффективно реализует процесс торможения.

Управление этой сложной системой представляет собой интуитивно понятную задачу. Во многих современных моделях применяется электронная система V–contact, которая автоматически регулирует скорость на спуске, переключаясь в оптимальный режим. Важно отметить, что надежность этой системы проявляется на дорогах хорошего качества. В условиях сложных трасс и крутых спусков ручное управление становится неотъемлемым фактором для обеспечения безопасности.

Читайте также!

Ретардеры устанавливаются на вторичном валу трансмиссии, карданных валах или даже на осях. Известны несколько вариантов установки:

  • после КПП;
  • между карданными валами (чаще всего используемый вариант);
  • на ведущем мосту;
  • на среднем (проходном) ведущем мосту.

В автомобилях с полным приводом ретардер размещается перед раздаточной коробкой. На грузовиках MAN предлагается интересный вариант установки впереди двигателя, известный как акватардер.

Интересен порядок применения такого механизма на практике. Ретардер монтируется прямо на передней части двигателя и для своей работы использует тосол. Это уникальное техническое решение позволяет теплу, образующемуся при торможении, обходить водомасляные теплообменники и направляться в систему охлаждения двигателя. В настоящее время подобные технологии активно применяются только на грузовиках MAN, однако можно предположить, что в будущем они найдут свое место и в арсенале других производителей грузовиков, расширяя горизонты технологического прогресса в сфере грузоперевозок.

Правила использования ретардера на грузовике

Соблюдение следующих указаний поможет не только правильно, но и безопасно воспользоваться этим устройством:

  1. Предварительная проверка: перед активацией ретардера удостоверьтесь, что ваш автомобиль оснащен этим устройством, и оно находится в исправном состоянии.
  2. Разумное применение: используйте ретардер в ситуациях, требующих замедления движения, избегая его непрерывного использования на протяжении всего пути.
  3. Активация на спуске: активируйте ретардер перед началом спуска с горы. Это поддерживает стабильный режим торможения, предотвращая перегрузку обычной тормозной системы.
  4. Уровни торможения: существуют различные уровни работы ретардера, предоставляющие разную силу торможения. Выбирайте уровень в зависимости от веса груза и дорожных условий.
  5. Контроль перегрева: регулярно следите за температурой ретардера в процессе его работы. Перегрев может негативно сказаться на его функциональности. При достижении критических значений, рекомендуется остановиться и дать устройству остыть.
  6. Синхронизация с основными тормозами: используйте ретардер и обычные тормоза последовательно, избегая одновременного применения. Это позволит эффективно сохранять работоспособность тормозных систем и предотвращать их перегрузку.

Следуя этим рекомендациям, вы не только продлите срок службы вашего ретардера, но и повысите безопасность грузового автомобиля на дорогах.

Часто задаваемые вопросы о ретардере на грузовике

Как выбрать лучший ретардер для грузовика?

Выбор устройства ретардера на грузовике зависит от нескольких факторов, таких как мощность двигателя, вес грузовика и предполагаемая нагрузка, а также стоимость и желаемые характеристики. Важно подобрать ретардер, соответствующий требованиям эксплуатации, обеспечивающий оптимальную эффективность и безопасность на дороге.

Заменяет ли ретардер обычные тормоза?

Ретардер не является полной заменой обычных тормозов и следует использовать его в дополнение к ним. Он особенно полезен на крутых спусках или при перевозке тяжелых грузов. Однако не рекомендуется заменять им обычные тормоза в экстренных ситуациях.

Использование ретардера дополняет тормозную систему, снижая износ тормозных деталей за счет предоставления дополнительного источника торможения. Это значительно продлевает срок службы тормозов, сокращает расходы на обслуживание и поддерживает высокий уровень безопасности на дорогах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *