Под каким названием продавали запорожец в финляндии
Перейти к содержимому

Под каким названием продавали запорожец в финляндии

  • автор:

Под каким именем продавали «Запорожец» в Финляндии?

«Запорожец» в экспортном варианте, в частности, в Финляндии продавался под неоригинальным именем «Ялта». Существует байка, что по-фински слово «запорожец» фонетически напоминает словосочетание «свиной хвост». На самом деле не совсем эстетичное у финнов понятие «sian häntä» в русской транскрипции произнсится как «сиан хянтя».

система выбрала этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Юрий Радио­ нов [443K]
2 года назад

Автомобили «Запорожец ЗАЗ 365Э» с воздушным охлаждением и задним расположением двигателя, продавались не только в Финляндии, но ещё в Швеции, в Голландии и даже с левым рулем продавались в Англии, под торговым названием «Ялта» (Yalta/Jalta). А автомобили «Запорожец ЗАЗ 398Э» продавались в Европейских странах под названием «Eliette» («Элиетт»). Продавались автомобили «Запорожец» в Европе через финскую компанию «Konela» и бельгийскую компанию «Scaldia-Volga» по 5 тысяч штук в год.

«Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой»

«Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой»

В СССР над маленькими круглыми машинками с мотором, расположенным сзади, многие смеялись. Их уничижительно обзывали и числили «недоавтомобилями». Правда, многие остряки в душе мечтали иметь хотя бы такую машину. А по европейским меркам 1960‑х ЗАЗ-965 по инженерии и комфорту был вполне приличным автомобилем своего класса. Плюс — низкая цена, и соответственно, интерес к машине и за рубежом.

КАК ВАС НАЗЫВАТЬ?

Но имя «Запорожец» и по-русски звучит не то, чтоб очень благозвучно. А уж на европейских языках — прочитать и произнести это слово совсем сложно. Каких только написаний на латинице не было! Скажем, и Zaporogets, и Zaporothets. Встречались и иные варианты. Вот поэтому ЗАЗ-965 стал первым советским автомобилем, задолго до «Жигулей», ставших «Ладой», получившим специальное экспортное имя — Jalta («Ялта»). Звучало вполне нейтрально и благозвучно.

«Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой»

Придумали имя Jalta уже в 1962 году, в первую очередь для экспорта в Финляндию. Страна и ее соответственно автомобильный рынок были небольшими, но в небогатой Финляндии советские машины пользовались устойчивым спросом. А Союзу очень нужна была западная валюта.

Имя «Ялта» прижилось и на иных рынках. Но в Голландии, например, где ЗАЗ-965 тоже продавали, название советской микролитражки писали по-другому — Yalta.

«Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой»

С ДРУГИМ ЛИЦОМ

Конечно, как и иные советские автомобили, поставляемые на экспорт, «Запорожцы», они же — «Ялты» доводили и принимали на заводе более тщательно, что обычные машины. Именно поэтому советские автомобилисты мечтали купить именно экспортную модификацию любой советской машины. А они в продажу иногда, действительно, попадали.

А в 1965 году ЗАЗ подготовил специальную экспортную версию 965Э, вскоре переименованную в 965АЭ, поскольку завод запустил в производство модернизированный ЗАЗ-965А. На экспортных «Запорожцах» переделали передок: вместо передней панели с углублением, поставили выступающую наладку. Сначала она была съемной, но вскоре новую панель сделали цельной. С передка также исчезла пятиконечная звезда. Для экспорта на Запад она уже совсем не подходила. Кстати, в первую очередь по той же причине еще раньше звезда исчезла с передка «Волги» ГАЗ-М21. Вскоре все внешние изменения экспортного «Запорожца» перешли и на обычные «внутренние» ЗАЗ-965А.

«Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой»

Экспортные ЗАЗ-965 получили косые молдинги на бортах и даже зеркало заднего вида на левом крыле. Машины комплектовали улучшенной обивкой салона и шумоизоляцией. На «Запорожцах» для поставки за границу впервые стали ставить и рули с утопленной ступицей и хромированным кольцом звукового сигнала. А на часть ЗАЗ-965АЭ монтировали даже пепельницу и радиоприемник. Позднее для некоторых запалноевропейских стран автомобили оборудовали местами крепления ремней безопасности, которые в Союзе обязательными стали лишь примерно через десятилетие.

«Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой»

Двигатели увеличенной с 27 л. с. до 30 л. с. мощности тоже впервые стали монтировать на ЗАЗ-965АЭ. Подготовили даже модификацию 965Д с правым рулем. Но ее в серию не пустили, поскольку в странах с левосторонним движением машины не продавали. В довершение к улучшениям, проводимым заводом «Коммунар», где делали «Запорожцы» западные дилеры устанавливали на советские машины нормальные шины. Иных изменений в конструкцию и дизайн советских микролитражек не вносили.

КОМУ ОНИ НУЖНЫ?

За все время выпуска семейства ЗАЗ-965 около 10 % машин отправили за границу. Конечно, в первую очередь в социалистические страны. На первом месте была Болгария, где продали почти 14,5 тысяч машин. В ГДР ЗАЗ-965 составлял условную конкуренцию местному Trabant. Правда, продавался «Запорожец» в куда меньших масштабах. За все время покупателей нашли 12 554 машины.

Хотя и не в таких количествах, но в развитых капиталистических странах ЗАЗ-965 тоже продавали. В Финляндию отправили 1201 автомобиль, в Данию — 1200 машин. Более четырехсот ЗАЗ-965АЭ продали в Нидерландах и более 750 — в Бельгии.

ЗАЗ — RENAULT: ПОМОЛОВКА БЕЗ СВАДЬБЫ

Планируя экспорт нового «Запорожца» ЗАЗ-966, выпуск которого развернули в 1966 году, завод пошел на смелый и необычный шаг. Решили «поженить» ЗАЗ и Renault. Автомобиль, представленный под именем Yalta 1000, оснастили мотором Renault рабочим объемом 0,9 л. Такие агрегаты жидкостного охлаждения ставили на заднемоторные, как и «Запорожцы», французские модели. На популярном Renаult 8 агрегат развивал 40 л. с. Версию Yalta 1000 показывали даже на выставках за рубежом. Но модификация требовала значительных переделок базовой модели, да и французский двигатель заметно поднял бы цену ЗАЗ-966.

«Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой» «Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой»

УШАСТЫЙ SAS ELIETTE

На базе ЗАЗ-966, получившего на родине прозвище «ушастый» и «мыльница», делали сразу несколько экспортных версий. Например, модификацию с мелитопольским двигателем V4 уменьшенного с 1,2 л до 1,1 л рабочим объемом. Появление такой модификации было связано с налоговыми особенностями некоторых зарубежных стран. Но степень сжатия мотора меньшего объема увеличили, поэтому, как и 1,2‑литровый он развивал 40 л. с. Такие машины собирали недолго: с 1969 по 1971 гг.

«Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой»

Экспортные ЗАЗ-966 и потом ЗАЗ-968 на некоторых рынках носили громкое имя SAS Eliette. Внешне машины отличались от стандартных не сильно: хромированными окантовками задних катафотов и стекол. Но на часть машин устанавливали двухконтурную тормозную систему, замок зажигания с противоугонным устройством. В Италию, где продали больше восьми тысяч «Запорожцев», их поставляли без аккумуляторов, сидений и внутренних обивок.

В 1975‑м появился почти неизвестный тогда в СССР ЗАЗ-968АЭ. Эта модификация получила 45‑сильный двигатель рабочим объемом 1,2 л, рассчитанный на бензин АИ-93. А ведь на родине «Запорожцы» ценили во многом и за возможность заправлять их дешевым топливом А-76.

Девяносто процентов экспорта ЗАЗ-966 и 968 пришлось, конечно, на социалистические страны, включая Югославию. В Польшу экспортировали почти 71 тысячу автомобилей, в ГДР — больше 66 тысяч. Из капиталистических стран, помимо Италии, в экспортном списке были Австрия, где реализовали 1424 «Запорожца», в Греции — продали около тысячи машин, и Голландия. Там, правда, покупателей нашли лишь 253 «Запорожца».

БЫЛЬ И НЕ БЫЛЬ

Экспортный «Запорожец» последнего поколения — ЗАЗ-968МЭ оснастили версией серийного двигателя V4 рабочим объемом 1,2 л, развивающим 43 л. с. Такой мотор работал с карбюратором ДААЗ, который принято было называть «жигулевским» и сухим воздушным фильтром. Существовала даже и редкая версия 968МБЭ с ручным управлением в вариантах с двигателями, развивающими 38 л. с. и 43 л. с. Но таких машин сделали всего несколько десятков, специально для поставок в Монголию.

«Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой»

В поздних рекламных проспектах «Автоэкспорта» печатали фото необычных ЗАЗ-968М с иными колесными дисками и колпаками. Такими были опытные автомобили. На них испытывали даже и переднюю подвеску McPherson, и дисковые тормоза спереди. Пробовали и 50‑сильный вариант двигателя. Но все это ни на «внутренних», ни на экспортных «Запорожцах» уже не появилось. Время заднемоторных, некогда вполне приличных, а на рубеже 1990‑х уже абсолютно архаичных, устаревших заднемоторных машин из Запорожья, увы, прошло.

Свой среди чужих – как наши Москвичи делали за границей

Автомобили производства МЗМА (с 1968-го – АЗЛК) пользовались за рубежом устойчивым спросом. Некоторые, продаваемые за границей, очень сильно отличались от тех, что знали в Союзе.

Советская Elite

Москвичи-400 начали поставлять на экспорт в Финляндию еще в 1948-м. Дилер советских автомобилей в этой стране – фирма Konela – придумала местным Москвичам имя Elite.

Ведь слово Moskvitch финнам прочитать (тем более произнести) было очень трудно. Кстати, по той же причине Запорожец в Финляндии позже окрестили Ялтой (Yalta).

Всплеск интереса к Москвичам за рубежом начался в конце 1950-х с появлением модели 407. Часть таких машин с улучшенной отделкой салона, а потом и модель 403, отправляли за границу.

На заводе в Москве экспортные автомобили доводили особенно тщательно. Специально для поставок за границу сделали Москвич-408 с четырьмя фарами. Хотя такие машины продавали и в Союзе, а за рубеж шли и двухфарные автомобили.

Наш Москвич-407, превращенный в бельгийский Scaldia special de luхе.

Часть Москвичей-408 и -412 имели дополнительный хромированный декор. Но серьезных изменений в конструкцию не вносили.

Кстати, именно Москвич-408 стал первой моделью МЗМА с правым рулем. Этот автомобиль, а потом и Москвич-412, несколько лет неплохо продавался в Великобритании.

За границей Москвичи тоже лишь украшали дополнительным декором – колпаками и фирменными дилерскими шильдиками. В начале 1970-х в Великобритании предлагали машины и с модными тогда черными крышами. Но встречались и более серьезно переделанные зарубежные модификации.

Scaldia Diesel – Москвич-403 с двигателем Perkins.

Made in Za Graniza

В начале 1960-х спрос на Москвичи в Европе был настолько большим, что на заводе создали специальный машинокомплект Москвич-407К для сборки в Бельгии. Занимался этим один из крупнейших дилеров советских автомобилей в Европе компания Scaldia-Volga совместно с фирмой Sobimpex.

В Бельгии Москвичи назывались Scaldia, и продавали их в нескольких версиях. Самая нарядная была модель под названием Scaldia de luxe.

Но этим бельгийцы не ограничились. На часть моделей 403 и 408 монтировали дизельные двигатели Perkins. Агрегат рабочим объемом 1,6 л развивал 43 л.с. – всего на две силы меньше штатного бензинового мотора. Кроме того, такой Москвич по имени Scaldia 1600 diesel был очень экономичным.

Британский праворульный люксовый Москвич-408.

Британцы подошли к созданию собственных версий Москвичей с иной стороны. Когда в начале 1970-х Москвич-412 и его модификации стали хорошо продаваться в Великобритании, понадобилась и версия, которую завод серийно не делал, — пикап.

Пикапы АЗЛК строил лишь для внутренних нужд, а не в качестве товарных автомобилей. Британский дилер стал делать из фургонов собственные пикапы с кузовом, прикрываемым аккуратным тентом.

Гамма Москвичей в Великобритании включала пикап местного производства.

Финская фирма Konela пошла обратным путем: сделала из грузового Москвича грузопассажирский. Связано это было с налоговой спецификой Финляндии. Грузопассажирскими делали фургоны Москвич-426, врезая в боковины кузова стекла. Получился оригинальный трехдверный универсал, какого в СССР не выпускали и не видели.

Позже именно для Финляндии модернизировали ижевский пикап ИЖ-27151, выпуск которого начали в 1976-м. Ижевские Москвичи практически не экспортировали, поскольку завод не был подчинен министерству автомобильной промышленности.

Финский трехдверный универсал Elite pakettiauto.

Но ижевский завод, в отличие от АЗЛК, делал пикапы серийно. Поэтому именно он создал специальную экспортную версию ИЖ-27151-013-01 с удлиненным кузовом и задним свесом.

В Финляндии машина получила название Elite Pick Up. Такие ижевские пикапы поставляли и в Латинскую Америку.

Почему «Ялта» стала культовой

Yalta, он же Jalta, он же «Ялта» — до сих пор малоизвестная страница в истории марки «Запорожец». Машина, которая в кругах фанатов как-то незаметно стала культовой, действительно оставляет нам широкое поле для исследований и обсуждений. Для начала редакция Авто 24 упорядочила информацию о «Ялте» на базе ЗАЗ-965.

Первая модель Запорожского автозавода “Коммунар” ЗАЗ-965 имела целый перечень модификаций, среди которых одна предназначалась для экспорта за границу, в том числе в западные страны – 965 АЭ (Э – экспортный). Эти машины отличались более строгим контролем качества, а также обладали, как тогда говорили, улучшенным оформлением. Плюс некоторые дополнительные функциональные возможности.

В глазах европейского покупателя «Запорожец» был хоть и маленькой, но достаточно комфортабельной машиной. Его конкуренты имели более бедные комплектации.

Чем отличается «Ялта»

Но прежде следует сказать, что наш «горбатый» и без тех цацек имел чем искусить зарубежного потребителя. Ведь в отличие от конкурентов по классу он уже в базовой комплектации имел много атрибутов от машин более «взрослых» сегментов.

Так, у «Запорожцев» была такая редкость для тогдашних суперкомпактов, как 4-цилиндровый автомобильный двигатель (а не адаптированный мотоциклетный), полностью независимая подвеска колес, отопитель кузова (причем автономный!), форточки в дверях и окна со стеклоподъемниками, электрические стеклоочистители, противосолнечные козырьки и другие «мелочи»… И несмотря на это, для машин, которые должны были приносить стране валюту, предусмотрели следующие дополнительные детали:

  • Косой (наклонный) молдинг на боковине. В сечении он должен быть треугольной формы, но некоторые знатоки утверждают, что были также плоские, похожие по профилю на молдинг ЗАЗ-966;
  • Зеркало на левом переднем крыле. Причем зеркало оригинальное, на других отечественных автомобилях того периода такое не встречалось;
  • Шильдик 965А из хромированного металла на задней части задних крыльев. Буква А означала рестайлинговый вариант «горбатого», пошедшего в серию с ноября 1962 г.;

Вообще-то «Ялту» от обычного «Запорожца» отличали мелочи, но их было много. Сегодня за этими деталями охотятся реставраторы ЗАЗов.

  • Накладка на передней панели («губа»), которая могла быть хромированной или крашеной. Использовалась до 1965 г.;
  • Особый руль – белый, нетипичной формы, с широкими спицами и хромированным кольцом сигнала;
  • Радиоприемник. Он был не на всех 965 АЭ. Дополнительная ниша под приемник, закрепленная по центру снизу под торпедо, при отсутствии радио служила бардачком;
  • Пепельница. Очень редкая опция.
  • Особый крой обивки сидений;
  • Подлокотники на отделке боковин кузова рядом с задним сиденьем;
  • Кронштейны для подвешивания спинки заднего сиденья в верхнем положении под окнами (не на всех машинах);
  • Обивка потолка кожзаменителем, а не флисовой тканью;
  • Мат мягкой шумоизоляции на перегородке, отделяющей багажник от салона;

Примечательно, что модификация (сегодня мы говорим комплектация) с буквой Э поставлялась и на внутренний рынок. Но «Ялтой» их в Союзе никто не называл, поскольку это имя было известно только за границей, в первую очередь в Финляндии и Бельгии, где работали крупнейшие импортеры ЗАЗов.

Как видите, в интерьере были наиболее значимые отличия экспортных «Запорожцев» от обычной базовой комплектации.

Собственно, для большинства иностранцев, украинское слово «Запорожец» было нереально сложным, поэтому на западных рынках эти машины продавали как Yalta (бельгийский импортер), Jalta (финский импортер, также для Нидерландов, Дании и Швеции), Eliette и ZAZ (для Италии).

Почему именно «Ялта»

Сегодня доподлинно неизвестно, кто давал украинским машинам экспортные имена – то ли в заводском отделе сбыта, то ли во внешнеторговой конторе “Автоэкспорт”. Но как раз с Ялтой, кажется, все ясно. За несколько лет до появления «горбатого», на 300-летие Переяславской рады в 1954-м Крым перешел в состав Украины. И, видимо, впечатления от этого события тогда были еще свежи.

По сравнению со всеми европейскими одноклассниками «Запорожец» — Yalta был более просторным. Соотношение массы и мощности тоже было наилучшим среди конкурентов.

Что касается отличий «Запорожцев» первого поколения, которые реально отправлялись за границу — то есть те, что могли называться «Ялтой», то их дополнительно отличали следующие детали:

  • Хромированный шильдик Jalta на капоте двигателя справа от номерного знака;
  • Обязательно наименование «965Э» или «965АЕ» на заводской табличке и в номере, выбитом на кузове;
  • Оранжевые стеклышки передних поворотников – только для рынка Бельгии (вместо белых для остальных рынков).

Остерегайтесь подделок!

Экспортные модификации давно стали предметом культа для поклонников «Запорожцев». Многие из них хотят иметь именно «Ялту», пусть даже выпущенную для внутреннего рынка. Но запорожских машин с буквой Э в техпаспорте в принципе сохранилось не так уж много, тем более – с аутентичными «экспортными» атрибутами.

Руль белого цвета с желтым оттенком у «Ялты» имел особую форму спиц и хромированное кольцо сигнала. Согласитесь, вид нарядный.

Не удивительно, что в продаже понемногу появились так называемые новодельные детали для «Ялт», в первую очередь — шильдики, руль, молдинги. Но на самом деле это не такая уж большая беда. С точки зрения сохранения культурного наследия главное, что автомобиль – носитель этих деталей не нашел свой конец на свалке, а был отреставрирован и пополнил чье-то собрание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *