Почему в японии левостороннее движение
Перейти к содержимому

Почему в японии левостороннее движение

  • автор:

Почему в японии левостороннее движение

Вопрос этот, конечно, животрепещущий. Особенно он становится актуальным, когда после непродолжительного пребывания в Японии внезапно ловишь себя на мысли о том, что никак не можешь разойтись с японцами на ровном месте — постоянно сталкиваешься. Перемещаясь по японским улочкам на велосипеде, испытываешь внутреннею потребность «принять вправо». Со временем эта печальная привычка проходит, но порой в самый неподходящий момент дает о себе знать. Иногда это доводит до печальных последствий; лично меня как-то раз в Киото практически машиной сбило.

Японские дороги

Копать вопрос левости японцев я начал постепенно, без фанатизма; слово за слово — что-то постепенно удалось насобирать. Спрашивать у самих японцев – дело гиблое. Во-первых, большей части их нации в голову не приходит, что в других странах могут ездить по правой стороне дороги. Говоришь им — они глаза раскроют и с нулевым выражением лица головой кивают.

Один мой друг, как-то раз прибыв в Японию по вопросам бизнеса, сидел в баре с одним японским товарищем. Тот его любопытства ради спрашивает: откуда прибыли в Японию? Наш ему и отвечает, мол, из самой близкой к вам страны (дело происходит в Саппоро – главный город самого северного острова — Хоккайдо). Японец долго думал, долго рассматривал русского, потом сказал: «Из Кореи?». Вот такими хорошими знаниями о внешнем мире славится большая часть японцев. Вернемся к нашим баранам.

История принятия левой стороны дороги как основной – история странная. Корнями она уходит в японскую древность, когда самураи скакали по гористой японской местности на резвых лошадях с мечами на левом боку. На перевязи катану (японский меч) никто не носил, затыкали за пояс, так что он торчал с левого боку, где-то на полметра выпирая. Видимо, опасаясь зацепиться мечами и тем спровоцировать бой, самураи стали использовать принцип левостороннего движения. Они вообще народ был нервный, шуток не понимающий.

Рационально предположить, что помимо вояк-самураев, чьи героические образы пафосно воспеты в современном японском кинематографе режиссером Такеси Китано, был и простые люди: крестьяне, ремесленники, торговцы. Им как ходить подобало? Этот люд мечей не носил и совершенно спокойно пользовался любой стороной дороги. Главной радостью было вовремя посторониться от приближающегося самурая. Последний мог запросто прирезать мещанина за косой взгляд или еще за какой «неуважительный» поступок.

В начале периода Эдо (1603-1867 гг.) уже закрепилась традиция, указующая каждому, кто направлялся в сторону столицы (Токио в то время звался Эдо), держаться левой стороны. Похоже, что такая система прикипела к японцам и постепенно стала распространяться по всей стране. С уверенностью можно говорить, что к концу 18-го века обычай двигаться по левой стороне дороги уже сформировался как общее правило для перемещения по Японии.

В середине 19-го века Японию практически штурмом заставили открыться миру. Тут японцы осознали силу западной техники и решили тотально все заимствовать. Множество японских подростков отправили учиться уму-разуму в западные университеты; большая часть отбыла в Англию. Там, кстати, тоже по левой стороне ездят.

Наверное, японцы все-таки стали бы ездить по правой стороне, если бы американцы или французы одержали верх в тендерах на строительство первых железных дорог на островах японского архипелага. Но их опередили англичане. Первый поезд запустили в 1872 году, и, как ни печально, паровозы придерживались левостороннего движения.

Трамваи тоже едут слева

Дальше – больше. Первые трамваи на лошадиной тяге также двигались по левой стороне дороги. Чем объяснить такую организацию? Наверное, вид паровозов произвел на японцев такое неизгладимое впечатление, что они просто не смогли помыслить иного порядка дорожного движения. В начале двадцатого века лошадей заменили на электропривод, и менять распорядок движения не стали – традиционалисты как-никак!

Самое интересное то, что за пятьдесят лет никто так и не удосужился законодательно регламентировать, какой стороны дороги следует держаться. Максимум на что пошла полицейская управа в Токио — так это издала предписание о том, что лошади и автомобили должны придерживаться левой стороны, а при встрече с военными отрядами — правой. Японская армия – особый случай – ходила по правой стороне дороги до 1924 года.

Управители города Осака, недолго думая, обязали всех конных и «автомобильных» двигаться по правой стороне дороги. Осака – второй по величине город в Японии, власти которого проявляли завидную самостийность в решении своих вопросов. Простым японцам такое положение дел, наверное, еще больше «нравилось». В Токио – по левой стороне дороги, в Осаке – по правой, скучать не приходится.

В 1907 году в Японии первый раз насмерть задавило пешехода автомобилем. Властям потребовалось еще почти 20 лет, чтобы в законодательном виде оформить левосторонне движение и положить конец путанице. Хотя в Японии вообще никто никогда и ни в чем не путается, культура и ее обычаи очень жестко регулируют каждый пунктик социальной активности и поведения человека в группе.

Японские дороги

Понятное дело, что любому иностранцу до культурных реалий Японии особого дела нет, если только он не профессиональный исследователь. Зато нам, русским, крайне важно быстро разобраться, по какой стороне дороги следует ездить. Забавных историй с левосторонним движением хватает. Есть много баек о том, как русские выехали на трассу без машин, поехали по правой стороне, а потом стали сигналить автомобилям, ехавшим навстречу, громко ругаться, когда те не сразу разбирались, представители какой нации сидят за рулем. В основном эти сказки выдержаны в стиле «Особенностей национальной охоты».

Однако вот вам практика из жизни. При совершении ДТП без жертв японцы предпочитают разобраться сами и не вмешивать сотрудников дорожной полиции. Они обычно быстренько обмениваются визитками и разъезжаются по своим делам. Сложно сказать, почему они так поступают — кто владеет языком и довольно долго пожил в Японии, думаю, растолкует. Японцы очень доверяют написанному на бумаге и только после обмена визитными карточками начинают воспринимать собеседника и вести себя с ним соответственно его рангу.

Загадочный край эта Япония, и удивительно красивый, а машины там делают — просто обалдеть!

Почему в Англии, Японии и Австралии левостороннее движение

Как получилось, что в разных странах автомобили движутся по разным сторонам дороги

Большой разницы между тем, по какой стороне дороги ездить, нет. Это скорее дело привычки. Логического обоснования, почему так, а не иначе, тоже нет. Универсальный ответ — так сложилось исторически.

Почему в России правостороннее движение?

В России, как и в большинстве стран, правостороннее движение. У нас долго не спорили, по какой стороне ездить, потому что ещё в допетровские времена (до Петра I) сани зимой держались правой стороны и разъезжались левыми боками. А потом в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении в России правостороннего движения. С тех пор у нас ничего не менялось.

Почему в Великобритании левостороннее движение?

В Британии левостороннее движение законодательно закрепили примерно в то же время, что и в России правостороннее. В 1756 году всех на дорогах в королевстве обязали придерживаться левой стороны. Штраф за нарушение был весьма внушительным — фунт серебра.

Читайте также

Вопрос в другом — почему решили ездить по левой стороне?

Тут версий несколько. Первая версия морская. Великобритания — островное государство и добраться туда можно было только морем. А в старинные времена в английском судоходстве было принято расходиться с другим кораблем правым бортом (то есть левостороннее движение). Сейчас в судоходстве правостороннее движение, но в те времена Англия была очень зависима от моря и на суше переняли морские традиции, которые потом не стали менять.

Другая версия историческая. В Римской империи (в 45 году нашей эры Рим завоевал Британские острова) легионы ходили по левой стороне дороги. Это объяснялось тем, что легионеры держали мечи в правой руке и при встрече с неприятелем им было выгодней находиться с левой стороны, чтобы враг сразу попадал под удар. Впоследствии Римская империя пала, но так как Великобритания — это остров, там левостороннее движение так и осталось.

Кстати, археологические раскопки подтверждают эту версию. Не так давно археологи раскопали старинную римскую каменоломню и там более укатанной была как раз левая колея, по которой ехали тележки с камнем.

Почему в Австралии левостороннее движение?

С Австралией всё просто. До недавнего времени она была английской колонией, так что правила там были такие же, как в Британии. После обретения независимости там просто не захотели ничего менять, поэтому левостороннее движение так и осталось. И такая ситуация, кстати, сохранилась в большинстве бывших английских колоний. В Индии, например.

Почему в Японии левостороннее движение?

Но почему тогда в Японии левостороннее движение, ведь Япония никогда не была английской колонией и тем более не попадала под влияние Римской империи?

Тут дело в политике. Во-первых, при создании железных дорог в Японии были наняты английские специалисты. Они сделали всё на свой лад, по принципу левостороннего движения. Во-вторых, в 1859 году посол королевы Виктории убедил японское правительство принять левостороннее движение и на дорогах.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Дорожное движение в Японии

1. В Японии левостороннее движение распространяется и на машины и на пешеходные потоки.

2. Водители очень дисциплинированны и вежливы, никогда не будут подрезать, обгонять и хамить, даже при ДТП.

3. Дороги качественные, быстрые и безопасные но почти все платные — около 7₽ за 1км. Оплата производится с карты автоматически.

4. Трассы располагаются до 5 уровней, первый — бесплатный, остальные — платные.

5. Уже пробкой японцы считают движение со скоростью менее 40 км/ч.

6. За порядком на дорогах следит интеллектуальная система: объединяет 15 тыс. умных светофоров, которые распределяют потоки и даже предотвращают аварии.

7. Чтобы купить машину, нужно подтверждение о купленном или арендованном парковочном месте, удаленность которого не должна превышать 2 км от места проживания.

8. Кстати, аренда парковки выйдет примерно в ту же цену, что и аренда однушки в центре города.

Какие еще факты знаете о дорожном движении в стране восходящего солнца?

Почему в Японии левостороннее движение?

Вы когда-то пытались водить машину с правосторонним рулем в стране с левосторонним движением? Это капец, как неудобно :/ Не везет тем, кто попадает туда на «праворульной» машине. Столкнутся с таким можно в стране восходящего солнца – Японии.

Как в Японии появилось левостороннее движение

Легенды об этой традиции уходят корнями в глубокую старину, когда по дорогам страны гоняли на своих «шестисотых игогошках» самураи с катаной за поясом. Лошадь была достоянием исключительно воина, а на левом боку его всегда торчал на полметра меч. Подъехать или подойти к воину со стороны меча было опасно по двум причинам:

  • можно было напороться на лезвие и что-то себе ненароком отсечь;
  • а можно было вызвать подозрение у воина и уже не ненароком остаться без головы.

Так что очень скоро была выработана привычка, которая к концу XVIII-го века окончательно укрепилась по всей территории страны — обходить, объезжать всадников справа.

Но это в далёком прошлом. Неужели современные тенденции правостороннего мира никак не повлияли на Японию?

Экскурс в историю дорожных правил

Когда к середине XIX века Японию раскрыли миру – молодёжь рванула за океан, чтобы поучиться уму-разуму. Большая часть из них прибыла, куда бы вы думали? Таки да – в левостороннюю Англию. Англичане же, а не предприимчивые американцы или милые французы, построили в Японии первые железные дороги. А правила дорожного движения в стране появились в 1927 году. После первого ДТП со смертельным исходом в 1907 году, власти обеспокоились и приняли решение, навести порядок на дорогах. 20 лет несколько чиновников «сочиняли» дорожные правила. В результате получилось недоразумение: в Токио было установлено левостороннее движение, а в Осаке, третьем по величине городе страны – правостороннее. В общем японцам жить не скучно 😉

Дорога как философия

В Японии особое, философское отношение к дорогам. Японские иероглифы имеют несколько прочтений и одно из прочтений иероглифа «дорога» относится к понятию «самурайский кодекс бурсидо» (путь воина). Собственно путь для японцев — это нечто большее, чем дорога, возможно, поэтому магистрали Японии практически всегда в идеальном состоянии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *