Почему может не работать бензонасос
Перейти к содержимому

Почему может не работать бензонасос

  • автор:

Что такое бензонасос автомобиля и как он работает

Одно из главных условий бесперебойной работы двигателя внутреннего сгорания — непрерывная подача топлива. За нее в конструкции автомобиля отвечает небольшое и относительно несложное устройство — топливный насос

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Бензонасос перекачивает топливо из бака в двигатель и поддерживает необходимое для работы всей системы давление. Как правило, он не требует регулярного обслуживания на ТО и при правильном уходе способен прослужить не одну сотню тысяч километров. Поломка топливного насоса обычно фатальна — ведь при полном выходе из строя автомобиль попросту не заведется. Разбираемся, какие бензонасосы существуют и как понять, что с ним что-то не так.

Что такое бензонасос

Бензонасос или топливный насос — один из главных элементов топливной системы автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Он отмеряет необходимое количество топлива, будь то бензин или дизель, и подает его под нужным давлением к карбюратору или форсункам. По типу привода они делятся на две большие группы:

  • Механические — приводятся в движение механической энергией. Обычно работают в паре с карбюраторными двигателями или устанавливаются в качестве вспомогательных, например, на некоторых дизельных моделях.
  • Электрические — сегодня это самый распространенный вариант. Им оснащаются все современные автомобили с инжекторными ДВС. Питает работу такого насоса электромотор.

В зависимости от типа двигателя и способа подготовки зажигательной смеси бензонасос выполняет следующие функции:

  • перекачка топлива из бака к силовому агрегату;
  • нагнетание и поддержание необходимого давления в топливопроводе;
  • регулировка впрыска в зависимости от нагрузок, скорости работы ДВС.

Где находится бензонасос

В теории бензонасос может располагаться в любом месте топливопровода, но на практике распространены три позиции: на самом двигателе (например, в карбюраторных ДВС), рядом с топливным баком или внутри него (погружной).

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Таким образом, искать бензонасос нужно под капотом или в задней части автомобиля. В последнем случае иногда добраться до модуля можно непосредственно из салона — специальный лючок, закрывающий устройство, спрятан под задними пассажирскими сиденьями. Реже доступ осуществляется через багажник или только после снятия бензобака.

Как работает бензонасос

Несмотря на то, что все бензонасосы выполняют одну и ту же задачу (доставляют топливо в мотор), делают они это по-разному. Например, с высоким или низким давлением, непосредственно в форсунки или в камеру карбюратора. Различаются модули и строением, особенно многообразны электрические устройства. Механические в этом плане — одни из самых простых. Вот особенности каждого из них:

Механический бензонасос карбюратора

Предназначен для подачи топлива из бака в поплавковую камеру карбюратора. Самый распространенный вариант — диафрагменный. Приводится в действие от кулачкового эксцентрика распредвала (иногда вала маслонасоса) и крепится сбоку двигателя. Плюсы такого механизма в простоте и надежности конструкции. При необходимости топливо в камеру можно подкачать вручную. Существенный минус механических бензонасосов в том, что они не могут создать давление, которое необходимо для инжектора современных автомобилей.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Электрический бензонасос инжектора

Электрический бензонасос, в отличие от механического (который начинает прокачивать топливо при движении распредвала), включается как только водитель поворачивает ключ зажигания. В этот момент электроника, еще до начала прокручивания стартера, запускает работу насоса и в системе нагнетается нужное давление.

Большинство электробензонасосов современных авто — погружного типа, то есть устанавливается непосредственно в топливный бак. У такого решения есть свое преимущество. Находясь в смеси механизмы бензонасоса, нагревающиеся в момент работы, не только смазываются, но и охлаждаются. И не надо бояться взрыва. Несмотря на то, что электрическое устройство находится в потенциальной горючей среде, погружные насосы безопасны. Дело в том, что топливном баке попросту нет такого количество воздуха, который привел бы к воспламенению даже если возникнет искра на щетках моторчика.

Конструктивно электробензонасосы состоят из двух частей — двигателя, работающего от сети 12В, и насосного модуля. Первый, как правило, универсален, а вот строение второго отличается. Сегодня существует несколько основных типов таких устройств:

  • Мембранный. Устроен по аналогии с механическим модулем с той лишь разницей, что привод у него электрический.
  • Роторный. Бывают лопастными или роликовыми. Как следует из названия, основной элемент такой системы — ротор, в пазах которого установлены ролики или плоские лопасти. По мере вращения они захватывают топливо со стороны всасывания и, проходя выпускное отверстие, выбрасывают смесь в систему.
  • Шестеренчатый. В таком бензонасосе используются две разноразмерные шестерни. Благодаря этому в момент вращения между ними образуется камера, в которую сначала засасывается, а потом выталкивается топливо.
  • Турбинный. В таком бензонасосе перекачка топлива происходит за счет вращения крыльчатки (турбины) с большим количеством лопастей. В момент работы лопасти создают завихрения, которые всасывают топливо дальше в систему.

Дизельные топливные насосы

В дизельных автомобилях, как правило, устанавливаются сразу два топливных насоса. Первый отвечает за подкачку топлива под низким давлением (ТННД) и может быть как механическим, так и электрическим. Второй называется ТНВД, (топливный насос высокого давления), он нагнетает топливо напрямую в ДВС. Главными рабочими элементами в этом случае выступают плунжерные пары (поршень и гильза). Когда поршень двигается по гильзе над ним нагнетается высокое давление, за счет чего происходит всасывание и выталкивание топлива. В зависимости от того, как расположены и работают плунжеры, выделяют три типа насосов:

  • Рядный. Каждая насосная секция подает топливо определенный цилиндр.
  • V-образный. Плунжеры расположены в два ряда под углом от 75 до 120 градусов друг к другу.
  • Распределительный. Одна плунжерная пара равномерно распределяет топливо по всем цилиндрам.

Фото: aliexpress.ru

Фото: aliexpress.ru

Почему бензонасос не работает: признаки неисправности

Несмотря на то, что бензонасос довольно износостойкий узел, его поломки все же случаются. На это влияет много факторов — качество топлива, стиль езды, например, с пустым баком и пр. В случае полного выхода из строя бензонасоса автомобиль просто не поедет, поэтому важно вовремя заметить симптомы, указывающие на то, что в топливной системе могут быть проблемы. Вот наиболее распространенные из них:

  • Трудный старт. Если топливный насос не перекачивает бензин из бака в двигатель, то возникнут проблемы с запуском мотора. Машина будет с трудом заводиться и работать из-за нехватки нужного давления и топлива в системе.
  • Шум из топливного бака. Неисправный бензонасос может издавать громкий свистящий звук. Нормальный рабочий шум для этого модуля — низкий гул. Высокие тональности указывают на наличие проблемы.
  • Двигатель глохнет, троит. На самом деле причин этой неисправности может быть много, но поломка бензонасоса — одна из них. Из-за недостаточного количества топлива обороты двигателя начинают плавать, а под капотом возникают неприятные вибрации.
  • Остановка автомобиля. Если двигатель не получает бензин от насоса, вероятность того, что он заглохнет и не заведется — почти 100%. Но, как правило, такая поломка не происходит спонтанно и ей предшествуют симптомы.
  • Повышенная температура двигателя. Если топливный насос не подает в двигатель необходимое количество топлива, силовой агрегат перегружается. Как результат, водитель увидит растущую температуру двигателя на приборной панели.
  • Нестабильная работа под нагрузкой. В случае экстремального вождения или сильного перегруза, любая неисправность в топливном насосе не замедлит о себе напомнить. Автомобиль будет плохо набирать скорость, ехать с рывками или глохнуть — хотя, эти же признаки могут говорить и о других проблемах.

Как продлить срок службы бензонасоса

Как правило, бензонасосы это довольно прочная конструкция, но и они выходят из строя. Причин для этого много — от дефектов самого модуля до некачественного топлива. Чтобы продлить срок службы бензонасоса (или хотя бы попытаться это сделать), стоит придерживаться нескольких несложных правил:

1. Не ездить с пустым баком

Частый недостаток бензина может быть особенно вреден для топливного насоса и всей системы в целом. Поскольку бензин частично отвечает за охлаждение насоса, лучше не опускаться ниже отметки четверти бака.

2. Заправляться на проверенных АЗС

Качественное топливо — еще один ключевой фактор исправной работы всей топливной системы и бензонасоса. Старайтесь выбирать проверенные АЗС, а лучше заправляться всегда в одном и том же месте.

3. Держать бензобак в чистоте

Попадание любых инородных предметов — песка, грязи, пыли и особенно воды — губительно для топливопровода. Чтобы быть уверенным, что бензобак чист от примесей и отложений, периодически можно проводить его промывку.

4. Регулярно менять фильтры

Топливные фильтры меняют согласно графику ТО. Если случился внеплановый ремонт одного из элементов топливной системы — сопутствующая замена фильтров грубой и тонкой очистки будет не лишней.

5. Следить за исправностью электрики

Поскольку большинство современных бензонасосов работают от электромотора, то нарушение контакта или повышения напряжения в сети может вывести узел из строя. Поэтому при любых подозрениях на неисправность электропроводки, лучше обратиться в сервис.

  • Тормозной суппорт: как устроен и чем важен
  • Система ABS: что это такое и как работает?
  • Климат-контроль vs кондиционер: чем отличаются, как работают, что лучше

Бензонасос не работает: возможные причины и решение проблемы

Сам по себе бензин (солярка) из бака автомобиля в мотор попасть не сможет, для этого нужен перекачивающий механизм – топливный насос. И если он выйдет из строя, последствия предугадать несложно – машина встанет. Возможных причин для этого может быть много, а так как они типичны практически для любой марки автомобиля, то поговорить о них лучше на каком-то определенном примере. Допустим, что не работает бензонасос ВАЗ-2110.

Типы топливных насосов

Серийное производство «десяток» началось в 1995 году, то есть в тот период, когда отечественные автомобили оборудовались еще карбюраторными системами. В них для перекачки горючего устанавливались бензонасосы (помпы) механического типа. Функционирует такая помпа непосредственно от двигателя автомобиля.

Бензонасос не работает

Для исправной работы карбюратора не требуется высокого давления, потому и насос имеет сравнительно простую конструкцию, аналогичную водяным перекачивающим системам. Устанавливается он непосредственно под капотом автомобиля, что, безусловно, облегчает его обслуживание или замену.

С появлением инжекторов модифицировалась и конструкция бензонасоса, он стал электрическим. Изменился и принцип его работы. Если для функционирования механической помпы требуется, чтобы стартер начал вращать коленчатый вал, то в инжекторной системе сначала запитывается топливный насос, который при помощи встроенного электромотора создает требуемое давление в магистрали, и только после этого происходит пуск двигателя.

Такого типа бензонасос устанавливается прямо в бак с горючим.

Не работает бензонасос ВАЗ

Таким образом, существуют два типа топливных помп: механические и электрические.

Бензонасос не работает: признаки поломки

Независимо от конструкции двигателя, если отказывает бензонасос, симптомы его поломки для обоих видов проявляются одинаково, и проявляются они следующим образом:

  1. Если свечи зажигания исправны, искра хорошая, двигатель крутит, но вспышек в цилиндрах нет.
  2. В цилиндрах двигателя происходят отдельные вспышки, однако мотор не заводится.
  3. Мотор заводится, но при этом «плавают» обороты.
  4. Двигатель запускается, холостые обороты соответствуют норме, но при попытке их увеличения либо начале движения мотор глохнет.
  5. Во время движения машина подергивается, при попытке поднять обороты чувствуются провалы в работе мотора, снижается динамика автомобиля (не тянет).

Стоит заметить, что аналогичные симптомы могут проявляться и при других поломках, например при сильнозагрязненном фильтре тонкой очистки, неисправном ДМРВ (датчик расхода воздуха) или забитых форсунках. Поэтому однозначно винить при возникновении таких симптомов топливную помпу нельзя.

В инжекторных автомобилях при включении зажигания из-под заднего сиденья раздается жужжание, это включается электромоторчик, перекачивающий топливо, если звука нет, значит, бензонасос не работает.

Механический бензонасос отказал: каковы причины?

Причин, почему не работает бензонасос ВАЗ-2110, может быть несколько:

  • Самая распространенная поломка — это повреждение диафрагмы, так как именно она качает бензин, а значит, выполняет основную часть работы, поэтому более всего подвержена износу.
  • Выход из строя клапанов топливной помпы.
  • Загрязнение внутреннего сетчатого фильтра бензонасоса.
  • Поломка привода насоса.

Не работает бензонасос ВАЗ-2110

Электрический бензонасос не работает, возможные причины поломки

В инжекторном двигателе топливный насос работает от бортовой электросети автомобиля, поэтому его отказ не всегда связан с поломкой самого качающего механизма. Причиной возникшей неисправности могут также стать: вышедший из строя предохранитель, реле или окисление, обгорание контактов на проводах, запитывающих электромотор.

Еще одной распространенной причиной, почему не работает бензонасос ВАЗ-инжектор, может быть сетчатый фильтр, установленный на его входе. Несмотря на то что он предназначен для первоначальной, грубой очистки топлива, его сетка имеет довольно плотную структуру. А так как насос находится в баке, то она практически касается его дна и скапливающегося там осадка, который и загрязняет ее.

Работает бензонасос ВАЗ инжектор

Ну и самое плохое – это поломка моторчика, отвечающего за циркуляцию бензина внутри насоса либо выход из строя элементов его конструкции.

Способы проверки бензонасоса

Узнать, работает или нет механический бензонасос, очень просто, для этого достаточно отсоединить конец шланга, соединяющий насос с карбюратором, и, опустив его в пустую бутылку, нажать несколько раз на рычаг ручной подкачки, находящийся на насосе. Из шланга при этом должен пульсирующей струей вытекать бензин. Это позволит выяснить, исправны или нет внутренние элементы насоса.

Чтобы понять, почему бензонасос не работает на инжекторном двигателе, сначала следует «прозвонить» его электроцепь. Проверку лучше начинать с конечной точки, то есть с самого насоса. К его клеммам подсоединяется контрольная лампа, и, если с поворотом ключа в замке зажигания, она загорается, значит, с электрикой все в порядке, поломку нужно искать в самой помпе, если нет, то в предохранителе, реле либо в проводке.

Чтобы проверить сам бензонасос, нужно узнать, какое он создает давление в топливной рампе:

  • На холостых оборотах его величина должна быть в пределах 0,23-0,25 кПа.
  • Во время пуска мотора – 0,3 кПа.
  • При нажатии на акселератор – 0,28-0,3 кПа.
  • При пережатии обратной трубки, возвращающей излишки бензина в бак, давление должно подниматься до 0,4 кПа.

Если в каком-то из режимом давление не соответствует норме, следовательно, бензонасос не работает так, как должен – его элементы сильно изношены и требуют ремонта или замены.

Устранение неисправностей

Чтобы починить механический бензонасос, потребуется приобрести ремкомплект, в который входит диафрагма и клапаны – эти детали можно поменять самостоятельно. Также не составит особого труда и замена толкателя с пружиной. Если поломка более серьезная, то смысл в реанимации пропадает, дешевле и проще будет поставить новую топливную помпу.

Почему не работает бензонасос

Электрический бензонасос имеет неразборный корпус, и пытаться его ремонтировать без наличия определенных навыков не стоит, такую работу лучше доверить специалистам. Единственное, что можно выполнить самостоятельно, — это заменить сетку внутреннего фильтра грубой очистки. Но и тут нужно знать, что сетки бывают разных видов, поэтому придется вынимать из бака фильтр, чтобы получить образец.

Предупреждение поломок бензонасоса

Чтобы продлить ресурс бензонасоса, нужно:

  1. Следить за качеством топлива, заправляемого в машину.
  2. Полностью исключить даже вероятность попадания в бак воды.
  3. Во время планового ТО обязательно менять топливные фильтры.
  4. В случае механического повреждения топливного бака необходимо демонтировать бензонасос и проверить его состояние.
  5. Периодически очищать топливный бак от возможного скопления осадка, состоящего из мельчайших твердых частиц, которые содержатся в бензине.

Выполнение этих простых правил благоприятно скажется не только на топливной системе, но и на самом двигателе.

Не работает бензонасос: причины и решения

Как верно подметил Исаак Дунаевский, в своей шуточной песне, о значимости жидкости, так это то, что – Без воды, и не туды и не сюды… Данное утверждение в полной мере относится и к бензину, без наличия которого автомобили просто перестанут двигаться. Однако только лишь наличие бензина в баке также недостаточно, нужен прибор, подающий его в цилиндры двигателя.

Как вы правильно догадались, данным прибором является бензонасос. Только есть небольшое уточнение, работающий бензонасос.

На фото: бензонасос Лада Приора

О приборе

Для того, чтобы быстрее понять, о чем, собственно идет речь, вкратце напомним, что представляет собой бензонасос и для чего он предусмотрен в автомобиле.

Простейший бензонасос – это несложный прибор, состоящий из мембраны и двух клапанов: всасывающего и нагнетающего, и служит для забора и подачи топлива из бака в двигатель. В его задачу входит — бесперебойная подача топлива в систему питания двигателя и поддержания в ней необходимого давления.

Разновидности бензонасосов

Насос может быть механический или электрический, а также выполненный как отдельный элемент, врезанный в систему питания, так и входящий в состав, так называемого топливного модуля, расположенного в бензобаке.

Топливный модуль

Признаки неисправности бензонасоса;

• Нестабильная работа двигателя на холостом ходу, провалы в работе мотора при движении;

Причины отказа

• Заедание штока привода насоса;

шток бензонасоса

• Износ клапанов или их седел;

Клапан бензонасоса

• Клапан встает вертикально в седле из-за уменьшения его диаметра от длительной эксплуатации;

• Паровая пробка в корпусе насоса;

• Забитый фильтр топлива.

Загрязненная сеточка бензоноса

Электропривод:

• Перегрев электродвигателя насоса;

• Межвитковое замыкание обмоток;

Реле бензонасоса

• Обрыв или короткое замыкание в цепи питания;

• Сильное загрязнение фильтров топлива.

В большинстве случаев отказ электро-бензонасоса вызван большим количеством грязи, собравшейся в баке. Грязь засоряет фильтр грубой очистки (сетка заборника), далее фильтр тонкой очистки, что увеличивает нагрузку на электродвигатель насоса, в разы сокращая срок его эксплуатации.

Вторая частая неисправность насоса – это его перегрев. Чаще всего это вызвано малым количеством бензина в баке. А так как насос охлаждается благодаря погружению в топливо, и, когда его недостаточно, то насос греется. Если же, автовладелец постоянно экономит и заливает порядка 5-10 литров топлива, то насос всегда работает в режиме перегрева, и соответственно быстро выходит из строя.

Способы проверки насоса

— шланг от подающего штуцера отсоединяется от карбюратора, опускается в заранее приготовленную емкость и ручной подкачкой проверяется его работоспособность. При исправном насосе из шланга должна выходить пульсирующая струя бензина.

— проверка предохранителя и «прозвонка» цепи питания;

— проверка манометром давления в системе питания, сравнивая данные с техническими данными для конкретного двигателя. Например, в среднем давление на холостом ходу на инжекторных моторах ВАЗ, составляет порядка 2.3- 2.5 атм, давление в топливной рампе 2.8-3.2 атм для двигателя 1.5л и 3.7-3.8 атм для 1.6л.

Проверка манометром давления

В противном случае необходимо смотреть фильтра, исправность обратки или работоспособность датчика РДТ (регулятор давления топлива).

Возможные решения неисправностей:

Механический насос

— заменить неисправные детали (мембрану, клапана, седла клапанов);

— устранить проблему перегрева двигателя, чтобы исключить появления паровых пробок;

— заменить шток привода.

Электрический

— восстановить цепь питания;

— заменить фильтра грубой и тонкой очистки;

— заменить клапан РДТ

Регулятор давления топлива

— промыть топливный бак.

Резюме

Для того, чтобы ваш автомобиль не остановился в дороге, по вине бензонасоса, проводите своевременную его диагностику, приравнивая ее к периодическому техническому обслуживанию. Для владельцев же автомобилей с инжекторными двигателями рекомендуем не экономить на заправках, так как в итоге придется оставить на ремонт, за пару коробок хорошего пива.

Как проверить бензонасос

Соавтор(ы): Jay Safford. Джей Саффорд — консультант по автомобилям и менеджер проекта из Лейк-Уорт, Флорида. Имеет сертификацию ASE, Ассоциации управления автопарками NAFA, Ford и L1. Занимается ремонтом автомобилей более 15 лет, работал инструктором в Техническом институте Линкольна в Уэст-Палм-Бич, Флорида.

Количество просмотров этой статьи: 9580.

В этой статье:

Иногда можно столкнуться с ситуацией, когда машина начинает разгоняться хуже, чем обычно (особенно на трассе) или проявляются другие признаки ухудшения подачи бензина. Проблема может заключаться в том, что засорился либо вышел из строя один и/или несколько элементов топливной системы, к которой относятся магистраль, фильтр, насос и форсунки инжектора. Если же автомобиль вообще перестал заводиться, то, проведя несколько простых тестов, можно выяснить, исправна ли топливная система. Читайте дальше, и вы узнаете, как это делается.

Метод 1 из 2:

Тестирование электрики

Step 1 Проверка предохранителя бензонасоса.

  • При замене убедитесь, что устанавливаемый предохранитель рассчитан на тот же ток, что и вышедший из строя элемент. Никогда не используйте предохранитель, рассчитанный на больший ток.
  • Если предохранитель сгорел, значит, через него протекал слишком большой ток. Возможно, в дальнейшем потребуется проверка отдельных участков проводки. Найдите себе помощника и в то время, как он будет по вашей команде включать/выключать зажигание, проверьте реле. Если у вас не ничего не получается, обратитесь к автоэлектрику.

Step 2 Проверьте напряжение на самом насосе.

  • Начните с ближайшего источника, то есть проверьте, присутствует ли необходимое напряжение на предохранителе, ведь электропитание бензонасоса осуществляется именно из этой точки.

Step 3 При помощи вольтметра.

  • Если вы обнаружили, что падение напряжения составляет более 1 В, значит, проблема состоит либо в окисленных проводах или контактах, либо в наличии замыканий в проводке. В данном случае имеет смысл обратиться за помощью к квалифицированному автоэлектрику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *