Для чего нужен катализатор в автомобиле
Перейти к содержимому

Для чего нужен катализатор в автомобиле

  • автор:

Катализатор: зачем нужен, можно ли ездить без него и как пройти техосмотр

Фото: farpost.ru

Катализатор или каталитический нейтрализатор — это деталь выхлопной системы, которая обеспечивает дожигание выхлопных газов, производимых машиной. По сути, катализатор отвечает за снижение вредных выбросов в атмосферу. То есть делает автомобиль более экологичным и соответствующим заявленным в документах нормам по выбросам — Евро-5 или Евро-6 и другим.

При этом катализатор — деталь дорогая, ее замена при выходе из строя требует серьезных вложений. Катализаторы бензиновых машин делятся на две группы: металлические и керамические. А для дизельных моторов в качестве катализаторов выхлопной системы устанавливают сажевые фильтры.

Схема автомобильного катализатора

Схема автомобильного катализатора (Фото: из открытых источников)

Внутри керамического катализатора расположен картридж из керамики, он не очень дорогой, но имеет хрупкую конструкцию, также как и сажевые фильтры — они могут сломаться от погружения в воду или сильного удара. Металлический катализатор считается более прочным и долговечным. Он более устойчив к воде и повреждениям, но и стоит дороже керамического аналога.

Зачем снимают катализатор

Некоторые автомобилисты уверены, что машина прекрасно функционирует и без дорогого катализатора. Потому что последний нужен только для снижения вредных выбросов и ни на что другое в конструкции машины, якобы, повлиять не может. А вот имеющийся и вышедший из строя катализатор, наоборот, способен нанести вред работе. Поэтому иногда автомобилисты решают избавиться от катализатора как от ненужной детали, а также заработать на этом.

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Фото: Autonews.ru

Почему снимают катализатор:

  • не влияет на ходовые характеристики
  • при поломке влияет на систему зажигания
  • дорогой ремонт
  • можно заработать

Автомобиль действительно может эксплуатироваться без катализатора, на его ходовые характеристики и мощность это не влияет. При утилизации данной детали машина продолжает ездить, однако ее выхлоп уже не соответствует заявленным в документах нормам. Для атмосферы автомобиль становится грязнее и вряд ли сможет пройти проверку на соответствие своему экологическому стандарту. Такая проверка возможна только на специальном стенде при прохождении техосмотра.

Фото: avito.ru

Фото: avito.ru

Что поменялось в техосмотре в 2021 году

С марта 2021 года автомобильный техосмотр ужесточили — пункты осмотра закупили оборудование и подготовились к реальным проверкам. Выдачу диагностических карт перевели в электронный вид. Кроме того, теперь мастер техосмотра должен заносить в диагностическую карту фотографию автомобиля с номерным знаком на стенде, на снимке также должны быть указаны GPS-координаты сервисного центра. За нарушения в системе техосмотра ввели крупные штрафы и уголовное наказание, а контроль за системой отдали МВД. Все это было сделано для того, чтобы водители больше не могли купить техосмотр без проверки.

Но реформа техосмотра, запущенная в этом году, все еще не заработала в полную силу. ГИБДД выступила с инициативой отметить техосмотр для личных машин. Кабинет министров также высказался за отмену обязательного техосмотра. Документ об отмене обязательного техосмотра уже поступил в Госдуму. Но процедуру в любом случае не отменят для всех.

В обязательном порядке получать диагностическую карту придется в случае смены владельца автомобиля, изменения конструкции или замены основного компонента машины. Это касается только транспортных средств старше четырех лет. Во всех остальных случаях процедура техосмотра для личных машин должна стать добровольной. А вот автобусы, машины такси и другие перевозчики пассажиров, а также грузовой транспорт должны будут, как и раньше, проходить техосмотр ежегодно и чаще в зависимости от возраста.

Фото: Виталий Белоусов / ИТАР-ТАСС

Фото: Виталий Белоусов / ИТАР-ТАСС

Техосмотр без катализатора — можно ли пройти

Если в автомобиле отсутствует катализатор, то он не сможет пройти проверку на соответствие выброса отработанных газов в атмосферу. А такая проверка с использованием специального оборудования является обязательной при прохождении техосмотра. При этом все данные о выхлопе будут занесены в электронную диагностическую карту. Дело в том, что после удаления катализатора блок управления двигателем чаще всего перенастраивают под более низкие экологические нормы Евро-2. А в документах автомобиля может быть указан другой класс — например, Евро-4 или Евро-5.

Новые правила техосмотра исключают получение диагностических карт нелегальным путем без проверки на стенде. Поэтому если автомобиль старше четырех лет приедет на техосмотр без катализатора, он его не пройдет. Для того, чтобы получить диагностическую карту, собственнику придется купить работающий катализатор и установить его на прежнее место.

Штраф за езду без катализатора

Обнаружить отсутствие катализатора в системе выхлопа можно только специальным оборудованием, которое есть в сервисных центрах и лабораториях. Увидеть отсутствие катализатора сможет и инспектор ГИБДД во время постановки автомобиля на учет. Машина без катализатора непременно получит отказ в регистрации. Дело в том, что любое изменение в конструкции автомобиля собственник должен проверить в лаборатории на безопасность — только после этого он сможет поставить машину на учет. Но если вместо реального катализатора в системе выхлопа будет висеть обманка, инспектор никак не сможет это проверить. Также если собственник автомобиля решит снять катализатор уже после регистрации, то обнаружить это сможет только мастер техосмотра.

Если катализатора нет, и инспектор это увидел, то за внесение изменений в конструкцию автомобиля водителю выпишут штраф в 500 рублей и попросят устранить нарушение. В техническом регламенте Таможенного союза есть требования к двигателю и его системам. Согласно пункту 9.10, не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов. Внесения изменений в конструкцию автомобиля регулируется Постановлением правительства 413, у которого есть несколько приложений. Одно из них — перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. В нем есть аналогичный пункт об изменениях в системе выпуска отработанных газов.

Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Можно ли ездить без катализатора

Действующие правила Таможенного союза и подписанный Россией Техрегламент запрещают вносить изменения в систему отработанных газов, а снятие катализатора именно таким изменением и является. Кроме того, нужно иметь в виду, что автомобиль без катализатора точно не сможет получить диагностическую карту по результатам техосмотра.

Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалять

Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалять

Транспортные средства стали распространенными буквально повсеместно за последние десятки лет. Они используются для решения разнообразных задач в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Многие люди используют личные транспортные средства, выбирая наиболее оптимальные модели автомобилей по разнообразным критериям. Активное развитие данного направления позволяет выбирать среди широкого ассортимента моделей автомобилей от различных производителей.

При разработке каждого транспортного средства специалисты рассматривают различные решения, которые помогают справиться с различными проблемами и задачами. Среди ключевых критериев для любого транспортного средства — безопасность. Эксплуатация автомобиля по назначению не должна создавать опасных воздействий на окружающую среду и человека. Поэтому в конструкцию транспортного средства помещаются различные запчасти для снижения негативных воздействий различного плана. Среди них — катализатор.

Для чего используется катализатор в автомобилях

Катализирующий нейтрализатор внедряется в транспортные средства на производстве. Такой элемент является важной частью выхлопной системы.

Выхлопные газы являются побочным продуктом сгорания топливной смеси. Они являются обязательной составляющей, от которой не получается избавиться в рамках работы транспортного средства. В смеси газов, которая получается в результате сгорания, есть разнообразные компоненты. Часть из них полностью безобидна и безопасна как для человека, так и для окружающей среды.

Однако, неотъемлемой частью выхлопных газов являются опасные примеси, которые могут представлять значительную опасность. Они оказывают негативное воздействие на здоровье человека и окружающей среды. Поэтому в конструкцию выхлопной системы встраиваются элементы, направленные на контроль веществ, которые выходят из автомобиля, очистку газовой среды от опасных веществ.

Катализаторный нейтрализатор является одним из элементов, обеспечивающих безопасность транспортного средства. Он используется для нейтрализации опасных веществ, которые присутствуют в выхлопных газах.

Как работает катализатор

img41

Катализатор включает в себя само оборудование для очистки выхлопных газов и два специальных датчика. Детекторы постоянно контролируют эффективность работы конструкции, а также посылают сигналы системе, которые помогают готовить корректную топливную смесь.

Катализатор обеспечивает дополнительное сгорание выхлопного газа. Таким образом, опасные вещества, которые есть в смеси, сгорают и превращаются в безвредные компоненты. Для провокации сгорания необходимо разогреть катализатор. Для этого используется энергия выхлопных газов.

Катализаторный нейтрализатор нагревается, по мере прохождения по нем выхлопных газов, до температуры 800 градусов. Проходя через такой катализатор, газ дополнительно догорает. Таким образом, на выходе получается практически безвредное сочетание веществ, негативное влияние которых не оказывает опасных воздействий, превышающих допустимые значения.

Обслуживание катализатора и замена

3

Поскольку через катализаторный нейтрализатор проходит большое количество выхлопных газов, на него воздействуют множество факторов износа, конструкция постепенно теряет первоначальные свойства и рабочие характеристики. Это происходит из-за загрязнений, а также из-за износа материалов. Поэтому за состоянием катализатора требуется контроль.

Обслуживание катализаторного нейтрализатора предполагает очистку деталей конструкции. Такие действия рекомендуется делать в сервисе, поскольку конструкция довольно хрупкая и ее можно повредить неаккуратными действиями. Дополнительно, профессиональный мастер может без труда определить текущее состояние деталей катализатора, оценить степень износа, чтобы своевременно провести ремонт или замену запчасти.

Если некоторые элементы катализаторного нейтрализатора изношены, но конструкция считается функциональной, то достаточно провести замену поврежденных деталей. Однако, часто катализатор изношен до состояния, при котором его нельзя использовать, поскольку водители могут длительное время не замечать наличие проблем. В таком случае потребуется провести замену катализатора.

Признаки плохо работающего катализатора

23

Поскольку автомобиль представляет собой слаженную систему, то поломка или некорректная работа одного элемента, обязательно влияет на другие части системы. Именно поэтому можно обнаружить проблемы с катализатором и необходимость провести обслуживание детали по косвенным признакам.

Если катализатор плохо работает и не выполняет свои функции корректно, об этом будут свидетельствовать такие признаки:

  • Ухудшение работы двигателя. Могут появляться проблемы с запуском, двигатель может глохнуть самопроизвольно.
  • Повышается расход топлива.
  • Мощность работы двигателя постепенно снижается.
  • Автомобиль труднее разогнать до необходимой скорости.
  • Появился неприятный запах в салоне автомобиля.
  • Появились посторонние шумы, которые сопровождают движение автомобиля.
  • Выхлопные газы изменили цвет.

Если водитель замечает такие проблемы, ему рекомендуется обратиться в сервисный центр. Плохо работающий катализатор негативно влияет на ряд деталей в автомобиле и их износ. Поэтому бездействие негативно сказывается на состоянии транспорта.

Замена катализатора

Согласно предписаниям законодательства, автомобилисты не имеют права самостоятельно вмешиваться в заводскую конструкцию транспортного средства. Это предполагает запрет на удаление различных комплектующих. Поэтому удалить катализаторный нейтрализатор без замены на новый, является прямым нарушением законодательства. Кроме того, плохо работающий или неработающий катализатор также сказывается на безопасности транспортного средства, что нарушает установленные нормы и требования, связанные с экологией окружающей среды.

Однако, несмотря на существование таких запретов и законодательных документов, которые предполагают ответственность, соблюдение данного закона слабо контролируется. Именно поэтому многие автолюбители не обращают внимания на вероятную ответственность, предпочитают самостоятельно распоряжаться комплектацией автомобиля, в том числе, заводской.

Если катализатор неисправен, рекомендуется заменить его на новую оригинальную запчасть. Однако, многие водители отказываются от этой идеи, так как такая деталь выделяется внушительной стоимостью. В конструкцию катализатора входят драгоценные металлы, которые и сказываются на ценообразовании на такие виды продукции.

Удаление катализатора

Многие автолюбители приходят к идее удалить катализирующий нейтрализатор в ряде ситуаций:

  • Катализаторный нейтрализатор вышел из строя, сильно изношен или загрязнен, поэтому не выполняет поставленных задач. Замена на новый слишком дорогая, поэтому водители предпочитают просто удалить данный элемент из конструкции, без замены на новую деталь.
  • Катализаторный нейтрализатор удаляется в рамках тюнинга транспортного средства. Многие мастера предлагают улучшить некоторые свойства автомобиля за счет удаления данной части конструкции. Однако, катализатор является значимым элементом системы автомобиля, поэтому удаление такой запчасти может привести только к сомнительным и незначительным преимуществам и ряду значимых негативных воздействий.
  • Удаление катализатора с целью наживы. Поскольку конструкция катализаторного нейтрализатора включает ряд драгоценных металлов, элемент представляет ощутимую ценность, в том числе, после использования по назначению. Некоторые недобросовестные мастера, желая нажиться на неопытном водителе, предлагают удаление катализатора бесплатно. Также некоторые автомобилисты сталкиваются с кражей катализаторов как в сомнительных сервисных центрах, так и просто на парковке. Дополнительно, некоторые владельцы транспортных средств считают продажу катализаторного нейтрализатора отличной возможностью получить финансы, без негативных последствий для автомобиля. Однако, важно помнить о том, какую роль играет катализатор в выхлопной системе, чтобы оценить объем негативных последствий, которые несет за собой решение удалить такую запчасть из конструкции.

Отзывы о нас на сторонних ресурсах

Наш адрес: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский проспект, 72А, пом.108

пн — чт: 9.00-19.00; пят: 09:00-18:00

https://kat-proekt.ru/

© Компания «Кат-Проект». Все права защищены.

  • Скупка импортных катализаторов
  • Скупка отечественных катализаторов
  • Скупка керамических катализаторов
  • Скупка металлических катализаторов
  • Выкупленные катализаторы

Катализатор в автомобиле: зачем он нужен и что будет, если его убрать

Катализатор в автомобиле: зачем он нужен и что будет, если его убрать

Автомобильная система выхлопа имеет сложное устройство. В ней установлен каталитической нейтрализатор, способный быстро выйти из строя при использовании топлива недостаточно высокого качесва. Катализатор нужен для очистки выхлопов от опасных веществ. Его функционирование основано на химической реакции: опасные компоненты принимают безвредные формы, а потом выходят с выхлопом наружу. Этот путь позволяет очистить выхлопные газы. Эксплуатация авто в таком случае наносит экологии меньше урона. Работа нейтрализатора начинается лишь после того, как он разогреется до 300 градусов, а сразу после старта мотора очистка не выполняется.

Оглавление

Устройство катализатора

В качестве основы катализатора используются соты из керамики или металла. В зависимости от модификации их стенки покрыты микроскопическим слоем палладия, иридия, родия или платины. Это металлы с повышенной активностью, поэтому часть газов вступает с ними в химическую реакцию.

Современные устройства выпускаются трехкомпонентными:

  • Первый элемент используется для связывания оксидов азота;
  • Второй предназначен для удаления элементов топлива, которые не сгорели, преимущественно, окиси углерода;
  • Третий элемент служит в качестве детектора – проводит анализ газов на выходе и транслирует сведения на бортовой компьютер автомобиля.

Основные поломки катализатора

Нейтрализаторы имеют гарантированный срок эксплуатации 100-150 тыс. км, но на практике можно столкнуться с проблемами намного раньше, особенно это касается больших городов, где стояние в пробках является частой проблемой. В зависимости от подхода к эксплуатации заменять катализатор может потребоваться раз в 3-7 лет. Основная причина поломки – это выгорание слоя каталитического вещества на сотах. Этот процесс является естественным, при этом качество выхлопа существенно ухудшается. Выгорание ускоряется при заливке топлива недостаточного качества. В бензин добавляют свинец, чтобы увеличить октановое число, что повышает нагрузку на нейтрализатор, снижая срок его использования.

В определенных случаях поломка связана с неисправным мотором. Если имеются проблемы в системе питания либо ошибочно выставлено зажигание, то каталитический слой выгорает намного быстрее.

Диагностика

Есть определенные признаки, по которым легко выявить неисправность:

  • Загорелся индикатор Check Engine приборной панели салона. Он активизируется при любой ошибке ДВС. Только диагностика сканером позволит определить, в катализаторе ли причина.
  • Падение мощности мотора. Если блок неисправен, автомобиль троит, дергается, машина разгоняется хуже. Причина в падении пропускной способности элемента, сопряженной с частичным разрушением сот: они забиваются, запекаются, проход становится меньше.
  • Под днищем слышен грохот. Может наблюдаться на повышенных оборотах или сразу после старта мотора. Причина состоит в разрушении керамической сотовой структуры.
  • Недостаточно ровный или мощный напор газов из трубы глушителя. Если блок исправен, то при поднесении руки к выхлопной трубе можно почувствовать пульсацию, которая появляется при поочередной работе клапанов ДВС. Если поток ослаблен или ровный, то это может быть связано с разрушением сот.

Особенность катализатора состоит в том, что он не может сломаться неожиданно и резко. Часто перед отказом возникают какие-то незначительные проблемы, указанные выше.

Оригинал или аналог

Оригинальный компонент стоит дорого, но при его установке автомобиль сохраняет режимы работы ДВС. Это хорошо сказывается на ресурсе мотора и экологии. Из-за высокой стоимости автомобилисты часто ищут альтернативу катализатору. Есть варианты:

  • универсальный катализатор;
  • пламегаситель.

Универсальный – это катализатор, который подходит на любой автомобиль. Он стоит дорого, но работает без отказов. Блок с сотами – это компонент для установки в корпус старого катализатора. Этот вариант имеет недостаток – сложно выбрать сервис, в котором выполнят ремонт. Срок службы представителей этого варианта 60-90 тыс. км.

Пламегаситель – это более распространенный и дешевый способ. Он бывает готовым, то есть его нужно разместить на месте катализатора. Второй тип – пламегаситель для монтажа в корпус катализатора. Это сложнее, но можно скрыть факт замены компонента в случае продажи машины.

Удаление катализатора

Если решено удалить блок, то лямбда-зонд станет непрерывно выдавать ошибку. Обычно для обхода датчика делают обманку, монтируют ее на место датчика, а в нее вкручивают зонд.

Можно сделать перепрошивку, тогда ЭБУ будет считать поставляемые показания за норму. Для таких манипуляций требуются специализированные знания и особый софт для работы. В случае перепрошивки нарушаются нормальные циклы работы двигателя. Он работает в неправильном режиме. Это сильно влияет на ресурс мотора, он снижается вдвое. В результате перепрошивки велика вероятность столкнуться с более значительными расходами в будущем.

Выводы

При возникновении проблем с катализатором его требуется заменить. Наиболее верное решение – монтаж оригинальной запчасти. Аналоги и обманки способны ускорить выход мотора из строя, создадут дополнительную нагрузку на экологию.

Отзывы о нас на сторонних ресурсах

Наш адрес: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский проспект, 72А, пом.108

пн — чт: 9.00-19.00; пят: 09:00-18:00

https://kat-proekt.ru/

© Компания «Кат-Проект». Все права защищены.

  • Скупка импортных катализаторов
  • Скупка отечественных катализаторов
  • Скупка керамических катализаторов
  • Скупка металлических катализаторов
  • Выкупленные катализаторы

Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалять

Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалять

Я ехал по трассе, и у машины пропала тяга. Хорошо, что это не случилось при обгоне.

Я добрался до ближайшего автосервиса и удалил катализатор. Потом заплатил за работу и оставил все, что от этого катализатора осталось, ребятам из автосервиса. Тогда я еще не знал, что эта деталь содержит драгоценные металлы и за все, что от него осталось, дают хорошие деньги. В следующий раз буду умнее: проезжу на машине до 100 000 км, потом удалю, а катализатор оставлю себе или расплачусь им за работу.

Из-за таких историй некоторые автовладельцы считают катализатор бомбой замедленного действия и спешат поскорее его удалить. В некоторых автосервисах этому рады и советуют удалять катализаторы даже на новых машинах. Они утверждают, что это лишняя деталь, которую навязывают автопроизводителям экологи, и что автомобиль после этого будет ехать бодрее, а расход топлива уменьшится.

Я попытался разобраться, насколько катализатор лишняя деталь в автомобиле и можно ли его удалять. Из этой статьи вы узнаете, как работает катализатор, какие типы катализаторов бывают, из-за чего они выходят из строя и какие есть признаки неисправного катализатора.

Катализатор расположен в выхлопной системе автомобиля, ближе к выпускному коллектору двигателя, и нужен для очистки отработавших газов от вредных выбросов. Источник: Setta Sornnoi / Shutterstock

Катализатор расположен в выхлопной системе автомобиля, ближе к выпускному коллектору двигателя, и нужен для очистки отработавших газов от вредных выбросов. Источник: Setta Sornnoi / Shutterstock

Что такое катализатор и зачем он нужен

Двигатель внутреннего сгорания работает на воздушно-топливной смеси. Она сгорает с образованием токсичных выхлопных газов, а на бензиновых двигателях какая-то часть смеси может вообще не сгореть и улететь в выхлопную трубу. Чтобы хоть как-то снизить концентрацию вредных веществ в выхлопных газах, на их пути ставят каталитический нейтрализатор отработавших газов: катализатор, если по-простому . Выхлопные газы идут через него, как через фильтр.

Технически это огнеупорный керамический или металлический цилиндр с сотами, через которые проходят отработавшие газы, в составе которых есть вредные вещества: углеводород, оксид азота, окись углерода. На стенках этих сот есть микрослой веществ-катализаторов: это может быть платина, палладий или родий. Они ускоряют химические процессы, и выхлопные газы после окислительно-восстановительных реакций с этими металлами становятся менее токсичными.

Обложка статьи

Соты исправного керамического катализатора. Источник: Anton Tolmachov / Shutterstock

Соты исправного керамического катализатора. Источник: Anton Tolmachov / Shutterstock

В основном катализаторы ставят в выхлопной системе автомобилей с бензиновыми двигателями. Их может быть несколько: например, если из двигателя идет две отдельные выхлопные трубы, ставят по одному на каждую. Бывает, что катализаторы ставят последовательно на одной выхлопной трубе.

Для очистки выхлопных газов дизельного двигателя чаще всего применяют сажевые фильтры. Конструкция примерно такая же , только ячейки фильтра закрыты с одной из сторон. Выхлопные газы находят выход через пористые стенки каналов, на которых оседает сажа. Такие фильтры периодически требуют очистки. Для этого внутри фильтра повышается температура, и частицы сажи догорают. Этот процесс называют активной регенерацией.

Еще катализатор снижает температуру газов. Например, на входе в катализатор температура газов около +390 °C, а на выходе — уже +260 °C. Примерно в таком температурном режиме и проходят химические реакции, поэтому какое-то время после запуска двигателя катализатор не работает.

Обложка статьи

НОВЫЙ КУРС
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Разбираемся, как начать и закончить ремонт без переплат: от проекта до приемки

Баннер

Работает катализатор или нет, определяет второй кислородный датчик, он же лямбда-зонд . Его ставят после катализатора, и его задача — определять уровень токсичности выбросов. Если его просто удалить, датчик зафиксирует низкую эффективность катализатора, и на приборной панели появляется ошибка Check engine.

Существуют различные экологические классы для вредных выбросов автомобиля: Евро-2 , Евро-3 , Евро-4 , Евро-5 и Евро-6 . В России для новых автомобилей с 2016 года действует стандарт Евро-5 . Узнать экологический класс своего авто можно в паспорте транспортного средства. По опыту работников автосервиса, чем выше экологический класс автомобиля, тем меньше ресурс катализатора. Стенки керамических сот у таких катализаторов тоньше, ячейки расположены плотнее, чтобы работать эффективнее.

Экологический класс указан в 13⁠-⁠м пункте паспорта транспортного средства

Экологический класс указан в 13⁠-⁠м пункте паспорта транспортного средства

Виды катализаторов и их заменители

Оригинальный катализатор устанавливает завод-изготовитель . Такой может стоить до 5% от стоимости всего автомобиля. В России мало предприятий по производству катализаторов. В основном их делают за границей, их стоимость зависит от госпошлины, курса доллара и курса драгметаллов. Заменить катализатор на оригинальный стоит от 25 000 ₽.

Обычно такую замену делают на гарантийных машинах, если по каким-то причинам он вышел из строя или его украли. Срок службы оригинального катализатора обычно не меньше гарантийного срока автомобиля.

Цена на новый оригинальный катализатор для Хендай Солярис 1,6 л 2017 года — от 58 000 ₽

Цена на новый оригинальный катализатор для Хендай Солярис 1,6 л 2017 года — от 58 000 ₽

Универсальный катализатор заменяет оригинальный почти для любого автомобиля. Он стоит дешевле оригинального, и срок его службы меньше. В теории он должен прослужить примерно 60 000 км. Цены на универсальный катализатор — от 5000 ₽. В ячейках таких катализаторов вместо платины, палладия и родия применяют, например, золото. Оно хуже ускоряет каталитические реакции, поэтому хуже очищает выхлопные газы от вредных веществ.

При выборе универсального катализатора важно правильно определить его объем, который не должен быть меньше оригинального. Корпус катализатора не всегда круглой формы, у него разная длина и ширина. Отработавший катализатор вырезают из корпуса болгаркой, а новый вваривают на его место. Лучше, чтобы эти работы проводил опытный сварщик, который сделает качественный сварной шов.

Установка универсального катализатора — это компромисс для тех, кто не хочет или не может купить оригинальный катализатор, но заботится об экологии или хотя бы хочет пройти техосмотр.

Универсальный металлический катализатор Евро⁠-⁠5. Устанавливается на место старого катализатора

Универсальный металлический катализатор Евро⁠-⁠5. Устанавливается на место старого катализатора

Пламегаситель в английских руководствах по ремонту выхлопных систем — это «предварительный глушитель». Он смешивает потоки отработавших газов из разных цилиндров, снижает их температуру, а также сводит уровень шума и вибрацию до приемлемого уровня. Его устанавливают вместо катализатора, но он никак не влияет на токсичность отработавших газов.

Если не установить пламегаситель после удаления катализатора, то выхлопная система со временем прогорит из-за высокой температуры отработавших газов. Простой пламегаситель — это труба с перфорацией для газов в стальном корпусе. Цены на пламегасители начинаются от 760 ₽.

Между корпусом и трубой пламегасителя проложен огнеупорный наполнитель. Обычно это базальт, синтетическое волокно или минеральная вата. Корпус пламегасителей может быть однослойным или двухслойным. Двухслойные также называют реактивными. Они более долговечны и хорошо гасят колебания звуковой волны. Внутренний слой должен выдерживать воздействие высоких температур, а внешний — коррозии.

Для каждого автомобиля нужно рассчитать оптимальный объем пламегасителя. Если объема пламегасителя будет недостаточно, то звук на выходе будет неприятным, дребезжащим. Те элементы глушителя, которые находятся после пламегасителя, подвергаются повышенному износу и быстрее выходят из строя.

По сравнению со стоимостью оригинального катализатора установить пламегаситель дешевле — от 3500 ₽. Его установка предполагает перепрошивку блока управления двигателем (ЭБУ) или установку специальной «обманки» для электронного блока управления. Подробнее про них мы напишем чуть ниже.

Обложка статьи

Внутри пламегасителя труба с перфорацией и огнеупорный наполнитель. Источник: CameraMan32 / Shutterstock

Внутри пламегасителя труба с перфорацией и огнеупорный наполнитель. Источник: CameraMan32 / Shutterstock

Можно ли удалить катализатор

Катализатор по умолчанию рассчитан на весь срок службы автомобиля. Но качество топлива и тяжелые условия эксплуатации разрушают его значительно раньше: например, при пробеге 100 000 км.

Нет универсального или регламентированного срока удаления катализатора — каждый случай индивидуален. Неисправный катализатор доставляет множество проблем: от назойливой лампочки Check engine до попадания керамической пыли в цилиндры двигателя. Поэтому у большинства автомобилей старше десяти лет катализатор уже удален.

Есть такие выхлопные системы, при которых катализатор расположен очень близко к двигателю. В случае когда он начинает разрушаться, дисперсионная пыль от него летит в сторону двигателя. Она очень мелкая и твердая, ее можно сравнить с мелким песком. Она царапает цилиндры двигателя при работе поршней. Из-за этих царапин двигатель начинает потреблять масло или его расход увеличивается — это в случае, если двигатель потребляет его с первых дней эксплуатации автомобиля.

Рано или поздно это приводит к капитальному ремонту двигателя. Некоторые автовладельцы хотят избежать таких неприятных последствий и удаляют катализатор еще до того, как он начнет разрушаться.

Замена катализатора на новый — дорогостоящая процедура: один катализатор может стоить 100 000 ₽, а теперь представьте, что их в машине два и оба износились примерно одинаково. Поэтому вместо нового катализатора в выхлопную систему чаще всего устанавливают пламегаситель с «обманкой» или, что гораздо реже, — универсальный катализатор.

Обложка статьи

Внутри обманки небольшой кусочек катализатора. Ее ставят на второй лямбда-зонд , а часть обманки с сеткой вкручивают в выхлопную систему после пламегасителя. Благодаря устройству ЭБУ автомобиля думает, что отработавшие газы в порядке, катализатор на месте, и Check engine на приборной панели не загорается. Тем не менее обманка не гарантирует, что ошибка не появится: лампочка может загореться после заправки не самым хорошим бензином или после резкого разгона

Обманка для второго лямбда-зонда

Обманка для второго лямбда-зонда

Можно обойтись без обманки. Для этого нужно перепрошить электронный блок управления и настроить его так, чтобы лямбда-зонд воспринимал новые «вредные» показания датчиков как норму. В объявлениях эту процедуру называют перепрошивкой под Евро-2 и обещают, что машина будет ехать бодрее, двигатель будет выдавать на 20—30 лошадиных сил больше.

Вместе с этим любое вмешательство в оригинальное программное обеспечение ЭБУ — риск, поэтому перепрошивку должен делать квалифицированный специалист с проверенной программой. Выхлопные газы автомобиля при установке пламегасителя фактически не очищаются, но ошибка Check engine на приборной панели из-за перепрошивки не появится. Очень важно помнить, что несмотря на это двигатель, скорее всего, проектировали под более высокий экологический класс, а значит, с настройками под Евро-2 он проработает гораздо меньше, чем мог бы .

Установка обманок, пламегасителей вместо нового оригинального катализатора может привести к неожиданным последствиям: ошибкам двигателя, неприятному запаху выхлопных газов или излишнему расходу топлива и масла.

Из-за того что количество вредных выбросов при таком ремонте не соответствует заявленным нормам, автомобиль может не пройти техосмотр. По российскому законодательству катализатор — компонент транспортного средства, поэтому автовладелец удаляет его на свой страх и риск. Если по каким-то причинам нужно заменить оригинальный катализатор, то установка универсального — оптимальное решение.

Обложка статьи

Не советую удалять катализатор на гарантийных автомобилях на пробеге до 100 000 км без необходимости. Двигатель автомобиля, скорее всего, снимут с гарантии из-за вмешательства в выхлопную систему. На гарантийных авто проблема с катализаторами возникает редко, менее 1% случаев от общего объема продаж.

Диагностическое оборудование расшифровало ошибку Check engine на приборной панели. Проблема в катализаторе

Диагностическое оборудование расшифровало ошибку Check engine на приборной панели. Проблема в катализаторе

Почему катализаторы воруют

От краж катализатора часто страдают автомобили каршеринга и такси. Но были случаи, когда оригинальный катализатор вырезали на улице, когда автомобиль припаркован на ночь во дворе. Достаточно поднять машину домкратом и вырезать часть глушителя болгаркой.

В автомобилях с высоким клиренсом можно добраться до катализатора даже без домкрата. Кража катализатора занимает около минуты. Но если сигнализация оборудована датчиком наклона, то она сообщит, что автомобиль пытаются приподнять.

Таким варварским способом крадут катализаторы: просто вырезают его болгаркой. Источник: Константин Гахов / «Вконтакте»

Таким варварским способом крадут катализаторы: просто вырезают его болгаркой. Источник: Константин Гахов / «Вконтакте»

Катализатор также могут вырезать в недобросовестном автосервисе. Владельцу предлагают «прочистить» выхлопную систему или удалить исправный катализатор, чтобы в будущем он не доставил проблем. Работники таких автосервисов еще рассказывают о преимуществах удаления катализатора: обещают, что мощность двигателя возрастает, а расход топлива снизится — ЭБУ шьют под Евро-2 . Если оценить реальное увеличение мощности на специальном оборудовании, прирост будет незначительным — всего 3% от первоначальных показателей.

Обычно за удаление катализатора, установку пламегасителя, обманки или перепрошивки электронного блока управления автосервисы не берут никакой оплаты, а просто оставляют отработавший катализатор себе.

Но немало и тех, кто просто забирает молча, без всяких скидок и выплат, как лом черного металла. А потом сдают его, ведь оригинальный катализатор содержит драгоценные металлы, которые стоят дороже золота.

В среднем драгметаллы — это 0,08—0,17% от общей массы катализатора. Со временем он вырабатывает свой ресурс и драгметаллов становится меньше. Точное количество платины, палладия и родия в конкретном катализаторе определяют анализатором драгоценных металлов.

Обложка статьи

Если просят заплатить за удаление катализатора, установку пламегасителя, то катализатор рекомендую оставить себе. Ценность представляет не только целый катализатор, но и разрушенный, его лом, крошка и даже пыль. За изношенный катализатор современного автомобиля стандарта Евро-5 можно получить от 5000 ₽. Чем мощнее двигатель авто, чем больше он расходует топлива, тем лучше, а значит, дороже его катализатор.

Цена платины, палладия и родия за грамм в рублях. Эти металлы, скорее всего, есть в оригинальном катализаторе автомобиля с бензиновым двигателем

Цена платины, палладия и родия за грамм в рублях. Эти металлы, скорее всего, есть в оригинальном катализаторе автомобиля с бензиновым двигателем

Из-за чего катализатор выходит из строя

Износ напыления из драгоценных металлов. Драгоценные металлы на стенках ячеек катализатора выгорают — это естественный процесс. Поэтому при приеме катализатора на переработку проводят его химический анализ. Может оказаться так, что в катализаторе совсем не осталось драгметаллов. Когда это происходит, выхлопные газы перестают очищаться, кислородные датчики это фиксируют, и на панели приборов возникает ошибка.

Некачественное топливо. Иногда, чтобы увеличить октановое число топлива, недобросовестные владельцы заправок добавляют в него присадки, которые содержат свинец. Это увеличивает нагрузку на катализатор, соты забиваются продуктами горения топлива, и он раньше выходит из строя. Для дизельных двигателей повышенный износ сажевого фильтра происходит зимой, когда в топливо добавляют антигель.

Неисправности зажигания. Если свечи дают искру с перебоями, то несгоревшие остатки топливно-воздушной смеси сгорают в катализаторе, что уменьшает срок его службы. Соты катализатора при этом оплавляются, и его пропускная способность уменьшается.

Обложка статьи

Неисправности двигателя. Если в цилиндрах двигателя есть царапины или задиры, то смесь, которая получается при работе двигателя внутреннего сгорания, перестает быть двухкомпонентной — то есть теперь состоит не только из воздуха и топлива. В ней есть еще и моторное масло. Это неизбежно засоряет катализатор, и он вскоре выходит из строя. Часто в проблемах с двигателем обвиняют разрушившийся катализатор. Но в этом случае скорее двигатель провоцирует проблемы с катализатором.

Неисправный катализатор может оплавиться, разрушиться, у него могут забиться соты. Источник: LuYago / Shutterstock

Неисправный катализатор может оплавиться, разрушиться, у него могут забиться соты. Источник: LuYago / Shutterstock

Как обнаружить проблему

Катализатор редко разрушается внезапно, в один момент. Обычно этому предшествуют типичные симптомы работы двигателя, выхлопной системы и посторонние звуки. Если внимательно анализировать все изменения, можно вовремя вмешаться и исправить ситуацию.

Лампочка «чек энджин» на панели приборов загорается по разным причинам. Если считать код специальным сканером, то он покажет, где конкретно возникла проблема. Ошибка воздушных датчиков катализатора говорит о том, что с катализатором что-то не так.

Снижение мощности двигателя. По ощущениям за рулем это похоже на прицеп или машину на буксире. Автомобиль трогается с места, ускоряется, но ему как будто что-то мешает — ускорение недостаточно энергичное. Иногда двигатель машины при этом вибрирует, а сама машина дергается.

Посторонние звуки под днищем. Если катализатор уже начал разрушаться, то его частички при высоких оборотах двигателя или при запуске бьются о корпус выхлопной системы. При этом водитель слышит посторонние звуки под днищем автомобиля. Они похожи на звенящий звук в пустой металлической банке.

Нестабильный напор газов из глушителя. Для такой проверки нужно поднести руку к выхлопной трубе и почувствовать такт выхода газов. При нормальной работе газы выходят через равные промежутки времени, похожие на биение сердца. Если поток газов ровный и слабый, значит, катализатор, скорее всего, неисправен.

Обложка статьи

Запах выхлопных газов. Если катализатор не очищает выхлопные газы от токсичных выбросов, то это можно почувствовать без специальных замеров уровня углекислого газа. Рядом с машиной, особенно в момент ее прогрева, будет неприятно пахнуть продуктами сгорания топливно-воздушной смеси. Иногда запах проникает в салон автомобиля, когда двигатель работает на холостых оборотах.

Задиры на цилиндрах. Если катализатор уже начал разрушаться и его частицы попали в камеру сгорания топливно-воздушной смеси, то на цилиндрах образуются задиры и царапины. Проверку их состояния можно провести в автосервисе специальным устройством — эндоскопом. Если с цилиндрами все в порядке и нет других признаков, то удалять катализатор не нужно.

Проверка эндоскопом. Можно запустить эндоскоп через отверстие для первого лямбда-зонда . Керамические соты должны быть правильной формы, без вмятин, не оплавлены, не разрушены и не забиты. Мы уже разобрались, что второй кислородный датчик стоит после катализатора, а значит, смотреть там не на что: велика вероятность, что на выходе соты будут в полном порядке.

Диагностика датчиков. С помощью автосканера, например ELM 327, можно подключиться к электронному блоку управления автомобилем. В приложениях для смартфона нужно выбрать показания кислородных датчиков катализатора и сравнить их фактические значения с эталонными.

Проверять датчики нужно на прогретом, работающем на холостых оборотах двигателе. Отклонения от нормы будут означать, что катализатор неисправен. Хотя бывает и так, что дело во втором кислородном датчике — они со временем прогорают и перестают работать, так что нелишним будет совместить этот способ с проверкой эндоскопом.

Проверка катализатора эндоскопом показывает, что разрушений сот нет

Проверка катализатора эндоскопом показывает, что разрушений сот нет

Скриншот приложения для сканера ELM 327. Проверил кислородные датчики своей машины — Хендай Креты. Как читать эти графики — узнал из ролика на «Ютубе». Верхний график отражает показания кислородного датчика до катализатора, а нижний — после него

Скриншот приложения для сканера ELM 327. Проверил кислородные датчики своей машины — Хендай Креты. Как читать эти графики — узнал из ролика на «Ютубе». Верхний график отражает показания кислородного датчика до катализатора, а нижний — после него

Запомнить

  1. Катализатор — это важная деталь выхлопной системы, которая очищает отработавшие газы от вредных выбросов.
  2. При неисправном катализаторе двигатель теряет мощность, в выхлопной системе появляются посторонние звуки, а отработавшие газы неприятно пахнут.
  3. Катализатор выходит из строя раньше срока из-за некачественного топлива, неисправностей зажигания и двигателя.
  4. Обнаружить проблему поможет диагностика ЭБУ автосканером или визуальная проверка цилиндров и катализатора эндоскопом.
  5. Оригинальный катализатор содержит драгоценные металлы, поэтому он такой дорогой.
  6. Если нужно заменить отработавший оригинальный катализатор, есть смысл поставить универсальный.
  7. Установка пламегасителей, обманок и перепрошивка ЭБУ может привести к проблемам с двигателем.
  8. Не стоит удалять катализатор без необходимости на гарантийных автомобилях.
  9. За работу по удалению катализатора можно расплатиться старым катализатором. Платить за работу и оставлять катализатор в сервисе как лом — все равно что дарить деньги.
  10. Недобросовестные автосервисы предлагают удалить катализатор, чтобы сдать его и заработать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *