1 моточас это сколько километров
Перейти к содержимому

1 моточас это сколько километров

  • автор:

Моточас: Что это и как измеряется?

Если бы моточасы были равны пробегу, или просто считались по времени работы двигателя мотоцикла (ATV, снегохода или трактора), никто бы и не спрашивал: что такое мото-час. Этим вопросом обычно задаются владельцы питбайков, кроссовых мотоциклов, снегоходов, квадриков и мотособак, а особенно – мотоблоков и мотогенераторов, открывая руководство по обслуживанию своей техники. В «камасутре» по каждой конкретной модели мототехники есть раздел «Замена масла в двигателе», где указан интервал обслуживания. Указан в километрах (пробег), в моточасах, или в обеих единицах. В первом и третьем случае проще посмотреть на одометр, показывающий пробег, а во втором – на счетчик мото-часов. Если техника им укомплектована, и он работает – все в порядке, можно не заморачиваться тем, как считать эти моточасы, электроника все посчитает сама. При отсутствии счетчика – придется немного изучить теорию.

Что такое – мото-час?

icon

Один мото-час для бензинового или дизельного двигателя внутреннего сгорания – это определенный отрезок времени, который мотор проработает под определенной нагрузкой. Чем нагрузка больше, чем выше обороты двигателя, тем быстрее «накрутит» мото-час. Чем нагрузка меньше, и, соответственно, ниже рабочие обороты – тем дольше мото-час будет «тянуться».

Важно: одной единой формулы расчета мото-часов для всех видов техники – не существует! Моточас – не равен часу обычного времени! И не равен 60 км, пройденным за час на средней скорости, как это упрощают при расчете ТО где 250 м/ч = 15 т. км. Для каждого мотора моточас высчитывается индивидуально. Есть только общий принцип, как это делать.

Моточасы для ДВС можно сравнить с усталостью для человека: если одно и то же расстояние пройти в медленном темпе, или пробежать – во втором варианте до одного и того же состояния устанешь за меньшее время. Но также, если перед тобой задача преодолеть 1 км по ровной дороге и 100 метров – по лестнице вверх, независимо от скорости и затраченного времени, на этих 100 метрах устанешь больше и раньше.

Проделав определенную работу, человек может отдохнуть и восстановиться, а двигателю после работы требуется техническое обслуживание. В зависимости от типа (бензин или дизель), объема, и мощности – нормы работы для разных двигателей различаются. Поэтому по каждой конкретной модели производитель пишет ее ресурс до ТО, или общий, до капитального ремонта – в моточасах.

Упрощенно, для стационарных двигателей, выдающих пик мощности в достаточно ровном диапазоне оборотов, 1 моточас считается как:

  • 40 минут работы на оборотах чуть выше холостых;
  • 30 минут работы на средних оборотах;
  • 15-20 минут работы на высоких оборотах, близко к пику мощности.

Но это – очень-очень упрощенно, и не подходит для расчета, скажем, интервала замены масла в моторе мотоцикла или квадрика, который все время испытывает переменные нагрузки и работает в разном температурном режиме.

Для более точного подсчета времени, когда твоему мотоциклу (квадрику или генератору) пора проводить ТО существует формула Кублина:

Фактический пробег (в км) = (244.38 х TBN х Vм х Vдв) / (L100 х Рлс)

  • TBN – щелочной показатель заливаемого в мотор масла.
  • Vм – объем меняемого масла.
  • Vдв – объем двигателя в кубиках (сс).
  • L100 – расход топлива (средний) на 100 км.
  • Р лс – мощность двигателя в «лошадях».

Здесь большая роль отводится качеству и типу самого масла, ресурс которого также указывается в моточасах самим производителем. Масла минеральные имеют обычно меньшую стойкость и редко «переваливают» за 150 моточасов. Полусинтетика и гидрокрекинговые – работают до 250, а хорошая синтетика – от 300 до 500 м/ч. При желании, можно примерно перевести моточасы – в пробег до ТО, умножив предполагаемый показатель на среднюю скорость с которой ты ездишь. Но это тоже будет очень-очень условный расчет. Потому, что для двигателей разного объема и мощности, за одни и те же 5 т. км – износ будет существенно различаться.

Зачем нужны моточасы?

icon

Для того, чтобы посчитать межсервисный интервал на технике, износ двигателя которой не зависит от пробега, или зависит, но не прямо пропорционально. Например, работающий бензогенератор, мирно стоящий в углу гаража, пробега не имеет, а мото-часы наматывает. Или маленький «двух сильный» лодочный мотор – на нем никак не удастся «менять масло через каждые пять тыщ», он скорее развалится, чем доживет до такого пробега. Сюда же относятся детские квадроциклы, мотобуксировщики, мотокосы и другие малокубатурники, которые работают много, но не «наезжают» даже одной «тысячи» км за сезон. А учитывая существенную разницу в нагрузке, которая может поменяться даже на одном километре (ехать по склону вверх или вниз, с пассажиром, или без, плыть по или против течения) – простым подсчетом времени работы двигателя тоже не обойдешься.

Для кроссового мотоцикла, не оборудованного одометром, счетчик моточасов – единственный прибор, который указывает, что пришло время обслуживания. По количеству моточасов регламентируется замена фильтров, масел в моторе и коробке, свечей, и поршневых колец. Примерный ресурс до «капиталки» у техники для бездорожья тоже указывается в моточасах. Не путать с «машино-часами»: это единица измерения работы строительной или дорожной техники, применяемая, чтобы подсчитать затраты на топливо, аренду или оплату труда.

02.jpg

Еще один аспект, где важны эти непонятные «мото-часы» – это оценка состояния мототехники, точнее – ресурса ее мотора при покупке с рук, б/у. Чтобы понять, условные пройденные 100 моточасов – это сколько, много или мало, для конкретного питбайка, снегохода или ATV, нужно заглянуть в его руководство пользователя. Конечно, данные могли обнулить, но тогда в глаза будет бросаться несоответствие показателей счетчика и общего состояния – износа резины, грипсов руля, сидений, пластика.

Как считать моточасы?

icon

Моточасы считаются либо точно, электроникой, учитывающей количество и скорость оборотов коленвала или такты зажигания, либо – приблизительно, расчетом истраченного горючего, с учетом пробега, и режима работы мотора. Бортовой компьютер современных ATV, снегоходов и мотоциклов – автоматически ведет подсчет моточасов и сам выдает предупреждение о близящемся ТО. Данные БК берет с датчиков АБС, оборотов коленвала и температуры ОЖ, если она есть, или масла в картере, если мотор – воздушник.

Самый примитивный способ выяснить, сколько моточасов проработал двигатель мотоцикла – это разделить его пробег на среднюю скорость. Для лодочного мотора или генератора такой способ, конечно, не подойдет – тут проще подсчитать моточасы по расходу. Для этого, правда, надо помнить объем израсходованного топлива с момента первого пуска, что затруднительно. Моточасы – в километры переводятся условно, с помощью того же руководства пользователя, где указано, сколько л на 100 км «жрет» техника. К номинальному расходу всегда нужно прибавлять 15-20%, тогда получится ближе к фактическому.

Счетчики – часы для мото-часов

icon

Для подавляющего большинства внедорожной и бытовой мототехники подсчет ведет электронный счетчик моточасов – компактный недорогой прибор, объединенный часто в одном корпусе с тахометром. Он размещается на видном месте, его показания легко читаются и однозначно понимаются. Контроллер просто «накапливает» мото-часы с момента первого запуска и обнуляется вручную – при ТО. В зависимости от модели, счетчики бывают программируемые или нет, предназначенные для подсчета моточасов двух и четырехтактных двигателей.

По типу счетчик моточасов бывает электронно-механический, электронный (индукционный) и вибрационный. Первый вариант – используется преимущественно в тракторах и редко встречается на мелкой мототехнике:

03.jpg

Электронный счетчик – крепится датчиком (сигнальный провод) на высоковольтном проводе и считывает импульс генерируемой искры, а корпусом – «живет» на руле или в районе бака.

04.jpg

Вибрационный – крепится непосредственно корпусом на ту часть двигателя или его облицовки, которая четче всего передает вибрации от работы. Этот счетчик чаще применяется для дизельных моторов:

05.jpg

Индукционный вариант – может применяться только в двигателях с искровой системой зажигания: бензиновых и ГБО. Если мототехника не оборудована заводским контроллером, его можно установить самостоятельно. Это несложно, главное – прочитать и понять инструкцию. Функционал у большинства электронных моточасов одинаковый: всего две кнопки и табло на 4-5 цифр.

Типичные настройки индукционного счетчика с тахометром – выбор режима:

  • Режим 1 – 1 цилиндровый 2-тактный.
  • Режим 2 – 1 цилиндровый 4-тактный.
  • Режим 3 – 2 цилиндровый 4-тактный.
  • Режим 4 – только тахометр.
  • Режим 5 – сброс.

Работает устройство автоматически, запускаясь вместе с двигателем. Существуют варианты посложнее, рассчитанные на многоцилиндровые движки, и попроще – только на одноцилиндровые 2-тактники, без тахометра, без настроек. Какой счетчик моточасов выбрать – полностью зависит от типа мотора. Из дополнительных опций – обязательно нужно убедиться в наличии хорошей влагозащиты. Питание часов с тахометром обычно организуется от встроенной батарейки.

Скольким километрам равен 1 моточас?

для колесных тракторов 1 м/ч = 10 км, для гусеничной спецтехники 1 м/ч = 5 км, для авто-транспорта 1 м/ч = 25 км.

Приказ ГТК РФ от 2 октября 1996 г. №609 «О введении в действие годовых норм расхода моторесурсов (пробега) автомобильного транспорта»

Лучший ответ

На многих бензиновых автомобильных двигателях используется специальный счетчик моточасов, который, будучи универсальным, подключается к свечному проводу. Следует учесть, что счетчик моточасов зависит от скорости, с которой вращается коленвал двигателя, значит, если в 1 моточасе 10.000 оборотов коленвала (например), следовательно, при оборотах коленвала 1000 в мин. моточас пройдет за 10 минут, а если вал вращается со скоростью 20.000, за 5 мин (условно).

Если вал силового агрегата вращается с переменной частотой, то провести точный расчет моточасов для замера его износа намного сложнее. Данные силовые установки, как правило, используются в современных судах. Чем чаще обороты вала двигателя, тем, соответственно, больше расход им горючего и выше трение в трущихся парах и компонентах. В данном случае, для замера моточасов используются специальные системы тахометрического учета.

Для того, чтобы был произведен точный подсчет оборотов вала двигателя, на нем устанавливается специальное устройство. Все дальнейшие работы производятся в соответствии с полученными данными с этого приспособления. Такая система фиксации не позволяет совершенно точно преобразить моточасы в реальное время, так, как рабочий режим двигателя постоянно изменяется. Поэтому, расчет производится, беря во внимание среднюю частоту оборотов, и называется эмпирическим коэффициентом пересчета.

Материалы с сайта www.gps-spb.ru. При копировании текста обязательна активная ссылка.

Бесплатная горячая линия Румикс

Демо-вход на сервер мониторинга

Бесплатная серверная программа

Работаем со всеми регионами
Мониторинг такси

Мониторинг автомобилей такси

Система слежения для такси Voyager 2 Light 7257 руб. с установкой. Интеграция с системой управления ТаксиМастер.
Как заказать установку
Закажите расчет

Мы сделаем точный расчет стоимости оборудования под ваши требования
Купите сим-карты

Купите сим-карты сотового оператора для установки в приборы
Доступ через Web

После выездной установки вы получите доступ на веб-сервер
Интеграция

Интеграция 1С1С ПРЕДПРИЯТИЕ. Автоматический экспорт отчетов по маршрутам, скорости, пробегу, расходу топлива.

Интеграция с ТАКСИМАСТЕРТАКСИМАСТЕР, Вы можете управлять автопарком такси благодаря интеграции систем Вояджер Лайт и системы ТАКСИМАСТЕР

Карго онлайнСистема мониторинга может передавать данные о вашем транспорте в систему CARGO ONLINE

Моточас — это как?

Все мы привыкли к стандартным формам измерения, будь то километры в час или амперы в час. Но вот пилоты малокубалатурной техники радеют за совсем другие показатели — моточасы. Думаю, не все знают, что это такое.

— Ой да ладно, сколько часов мотоцикл проработал столько тебе и моточасов! — скажет кто-то.

Признаюсь, бытовало такое мнение и у меня, мол сколько минут протарахтел двигатель, разделили на 60 и получили количество часов — воуля. Но нет. Понятное дело, что чем новее модель техники, тем больше вероятность установленного датчика, который тикает и считает моточасы. Однако это никаким образом не мешает любителям искать сравнения и эквиваленты, мол моточасы это сколько километров или сколько литров проженного бензина, сколько раз нужно метнуться в ближайший поселок за солью, чтобы моточасы закончились?

Начнем с простого, определять моточасы в километрах бесполезно, потому что измерение в привычных единицах километрах или милях, это банальный пробег. Отсюда первое открытие, пробег и моточасы это совсем разные показатели. Больше скажу, на моточасах завязаны не только мотоциклетные двигатели, но и многие другие малокубалатурные агрегаты хозяйственного назначения. А как же техника, которая мало двигается, которая изнашивает свой ресурс, а пробега прибавляет с гулькин нос? Как вы собрались мерить в километрах моторесурс например сварочника или компрессора? Это что, сколько мы их по гаражу накатаем, столько моточасов и пройдет? Тем более, ресурс двигателя измерять пройденным расстоянием совсем однобокий подход, даже если я все время езжу в поисках счастья, кто сказал, что двигатель работает всегда на одинаковых оборотах?

Моточасы завязаны на соотношении времени и мощности. Моточас протикает за час работы двигателя на максимальных его возможностях, так как износ в этом случае будет самым ощутимым. А если вы не насилуете двигатель, вам хватает умеренных оборотов, то моточас пройдет за больший отрезок времени.

Еще раз, моточас это коэффициент износа за час работы у верхней границы выдаваемой мощности, если хотите — количество оборотов двигателя и частота вращений, чем они больше, тем скорее моточас подходит к концу. При спокойной работе ресурс тоже тратится, но не так быстро, поэтому до нужного коэффициента в один моточас можно проездить дольше на меньших оборотах, чем на повышенных. Отсюда такая частая морока с расходниками на мотоциклах кроссового типа.

Вот с количеством израсходованного топлива, в теории можно подсчитать очень и очень относительно. Потому как чем агрессивнее езда, тем больше расход бензина, а это отдаленно на пару десятков световых лет можно соотнести к моточасам.

Для чего эту нужно?

Все банально. Ресурс вырабатывается, а значит нужно морально готовиться к замене расходников. Чем больше часов отмерено, тем ближе день Х, когда придется делать неизбежное ТО, менять масла и многое другое. Это очень логичный подход, потому что именно характер эксплуатации нашего мотоцикла покажет, как скоро придется бежать в магазин и раскошелиться на новые масла и расходники. После проведения всех необходимых работ, часы обновляются и можно отсчитывать заново.

Для каждого двигателя эти показатели индивидуальны, в мануалах к использованию техники обязательно указывается, через какое количество моточасов необходимо делать замены.

Счетчик моточасов: как посчитать моточасы оборудования?

555

Счетчик моточасов: как рассчитать моточасы оборудования

В каждую машину, узел и агрегат конструкторами заложен определенный ресурс работы. Он зависит от разных факторов, как внутренних, так и внешних. Это качество металла, сорт топлива, условия работы, режимы эксплуатации и многое другое. Для автомобилей за единицу ресурса принят пробег в километрах, для спецтехники — моточасы.

Что такое моточасы?

Почему так случилось? Все очень просто — тракторы, экскаваторы, погрузчики, краны, бульдозеры и другие спецмашины работают на низких скоростях, преимущественно на одном месте, или переезжают на небольшие расстояния. Большая часть энергии двигателя затрачивается на работу гидравлики и механики привода навесного и прицепного оборудования. Двигатель работает в режимах, мало отличающихся от мотора автомобиля. Так же изнашиваются поршни и коленвалы, подшипники, прокладки и кольца. Остаточный ресурс необходимо как то контролировать. Для этого и введены моточасы.

Как и все единицы измерения, моточас имеет конкретные параметры. Один моточас равен астрономическому часу работы двигателя при оборотах коленвала в пределах 1500 — 1600 1/мин. Тут же возникает вопрос, зависят ли моточасы от оборотов? Ведь двигатель редко работает на холостых оборотах, чаще — в переменном режиме, изменяя вращение вала в зависимости от нагрузки. Для устранения разночтений принято такой метод расчета — 1 моточас равен 96 000 оборотов коленчатого вала.

Это дает понимание, как измеряются моточасы на дизельных и бензиновых машинах, ресурс которых не зависит от пробега. Откуда взялась цифра 96 000. Все очень просто, расчетные обороты на холостом ходу умножили на 60 (количество минут в часе). Насколько точный такой подход можно спорить. Видно так и было в среде инженеров, потому что существует еще два метода подсчета моточасов — по расходу топлива и по астрономическому времени.

Как рассчитать моточасы

Для владельцев дорогой спецтехники очень важно, как считать моточасы. От правильности расчета зависят:

  • время регламентных работ;
  • планирование рабочего времени;
  • оплата за аренду;
  • заработная плата оператора;
  • расходы на покупку новой техники.

Перевести моточасы в км можно только в машинах, работа которых непосредственно связана с пробегом и перевозкой грузов. С некоторой натяжкой такой перерасчет подходит для тракторов и бульдозеров, но вот для экскаваторов, сваебойных машин и погрузчиков связать моточасы с пробегом может не получиться. Часто их двигатели изнашиваются быстрее, чем у скоростных грузовиков для дальних перевозок и самосвалов. Для автомобилей коэффициент перевода пробега в моточасы принят в такой пропорции — 15 000 км пробега равны 200 моточасам. Расчет приблизительный, потому что ресурс мотора сильно зависит от скорости и нагрузки, но усредненные цифры вполне пригодны для расчетов времени обслуживания, например, замены масла.

Самый надежный прибор — электронные моточасы. Он работает по принципу подсчета количества искр, генерируемых свечой зажигания. Нужно уточнить, такой счетчик пригоден для установки на бензиновую технику — мотоблоки, виброплиты, насосы и т.д. А вот для дизельных двигателей используются приборы других типов, тахиометрические и вибрационные. Это надежные и точные устройства, позволяющие с достаточно высокой точностью определить выработку двигателя. Также популярны счетчики моточасов, включающиеся после подачи питания от вращающегося генератора, часто продающиеся под названием электромеханических.

Для механизмов, двигатели которых работают с постоянной нагрузкой, рассчитать количество выработанных моточасов проще. Это генераторы резервного питания, часть насосов, сварочные агрегаты. Даже при пиковых нагрузках разница ы оборотах двигателя мало отличается от холостого хода. Достаточно фиксировать время запуска двигателя и его остановки.

Учитывая обороты вала при стабильной нагрузке, нужно сравнить их со стандартными 1600 об/мин и перевести время работы в моточасы. Погрешность такого метода достаточно высокая, но на практике способ используется достаточно часто — переработка в несколько десятков моточасов практически не влияет на точность определения технического состояния мотора.

Устройства для подсчета моточасов

Время работы двигателя — самый главный критерий оценки его работоспособности. Но только время использовать недостаточно. Режимы работы, качество топлива, температура внешней среды, периодичность технического обслуживания тоже имеют большое значение. Увязать все факторы в одно целое, даже используя существующие системы счетчиков моточасов не получится.

При наличии большого количества техники в парке компании, или ее работы на отдаленных друг от друга участках проконтролировать показания каждого счетчика, независимо от модели прибора, очень сложно. Нужен специальный учетчик, занимающийся только снятием показаний со счетчика моточасов экскаваторов, кранов или бульдозеров.

Существует более надежная система, точно контролировать моточасы на погрузчике, тракторе, или другой технике. Это GPS — контроль. Система датчиков снимает показания с коленвала, расходомера топлива, электронной системы зажигания и прочих узлов машины и передает их в режиме он лайн через спутник на центральный пост. Заложенная в компьютер программа анализирует данные и точно определяет количество отработанных моточасов, практически без погрешности.

Использование такой системы позволяет точно знать ресурс машины, рассчитывать время технического обслуживания и контролировать эффективность работы как транспортной, так и специальной техники. Экономия от внедрения такого оборудования обеспечивает окупаемость расходов на приобретение, монтаж и эксплуатацию в течение нескольких месяцев работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *