Редут штаб на колесах ссср
Перейти к содержимому

Редут штаб на колесах ссср

  • автор:

Экспериментальная военная техника: «Редут» — передвижной бункер на колёсах

Экспериментальная военная техника - «Редут» - передвижной бункер на колёсах - Last Day Club

Как известно, фортификация подразделяется на долговременную, временную и полевую. Последний пункт – подготовка защитных сооружений непосредственно перед боем. Окопы, брустверы, рвы, противотанковые и противопехотные заграждения – вот это вот всё. На что-то более сложное, типа полноценных бункеров, банально не хватало ни времени, ни ресурсов. Однако необходимость в них была, причём крайне значительная. И у кого-то закономерно возникла идея – а почему бы не сделать «передвижной бункер на колёсах» для командного состава? Тем более, что Холодная Война всё активнее набирала свои обороты. Эта идея нашла своё воплощение в виде защищённой машины для пунктов управления «Редут».

Ранняя история «бункеров на колёсах»

В нашей стране передвижная фортификация началась с передвижного бункера «Аэлита». Его устанавливали на колёса, цепляли к тягачам, а по прибытию на место дислоцирования – закапывали.

Экспериментальная военная техника - «Редут» - передвижной бункер на колёсах - Last Day Club

Экспериментальная модель была создана в 1958 году и активно испытывалась. Однако вскоре выяснилось, что есть существенные проблемы с извлечением этого мобильного бункера – слишком высока сила трения, поэтому просто «вытащить» его из земли – невозможно. Нужно было раскапывать.

Экспериментальная военная техника - «Редут» - передвижной бункер на колёсах - Last Day Club

Да и «Редут», честно говоря, не был первым – ещё в 1965 году была создана другая защищённая машина для командования – «Стрела». Однако её так и не приняли на вооружение, причём – по нескольким довольно существенным причинам. Дело в том, что «Стрела» не могла самостоятельно закапываться, а выкапывалась с огромным трудом или посторонней помощью. Плюс была дорогой как в производстве, так и в обслуживании. Поэтому по личному указанию маршала Георгия Гречко, проект был «отправлен на доработку». То есть – заморожен и позабыт. К счастью, не до конца.

Задачи конструкторов «передвижного бункера»

Что должен уметь делать передвижной бункер для командного состава? Логично предположить, что обеспечивать максимальную защиту находящихся внутри людей. Как это обеспечить? Либо навесить дополнительную броню, превратив машину во что-то заметное и малоподвижное, либо, что оказалось более актуально – обеспечить её возможностью закапываться в землю и самостоятельно выкапываться. Это одновременно и хорошая маскировка, и отличная защита от наиболее популярных поражающих факторов – от пуль и до проникающего гамма-излучения.

Плюс «передвижной бункер» должен быть достаточно мобильным, чтобы своим ходом добираться до точки развёртывания. Так что возможность форсирования водных преград и подъем под приличным наклоном тоже были желательными.

Ну и, разумеется, «бункер на колёсах» должен был обеспечивать находящему внутри командному составу некоторое время автономной работы – снабжать электричеством, информацией и поддерживать системы жизнеобеспечения.

Экспериментальная военная техника - «Редут» - передвижной бункер на колёсах - Last Day Club

И практически всё из этого удалось совместить в конструкции защищённой машины «Редут».

Для справки. Редут – укрепление сомкнутого типа, предназначенное для круговой обороны от наступающих сил врага. Известны с XVI века, активно использовались в полевых сражениях. Например, во время Полтавской битвы и русско-японской войны. Однако скоро стало понятно, что в условиях активного развития артиллерии, высокие и хорошо заметные укрепления оказываются неэффективными.

Экспериментальная военная техника - «Редут» - передвижной бункер на колёсах - Last Day Club

Так что очень иронично – назвать закапывающуюся боевую машину термином, означающим нечто выступающее и хорошо заметное.

Бункер на колёсах «Редут» — технические характеристики

В качестве основы было использовано модернизированное экспериментальное четырёхосное шасси МАЗ-543В. Все колёса – ведущие, повышенной проходимости, оснащённые широкопрофильными шинами.

Экспериментальная военная техника - «Редут» - передвижной бункер на колёсах - Last Day Club

Двигатель — V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель Д12А-525А, способный развивать мощность до 525 л.с. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы разгонять машину, общий вес которой доходил до 40 тонн, до скорости в 60 км/час. Проблема в том, что на каждые 100 километров потреблялось примерно 80 литров горючего, и это без учёта того, что могло тратиться на обеспечение командного состава.

Дорожный просвет составлял 440 мм, что при общей длине машины в почти 11,5 метров, несколько затрудняло преодоление препятствий. Невзирая на это, «Редут» был способен подниматься под уклоном до 30 градусов и форсировать водные преграды, глубиной до 1,1 метра.

Экспериментальная военная техника - «Редут» - передвижной бункер на колёсах - Last Day Club

А теперь самое главное. Самостоятельно «бункер на колёсах» закапываться, увы, не мог. Вообще. Необходимо было заранее вырыть котлован, загнать туда машину и засыпать сверху слоем грунта. Так что без сопровождающего бульдозера эффективность «Редута» значительно снижалась. Впрочем, закопать его можно было всего за полчаса, при этом наружу оставался торчать только воздуховод, который можно было замаскировать. А вот выкапываться «передвижной бункер» умел самостоятельно. Тоже за полчаса.

Экспериментальная военная техника - «Редут» - передвижной бункер на колёсах - Last Day Club

Полезная площадь внутри составляла 26 квадратных метров. Вместимость – 10 человек плюс 2 члена экипажа. Внутри были установлены столы, кресла, радиоаппаратура, электронные дисплеи и осветительное оборудование. Однако электроэнергии всё это дело потребляло очень много. Настолько, что сам «Редут» не мог обеспечить себя электричеством в режиме непрерывной работы.

Экспериментальная военная техника - «Редут» - передвижной бункер на колёсах - Last Day Club

Что касается защиты, то её, фактически, не было. «Бункер на колёсах» на марше был уязвим даже для стрелкового оружия, поскольку его основной режим функционирования – в закопанном в землю виде.

Дальнейшая судьба защищённой машины «Редут»

Начиная с 1979 года, готовый и полностью оборудованный «Редут» начинает активно демонстрироваться высшему командному составу. Многим нравится и кто-то даже предлагает развернуть серийное производство подобной техники, однако дальше разговоров дело не пошло. Плюс маршал СССР Дмитрий Устинов не оценил потенциал идеи и забраковал её. Дескать, слишком дорого как в строительстве, так и в обслуживании, а толку – мало. Однако до 1987 года «Редут» всё ещё участвовал в парадах и показах военной техники.

Экспериментальная военная техника - «Редут» - передвижной бункер на колёсах - Last Day Club

Сейчас экспериментальная защищённая машина для пунктов управления мирно ржавеет в Подмосковье, неподалёку от села Николо-Урюпино, где когда-то хотели открыть музей военной техники.

Экспериментальная военная техника - «Редут» - передвижной бункер на колёсах - Last Day Club

Что касается «потенциального противника», то он особо идеей самозакапывающихся мобильных бункеров вообще не заинтересовался. Акцент там до сих пор делается на мобильных и хорошо бронированных командных машинах, а бункеры все стационарные. Да и последующие российские разработки тоже уже не касались «бункеров на колёсах». Подход к войне изменился, так что и защитные меры – тоже. И сейчас уже никто особо и не вспоминает о «Редуте» и его предшественниках.

  • Современный военный камуфляж вооруженных сил стран мира
  • В поисках серебряной пули: необычные патроны
  • Preesyatka, Katyusha & Stormovik: Красная Армия глазами американцев
  • Ядерный танк Её Величества: Как боевая машина превратилась в Чернобыль на гусеницах
  • Что курил конструктор: необычное огнестрельное оружие

Редут штаб на колесах ссср

Сегодня в Подмосковье на территории Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева под дождем и солнцем долгие годы ржавеет уникальная разработка советских конструкторов. Это образец подвижной фортификации – настоящий бункер на колесах, в свое время так и не принятый на вооружение.

Новые требования

Холодная война, набравшая обороты к середине XX столетия, требовала не только прогресса в создании наступательного и оборонительного вооружения, но и разработок в области фортификации. Советские военные нуждались в мобильных укрепленных объектах, предназначенных для размещения командных пунктов. Главное требование к ним – легкость и быстрота перебазирования вслед за оперативным перемещением воинских контингентов. Работы в этом направлении в СССР велись с середины 1950-х годов.

Итогом поисков советских конструкторов стала родившаяся в 1957 году концепция защищенной машины на автомобильном шасси с активным полуприцепом. Начиная 1960-х годов, советские инженеры проводили испытания по определению прочности и герметичности кабин, выработке способов и механизмов самовыкапывания машин, а также отлаживанию систем автономного жизнеобеспечения, предназначенных для различных носителей.

Результатом этих работ стала специальная самозащищенная машина (СЗМ) под шифром «Стрела» на шасси ЗИЛ-135Л. Образец появился на свет в 1965 году в единственном экземпляре. Серийному производству техники помешали ее высокая стоимость и негативная реакция маршала Андрея Гречко во время показа экспериментального образца. Идею специальной защищенной машины с единым кузовом пришлось забыть на 10 лет.

Однако технический прогресс в области вооружения не стоял на месте. В конце 1970-х годов армии многих стран мира, в том числе и НАТО, обзавелись новыми разведывательно-ударными комплексами, позволявшими наносить высокоточные удары по различным объектам, расположенным на местности. Это вызвало необходимость подумать о надежной защите мобильных органов управления. Прежние способы защиты в виде сборно-разборных железобетонных или стальных конструкций в этих условиях были малоэффективны.

Разработка была поручена сразу трем организациям: Центральному научно-исследовательскому институту No15 им. Д. М. Карбышева, фортификационному бюро и заводу инженерных войск No54. Работы возглавил генерал-полковник Сергей Аганов. Задача звучала так: создание защищенной машины на базе автомобильного шасси с высокой проходимостью и грузоподъемностью, оснащенной единым защитным кузовом и встроенной системой углубления.

Предварительный итог работ можно было подвести в 1975 году, когда министерству обороны была представлена новая концепция защищенной машины для пунктов управления войсками. Образец получил кодовое название «Редут», что соответствовало смыслу французского слова redoute – «отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида». В качестве базы для «Редута» был взят восьмиколесный тяжелый грузовой автомобиль МАЗ-543 производства Минского автомобильного завода.

Надежная база

Взоры на технику белорусских автомобилестроителей были обращены неслучайно. На серийных образцах МАЗ-543 использовались базовые военные шасси грузоподъемностью в 19 – 22 тонны, приспособленные к эксплуатации в условиях повышенной влажности и запыленности при температурах окружающей среды от -40 до +50 C на высотах до 3000 метров над уровнем моря.

От прочих армейских машин МАЗ-543 отличали узкие закрытые боковые кабины, ставшие фирменным знаком всех автомобилей второго поколения МАЗ. Внешний вид кабин представлял собой двухдверный и двухместный звуко– и теплоизолированный модуль с обратным наклоном лобового стекла, оснащенный вентиляцией, отоплением, переговорным устройством и фарой-искателем на крыше.

В изготовлении кабины использовалась полиэфирная смола и стеклопластик, которые отличались довольно высокой надежностью. Заявленная прочность себя оправдала на все сто. Во время тестовых испытаний на ударную нагрузку разрушился стенд, на котором была закреплена кабина, оставшаяся невредимой.

Высокой степенью прочности и надежности отличалась и конструкция всего автомобиля. Кроме того, МАЗ-543 мог похвастаться превосходными динамическими качествами, высокой проходимостью и маневренностью в самых сложных природных условиях, практичностью и приспособленностью к монтажу различного рода надстроек.

МАЗ-543, как и все представители семейства, имел размеры колесной базы 7,7 метра, длина гиганта превышала 11 метров. Высокую проходимость машины обеспечивали восемь односкатных широкопрофильных шин с развитым протектором, которые были поставлены на полный привод. Дорожный просвет составлял 440 мм.

Движение машине обеспечивал V-образный 12-цилиндровый дизельный мотор Д12А-525А с максимальной мощностью в 525 л. с. Этого хватало, чтобы разогнать машину с полной массой в 39 тонн до 60 км/ч. На каждые 100 км МАЗ-543 расходовал примерно 80 литров топлива. Минский тяжеловес не замечал броды глубиной до 1 метра, с легкостью преодолевал подъемы с углом до 30 градусов.

Такие разные судьбы

Если сам автомобиль МАЗ-543 не имел серьезных нареканий, то в комплексе с «Редутом» уже в ходе первых испытаний он получил ряд замечаний. Первое из них – это перегруженность базовой машины, также была выявлена недостаточно эффективная работа механизмов выглубления из-под залежалого или замерзшего грунта, кроме того техника испытывала проблемы при выезде из-под грунтовой обсыпки. Опытный образец доработали к 1978 году, и ход новых испытаний обнадежил военных.

На «Редуте» были установлены семь кронштейнов с гидродомкратами вертикального перемещения, а также грунтосбрасыватель: он размещался на крыше и позволял в короткие сроки высвободить машину из-под укрытия. Длительность процесса как закапывания, так и выглубления не превышала получаса.

По замыслу инженеров максимальный уровень защиты командного пункта на колесах обеспечивался при заезде техники в заранее подготовленный котлован. После этого машина окончательно «окапывалась» и превращалась в полноценный бункер. Состав материала, из которого изготавливалась оболочка «Редута», никогда не разглашался, однако известно, что опытные образцы были из дюралюминиевого сплава. Прямого попадания снаряда он бы не выдержал – для этого и предполагалась тщательная маскировка. Зато «Редут» был защищен от мелкокалиберного вооружения и осколков, которые могли задеть машину на марше.

Многие военачальники заинтересовались «Редутом» и поддержали идею его массового производства. Однако министр обороны СССР Дмитрий Устинов был иного мнения. Присутствовавший на показе новинок инженерной техники маршал завил, что серийный выпуск подобной машины слишком дорого обойдется советскому бюджету. К сожалению, Устинов даже не пожелал увидеть демонстрацию возможностей «Редута». Последний раз машину-бункер видели на демонстрации образцов инженерной техники в 1987 году.

А вот сам МАЗ-543 оказался настолько востребованным, что положил начало целому семейству машин военного и гражданского назначения. Некоторые из моделей стали полноценными боевыми единицами, предназначенными для решения самых сложных огневых задач. Евгений Кочнев в книге «Секретные автомобили советской армии» отмечает, что в общей сложности на многочисленных военных и гражданских вариантах МАЗ-543 было смонтировано до двух сотен всевозможных серийных, опытных и макетных систем вооружения и надстроек отечественного и зарубежного производства.

Наиболее известные примеры – ЗРК С-300, баллистическая ракета «Р-17», мобильный береговой ракетный комплекс «Рубеж», артиллерийский комплекс «Берег», реактивные системы залпового огня «Смерч» и «Ураган». Нельзя не отметить и целый ряд вспомогательных средств обеспечения подвижных ракетных комплексов, установленных на базу МАЗ-543: это системы обнаружения целей, обороны, связи и охраны, а также автономные мастерские и электростанции, передвижные столовые и общежития для боевого расчета.

Советский бункер на колесах: самовыкапывающаяся бронемашина Редут

Разработка советских инженеров должна была обеспечить быстрое развертывание укрепленных командных позиций на территории вероятного противника. Бронемашина получила название Редут, и представляла собой мобильный бункер с возможностью самовыкапывания из земли.

В 1960-х годах армия получила платформу МАЗ-543, на базе которой создавались тягачи для первых баллистических ракет. Но наряду с функцией тягача, инженеры искали для шасси и другие возможные применения. Одним из них стала идея создания мобильного командного бункера, который мог бы оперативно развертываться, а потом и перемещаться вслед за основными ударными силами.

Мобильный бункер состоял из тамбура и внутренней части. Редут обеспечивал площадь в 26 квадратных метров: этого было достаточно для экипажа из 2 человек и командного состава.

При необходимости Редут мог обеспечивать автономность в 10 дней, для этого на борту были смонтированы все необходимые системы.

Работы по проекту Редут активно велись до конца 70 годов. За время существования он претерпел много изменений и доработок.

Крест на проекте поставили в начале 80-х, министр обороны СССР Дмитрий Устинов счел Редут слишком затратным для бюджета армии.

В 1987 году Редут в последний раз показали на смотре военной техники, после чего машина была списана и отправлена на консервацию.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Советский мобильный бункер на колесах, умеющий самостоятельно выбраться из-под земли

В прошлом столетии, в пятидесятых годах, инженеры занялись удивительной разработкой – созданием уникального бункера, способного передвигаться. Причиной в данном случае стало нарастающее напряжение между Советским Союзом и Соединенными Штатами.

Тем более, что оружие эволюционировало и могло нанести серьезный ущерб, поразить стратегические цели, в частности командные пункты.

У советского командования возникла необходимость получить в свое распоряжение уникальную по техническим свойствам и возможностям машину, которая могла бы сама закопаться под землю и выбраться снова на поверхность. В ней должен был располагаться командный пункт, соответствующее оборудование, система обеспечения жизнедеятельности.

В 1965 г. закончились работы по созданию такой техники, названной «Стрела». К сожалению, ее не поставили на вооружение, и виной этому стало мнение маршала Гречко. Он забраковал машину во время показа еще на этапе ее осмотра. При этом, маршал владел минимальной информацией о характеристиках этого изобретения.
Как пояснил Гречко, этот вариант имел бы слишком высокую себестоимость. К тому же, по его мнению, машина не могла сама толком выкапываться и в целом требовала доработки. Проект законсервировали и последующие десять лет никто о подобных машинах даже не вспоминал.

Но пришли семидесятые, появилось высокоточное новое оружие и к уже забытой идее снова вернулись. Но теперь уже для машины появилась и обновленная база в виде МАЗ 543в. с мощностью 550 лошадиных сил. Эти характеристики дали возможность реализовать построенные ранее планы. Так в 1978 г. увидел свет бункер под названием «Редут», который мог самостоятельно перемещаться.
1. Кратко о бункере

Ведущих мостов у машины было четыре. Кабина водителя была небольшая, но в ней спокойно могло разместиться 2 человека. Сесть в нее была возможность только с одной стороны, с левой. Весило это сооружение достаточно много – до сорока тонн. В длину бункер был одиннадцать метров. При этом, машина могла развить скорость до 60 километров в час.
2. Главное о выкапывании

К сожалению, закопать себя в землю самостоятельно Редут был не способен. Чтобы его спрятать, требовалось постоянное присутствие рядом еще одной спецмашины. Закапывали его до крыши. В открытом виде оставляли окошки, расположенные в зоне нахождения центра для командования, а также воздуховод. Он был вмонтирован на кабине водителя.
Верхняя часть была скатного типа. Это был важный момент, который позволял во время функционирования гидродомкратов земле сыпаться непосредственно под колеса машины. Они не блокировались и бункер имел возможность передвигаться самостоятельно. И по плану, и по факту все необходимые действия выполнялись оперативно. По времени около получаса.
3. Как функционировал центр

Особенных технических новинок советского времени здесь установлено не было. Планировали оснащать его оборудованием, необходимым для выполнения конкретного задания. Обязательными здесь были аккумуляторы. Редут не мог обеспечить электричеством пункт в круглосуточном режиме, так как требовалось очень много топлива. На сто километров уходило 88 л.
4. Защитная функция

Машина имела конкретную цель – спрятаться под землей и никак себя не выдавать. Поэтому для ее создания материалы были взяты довольно легкие. Следовательно, ни о какой защите речь идти не может. Бункер просто был не предназначен для попадания под обстрел.
5. Что произошло с Редутом

Спустя год после создания машины-бункера, в 1979 г. ее отправили в Беларусь. Здесь она принимала участие в соответствующих показах. Более того, многие созерцатели были за то, чтобы технику взяли на вооружение. Но и в этом случае дальше разговоров дело не пошло. Увидев Редут на одном из таких мероприятий, маршал Устинов практически повторил слова, сказанные Гречко в адрес «Стрелы». Он тоже посчитал машину слишком дорогим удовольствием.

В последний раз изобретение было показано в 1987 г., после чего оно долго находилось на простое. В 1991 г. бункер отвезли в Николо-Урюпино, село в Подмосковье, в котором планировали открыть музей. В место назначения Редут доехал самостоятельно. Сегодня же он просто стоит и ржавеет, позабытый и никому не нужный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *