От чего зависит расход топлива
Перейти к содержимому

От чего зависит расход топлива

  • автор:

Расход топлива автомобиля. Как снизить расход топлива? Как экономить топливо? Что для этого нужно?

Многие владельцы автомобилей стремятся к снижению расхода топлива.

И это не удивительно, постоянный рост цен на бензин и дизельное топливо заставляет задуматься о возможностях снижения расхода топлива в наших автомобилях.

Расход топлива автомобиля зависит от многих факторов. И нельзя подходить к этому вопросу однобоко, корректируя и настраивая только, к примеру, работу двигателя.

Рассмотрим вопрос снижения расхода топлива автомобиля в комплексе, в более широком смысле, чем только двигатель и даже ваш автомобиль.

Сначала рассмотрим от чего зависит расход топлива в системе «автомобиль – дорога» (окружающая среда).

Расход топлива в данной системе зависит от многих факторов.

Качество дорожного покрытия – при наличии ям и неровностей на дороге, приходиться тормозить и снова разгоняться, что вызывает повышенный расход топлива.

Интенсивность движения – при движении по дороге с высокой интенсивностью, очень часто приходиться совершать обгоны транспортных средств, которые движутся со значительно меньшей скоростью, чем позволяет дорожная обстановка (трактора, тяжело груженые автомобили, негабарит, местные жители на гужевых повозках и пр.). Сначала приходиться длительное время ехать с малой скоростью, выбирая место для обгона, а затем совершать сам обгон. Все эти маневры не способствуют экономии топлива.

Рельеф местности – подъемы, спуски, повороты. Такие условия характерны для горной или холмистой местности. Естественно, что в поворотах приходиться притормаживать, а затем снова разгоняться, на спусках ехать с включенной передачей, вместо движения накатом. При движении в горах наблюдается наибольший расход топлива автомобиля, по сравнению с другими условиями, за исключением движения в городских условиях.

Погодные условия – направление и сила ветра, наиболее важная составляющая этого фактора, оказывающего значительное влияние на расход топлива автомобиля. О влиянии этого фактора – чуть ниже. Ну, и, конечно же, необходимо учитывать такой важный фактор, как время.

Время, которое вы запланировали для перемещения из пункта «А», в пункт «Б». Это очень важный фактор для расхода топлива автомобиля. Чем меньше времени Вы запланировали на дорогу, тем быстрее Вам придется ехать. При увеличении скорости движения, например с 90км/час час до 120км/час, сопротивление воздуха возрастает не в 1.3 раза как скорость, а в 1.76 раза по сравнению с тем, если бы двигались со скоростью 90км/час. При росте скорости до 140км/час (с первоначальной 90км/час), сопротивление воздуха возрастает в 2.42раза, что естественно, ведет к увеличению расхода топлива автомобиля. При скорости 120км/час и встречном небольшом ветре 5м/с, суммарная скорость воздушного потока составит 138км/час. В такой ситуации, снижение скорости на 10-15км/час, дает вам возможность снизить расход топлива автомобиля, а небольшое снижение скорости, не окажет существенного влияния на время нахождения в пути, особенно, если вы едете на дальние расстояния – 300 – 1000км. В то же время если ветер попутный, и Вы увеличили скорость с 90км/час до 120км/час, суммарная скорость потока составит 102км/час, сопротивление воздуха при этом незначительно возрастет, и фактически, двигаясь со скоростью 120км/час, расход топлива увеличивается незначительно, но Вы получаете преимущество по времени. Я привел этот пример для понимания и учета двух таких факторов, как скорость автомобиля и направление и сила ветра, и их влияние на расход топлива автомобиля. И в этом случае каждый выбирает сам, готов он оплачивать повышенный расход топлива автомобиля, для сокращения времени в пути или нет. Это зависит от вашего планирования, дорожной обстановки, и от ваших приоритетов в конкретный момент времени.

Еще один важный момент. Например, вы выехали на ровный участок дороги, позволяющий двигаться со скоростью 90 – 110км/час. Разогнали свой автомобиль до 100км/час, вышли на повышающую передачу (5 или 6) и едете в установившемся режиме. Попробуйте в данной ситуации «поиграть» педалью «газа». Что значить «поиграть» — чуть отпустите педаль и проверьте скорость по спидометру. Как правило, незначительное ослабление нажатия педали, не приведет к снижению скорости, а если и скорость снизиться, то незначительно – на 3-5км/час, при этом расход топлива может упасть на 0,5-1л, а это реальная экономия топлива. Но в этом необходим навык, необходимо чувствовать автомобиль. Пробуйте, это очень просто.

Теперь рассмотрим расход топлива применительно к системе – «автомобиль».

Расход топлива зависит от технического состояния автомобиля. В первую очередь необходимо контролировать давление в шинах и поддерживать его в пределах который рекомендует производитель.

Необходимо контролировать затяжку ступичных подшипников, а так же контролировать состояние тормозных механизмов – не происходит ли подтормаживание при отпущенной педали тормоза.

Еще один немаловажный фактор, влияющий на расход топлива автомобиля, это углы установки колес. Контролировать необходимо и передние колёса, и задние, особенно у современных автомобилей имеющих многорычажную подвеску. При нарушении углов установки колес, возрастает сопротивление движению, а значит и растет расход топлива автомобиля.

Расход топлива автомобиля зависит от того, какое масло залито в двигатель и коробку передач. Для автомобилей зарубежного производства это не актуально, а вот для автомобилей производства СССР и СНГ это имеет значение. Замена масла на импортное с присадками, снижающими трение в коробке передач и двигателе, может дать экономию топлива до 5%.

Ну и, наконец, мы подошли к важной составляющей в системе «автомобиль», оказывающей значительное влияние на расход топлива автомобиля – это двигатель. От технического состояния двигателя, его настроек зависит расход топлива автомобиля. Для карбюраторных двигателей важное звено это смесеобразование в карбюраторе и система зажигания. Ещё очень многие автомобили ранних лет выпуска оснащены контактной системой зажигания, которая не дает возможности в полной мере использовать потенциал двигателя. Настройка карбюратора то же очень важна, и в вопросе расхода топлива автомобиля эти две системы нельзя рассматривать без взаимосвязи. При настройке карбюратора на обедненную смесь (для экономии топлива) воспламенение смеси при контактной схеме зажигания происходит хуже, чем, если бы стояла бесконтактная система зажигания (БСЗ) с коммутатором. В БСЗ искра более мощная и в связи с этим воспламенение и сгорание смеси происходит более эффективно. В дополнение к БСЗ можно применять блок регулировки угла опережения момента зажигания http://elmec.com.ua/info/22/ , который позволяет осуществлять обратную связь по нагрузке и детонации. Это устройство в свою очередь позволяет повысить мощность двигателя и крутящий момент, а соответственно и позволяет существенно снизить расход топлива автомобиля от 7 до 20% в зависимости от марки и октанового числа бензина.

На автомобилях с инжекторной системой впрыска, количество факторов, влияющих на расход топлива значительно больше. Это чистота системы впрыска (её необходимо периодически подвергать очистке), давление в топливной системе, состояние каталитического нейтрализатора, состояние лямбда-зондов и многое другое. На современных автомобилях электронный блок управления учитывает множество факторов для оценки и формирования сигналов для впрыска топлива. Описать их в одной статье нет возможности. Задача состоит в том, что бы дать понять, что расход топлива современного автомобиля зависит не только от работы и настроек двигателя, но и от других систем автомобиля. Особенно это актуально для моделей последних лет выпуска.

Поддерживайте минимально возможные обороты двигателя, конечно исходя из дорожной обстановки. На рисунке показан график — внешняя скоростная характеристика двигателя УАЗ-Патриот. Примерно такие же графики существуют для всех автомобилей. На ней видно, что с ростом числа оборотов, растет мощность (красная кривая Ne), а с ростом оборотов растет расход топлива. Причем наиболее экономичный режим данного двигателя лежит в пределах 2000-3500об/мин (синяя кривая внизу qe), при котором расход топлива находится в пределах 195-200гр. на 1л.с./час. Вы можете посчитать, сколько будет потреблять двигатель, например при 3250об/мин под нагрузкой. При 3250об/бмин, мощность двигателя составит 100л.с. умножаем на 195гр.л.с./час = 19500гр. или 19.5литра. При 2000об/мин потребление составит 58л.с. х 195грл.с./час = 11310гр. Или 11.3л. Современный двигатели зарубежного производства, в основном более экономичные, исходя из параметра расхода топлива на 1л.с./час, но все двигатели имеют примерно одинаковую характеристику, в которой, с ростом оборотов, растет мощность и соответственно, растет расход топлива. Не рекомендуется поддерживать обороты двигателя ниже 2000об/мин под нагрузкой, т.к. в этом случае снижается давление в масляной системе двигателя, и движение на высоких передачах с малыми оборотами (ниже 2000об/мин), может пагубно сказаться на двигателе.

Большое влияние на расход топлива автомобиля оказывает манера вождения. Особенно в городе, стиль езды приобретает решающее значение. Резкие старты со светофора, торможение перед светофором, перестроения, обгоны, это всё факторы, ведущие к увеличению расхода топлива автомобиля. Но даже в городе можно добиться приемлемого расхода топлива автомобиля, если конечно вы не попали в пробку, в которой приходится «ползти», и вместо 10мин, на прохождение этого участка уходит 40-50мин.

При движении по городу, как правило, светофоры просматриваются издалека. Нет необходимости «топить» педаль «в пол», если Вы видите, что через 100-300метров на светофоре замигал «зеленый», или загорелся «желтый» после «зеленого». В таком случае, выключите передачу и пройдите этот участок накатом (на выбеге), используя кинетическую энергию вашего автомобиля. Как правило, всё равно на светофоре придется тормозить, но при этом Вы не будете выбрасывать топливо «на ветер». При знании дорожной обстановки, расположения светофоров, можно добиться значительного снижения расхода топлива. Ну и естественно, нет смысла стартовать со светофора с педалью в пол. Разгон должен быть интенсивным, но «без фанатизма», но и, не создавая помеху другим участникам движения – с учетом дорожной обстановки.

Ещё одним важным фактором для расхода топлива автомобиля является само топливо, будь то бензин или дизельное топливо. Используйте качественное топливо. Качественное топливо, незначительно дороже, но и расход его значительно (иногда на 5-10%) ниже, чем дешёвого. Вы можете экономить топливо, а значит и деньги, используя качественное топливо. Используйте бензин с октановым числом, рекомендованным заводом – изготовителем. В этом случае я не хочу давать рекомендации. Какой бензин и дизельное топливо заливать, и где покупать, решайте сами. Выбор на сегодняшний день большой. Пробуйте, подбирайте. При использовании качественного топлива появляется еще один положительный эффект, повышается мощность двигателя, автомобиль становиться более резвым, приёмистым, а значит, и разгоняться он будет быстрей, соответственно и снижается расход топлива. Особенно это чувствуется на карбюраторных автомобилях.

— выбирайте хорошие дороги (если есть выбор), иногда лучше проехать лишних 20-30км, а в некоторых случаях и 100км, по хорошей дороге, чем трястись по «убитой». Сохраните машину, выиграете время, сэкономите топливо;

— контролируйте техническое состояние автомобиля;

— заливайте качественное масло в коробку передач и двигатель;

— используйте качественное топливо;

— планируйте свои поездки. При планировании дальних переездов, «забивайте» в расчеты среднюю скорость 50-60км/час, получиться быстрее – хорошо, а если не получиться, то, по крайней мере, все пройдет по плану, без гонок, а это приведет соответственно, к экономии топлива.

В данной статье мы рассмотрели факторы, которые наиболее значимо влияют на расход топлива автомобиля. Мы не касались вопросов расхода топлива автомобиля при различных неисправностях. В современных автомобилях, неисправность какой либо из систем, может значительно увеличить расход топлива. Как правило, установить неисправность «на глаз» или «на слух», в современных автомобилях удается редко. Например, на приборной панели горит лампа «CHECK ENJIN». Что произошло? Плохой бензин или неисправность? А после заливки некачаственного бензина, могут наступить необратимые изменения в системе управления двигателем. При некоторых неисправностях электронный блок управления (ЭБУ), переходит в аварийный режим работы, давая возможность доехать до СТО, но при этом расход топлива автомобиля растет, и может вырасти в 1,2 -2,0 раза. Необходимо провести диагностику, что бы ответить на вопрос, что произошло, и что делать.

Но исходя из вышеизложенного, можно сказать, что основным фактором повышенного расхода топлива, при прочих равных условиях, является человек, водитель. Его правильное умение выбирать режим движения в различной дорожной обстановке, знание работы систем автомобиля в различных условиях, является определяющим в таком сложном факторе, как расход топлива.

Снизить расход топлива можно даже при движении по городу, если действовать сдержано, заглядывая немного вперёд, прогнозируя действия соседей по потоку, издали контролируя работу светофоров. Конечно «все мешают», и «всех нужно обогнать», но тогда с экономией топлива не очень получиться. Конечно современные двигатели более экономичны по сравнению с двигателями проектировавшимися десять-двадцать-тридцать лет назад, но законы физики никто не отменял.

Условие: необходимо доехать из пункта А в пункт Б. Основные факторы, влияющие на расход топлива это: профиль дороги, время, скорость, масса машины. От того как Вы эти факторы сбалансируете между собой, насколько правильно выберете режим движения в конкретной дорожной обстановке, и будет зависеть расход топлива. Совет один: следите за техническим состоянием автомобиля, за давлением в шинах, пробуйте различные режимы движения, анализируйте результат и не спешите без необходимости.

Наши решения

Расход топлива

Как вычислить показатели потребления горючего?

Зачем нужен расчет потребления горючего?

Один из существенных показателей для автомобилиста — расход топлива. Эта информация позволяет не только планировать траты, но и грамотно составлять маршруты поездок, выявлять неисправности в топливной системе, подбирать оптимальный стиль вождения, снижать нагрузку на автомобиль и т. д.

Для экономии потребления топлива необходимо тщательно изучать техническую документацию на автомобиль и отзывы владельцев перед покупкой.

Малолитражки расходуют в 2–3 раза меньше топлива, чем внедорожники на каждый километр.

Что увеличивает потребление топлива?

В технической документации на автомобиль указаны показатели при расчете на 100 км, которые рассчитывались в идеальных условиях. В реальной жизни разница с заявленными параметрами может существенно отличаться в зависимости от множества факторов, таких как:

✔ тип коробки передач;

✔ передний или задний привод;

✔ износ двигателя — при обкатке нового авто расход топлива повышен;

✔ аэродинамические показатели (открытые окна, наличие багажника на крыше автомобиля);

✔ состояние двигателя — непрогретый потребляет значительно больше;

✔ давление в шинах;

✔ технические неполадки — загрязненный воздушный фильтр, сбои в электронике, неисправности топливного насоса, некачественный бензин, изношенные свечи и прочее.

Увеличение расхода горючего наблюдается при ухудшении погодных условий, плохом состоянии дорожного полотна, неровном рельефе местности. При движении в плотном городском потоке расходы топлива всегда выше, чем при езде по трассе. В общей сложности разница с заявленными производителем параметрами может отличаться на 40%. Кроме того, один и тот же автомобиль потребляет разное количество бензина при эксплуатации в определенных обстоятельствах.

Как вычислить показатели потребления горючего?

Чтобы узнать потребление горючего на 100 км, можно воспользоваться специальным калькулятором либо провести самостоятельные вычисления без учета дополнительных параметров.

Расчеты выполняют после опустошения полного бака с сохранением стиля езды, загруженности транспортного средства. Также фиксируют пройденные километры.

Самый простой способ — разделить количество потраченных литров на пройденное расстояние. Полученный результат (потребление на 1 километр пути) нужно умножить на 100. Это усредненные данные.

Для получения более точных сведений необходимо учесть дополнительные потребители топлива (прибавить к общим расчетам, умноженным на 100):

✔ приспущенные шины — 4%;

✔ работающий кондиционер — 15%;

✔ неотрегулированный развал-схождение — 10%;

✔ непрогретый двигатель — 12%;

✔ открытые окна при скорости более 50 км/ч — 4%;

✔ засоренный воздушный фильтр — до 7%;

✔ включенные фары — 5%.

Качество горючего и агрессивный стиль вождения добавляют около 30% на каждый километр пути к потребляемому объему топлива. Наиболее оптимальные показатели достигаются при плавной езде на высокой передаче с оборотами в 2000–2500.

Получить более точные результаты помогает бортовой компьютер, который отслеживает информацию о расходе горючего. Он предоставляет данные об общем потреблении, мгновенном расходе топлива во время движения, показывает запас до следующей заправки.

Зачем нужен расчет потребления горючего?

Данные о среднем потреблении автомобилем горючего применяют в нескольких целях:

✔ Экономия на топливе. Позволяет рассчитать траты на месяц, неделю. Оценить стоимость длительного путешествия на машине.

✔ Когда заправиться. Зная нормы потребления своего автомобиля, можно рассчитать примерный расход: получится ли дотянуть до следующей заправки с качественным топливом, на какое расстояние хватит полного бака в черте города или на трассе.

✔ Диагностика. Разница самостоятельных расчетов потребления горючего с базовыми данными производителя не должна сильно отличаться. В противном случае у машины есть неисправности, которые критично влияют на расходы горючего.

Узнать базовые нормы потребления можно в технической документации на автомобиль.

Проверку потребления рекомендуют проводить раз в полгода: это поможет своевременно выявить неисправности автомобиля и не переплачивать за горючее.

Пять причин, влияющих на расход топлива автомобилем

Аргоннская национальная лаборатория, исследовательский центр Министерства энергетики США, неожиданно решила рассказать о пяти основных факторах, заметно влияющих на расход топлива автомобилем. Учитывая некоторые из них можно сэкономить пару литров бензина, проехав сто километров. Все факторы хорошо известны почти всем водителям, но повод их в очередной раз вспомнить (а заодно и немного физики) действительно неплохой.

Вызов: национальная премия в области будущих технологий.

Давление паров топлива

Бензин представляет собой смесь легких углеводородов с разной температурой кипения. Чем лучше испаряется топливо, тем быстрее заводится двигатель и тем больше потребляется горючего во время езды. По этой причине производители топлива комбинируют состав топлива для зимы и для лета, смешивая углеводороды с разными температурами кипения. Легкие фракции бензина испаряются быстрее, но при сгорании выделяют меньшее количество энергии. Из-за этого эффективность двигателя снижается, а расход топлива увеличивается.

Поскольку стоимость получения углеводородов с низкой температурой кипения существенно ниже, чем фракций с высокой температурой кипения, производители топлива стараются увеличивать их содержание в горючем.

Зимой бензин с высоким содержанием легких углеводородов позволяет быстрее запускать двигатель. Однако летом такое топливо при высокой температуре воздуха активно испаряется, загрязняя окружающую среду. Уменьшение доли углеводородных соединений с низкой температурой кипения позволяет повысить энергетическую отдачу топлива, а значит улучшить производительность двигателя и снизить расход бензина.

Трение

На расход топлива существенно влияет и трение. Исследователи Окриджского подразделения Аргоннской национальной лаборатории провели эксперимент. Они замерили потребление топлива несколькими автомобилями при скорости езды в 80 километров в час. Затем они замеряли расход и при более высоких скоростях. Выяснилось, что увеличение скорости на 16 километров в час уменьшает расстояние, которое можно проехать на одном баке на 12 процентов. Рост скорости еще на 16 километров в час сократит расстояние на 15 процентов.

При езде с постоянным ускорением часть мощности двигателя расходуется на преодоление трения колес о дорогу, причем чем выше скорость, тем больше мощности расходуется. Исследователи подсчитали, что на езду на скорости в 130 километров в час тратится в восемь раз больше мощности двигателя, чем при движении со скоростью в 65 километров в час. Отсюда следует вывод, что чем больше скорость автомобиля, тем больше горючего будет сожжено двигателем.

Лобовое сопротивление

Форма корпуса автомобиля также влияет на расход топлива. Чем более «парусную» автомобиль имеет носовую часть, тем с большим сопротивлением воздуха в движении он будет сталкиваться. Для того, чтобы лучше понять действие лобового сопротивления, достаточно во время езды высунуть руку в окно. Если повернуть ее ладонью перпендикулярно земле, можно почувствовать, как воздух начнет оттягивать ее назад. Сопротивление воздуха уменьшится, если развернуть ладонь параллельно земле.

Сегодня автопроизводители стараются проектировать корпуса автомобилей таким образом, чтобы во время движения они создавали как можно меньшее сопротивление. У машин с наиболее обтекаемыми формами корпуса тратится меньше мощности двигателя на преодоление сопротивления воздуха, а значит расходуется и меньше топлива.

Инерция

Понятие инерции означает способность какого-либо объекта сохранять свое устойчивость по отношению к внешнему воздействию. Инерция зависит от массы объекта. На практике это означает, что чем тяжелее автомобиль, тем сложнее двигателю его разогнать и тем медленнее машина будет останавливаться после того, как водитель уберет ногу с педали газа. При этом интенсивность разгона также влияет на расход мощности двигателя.

Чем быстрее нужно разогнать тяжелый автомобиль, тем больше будет тратиться топлива на поддержание необходимой для этого мощности двигателя. Если водитель хочет сэкономить, то трогаться на светофоре ему нужно как можно плавнее. Разгон не будет «спортивным», но и топлива потратится меньше. После же разгона не стоит давить педаль газа до следующего светофора. Можно приотпустить или вовсе отпустить педаль — автомобиль продолжит двигаться по инерции чуть-чуть замедляясь. Топливо же будет тратиться только на поддержание работы двигателя.

Сопротивление качению

Помимо трения шин о дорожное полотно, существует внутреннее сопротивление колеса качению. Чем больше спущено колесо, тем больше требуется мощности двигателя на преодоление сопротивления, и наоборот. Идеальное с точки зрения топливной эффективности — абсолютно твердое колесо. Однако при разработке шин необходимо учитывать и комбинировать несколько факторов. Например, твердое колесо из-за низкого сопротивления хуже тормозит, но замечательно передает вибрации на подвеску.

Производители рассчитывают жесткость резины для колес в зависимости от типа автомобиля, на который они будут установлены. На спортивные машины ставится более жесткая резина, поскольку в ней минимально сопротивление качению. Это означает, что двигатель машины потратит меньше энергии на преодоление сопротивления качения и автомобиль разгонится быстрее. Для обычных автомобилей резина используется более мягкая — она позволяет гасить часть вибраций, но при этом имеет небольшое сопротивление качению.

Чтобы снизить потребление топлива, водителям стоит соблюдать рекомендации производителя машины по типам шин и давлению в них — чем выше давление, тем жестче колесо.

Бонусы

Помимо основных пяти факторов, влияющих на расход топлива, Аргоннская национальная лаборатория назвала еще один. Это — температура окружающего воздуха. В жару водители как правило включают кондиционеры (если, конечно, их автомобили оборудованы такими системами), повышая тем самым расход горючего. Дело в том, что на работу кондиционера также расходуется часть мощности двигателя, поскольку он приводит в движение основные агрегаты этого устройства.

Исследователи Аргоннской национальной лаборатории отметили, что если нет возможности отказаться от использования кондиционера, то стоит хотя бы выключать его при необходимости резкого разгона. Высвобожденная выключенным кондиционером мощность может оказаться очень кстати.

20 основных причин, влияющих на повышенный расход топлива

Каждый автомобилист желает заправляться качественным бензином и при этом оптимизировать свои траты на горючее. В компаниях, которые занимаются транспортировкой грузов и логистикой, оплата топлива – одна из самых масштабных трат в финансовых документах. Получается, что вопрос экономии средств на заправку актуален как для владельцев собственного транспорта, так и для юридических лиц. В данной статье мы расскажем, как найти причину больших счетов на бензин и что сделать для минимизации расходов, не переходя при этом на горючее более низкого качества.

Основные причины, влияющие на повышенный расход топлива автомобиля

  • Повышенный расход топлива: причины
  • Эксплуатационные причины расхода топлива
  • Объем двигателя и класс автомобиля
  • Стиль вождения
  • Качество ГСМ
  • Тип местности
  • Перегруз автомобиля
  • Работа кондиционера
  • Погодные условия
  • Технические причины расхода топлива
  • Неисправности свечей зажигания
  • Проблемы системы питания
  • Неисправность топливного фильтра или воздушного фильтра
  • Изношенность двигателя
  • Износ диска сцепления
  • Проблемы в электронном блоке управления двигателем
  • Лямбда — зонд признаки неисправности
  • Неисправность аккумулятора
  • Низкое давление в шинах
  • Позднее зажигание: нарушен угол опережения зажигания
  • Не отрегулирован сход-развал
  • Плохой накат (перетянутые подшипники ступиц колес)
  • Нарушение регулировки хода и оборотов

Повышенный расход топлива: причины

Первое, что приходит на ум, когда траты на бензин кажутся неоправданными – это сомнения в качестве топлива, которое предпочитает водитель или лицо, ответственное за заправку машины. Но не все так просто. Чтобы разобраться в причинах больших сумм, уходящих на питание авто, нужно провести полную оценку как действий водителя, так и состояния транспортного средства. Ведь от манеры вождения и других субъективных качеств водителя, включая заботу о состоянии машины, зависит то, как двигатель будет потреблять топливо. Условно эту группу причин повышенного расхода горючего можно назвать эксплуатационными. Другие факторы большого расхода связаны с фактическим техническим состоянием транспортного средства. Некоторые неполадки в работе механизма могут быть не очевидны, но иметь существенное влияние на сжигание горючего. Эта группа технических объективных причин увеличения трат на заправку не зависит от человеческого фактора и связана с номинальными характеристиками автомобиля.

Повышенный расход топлива: причины

Эксплуатационные причины расхода топлива

Начнем анализ значительных трат на заправку с эксплуатационных факторов. Сюда относятся все ситуации, которые могли привести к повышенному расходу топлива в связи с действиями владельца автомобиля либо человека, ответственного за его состояние, а также из-за условий окружающей среды.

Правильная эксплуатация транспортного средства – это ответственность, которую должны взять на себя все водители. Недостаточно купить авто и заправлять его самым дорогим бензином. Автомобиль – это механизм, требующий постоянного контроля и заботы. Бережное отношение к машине на дороге гарантирует правильное, слаженное функционирование всех механизмов транспортного средства, включая кривошипно-шатунную систему, инжекторы, карбюратор и топливные магистрали, продлевает срок службы двигателя и защищает ключевые узлы от перегрузки.

Грамотная эксплуатация зависит от изначальных характеристик автомобиля.

Эксплуатационные причины расхода топлива

Объем двигателя и класс автомобиля

Для небольшого седана и мощного внедорожника последней модели потребуется различный расход топлива. И дело не в габаритах машины. Более мощный мотор требует соответствующего питания. По литражу личные автомобили можно разделить на 4 группы:

  1. Микролитражные авто с объем двигателя не более 1,1 л.
  2. Малолитражные машины с объемом двигателя в пределах 1,2 – 1,7 л. Демонстрируют стабильную среднюю мощность мотора с низкими значениями по расходу горючего.
  3. Машины с двигателем в 1,8 – 3,5 л. Мощные рабочие лошадки, которые могут передвигаться по любой местности. Соответственно, требуют больше топлива.
  4. Крупнолитражные элитные авто с мотором объемом от 3,5 литров.

Производители определяют класс автомобиля латинскими буквами от B до E плюс еще несколько пунктов. B и C – это машины с объемом двигателя от 1 до 2 литров, стандартные рабочие лошадки со средней производительностью и базовым набором функций. К категории D относятся «семейные» вместительные машины с двигателем объемом до 2,5 литров. Максимальный объем ДВС — в машинах бизнес- или премиум-класса, обозначенных буквой E.

Отдельные наименования имеют внедорожники (J), микроавтобусы (M) и спорт-кары (S). Все они требуют максимальный расход топлива.

Объем двигателя и класс автомобиля

Автомобили с одинаковым количеством лошадиных сил, но с разными объемами ДВС будут иметь и различных расход топлива – чем мощнее мотор, тем больше средств уйдет на заправку. Например, расход топлива для ДВС объемом 1,5 литра составит 7 литров на каждые 100 км, а для мотора в 2,5 литра – уже более 10 литров на 100 километров.

Отношение автомобиля к конкретному классу обуславливает правила грамотной эксплуатации транспортного средства.

Стиль вождения

Главное правило для водителей, которое позволяет не перерасходовать топливо – это плавная езда. Резкие повороты, постоянное ускорение и внезапное торможение – эти атрибуты агрессивной и неумелой езды заставляют мотор работать «в напряжении», потребляя больше горючего. Кроме того, каждый класс автомобиля подразумевает допустимый стиль езды. Быстрая езда на малолитражном авто вынуждает водителя выводить мотор на максимальные обороты, что приводит к превышению желаемого расхода горючего для этого типа личной машины.

Количество потребляемого бензина напрямую зависит от действий водителя, поэтому автолюбителям необходимо учиться грамотному и ровному управлению механизмом.

Качество ГСМ

К горюче-смазочным материалам относятся все вещества, которые каким-либо образом влияют на работу двигателя внутреннего сгорания. Преимущественно вещества имеют жидкую форму, реже – газообразную. Все они являются продуктами переработки нефти.

В первую очередь, следует обращать внимание на качество заливаемого бензина. Некоторые производители автомобилей рекомендуют использовать с выпускаемыми авто только определенные марки бензинов, преимущественно АИ-95 или АИ-98. Заправляемое топливо должно соответствовать требованиям ГОСТ и/или европейским стандартам (в последнем случае наименование бензина включает приставку ЭКТО). Применение низкооктанового бензина заставляет мотор сжигать горючее в неустойчивом темпе, потребляя больше топливной жидкости.

Качество ГСМ

Выбирая заправку, вы должны быть уверены, что водителей на ней не обманывают, действительно поставляя качественные продукты. Убедиться в этом можно запросив документы на интересующую марку бензина.

Также к ГСМ относятся жидкости специального назначения. Это тормозные составы, жидкости для охлаждения. Своевременное обновление данных веществ согласно инструкции предотвращает изнашиваемость узлов.

Смазки и другие маслянистые вещества, включая моторное масло, нужно выбирать исходя из эксплуатационных характеристик машины. Лучше заплатить больше, но купить по-настоящему качественный товар, обеспечивающий плавную работу двигателя без забора лишнего количества бензина. Масла контактируют с поверхностью внутренних элементов, поэтому важно, чтобы контакт не приводил к образованию нагара или коррозии.

Тип местности

При движении машины вниз по спуску затрачивается меньше бензина, чем при подъеме в гору. Это связано с тем, что физические характеристики топлива меняются в зависимости от давления и факторов окружающей местности. В первую очередь это касается плотности бензина. При прохождении сложного дорожного профиля с подъемом воспламенение горючего происходит с задержкой. Расходуется больше жидкости. Двигаясь по горной местности или территории, пересеченной холмами, необходимо придерживаться спокойной езды без резких ускорений и экстренного торможения.

Тип местности

Перегруз автомобиля

К чрезмерному расходу бензина приводит увеличение весовой нагрузки на транспортное средство. Каждые сто килограмм груза (включая пассажиров) увеличивают объем топлива, необходимого для питания машины, на 10% по сравнению с пустым автомобилем, в котором находится водитель и 1 пассажир. Кардинальную нагрузку обеспечивает багажник, расположенный на крыше автомобиля – при движении с автобоксом затрачивается на 40% больше бензина, чем при езде без него. Даже пустой автобокс на крыше машины увеличивает расход горючего, пусть всего на 5%. Но максимальное утяжеление дает прицеп. Двигаясь с прицепом по дорогам, машина «съест» на 60% больше бензина.

Работа кондиционера

Любое устройство, которое находится в салоне автомобиля, потребляет электроэнергию. К ним относятся магнитола или музыкальная система, зарядка для смартфона, обогреватель, но большую нагрузку создает кондиционер. Это весьма затратный в плане электроэнергии прибор. Работа кондиционера одновременно с движением авто снижает производительность мотора на 10%, примерно на столько же увеличивая расход топлива. Понимаем, что ездить летом в жару в замкнутом пространстве машины непросто, поэтому готовьтесь в теплый сезон к повышенным тратам на бензин.

Работа кондиционера

Погодные условия

Двигаться по дороге при встречном ветре в лобовое стекло – все равно, что подниматься по крутой горной местности. Коэффициент сопротивления очень высок. Поэтому в ветреных условиях расход бензина для питания мотора повысится. Повышение, пусть и менее значительное, трат на бензин неизбежно и в условиях снегопада и сильного ливня.

Кроме того, движение по трассе с низким коэффициентом сцепления (которой является любая дорога, покрытая гололедом, лужами или мокрым снегом) требует предельной осторожности. Резкие маневры увеличат и без того чрезмерный расход топлива для таких погодных условий.

Технические причины расхода топлива

К данной группе факторов, влияющих на повышение расходный статей на бензин, относятся объективные причины, связанные со состоянием автомобиля и его отдельных элементов.

Неисправности свечей зажигания

Если вы заметили, что в последнее время отдаете на АЗС больше денег, в первую очередь проверьте свечи зажигания. Возможно, их просто пора заменить. Вероятно, что они установлены с зазором или покрыты масляным нагаром. Запрещается устанавливать свечи зажигания, не подходящие по размеру к конфигурации транспортного средства, обозначенной в документах к нему. Это не только увеличивает расход бензина, но и небезопасно. Оптимально менять свечи зажигания не реже, чем через каждые 25 тысяч километров езды.

Неисправности свечей зажигания

Проблемы системы питания

Некорректная работа карбюратора или бензонасоса увеличивает траты на бензин ровно наполовину. Необходимо внимательно осмотреть узел питания двигателя на следующее:

  1. воздушная заслонка – должна быть в открытом положении, стоять вертикально (в противном случае в горючее попадает больше воздуха);
  2. рукоять бензонасоса нужно «утопить» до предела;
  3. электромагнитный клапан (или жиклер) должен быть предельно прижат к гнезду;
  4. исключить нарушение герметичности отдельных деталей карбюратора, в особенности игольчатого клапана, что приводит к попаданию лишнего топлива в поплавковую камеру.

Неисправность топливного фильтра или воздушного фильтра

Засоренные топливный и воздушный фильтры напрямую влияют на работу электроблока автомобиля, автоматически высчитывающего необходимый объем топлива для дальнейшего движения.

Воздушный фильтр, больше не пригодный для использования, если все еще находится в механизме авто, негативно влияет на работу датчиков воздуха. Засорение топливного фильтра приводит к перепадам давления горючего. Это ведет к чрезмерному поступлению бензина в рабочую камеру.

Решить проблемы просто – достаточно вовремя менять фильтры. Максимальный пробег для воздушных фильтров – 5000 км. Использование новых легких воздушных фильтров без предочистителей сэкономит до 10% горючего.

Неисправность топливного фильтра

Изношенность двигателя

Если автомобилю уже более десяти лет, стоит проверить мотор на изношенность. У любого элемента машины есть свой срок службы, особенно у двигателя, который работает во время движения непрерывно. В зависимости от степени изношенности (лучше определить в сервисной мастерской) могут быть два варианта развития событий:

  1. постоянное использование моторных масел с присадками, снижающими нагрузку на мотор;
  2. полная замена моторного узла (в частности, в случае деформации двигателя).

Износ диска сцепления

Некоторые водители во время переключения передач или просто при старте сталкиваются с тем, что требуется поддерживать максимальные обороты. Это явный признак изношенности диска сцепления, которая увеличивает расход горючего. Для диагностики проблемы необходимо обратиться в сервисную мастерскую и при необходимости сделать частичный ремонт или полную замену диска.

Проблемы в электронном блоке управления двигателем

Как уже упоминалось, объем топлива для мотора, необходимый в текущий момент, автоматически высчитывает электронный блок управления машиной. Система отвечает и за другие показатели авто во время движения. При изначально неверной информации, система может ошибочно посчитать, что требуется повышенный расход бензина. Диагностику блока управления нужно также проводить в сервисных центрах.

Проблемы в электронном блоке управления двигателем

Лямбда — зонд признаки неисправности

Лямбда-зонд – это отдельный датчик, считывающий информацию об объеме кислорода в продуктах сгорания. Для инжекторных двигателей поддерживает оптимальные пропорции горючего и окислителя, управляя периодичностью работы форсунок.

Правильное соотношение бензина и кислорода в горючей смеси – 1 : 14,7. Оно обеспечивает плавный расход субстанции. Нарушение баланса может быть вызвано нагаром на стержне зонда. Можно вспомнить уроки физики и удалить нагар самостоятельно, сначала сильно нагрев предмет, а затем резко его охладив. Также можно провести чистку с использованием неорганической (ортофосфорной) кислоты.

Неисправность аккумулятора

Аккумулятор – это сердце электроснабжения автомобиля. Некорректная работа батареи приводит к увеличению расхода электроэнергии, даже если в салоне не включены дополнительные девайсы. Это увеличивает чек на бензин на АЗС.

Основные неисправности аккумуляторной батареи, прямо влияющие на сжигание горючего:

  1. Окисление выводных клемм. Ситуация не только увеличивает расход топлива, но и может стать причиной выхода из строя всей электроники авто. Для устранения проводится чистка деталей с последующей проверкой уровня электролита.
  2. Трещины корпуса батареи вследствие агрессивной езды или неправильного монтажа, что вызывает утечку электролита. В данном случае может потребоваться полная замена батареи.
  3. Замыкание. Характеризуется нагревом одного из секторов или всей батареи с образованием пара. Может возникнуть вследствие расшатывания пластин после резкой езды. Решается заменой АКБ.

Неисправность аккумулятора

Низкое давление в шинах

Если шины на колесах авто «подспустило», то повышается трение качения, ехать становится сложнее, по ощущениям – тяжелее. Замедляется ход транспортного средства. Все это заставляет электроблок выбрасывать больше горючей жидкости для сжигания. Поэтому очень важно в каждое время года пользоваться соответствующим типом резины – с шипами или без.

Маленький лайфхак – при накачивании шин пользуйтесь измерителем давления и немного «перекачайте» резину на 50000 Па – это безопасно и продлит упругость покрышек. А вот сильно изношенные шины лучше поменять.

Позднее зажигание: нарушен угол опережения зажигания

Опережение зажигания – это момент попадания искры в горючее в рабочей камере двигателя внутреннего сгорания и дальнейшее воспламенение одновременно с принятием поршня максимального верхнего положения. Поскольку поршень продолжает свое движение, как и коленчатый вал, то очень важно определить правильный угол опережения зажигания.

При позднем зажигании угол опережения зажигания смещается вместе с изменением внутреннего давления. Смесь возгорается не когда поршень находится вверху, а когда он уже идет вниз. В это время могут послышаться хлопки внутри автомобиля. Мощность двигателя искусственно снижается, а объем сжигаемой смеси – увеличивается.

Позднее зажигание

Коррекция угла опережения зажигания происходит электронной системой авто на основе информации, получаемой от датчиков.

Не отрегулирован сход-развал

Сход-развал, или развал-схождение – это сумма углов наклона колес по отношению к дороге и продольной оси транспортного средства. Некорректное выставление углов водители замечают по тому, как машину «ведет» в сторону при прямой езде или по замедленному отклику механизма на движения руля.

Неправильный сход-развал может увеличить чек на бензин на 10%. При обнаружении характерных признаков необходимо обратиться к специалистам в мастерскую для регулировки положения колес.

Плохой накат (перетянутые подшипники ступиц колес)

Регулировка ступичного подшипника производится инструментами, которые обозначаются в мануале к транспортному средству. Использование оснастки по собственному выбору может привести к ситуации перетяжки ступиц колес. Во время движения по дороге это выражается в плохом накате – колеса движутся тяжелее, управлять автомобилем сложнее, и может слышать характерный свист по время поворота.

Перетянутые подшипники ступиц колес

Езда с перетянутыми подшипниками ступиц колес увеличивает сгорание топливно-воздушной смеси на 15%. Поэтому лучше снова разобрать ступицу и установить подшипники с правильным инструментом (например, для многих отечественных марок авто это динамометрический ключ, подходящий момент затяжки – 220 Нм). Если сомневаетесь – обратитесь к профессионалам.

Нарушение регулировки хода и оборотов

Остановка двигателя на холостом ходу – частая проблема для автолюбителей. В большинстве случаев связана с нарушением регулировки хода и оборотов ДВС.

Сам по себе этот фактор – скорее косвенное указание на наличие других серьезных ситуаций, например загрязнение топливного фильтра и магистралей, неправильную установку свечей зажигания, сбои в работе поднасоса и карбюратора. Но результат один – увеличение расхода бензина минимум на 10%, а в некоторых случаях – на 40%.

Сбои в оборотах мотора – это индикатор того, что техническое состояние автомобиля необходимо тщательно проверить, и выяснить причину неисправности и перерасхода горючей смеси.

  • #Автомобильный бензин
  • #Автомобильное топливо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *