Основные неисправности системы охлаждения двигателя
Перейти к содержимому

Основные неисправности системы охлаждения двигателя

  • автор:

Характерные проблемы в работе системы охлаждения

Работа системы охлаждения двигателя должна обеспечить необходимый температурный режим с одновременным достижением топливной экономичности. Функционирование двигателя в небольшом ограниченном диапазоне температур дает возможность сохранить ресурс мотора и выдерживать заданные производителем экологические показатели. Сбои в работе системы охлаждения для ДВС очень опасны.

Система охлаждения двигателя

Неисправности системы охлаждения

Поддержание необходимого для различных видов двигателей температурного режима в современном автомобилестроении обеспечивается применением комбинированной системы охлаждения. Такой вариант сочетает работу жидкостной и воздушной систем, что позволяет добиваться нужных результатов.

Примечание: в качестве агента (охлаждающей жидкости) в системе сегодня вместо воды применяют антифриз или тосол. Замена произошла благодаря качествам этих специальных жидкостей — дают возможность обеспечить быстрый выход мотора на рабочую температуру с последующим его эффективным охлаждением. При этом двигатель сохраняет работоспособность. Применение спецжидкостей также обеспечивает более длительный срок службы деталей системы.

Существует зависимость эффективности работы системы охлаждения ДВС от уровня охлаждающей жидкости. На систему влияет также состояние ОЖ, поэтому необходимо производить регулярную замену антифриза или тосола. Рекомендуется ориентироваться на пробег автомобиля, который желательно не должен превышать 50.000 км, или заменять ОЖ раз в 2-3 года.

Замена антифриза

Важно! При смене типа охлаждающей жидкости настоятельно рекомендуется выполнять промывку системы.

Среди возможных неисправностей системы охлаждения следует назвать:

  1. Засорения на наружной поверхности радиатора происходят при появлении течи. Эта же причина может вызвать закупорку каналов. Устранит неисправность ремонт радиатора.
  2. Перегрев двигателя происходит из-за неисправности термостата. Проблемы с термостатом могут привести также к затруднениям с выходом мотора на рабочую температуру, когда ДВС остается холодным. Это связано с конструкцией термостата, в котором перепускание ОЖ может проходить по большому или малому кругу. Двигатель не достигает рабочей температуры и не происходит нагрева охлаждающей жидкости при постоянно открытом большом круге в термостате. Перегрев происходит в случае, когда в малом круге доступ к радиатору оказывается закрыт.
  3. Протечки охлаждающей жидкости, проблемы с циркуляцией ОЖ (частичное или полное прекращение) могут произойти при неисправности помпы (водяного насоса). Это приводит к перегреву силового агрегата. Продукты износа водяного насоса повреждают систему охлаждения. На двигателях, в которых водяной насос приводится в действие с помощью ремня ГРМ, значительную опасность представляет заклинивание насоса. Такие неисправности, как обрыв приводного ремня и заклинивание центробежного водяного насоса приводят к повреждению клапана механизма газораспределения.
  4. В зависимости от типа привода вентилятора системы охлаждения возможны проблемы с низким давлением масла (гидропривод), выход из строя термореле или сбои в работе электродвигателя (при электровентиляторе), неисправность вискомуфты, сбои в работе вентилятора в системе с механическим приводом и т.п.
  5. Трещины в блоке цилиндра или головке блока цилиндра, повреждения плоскости головки в местах прилегания к БЦ, прогорание прокладки головки приводят к нарушению герметичности рубашки охлаждения двигателя. Такие дефекты затрагивают каналы системы охлаждения. Потеря герметичности системы может произойти из-за засорения или растрескивания патрубков. Протечки охлаждающей жидкости происходят также в местах крепления патрубков.
  6. На работоспособности системы охлаждения также могут сказаться сбои в работе электроники, связанной с системой. Водители достаточно часто сталкиваются с сигналами на панели приборов о неисправности датчика температуры мотора. Могут произойти проблемы с указателем температуры. Неисправность или некорректная работа температурных датчиков приводят к сбоям в работе вентилятора охлаждения. Это становится причиной изменения температурного диапазона при работе ДВС от оптимальных показателей.

Причины возникновения неисправностей

Среди наиболее часто встречающихся причин возникновения неисправностей в работе системы охлаждения можно назвать:

  • износ деталей при эксплуатации автомобиля;
  • повреждения механического характера;
  • использование низкокачественной охлаждающей жидкости;
  • использование в качестве ОЖ смеси тосола и антифриза;
  • установка при проведении ремонта запасных частей низкого качества;
  • эксплуатация двигателя с нарушениями или несоблюдение рекомендаций производителя.

Износ радиатора отопления

Все указанные причины могут привести к проблемам в работе или выходу из строя системы охлаждения. На работу системы негативно может повлиять непрофессиональное техническое обслуживание или ремонт системы.

Важно помнить, что сбои в работе системы охлаждения могут оказать серьезное негативное воздействие на двигатель автомобиля, поэтому любые возникающие неисправности необходимо немедленно устранять. В качестве примера приведем случаи попадания антифриза в масло. Это приводит к выходу мотора из строя без возможности ремонта. Выход один ― замена ДВС.

Симптомы неисправности системы охлаждения

К основным симптомам неисправности системы охлаждения относятся:

  • перегрев двигателя — на неисправность указывает сигнальная лампочка или показатель температуры двигателя на приборной панели.
  • невыход мотора на рабочую температуру — неисправность вызвана плохой работой печки в салоне. Нужно сначала обратить внимание на термостат, который мог выйти из строя.

Важно! Холодный двигатель нельзя эксплуатировать в обычном режиме. Это значит, что нельзя увеличивать обороты мотора или подвергать его штатным нагрузкам.

Перегрев двигателя

Возможные утечки охлаждающей жидкости можно заметить при осмотре элементов системы. В первую очередь падает уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Заметить протечку можно также под автомобилем или в виде подтеков на деталях. ОЖ имеет характерный сладковатый запах.

Попадание ОЖ в моторное масло или систему смазки двигателя более опасно. При проверке уровня масла на щупе будет видна характерная эмульсия в виде пены светлого цвета. Этот симптом говорит о необходимости приостановки эксплуатации автомобиля и отправки в ремонт. В противном случае в ГБЦ и БЦ возникнут серьезные дефекты.

НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Неисправности системы охлаждения в автомобиле, особенно летом, угрожают перегревом двигателя, что может вызвать выход из строя его отдельных элементов: может заклинить поршень в цилиндре, искривиться головка блока цилиндров или возникнуть разрушение турбокомпрессора. Рассмотрим наиболее частые неисправности системы охлаждения двигателя и как их предотвратить, а также, что делать, если двигатель «закипел» во время передвижения.

Система охлаждения, наряду с системой смазки двигателя — одна из важнейших в автомобиле. Более важной является только тормозная система. Если нестабильно работает система охлаждения, это доставляет водителю немало проблем.

Основные признаки неисправности системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания:

  • утечка охлаждающей жидкости (наличие потеков);
  • перегрев двигателя (закипание двигателя);
  • переохлаждение двигателя (недостаточный прогрев).

Разберемся, о каких поломках могут свидетельствовать эти признаки.

1. Утечка охлаждающей жидкости наружу

Этот признак может свидетельствовать о:

  • разгерметизации водяного насоса;
  • разгерметизации радиатора охлаждения;
  • нарушении целостности патрубков, хомутов или других проводников охлаждающей жидкости;
  • разгерметизации внешних каналов или патрубков;
  • повреждении в рубашке охлаждения.
ЧИТАЙТЕ: СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

2. Перегрев двигателя

Если двигатель перегревается или закипает, это может означать, что:

  • количество охлаждающей жидкости недостаточное;
  • ослабилось натяжение водяного насоса;
  • вышел из строя термостат;
  • нарушилась герметичность водяного насоса;
  • вышел из строя вентилятор и/или элементы привода;
  • засорился радиатор;
  • засорились каналы или патрубки системы охлаждения.

3. Переохлаждение двигателя Н3

Если двигатель переохлаждается, это может означать, что:

  • возникла неисправность температурного датчика;
  • вышел из строя термостат;
  • возникли проблемы с вентилятором.

Охлаждающая жидкость может вытекать и внутрь. Причинами этого могут быть:

  • повреждение элементов рубашки охлаждения;
  • прогорание прокладки головки блока цилиндров.

Наиболее частые причины, приводящие к поломке системы охлаждения двигателя Н2

  • Износ деталей
  • Механические повреждения
  • Нарушение рекомендаций по эксплуатации двигателя
  • Использование некачественной охлаждающей жидкости
  • Непрофессиональное вмешательство при обслуживании или ремонте системы

Что делать, если двигатель «закипел»

Если автомобиль начал проявлять склонность к перегреванию, то лучше не пользоваться им в пик жаркого дня, а планировать поездки на утро или вечер, избегая жары и большого трафика на дороге. Двигаться следует на минимальных оборотах, чтобы снизить тепловую нагрузку на двигатель.

Если все же при движении случилась неприятность и двигатель закипел, советуем следующие действия:

  1. Немедленно остановитесь, но двигатель не выключайте — дайте ему поработать, чтобы охлаждающая жидкость продолжала циркулировать. Немедленно выключить двигатель следует только в том случае, когда из-под капота идет пар — это означает, что охлаждающая жидкость попадает на блок цилиндров или другие горячие поверхности и испаряется.
  2. Включите обогреватель салона. Это позволит увести лишнее тепло от двигателя.
  3. Откройте капот, чтобы охладить мотор — летом для этого нужно минут 30–40.
  4. Пока машина охлаждается, проверьте, нет ли признаков утечки охлаждающей жидкости на элементах системы. Если таковые имеются, нужно устранить причину утечки после охлаждения мотора.
При этом запрещено:
  • !! Поливать двигатель водой (резкий перепад температур приведет к повреждению блока цилиндров).
  • !! Откручивать крышку радиатора (горячий пар или жидкость могут привести к ожогам).
  1. Если самостоятельно устранить причину перегрева двигателя не удается, лучше вызвать эвакуатор. Длительный перегрев может обернуться значительными повреждениями двигателя

Неисправности системы охлаждения

При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима. Различают следующие неисправности системы охлаждения:

  • неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхности, нарушение герметичности);
  • неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметичности, износ);
  • неисправности термостата;
  • неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода — ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);
  • трещины в рубашке охлаждения головки блока или блоке цилиндров;
  • прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности патрубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);
  • неисправность датчика температуры;
  • неисправность указателя температуры;
  • низкий уровень охлаждающей жидкости.

Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:

  • нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлаждающей жидкости, нарушение периодичности ее замены);
  • применение некачественных комплектующих;
  • предельный срок службы элементов системы;
  • неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.

Возникающие неисправности системы охлаждения могут послужить причинами более серьезных неисправностей. Так, загрязнение наружной поверхности радиатора приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости и дальнейшему перегреву двигателя. Это, в свою очередь, может привести к прогоранию прокладки и короблению головки блока цилиндров, а также появлению трещин.

Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются:

  • перегрев двигателя;
  • переохлаждения двигателя;
  • наружная утечка охлаждающей жидкости;
  • внутренняя утечка охлаждающей жидкости.

Для того, чтобы не пропустить зарождающуюся неисправность водитель должен систематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.

Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.

Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внутренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым — нормальное явление.

Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охлаждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.

Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности системы охлаждения

Неисправности

  • низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • ослабление привода водяного насоса;
  • нарушение герметичности водяного насоса;
  • неисправности привода вентилятора;
  • неисправности термостата;
  • засорение сердцевины радиатора;
  • загрязнение наружной поверхности радиатора;
  • засорение патрубков
  • неисправность термостата;
  • неисправность привода вентилятора;
  • неисправность указателя температуры;
  • неисправность датчика температуры
  • нарушение герметичности крепления патрубков;
  • повреждение патрубков;
  • нарушение герметичности центробежного насоса;
  • нарушение герметичности радиатора;
  • трещины в рубашке охлаждения;
  • прогорание прокладки головки блока цилиндров
  • трещины в рубашке охлаждения;
  • прогорание прокладки головки блока цилиндров

За предоставленную информацию благодарим информационный портал системы современного автомобиля .

В процессе работы двигатель и его элементы подвергаются сильнейшему нагреву, что не удивительно, ведь принцип работы ДВС основан на взрывном сгорании топлива. Во избежание перегрева, в автомобиле предусмотрена система охлаждения, которая может варьироваться по принципу действия на:

1. Жидкостную (представляет собой замкнутую систему, позволяющую отводить тепло от различных узлов и механизмов посредством циркуляции жидкости)

2. Воздушную (система открытого типа, основанная на охлаждении воздухом)

3. Комбинированную (включает в себя как жидкостный, так и воздушный теплоотвод)

В настоящее время наибольше распространение получила жидкостная система, обладающая рядом преимуществ:

1. Наибольшая эффективность

2. Лучшая равномерность охлаждения

3. Наименьший уровень шума

В целом, система охлаждения имеет гораздо больший перечень выполняемых функций:

1. Улучшает прогрев двигателя

2. Охлаждает масло в ДВС

3. Охлаждение жидкости АКПП

4. Отопление салона

5. Охлаждение воздуха в системе турбонаддува

6. Охлаждение выхлопа (в момент рециркуляции)

Не нужно разбираться в принципе и тонкостях работы системы охлаждения различных марок автомобилей, чтобы догадаться, что неполадки могут привести к серьезным последствиям. Не смотря на то, что неисправности в системе охлаждения не являются ограничениями для эксплуатации ТС, все же следует регулярно проводить её обслуживание, включающее проверку работоспособности узлов, промывку радиатора( Bardahl Cooling System Fast Flush ), и, при необходимости, ремонт.

Существует несколько типичных для системы охлаждения «болячек».

Образуются они в результате перепадов температур (микротрещины), механического воздействия (непосредственно, удар), коррозии (особенно это касается алюминиевых радиаторов), закоксовывания патрубков, химического воздействия (это могут быть элементы, входящие в состав тосола).

Течи могут быть двух видов:

Отличить очень просто – если под вашим авто после продолжительной стоянки обнаружится лужица охлаждающей жидкости, а её уровень падает – течь наружная. Если же в горловине расширительного бачка масляные пятна, а падает уровень масла – течь внутренняя.

В любом из вариантов единственно правильный путь в конечном итоге – это замена износившейся/поврежденной части системы охлаждения. Однако, ремонт, как правило, это дорого и долго. Тогда на помощь приходят присадки, которые уже довольно давно зарекомендовали свою эффективность. Это, во-первых, присадка для непосредственного устранения течи. Идеально, когда производитель гарантирует безопасность применения присадки для пластиковых, резиновых и алюминиевых частей системы, чтобы впоследствии величина ущерба не возрастала (например, Bardahl Cooling System Stop Leak, рекомендованная ведущими автопроизводителями). Во-вторых, это присадка для устранения масла из системы охлаждения, если течь внутренняя ( Bardahl Cooling System OilRemover ).

Конечно, Вы можете воспользоваться самым дешевым и быстрым способом – засыпать в антифриз обычный сухой порошок горчицы. Однако, будьте готовы к тому, что течь может так и остаться, а вот закупорка охлаждающих каналов, печек и трубок радиатора, с последующей тратой на внеплановую промывку – обеспечены.

2. Заклинивание термостата.

Клапан термостата постоянно контактирует с рабочей жидкостью и подвержен коррозии. Рано или поздно, это приведет к его заклиниванию либо в положении «закрыто», либо в положении «открыто». Две крайности, одна из которых приводит к постоянному охлаждению (циркуляция охлаждающей жидкости по большому кругу через радиатор), другая приведет к перегреву (движение по малому кругу). Ни то ни другое не способствует, ни корректной работе охлаждающей системы, ни двигателя в целом.

3. Поломка подшипника «помпы».

Скорее, неизбежность, возникающая вследствие износа или бракованной запчасти. Предупредить такую поломку невозможно, однако, если Вы «слушаете» свой автомобиль, то непременно заметите неприятный свистящий звук, сигнализирующий о необходимости скорейшей замены циркуляционного насоса.

4. Засорение системы охлаждения.

В результате перегревов, а так же обычных режимов работы, происходит загрязнение каналов системы охлаждения отложениями солей, накипью, грязью и ржавчиной. Бесспорно, это приводит к нарушению отвода тепла и препятствует нормальному движению охлаждающей жидкости.

Решить проблему и предупредить её можно при помощи очищающих присадок (например, Bardahl Cooling System Fast Flush ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *