Опишите назначение и основные компоненты рамного стапеля
Перейти к содержимому

Опишите назначение и основные компоненты рамного стапеля

  • автор:

Кузовной стапель: принцип работы и виды устройства

Понятие геометрии кузова подразумевает под собой определенную форму кузовных деталей и их расположение. Норматив геометрических параметров для конкретного авто определяется производителем и прописывается в техдокументации. Значения отличаются для разных моделей автомобилей

Следить за сохранением геометрии кузова важно и нужно. Ведь при ее нарушении могут наблюдаться проблемы с управляемостью транспортным средством, из-за чего вождение становится менее безопасным. И это еще не учитывая того, что поврежденные кузовные части портят внешний вид автомобиля.

Примечание! Деформация корпуса машины происходит не только при ДТП и сильных механических ударах. Езда по сложному рельефу, заезд на бордюр, попадание в глубокие ямы и т. п. – все это может привести к искривлению кузова авто.

Проверка геометрических параметров, в ходе которой выявляются возможные отклонения в корпусе транспортного средства, производится сотрудниками автосервиса. Но серьезные нарушения может заметить и сам автовладелец.

Стапель: определение и принцип работы

Повреждения устраняются с помощью стапеля, который представляет собой специальное оборудование, предназначенное для корректировки формы кузова, не повреждая при этом структуру металла.

Конструктив стапеля составляют:

  • зажимные крепежные стойки, на которые устанавливается автомобиль с фиксацией его положения;
  • измерительные датчики;
  • приспособления для выравнивания кузова.

Восстановление кузовной формы осуществляется посредством создания механического воздействия на поврежденные детали. Чтобы определить место для вытяжки и его точные значения (силу давления), на стапеле моделируется удар, из-за которого кузов получил повреждения. Затем, опираясь на результаты данной процедуры, выполняется воспроизведение смоделированного удара, но в обратном порядке.

Примечание! Если стапельные работы выполнены качественно, то восстановленный кузов будет выглядеть, как новый. Причем такого результата можно добиться и при серьезных нарушениях геометрии.

Точная «комплектация» конструктива стапеля зависит от его разновидности.

Виды стапельного оборудования

Устройства различаются по признаку конструкции:

  • Платформенные — функциональное решение, подходящее для любых автомобилей (включая внедорожники). Отличительной особенностью являются большие габариты и стоимость. Представляют собой платформу для установки и закрепления авто, оснащенную:
    — телескопической шкалой, обеспечивающей высокую точность измерений и расчетов (соответственно, процент погрешности минимизируется);
    — одной или двумя опорными башнями (силовыми стойками). Их можно перемещать по всему периметру платформы, тем самым получая возможность выровнять геометрические отклонения в любой точке кузова;
    — лебедкой для затягивания машины на платформу.
  • Подкатные — в профессиональных кругах считаются альтернативой полноценному стапелю (например, платформенному), но только в части устранения легких повреждений. При этом довольно широкий спектр настроек позволяет применять устройство для различных видов кузова (если авто не превышает максимальный порог по весу, что следует дополнительно уточнять в каждом конкретном случае). Кроме того, такие стапели примечательны компактными размерами и относительной мобильностью, поскольку их не нужно закреплять на земле. Визуально выглядят как несколько металлических рам, соединенных буквой «Т», с опорной башней и креплениями для авто.
  • Напольные — все элементы стапеля (силовые, крепежные стойки и т. п.) монтируются непосредственно в пол. Потому такая конструкция занимает мало места. Автомобиль закрепляется на 4-х зажимах. Вокруг машины перемещается силовая стойка и фиксируется рядом с поврежденным участком кузова с помощью вкручивания анкера в крепежные рельсы, расположенные на полу. Таких рельс монтируется достаточное количество для обеспечения возможности выбора наиболее оптимального места установки стойки.
  • Рамные — визуально напоминают подкатные устройства. Только рамные превосходят их по функционалу, позволяющему эффективно устранять даже серьезные дефекты кузовной геометрии. В сравнении с подкатными отличаются также более сложной конструкцией. Являются востребованным выбором автосервисов, так как сочетают в себе компактность и функциональность.

Отдельно можно упомянуть самодельные стапели. Но подобные устройства, сделанные своими руками, не способны обеспечить тот результат, который достижим при использовании стапеля от официального производителя.

Конструкции Стапелей

Проработав более 12 лет жестянщиком я могу поделиться своим опытом в деле тяжёлого труда под названием “кузовной ремонт”. Я работал на различных стапелях, практически всех существующих типов. Так же изготавливал стапели собственных конструкций, чем и занимаюсь сейчас, только на более высоком уровне. И теперь мне хотелось бы предложить Вашему вниманию краткий обзор рихтовочных стендов для кузовного ремонта.

Современные производители кузовного оборудования делят свою продукцию на несколько типов.

Рассмотрим достоинства и недостатки всех конструкций.

Подкатные стапели (выпрямляющие устройства).

Почти все купившие выпрямляющие устройства (они же подкатные стапели) сильно удивляются, когда начинают тянуть. Всё дело в том, что зона максимальной нагрузки в такой конструкции ни к чему не прикреплена, в то время как изворачивающая сила гидравлики в 10 тонн так же как и на других конструкциях стремится вывернуть силовое устройство вверх.

При покупке и дальнейшей установке автомобиля на подкатной стапель его изъян не так заметен, но стоит начать подавать давление на гидравлику и башня устремляется вверх! Кстати, усилия на ручке помпы так и не будет.

img292 - копия 2 - копия

Без имени-1 ррп

Вид сверху. Наличие раздвижных задних лап на это положение практически не влияет т.к. зона максимальной нагрузки находится на поперечной проставке с зажимами, которая, при небольшом усилии, легко проворачивается вокруг своей оси.

img293 - копия1

На этих устройствах можно работать только создав дополнительную опору на кузов автомобиля.

img292 пррн - копия ии тр

Но в любом случае не расчитывайте, что сможете при помощи таких устройств править сильные повреждения. Честные производители об этом говорят прямо (AUTOROBOT MICRO). А некоторые китайские изделия стоимостью около 40 тысяч вообще неработоспособны.

Платформенные стапели.

Наиболее популярный сейчас тип стапеля, среди владельцев крупных и развивающихся автосервисов, так же обременён недостатками.

Установка\снятие машины:

  • Платформа наклоняется одной стороной и машина втягивается на неё лебёдкой.
  • Платформа опускается вся и машина въезжает на неё сама.
  • Платформа с ножничным подъёмником

Каждый из представленных вариантов подразумевает исправность подвески или наличной установочной перекатной системы. Для ремонта автомобиля на втором и третьем примере платформенного стапеля потребуется так же исправный двигатель, лебёдка или группа поддержки.

Силовые устройства:

img304 - копия (2)

Ключевой плюс современных платформ – это башни. Катаются на роликах по всему периметру, фиксируются в любом месте поворотом рычага или штырем, обладают постоянным 10 тонным усилием на любой высоте. Правда непонятно кому нужно такое усилие в случае правки крыши.

Недостатки:

  • Габариты платформенного стапеля минимально требует помещения размеров 4х7 метра.
  • Нет возможности заниматься ремонтом подвески.
  • Нет возможности работать под машиной.
  • Высота платформы 500-800мм (Для тех, кто только собирается купить себе платформенный стапель: При ремонте прийдётся стоять раком и тянутся к машине находящейся на расстоянии полуметра, а так же периодически зашагивать на высоту стола. Приятного пользования.)
  • Ширина рабочей зоны на самой платформе 300-500мм.
  • Платформенный стапель не используется ни одним ОД в России.
  • Минимальная цена платформенного стапеля 300000 р.

img302 - копия

Напольные стапели.

Очень хороший вариант, для тех у кого есть собственное помещение и ножничный подъёмник убирающийся в пол. Отличный доступ к любой точке автомобиля, комфортная высота. При отсутствии работы – ровная площадка. Напольный стапель так же как и платформенный имеет несколько разновидностей. Я приведу в пример две.

  • Заливная напольная конструкция (рельсы)
  • Анкерная напольная конструкция

Установка\снятие машины:

img298 и1 - копия

img298 и - копия

Ничего сложного. Машина въезжает на ремонтную площадку и поднимается домкратом. Наиболее удобная высота при работе на таком типе стапеля от 600мм. В таком положении авто нет необходимости обходить гуськом место вытяжки. Конечно, задрать машину на такую высоту проблематично, но этот конструкторский просчёт легко исправляет ножничный подъёмник.

Силовые устройства:

Как правило башенного типа, оснащённые колёсиками. Башня стапеля перемещается на колёсах, для изменения вектора тяги отсоединяется в двух-трёх местах. Ключевой отличии башни напольного стапеля от платформенного – отсутствие роликов.

Недостатки:

Рельсы.

  • Габариты напольного стапеля минимально требует помещения размеров 5х8 метра.
  • Наличие собственного помещения.
  • Строительные работы.
  • Неудобства при перестановке башни.
  • Неудобства при установке машины без ножничного подъёмника.

Анкера.

  • Габариты напольного стапеля с анкерным креплением минимально требует помещения размеров 5х8 метра.
  • При установке стапеля, особо не заморачиваясь, сверлим 100 отверстий под анкера.
  • Отсутствие ровной площадки, за исключением полного разбора стапеля по окончанию ремонта.
  • Неудобства при перестановке башни.
  • Неудобства при установке машины без ножничного подъёмника.

Рамные стапели.

Первый вариант.

Силовое устройство (С.У.) крепится к раме в одной точке и работает используя прочность рамы в этом месте. Рама имеет длинну 3,5-5м, а С.У. 0.7-1.3м. Длиннее делать нежелательно т.к. возрастает изворачивающая нагрузка. Длинная рама нужна для того, чтобы уменьшить длину С.У. и крепить его в одной точке на раме. Это влечёт за собой увеличение толщины труб, из которых сделана рама и, как следствие, массы стапеля. Однако, при этом появляется возможность установить стапель на подъёмник. Классический пример тому – стапель MARK 6 фирмы CAR-O-LINER. Я некоторое время работал на таком стапеле и скажу, что штука довольно удобная. Особенно при наличии подъёмника. При ремонте переставлять трёхшарнирное С.У. на раме требуется редко.

img301

При наличии подъёмника есть возможность так же заниматься слесарными, арматурными, малярными работами. Рамный стапель с подъёмником можно опустить в приямник на полу и получается ровная площадка. Сегодня выпускаются стапели с подъёмником имеющие в сложенном виде высоту 100-120мм, т.е. над ним проезжает практически любая машина, это серьёзно экономит время установки и снятия автомобиля, а так же позволяет использовать стапель как простой подъёмник, с высотой подъёма 800-1200мм.
Несколько европейских, американских и, разумеется, китайских фирм выпускают подобные стапели – эти модели наиболее удобные сегодня из всех стапелей, а при ограниченной площади сервиса – это вообще находка. Имея такой инструмент, Вы, практически на одном месте можете делать с машиной любые работы:

Те, кто работал в кузовном цеху, поймут о чём я говорю. Насколько удобнее работать, если машину можно поднять на специальном подъёмнике. На современных станциях ножничные подъёмники обязательно есть в малярных цехах.

Единственное что сдерживает массовое применение этих стапелей – это их цена. Даже слабые китайские изделия начинаются с 250т.р., не говоря уже о европейских CAR-O-LINER SPEED от 650т.р.

Более года я разрабатывал, делал модели, испытывал отдельные элементы, подбирал комплектующие и наконец родил Vector NZ! Стапель, относящийся к описываемому типу, но оборудованный ножничным подъёмником с высотой подъёма 1м. NZ обладает очень прочной рамой. На испытаниях работал с 20 тонной гидравликой. Подъёмник поднимал длинный гружёный Ford Transit (2,8 тонны) см.фото по ссылке.

Второй вариант.

Силовое устройство крепится к раме в двух точках разнесённых друг от друга. При такой схеме изворачивающая нагрузка распределяется более рационально и можно сделать стапель легче. Рама стапеля имеет длину 1,5-2,5м, С.У. так же 2-2,5м. Поскольку все силовые элементы кузова автомобиля находятся по его краям, то целесообразно размещать базовые точки крепления С.У. не по центру рамы, а сбоку. С.У. размещённое напротив лонжерона может развить больше усилия.

img300

На стапеле Vector S, рама и силовое устройство сделаны таким же образом. Но помимо равномерного распрделения нагрузки по раме, С.У. сохраняет возможность быть закреплённым в любом месте и под любым углом. Так же на базе S создано целое семейство стапелей, отличающихся длинной рамы, С.У. (двух и трёхшарнирные), зажимами за отбортовку и т.д.

Теперь о силовых устройствах. Для начала немного теории.

Каждый автомобиль имеет силовой каркас, страдающий во время аварии и, выпрямление которого основная задача кузовного ремонта на стапеле. Чем ближе повреждения к капсуле безопасности, тем сложнее будет ремонт и тем большие усилия потребуются на стапеле. Посмотрим как будут распределятся нагрузки при вытяжке лобового удара и как различные конструкции стапелей будут воспринимать эти нагрузки.

img290

При вытяжке лонжерона вперёд на раму и силовое устройство (С.У.) закреплённое на ней действуют две основные силы. F1 – Стремиться согнуть раму назад, а сила F2 – будет закручивать её вверх. И чем расстояние A больше, тем больше F2.

img291 - копия

Вид спереди. Если тянуть лонжерон с откосом цепи, то появляется ещё одна сила, которая стремиться повалить руку вбок. Для того, чтобы этого избежать руку надо заранее отклонить в сторону. Или переставить с.у. целиком напротив лонжерона.

Если представить себе, что вертикальная и горизонтальная части с.у. образуют плоскость, то цепь при вытяжке должна находится в этой плоскости. Если этого не происходит, то при нагрузке появляется сила, валящая руку вбок.

Силовые устройства: (башня, рука, гусь и т.д.)

Башенные.

Gрименяются, в основном, на платформенных и напольных стапелях. Применение этих устройств на рамных стапелях крайне редко. Башенные с.у. отличает самая большая масса. Но главным отличием является то, что несмотря на высоту и направление вектора тяги усилие будет постоянным.

img304 - копия (2)

Рычажные.

Наиболее распространены. Они применяются практически на всех рамных и подкатных стапелях, и ограничено на напольных. Отличаются простотой устройства и малой массой. Чем выше закреплена цепь на рычаге, тем меньшее усилие развивает.

img304

Векторные.

Самые простые по устройству, но, в то же время, позволяющие не только тянуть, но и толкать, поднимать и опускать кузовные элементы. Правда, при этом являются самыми сложными по использованию.

img305 - копия - копия

img305 - копия (2)

img305 - копия

Немного о зажимах отбортовки порогов для стапеля.

Практически все производители стапелей выпускают зажимы оснащённые сменными губками со специальной насечкой. Зажимы различаются шириной от 80 до 250мм. Узкие зажимы не самый лучший вариант, если ремонт затянулся. Машина от долгого висения на стапеле может “надеться” на узкие зажимы (деформируется порог). С широкими зажимами таких проблем нет. Отдельные производители вместо губок ставят стальные штыри (обрезанные дюбеля), которые протыкая металл отбортовки очень надёжно фиксируют машину, но после снятия со стапеля в пороге остаётся 48 дырок. Одно лечим – другое калечим. Какие бы кузовные зажимы Вы не применяли, при больших усилиях вытяжки рекомендуется использовать цепь прикреплённую к раме стапеля и силовой точке кузова напротив тягового зажима. Например при вытягивании лонжерона за болт крепления подрамника.

img297 - копия

В заключении хочу сказать,

что какой бы стапель Вы не выбрали, твёрдо помните одно: СТАПЕЛЬ – ЭТО ИНСТРУМЕНТ. О того как Вы будете им пользоваться зависит не только его успешная работа, но и Ваш заработок (микроскопом тоже можно гвозди забивать). Желаю успешной работы и правильного выбора оборудования!

О нас

Стапели от производителя. Продажа степелей дешевле аналогов на 30-50%. Гарантия 1 год! Наша компания занимается производством кузовного оборудования вот уже 8 лет и наши клиенты всегда остаются довольны! Наша компания, помимо основного рода своей деятельности, так же занимается изготовлением отдельных узлов, стапелей по Вашим чертежам на заказ, а так же ремонтом стапеля. Производство стапелей Vector основано на базе частного предприятия с использованием парка металлорежущих станков в т.ч. с ЧПУ. Cтапель Vector предназначен исключительно для профессионального использования. В случае неправильного использования стапелей Vector, организация-изготовитель ответственности не несет.

О стапеле Vector

Модульная конструкция рамного стапеля Вектор не ограничена моделями представленными в прайс листе. Вариаций стапеля около 40, наиболее популярные выделены на главной странице. Конкретно – это стапели Vector NZ, Vector Pro, Vector SL, Vector S+ и Vector S. На эти комплекты действует скидка. На кузовное оборудование нашего производства мы даём гарантию 1 год. Наша компания осуществляем продажу стапелей не представленных в прайс-листе при помощи составления собственной комплектации в разделе Собери свой стапель. Там Вы можете ознакомится с ценами на каждую комплектующую (башни стапеля, кузовные зажимы, перехваты, цепь, траверса, гидравлическое оборудование и пр.). Всё это поможет вам выбрать подходящий Вашему автосервису стапель.

Наша продукция

  • Шиномонтажный подъёмник Vector
  • Автомобильный стапель Vector NZ. Максимальная комплектация.
  • Автомобильный стапель Vector NZ. Базовая комплектация.
  • Автомобильный стапель Vector PRO. Максимальная комплектация.
  • Автомобильный стапель Vector PRO. Базовая комплектация.
  • Автомобильный стапель Vector SL. Полная комплектация.
  • Автомобильный стапель Vector SL. Расширеная комплектация.
  • Автомобильный стапель Vector SL. Базовая комплектация.
  • Автомобильный стапель Vector S. Расширенная комплектация.
  • Автомобильный стапель Vector S. Базовая комплектация.

Важные статьи

  • О стапеле Vector
  • Установка автомобиля на стапель
  • Недобросовестная конкуренция.
  • Вытяжка на стапелях Vector. Автомобили Bentley, Mercedes, Ford, Skoda, Daewoo.
  • Видео работы на стапеле Vector от нашего клиента.

Что такое стапель: виды, советы по выбору

Что это? Стапель – профессиональное оборудование для автосервисов, специализирующихся на кузовном ремонте. С помощью такой установки вытягивают поврежденные несущие элементы, возвращают кузову правильную геометрию.

Какие бывают? Стапели могут быть напольными, подкатными, рамными и платформенными. Выбор зависит от специализации, размера автомастерской, заложенного на покупку оборудования бюджета. О разновидностях, правилах выбора стапелей читайте в нашем материале.

В этой статье:

  1. Что такое кузовной стапель простыми словами
  2. Принцип работы стапеля для автомобиля
  3. Виды стапелей для кузовного ремонта
  4. Измерительные системы для стапелей
  5. Советы по выбору кузовного стапеля

Что такое кузовной стапель простыми словами

Ремонт кузова может быть двух видов: мелкий и крупный. В первом случае проводится устранение царапин, небольших вмятин и восстановление лакокрасочного покрытия. При наличии соответствующих навыков, материалов и инструментов, часть таких работ автовладелец может выполнить своими силами.

Значительно сложнее провести крупный кузовной ремонт. Он может понадобиться после ДТП, когда в результате столкновения автомобиля с другим транспортом или каким-либо препятствием нарушились геометрические параметры кузова. Здесь уже простой рихтовкой не обойтись. Чтобы восстановить нарушенную геометрию кузова автомобиля, необходим специальный стенд – стапель.

Стапель – это станок, основная задача которого состоит в вытягивании кузова автомобиля, благодаря чему можно вернуть ему заводские габариты. Такие стенды крайне редко встречаются у «гаражных умельцев». Это дорогостоящее оборудование используется в автосервисах, занимающихся кузовным ремонтом.

Информация об устройстве и разновидностях стендов для рихтовки транспортных средств позволит разобраться, как с помощью тех или иных видов оборудования можно решать задачи по кузовному ремонту.

Кузов входит в число наиболее важных компонентов автомобиля. Он включает множество деталей и комплектующих. Существенная деформация отдельных элементов кузова может привести к нарушению его геометрических параметров, что неизменно отражается на техническом состоянии и эксплуатационных характеристиках автомобиля.

Как было отмечено ранее, для устранения такого дефекта разработаны специальные стенды, которые получили название рихтовочный стапель.

Как правило, этот вид оборудования для кузовного ремонта оснащен гидравликой, позволяющей создавать значительные усилия, необходимые для восстановления конструкционных дефектов кузова, появляющихся в результате столкновения транспортного средства в аварийных ситуациях. Профессиональный стапель способен устранить даже очень серьезные повреждения.

Основные элементы рихтовочного стенда:

  • захваты и зажимы для стапеля;
  • цепи;
  • измерительное оборудование;
  • споттеры для рихтовки и точечной сварки.

Сложная конструкция стапеля и его комплектация позволяют не только прикладывать необходимые усилия к металлическим элемента кузова, но и точно дозировать нагрузку, распределять ее по отдельным конструкционным деталям, надежно крепиться к нужным деталям и проводить замеры важных параметров. Без такого оборудования можно по неосторожности «перетянуть» отдельные кузовные элементы, что приведет к невозможности выполнения ремонта.

Принцип работы стапеля

Как правило, стапели используются для выполнения работ по рихтовке автомобилей. На этом стенде можно вытягивать вмятины, несущие элементы и устранять различные дефекты кузова, которые появляются после ДТП. Такое оборудование позволяет точно восстанавливать заводские геометрические параметры автомобилей.

Чтобы разобраться, что такое стапель для кузовного ремонта автомобилей рассмотрим подробнее, как выполняется ремонт с помощью этого стенда:

  • Вначале специалисты по кузовному ремонту должны сделать диагностику автомобиля, чтобы выяснить характер повреждений кузова и составить список необходимых работ и запчастей.
  • Если на первом этапе принято решение, что есть возможность восстанавливать поврежденный автомобиль, его устанавливают на стапель, с жесткой фиксацией рамы, чтобы вытягивать кузов в разных направлениях.
  • Рихтовочный стенд комплектуется специальными захватами, цепями и измерительными устройствами. Специалист по рихтовке определяет участки, где будут выполняться дальнейшие операции по восстановлению кузова автомобиля.
  • За счет гидравлического оборудования стапель создает необходимое усилие в нужном направлении, контролируемое оператором. Функционал стенда позволяет сжимать или растягивать элементы кузова, возвращая им заводские размеры и форму.
  • С помощью измерительных устройств специалист по рихтовке может моделировать деформации, обратные тем, которые получил кузов при ДТП, чтобы вернуть ему заводские параметры. Усилия на стапеле прикладываются таким образом, чтобы не нарушить структуру металла.

В каталогах оборудования для автосервисов встречаются разные модели рихтовочных стендов, отличающиеся по принципу работы. При этом все они решают одну задачу, связанную с восстановлением геометрии кузова автотранспорта. Такие стенды используются для вытягивания вмятин и других видов деформации деталей из металла. Важно, что при выполнении таких работ сохраняется целостность и форма других элементов кузова даже тех, которые непосредственно сопряжены с поврежденными.

Особенность рихтовочных стендов в том, что они могут прикладывать целенаправленное усилие к определенной точке и участку кузова транспортного средства. К примеру, используя стапель можно вытянуть лонжерон, который был смят при ударе, не затрагивая уцелевшие детали. Рихтовка автомобилей может выполняться по различной технологии. При этом, довольно часто при серьезных повреждениях кузова сделать качественный ремонт можно только на стапеле.

Если профессионально подойти к работе на таком стенде и использовать его функциональные возможности, можно выполнять самые сложные работы, получая превосходный результат. После восстановления участок кузова, который был поврежден, будет выглядеть так же, как и новая кузовная деталь. В некоторых случаях можно будет даже обойтись без последующей покраски. Здесь все зависит от вида повреждений.

При сильных ударах в момент ДТП последствия для кузова транспортного средства могут быть самыми непредсказуемыми. С некоторыми видами деформаций не смогут справиться даже самые дорогие стапели. Выяснить возможность и характер восстановительных работ можно лишь в ходе специальной диагностики, которая может потребовать частичной разборки автомобиля. На этом этапе специалист определяет, позволяет ли ремонт на стапеле полностью устранить

Мастер определяет, насколько позволяет ремонт на стапеле восстановить поврежденный кузов в каждом конкретном случае. Возможно, в результате прилагаемых усилий произойдет полное разрушение несущих деталей.

Читайте также!

Рихтовочный стенд, как было отмечено, позволяет творить «чудеса» в области кузовного ремонта, но сам по себе он не сможет справиться с ремонтом. Важно, чтобы работающий на нем специалист имел высокую квалификацию и опыт в сфере восстановления кузова автомобилей. Автовладельцам, чьи транспортные средства побывали в ДТП, важно не простой найти автосервис, который предлагает услугу «вытяжка на стапеле», а еще и убедиться, что здесь работают грамотные рихтовщики.

Не следует ставить на первое место экономию, если нужно восстановить поврежденный кузов транспортного средства. Некачественная рихтовка обернется дополнительными затратами (к примеру, при нарушенной геометрии кузова будут быстро изнашиваться колесные покрышки).

Какие бывают типы стапелей: о чем важно знать

О чем речь? Стапель (стенд для восстановления геометрии кузова автомобиля) – один из основных инструментов для исправления и ремонта деформированного кузова автомобиля.

На что обратить внимание? На этом стенде можно вытягивать вмятины, несущие элементы и устранять различные дефекты кузова, которые появляются после ДТП. Есть несколько типов стапелей, которые применяются в автосервисе и позволяют точно восстанавливать заводские геометрические параметры автомобилей.

В этой статье:

  1. Что такое стапель
  2. Принцип работы стапеля для автомобиля
  3. Типы стапелей
  4. Самодельное оборудование
  5. Какой стапель нужен вам
  6. Плюсы и минусы самодельного устройства
  7. Измерительные системы для стапелей
  8. Советы по выбору кузовного стапеля

Что такое стапель

В автомобильном мире стапелем называется оборудование для восстановления геометрии кузова машины. Поскольку кузовной ремонт очень востребован и с необходимостью его выполнить сталкивается большинство автовладельцев, стапели есть в любом крупном сервисном центре.

Технологии в наши дни меняются очень быстро, и это касается оборудования для обслуживания машин. Современные стапели обладают намного большей функциональностью, чем их предшественники, и они способны обеспечить приложение усилия в любом направлении и с разными характеристиками, чтобы устранить повреждения кузова. Соответственно, приобретение данного оборудования является необходимостью для автосервисов, предлагающих своим клиентам подобные услуги.

Основной принцип при производстве кузовного ремонта, когда нужно убрать вмятину или восстановить геометрическую форму того или иного элемента, – приложение оптимальной нагрузки к деформированному участку, чтобы его поверхность приобрела исходный вид. Чаще всего для этого применяются гидравлические устройства, способные дать предельно точное, но при этом значительное усилие, величина которого доходит до нескольких тонн. Это усилие передается благодаря цепям, а также различным зажимам и захватам. Необходимым условием для успешности работы является надежная фиксация кузова на прочном основании.

Правда, нужно учитывать, что в зависимости от характера повреждений приходится использовать разные стапели – по размерам, конструктивным особенностям и функциональным возможностям.

Принцип работы стапеля для автомобиля

Наиболее популярная услуга в рамках кузовного ремонта – это рихтовка, представляющая собой восстановление деформированных металлических элементов. На рихтовочных стендах вытягиваются вмятины, выправляются заломы и устраняются другие дефекты кузова, обычно появляющиеся в результате ДТП. Более сложной и масштабной работой является восстановление геометрии автомобиля после серьезных столкновений и переворачиваний.

Чтобы было понятнее, как используется стапель при кузовном ремонте, выделим последовательность действий работников автосервисов:

  • Прежде всего производится общая диагностика, чтобы оценить характер повреждений и методы их устранения. Дефекты бывают прямые – это части кузова, на которые пришелся удар, и непрямые, когда механическая энергия удара передается дальше по цепочке. Специалисты определяют, восстановление каких элементов целесообразно, а какие нужно заменить, и составляют перечень требуемых работ и запчастей. Кроме того, важно определить оптимальный порядок производства операций, от чего зависит качество конечного результата.
  • Далее пострадавший автомобиль устанавливается на стапеле: рама жестко фиксируется, чтобы появилась возможность прикладывать усилие в разных направлениях.
  • Рихтовочный стенд снабжен измерительными приспособлениями, цепями и различными захватами. Рихтовщик выбирает участки, на которые будет направлено усилие, – здесь тоже важно не ошибиться, чтобы не нанести поверхностям новых повреждений.
  • Гидравлическое оборудование создает нужное усилие – при этом детали кузова растягиваются, сжимаются и выпрямляются. Все операции производятся оператором очень внимательно и с постепенным увеличением нагрузки на деформированный участок.
  • Чаще всего рихтовка включает в себя несколько этапов – сначала так называемая грубая работа, целью которой является устранение крупных дефектов, а потом доходит очередь до мелких вмятин и повреждений. В идеале кузовному элементу можно вернуть заводские параметры, так что структура металла не нарушается и после покраски он будет неотличим от новой детали.

Производители и поставщики оборудования для кузовных работ предлагают различные модели стапелей, по-другому называемых рихтовочными стендами: все они решают сходные задачи по устранению деформаций металлических деталей.

Конечно, небольшую вмятину можно выправить ручным инструментом, и специальное оборудование здесь не понадобится. Однако если машина побывала в серьезном ДТП, то без стапеля никак не обойтись.

Рихтовочные стенды позволяют выполнять самые сложные работы, получая превосходный результат. Их преимущество в том, что они обеспечивают предельно точное распределение усилия, чего невозможно добиться при ручной обработке. Также плюс в том, что они оснащены разнообразными приспособлениями и инструментами.

Хотя некоторые деформации нельзя устранить самыми современными устройствами, порой стапели буквально «творят чудеса», возвращая покореженному автомобиля форму, подобную той, какую он имел при сходе с заводского конвейера.

Разумеется, многое зависит от квалификации работников автосервиса. Несмотря на то что рихтовочные работы могут показаться простейшими, не требующими особых знаний и умений, в реальности опытный мастер способен выполнить то, что не под силу новичку. Именно специалист определяет место приложения усилия, его мощность, а также инструменты, наиболее эффективные для устранения конкретной деформации. Кроме того, этой работе противопоказана спешка: к примеру, при мелкой рихтовке серия легких воздействий обычно дает намного лучший результат, чем одно сильное.

Поэтому автовладельцу, чье транспортное средство побывало в ДТП, рекомендуется крайне ответственно отнестись к выбору ремонтного центра. Следы некачественно выполненной рихтовки будут видны невооруженным глазом, и радость от экономии на дешевом ремонте окажется короче, чем постоянное лицезрение его последствий.

Еще более значимы результаты восстановления геометрии кузова – здесь требуется абсолютная точность, поскольку при сохранении даже невидимых отклонений от заводских параметров ухудшатся эксплуатационные характеристики автомобиля, будут появляться трещины, зазоры между деталями, быстрее изнашиваться шины, что чревато созданием аварийной ситуации.

Типы стапелей

Основу любого стапеля составляет корпус, обеспечивающий фиксацию кузова в одном положении. Отличия устройств касаются набора элементов (чем их больше, тем богаче функционал стенда), а также конструкции.

По последнему параметру можно выделить четыре разновидности стапелей: подкатные, напольные, рамные и платформенные. Каждая из них имеет свое оптимальное предназначение и особенности.

Подкатные устройства

Это самые простые и доступные стапели, применяемые при производстве несложных ремонтных работ. Они компактны, мобильны и могут быть использованы для обслуживания самых различных транспортных средств и видов кузовов. С учетом небольших размеров, подкатные модели – идеальный вариант для гаража, но и в крупных автосервисах должно иметься подобное оборудование, чтобы задействовать его в тех ситуациях, где не требуются более громоздкие стенды.

Специальные системы позволяют осуществлять крепеж машины, как без отбортовки порогов, так и с отбортовкой. Лучше всего подкатные стенды использовать при ремонте лонжеронов, панелей, стоек и других не слишком массивных элементов кузова.

С другой стороны, небольшая подкатная техника не подойдет для исправления серьезных перекосов и других геометрических нарушений всего кузова. К тому же минусом является то, что подкатный стенд, не будучи стационарно закреплен, удерживается на месте лишь весом автомобиля, и в некоторых случаях ему не хватает устойчивости.

В целом, подобные станки имеют универсальное применение, но скромные размеры выступают как в качестве их преимущества, так и объективного недостатка. Для крупного ремонта их возможностей окажется недостаточно.

Читайте также!

Напольные стапели

Это более массивное и, самое главное, стационарное устройство, вмонтированное в пол помещения автосервиса. Система может включать в себя стойки и рельсы, к которым с помощью цепей и других приспособлений крепится машина.

Монтаж таких стапелей осуществляется на месте, и по стоимости и легкости установки они несильно отличаются от подкатных моделей.

Напольные стапели бывают разных размеров, и можно установить такой, который в наибольшей степени будет соответствовать форме и площади помещения, так что их достоинством является компактность и экономия пространства.Если временно конструкция не нужна, то рельсы можно приспособить для других целей.

К недостаткам следует отнести сложности при выполнении замеров.

Рамный тип стапеля

Данное оборудование относится к профессиональному классу, и обычно его можно встретить в крупных СТО. Рамные стапели занимают не очень много места и, как правило, оснащаются ножничными подъемниками, позволяющими поднимать автомобиль на удобную высоту. Каркас образует стальная рама, к которой крепится машина при помощи специальных зажимов. Такие устройства позволяют работать как с крупными, так и незначительными деформациями, давая возможность тянуть или давить в любом направлении.

Подобные модели по праву можно назвать золотой серединой при выборе оборудования для кузовного ремонта.

Платформенные стапели

Это самые дорогие, но и самые многофункциональные конструкции. На них можно восстанавливать геометрию кузова даже рамных внедорожников. Главный элемент – надежно закрепленная платформа, на которой жестко фиксируется ремонтируемый автомобиль.

Заезд обычно осуществляется по опускаемому мосту, а также стапель может оборудоваться рельсами. На самой платформе размещается множество точек, выполняющих роль опорных, и на них устанавливаются разнообразные приспособления, что облегчает труд рихтовщиков.

Кроме того, в комплект платформенного оборудования обычно входит лебедка и подвижные блоки для перемещения автомобилей, которые не могут идти своим ходом вследствие полученных в ДТП повреждений. Опорные стойки оснащаются гидравлическими механизмами создания усилия, причем эти стойки могут свободно перемещать вокруг платформы, что дает возможность работать с любого угла.

Наличие балок позволяют обслуживать тяжелые транспортные средства, а благодаря телескопической шкале есть возможность производить точные расчеты и измерения для координации всех операций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *